Научная статья на тему 'Российско-южнокорейские отношения в области энергетики на современном этапе'

Российско-южнокорейские отношения в области энергетики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
960
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Сон Ён

В работе содержится информация об истории развитии экономических отношений между Республикой Корея и Россией и перспективных направлениях развития российско-южнокорейского сотрудничества в области электроэнергетики на современном этапе. Проанализированы причины медленного развития двустороннего сотрудничества в энергической сфере, предложены пути их оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study on present economic relations between Russia and South Korea in the energy industiy

This paper presents research on the history of economic development between Russia and South Korea after the establishment of diplomatic relationship on September 1990. Many economical cooperative programs had been started since 1990, especially in the Energy Area. This paper shows the vision on economic cooperation of both countries in the Energy industry.

Текст научной работы на тему «Российско-южнокорейские отношения в области энергетики на современном этапе»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ._Сер. 6. 2007. Вып. 3

Ли Сон Ён

РОССИЙСКО-ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Российско-корейские отношения имеют давние традиции. Но, к сожалению, после Второй мировой войны идеологические (противостояние социалистической и капиталистической систем) и геополитические (раскол Кореи) причины не позволяли СССР и Южной Корее наладить регулярное взаимодействие. Только после установления дипломатических отношений в 1990 г. экономическое и политическое сотрудничество стало интенсивно развиваться.

В мировой экономической науке в настоящее время уделяется большое внимание вопросам реформирования электроэнергетики и международному сотрудничеству в этой сфере. Однако опыт приватизации отрасли в Южной Корее изучен недостаточно. Практически нет специальных исследований состояния и перспектив российско-корейских отношений в электроэнергетике. Данная статья призвана частично восполнить этот пробел.

Производство электроэнергии в России объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС) Росси1. ЕЭС России охватывает всю обжитую территорию страны от западных границ до региона Дальнего Востока и является одним из крупнейших в мире централизованно управляемым энергообъединением, граничащим с энергообъединениями стран Европы и Азии2.

Проблемы реформирования электроэнергетики России в последнее время довольно подробно обсуждались в научной литературе и стали предметом широкой общественной дискуссии в средствах массовой информации3. По мнению В.И. Эдельмана, для современного этапа развития рыночных отношений в этой отрасли характерно наличие ряда нерешенных проблем в области формирования ее рыночно ориентированной структуры и схемы управления, методического и правового обеспечения функционирования рыночного пространства, организации финансовой и инвестиционной деятельности, государственного регулирования и контроля, обеспечения надежности электроснабжения потребителей, качества электроэнергии и т. д.4

Одной из наиболее актуальных задач является техническое перевооружение существующих электростанций. В последние годы происходит постоянное нарастание объемов оборудования, выработавшего свой парковый ресурс, что приводит к недостаточной эффективности процесса производства электроэнергии и к снижению надежности энергоснабжения потребителей5.

В связи этим Россия нуждается в сотрудничестве со странами, обладающими современными технологиями производства и передачи электроэнергии. Весьма перспективно сотрудничество в энергетической сфере с Кореей, Японией, Китаем и другими странами региона. Южная Корея имеет технологии строительства электростанций, которые могут быть полезны при создании новых российских мощностей.

С точки зрения сотрудничества с Южной Кореей особое значение имеет развитие электроэнергетики Дальнего Востока и Сибири. Здесь производится электроэнергии

© Ли Сон Ён, 2007

намного больше, чем потребляется. Однако существует проблема нерационального использования и потерь произведенной электроэнергии.

Главным звеном дальневосточной электроэнергетической системы является Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс. Строительство этого гидрокомплекса позволяет создать не только мощную энергетическую базу региона, но сделать его серьезным экспортером дешевой электроэнергии в Корею, Китай и, возможно, в Японию.

Другим препятствием для развития российской электроэнергетики является нехватка инвестиций. По данным РАО «ЕЭС России» в последние годы в развитие генерирующих мощностей в стране вкладывается около миллиарда долларов США за счет всех источников финансирования. По оценкам экспертов, необходимо в ближайшие 5 лет вкладывать ежегодно около 5 млн. дол. в развитие генерации, т. е. в 5 раз больше, чем сегодня6.

