УДК 339.727.22(571.6)
Левинталь Александр Борисович - д-р экон. наук, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Шевцов Николай Михайлович - канд. экон. наук, заместитель начальника департамента экономической и социальной политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
A.B. Levintal' N.M. Shevtsov
The Russian-Korean cooperation with the Far-Eastern subjects of Russia: the state and the development direction
The article describes the state of international cooperation between the Russian Far East and the Republic of Korea. The special attention is given to the analysis of the incoming of Korea's investment flows in the economy of the federal district and to the analysis of the priorities directions of international cooperation with the Republic of Korea.
Keywords: foreign investments, investment projeсts in the Russian Far East, international cooperation with the Republic of Korea.
Российско-корейское сотрудничество с Дальневосточными субъектами России: состояние и направление развития
В статье рассмотрено состояние сотрудничества между территориями Дальнего Востока России и Республикой Корея. Особое внимание уделяется анализу поступления корейских инвестиций в экономику региона и анализу приоритетных направлений сотрудничества с Республикой Корея.
Ключевые слова: зарубежные инвестиции, инвестиционные проекты на Дальнем Востоке России, сотрудничество с Республикой Корея.
Российско-корейские отношения имеют постоянно растущий потенциал сотрудничества, необходимость которого определяется экономической взаимодополняемостью факторов. Российский Дальний Восток обладает богатыми природными ресурсами, удобным географическим положением. Республика Корея, будучи современной индустриально развитой страной, имеет значительный опыт в сфере современных технологий, обладает значительными инвестиционными ресурсами. Эти факторы и обуславливают перспективы дальнейшего экономического сотрудничества.
Кроме того, в настоящее время отмечается высокий уровень политических отношений между нашими странами. Немаловажным фактором можно считать также и наличие значительной по численности корейской диаспоры на Дальнем Востоке РФ (участники которой являются гражданами России), возникшей вследствие исторических событий, происходивших в XIX - XX вв.
Оценивая уровень Российско-Корейских торгово-экономических отношений, необходимо отметить, что Республика Корея традиционно является одним из ведущих внешнеторговых партнеров Дальнего Востока РФ, наряду с Китаем и Японией. Так по итогам 2011 г. она занимала первое место по стоимости товарооборота, в 2010 г. - третье.
Доля Республики Кореи во внешнеторговом обороте Дальневосточного федерального округа в 2011 г. составила 28,4%. В цифрах - это 9,8 млрд. долл. США, что в 1,6 раза больше показателей предыдущего года и в 1,7 раза больше, чем показатель докризисного 2008 г. Стоимость экспорта в Республику Корея - 8,5 млрд. долл., рост - в 1,6 раза. Стоимость импорта из Кореи в 2011 году составила 1,3 млрд. долл., что на 49% выше уровня 2010 года.
Таблица 1
Динамика внешней торговли Дальнего Востока РФ с Республикой Корея, млн. долл. [1]
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. % к 2010 г.
Экспорт 867,0 770,2 4058,4 5122,9 3748,7 5350,8 8462,6 в 1,6 р.
Импорт 905,7 1606,8 1292,5 700,3 394,8 886,1 1318,0 149,0
Оборот 1772,6 2377,0 5350,9 5823,2 4143,5 6236,9 9780,6 в 1,6 р.
Сальдо -38,7 -836,6 2765,9 4422,6 3353,9 4464,7 7144,6 в 1,6 р.
Необходимо отметить, что положительная динамика во внешней торговле связана преимущественно с ростом поставок сахалинских нефтепродуктов и газа, они занимают более 80% в структуре Российского экспорта в Республику Корею. В свою очередь, более половины (65%) импорта из Кореи приходится на машины, оборудование, автомобили и запчасти к ним, что наглядно демонстрирует очень слабую диверсификацию во внешнеторговой структуре между Россией и Республикой Корея.
В сфере инвестиционного сотрудничества, успехи пока крайне незначительны. Если в 2006 - 2007 гг. львиная доля (25% - 92%) инвестиций из Республики Корея, вложенных в экономику России, поступала на Дальний Восток РФ, то, начиная с 2008 г. инвестиционная привлекательность Дальнего Востока РФ уступила место центральным регионам России. В 2011 г. на корейские инвестиций в экономику Дальнего Востока РФ приходилось всего 3,2% от всех корейских инвестиций в экономику России.
