ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ._Сер. 6. 2007. Вып. 3
Ли Сон Ён
РОССИЙСКО-ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Российско-корейские отношения имеют давние традиции. Но, к сожалению, после Второй мировой войны идеологические (противостояние социалистической и капиталистической систем) и геополитические (раскол Кореи) причины не позволяли СССР и Южной Корее наладить регулярное взаимодействие. Только после установления дипломатических отношений в 1990 г. экономическое и политическое сотрудничество стало интенсивно развиваться.
В мировой экономической науке в настоящее время уделяется большое внимание вопросам реформирования электроэнергетики и международному сотрудничеству в этой сфере. Однако опыт приватизации отрасли в Южной Корее изучен недостаточно. Практически нет специальных исследований состояния и перспектив российско-корейских отношений в электроэнергетике. Данная статья призвана частично восполнить этот пробел.
Производство электроэнергии в России объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС) Росси1. ЕЭС России охватывает всю обжитую территорию страны от западных границ до региона Дальнего Востока и является одним из крупнейших в мире централизованно управляемым энергообъединением, граничащим с энергообъединениями стран Европы и Азии2.
Проблемы реформирования электроэнергетики России в последнее время довольно подробно обсуждались в научной литературе и стали предметом широкой общественной дискуссии в средствах массовой информации3. По мнению В.И. Эдельмана, для современного этапа развития рыночных отношений в этой отрасли характерно наличие ряда нерешенных проблем в области формирования ее рыночно ориентированной структуры и схемы управления, методического и правового обеспечения функционирования рыночного пространства, организации финансовой и инвестиционной деятельности, государственного регулирования и контроля, обеспечения надежности электроснабжения потребителей, качества электроэнергии и т. д.4
Одной из наиболее актуальных задач является техническое перевооружение существующих электростанций. В последние годы происходит постоянное нарастание объемов оборудования, выработавшего свой парковый ресурс, что приводит к недостаточной эффективности процесса производства электроэнергии и к снижению надежности энергоснабжения потребителей5.
В связи этим Россия нуждается в сотрудничестве со странами, обладающими современными технологиями производства и передачи электроэнергии. Весьма перспективно сотрудничество в энергетической сфере с Кореей, Японией, Китаем и другими странами региона. Южная Корея имеет технологии строительства электростанций, которые могут быть полезны при создании новых российских мощностей.
С точки зрения сотрудничества с Южной Кореей особое значение имеет развитие электроэнергетики Дальнего Востока и Сибири. Здесь производится электроэнергии
© Ли Сон Ён, 2007
намного больше, чем потребляется. Однако существует проблема нерационального использования и потерь произведенной электроэнергии.
Главным звеном дальневосточной электроэнергетической системы является Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс. Строительство этого гидрокомплекса позволяет создать не только мощную энергетическую базу региона, но сделать его серьезным экспортером дешевой электроэнергии в Корею, Китай и, возможно, в Японию.
Другим препятствием для развития российской электроэнергетики является нехватка инвестиций. По данным РАО «ЕЭС России» в последние годы в развитие генерирующих мощностей в стране вкладывается около миллиарда долларов США за счет всех источников финансирования. По оценкам экспертов, необходимо в ближайшие 5 лет вкладывать ежегодно около 5 млн. дол. в развитие генерации, т. е. в 5 раз больше, чем сегодня6.
Инвестиции Южной Кореи в Россию постепенно увеличивались с 1992 г., и в 1998 г. достигли своего пика. На конец 1998 г. объем накопленных южнокорейских инвестиций составлял 132 млн. долл., вложенных в 88 проектов, а в 2002 г. (до сентября) - 141 млн. долл. на 110 проектов7. В то же время за весь 1998 г. в Россию из Южной Кореи, по официальным данным, поступило инвестиций на общую сумму 16,8 млн. долл.8 Для увеличения иностранных капиталовложений нужно, чтобы все объекты потенциального инвестирования были юридически обособлены, финансово прозрачны и экономически оздоровлены. Республика Корея, в которой приватизация электроэнергетики произошла еще в 2001 г., обладает уникальным опытом реформирования, который может быть полезен в России.
В настоящее время хозяйствующими субъектами, проектными и научно-исследовательскими организациями России разработаны и широко обсуждаются, в том числе на международном уровне, различные варианты экспорта природного газа, нефти, электроэнергии других энергоносителей из Западной и Восточной Сибири, с Дальнего Востока в Корею и другие страны Северо-Восточной Азии (СВА)9.
