Научная статья на тему 'Российское казачество: основные этапы возрождения'

Российское казачество: основные этапы возрождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
764
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское казачество: основные этапы возрождения»

зз/2ооз шт

_Вестник Ставропольского государственного университета |||||[

Политически тта

РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

А.Г. Масалов

Демократические преобразования нашего общества сопровождаются модернизацией социально-политической системы России, появлением в ней новых и восстановлением утраченных за годы советской власти традиционно-российских социально-политических институтов и общностей, среди которых выделяется казачество. Его традиционная жизнедеятельность, модернизация из военно-служилого сословия в субэтнос русского народа и социально-политический институт были прерваны советским государством по идеологическим соображениям в 1920 г. Но потомки казаков сохранили неистребимый «казачий дух», который служит основным фактором их самоидентификации и самоорганизации.

Движение за возрождение казачества активизировалось в конце 80-х гг. XX в. и институализировалось в 1991 г. Массовость его социальной основы обеспечивают до 10 млн. граждан, признающих себя потомками донских, терских, кубанских, яицких и иных казаков (1). За годы возрождения современное российское казачество прошло сложный путь от малочисленных разрозненных неформальных групп энтузиастов до централизованной системы войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр РФ. В 56 субъектах Федерации действуют 10 войсковых и 16 отдельных (окружных и отдельских) «реестровых»» казачьих обществ. Готовится к включению в государственный реестр Войсковое казачье обще-

ство Центра России. По данным Управления Президента России по вопросам казачества, членами казачьих обществ являются 659,4 тыс. человек, из которых каждый третий (227,6 тыс. человек) выразил желание нести государственную службу. Кроме «реестровых» казачьих обществ в 82 субъектах Федерации зарегистрировано более 680 казачьих общественных организаций (2).

На Северном Кавказе действуют три войсковых казачьих общества, внесенных в государственный реестр РФ, - «Всевели-кое войско Донское» (Ростовская и Волгоградская области), Кубанское (Краснодарский край, Адыгея и Карачаево-Черкесия) и Терское (Ставропольский край, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня). Их социальную базу составляют многочисленные потомственные казаки. Так, в середине 90-х гг. в Ростовской области к потомкам казаков себя причисляли более 1 млн. человек, в Краснодарском крае - до 1,3 млн. человек (3).

В некоторых республиках Северного Кавказа действуют казачьи общественные объединения, пользующиеся особой поддержкой местной политической элиты. Например, в Кабардино-Балкарии сформирован Терско-Малкинский казачий округ численностью около 2,5 тыс. казаков; в Ингушетии в трех казачьих общественных организациях насчитывается около 100 членов. Такие казачьи организации

сохраняют обособленность от «реестровых» казачьих обществ.

Значительное количество потомственных казаков не вошло в казачьи общества и общественные организации, формально не участвует в процессе возрождения. К ним относятся, например, потомки казаков-некрасовцев, которые после реэмиграции из Турции компактно поселились в Левокумском районе Ставропольского края, бережно сохраняя общность старообрядных культурных традиций предков.

Таким образом, современное казачество является многокомпонентной по-лиэтничной и поликонфессиональной социальной общностью, основным системо-образущим фактором которой служит самоидентификация граждан с традиционным российским казачеством.

В связи с тем, что с 1920 г. на период активной жизни трех поколений казачество лишилось таких основ традиционной жизнедеятельности, как иррегулярная казачья воинская служба, особый порядок природопользования и др., современное казачество не является непосредственным преемником традиционно-российского казачества. Поэтому сущность его возрождения в конце XX - начале XXI в. не сводится к реанимации существовавшего до 1920 г. российского казачества, а является процессом реконструкции казачьей социальной общности по ее отдельным фрагментам. Но так как представления о прошлых характеристиках казачества часто мифологизируются, то обнаруживается многообразие моделей возрождаемой казачьей социальной общности, каждая из которых на свой лад пытается совмещать традиции вековой давности с современными условиями.