Таблица 2
Иностранные инвестиции в субъекты Федерации Дальнего Востока,
млн. долл. [2]
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2006 г. (в %)
Всего инвестиций 6360,0 6260,1 8641,6 8418,5 7309,5 9905,7 135,5
Инвестиции из Республики Корея 42,7 98,8 102,2 82,8 42,7 49,0 114,8
Доля инвестиций из Республики Корея, % 0,7 1,6 1,2 1,0 0,6 0,5
В настоящее время доля Корейской стороны в общем объеме ежегодно поступающих на Дальний Восток РФ иностранных инвестиций сегодня составляет всего лишь 1% (по итогам 2011 г. - 0,5%), что свидетельствует об огромных нереализованных возможностях сотрудничества. По итогам 2011 года в субъекты Дальнего Востока России поступили 49 млн. долл. инвестиций из Республики Корея. Это было более чем в 2 раза ниже уровня 2008 г. Основным получателем капитала из Республики Корея за последние шесть лет продолжает оставаться Сахалинская область. На её долю приходится половина всех корейских инвестиций по ДФО (в 2011 г. поступили 22,4 млн. долл. или 46%). Подавляющая часть этих инвестиций поступила в проекты освоения нефтегазовых месторождений шельфа о. Сахалин.
Таблица 3
Структура инвестиционных поступлений в ДФО из Республики Корея, тыс. долл. США [2]
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Инвестиции в ДФО 42695,0 98784,0 102157,0 82765,0 42697,0 48978,7
из них:
- прямые инвестиции 8010,6 19134,7 5466,0 19537,9 3347,5 16878,4
- портфельные инвестиции - - 0,04 - - -
- прочие инвестиции 34684,4 79649,5 96690,8 62227,0 39349,2 32100,3
В структуре иностранных инвестиций, поступивших из Республики Корея, наибольший удельный вес (65,5%) занимают прочие инвестиции,
осуществляемые на возвратной основе (торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций).
В качестве успешного примера инвестиционного сотрудничества можно отметить реализуемый с декабря 2009 г. проект организации автосборочного производства в г. Владивостоке. Автомобилестроительным заводом «СОЛЛЕРС - Дальний Восток» осуществляется сборка 4 моделей внедорожников корейской марки «Ssang Yong». В 2011 г. были произведены 25,1 тыс. автомобилей этой марки. При этом объем производства вырос на 83% (по сравнению с 2010 г.).
В области судостроения ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» совместно с корейской компанией «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. Ltd.» ведут работы по строительству современной крупнотоннажной верфи в бухте Большой Камень Приморского края. На предприятии планируется строить суда-газовозы, крупнотоннажные наливные суда типа «Суэцмакс» (нефтеналивные танкеры), нефтепромысловые сооружения для российской промышленности.
В 2009 г. в г. Находке зарегистрировано совместное предприятие ООО «РОСКОР Судостроительный завод», соучредителями которого являются ООО «Приморский завод» (с российской стороны) и консорциум частных компаний во главе с «Hanaro Shipbuilding Co. Ltd.» (с корейской стороны). На выделенной площадке площадью в 14 га планируется построить новый судостроительный завод по выпуску современных рыбопромысловых судов для российских рыболовных компаний с дедвейтом от 200 до 7000 тонн. В настоящее время ведется подготовка и согласование проектной документации, формирование портфеля заказов.
Кроме упомянутых проектов, в Приморском крае в качестве успешного сотрудничества с корейскими партнерами в сфере транспортного сообщения можно отметить открытие в 2003 г. паромной линии Сокчо - Зарубино -Владивосток, а в 2009 г. - паромного маршрута Донхэ - Владивосток.
На территории Приморского края создан целый ряд сельскохозяйственных предприятий с участием корейского капитала, которые занимаются выращиванием как растениеводческой продукции (рис, соя), так и производством молока и мяса.
Корейской стороной прорабатывается вопрос по участию в строительстве завода по сжижению природного газа на территории Приморского края для дальнейшей его транспортировки в страны АТР, в том числе и Республику Корея. Перспективным проектом может стать строительство газопровода в Южную Корею через территорию КНДР.
