УДК 339.727.22(571.6+519.5)
Левинталь Александр Борисович - д-р экон. наук, профессор, первый заместитель председателя правительства края по экономическим вопросам (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
А.Б. Левинталь A.B. Levintal’ Проблемы и перспективы инвестиционного сотрудничества Дальнего Востока России и Республики Корея
В статье рассмотрены состояние и перспективы инвестиционного сотрудничества Дальнего Востока России и Республики Корея, выявлены факторы, обуславливающие низкую инвестиционную привлекательность Дальнего Востока. Определены меры, необходимые для решения выявленных проблем на пути привлечения иностранных инвестиций в макрорегион. Выделены приоритетные отрасли и проекты для инвестиционного сотрудничества на территории Дальнего Востока.
Problems and prospects of the investment cooperation between the Far East of Russia and the Republic of Korea
The article discusses the state and prospects of investment cooperation between the Russian Far East and the Republic of Korea. The factors causing low investment attractiveness of the Russian Far East have been identified. The measures needed to overcome the obstacles in the way of attracting foreign investment in the macro-region have been determined. Some top priority sectors and projects for investment cooperation in the Russian Far East have been identified.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная
привлекательность, потенциал, риск, приоритетные отрасли.
Keywords: foreign investments, investment attractiveness, potential, risk, top priority sectors.
Российский Дальний Восток играет небольшую роль в инвестиционном сотрудничестве России и Республики Корея в отличие от внешнеторгового сотрудничества. На долю Дальнего Востока в 2012 г. приходилось лишь 6% корейских инвестиций в экономику России (2011 г. - 3,2%). В то же время, доля Дальнего Востока в Российской торговле с Республикой Корея достигла 41,2% в 2012 г.
Инвестиционное сотрудничество Республики Корея с восточными территориями России в течение длительного времени практически не
развивалось, колеблясь в пределах 20 - 100 млн. долл. США, что составляло от 0,2% до 1,5% от объема иностранных инвестиций, вкладываемых в экономику Востока России. В 2012 г. объем инвестиций Республики Корея в экономику регионов Дальнего Востока и Забайкалья увеличился, по сравнению с предыдущим годом, в 1,9 раза и составил 92,9 млн. долл. США или 0,7% от общего объема иностранных инвестиций на Дальний Восток.
Если в 2006 - 2007 гг. значительная часть инвестиций из Республики Корея, вложенных в экономику России, поступала на Дальний Восток, то, начиная с 2008 г., инвестиционная привлекательность Дальнего Востока уступила место западным регионам России.
Приоритетными направлениями в отраслевой структуре южнокорейских инвестиций, поступивших в 2012 г. в экономику Дальнего Востока, являлись: производство электрических машин и оборудования (32,2%), рыболовство (26%), растениеводство (14%), рыбоводство (11,6%), оптовая и розничная торговля (7,9%) [1]. В 2012 г. основная часть корейских инвестиций поступила в Приморский край - 54,9 млн. долл. США (в 2011 г. -1 млн. долл.) или 59% всех инвестиций из Республики Корея в территории Востока России. Надо отметить, что интерес южнокорейского бизнеса к Приморскому краю в последнее время значительно вырос. Для Приморского края важным направлением является сотрудничество между российской компанией «БОЬЬЕКБ» и корейской компанией «Бва^ Уо^» в сфере производства транспорта. В декабре 2009 г. был запущен и в настоящее время успешно реализуется проект по созданию в г. Владивостоке автомобильного производства корейских внедорожников «Бва:^ Уо^» на условиях «промышленной сборки». Объемы производства составили: в 2010 г. - 13,7 тыс. ед., в 2011 г. - 25,1 тыс. ед., в 2012 г. - 29,5 тыс. ед.
Одним из значимых направлений сотрудничества между Приморским краем и Республикой Кореей является сотрудничество в области судостроения и судоремонта. В рамках деятельности совместного российско-корейского проекта «Строительство судостроительной верфи «Звезда -ДСМЕ»» в ЗАТО «Большой Камень» предполагалось создать верфь крупнотоннажного судостроения, основной продукцией которой должны были являться суда для перевозки сжиженного газа, плавучие системы нефтедобычи, хранение и выгрузки, суда-снабженцы и траулеры океанического лова. Однако ввиду недостаточно эффективного менеджмента со стороны ОАО «ОСК», срыва сроков подготовки необходимой документации к началу реализации проекта корейская сторона практически вышла из проекта, тем самым, сорвала реализацию проекта, который предполагал передачу южнокорейской стороной высоких технологий, подготовку кадров как в Республике Корея, так и в России. Необходимо извлечь уроки из этого негативного опыта, чтобы не допускать подобные срывы в будущем.