Процесс возрождения казачества идет нелинейно. В нем можно выделить периоды, определяемые как содержательно, так и хронологически. Предпосылки качественных различий формируются в предшествующих периодах, что обеспечивает их преемственность. Однако в определенное время происходят события, указывающие на достижение предела (меры) эволюционных количественных измене-

ний и радикальные качественные изменения (скачок), с которых начинаются новые содержательные этапы изучаемого процесса.

В научной литературе отмечены разнообразные подходы к периодизации возрождения казачества. Например, авторы «Истории Донского казачества» выделяют в этом процессе три этапа: первый (1990-1991 гг.) характеризовался подъемом казачьей культуры, активным изучением истории, выработкой опыта организации казачьих обществ; второй (19921997 гг.) отличался ростом численности казачьих организаций, их выходом на политическую арену, разработкой государственных программ развития казачьей экономики, местного самоуправления; третий (1997 г. - настоящее время) связан с появлением нормативных актов о государственной службе казаков, которые неоднозначно восприняты казачеством и вызвали его деление на сторонников и противников «реестровых» обществ (4). Приведенная периодизация является спорной, так как не совпадает с датами принятия важных политико-правовых документов и значительными событиями в развитии казачьего движения. Очевидно, процесс возрождения имеет большее количество содержательно-хронологических этапов. Для их выявления необходимы эмпирические показатели количественных и качественных отличий периодов развития изучаемого феномена. Такие показатели можно обнаружить при изучении политологических аспектов возрождения казачества в местах его традиционного размещения, подобных Ставропольскому краю.

Ставрополье занимает центральное положение в Северо-Кавказском регионе и граничит с большей частью расположенных здесь субъектов Федерации. Край имеет богатые природные ресурсы, является одной из крупных житниц и здравниц России. По территории края проходят важные транснациональные транспортные и энергетические магистрали, что предопределяет его важную роль в экономике юга России. Из-за своего местоположения Ставрополье служит зоной мно-

33/2003 Н

Вестник Ставропольского государственного университета |||||[

говекового взаимодействия и ассимиляции европейской и азиатской цивилизаций.

Более десяти лет жители края, имеющего административную границу с Чеченской Республикой, являются «живым щитом» на южных рубежах Отечества, принимают на себя первые удары расползающихся из Чечни по всей России и сопредельным государствам идеологов и организаторов национального и религиозного сепаратизма, терроризма. По этим и другим позициям Ставропольский край занимает ключевое место в СевероКавказском регионе и в России, поэтому здесь проявляется действие не только специфических региональных и местных, но и общих закономерностей возрождения казачества.

На территории современного Ставропольского края исторически сформировались места компактного проживания терских (южные и юго-восточные районы) и кубанских казаков (западные и юго-западные районы). До 1920 г. традиционно казачьи поселения относились к областям Кубанского или Терского казачьих войск, а также Ставропольской губернии, во многих населенных пунктах которой компактно проживали потомки казаков, переведенных в крестьянское сословие после окончания Кавказской войны. Государственная перепись населения 1926 г. зарегистрировала на территории современного Ставропольского края около 260 тыс. человек казачьего происхождения (5). В восточных районах края казачьи поселения образовались позднее - в 30-40-е гг. XX в. в связи с принудительным переселением расказаченных и раскулаченных казаков на «черные» земли. Так Ставрополье стало местожительством различных групп казаков, что осложняет их идентификацию и организацию.

Анализ процесса возрождения казачества на Ставрополье обнаруживает несколько качественно изменяющихся во времени (содержательно-

хронологических) периодов, которые отличаются уровнем организованности казачьих обществ и объединений, характером их взаимодействия между собой и с

органами государственной власти, местного самоуправления, а также результатами реализации целей казачьего движения.

