Научная статья на тему 'Правовые рамки и потенциал российско-корейского сотрудничества при инвестировании в объекты энергетики и инфраструктуры'

Правовые рамки и потенциал российско-корейского сотрудничества при инвестировании в объекты энергетики и инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
328
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РОССИЯ / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / ИНВЕСТИЦИИ В ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА И ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТОРГОВЛЯ ПРОИЗВОДСТВОМ / ЭНЕРГЕТИКА / ПОСТАВКИ НЕФТИ / СГЕНЕРИРОВАННАЯ В РОССИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ (ОСВОЕНИЕ КОСМОСА / ИССЛЕДОВАНИЯ АНТАРКТИКИ / СОТРУДНИЧЕСТВА В НАНОСФЕРЕ) / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна

В статье исследуются конкретные грани, аспекты инвестиционного сотрудничества России и Южной Кореи в форме инвестирования и объекты производства и инфраструктуры; рассматривается и дается оценка с точки зрения возможности правовой квалификации в виде инвестиций научно-техническому сотрудничеству РФ и РК в освоении космоса, исследованиях Антарктики, взаимодействии в наносфере и т.п.; изучается современное состояние и потенциал поставок нефти и сгенерированной в России электроэнергии в РК. Дается характеристика некоторым инфраструктурным и производственным объектам РК в России. Оцениваются перспективы создания зоны свободной торговли между странами. Изучаются стратегии РФ в отношении иностранных инвесторов в ТОРах Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK AND POTENTIAL OF RUSSIAN-KOREAN COOPERATION IN INVESTMENTS IN ENERGY AND INFRASTRUCTURE

The article examines specific aspects of investment cooperation between Russia and South Korea in the form of investment and production facilities and infrastructure; scientific and technical cooperation of the Russian Federation and South Korea in space exploration, researches of Antarctica, interaction in the Nanosphere, etc. is considered and evaluated in terms of possibility of legal qualification as an investment; the current state and potential of supply of oil and Russian-generated electricity to South Korea is under study. The characteristics of some infrastructure and production facilities of South Korea in Russia are given. The prospects of creating of a free trade zone between our countries are evaluated. The strategies of the Russian Federation for foreign investors in the far East Are are studied.

Текст научной работы на тему «Правовые рамки и потенциал российско-корейского сотрудничества при инвестировании в объекты энергетики и инфраструктуры»

7. КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.07)

7.1. ПРАВОВЫЕ РАМКИ И ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ИНВЕСТИРОВАНИИ В ОБЪЕКТЫ ЭНЕРГЕТИКИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ1

Беликова Ксения Михайловна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье исследуются конкретные грани, аспекты инвестиционного сотрудничества России и Южной Кореи в форме инвестирования и объекты производства и инфраструктуры; рассматривается и дается оценка с точки зрения возможности правовой квалификации в виде инвестиций научно-техническому сотрудничеству РФ и РК в освоении космоса, исследованиях Антарктики, взаимодействии в наносфере и т.п.; изучается современное состояние и потенциал поставок нефти и сгенерированной в России электроэнергии в РК. Дается характеристика некоторым инфраструктурным и производственным объектам РК в России. Оцениваются перспективы создания зоны свободной торговли между странами. Изучаются стратегии РФ в отношении иностранных инвесторов в ТОРах Дальнего Востока.

Ключевые слова: инвестиции, Россия, Южная Корея, инвестиции в объекты производства и инфраструктуры, торговля производством, энергетика, поставки нефти, сгенерированная в России электроэнергия, научно-техническое сотрудничество России с Южной Кореей (освоение космоса, исследования Антарктики, сотрудничества в наносфере), зона свободной торговли.

LEGAL FRAMEWORK AND POTENTIAL OF RUSSIAN-KOREAN COOPERATION IN INVESTMENTS IN ENERGY AND INFRASTRUCTURE

Belikova Ksenia Michailovna, Dr of Law. Position: professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Department: Civil Law, Civil Procedure and International Private Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article examines specific aspects of investment cooperation between Russia and South Korea in the form of investment and production facilities and infrastructure; scientific and technical cooperation of the Russian Federation and South Korea in space exploration, researches of Antarctica, interaction in the Nanosphere, etc. is considered and evaluated in terms of possibility of legal

1 Статья подготовлена в ходе работы по гранту РФФИ 2018 г. на тему «Общие черты и национальные особенности гражданско-правового регулирования инвестиционной деятельности в России, КНР, Японии и Южной Корее при реализации интеграционных проектов "энергетического кольца", зоны свободной торговли и развития Дальнего Востока» (проект 18-011-00745 А, грантопо-лучатель и научн. рук. - д.ю.н., проф. Беликова К.М.).

qualification as an investment; the current state and potential of supply of oil and Russian-generated electricity to South Korea is under study. The characteristics of some infrastructure and production facilities of South Korea in Russia are given. The prospects of creating of a free trade zone between our countries are evaluated. The strategies of the Russian Federation for foreign investors in the far East Are are studied.

Keywords. Investments, Russia, South Korea, investments in production and infrastructure facilities, trade by production, energy, oil supplies, Russian-generated electricity, scientific and technical cooperation between Russia and South Korea (space exploration, Antarctic research, cooperation in the Nanosphere), free trade zone.

В настоящее время сотрудничество соседних дальневосточных стран (Россия, Китай, Япония, Южная Корея) из двусторонних отношений в целях экономического развития постепенно трансформируется в многосторонние в ходе реализации этими странами интеграционных проектов от большого энергетического кольца до зоны свободной торговли. Эти процессы, с одной стороны, неминуемо будут сопровождаться взаимными инвестициями, которые, в свою очередь, неизбежно будут связаны с развитием дальневосточных территорий РФ в необходимых направлениях, с другой стороны, - они требуют правового сопровождения. C 90-х гг. XX в. инвестиции рассматриваются в качестве основного средства интеграции любой национальной экономики в мировое хозяйство, осуществляемой путем перемещения в принимающую страну производства (включая передачу технологий, инноваций, опыта и навыков управления) и капитала (в виде прямых иностранных инвестиций - ПИИ).2 И Россия, и Корея - не исключение.3

Нужно отметить, что исторически экономическое взаимодействие России и Южной Кореи осуществляется в течение менее двадцати лет, но этот период уже характеризуется этапами и ожиданий, и разочарований. Это выражается в достижении к настоящему времени минимальных результатов при наличии потенциальных возможностей и интересов двух стран.

