УДК 377
В.Б. Сажин, Ю.А. Чабаева, И. Селдинас, А.Б. Половников, ДМ. Кочетов, В.В. Козляков, О. Селдинас, М.Б. Сажина, И.А. Попов, Е.В. Матушкина, О.В. Козлякова, М.Б. Сажина, С.С. Мокрышев, С.Ю. Страздина, А.П. Булеков, ДМ. Кочетов, М.П. Тюрин, В.В. Козляков, A.C. Белоусов, Б.С. Сажин
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Высшая школа нетрадиционной медицины, Нью-Йорк, США
Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
We give expert opinion on the state of science and education in Russia. Innovations in science: the differentiation of universities, the creation of federal and national research universities, the competition "mega-grants" for strategic research funding, attract leading scientists to co-create the scientific and experimental infrastructure. The state of the labor market: the preferences of youth needs of the employer, starting salaries for graduates from different countries.
Приведены мнения специалистов о состоянии науки и образования в России. Новации в научной сфере: дифференциация вузов, создание федеральных и национальных исследовательских университетов, конкурс «мегагрантов» для стратегического финансирования научных исследований, привлечения ведущих ученых мира к сотрудничеству, создания научно-экспериментальной инфраструктуры. Проанализировано состояние рынка труда: предпочтения молодежи, запросы работодателя, стартовые зарплаты для выпускников вузов разных стран.
По мнению министра А. Фурсенко, если в сфере образования основные направления понятны, то в науке это не так четко выражено. «Действительно, в образовании принципиальные моменты не просто понятны, они реализованы в виде проектов и работают. Процесс пошел, назад его повернуть невозможно, даже если кто-то захочет. И меня сейчас больше интересует реформа науки, где ситуация пока другая. Здесь работа сложнее, но думаю, что и с этим мы справимся».
Судя по тому, как «справились» с образованием, позиция министра настораживает.
По информации ректора Государственного университета — Высшей школы экономики профессора Я. Кузьминова и ректора Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессора В. May, в 1990-х годах наукой в вузах занимались 38% преподавателей, а за последние два десятилетия их доля уменьшилась до 16%. При этом менее чем у 10% вузов исследовательский бюджет превышал 50 тыс. рублей в год в расчете на одного преподавателя. В итоге отечественная высшая школа выпала из международных рейтингов, уступив место китайской.
Аналитики Я. Рощина и М. Юдкевич в своем исследовании «Факто-
ры исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды?» показали, что российские педагоги воспринимают преподавательскую деятельность как безусловно основную, которая отнимает большую часть их времени. В то время как в американском вузе преподаватель — это, прежде всего, «исследователь, у которого есть еще и обязанность преподавать». Еще одна важная особенность отечественной научной среды — отсутствие взаимосвязи между университетами и, как следствие, отсутствие единых для всего рынка стандартов исследования: в каждом вузе есть «свое представление о том, что такое процесс, что такое результат, что такое исследование высокого качества». Причем в региональных вузах, оторванных от мирового академического сообщества, специфичность критериев еще выше. За два десятилетия Россия лишилась около 3 млн. ученых. По данным опроса Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий среди молодых российских ученых, 63% респондентов хотели бы заниматься наукой за рубежом и всего 26% — в России, еще 11% ученых не определились с ответом. Среди основных причин профессиональной эмиграции респонденты называли отсутствие технической базы, низкий уровень зарплат и социального обеспечения. Доля нового оборудования в отечественных НИИ не превышает 20%, а заработок молодых ученых редко выше 15 тыс. рублей в месяц. Еще один печальный критерий — уровень востребованности научной деятельности. Доля принятых к разработке инвестиционных идей составляет 1%.
По утверждению заместителя губернатора Тверской области А. Кас-паржака, задача образования—услышать запрос экономики и адекватно на него отреагировать, одновременно поддерживая жизнеспособность всей системы, даже по тем отраслям, которые в определенный период оказываются вне приоритетов. Это сложная совместная работа департаментов экономики, образования, занятости населения при активном участии ассоциаций работодателей, бизнеса.