В Сахалинской области корейские компании проявляют интерес к угле-и нефтедобыче. В целом, на территории области зарегистрированы уже около 100 предприятий с корейским участием (включая представительства и филиалы южнокорейских компаний). Корейские компании активно принимают участие в работах по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Кроме прямых контрактов, заключенных с операторами проектов, корейские
компании выполняют различные объемы работ и услуг в рамках субподрядной деятельности.
Например, в рамках проекта «Сахалин-1» компания «Хендай» выполнила работы по изготовлению буровой подставки для известной платформы «Орлан».
В Хабаровском крае, несмотря на активное двустороннее торговое сотрудничество, инвестиционные отношения с Кореей развиваются медленными темпами. Основными видами деятельности предприятий с участием корейского капитала являются строительство, торговля и сфера услуг.
Кроме того, можно отметить активность государственной компании «КОГАЗ», которая с 2009 г. в лице зарегистрированного в г. Хабаровске ООО «Когаз Восток» ведёт в крае активный поиск инвестиционных проектов для совместной реализации. Обсуждаются перспективы сотрудничества с администрацией г. Хабаровска в газификации жилищного фонда, рассматриваются проекты в области газохимии, в том числе возможность использования южнокорейских технологий по производству диметилэфира на базе проекта строительства в Николаевске-на-Амуре мини-завода по производству сжиженного природного газа.
Корейская государственная корпорация «Международный аэропорт Ичхон» в 2011 г. приобрела 10% акций Хабаровского аэропорта с целью активного участия в развитии инфраструктуры аэропорта. На эти цели корейским партнером планируется инвестировать 300 - 350 млн. долл. США (до 2030 г.).
Туристические связи с Республикой Корея также имеют значительный потенциал развития. На сегодняшний день выездной поток российских туристов в Корею преобладает над въездным со стороны корейских туристов. Основной целью посещения Дальнего Востока РФ большинством корейских граждан являются деловые поездки. При этом, значительная часть туристов из Кореи прибывают на территорию России по частным приглашениям.
Традиционно для россиян остается популярным, особенно для семейного отдыха, туристский маршрут в столицу Республики Корея - город Сеул - с обзорной экскурсионной программой, а также посещением парков, аттракционов.
Приоритетными направлениями сотрудничества с Республикой Корея, на наш взгляд, являются следующие:
Транспортный сектор: дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ) на перспективу. Так, по прогнозным оценкам экспертов, с учетом реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов и потребностей крупных грузоотправителей объем перевозки грузов в направлении БАМа составит к 2015 г. 50 млн. т, а до 2030 г. - увеличится до 100 млн. т.
Необходимый объем инвестиций только на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (с учетом
подвижного состава) составляет до 2015 г. более 400 млрд. руб., а до 2030 г. -около 1,1 трлн. руб.
Проведение коренной модернизации и реконструкции Байкало-Амурской магистрали создаст условия для многократного роста объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона. В связи с этим, возможно участие корейского бизнеса в строительстве БАМа, а также портов.
Важными аспектами взаимодействия с Республикой Корея являются: сотрудничество по реализации совместного проекта соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей для развития транзитных перевозок из стран Азии в Европу; участие корейского бизнеса в осуществлении грузовых перевозок железнодорожным транспортом; расширение авиасообщений и развитие связей между аэропортами двух стран, особенно узловыми для Дальнего Востока в гг. Хабаровске и Владивостоке.
Сельское хозяйство: продолжение активного сотрудничества в сельском хозяйстве на территории Приморского края и в области совместной переработки сельскохозяйственной продукции. Перспективным является участие корейской стороны в формировании на территории Амурской области и Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев соевого кластера, с созданием полной цепочки от семеноводства до производства продуктов питания и их поставки как на внутренний рынок России, так и на экспорт.
Авиа и судостроение, автосборочные производства: сотрудничество в области производства конкурентоспособной авиапродукции, в первую очередь, в рамках серийного производства регионального самолета Биреце! 100 на ОАО «КнААПО» (Хабаровский край).
Продолжение реализации судостроительных проектов и расширение автосборочных производств.