При том, потенциал любого сотрудничества, по нашему мнению, определяется интересами, которые, в свою очередь, предопределяют возможности.

Интересы РФ предопределяются желанием обеспечения и закрепления на Корейском полуострове не только стабильных политических и экономических отношений, но и осуществления интеграции экономик

2 Суслина С.С. Инвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения российско-корейского экономического сотрудничества. // Мировое и национальное хозяйство. -2008. - №1(4). URL: http://www.mirec.ru/2008-01/investicionnyj-potencial-respubNki-koreya-i-perspektivy-dlya-rasshireniya-rossijsko-korejskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva (дата обращения: 14.04.2018); Семочкина М.А., (2014), К вопросу о понятии иностранных инвестиций и объектов инвестирования. Пробелы в российском законодательстве, 1: 74-76.

3 Беликова К.М., (2018), Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современное состояние. Проблемы экономики и юридической практики, 2: 131-137.

стран этого региона и повышения статуса этой интеграции.4

Возможности в широком смысле связаны с ресурсной, сырьевой и др. взаимодополняемостью экономик, обусловленной географической и исторической близостью, а также изменениями, произошедшими в обеих странах в виде либерализации рынка, участия в международной интеграции и пр.

Потенциал инвестиционного сотрудничества можно оценить на основе имеющегося к настоящему времени финансирования южнокорейским капиталом целого ряда объектов производства и инфраструктуры РФ и потенциально возможных будущих проектов.

Сразу нужно сказать, что мы исходим из того, что иностранные инвестиции с правовой точки зрения являются иностранной частной или государственной собственностью, а это представляется в своем роде следствием торговли производством.

В случае прямых инвестиций это означает, что инвестиция в производство другой страны более высокого (по техническому уровню и составу) капитала осуществляется путем продажи (вывоза) и создания этим фактом более совершенных в научно-техническом отношении предприятий-производств (совместных и смешанных, филиалов иностранных предприятий). Портфельные инвестиции осуществляются при покупке облигаций или иных ценных бумаг участвующих в инвестиционном процессе предприятий, банков и др.6

Что касается инвестиционных проектов в сфере энергетики, развитие сотрудничества с Россией в этой сфере выглядит для Кореи привлекательным по следующим причинам. Около ~70% энергобаланса Кореи составляют нефть и уголь, однако в будущем их долю планируется постепенно снижать. Основными потребителями энергоресурсов являются отрасли нефтепереработки и нефтехимии, а также электрогенерация (газ и уголь). При этом в силу ограниченности собственных ресурсов, Корея практически полностью зависит от импортных поставок нефти, угля и газа. В частности, она является второй (после Японии) страной в мире по величине импорта СПГ и крупнейшим импортером нефти, 95 % которой она покупает у Саудовской Аравии. По причине такой зависимости от одной страны Корея стремится диверсифицировать поставки ресурсов, поскольку в стране на фоне прогнозируемого снижения ВВП7 прогнозируется рост потребления энергии (рис. 1).

4 По материалам доклада «Борьба вокруг Южно-Китайского моря» (Мосяков Д.В.) с XLVШ научной конференции «Общество и государство в Китае» (26-28 апреля 2018 г., Москва, отдел Китая Института Востоковедения РАН).

5 См., напр., Бадаева Н.В. О возможности гармонизации законодательства в сфере права собственности в странах БРИКС // Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире : сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф. В.К. Пучинского. 18 октября 2013 года. - М.: РУДН, 2013. - С. 8-18 (355 с.).

6 Богатырев А.Г. Инвестиционное право. - м.: Росс. право, 1992.

- С. 16-18.

7 Из-за значительной доли экспорта в ВВП, экономический рост

Кореи в большой степени зависит от внешних рынков. В следую-

щие 15 лет прогнозируется замедление среднегодовых темпов

роста реального ВВП с 4% в 2000-2014 гг. до 2,5% в 2015-2030 гг.

- См.: Обзор энергетики Республики Кореи (по инф. Рабочей

группы по продвижению экономических интересов Российской

Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции). 22.10.2015. иК1_: http://asiavector.ru/analytics/556/ (дата обращения: 04.05.2018)

Например, перспективны в этом ракурсе поставки в Южную Корею природного газа. Так, МИД Южной Кореи заявил, что Южная Корея рассматривают возможность провести трубопровод для доставки российского газа через Северную Корею8 в обмен на сооружение на территории Дальнего Востока новой, в том числе, энергетической инфраструктуры и развития производственных объектов. Так, еще в мае 2003 г. «Газпром» и корейская компания КодаБ подписали соглашение о стратегическом партнерстве, на основании которого была изучена возможность поставки российского природного газа в Республику Корея.

Рис. 1. Прогнозируемый на фоне снижения ВВП рост потребления энергии

Нужно отметить, что проект газопровода в Южную Корею через территорию КНДР привлекал и привлекает обе страны сопутствующими положительными эффектами: на 2012 г., когда переговоры об углублении «газового» сотрудничества возобновились, поставка газа из РФ в Южную Корею по довольно высокой цене могла помочь поиску компромисса в переговорах РФ и КНР о стоимости газа, предполагаемого к поставке в Китай. Другой побочный эффект - это надежда на улучшение взаимоотношений Северной и Южной Корей и повышение политической стабильности на Корейском полуострове. Он актуален и сегодня, особенно в свете состоявшегося недавно в пограничном пункте переговоров Пханмунджом саммита лидеров Северной и Южной Корей.9 Этот транскорейский газопровод позволит включить Северную Корею в мировое экономическое сообщество в качестве равноправного участника, результатом чего явится расширение возможностей экономического сотрудничества стран во всем дальневосточном регионе и ускорение инвестирования корейских капиталов в РФ. В этой связи корейскими аналитиками подчеркивается необходимость осуществления практических мероприятий по реализации стратегических проектов между РФ и Южной Кореей с целью придания новых стимулов развитию двусторонних отношений и получения больших сопутствующих эффектов. По их мнению, «стратегическое партнерство», остававшееся до сих пор таковым только на словах, именно теперь должно переходить к