По информации эксперта А. Черныха, Министерство образования и науки России было создано в ходе административной реформы 9 марта 2004 года, получив функции упраздненных Министерства образования, Агентства по патентам и товарным знакам, а также часть функций Министерства промышленности, науки и технологий. Курирует все уровни образования, воспитание и социальную защиту детей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту интеллектуальной собственности, научную, научно-техническую и инновационную деятельность. В структуре ведомства 18 департаментов, штатная численность центрального аппарата составляет 850 человек. В ведении министерства находятся две службы — Роспатент и Рособрнадзор. Под его контролем 56,8 тыс. государственных учебных заведений, в которых обучаются около 21,7 млн. человек. Минобрнауки и подчиненные ведомства в 2009 году освоили 390,8 млрд. руб. бюджетных средств. Общие расходы в 2010 году составили 334,2 млрд. руб.
Эксперт Д. Николаева отмечает, что в 2011 -2013 годах из федераль-
ного бюджета на модернизацию школьного образования будет дополнительно выделено 120 млрд. руб. (20 млрд. руб. в 2011 году, 60 млрд. руб. в 2012 году, 40 млрд. руб. в 2013 году). Главная цель дополнительного финансирования — повысить среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты по экономике регионов. По словам министра А. Фурсенко, учитель «должен чувствовать себя обеспеченным человеком». Предполагается, что, в результате принятых мер, зарплата учителей возрастет в среднем на 20-30%.
По заявлению председателя правительства РФ В. Путина, подобно «средней температуре по больнице» средняя зарплата педагога в мае 2011 года составила 15 тыс. руб. (т.е. 70% от средней по экономике страны заработной платы). При том, что в целом ряде регионов зарплата педагога со стажем составляет 7-7,5 тыс. руб., а молодого специалиста - 5,5 тыс. руб.
Политолог Г. Бовт со ссылкой на кадровые агентства утверждает, что в 2011 году подтверждают, что сейчас возрос спрос на технарей (рис. 1). Их стартовые зарплаты уже выше, чем у гуманитариев и экономистов: у экономиста, юриста и бухгалтера - это 20 тыс. руб., у инженера-проектировщика -27 тыс. руб., у программиста - 30 тыс. руб. Для молодого специалиста очевидно, что мало шансов на то, что эта стартовая зарплата существенно возрастет, зато высока вероятность, что после 35 лет на твоё место подыщут выпускника опять на стартовую позицию. Иначе - в Европе, где тоже растёт спрос на инженеров, но соответственно растёт и стартовая зарплата. По оценке немецкого журнала Der Spiegel, в 2011 году средний годовой доход начинающих инженеров во Франции и Германии составляет от 36 тыс. до 45 тыс. евро (до вычета налогов). При этом зарплата прямо зависит от уровня образования.
Рис. 1. Доля выпускников по специализации «Естественные науки, инженерное дело, производство, строительство, сельское хозяйство» к общему числу выпускников
(по данным Е. Бовта)
Окончившие магистратуру европейцы зарабатывают больше коллег-бакалавров: в среднем 42 тыс. евро против 39 тыс. евро в год. А те, кто окончил ещё и аспирантуру, начинают уже с 51 600 евро.
По мнению аналитика Н. Ямницкой. термин «молодой специалист» в отношении выпускников большинства российских вузов не совсем правомерен. Среднестатистический выпускник молод, однако о деталях будущей профессии он осведомлен весьма поверхностно. В высшей школе студентов учат учиться, обрабатывать большие объемы информации в сжатые сроки, но, как правило, не объясняют, как применять полученные навыки на практике. Традиционная схема российской высшей школы работает по принципу «семинары-лекции», в отличие, например, от британской модели, которая включает в том числе занятия в лабораториях и мастерских. В России практической работы у студентов крайне мало и они подчас просто не понимают, куда двигаться дальше, оказавшись за стенами альма-матер. В Британии будущие специалисты на старших курсах принимают участие в научных исследованиях вузов, будь то социальный проект, проект для вуза или заказ от частной фирмы или правительства—все они, как правило, носят междисциплинарный характер. Для большинства же российских студентов и аспирантов возможность совмещать учебу с наукой была до настоящего времени недостижимой мечтой.
По мнению эксперта А. Лапшова, 50% профессий, которые будут наиболее востребованы через десять лет, еще не существует. В эпоху непрерывного развития и модернизации различных областей жизни подходы, критерии и потребности в профессиональном образовании меняются. К примеру, растет значимость образования в течение всей жизни: чтобы сохранить конкурентоспособность, современному профессионалу важно постоянно приобретать дополнительные знания и компетенции, которые повышают стоимость специалиста на рынке и позволяют при необходимости переквалифицироваться. К тому же появляется необходимость в новых профессиях и специализациях в областях, где нет готовых специалистов хотя бы в силу того, что области эти еще только формируются.