Инвестиции Южной Кореи в Россию постепенно увеличивались с 1992 г., и в 1998 г. достигли своего пика. На конец 1998 г. объем накопленных южнокорейских инвестиций составлял 132 млн. долл., вложенных в 88 проектов, а в 2002 г. (до сентября) - 141 млн. долл. на 110 проектов7. В то же время за весь 1998 г. в Россию из Южной Кореи, по официальным данным, поступило инвестиций на общую сумму 16,8 млн. долл.8 Для увеличения иностранных капиталовложений нужно, чтобы все объекты потенциального инвестирования были юридически обособлены, финансово прозрачны и экономически оздоровлены. Республика Корея, в которой приватизация электроэнергетики произошла еще в 2001 г., обладает уникальным опытом реформирования, который может быть полезен в России.

В настоящее время хозяйствующими субъектами, проектными и научно-исследовательскими организациями России разработаны и широко обсуждаются, в том числе на международном уровне, различные варианты экспорта природного газа, нефти, электроэнергии других энергоносителей из Западной и Восточной Сибири, с Дальнего Востока в Корею и другие страны Северо-Восточной Азии (СВА)9.

В электроэнергетике наиболее известны два проекта: во-первых, экспорта электроэнергии из Восточной Сибири (Иркутская область) в Китай, во-вторых, сооружения экспортной тепловой электростанции (ТЭС) на о. Сахалин и экспортной линии электропередачи (ЛЭП) ПТ Сахалин - о. Хоккайдо - о. Хонсю (Япония)10.

Большинство проектов ориентировано на китайский рынок, что в принципе неправильно, поскольку Китай как монопольный потребитель российских энергоресурсов начинает диктовать свои правила формирования цен.

Необходимо стремиться диверсифицировать экспортные рынки путем активного вовлечения Кореи, Японии и других стран Северо-Восточной Азии в освоение нефтегазовых и других ресурсов.

Олимпиада 1988 г. в Сеуле стала толчком к началу диалога между СССР и Южной Кореей. В июне 1990 г. в Сан-Франциско состоялось первая встреча на высшем уровне, где было достигнуто взаимопонимание в вопросе о поэтапной нормализации двусторонних отношений. В августе 1990 г. в Москве состоялись первые межправительственные переговоры по вопросам экономического сотрудничества. 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке министрами иностранных дел двух стран была подписана декларация об установлении дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея11.

В декабре 1990 г. президент РоТэ У посетил СССР с официальным визитом, а в апреле 1991 г. ответный визит совершил президент Горбачев. Корейское правительство пообещало предоставить Советскому Союзу в кредит 3 млрд. дол. в обмен на политическую поддержку12. После распада СССР руководство Российской Федерации продолжало политику

СССР по развитию двусторонних отношений. В ноябре 1992 г. Б.Н. Ельцин посетил Республику Корея. В результате этого визита было созданы несколько двухсторонних комиссий по различным направлениям двухстороннего экономического сотрудничества13.

Самыми крупными проектами того времени были создание зоны свободного предпринимательства в Находке и Центра торговли в Москве, а также освоение газовых месторождений в Восточной Сибири.

С 1994 по 2000 гг. отношения развивались не так активно, как предполагали эксперты. Это было связано с экономическими проблемами обеих стран14. Кроме того, многие политики и ученые в Республике Корея были недовольны неисполнением Россией обязательств по возвращению кредитов. В свою очередь российская сторона не могла определить правильный баланс в отношениях с Северной и Южной Кореями.

После 2000 г., в результате преодоления последствий экономического кризиса в России и Южной Корее, наметился рост объемов двусторонней торговли. Наибольший интерес представляет сотрудничество в области энергетики. Это связано с территориальной близостью двух стран и совместимостью структур их промышленности. Корейская сторона сейчас рассматривает возможность заключения с Россией договора о свободной торговле по аналогии с соглашением, заключением ранее с США.

Современные российско-корейские отношения - составная часть мировой системы международных политических и экономических отношений. Они тесно связаны с внутренней обстановкой в каждой из двух стран, общей расстановкой сил в мире в целом и Азиатско-Тихоокеанском регионе в частности.

Можно ожидать, что проблематика энергобезопасности будет становиться все более актуальной темой многостороннего и двустороннего взаимодействия в Азии.

За пятнадцать лет, прошедших с момента установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея, состоялось 14 встреч высших руководителей двух государств. Только в 2005 г. президенты России и Кореи встречались дважды: в мае в Москве на праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и в ноябре в Пусане на форуме АТЭС, тогда же состоялся и рабочий визит Президента В.В. Путина в Республику Корея15.

Весной 2006 г. в Москве принимали министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Пан Ги Муна и министра торговли в МИДВТ Республики Корея Ким Хён Чона, состоялись консультации заместителей министров иностранных дел двух стран, в Сеуле побывали российские парламентарии. В 2006 г. в Санкт-Петербурге открылось генеральное консульство Республики Корея.