8 Южная Корея жаждет ГАЗ из России... но США теперь ударят по корейцам очень больно. 08.04.2018. URL: https://zen.yandex.ru/ media/id/5a7dcbdea815f14d053c3e84/iujnaia-koreia-jajdet-gaz-iz-rossii-no-ssha-teper-udariat-po-koreicam-ochen-bolno-5ac933e35991d30775546ebd (дата обращения: 14.04.2018)

9 Историческая встреча: состоялся первый раунд переговоров лидеров двух Корей. 27.04.2018. URL: https://ria.ru/world/2018-0427/1519512761.html (дата обращения: 05.05.2018)

реализации на деле. Существенный дополнительный эффект мог бы быть получен от проектов соединения железнодорожных магистралей Кореи (Транскорейской) и России (Транссибирской), интеграции электросетей этих стран при помощи ЛЭП. Однако эти проекты с интересом обсуждаются с начала 2000-х годов, но пока не нашли путей для реализации.10

Дело в том, что для Южной Кореи представляет интерес (как и для Китая11) и сгенерированная в России электроэнергия. Корейская ассоциация международной торговли (KITA) хочет импортировать ее из РФ, рассказал в интервью ТАСС глава департамента России и стран СНГ KITA Ли Гын Хва. «Мы стараемся развивать сотрудничество во многих областях, но в целом их можно сгруппировать в пять главных направлений. Первое - это энергетика, и один из самых интересных потенциальных проектов в настоящее время - импорт сгенерированный в России электроэнергии», - объяснил Ли.12 По его словам, вторым важным направлением является логистика, а именно проект соединения транскорейской железной дороги с российской Транссибирской магистралью в рамках создания евразийского «пояса Шелкового пути».

Что касается энергоносителей, основным потребителем российской нефти в Азии является Китай. Другими крупными потребителями нефти из РФ на востоке являются Япония и Южная Корея. Последняя в 2014 г. получила из РФ порядка 17 млн т нефтепродуктов и нефти. Единственным преимуществом для азиатских стран Азии нефти из РФ является «короткое транспортное плечо». Например, нефть, добытая из сахалинского шельфа, попадает в Японию через 3-4 дня, в то время как на транспортировку нефти из Ближнего Востока уходит порядка трех недель. Проблема кроется в том, что в настоящее время Россия не обладает достаточными техническими возможностями по значительному наращиванию экспорта в требуемых объемах по многим причинам.

Первой из них является низкая пропускная способность российских портов, отправляющих углеводороды танкерами в азиатские страны (Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур и др.). Например, пропускная способность порта Козьмино на тихоокеанском побережье России составляет 31 млн т нефти в год и фактически порт полностью загружен. Максимальные поставки осуществляются в Китай (около 50%), в Японию - около 30%, в Южную Корею - чуть больше 10%, в другие азиатские страны (Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины) - суммарно менее 10%. При этом в случаях, когда остаются свободные объемы для отгрузки, представители поставщика («Транснефти») планируют заполнять их нефтью, предназначенной преимущественно для Китая. Таким образом, если доля Китая в поставках через порт

10 Никифоров О. Южная Корея может стать ключевым энергопартнером России. // Приложение к «Независимой Газете» "НГ-Энергия". 26.10.2012. URL: http://www.ng.ru/economics/2012-10-26/4_korea.html (дата обращения: 05.05.2018)

11 Ахмадова М.А., (2018), Российско-китайское инвестиционное сотрудничество в сфере электроэнергетики: правовой аспект. Проблемы экономики и юридической практики, 2: 172-178.

12 ВЭФ: Южная Корея хочет покупать российскую электроэнергию. 06/09/2017. URL: https://mir24.tv/news/

16266316/vef-yuzhnaya-koreya-hochet-pokupat-rossiiskuyu-elektroenergiyu (дата обращения: 06.05.2018)

13 Борисова Е.А. Российский экспорт энергоресурсов в Японию и Южную Корею. URL: http://www.webeconomy.ru/index. php?page=cat&newsid=3477&type=news (дата обращения: 05.05.2018)

Козьмино будет расти, доля других стран, в том числе и Южной Кореи будет уменьшаться. И это на фоне того, что российские компании, работающие по этим направлениям, ведут упорную конкурентную борьбу за квоты по доступу к нефтепроводу Восточная Сибирь -Тихий океан - ВСТО - порт Козьмино.

Второй причиной является то, что доступ к портам ДеКастри и Пригородное, а также подходящим к ним трубопроводам практически монополизирован имеющими на них право собственности консорциумами проектов «Сахалин-1» (нефтяные месторождения Одопту, Чайво и Аркутун-Даги - его акционеры «Эксон Мобил» (США, 30%), «СОДЕКО» (Япония, 30%), «ONGC» (Индия, 20%) и две дочерние компании «Роснефти» (20%)) и «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское нефтяное месторождение и Лунское газовое месторождение - к 2000 г. его акционерами были: компания «Шелл» (США, 55%), «Мицуи» (Япония, 25%) и «Мицу-биси» (Япония, 20%)), не допускающими к ним других

14

экспортеров.14

На данный момент в отношении инфраструктурных проектов Южной Кореи на российском Дальнем Востоке отмечается, что: «Объем заявленных инвестиций со стороны Южной Кореи динамично растет: если в мае [2017 г. - авт.] мы говорили о 6 проектах корейских инвесторов на Дальнем Востоке России с общим объемом инвестиций $67 млн, то сегодня таких проектов уже 8. Объем инвестиций составляет $272 млн», - заявил на встрече с министром по торговым переговорам министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея Ким Хен Джонгом глава Минвосто-кразвития России Александр Галушка.15 В этой связи нужно отметить, что основной принцип Минвостокраз-вития России - создавать на Дальнем Востоке конкурентоспособные условия для инвестирования и ведения бизнеса. Новые экономические режимы на Дальнем Востоке - территории опережающего развития16 (далее - ТОР) и Свободный порт Владивосток17 - позволяют бизнесу существенно оптимизировать экономическую модель при работе на Дальнем Востоке. Помимо широко применяемых льгот по оптимизации налога на прибыль и налога на имущество, эти режимы имеют, например, такую льготу, как оптимизация социальных выплат на фонд оплаты труда. Резиденты выплачивают страховые взносы в размере 7,6% вместо 30%, что дает ощутимую экономию, в особенности для проектов, в которых занят высококвалифицированный и высокооплачиваемый персонал. В целом привлекательность территорий опережающего развития обусловлена тремя основными элементами. Первый - налоговые льготы. Второй - наличие инфраструктуры. Третий - особая система управления таки-