Продолжает отмечаться интерес корейского капитала к сотрудничеству в области сельского хозяйства. За последние 10 лет в сельскохозяйственное производство Приморского края привлечены около 70 млн. долл. США
южнокорейских инвестиций. Приоритетными направлениями
сельскохозяйственной деятельности являются: производство зерновых,
овощей, картофеля, сока, а также производство мяса и молока.
Все создаваемые предприятия оснащаются современной техникой, оборудуются комплексами по хранению и переработке зерна. На предприятиях внедряются прогрессивные технологии производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения и переработки. На предприятиях, созданных южнокорейской стороной, используются, в основном, российские граждане. В настоящее время Приморскими сельскохозяйственными предприятиями осуществляются пробные поставки в Республику Корея зерна кукурузы и сои. Отлаживается процедура поставки кормов.
На территории Артемовского городского округа ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» совместно с корейской компанией «Hyundai Heavy Industries» реализует проект по строительству завода по производству электротехнического оборудования.
Второе место по объему корейских инвестиций в 2012 г. заняла Сахалинская область, в которую поступили 20,8 млн. долл. (22% от общего объема). При этом, надо отметить, что с 2007 по 2011 гг. (за исключением 2012 г.) Сахалинская область прочно удерживала первое место среди регионов Дальнего Востока по объему южнокорейских инвестиций. В этот период на долю Сахалинской области приходились от 40% до 80% всех южнокорейских инвестиций, поступающих в макрорегион. Подавляющая часть этих инвестиций поступала в проекты освоения нефтегазовых месторождений шельфа о. Сахалина. Корейский бизнес активно принимает участие в работах по реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» как в качестве подрядчиков, так и в рамках субподрядных работ.
Корейские компании принимают активное участие в модернизации порта Углегорск и добыче угля на близлежащем месторождении, с участием южнокорейского капитала начинается добыча торфа с производством топливных брикетов для экспорта в Республику Корея. С участием южнокорейских компаний в г. Южно-Сахалинске ведется строительство современных жилых комплексов и общественно-деловых центров. На территории Сахалинской области зарегистрирован холдинг ООО «Промышленный холод», в состав которого вошли 9 российских (6 из них работают на о. Сахалине) и 5 южнокорейских компаний. Холдинг реализует совместный проект по строительству комплекса по хранению и переработке рыбной продукции.
В Хабаровский край Республика Корея в 2012 г. вложила 16,8 млн. долл. или 18% от всего объема инвестиций. Объем вложений увеличился на 17% (по сравнению с 2011 г.). По сравнению с 2006 г., объем южнокорейских инвестиций в Хабаровский край увеличился более чем в 4 раза.
Увеличение в 2012 г. объемов южнокорейского капитала связано с проектом реконструкции аэропортового комплекса «Новый» на базе Хабаровского аэропорта. В этом проекте принимает участие южнокорейская
государственная корпорация «Международный аэропорт Инчхон», которая приобрела 10% акций ОАО «Хабаровский аэропорт».
Инвестиции из Республики Корея в 2012 г. были направлены на развитие рыбоводства и рыболовства (приобретение рыболовных судов), осуществляемых совместным российско-корейским предприятием «Оладон».
Особо следует отметить инвестиционную активность корейских деловых кругов в сфере строительства. После реализации крупного проекта с участием южнокорейского капитала - строительство жилого комплекса повышенной комфортности «ШеЬеуШе» - компания «Керенг Констракшн» приступила к строительству второго объекта в г. Хабаровске - жилого комплекса «Созвездие».
На остальных территориях Дальнего Востока в 2012 г. инвестиционная деятельность со стороны южнокорейских компаний практически не велась. Однако корейские компании активно изучают новые возможности работы в Республике Саха (Якутия), Амурской области, Камчатском крае [2].
Подводя итоги инвестиционного сотрудничества Дальнего Востока России и Республики Корея в последние годы, можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на почти двухкратный рост объема корейских инвестиций в 2012 г. в экономику Дальнего Востока, их доля в общем объеме иностранных инвестиций, привлеченных в макрорегион, составила менее 1%. Среди стран Северо-Восточной Азии Республика Корея занимает второе место (92,9 млн. долл. США) по объему инвестиций на Дальний Восток. I место у Японии - 788 млн. долл. США, III место у КНР - 31,5 млн. долл. США.