В электроэнергетике наиболее известны два проекта: во-первых, экспорта электроэнергии из Восточной Сибири (Иркутская область) в Китай, во-вторых, сооружения экспортной тепловой электростанции (ТЭС) на о. Сахалин и экспортной линии электропередачи (ЛЭП) ПТ Сахалин - о. Хоккайдо - о. Хонсю (Япония)10.
Большинство проектов ориентировано на китайский рынок, что в принципе неправильно, поскольку Китай как монопольный потребитель российских энергоресурсов начинает диктовать свои правила формирования цен.
Необходимо стремиться диверсифицировать экспортные рынки путем активного вовлечения Кореи, Японии и других стран Северо-Восточной Азии в освоение нефтегазовых и других ресурсов.
Олимпиада 1988 г. в Сеуле стала толчком к началу диалога между СССР и Южной Кореей. В июне 1990 г. в Сан-Франциско состоялось первая встреча на высшем уровне, где было достигнуто взаимопонимание в вопросе о поэтапной нормализации двусторонних отношений. В августе 1990 г. в Москве состоялись первые межправительственные переговоры по вопросам экономического сотрудничества. 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке министрами иностранных дел двух стран была подписана декларация об установлении дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея11.
В декабре 1990 г. президент РоТэ У посетил СССР с официальным визитом, а в апреле 1991 г. ответный визит совершил президент Горбачев. Корейское правительство пообещало предоставить Советскому Союзу в кредит 3 млрд. дол. в обмен на политическую поддержку12. После распада СССР руководство Российской Федерации продолжало политику
СССР по развитию двусторонних отношений. В ноябре 1992 г. Б.Н. Ельцин посетил Республику Корея. В результате этого визита было созданы несколько двухсторонних комиссий по различным направлениям двухстороннего экономического сотрудничества13.
Самыми крупными проектами того времени были создание зоны свободного предпринимательства в Находке и Центра торговли в Москве, а также освоение газовых месторождений в Восточной Сибири.
С 1994 по 2000 гг. отношения развивались не так активно, как предполагали эксперты. Это было связано с экономическими проблемами обеих стран14. Кроме того, многие политики и ученые в Республике Корея были недовольны неисполнением Россией обязательств по возвращению кредитов. В свою очередь российская сторона не могла определить правильный баланс в отношениях с Северной и Южной Кореями.
После 2000 г., в результате преодоления последствий экономического кризиса в России и Южной Корее, наметился рост объемов двусторонней торговли. Наибольший интерес представляет сотрудничество в области энергетики. Это связано с территориальной близостью двух стран и совместимостью структур их промышленности. Корейская сторона сейчас рассматривает возможность заключения с Россией договора о свободной торговле по аналогии с соглашением, заключением ранее с США.
Современные российско-корейские отношения - составная часть мировой системы международных политических и экономических отношений. Они тесно связаны с внутренней обстановкой в каждой из двух стран, общей расстановкой сил в мире в целом и Азиатско-Тихоокеанском регионе в частности.
Можно ожидать, что проблематика энергобезопасности будет становиться все более актуальной темой многостороннего и двустороннего взаимодействия в Азии.
За пятнадцать лет, прошедших с момента установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея, состоялось 14 встреч высших руководителей двух государств. Только в 2005 г. президенты России и Кореи встречались дважды: в мае в Москве на праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и в ноябре в Пусане на форуме АТЭС, тогда же состоялся и рабочий визит Президента В.В. Путина в Республику Корея15.
Весной 2006 г. в Москве принимали министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Пан Ги Муна и министра торговли в МИДВТ Республики Корея Ким Хён Чона, состоялись консультации заместителей министров иностранных дел двух стран, в Сеуле побывали российские парламентарии. В 2006 г. в Санкт-Петербурге открылось генеральное консульство Республики Корея.
Российско-корейский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества, подписанный в ноябре 2005 г., свел воедино все направления двустороннего политического, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Наличие подобного конкретного плана, безусловно, позволит более действенно отслеживать выполнение двусторонних договоренностей и совместных проектов16.