14 Там же; Осадчий А. Сахалин: отдаленная провинция или новое Эльдорадо? // Наука и жизнь - 2007. - №03. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/9308/ (дата обращения: 05.05.2018)

15 Инвестиции Южной Кореи в Дальний Восток увеличились до $272 млн. // Коммерсанта. 18.08.2017. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/3386543 (дата обращения: 03.05.2018)

16 О них мы раньше писали, см. напр.: Ахмадова М.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития. // Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования в России и зарубежных странах. Сб. статей Международной научно-практической конференции (Москва, 22 января 2016 г.). - М.: РУДН, 2016. - С. 52-58.

17 См.: Дальний Восток: механизмы поддержки инвесторов. Сентябрь 2017 г. Изд. КПМГ. URL: http://investinrussia.com/ da-ta/file/ru-ru-far-east-support-mechanisms-for-investors.pdf (дата об-

ращения: 03.05.2018)

ми территориями, основной принцип которой гласит: «Инвестор всегда прав». Претендовать на такую поддержку, получив статус резидента Свободного порта или ТОРа, могут компании, минимальный «порог» инвестиций которых составляет 500 тыс. руб. для ТОРов и 5 млн руб. для Свободного порта. При этом получать льготы могут как новые компании, начинающие бизнес с нуля, так и существующие предприятия, инвестирующие в технологическую модернизацию или расширение производства. Практика показывает, что малый и средний бизнес начинает пользоваться льготами: среди действующих резидентов есть компании, в которых занято всего по 10-15 человек. Сегодня Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций имеет разработанные стратегии инвестиционного развития всех 9 субъектов Дальнего Востока, которые базируются на Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона,18 а в портфеле проработанных инвестиционных проектов имеется более 400 проектов, структурированных по объему инвестиций и отраслям. Многие из них могут быть интересны иностранным компаниям и уже предлагаются им на различных площадках. Не исключение и Южная Корея. Эта страна сегодня является крупнейшим экспортером рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока России. Поэтому неудивительно, что корейские инвестиции пришли в рыбопромышленную отрасль. Так, на Камчатке компания Korea Traiding & Industries Co. инвестирует около 7 млн долл. в строительство рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 10 тыс. тонн продукции в ТОР. Сам проект («Город 415»), реализуется на паритетных условиях с российским партнером) уже получил преференции резидента территории опережающего развития, в 2017 г. инвестор планировал начать строительство причальной стенки, а весь комплекс собираются ввести в эксплуатацию к 2020 г. Предполагается экспортная ориентация создаваемого производства, поскольку внутренний рынок российского Дальнего Востока имеет достаточно небольшой объем, хотя и он позволяет развивать экономически эффективные проекты в разных отраслях, основанные, главным образом, либо на импортозамещении, либо на технологической модернизации. И они могут дать инвестору гарантированную и стабильную доходность, пусть даже само производство и не будет иметь большого масштаба. Однако успех подобных проектов во многом зависит от уровня технологий, с которыми приходит инвестор. Поэтому не случайна и направленность второго иллюстративного примера: компания из Республики Корея намерена принять участие в строительстве Камчатской краевой больницы. Объем инвестиций составит около 200 млн долл. Инвесторам, в том числе иностранным, предлагается, вкладываться и в развитие на Дальнем Востоке высоких технологий. В этом плане интересен опыт корейской компании «Гидеон Систек» совместно с российской «Городской транспортной компанией»: инвесторы, получив статус резидента Свободного порта Владивосток, вкладывают свыше 30 млн долл. в развитие «умной» платежной системы для городского транспорта столицы Приморья19 Программа в области

18 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". URL: http://gov.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm (дата обращения: 03.05.2018)

19 Агафонов Л. Куда идут иностранные инвестиции? От помидоров до нефтегаза: какие проекты на Дальнем Востоке на деле

транспорта и предоставления услуг электронных расчетов, разработанная российскими партнерами на базе технологических разработок в области электронных платежей южнокорейской фирмы, была запущена совместно с городской администрацией Владивостока в пилотном режиме еще в августе 2015 г. Программа рассчитана на 10 лет и включает в себя внедрение и развитие в Приморье универсальной единой пластиковой расчетной электронной системы. Первый этап в ее реализации - это оснащение городского и краевого транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев и фуникулера) - специализированным автоматизированным устройством, позволяющим осуществлять плату за проезд в общественном транспорте без физического участия водителей или обслуживающего персонала. Устройство - так называемый кэш-бокс - это автоматический терминал, способный принимать у пассажиров монеты, купюры, снимать деньги с контактной пластиковой карты. Автомат умеет выдавать сдачу, а гибко настраиваемая программная инфраструктура позволяет автоматизировать бухгалтерию и отчетность. Кроме того, система оснащена всевозможными датчиками времени и пространства, камерами видеофиксации и протоколом онлайн-передачи данных на центральный сервер. Одна из главных задач нововведения - полностью исключить из системы финансовых расчетов водителей20 Необходимостью создания современного российского флота, средняя степень износа которого на сегодня составляет 80%, вызваны совместные российско-корейские проекты по развитию судостроения в дальневосточном регионе РФ.