Очевидно, социально-психологические предпосылки возрождения казачества имелись в советском периоде, но они сдерживались тоталитарной политической системой. С начала 80-х гг. научная, творческая общественность стала заявлять о казачьих проблемах на научно-практических конференциях, в научных и публицистических работах. Но при идеологическом контроле КПСС, продолжавшемся до августа 1991 г., такая деятельность интеллигентов-энтузиастов не была массовой, сосредоточивалась в исторической науке и культуре, не имела необходимых правовых и материальных основ для официального восстановления казачества в социально-политической структуре советского общества. Поэтому период 80-х гг. XX в. может считаться подготовительным. Его отличительными чертами является спонтанная самоорганизация малочисленных неформальных объединений потомственных казаков. Подготовительный этап был необходим для подготовки общественного сознания к последующим демократическим преобразованиям.

Подготовительный этап казачьего движения осложнялся утратой у казачества формальных основ самоидентификации - военно-служилых, общинно-земледельческих и других. Для развития казачьего самосознания требовалась интегрирующая, мобилизующая культурно-просветительная и воспитательно-мировоззренческая деятельность интеллигенции. В этом проявлялась первостепенная роль духовного фактора возрождения казачества, основы которого казачья интеллигенция закладывала в литературе, кино, песенном и ином фольклорном творчестве.

Известный перелом общественного мнения в пользу возрождения казачества произошел в середине 80-х гг. благодаря научной и творческой интеллигенции. Особую роль в этом деле сыграли ученые Ставрополья. В 1980 и в 1986 гг. они до-

бились проведения в Ставропольском крае 1-ой и 2-ой всесоюзных научных конференций «Казачество в Октябрьской революции и гражданской войне». На этих конференциях впервые с научной трибуны звучала историческая правда о казачестве, привлекалось внимание общественности к современным казачьим проблемам.

В последующие годы научная интеллигенция также положительно влияла на общественное мнение о казачестве, формировала в общественном сознании представления о необходимости восстановления казачества в социальной структуре общества.

На Северном Кавказе, в Ставропольском крае казачество возрождалось в соответствии с общей тенденцией идентификационной мобилизации репрессированных народов. Но процессы формирования национальных движений шли быстрее в связи с тем, что для них нормативно-правовые основы создавались советским законодательством с 1989 г. (6). У казачества таких правовых основ не было до 1991 г.(7).

В 1989 г. инициаторы казачьего движения перешли к конкретным организационным мероприятиям. В ноябре 1989 г. известный казачий писатель В.В. Хода-рев создал в Ставрополе организационную группу, которая установила связи с такими же энтузиастами в Москве, Ростовской области, Краснодарском крае, других регионах. Совместными усилиями энтузиасты подготовили и провели 30 июня 1990 г. в Москве Большой круг, учредивший общественное объединение «Союз казаков», первоначально состоящий из 28 казачьих организаций (8). Большой учредительный круг завершил подготовительный этап и послужил началом для первого содержательно-хронологического периода реального возрождения российского казачества -периода его институализации.

Ставропольский оргкомитет обеспечил проведение 28-29 сентября 1990 г. первого съезда казаков Ставрополья, учредившего общественную организацию «Ставропольский краевой Союз казаков»

(СКСК) (9). По мнению организаторов, СКСК представлял интересы 1 млн. человек, причислявших себя к казакам в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской автономной области (10).

Первыми подразделениями СКСК в 1990 г. стали Зеленчукский и Пятигорский казачьи округа, казачий круг г. Ессентуки.

Краевой Союз признавался одной из самых активных и многочисленных казачьих организаций Советского Союза. По этой причине 8-10 ноября 1991 г. в Ставрополе прошел второй Большой круг Союза казаков России, на котором присутствовали 800 делегатов от 300 тыс. членов казачьих организаций.

Организаторы СКСК привлекали к казачьему движению не только потомственных казаков, но и других людей, желавших участвовать в нем из патриотических и романтических соображений. Но наряду с ними к казачьему движению примкнули «случайные попутчики», рвавшиеся к власти «на казачьей волне». Некоторые члены казачьих организаций в силу заблуждений или корыстных целей произвольно интерпретировали казачьи традиции, допускали нарушения правопорядка и законности. Это порождало у части населения негативное отношение к казачеству. Остаточные последствия негативных оценок сохраняются в массовом сознании и в настоящее время.