Одним из ключевых направлений двусторонних экономических связей России с Республикой Корея является сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе. Начало официальному взаимодействию в этой сфере было положено подписанием 22 мая 1992 г. в Москве Соглашения о создании Российско-Корейского комитета по сотрудничеству в области энергетики и природных ресурсов, функционирующего в рамках Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудниче ству17.
Прогнозируется, что в период до 2020 г. в Республике Корея наиболее высокими темпами (4,8 % в год) будет расти потребление сжиженного газа, а также ядерного топлива (3,3 %), в меньшей степени угля (1,0 %) и нефти (1,8 %)18. Таким образом, намечено двустороннее сотрудничество в области освоения нефтегазовых ресурсов в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока России.
Что касается сотрудничества в области атомной энергетики, то Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея от 28 мая 1999 г. предусматривает поставки в Республику Корея низкообогащенного урана и предоставление услуг по его обогащению; проектирование и создание реакторов малой и средней мощности для плавучих АЭС, установок для опреснения морской воды и т. д.19
В феврале 2006 г. окончательно сформированы организационные структуры по совместной разведке и разработке нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе Камчатки. Будут изучены вопросы возможного участия Республики Корея в работах по сооружению нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Рассматривается содействие участию Корейской корпорации по ресурсам в разработке месторождений битуминозного угля в Республике Саха (Якутия).
Будут продолжаться совместные разработки в сфере электроэнергетики. Перспективными партнерами России в сфере электроэнергетики являются также государства Корейского п-ова. По инициативе РАО «ЕЭС России» с корейской стороной (КЕШ - Корейский электротехнологический исследовательский Институт) обсуждается возможность создания энергетического объединения в странах СВА. Подписан двусторонний Меморандум о взаимодействии.
Учитывая взаимный интерес в создании межгосударственного энергетического объединения Дальний Восток России - Республика Корея, признано целесообразным рекомендовать проведение исследований по проблемам образования межгосударственного энергетического объединения, с учетом формирования энергетических связей экспортной направленности и развития на Дальнем Востоке России новых источников энергии.
Между тем, сами государства Корейского полуострова как раз особенно заметно нуждаются в импорте энергоносителей. Давно известно, что энергетический голод является одной из основных причин кризиса северокорейской экономики. Южнокорейское хозяйство, напротив, активно развивается, но, главным образом, на основе широкого поступления энергоносителей из-за рубежа.
В структуре первичных энергоресурсов в Республике Корея мало представлены два источника энергии, характеризующихся низкой себестоимостью: гидроэнергия и природный газ. Этот пробел могло бы компенсировать сотрудничество с Россией20.
В настоящее время это сотрудничество характеризуется сравнительно незначительными масштабами и довольно низким качественным уровнем. Российские экспортеры энергоресурсов не имеют в Южной и Северной Кореях принадлежащих им мощностей энергоснабжения. В свою очередь, участие южнокорейского бизнеса в развитии базы разработки энергоресурсов России минимально.
По мнению С. Суслиной, главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, основная причина медленного развития российско-корейского энергетического сотрудничества заключается в сравнительно высокой стоимости «транспортного плеча» при доставке энергоресурсов из России в Республику Корея21.
По сравнению с соответствующей деятельностью России на западном направлении, инфраструктура этого бизнеса выглядит гораздо более слабой. На корейском
направлении российские экспортеры не располагают комплексной транспортной сетью доставки энергоносителей: по известным причинам железнодорожное сообщение с Республикой Корея не функционирует, трубопроводной доставки нефти и газа на Корейский полуостров вообще нет22.
Решение этой проблемы возможно в средне- и долгосрочной перспективе за счет, во-первых, внедрения новых технологий удешевления транспортировки электроэнергии и энергоносителей, во-вторых, организации самими корейскими предпринимателями на территории России выработки электроэнергии и энергетических полуфабрикатов для транспортировки их в Республику Корея.
В этом случае открываются широкие возможности для российско-корейского сотрудничества в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для разработки экономичных технологий транспортировки энергоносителей и электроэнергии, а также - их рационального энергопользования.
В краткосрочной перспективе относительно доступным с технологической и финансовой точек зрения проектом может явиться прокладка линий электроснабжения на Корейский полуостров из России. Это позволит поставлять в КНДР и далее в Республике Корея дешевое электричество, выработанное на российском Дальнем Востоке.