Учитывая наличие общего кризиса судостроения, обусловленного, по мнению ряда специалистов, неблагополучной ситуацией в области российского НИО-КРа и производственного менеджмент21 и отсутствием у РФ практики шельфового судостроения, развитие последнего на Дальнем Востоке требует привлечения иностранных инвестиций, использования современных технологий и международного опыта управления. В такой ситуации Республика Корея представляется партнером, способным принять участие в оптимальном решении указанных задач. По этим же причинам принятое решение по расширению мощностей судоверфи «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края, по сути, предполагает строительство новой верфи, которая технологически должна превзойти все судостроительные мощности, существующие сегодня в России.

В период официального визита В.В. Путина в Южную Корею в ноябре 2013 г. предприятиями РФ («Роснефть», Газпромбанк, «Совкомфлот») и Южной Кореи («Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., Ltd» -DSME) был подписан меморандум о взаимопонимании, нацеленный на развитие сотрудничества в на-

оказались привлекательны для иностранного бизнеса. 15.06.2017. URL: https://www.eastrussia.ru/material/kuda-idut-inostrannye-inves-titsii-/ (дата обращения: 04.05.2018)

20 Южнокорейская "Гидеон Систек" может заменить Приморскую систему оплаты "Мой Дельфин". 05 октября 2016. URL: https://novostivl.ru/msg/22324.htm (дата обращения: 04.05.2018)

21 Козлов Л.Е., Реутов Д.А. Внешнеполитический контекст сотрудничества России и Республики Корея в промышленной модернизации Дальнего Востока // Ойкумена. Регионоведческие

исследования: научно-теоретический журнал. 2012. № 1(20). С. 25-33. Цит. по: Реутов Д., Черкашин П. Южная Корея и развитие

шельфового судостроения на Дальнем Востоке России. 29 апреля 2014. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ana-

lytics/yuzhnaya-koreya-i-razvitie-shelfovogo-sudostroeniya-na-dalne/ (дата обращения: 06.05.2018)

правлении создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке РФ. Согласно нему стороны договорились совместно закончить строительство судоверфи «Звезда» и открыть морской центр для разработки техники, предназначенной для шельфовых проектов.

Одновременно в нем определялись условия обмена

22

технологиями, размещения производства и заказов.22

Имеющееся техническое сотрудничество России с Южной Кореей, которое на первый взгляд имеет характер инвестиционного или могло бы быть таковым, хотелось бы иметь возможность отнести в разряд инвестиционного, оно проектно в разных сферах. Так, Россия и Республика Корея несколько лет подряд сотрудничали в сфере освоения космического пространства. В апреле 2008 г. первый южнокорейский космонавт Ли Со Ён отправилась в космос на борту российского корабля «Союз». С помощью российских ученых в 2003-2009 гг. в РК построен космический центр «На-ро». 30 января 2013 г. южнокорейская ракета «Наро-1», созданная при активной помощи и участии российских инженеров из Центра им. Хруничева, вывела в космос спутник (космический аппарат STSAT-2C). В дальнейшем Сеул взял курс исключительно на самостоятельное создание ракет-носителей, которые, согласно планам, должны выводить на орбиту более тяжелые спутники. Уже и к 2013 г. РФ (ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) и Южная Корея (Корейский институт аэрокосмических исследований - KARI) совместно являлись разработчиками соответственно первой и верхней ступени ракеты-носителя KSLV-1.

Россия выступала главным партнером Южной Кореи в осуществлении лунной миссии. Запуск первого корейского корабля в рамках программы освоения Луны планировалось осуществить на российской ракете в 2018 г.,23 однако в июле 2016 г. с NASA было подписано соглашение о производстве первого этапа этого проекта - разработке основного технического дизайна орбитальной станции и модуля.24 В области исследований Антарктики в 2009 г. Корейский полярный научно-исследовательский институт (КОПРИ) приступил к разработке плана и начал строительство второй антарктической корейской научной станции Жан Бого в заливе Терра-Нова в море Росса. В сезон 2011/12 г. на борту корейского ледокола «Араона» в район будущей станции были доставлены специалисты, которые выполнили геологические, топографические и гидрографические изыскания. В 2012 г. КОПРИ заключил контракт на строительство и доставку всех необходимых для этого грузов с известной фирмой «Хюндай». Однако поскольку компания «Хюндай» не имела опыта

22 ВЭФ: Южная Корея хочет покупать российскую электроэнергию. 06/09/2017. URL: https://mir24.tv/news/

16266316/vef-yuzhnaya-koreya-hochet-pokupat-rossiiskuyu-elektroenergiyu (дата обращения: 06.05.2018); Реутов Д., Черка-шин П. Цит. соч.

23 См.: Кирьянов О. СМИ: Россия поможет Южной Корее в осуществлении лунной миссии. // Российская Газета. 01.10.2016. URL: https://rg.ru/2016/10/01/smi-rossiia-pomozhet-iuzhnoj-koree-v-osushchestvlenii-lunnoj

-missii.html (дата обращения: 02.05.2018); Россия помогла Корее выйти в космос. 12 апреля 2016. URL: https://koryo-saram.ru/rossiya-pomogla-koree-vyjti-v-kosmos/ (дата обращения: 02.05.2018); Самсонова В. Сотрудничество России и Южной Кореи в области науки, техники и образования. 30 сентября 2013. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/so-trudnichestvo-rossii-i-yuzhnoy-korei-v-oblasti-nauki-tekhn/ (дата обращения: 02.05.2018)

24 Южная Корея тоже полетит на Луну. URL: http://lfly.ru/yuzhnaya-koreya-tozhe-poletit-na-lunu.html (дата обращения: 02.05.2018)

выгрузки на припай, строительства ледовых дорог и обеспечения безопасности при движении транспорта по льду, по согласованию с КОПРИ для этих работ были приглашены российские специалисты ООО «Арктик Шельф» Н.В. Кубышкин и А.К. Наумов.25 12 февраля 2014 г. в 10 утра (1:00 ночи по Москве) эта станция была открыта.26 В формате с 2005 г. начал действовать научно-исследовательский центр SOI-Korea, созданный Корейским электротехническим научно-исследовательским институтом и санкт-петербургским Государственным оптическим институтом им. С.И. Вавилова. Позже, в 2010 г. к нему присоединились новые участники со стороны России, в результате чего проект получил название «Russia Science Seoul». Участники действуют на основе Меморандума о взаимопонимании и создании российско-южнокорейского научно-исследовательского центра, помещение которому предоставила южнокорейская сторона, выделив дополнительно финансирование в размере 16 млн долл. в срок до 2014 г. В этом Центре, открытом в Сеуле в феврале 2011 г., приступили к работе специалисты в области нано- и биотехнологий из РФ и Южной Кореи в количестве 39 и 34 человек соответственно.