2. Из общего объема корейских инвестиций в России только 6% приходятся на Дальний Восток. При этом, в 2008 г. эта доля составляла 12,3%, то есть внимание южнокорейских инвесторов переключилось на западные регионы России.
Учитывая, что из 13,6 млрд. долл. США иностранных инвестиций, поступивших на территорию Дальнего Востока в 2012 г., 10,6 млрд. долл. США (или 78,4%) приходятся на Сахалинскую область (в основном, это нефтегазовые проекты), то реальный объем иностранных инвестиций в других регионах Дальнего Востока незначителен и не играет существенной роли в социально-экономическом развитии. Если исключить из расчета объема иностранных инвестиций на душу населения на Дальнем Востоке Сахалинскую область, то этот показатель будет гораздо ниже на Дальнем Востоке (по сравнению со среднероссийским уровнем). Это говорит о низкой инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока (за исключением Сахалинской области с ее нефтегазовыми проектами) для всех иностранных инвесторов, в том числе из Республики Корея.
Можно выделить следующие факторы, обуславливающие низкую инвестиционную привлекательность Дальнего Востока:
• Во-первых, недостаточное развитие транспортного комплекса,
что затрудняет освоение гигантской территории в 6,2 млн. кв. км.
Железные дороги проходят только по югу Дальнего Востока, слабо развита сеть автомобильных дорог, недостаточно развито портовое хозяйство и авиация. Все это приводит к транспортной недоступности большой части территории, к значительным издержкам при реализации инвестиционных проектов.
• Во-вторых, слабое развитие энергетики на Дальнем Востоке,
отсутствие единой энергетической системы; изолированность ряда региональных энергосистем; изношенность значительной части
электростанций; недостаточное развитие электросетей; неэффективный топливный баланс. Всё это приводит к значительному удорожанию стоимости электроэнергии в макрорегионе.
• В-третьих, дальневосточный потребительский рынок обладает малой емкостью, поскольку численность населения макрорегиона составляет менее 6,3 млн. чел. или 4,4% всего населения России.
• В-четвертых, на Дальнем Востоке обостряется дефицит трудовых ресурсов. В том числе ощущается недостаток квалифицированной рабочей силы.
• В-пятых, сложные природно-климатические условия на большей части Дальнего Востока приводят к дополнительному удорожанию стоимости инвестиционных проектов.
И, наконец, инвестиционный климат, сложившийся в большинстве регионов Дальнего Востока, неконкурентоспособен по сравнению с рядом западных регионов страны. Так, по данным российского рейтингового агенства «Эксперт», только Приморский край и Республика Саха (Якутия) входят в первую двадцатку регионов России по инвестиционному потенциалу, а по показателю инвестиционного риска подавляющее число регионов Дальнего Востока находятся во второй половине списка.
С учетом влияния всех вышеуказанных факторов, без устранения инфраструктурных ограничений для развития экономики и создания благоприятного инвестиционного климата, включая условия для закрепления и привлечения трудовых ресурсов, привлечь значительные объемы иностранных инвестиций для развития Дальнего Востока невозможно.
Надо отметить, что устранение инфраструктурных ограничений (прежде всего, транспортных и энергетических) развития экономики на Дальнем Востоке является приоритетным направлением Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации №2094 от 28 декабря 2009 г., и Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ №466 -р от 29 марта 2013 г.
Большая часть средств государственной программы (почти 55%) будет направлена на развитие транспортного и энергетического комплексов макрорегиона, что позволит обеспечить транспортную доступность и снизить издержки реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в
государственной программе предусматриваются меры по закреплению населения и обеспечению трудовыми ресурсами опережающего развития Дальнего Востока.
Помимо значительного объема средств, привлекаемых из федерального бюджета в размере 3,8 трлн. руб. (до 2025 г.), потребуется привлечение еще более 7 трлн. руб. внебюджетных средств для реализации целого ряда инвестиционных проектов и мероприятий.