Помимо СКСК в крае обособленно действовали малочисленные казачьи организации «Белое братство», «Союз казачьих войск России и зарубежья», «Ставропольское войско Великого братства казачьих войск», «Союз казачьих формирований».

Лидеры казачьего движения добивались повышения организованности казачьих объединений на основе роста самосознания казаков. Это привело казачье движение ко второму этапу - периоду активной идентификации казачьих обществ с традиционными казачьими войсками. Эмпирически он проявлялся в 1991-1992 гг. дифференциацией казачьих организаций на основе личной и групповой иден-

33/2003 Н

Вестник Ставропольского государственного университета |||||[

тификации с предками, принадлежавшими к различным казачьим войскам.

21 ноября 1992 г. на Большом круге СКСК потомственные казаки-терцы, проживающие в регионе Кавказских Минеральных Вод, вышли из Союза и создали общественную организацию «Пятигорский округ Терского казачьего войска». По мнению ее атаманов, к 1994 г. организация насчитывала 67 тыс. казаков (11), хотя проверки устанавливали наличие документов на 22,5 тыс. казаков (12).

Дифференциация казаков по историческим признакам ослабляла единство казачьей общности, что противоречило актуальным запросам казаков, так как в то время на Северном Кавказе активно действовали сепаратистские националистические движения. Их мотивами служили реальные национальные запросы и выдаваемые за них лженациональные интересы криминальных группировок, которые стимулировали различные формы этнической, родовой, клановой, тейповой и иной мобилизации на борьбу с «виновниками национальных бед», которыми объявлялись «инородцы» и «иноверцы». Национальная мобилизация «титульных»» народов республик Северного Кавказа на основе деления общества на «своих и чужих»» порождала административное, экономическое и физическое вытеснение из республик «нетитульных»» народов, в число которых попали и казаки, проживающие здесь более трех веков и по этнографическим признакам давно уже считавшиеся коренными.

Но в 80-90-х гг. государство было настолько ослаблено внутриполитической борьбой, что не могло эффективно противодействовать местному

национализму и сепаратизму. Поэтому естественной реакцией населения на реальную угрозу жизненным интересам стала самоидентификация и самоорганизация «нетитульных»» этнических групп населения. Потомкам казаков пришлось вспомнить историю появления в Предкавказье их предков, большая часть которых принудительно переселялась на «погибельный Кавказ» в XУШ в. и выполняла функции «живого щита» на

щита» на южных границах Российской империи.

Современные казаки, оставленные без государственной поддержки, испытывали на себе реальные проявления национализма, сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма. Поэтому они стремились к самосохранению и стабилизации социально-политической ситуации в регионе с помощью единой социально-политической организации. В 1993 г. интеграционные процессы усилились и последующий третий содержательно-хронологический этап (1993-1996 гг.) стал периодом интеграции разрозненных казачьих обществ в единую региональную казачью организацию. Начало этапа ознаменовал Большой круг казачьих организаций Северного Кавказа, проходивший 10 июля 1993 г. в г. Новопавловске Ставропольского края. Круг учредил общественно-политическое объединение «Кавказское линейное казачество» (КЛК) в составе казачьих организаций Ставропольского края, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-

Черкесии, Северной Осетии, Чечни с общей списочной численностью около 300 тыс. казаков (13). Для соответствия наименования новой организации историческим традициям 11 февраля 1994 г. КЛК переименовывалось в Кавказское линейное казачье войско (КЛКВ) (14) так как в 1832-1860 гг. южные границы России на Северном Кавказе защищало Кавказское линейное казачье войско, имевшее штаб-квартиру в г. Ставрополе (15).