Наилучшим примером здесь является сфера инноваций: модернизация экономики ставит одной из ключевых своих задач воспитание новых кадров. Дефицит квалифицированных сотрудников, ориентированных на инновационные технологии, инструменты и методы производственного процесса,— актуальная проблема для многих отраслей, в том числе коммуникационной.
Интересно отметить, что во многом причиной торможения инноваций в стране становится коммуникационный фактор. Управленческие решения и технологии, внедренные в стране в рамках задачи создания в России эффективной национальной инновационной системы, не работают в полную силу ввиду общей институциональной незрелости российского общества.
Именно на плечи коммуникаторов ложится задача налаживания взаимодействия между всеми участниками инновационной деятельности — государством, бизнесом, учеными, образованием. Однако традиционных РЛ-технологий становится недостаточно.
С 2007 года при Стэнфордском университете существует Центр инноваций и коммуникаций, основанный на базе Центра инновационной журналистики университета. Обучение практикующих специалистов дисци-
плине innovation communication («коммуникации в сфере инноваций»), специализированному направлению коммуникационной деятельности, целью которого является стимулирование активного межотраслевого диалога и разработка методологии и инструментов, способствующих устойчивому развитию инновационного общества, проходит по нескольким направлениям — журналистика, связи с органами государственной власти, местным и научным сообществом, бизнесом, искусством и т. д.
С ноября 2010 года по инициативе российского отделения ABC подобная программа стартовала в МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия спецсеминаров «Коммуникации в сфере инноваций» ориентирована на студентов специальностей «журналистика», «связи с общественностью», «реклама».
Эксперт Н. Ямницкая уверена, что за последние два года в научной сфере наметились значительные изменения: появилась дифференциация вузов, созданы федеральные университеты (ФУ) и национальные исследовательские университеты (НИУ), а также прошел конкурс на получение стратегических сумм на научные исследования.
По мнению директора по исследованиям фонда «Открытая экономика» И. Стерлигова, перед федеральными университетами и НИУ стоит задача построения исследовательских университетов мирового уровня, открытых и привлекательных для студентов, преподавателей и ученых развитых стран. Каждый НИУ и ФУ в своей программе развития облекает эту цель в комплекс приоритетных задач и ставит индикаторы, по которым Минобрна-уки будет оценивать его успех. Для всех НИУ есть обязательные индикаторы, и если вуз их не достигает, он может потерять свой статус и соответствующее госфинансирование. В частности, в список таких индикаторов входит: количество публикаций в международных журналах, доля доходов от НИОКР, доля иностранных учащихся и молодых преподавателей.
В 2010 году в России прошел уникальный конкурс на получение стратегических сумм на научные исследования. Гранты от правительства РФ в размере до 150 млн. рублей уже окрестили «мегагрантами» (сумма в три раза превышает размер Нобелевской премии и, тем более, размер стандартного гранта на Западе). Задача конкурса — возвращение на родину эмигрантов от науки, а также частичное смещение центра научной жизни из учреждений РАН в высшие учебные заведения страны. По мнению И. Стерлигова, это обусловлено провалом реформы РАН и серьезным сопротивлением президиума и общего собрания академии. По заявлению одного из 40 победителей конкурса «мегагрантов» чл.-корр. РАН С. Лукьянова, для оценки научной результативности получивших гранты будут использованы две системы оценок. С одной стороны, формальная отчетность: выполнение нормативов, заложенных в проекты, то есть создание не менее двух научных статей или патентов в год. С другой — научная экспертиза успешности по результатам экспертной оценки ученых на предмет реальной значимости сделанных лабораторией разработок. По первому пункту выполнить нормативы несложно, поскольку уровень журнала не оговаривается — это может быть простой журнал, а может быть и Nature. Во втором случае нужно достичь какой-то серьезной планки, иначе не будет продления проекта, а за два
года сильную лабораторию создать не удастся. Проект носит ярко выраженный инфраструктурный характер — в России должны появиться хорошо оснащенные лаборатории, в которых необходимо наладить обучение молодых кадров на современном уровне.
По выводам эксперта Т. Рыбаковой, российский бизнес жалуется на недостаток квалифицированных кадров, выпускники колледжей и вузов жалуются на проблемы с трудоустройством, и все жалуются на то, что образование страшно далеко от реальной жизни.