Космическая отрасль: возможно сотрудничество по созданию комплекса космодрома «Восточный» (Амурская область), включая строительство аэродромного комплекса, завода по производству жидкого водорода, жилого комплекса и соответствующей инфраструктуры с их последующей эксплуатацией, а также по запуску космических спутников.
Ресурсодобывающие отрасли: хорошие возможности для участия корейского капитала существуют по направлениям развития на Дальнем Востоке РФ лесной, рыбной промышленностей и других ресурсодобывающих отраслей с решением задачи перехода от добычи ресурсов к их глубокой переработке, производству продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Энергетика и энергоэффективность: учитывая высокий уровень технологий в Республике Корея в области энергетики и энергосбережения, представляется целесообразным участие корейской стороны в строительстве энергетических объектов и реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности отраслей экономики и социальной сферы. В
этом аспекте перспективным является проект соединения линий электро передач по направлению Дальний Восток РФ - КНДР - Республика Корея с целью дальнейшего экспорта электроэнергии.
Нефте- и газохимия: дальнейшая проработка вопросов участия корейских компаний в строительстве газо-нефтехимических заводов с выпуском продукции, рассчитанной как на внутренний, так и на внешний рынки.
Развитие взаимосвязей в сфере туризма: развитие экологического, этнографического и экстремального международного туризма на основе уникального рекреационного потенциала Дальнего Востока РФ. Реализация совместных туристических проектов с Республикой Корея, включая межстрановые туристические маршруты с возможностью безвизового посещения нескольких стран в рамках одного маршрута.
Взаимодействие в области медицины: развитие сотрудничества по части оказания высокотехнологичной медицинской помощи Российскому населению, а также в части координации деятельности по разработке, внедрению и тиражированию высоких медицинских технологий и передаче опыта по диагностике. Важным моментом также является обмен опытом в этой сфере и сотрудничество по вопросам подготовки квалифицированных медицинских кадров.
Взаимодействие в сфере построения информационного общества: в сфере информатизации государственных услуг полезным является изучения опыта Республики Корея - как признанного мирового лидера в области реализации проекта электронного правительства, ознакомление с практическими вопросами оказания государственных услуг в электронном виде и организации межведомственного взаимодействия.
Сотрудничество в образовательной сфере: с крупными государственными образовательными учреждениями и налаживание партнерских связей с вновь создаваемыми федеральными университетами, особенно с Дальневосточным федеральным университетом в г. Владивостоке (Приморский край). В данном направлении предполагается привлечение профессорско-преподавательского состава из ведущих университетов стран АТР, в том числе из Республики Корея, развитие студенческих международных обменных программ, стажировок молодых ученых и преподавателей и т. д.
Осуществление совместных российско-корейских проектов позволит получить не только сами инвестиционные ресурсы, но и импорт высокотехнологичного оборудования, современные технологии и, конечно, будет способствовать модернизации отраслей дальневосточной экономики в целом.
Российскими властями принят ряд конкретных шагов: - для достижения успехов в двустороннем сотрудничестве необходимо вести постоянную работу по улучшению инвестиционного климата на Дальнем Востоке РФ;
- по поручению Президента Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа разработаны и утверждены нормативными правовыми актами региональные программы, направленные на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
- Указом Президента РФ создан институт инвестиционных уполномоченных в федеральных округах, основной задачей которых определено оказание содействия инвесторам в реализации частных проектов, их взаимодействия с органами государственной власти федерального, регионального и местного уровней;
- в каждом субъекте Российской Федерации назначены должностные лица, ответственные за взаимодействие с инвестиционным уполномоченным в Дальневосточном федеральном округе;
- полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе создан и работает Совет по привлечению иностранных инвестиций, объединяющий в своем составе 14 крупнейших зарубежных компаний из разных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и Республики Корея.
Литература и источники:
1. Таможенная статистика внешней торговли Дальнего Востока в региональном разрезе за 2011 г. : Стат. сб. // Федеральная таможенная служба. Дальневосточное таможенное управление. - Владивосток, 2012. -215 с.
2. Инвестиции в России. 2010 г. : Стат.сб. // Росстат. - М., 2010. -
353 с.
3. Данные официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. -. - Режим доступа: www.economy.gov.ru.
4. Материалы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.