Российско-корейский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества, подписанный в ноябре 2005 г., свел воедино все направления двустороннего политического, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Наличие подобного конкретного плана, безусловно, позволит более действенно отслеживать выполнение двусторонних договоренностей и совместных проектов16.

Одним из ключевых направлений двусторонних экономических связей России с Республикой Корея является сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе. Начало официальному взаимодействию в этой сфере было положено подписанием 22 мая 1992 г. в Москве Соглашения о создании Российско-Корейского комитета по сотрудничеству в области энергетики и природных ресурсов, функционирующего в рамках Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудниче ству17.

Прогнозируется, что в период до 2020 г. в Республике Корея наиболее высокими темпами (4,8 % в год) будет расти потребление сжиженного газа, а также ядерного топлива (3,3 %), в меньшей степени угля (1,0 %) и нефти (1,8 %)18. Таким образом, намечено двустороннее сотрудничество в области освоения нефтегазовых ресурсов в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока России.

Что касается сотрудничества в области атомной энергетики, то Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея от 28 мая 1999 г. предусматривает поставки в Республику Корея низкообогащенного урана и предоставление услуг по его обогащению; проектирование и создание реакторов малой и средней мощности для плавучих АЭС, установок для опреснения морской воды и т. д.19

В феврале 2006 г. окончательно сформированы организационные структуры по совместной разведке и разработке нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе Камчатки. Будут изучены вопросы возможного участия Республики Корея в работах по сооружению нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Рассматривается содействие участию Корейской корпорации по ресурсам в разработке месторождений битуминозного угля в Республике Саха (Якутия).

Будут продолжаться совместные разработки в сфере электроэнергетики. Перспективными партнерами России в сфере электроэнергетики являются также государства Корейского п-ова. По инициативе РАО «ЕЭС России» с корейской стороной (КЕШ - Корейский электротехнологический исследовательский Институт) обсуждается возможность создания энергетического объединения в странах СВА. Подписан двусторонний Меморандум о взаимодействии.

Учитывая взаимный интерес в создании межгосударственного энергетического объединения Дальний Восток России - Республика Корея, признано целесообразным рекомендовать проведение исследований по проблемам образования межгосударственного энергетического объединения, с учетом формирования энергетических связей экспортной направленности и развития на Дальнем Востоке России новых источников энергии.

Между тем, сами государства Корейского полуострова как раз особенно заметно нуждаются в импорте энергоносителей. Давно известно, что энергетический голод является одной из основных причин кризиса северокорейской экономики. Южнокорейское хозяйство, напротив, активно развивается, но, главным образом, на основе широкого поступления энергоносителей из-за рубежа.

В структуре первичных энергоресурсов в Республике Корея мало представлены два источника энергии, характеризующихся низкой себестоимостью: гидроэнергия и природный газ. Этот пробел могло бы компенсировать сотрудничество с Россией20.

В настоящее время это сотрудничество характеризуется сравнительно незначительными масштабами и довольно низким качественным уровнем. Российские экспортеры энергоресурсов не имеют в Южной и Северной Кореях принадлежащих им мощностей энергоснабжения. В свою очередь, участие южнокорейского бизнеса в развитии базы разработки энергоресурсов России минимально.

По мнению С. Суслиной, главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, основная причина медленного развития российско-корейского энергетического сотрудничества заключается в сравнительно высокой стоимости «транспортного плеча» при доставке энергоресурсов из России в Республику Корея21.

По сравнению с соответствующей деятельностью России на западном направлении, инфраструктура этого бизнеса выглядит гораздо более слабой. На корейском

направлении российские экспортеры не располагают комплексной транспортной сетью доставки энергоносителей: по известным причинам железнодорожное сообщение с Республикой Корея не функционирует, трубопроводной доставки нефти и газа на Корейский полуостров вообще нет22.

Решение этой проблемы возможно в средне- и долгосрочной перспективе за счет, во-первых, внедрения новых технологий удешевления транспортировки электроэнергии и энергоносителей, во-вторых, организации самими корейскими предпринимателями на территории России выработки электроэнергии и энергетических полуфабрикатов для транспортировки их в Республику Корея.

В этом случае открываются широкие возможности для российско-корейского сотрудничества в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для разработки экономичных технологий транспортировки энергоносителей и электроэнергии, а также - их рационального энергопользования.

В краткосрочной перспективе относительно доступным с технологической и финансовой точек зрения проектом может явиться прокладка линий электроснабжения на Корейский полуостров из России. Это позволит поставлять в КНДР и далее в Республике Корея дешевое электричество, выработанное на российском Дальнем Востоке.