Стоит отметить, что у такого сотрудничества существуют правовые рамки. Межправительственное Соглашение СССР и Южной Корея о научно-техническом сотрудничестве (далее - НТС) от 14 декабря 1990 г. было одним из первых между нашими странами. В соответствии с ним вопросы НТС рассматриваются российско-корейской совместной комиссией по экономическому и научно-техническому сотрудничеству и Российско-Корейским совместным комитетом по НТС. Связь с инвестициями все же потенциально прослеживается, так, на 13-м заседании совместной комиссии 09.07.2013 в Сеуле обсуждались вопросы усиления сотрудничества России и РК в сфере торговли, экономики и инвестиций. В ходе рабочих встреч стороны обсуждали формы и направления совместной исследовательской деятельности, в том числе вопросы финансирования, и договорились начать отбор важных высокотехнологичных исследовательских проектов. Кроме этого, стороны подготовлены заключить межправительственное соглашение о развитии научно-технического сотрудничества, предусматривающего охрану и распределение прав на интеллектуальную собственность.27 Исходя из обозначенного нами выше понятия иностранных инвестиций мы полагаем, что, если бы строительство технических и научно-технических объектов осуществлялось за счет инока-питала, его можно было бы считать инвестиционным, однако, описанные нами проекты в рамках научно-технического сотрудничества в большинстве своем инвестиционным сотрудничеством не является, т.к.

25 Масанов А.Д. Строительство новой антарктической корейской станции в заливе Терра-Нова в сезон 2012/13 г. // Российские полярные исследования. Информационно-аналитический сборник. -2013. - № 3 (13). - С. 44.

26 Южная Корея открыла вторую научную станцию в Антарктиде. 12 февраля 2014. URL: https://www.sports.ru/ tribuna/ blogs/ koreajapan/572760.html (дата обращения: 02.05.2018)

27 Российские представители неоднократно отмечали, что РК под разными предлогами уходит от разработки юридических механизмов регулирования прав интеллектуальной собственности, которая создается и передается в процессе реализации совместных научно-технических проектов. - См.: Самсонова В. Цит. соч.

отсутствует базовый элемент инвестиции - трансграничное движение капитала.28

В числе производственных объектов, имеющих связь с Южной Кореей, можно назвать, например, вложения в области машиностроения: автомобили марки Kia Motors собирают в Ижевске на мощностях завода «ИжАвто», в Калининграде на заводе «Автотор»29 и в Санкт-Петербурге на заводе Hyundai-Kia30. Это сборка в прошлом, например, внедорожника Sportage, легковых автомобидей Avell и Clarus и т.д. Санкт-Петербурга выпускал и выпускает также и автомобиль Solaris корейской марки Hyundai, т.к. Solaris и новый Rio имеют общую платформу - двигатели, трансмиссии, элементы подвески и т.п. Завод Hyundai-Kia в Санкт-Петербурге, с нашей точки зрения, - это инвестиция по указанным выше признакам. На строительство этого завода были израсходованы инвестиции в размере до половины миллиарда долларов США. При объяснении выбора местоположения завода Hyundai-Kia руководство завода отметило, что выбор обусловлен предложением российскими властями программы льгот, выгодной инвесторам.31 Говоря о будущем, в частности, Президент российского представительства Kia Motors не стал раскрывать данные о размерах инвестиций на сегодняшний день, однако поделился информацией о ближайших планах компании в России: «Мы продолжим выпускать новые и обновлённые модели, развивать дилерскую сеть, поддерживать местное производство и инвестировать в клиентские услуги (специальные предложения, встречные продажи, перепродажи)», - пояснил Сонг Хван Ким.32

С позиции функционирования зоны свободной торговли (далее - ЗСТ) в любом взаимодействии потенциал сотрудничества раскрывается в контексте предложения наиболее льготного режима своим компаниям, например, снижения налоговых ставок, отказ от пошлин при ввозе оборудования, сырья и др. Аналогичные результаты достигаются сейчас использованием схематично описанных выше элементов механизма привлечения инвестиций в формате ТОРов и Свобод-

28 См. для сравнения: Ермакова Е.П. Правовые основы свободного перемещения капиталов; Судебная практика по вопросам свободного перемещения капиталов и оказания услуг в ЕС // Право Европейского Союза. Правовое регулирование торгового оборота: Учебное пособие / Под ред.: Безбах В.В., Капустин А.Я., Пучинский В.К. - М.: Зерцало, 1999. - С. 97-101, 222-226 (400 с.).

29 Это российское предприятие, у которого заключены договора с автомобильными концернами KIA Motors, BMW AG, General Motors, по принципу франчайзинга. Под каждое соглашение с мировыми производителями реализуется отдельный инвестиционный проект, общий объем инвестиций на 2010 г. составлял, например, 380 млн. евро. - См.: Автотор или как собирают машины в Калининграде. URL: http://www.yaplakal.com/forum2/topic 294345.html (дата обращения: 02.05.2018)

30 Построен с нуля за чуть более, чем 2 года и запущен в конце 2010 г., массовое производство на нем началось в январе 2011 г. Для реализации грандиозных планов Hyundai и Kia по выпуску автомобилей на заводе организовано круглосуточное производство в три смены. В декабре 2012 г. этот завод был признан лучшим по качеству выпускаемой продукции среди всех производств Hyundai-Kia во всем мире. - Где производят Киа Рио. URL: http://kiario.pro/news/gde-sobirayut-kia-rio.html#i-2 (дата обращения: 02.05.2018); Астапенко Е. Kia не боится кризиса на российском авторынке. // Колеса. 13.11.18 URL: https://www.kolesa.ru/news/kia-ne-boitsja-krizisa-na-rossijskom-avtorynke-2015-11-13 (дата обращения: 02.05.2018); КИА РИО 2011-2018 клуб Россия. URL: https://kia-rio.net/index.php?pageid=plant (дата обращения: 02.05.2018)

31 Hyundai-Kia - совместный новый завод HMMR в России. URL: https://kiario4.ru/showthread.php?t=146 (дата обращения: 03.05.2018)

32 Астапенко Е. Цит. соч.