КЛКВ являлось региональной общественно-политической и патриотической организацией, основными целями которой было «объединение казачьих организаций Северного Кавказа в единую общественно-политическую и экономическую структуру для совместной деятельности, восстановления и сохранения казачества как этнической формации, имеющей равные права на самовыражение, наряду с другими народами в этом регионе, восстановление казачьих традиций, культуры, истории с учетом современных условий, пропаганда обычаев, праздников, обрядов казачества, их традиционного

быта» (16). Но в то время в северокавказских республиках сохранялась напряженная социально-политическая ситуация, порождаемая экстремистскими конфедерациями горских народов. Поэтому особое значение для КЛКВ приобретала уставная цель: «Реализация и защита гражданских (политических, экономиических, культурных) прав и свобод казаков» (17). Ее выполнение было необходимо для физического сохранения казачьего населения в местах традиционной оседлости. Этим, очевидно, объясняется нараставшее в то время стремление казаков нести государственную службу по защите прав и свобод законопослушного населения. Казачье движение поддерживали и другие «иногородние» жители региона, предки которых поселялись в этих местах и до 1920 г. жили под защитой казачьих войск.

В составе КЛКВ казачьи организации преодолевали их разделенность современными административными границами и становились мощной общественно-политической силой, с которой считались государственные органы, другие общественные формирования региона и России. Это повышало политическую значимость казачьих обществ, уменьшало их зависимость от местных чиновников, способствовало выходу КЛКВ на федеральный уровень для артикуляции актуальных запросов казаков Северного Кавказа.

В июне 1996 г. произошел самороспуск Кавказского линейного казачьего войска, который сопровождался активизацией подготовки казачьих обществ к вхождению в государственный реестр. Поэтому в 1996-1998 гг. наблюдался четвертый содержательно-хронологический этап дифференциации казачьих обществ по территориальному признаку и их подготовки к включению в государственный реестр России.

В соответствии с указаниями Президента и правительства России подготовку казачьих объединений Ставрополья к внесению в государственный реестр РФ координировал Организационный комитет краевой администрации (18).

В те годы наиболее многочисленным казачьим формированием в Ставропольском крае был Пятигорский округ Терского казачьего войска. На территории его деятельности в 1996 г. проживало 108,7 тыс. человек, причислявших себя к потомкам казаков. В округ входило 7 отделов, которые объединяли 76 казачьих организаций, насчитывавших около 22,5 тыс. казаков.

В общественной организации «Ставропольское казачье войско» (СКВ), реорганизованной из СКСК 27 августа 1994 г., в 1996 г. числилось 4608 казаков. По подсчетам оргкомитета, на территории деятельности СКВ проживало более 30 тыс. человек, причислявших себя к казакам. В СКВ входили 4 округа, состоявших из 114 первичных казачьих организаций, действовавших в 165 населенных пунктах края (19).

Таким образом, в середине 90-х гг. социальная база казачьих организаций Ставропольского края насчитывала около 130 тыс. человек.

По данным краевого оргкомитета, на 1 октября 1996 г. из 56340 опрошенных казаков Пятигорского округа ТКВ выразили готовность нести государственную службу 8359 казаков (14,8%), а из 29745 опрошенных казаков СКВ о таком желании сообщили 13562 казака (45,6%%). Наиболее привлекательными для себя казаки считали производство и поставки государству сельскохозяйственной продукции, участие в охране объектов государственной и муниципальной собственности, таможенную и правоохранительную службу (20).

В связи с тем, что нормативные документы предусматривали возможность размещения «реестрового» казачьего войска на территориях не менее двух субъектов РФ, Совет атаманов СКВ 4 октября 1996 г. предложил руководству Терского казачьего войска организовать совместное Терско-Ставропольское казачье войско. Предложение не было принято и 12 февраля 1997 г. в государственный реестр РФ было включено самостоятельное Терское войсковое казачье общество (сокра-

33/2003 Н

Вестник Ставропольского государственного университета |||||[

щенное наименование «Терское казачье войско» - ТКВ)

Подготовка казаков, проживающих в Ставропольском крае, к вступлению в государственный реестр РФ осложнялась разнородным составом казачьих организаций. Поэтому потомки терских, кубанских, донских и иных казаков образовали три течения: 1) за присоединения к Терскому войсковому казачьему обществу; 2) за присоединение к Кубанскому войсковому казачьему обществу; 3) за сохранение «суверенитета» в составе казачьих общественных организаций.