Так по информации проректора Высшей школы экономики И. Фру-мина, большинство российских студентов считают, что вуз не дал им опыта самостоятельной работы. Это означает, что одна из самых серьезных проблем - формирование социальных компетенций, то есть не просто получение, но и осмысление опыта. Государство сделало шаг навстречу бизнесу. В соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2011 -2015 годы Министерство образования и науки разработает и внедрит в 16 регионах комплексные программы модернизации системы профессионального образования.
По заявлению директора департамента профессионального образования Минобрнауки А. Никитова, модернизация профобразования — это продолжение образовательных реформ: национальный проект «Образование», ФЦП развития образования на 2006-2010 годы, переход с 2011 года на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), что влечет за собой работу по новым госстандартам в условиях демографического спада и необходимости модернизации. Предполагается разработать в сотрудничестве с бизнес-сообществом по 24 программы профессионального образования для каждого из 16 регионов. Программы должны, с одной стороны, соответствовать потребностям работодателей региона, а с другой— задачам социально-экономического развития страны. Развитие образования в регионах не может идти фрагментарно, не может делиться на федеральный и региональный уровни. Упор будет делаться на развитие кластеров образовательных учреждений на базе вузов (связка ПТУ—колледж—вуз) без оглядки на то, к какой системе — региональной, ведомственной или федеральной — относится данное образовательное учреждение. Ориентиром послужат ведущие вузы страны: МГУ, СбПГУ, федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, чьи выпускники сегодня востребованы в экономике. Причем, в реализации разработанных программ будут участвовать все органы региональной власти — сегодня у многих из них есть свои планы развития курируемых отраслей, свои образовательные учреждения, а Минздравсоцразвития будет отвечать за региональный баланс трудовых ресурсов. При разработке и реализации программ предполагается активное участие работодателей, в том числе их объединений: как региональных объединений и отраслевых союзов и ассоциаций, так и региональных отделений федеральных объединений работодателей — РСПП, «Деловая Россия», «Опора» и др. Информацию от работодателей об их потребностях свяжут с имеющимися у регионов стратегиями социально-экономического развития и на этой основе выявят по три ключевых сектора,
определяющих потенциал развития каждого из регионов, для которых и будут готовиться специалисты по новым программам.
По мнению специалистов, уже в конце 2010 года практически во всех отраслях рынка труда кризис был в основном преодолен (рис. 2). С 2011 года выпускникам вузов несколько легче найти работу. Вряд ли выпускникам будут предложены такие же ставки, как опытным сотрудникам на аналогичных должностях, однако, отмечают эксперты, многие компании возобновили программы стажировок и трудоустройства выпускников (рис. 3).
Рис. 2. Соотношение предложения и спроса в январе и декабре 2010 года по сферам деятельности (по данным Исследовательского центра Super Job)
Исследователи Д. Николаева и Д. Бутрин для того чтобы выяснить, насколько нынешняя безработица отличается от докризисной по своей структуре, провели сравнение двух обследований населения по проблемам занятости Росстата за один и тот же период — за февраль 2008 года и февраль 2011 года, чтобы исключить влияние сезонности. Регистрируемая Рострудом безработица в 2011 году находится в рамках показателей 2008 года — 1,6 млн человек. Однако остальные сравниваемые данные расходятся. Если рассматривать безработицу, которая определяется по методологии Международной организации труда (МОТ), то оказывается, что нынешняя безработица выше, чем докризисная, на 0,5% и составляет 7,6%. Также если в 2008 году общая безработица составляла 5,3 млн человек, то сейчас — 5,7 млн, то есть больше на 400 тыс. На этом фоне численность экономически активного населения, к которому относятся как занятые, так и безработные в возрасте 15-72 лет, увеличилась за три года с 74,8 млн до 75,2 млн человек. Между тем уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) сократился с 66,8 до 62,7%. Один из выводов, которые эксперты не подвергают сомнению, это то, что безработица «состарилась». Поскольку в кризис увольняли работающих, то в основном они, а не студенты и выпускники дополняли армию безработных. Так, средний возраст безработных увеличился за три года с 34,8 до 35,6 года, а уровень молодежной безработицы (до 25 лет) снизился с 29 до 25,9%. При этом безработица стала более «опытная». Численность безработных, которые не имели опыта трудовой деятельности, за три года снизилась с 28,6 до 26,5%.