Планируется строительство линии электропередачи с российского Дальнего Востока в Северную и Южную Кореи. Первый вариант предусматривает прокладку наземной ЛЭП по маршруту Владивосток-КНДР-Сеул протяженностью 1260 км. Второй вариант - прокладка ЛЭП по дну Восточного моря (1150 км). Реализация данного проекта будет начата после 2012 г.23 Реализация первого варианта будет способствовать сближению Северной и Южной Кореи.

Необходимо также стремиться к установлению и развитию инвестиционного сотрудничества предпринимателей двух стран. Обязательным условием этого является формирование в России, и в ее электроэнергетике, в частности, такого благоприятного инвестиционного климата, который стал бы притягательным для достаточно осторожных южнокорейских деловых кругов. Капиталовложения из Республики Корея могли бы направляться, в том числе, и на наращивание мощностей в гидроэнергетике и создание дополнительной сети по поставке электроэнергии на Корейский полуостров.

Совместный план действий включает также конкретные программы сотрудничества в таких областях, как наука, технологии и промышленность, освоение космоса, информационные технологии и связь. Уже сегодня более одной трети гражданских вертолетов, используемых в Республике Корея, -российского производства. В проработке находится целый ряд коммерческих соглашений о совместном проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производстве в Республике Корея высокотехнологичных товаров по российским лицензиям24.

1 Единая энергетическая система России: технологическая основа функционирования общероссийского рынка электрической энергии и мощности. Рынок электрической энергии и мощности в России / Отв. ред. В.И. Эдельман. М., 2000. С. 4.

1 Электроэнергетика России на рубеже XXI века и перспективы ее развития / Отв. ред. Э.П. Волкова. М., 1999. С. 67.

3 Рынки электроэнергии: проблемы развития / Отв. ред. В. Пфаффенбергер. Новосибирск, 1999. С. 175-188.

4 Рынок электрической энергии и мощности в России / Отв. ред. В.И. Эдельман. М., 2000. С. 8.

5 Там же. С. 348-352.

Зй ЕЗ^Я^ iii^^ www.kiep.re.kr2006. Р. 3.

у- щ ¡4 ЪЧЪЧ. -4S,2003.p.22. 8 Войцеховский A.A. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами Корейского полуострова. М., 2002. С. 37.

»^¿гж р. А. ¡ЧА|0|- 'Я^^ Ч ЪЧ KIEP 41413*11 7/8SÜ. Aig, 2006. Р.

10 Ibid. Р. 147.

" Редакционная коллегия серии «Наши деловые партнеры: Республика Корея» / Отв. ред. И.П. Фаминский. М., 1991. С. 35

12 Из обещеных 1991 г. 3 млрд, долл. кредита Корея выделила 1,47 млрд. долл. После пуча в августе в СССР кредитование было прекращено. С ноября 1992 г. до 1994 г. проблема возвращения Россией кредита была камнем преткновения в отношениях между РФ и Республикой Кореей. См. tiS?}'. Ч-Ч0!" ФЩ'-Е

ЪЧ. -Ч"§■, 2003. Р. 9.

13 Ли Джон Мун. Республика Корея - Россия: экономическое сотрудничество. М., 1999. С. 107-125.

14 В результате финансового кризиса 1997 г. в Южной Корее произошло обвальное падение курса корейской воны, заметное падение валового внутреннего продукта и уменьшились почти все натуральные производственные показатели. См. Гришанова Я.Н. Социально-экономические условия и демографические особенности развития Республики Кореи. М., 2004. С. 18.

15 Ивашенцов Г.А. Политика России в Азии и отношения между Россией и Республикой Корея: Лекция посла России в Университете Ионсей 2 июня 2006 г. Сеул, 2006. С. 9-15.

16 Пусанская декларация // Международные документы Российской Федерации / www.president.kremlin.ru. 2006.

17 Я£. qj-iofo) £ • Ч IJÄXJ-Й. 4/30. ж-lt. 2004. Р. 20-29.

" Суслина С.С. Перспективы российско-южнокорейского энергетического сотрудничества в XXI веке. М., 2006.

" Ивашенцов Г.А. Указ. соч. С. 12.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же. С. 3.

»^агж р. а. ч-чог *1ц 7ВЩ-4 # ■ "ЭЧ i!■#//kiep 41ЧЪ417/8«2006. р.

140-147.

24 Ли Джон Мун. Указ. соч. С. 87.

Статья принята к печати ¡4 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.