Учитывая исторические традиции и преобладающую в крае численность потомков терских казаков, конструктивно настроенные атаманы организовали вхождение руководимых ими казачьих организаций Ставрополья в состав «реестрового» Терского казачьего войска в качестве отдельной структурной единицы -казачьего округа. Подготовительную работу возглавил секретарь совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края В.П. Бондарев. Он умело совмещал ответственную государственную деятельность с работой в казачестве, семь лет избирался атаманом Павловского отдела ТКВ, хорошо знал казачьи проблемы, активно их решал. Личностный фактор В.П. Бондарева положительно влиял на подготовительную работу.

Поддержку казакам, решившим войти в состав Терского казачьего войска, оказал Губернатор Ставропольского края А.Л. Черногоров. Он использовал административные ресурсы для организации более активного сотрудничества государственных администраций городов и районов края с казачьими обществами (21). Это, в свою очередь, стимулировало желание казаков заниматься государственной службой, сотрудничать с органами власти.

В результате подготовительной работы 3 октября 1998 г. был проведен организационный круг казачьих организаций Ставрополья. На нем присутствовали 436 выборных от 14 казачьих отделов, действовавших на территории 26 городов

и районов. Круг учредил в крае единую казачью организацию - Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (СКО ТКВ), утвердил его устав (22). Атаманом округа избрали казачьего полковника В.П. Бондарева.

Первоначально СКО ТКВ состояло из 11 отделов, насчитывавших 16,7 тыс. казаков. Они были внесены в государственный реестр России в составе Терского войскового казачьего общества. Поэтому с октября 1998 г. начался пятый содержательно-хронологический этап процесса возрождения казачества на Ставрополье -этап государственной службы.

Однако некоторые казаки, в частности, атаман общественной организации «Ставропольское казачье войско» В.Ф. Шарков, пытались причислить казачьи организации Ставрополья к «реестровому» Кубанскому войсковому казачьему обществу. Конец разногласиям положили конструктивно настроенные казаки, которые приняли компромиссное решение о совмещении в символике и ритуалах СКО ТКВ традиций кубанцов и терцев: в герб округа внесены символы Терека и Кубани; сшитая по единому образцу форменная одежда сохраняет традиционные синие и красные цвета бешметов, «верха» папах, кантов фуражек, брюк и т.п.

В результате принятых мер в январе 1999 г. СКО ТКВ увеличился до 18 отделов, объединявших около 17 тыс. казаков. В настоящее время в составе округа 21 отдел, 8 городских и районных обществ с общей численностью более 27 тыс. казаков.

По численности и уровню организованности СКО ТКВ занимает лидирующее положение в Терском войсковом казачьем обществе. Казаки Ставрополья оказывают реальную поддержку казачьим обществам других северокавказских республик. В состав СКО ТКВ входили Наурский, Грозненский и Терско-Гребенский отделы Чеченской Республики. Только 14 апреля 2002 г. они вышли из СКО ТКВ и организовали самостоятельное Терско-Сунженское окружное казачье общество ТКВ со штабом в станице Наурской.

Важная роль в укреплении СКО ТКВ принадлежит его первому атаману

B.П. Бондареву, который 27 мая 2000 г избран атаманом Терского войскового казачьего общества (23) Традиции СКО ТКВ успешно развивает его новый атаман казачий полковник В.Ф. Чеботарев.

Таким образом, в настоящее время казачьи общества Ставропольского края, внесенные в государственный реестр РФ, находятся на этапе организации государственной службы казаков.