Для создания благоприятных условий в целях привлечения внебюджетных инвестиций, в том числе иностранных, необходимо формирование на Дальнем Востоке «особых правил игры», которые должны выражаться в принятии отличных от всей территории страны мер налоговой, таможенной, ценовой политики, обеспечивающих преференции для макрорегиона. Эти преференции могут касаться льгот по налогам на: прибыль, имущество, землю, добычу полезных ископаемых и др. Причем, институционально эти «особые правила игры» могут быть оформлены отдельным Законом «О развитии Дальнего Востока» либо путем внесения изменений в отдельные законодательные акты России. Кроме того, на наш взгляд, в Законе «О развитии Дальнего Востока» необходимо прописать упрощенные правила реализации инвестиционных проектов по аналогии с теми, которые успешно были реализованы при строительстве объектов к саммиту АТЭС в г. Владивостоке в 2012 г. (через принятие специального Федерального закона ФЗ №93). Принятие «особых правил» для Дальнего Востока позволит нивелировать, особенно на первом этапе, негативные моменты, связанные с реализацией инвестпроектов в макрорегионе (неразвитость инфраструктуры, сложные природно-климатические условия и др.). И, наконец, необходима активная деятельность региональных властей Дальнего Востока для создания благоприятных условий по привлечению иностранных инвестиций в макрорегионе.
Следует на региональном уровне реализовать целый комплекс мер, способствующих решению данной задачи, включающий: создание агентств по привлечению инвестиций, консультативных бюро для лучшего информирования инвесторов; создание механизмов доверия инвесторов к местным властям, советов по иностранным инвестициям при губернаторах; сокращение бюрократических барьеров при реализации инвестпроектов; упрощение процедур согласования и выдачи разрешений на муниципальном и региональном уровнях и др. При этом, следует опираться на лучшие региональные практики в России (Калужская область, Республика Татарстан и др.).
Приоритетными направлениями инвестиционного сотрудничества Дальнего Востока и Республики Корея являются следующие:
Транспортный сектор:
- Дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали с доведением ее мощности до 100 млн. т перевозки грузов к 2030 г.
- Реконструкция ,Транссибирской железнодорожной магистрали, а в перспективе - ее соединение с Транскорейской магистралью для развития транзитных перевозок из стран Азии в Европу.
- Строительство перехода с о. Сахалина на материк.
- Строительство аэропортовой и портовой инфраструктур на Дальнем Востоке.
- Строительство сети автомобильных дорог.
- Развитие Северного морского пути.
Авиа-, судостроение, автосборочные производства:
- Продолжение реализации судостроительных проектов и расширение автосборочных производств с увеличением локализации производства автокомпонентов на Дальнем Востоке России.
- Сотрудничество в производстве конкурентоспособной авиапродукции.
Космическая отрасль:
- Возможно, сотрудничество по созданию комплекса «Восточный» (Амурская область), включая строительство аэродромного комплекса, завода по производству жидкого водорода, жилого комплекса и соответствующей инфраструктуры.
Ресурсодобывающие отрасли:
- Хорошие возможности для участия корейского капитала существуют в лесной, рыбной, горнодобывающей промышленностях с решением задачи перехода от добычи ресурсов к их глубокой переработке, производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
Энергетика и энергоэффективность:
- Учитывая высокий уровень технологий Республики Кореи в области энергетики и энергосбережения, представляется целесообразным участие корейской стороны в строительстве энергетических объектов и реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности отраслей экономики и социальной сферы.
- В этом направлении перспективным является проект соединения линий электропередач по направлению Дальний Восток - КНДР -Республика Корея для обеспечения экспорта электроэнергии из России.
- Важнейшим проектом инвестиционного сотрудничества является строительство газопровода Дальний Восток - КНДР - Республика Корея.
Нефте- и газохимия:
- Активное вовлечение корейских компаний в строительство газо-, нефтехимических заводов на территории Дальнего Востока с выпуском продукции, рассчитанной как на внутренний, так и на внешний рынки.
Сельское хозяйство:
- Развитие сотрудничества в сельском хозяйстве и в области совместной переработки сельскохозяйственной продукции для обеспечения рынков продовольствия Дальнего Востока и Республики Корея. Перспективным является участие корейской стороны в формировании на юге Дальнего Востока соевого кластера с созданием полной цепочки от
семеноводства до производства продуктов питания и их поставки как на внутренний рынок России, так и на экспорт.
Туризм:
- Строительство объектов показа и гостиниц. Среди проектов можно выделить создание особой экономической зоны туристического типа и игорной зоны в Приморском крае, создание туристической развлекательной зоны на острове Большой Уссурийский в Хабаровском крае, создание ряда туристических объектов в других регионах Дальнего Востока.
Литература и источники:
1. Материалы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
2. Материалы Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».