ного порта Владивосток. Такие же по своей сути преференции были получены инвесторами при строительстве завода Hyundai-Kia.

Перспективы же создания ЗСТ между Южной Кореей и Россией рассматриваются еще с 2010 г. Затем обсуждения этого вопроса перетекли в евразийский формат, и год назад был пройден предварительный этап -изучение перспектив ЗСТ в рамках взаимодействия Всероссийской академии внешней торговли и Корейского института экономической политики. В рамках Восточного экономического форума 2016 г. состоялась встреча президента России В.В. Путина и тогдашнего президента Республики Корея Пак Кын Хе, в ходе которой корейская сторона подтвердила свой интерес к созданию ЗСТ с еАэС. Эта работа продолжилась, несмотря на то, что Пак Кын Хе была отстранена от власти в связи с громким коррупционным скандалом. Новый президент Мун Чжэ Ин уже не раз демонстрировал желание углублять партнерство с Россией, ведь за первое полугодие 2017 г. товарооборот России и Южной Кореи вырос сразу на 50%, показав динамику, примерно вдвое выше, чем общий рост внешней торговли РФ за этот период. При этом экспорт из РФ в Южную Корею увеличился почти на 40% (до 6,3 млрд $), а импорт - на 70% с небольшим (до 3,5 млрд. $). На данный момент внешнеторговый оборот РФ-Южная Корея составляет 3,6%.33 В этом формате в списке приоритетных направлений сотрудничества РФ-Южная Корея присутствуют и такой проект, как развитие и модернизация морского порта Зарубино, имеющего выходы на авто- (Владивосток-Хабаровск) и железно-(Транссибирская) дорожные магистрали и автодороги, направленные в сторону Китая и Корейского полуост-

34 ~

рова, и входящего в международный транспортный коридор "Приморье-2". В порту планируется построить зерновой, контейнерный, глиноземный и морской терминалы. В ходе состоявшегося в Приморье круглого стола по вопросам развития российско-корейского инвестиционного сотрудничества в порту Зарубино в обсуждении приняли участие представители Корейской международной торговой ассоциации (KITA) и представительства Корейского агентстве по торговле и содействию инвестициям (KOTRA). Стороны договорились создать Совет по логистическому сотрудничеству между Приморьем и KITA, которая сегодня объединяет 70 тысяч южнокорейских корпораций. Кроме того, вице-президент KITA Ким Джон Кван отметил: «А ключ к развитию трехстороннего сотрудничества России, Китая и Республики Корея кроется именно в порту За-рубино. Упрощения таможенной процедуры и снижение таможенных пошлин может способствовать увеличению грузооборота и развитию Дальнего Востока в целом. Также порт имеет большое геополитическое значение для создания мультимодального транспорт-но-логистического комплекса».35

Таким образом, изложенное позволяет заключить, что как зона свободной торговли, так и многие российско-корейские инвестпроекты находятся в стадии разработки или потенциальной возможности их развития.

33 Южная Корея заявляет о скорейшем создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. // EurAsia Daily. 7 сентября 2017. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/09/07/yuzhnaya-koreya-zayavlyaet-o-skoreyshem-sozdanii-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

zony-svobodnoy-torgovli-s-eaes (дата обращения: 05.05.2018)

34 Подробнее см. по адресу http://www.pma.ru/zarubino/about/ (дата обращения: 06.05.2018)

35 Бизнесмены Южной Кореи готовы участвовать в развитии порта Зарубино. URL: https://rusevik.ru/news/

280383 (дата обращения: 06.05.2018)

При этом имеется общая заинтересованность в их продвижении. Для чего требуется как политическая воля, так и реальные действия по форсированию их развития, включая увеличение финансовых вложений, фактических действий по строительству и пр.

Список литературы:

1. Автотор или как собирают машины в Калининграде. URL: http://www.yaplakal.com/forum2/topic294345. html (дата обращения: 02.05.2018)

2. Агафонов Л. Куда идут иностранные инвестиции? От помидоров до нефтегаза: какие проекты на Дальнем Востоке на деле оказались привлекательны для иностранного бизнеса. 15.06.2017. URL: https://www. eastrussia.ru/material/kuda-idut-inostrannye-investitsii-/ (дата обращения: 04.05.2018)

3. Астапенко Е. Kia не боится кризиса на российском авторынке. // Колеса. 13.11.18 URL: https://www.kolesa. ru/news/kia-ne-boitsja-krizisa-na-rossijskom-avtorynke-2015-11-13 (дата обращения: 02.05.2018)

4. Ахмадова М.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития. // Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования в России и зарубежных странах. Сб. статей Международной научно-практической конференции (Москва, 22 января 2016 г.). - М.: РУДН, 2016. - С. 52-58.

5. Ахмадова М.А., (2018), Российско-китайское инвестиционное сотрудничество в сфере электроэнергетики: правовой аспект. Проблемы экономики и юридической практики, 2: 172-178.

6. Бадаева Н.В. О возможности гармонизации законодательства в сфере права собственности в странах БРИКС // Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире : сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф. В.К. Пучинского. 18 октября 2013 года. - М.: РУДН, 2013. - С. 8-18 (355 с.).

7. Беликова К.М., (2018), Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современное состояние. Проблемы экономики и юридической практики, 2: 131-137.

8. Бизнесмены Южной Кореи готовы участвовать в развитии порта Зарубино. URL: https://rusevik.ru/ news/280383 (дата обращения: 06.05.2018)

9. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. - м.: Росс. право, 1992. - С. 16-18.