Планируется строительство линии электропередачи с российского Дальнего Востока в Северную и Южную Кореи. Первый вариант предусматривает прокладку наземной ЛЭП по маршруту Владивосток-КНДР-Сеул протяженностью 1260 км. Второй вариант - прокладка ЛЭП по дну Восточного моря (1150 км). Реализация данного проекта будет начата после 2012 г.23 Реализация первого варианта будет способствовать сближению Северной и Южной Кореи.
Необходимо также стремиться к установлению и развитию инвестиционного сотрудничества предпринимателей двух стран. Обязательным условием этого является формирование в России, и в ее электроэнергетике, в частности, такого благоприятного инвестиционного климата, который стал бы притягательным для достаточно осторожных южнокорейских деловых кругов. Капиталовложения из Республики Корея могли бы направляться, в том числе, и на наращивание мощностей в гидроэнергетике и создание дополнительной сети по поставке электроэнергии на Корейский полуостров.
Совместный план действий включает также конкретные программы сотрудничества в таких областях, как наука, технологии и промышленность, освоение космоса, информационные технологии и связь. Уже сегодня более одной трети гражданских вертолетов, используемых в Республике Корея, -российского производства. В проработке находится целый ряд коммерческих соглашений о совместном проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производстве в Республике Корея высокотехнологичных товаров по российским лицензиям24.
1 Единая энергетическая система России: технологическая основа функционирования общероссийского рынка электрической энергии и мощности. Рынок электрической энергии и мощности в России / Отв. ред. В.И. Эдельман. М., 2000. С. 4.
1 Электроэнергетика России на рубеже XXI века и перспективы ее развития / Отв. ред. Э.П. Волкова. М., 1999. С. 67.
3 Рынки электроэнергии: проблемы развития / Отв. ред. В. Пфаффенбергер. Новосибирск, 1999. С. 175-188.
4 Рынок электрической энергии и мощности в России / Отв. ред. В.И. Эдельман. М., 2000. С. 8.
5 Там же. С. 348-352.
Зй ЕЗ^Я^ iii^^ www.kiep.re.kr2006. Р. 3.
у- щ ¡4 ЪЧЪЧ. -4S,2003.p.22. 8 Войцеховский A.A. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами Корейского полуострова. М., 2002. С. 37.
»^¿гж р. А. ¡ЧА|0|- 'Я^^ Ч ЪЧ KIEP 41413*11 7/8SÜ. Aig, 2006. Р.
10 Ibid. Р. 147.
" Редакционная коллегия серии «Наши деловые партнеры: Республика Корея» / Отв. ред. И.П. Фаминский. М., 1991. С. 35
12 Из обещеных 1991 г. 3 млрд, долл. кредита Корея выделила 1,47 млрд. долл. После пуча в августе в СССР кредитование было прекращено. С ноября 1992 г. до 1994 г. проблема возвращения Россией кредита была камнем преткновения в отношениях между РФ и Республикой Кореей. См. tiS?}'. Ч-Ч0!" ФЩ'-Е
ЪЧ. -Ч"§■, 2003. Р. 9.
13 Ли Джон Мун. Республика Корея - Россия: экономическое сотрудничество. М., 1999. С. 107-125.
14 В результате финансового кризиса 1997 г. в Южной Корее произошло обвальное падение курса корейской воны, заметное падение валового внутреннего продукта и уменьшились почти все натуральные производственные показатели. См. Гришанова Я.Н. Социально-экономические условия и демографические особенности развития Республики Кореи. М., 2004. С. 18.
15 Ивашенцов Г.А. Политика России в Азии и отношения между Россией и Республикой Корея: Лекция посла России в Университете Ионсей 2 июня 2006 г. Сеул, 2006. С. 9-15.
16 Пусанская декларация // Международные документы Российской Федерации / www.president.kremlin.ru. 2006.
17 Я£. qj-iofo) £ • Ч IJÄXJ-Й. 4/30. ж-lt. 2004. Р. 20-29.
" Суслина С.С. Перспективы российско-южнокорейского энергетического сотрудничества в XXI веке. М., 2006.
" Ивашенцов Г.А. Указ. соч. С. 12.
20 Там же.
21 Там же.
22 Там же. С. 3.
»^агж р. а. ч-чог *1ц 7ВЩ-4 # ■ "ЭЧ i!■#//kiep 41ЧЪ417/8«2006. р.
140-147.
24 Ли Джон Мун. Указ. соч. С. 87.
Статья принята к печати ¡4 ноября 2006 г.