Но, как показывает анализ, казачество пока не заняло в социально-политической системе России место, адекватное его запросам, не выполняет тех социальных функций, на которые способно. Следовательно, конечная цель движения не достигнута. О признании недостаточности мер по возрождению российского казачества свидетельствует указ Президента России от 25 февраля 2003 г № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества». С него, вероятно, начнется новый, более продуктивный этап становления российского казачества. Поэтому развитие казачьих обществ, внесенных в государственный реестр России, и самостоятельных общественных объединений граждан, идентифицирующих себя с казачеством, в Ставропольском крае и других субъектах Российской Федерации продолжается и, очевидно, даст основания для продолжения исследований с целью выявления последующих содержательно-хронологических этапов возрождения российского казачества.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Русский обзор. 1992. - №91-2. - С. 14.

2. См.: Справка о казачьих структурах (обществах, землячествах, союзах) в РФ и их численности на 15 ноября 2000 г. // Делопроизводство Управления Президента РФ по вопросам казачества. 2002г.

3. См.: Головлев И.Ю. Социальная база возрождения казачества на Ставрополье // Проблемы возрождения казачества: Сборник статей участников второй Всеросс. научно-практ. конференции. - Ставрополь, 1993. -

C. 35.

4. См.: История Донского казачества. -Рос-тов-н/Д, 2001. - С.369-372.

5. См.: Месячко А, Смольняков А, Ремез В. Казаки на Ставрополье //Казачий Терек.-1999. -№9 2(7).

6. В ноябре 1989 г принималась Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», а в августе 1990 г. подписывался Указ Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50гг.».

7. Только в Законе РФ от 26 апреля 1991 г. №91107-1 «О реабилитации репрессированных народов» казачество впервые причислялось к репрессивным народам и получало право на полную реабилитацию.

8. Впервые объединение казаков России в самостоятельный Союз казачьих войск состоялось 27марта 1917г. на 1-ом общеказачьем съезде.

9. Общественное объединение «Ставропольский краевой Союз казаков» зарегистрировано Ставропольским крайисполкомом 12 января 1990 г. Для сравнения - Всекубанский учредительный казачий съезд образовал Кубанскую казачью Раду в октябре 1990 г., а Союз казаков области Войска Донского создан в ноябре 1990г.

10. Ведомственный архив правительства Ставропольского края (ВАПСК), оп.1, д. 154, л. 126, 148. Эти данные не имеют подтверждения органов государственной статистики.

11. См: Чуреков Ю. Движение изначально хотели сделать карманным // Ставроп правда. -1994. 21 декабря.

12. См:ВАПСК, оп.1, д.341, л. 7

13. См:: ВАПСК, оп. 1, д.222, л. 10.

14. См:: ВАПСК, оп. 1, д. 154, л. 10.

15. На его основе в 1861 г формировались самостоятельные Терское и Кубанское казачьи войска, за которыми закреплялись зоны административного управления в форме областей соответствующих казачьих войск.

16. См:: ВАПСК, оп. 1, д. 154, л. 10.

17. Там же.

18. Создан постановлением главы краевой администрации от 5.02.1996 г. №58. См: ВАПСК, оп. 1, д. 493, л. 1

19. См: ВАПСК, оп. 1, д. 341, л. 4-6.

20. См:: ВАПСК, оп. 1, д. 493, л.23-26.

21. См.: О государственной поддержке казачьих обществ Ставропольского края, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации: Постановле-

33/2003

Вестник Ставропольского государственного университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

ние губернатора Ставропольского края от 25 марта 1998г. №161 //Казачий Терек. - 1999. -№ 1 (622. См.: Об утверждении Устава Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества: Постановление губернатора Ставропольского края от 16ноября 1998 г. № 732 //Казачий Терек. -1999. -№ 1(6-

23. В этой должности В.П. Бондарев утвержден Указом Президента России в июле 2000

г, а 13 января 2001 г. Указом Президента РФ ему присвоен чин казачьего генерала.

Об авторе

Масалов Александр Григорьевич, доцент кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета, кандидат философских наук, автор 87 научных работ, в том числе 4 книг о политико-правовых проблемах возрождения российского казачества в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.