10. Борисова Е.А. Российский экспорт энергоресурсов в Японию и Южную Корею. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid= 3477&type=news (дата обращения: 05.05.2018)

11. вЭФ: Южная Корея хочет покупать российскую электроэнергию. 06/09/2017. URL: https://mir24.tv/news/ 16266316/vef-yuzhnaya-koreya-hochet-pokupat-rossiiskuyu-elektroenergiyu (дата обращения: 06.05.2018)

12. Где производят Киа Рио. URL: http://kiario.pro/ news/gde-sobirayut-kia-rio.html#i-2 (дата обращения: 02.05.2018)

13. Дальний Восток: механизмы поддержки инвесторов. Сентябрь 2017 г. Изд. КПМГ. URL: http://investin-russia.com/data/file/ru-ru-far-east-support-mechanisms-for-investors.pdf (дата обращения: 03.05.2018)

14. Ермакова Е.П. Правовые основы свободного перемещения капиталов; Судебная практика по вопросам свободного перемещения капиталов и оказания услуг в ЕС // Право Европейского Союза. Правовое регулирование торгового оборота: Учебное пособие /

Под ред.: Безбах В.В., Капустин А.Я., Пучинский В.К. -М.: Зерцало, 1999. - С. 97-101, 222-226 (400 c.).

15. Инвестиции Южной Кореи в Дальний Восток увеличились до $272 млн. // Коммерсанта. 18.08.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3386543 (дата обращения: 03.05.2018)

16. Историческая встреча: состоялся первый раунд переговоров лидеров двух Корей. 27.04.2018. URL: https://ria.ru/world/20180427/1519512761.html (дата обращения: 05.05.2018)

17. КИА РИО 2011-2018 клуб Россия. URL: https://kia-rio.net/index.php?pageid=plant (дата обращения: 02.05.2018)

18. Кирьянов О. СМИ: Россия поможет Южной Корее в осуществлении лунной миссии. // Российская Газета. 01.10.2016. URL: https://rg.ru/2016/10/01/smi-rossiia-pomozhet-iuzhnoj-koree-v-osushchestvlenii-lunnoj-missii.html (дата обращения: 02.05.2018)

19. Козлов Л.Е., Реутов Д.А. Внешнеполитический контекст сотрудничества России и Республики Корея в промышленной модернизации Дальнего Востока // Ойкумена. Регионоведческие исследования: научно-теоретический журнал. 2012. № 1(20). С. 25-33. Цит. по: Реутов Д., Черкашин П. Южная Корея и развитие шельфового судостроения на Дальнем Востоке России. 29 апреля 2014. URL: http://russiancouncil.ru/ ana-lytics-and-comments/analytics/yuzhnaya-koreya-i-razvitie-shelfovogo-sudostroeniya-na-dalne/ (дата обращения: 06.05.2018)

20. Масанов А.Д. Строительство новой антарктической корейской станции в заливе Терра-Нова в сезон 2012/13 г. // Российские полярные исследования. Информационно-аналитический сборник. - 2013. - № 3 (13). - С. 44.

21. Никифоров О. Южная Корея может стать ключевым энергопартнером России. // Приложение к «Независимой Газете» "НГ-Энергия". 26.10.2012. URL: http://www.ng.ru/economics/2012-10-26/4_korea.html (дата обращения: 05.05.2018)

22. Обзор энергетики Республики Кореи (по инф. Рабочей группы по продвижению экономических интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции). 22.10.2015. URL: http://asiavector.ru/analytics/556/ (дата обращения: 04.05.2018)

23. Осадчий А. Сахалин: отдаленная провинция или новое Эльдорадо? // Наука и жизнь - 2007. - №03. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/9308/ (дата обращения: 05.05.2018)

24. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". URL: http://gov.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm (дата обращения: 03.05.2018)

25. Россия помогла Корее выйти в космос. 12 апреля 2016. URL: https://koryo-saram.ru/rossiya-pomogla-koree-vyjti-v-kosmos/ (дата обращения: 02.05.2018); Самсо-нова В. Сотрудничество России и Южной Кореи в области науки, техники и образования. 30 сентября 2013. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ana-lytics/sotrudnichestvo-rossii-i-yuzhnoy-korei-v-oblasti-nauki-tekhn/ (дата обращения: 02.05.2018)

26. Семочкина М.А., (2014), К вопросу о понятии иностранных инвестиций и объектов инвестирования. Пробелы в российском законодательстве, 1: 74-76.

27. Суслина С.С. Инвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения российско-корейского экономического сотрудничества. // Мировое и национальное хозяйство. - 2008. - №1 (4). URL: http://www.mirec.ru/2008-01/investicionnyj-potencial-respubliki-ko reya-i-perspektivy-dlya-rasshireniya-rossijsko-korejskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva (дата обращения: 14.04.2018)

28. Южная Корея жаждет ГАЗ из России... но США теперь ударят по корейцам очень больно. 08.04.2018. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7dcbdea815f14d 053c3e84/iujnaia-koreia-jajdet-gaz-iz-rossii-no-ssha-teper-udariat-po-koreicam-ochen-bolno-5ac933e35991d3077 5546ebd (дата обращения: 14.04.2018)

29. Южная Корея заявляет о скорейшем создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. // EurAsia Daily. 7 сентября 2017. URL: https://eadaily.com/ru/news/ 2017/09/07/yuzhnaya-koreya-zayavlyaet-o-skoreyshem-sozdanii- zony-svobodnoy-torgovli-s-eaes (дата обращения: 05.05.2018)

30. Южная Корея открыла вторую научную станцию в Антарктиде. 12 февраля 2014. URL: https://www.sports. ru/tribuna/blogs/koreajapan/572760.html (дата обращения: 02.05.2018)

31. Южная Корея тоже полетит на Луну. URL: http://lfly.ru/yuzhnaya-koreya-tozhe-poletit-na-lunu.html (дата обращения: 02.05.2018)

32. Южнокорейская "Гидеон Систек" может заменить Приморскую систему оплаты "Мой Дельфин". 05 октября 2016. URL: https://novostivl.ru/msg/22324.htm (дата обращения: 04.05.2018)

33. Hyundai-Kia - совместный новый завод HMMR в России. URL: https://kiario4.ru/showthread.php?t=146 (дата обращения: 03.05.2018)

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 95,07%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.