4 ИНЖЕНЕРЫ, ТЕХНОЛОГИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СО ЗНАНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
5 1Т.-ПРОГРАММИСТЫ, ВЕБ-РАЗРАБОТЧИКИ, СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ТЕХПОДДЕРКИЕ
6 ЛИНЕЙНЫЙ И РАБОЧИЙ ПЕРСОНАЛ: КАССИРЫ, ПРОДАВЦЫ, ОПЕРАТОРЫ САН-ЦЕНТРА, ПОВАРА, ЭЛЕКТРОМОНТЕРЫ, СТРОИТЕЛИ, ТРАКТОРИСТЫ, БУЛЬДОЗЕРИСТЫ, СВАРЩИКИ, КАМЕНЩИКИ
Рис. 3. Десять наиболее востребованных специальностей в 2011 году (по данным рекрутинговой компании «Анкор»)
По заключению генерального директора компании «ЭКОПСИ-Консалтинг» П. Безручко, самый главный, системный и долгосрочный дефицит предложения будет в секторе высококвалифицированных рабочих и
ИТР в крупных отраслях реального сектора, в промышленности. Будет набирать обороты как внутриотраслевая, так и межотраслевая конкуренция за эти кадры и за лучших выпускников высших и средне-специальных учебных заведений профессионального образования.
стабильность работы и финансовая безопасность
быть в ояьноьесин между профессией и личной жизнью
быть преданным делу
или работать ради высокой цели
Рис. 4. Карьерные цели студентов в России, в Китае и в США. Цели ранжированы по предпочтениям (10-максимум, 1-минимум) (по данным Univercum)
По мнению эксперта Д. Николаевой, в отличие от западных коллег, российских студентов привлекает в работодателях финансовая сила и стабильность, поэтому лидерами российского рейтинга идеальных работодателей стали «Газпром», ЛУКОЙЛ, Сбербанк и РЖД. По данным шведской исследовательской компании Universum, специализирующейся на исследова-
ниях предпочтений студентов при выборе карьеры и осуществившей интернет-анкетирование 13 тыс. студентов ведущих вузов России, студенты в РФ оказались равнодушны к очень популярной среди студентов Европы «творческой и динамичной рабочей атмосфере». В отличие от россиян, для западных студентов идеальные работодатели—те, которые известны своим творческим подходом: Google, Apple, L'Oreal. Как показали результаты опроса (рис. 4), для российских студентов, не ищущих ни творческой и динамичной атмосферы работы, ни баланса между работой и отдыхом, что характерно для студентов Европы и США, главное, особенно в свете недавнего кризиса — надежность и стабильность работодателя. Несмотря на то что этот критерий (студентам было представлено 40 карьерных предпочтений) при выборе будущего работодателя вошел в тройку лидеров при опросе студентов почти всех стран (исключение составили французы, поставив его на седьмое место), только студенты РФ поставили стабильность работы и финансовую безопасность на первое место. В отличие от китайцев россияне не стремятся управлять, по крайней мере сразу. А вот желание стать экспертом-специалистом в своей области у россиян гораздо выше: эта цель для них важнее, чем возможность проявить творческие и предпринимательские качества (рис. 4).
Приоритет студентов в выборе финансовой стабильности на будущем месте работы и идеальных работодателей преимущественно монополий и компаний нефтяного сектора заставил экспертов Universum прийти к выводу, что лидеры российского рейтинга идеальных работодателей у российских студентов «не ассоциируются ни с инновациями, ни с творчеством, ни с динамичной атмосферой». «Наоборот, им кажется, что эти характеристики у данных работодателей развиты ниже среднего»,— отмечают авторы исследования.
По мнению эксперта в области современных образовательных технологий Д. Конанчука, вызовы времени требуют от вузов новых результатов образования, в том числе формирования у студентов универсальных и дея-тельностных компетенций, необходимых для жизни в условиях постоянных изменений. Для этого необходима масштабная технологическая модернизация профессионального образования, в первую очередь переход на активные и проектные методы обучения, сбалансированное совмещение учебной и практической деятельности». По его мнению, необходимо переходить от общих прогнозов к кадровому обеспечению конкретных программ развития—корпоративного, регионального и государственного уровня. Есть проблема кардинальной перестройки деятельности вузов—ухода от индустриальной модели, где во главу угла ставится подготовка специалистов по заранее определенным планам, к инновационной модели обучения, которая обеспечивает формирование у студента базовых компетенций для жизни в современном мире, дает выбор гибких образовательно-карьерных траекторий, возможность их смены в ходе обучения.