Научная статья на тему 'Российско-казахстанские отношения: проблемы и перспективы'

Российско-казахстанские отношения: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3427
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOMS DUTY / ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ / SINGLE HISTORY TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гусев Леонид Юрьевич, Казанцев Андрей Анатольевич

В статье говорится о сотрудничестве между Казахстаном и Россией в рамках евразийской интеграции. Отмечается, что Казахстан твердо выступает за ее углубление, однако этот процесс сопровождается развитием и других «векторов» внешней политики страны (в частности, в сторону Китая и региона АТР, стран Запада и исламских государств). Такая политика позволяет Казахстану постоянно «балансировать» между интересами различных сторон в целях укрепления собственной независимости. Указывается, что именно президент Казахстана Н. А. Назарбаев был первым, кто еще в 1994 г. в своем знаменитом выступлении в МГУ предложил идею создания нового интеграционного объединения Евразийского экономического союза. Говорится о том, что после образования Таможенного союза Казахстан стал принимать активное участие в деятельности организации и ее структур. В связи с чем произошло укрепление межрегионального и приграничного сотрудничества между нашими странами. Так, по словам президента Казахстана, в настоящее время на территории его страны реализуется и планируется к реализации более 50 крупных казахстанско-российских проектов на общую сумму около 6 млрд долл. Авторы показывают в качестве примера, как происходит сотрудничество между Южно-Казахстанской и Московской областями. Однако указывают на то, что экономическое сближение наших стран не получило своего должного продолжения в мировоззренческой сфере. Так, предложение России создать единый учебник истории для стран Евразийского союза наталкивается со стороны Казахстана на ряд проблем, так как задача властей страны укреплять независимость Казахстана и его государственность, чему учебники истории должны способствовать. В конце статьи даются выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Kazakhstan Relations: Problems and Prospects

The article deals with the cooperation between Kazakhstan and Russia in the framework of the Eurasian integration. It is noted that Kazakhstan stands firmly behind its recess, but this process is accompanied by development of other “vectors” of foreign policy (particularly in China and the Asia-Pacific region, the West and the Islamic states). This policy allows Kazakhstan constantly “balancing” between the interests of the various parties in order to strengthen its independence. It is stated that the president of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev was the first one who in 1994 in his famous speech at Moscow State University proposed the idea of creating a new integration association the Eurasian Economic Union. It is said that after the formation of the Customs Union Kazakhstan began to take an active part in the activities of the organization and its structures. In this regard, the article describes the strengthening of inter-regional and cross-border cooperation between our countries. Thus, according to the president of Kazakhstan now more than 50 large Kazakh-Russian projects totaling about $ 6 billion are realized and planned to implement on its territory. Also, it is indicated how the collaboration between the South Kazakhstan and Moscow region is carried. However, it is indicated that there is no increasing convergence in the ideological sphere. So Russia's proposal to create a single history textbook for the countries of the Eurasian Union encounters from Kazakhstan on a number of issues, as the task of the authorities of the country is to strengthen the independence of Kazakhstan, what the history books should help. At the end the conclusions and recommendations are given.

Текст научной работы на тему «Российско-казахстанские отношения: проблемы и перспективы»

Гусев Л. Ю., Казанцев А. А.

Российско-казахстанские отношения: проблемы и перспективы

Гусев Леонид Юрьевич

Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России Старший научный сотрудник аналитического центра ИМИ Кандидат исторических наук lgoussev@yandex.ru

Казанцев Андрей Анатольевич

Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России Директор аналитического центра ИМИ Доктор политических наук andrka@mail.ru

РЕФЕРАТ

В статье говорится о сотрудничестве между Казахстаном и Россией в рамках евразийской интеграции. Отмечается, что Казахстан твердо выступает за ее углубление, однако этот процесс сопровождается развитием и других «векторов» внешней политики страны (в частности, в сторону Китая и региона АТР, стран Запада и исламских государств). Такая политика позволяет Казахстану постоянно «балансировать» между интересами различных сторон в целях укрепления собственной независимости. Указывается, что именно президент Казахстана Н. А. Назарбаев был первым, кто еще в 1994 г. в своем знаменитом выступлении в МГУ предложил идею создания нового интеграционного объединения — Евразийского экономического союза.

Говорится о том, что после образования Таможенного союза Казахстан стал принимать активное участие в деятельности организации и ее структур. В связи с чем произошло укрепление межрегионального и приграничного сотрудничества между нашими странами. Так, по словам президента Казахстана, в настоящее время на территории его страны реализуется и планируется к реализации более 50 крупных казахстанско-российских проектов на общую сумму около 6 млрд долл. Авторы показывают в качестве примера, как происходит сотрудничество между Южно-Казахстанской и Московской областями. Однако указывают на то, что экономическое сближение наших стран не получило своего должного продолжения в мировоззренческой сфере. Так, предложение России создать единый учебник истории для стран Евразийского союза наталкивается со стороны Казахстана на ряд проблем, так как задача властей страны — укреплять независимость Казахстана и его государственность, чему учебники истории должны способствовать. В конце статьи даются выводы и рекомендации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Евразийский экономический союз, Таможенный союз, интеграция, таможенные пошлины, единый учебник истории

Gusev L. Yu., Kazantsev A. A.

Russian-Kazakhstan Relations: Problems and Prospects

о

о о

m <

Gusev Leonid Yuryevich

Moscow State institute of international Relations of MFA of Russia (Moscow, Russian Federation) Senior research fellow of analytical Center of institute of international Studies Phd in Historical Sciences lgoussev@yandex.ru

Kazantsev Andrey Anatolyevich

Moscow State institute of international relations of MFA of russia (Moscow, russian federation) Director of analytical Center of institute of international Studies Doctor of Political Sciences andrka@mail.ru

dc ABSTRACT

□z The article deals with the cooperation between Kazakhstan and Russia in the framework of the

2 Eurasian integration. It is noted that Kazakhstan stands firmly behind its recess, but this process is

o accompanied by development of other "vectors" of foreign policy (particularly in China and the

uj Asia-Pacific region, the West and the Islamic states). This policy allows Kazakhstan constantly

q "balancing" between the interests of the various parties in order to strengthen its independence. It

o is stated that the president of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev was the first one who in 1994 in

m his famous speech at Moscow State University proposed the idea of creating a new integration

^ association — the Eurasian Economic Union. It is said that after the formation of the Customs

o Union Kazakhstan began to take an active part in the activities of the organization and its structures.

In this regard, the article describes the strengthening of inter-regional and cross-border cooperation between our countries. Thus, according to the president of Kazakhstan now more than 50 large cl Kazakh-Russian projects totaling about $ 6 billion are realized and planned to implement on its

uj territory. Also, it is indicated how the collaboration between the South Kazakhstan and Moscow

region is carried. However, it is indicated that there is no increasing convergence in the ideological sphere. So Russia's proposal to create a single history textbook for the countries of the Eurasian Union encounters from Kazakhstan on a number of issues, as the task of the authorities of the country is to strengthen the independence of Kazakhstan, what the history books should help. At the end the conclusions and recommendations are given.

KEYWORDS

Eurasian economic union, customs union, integration, customs duty, single history textbook

Развитие интеграционного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза является в настоящее время ключевым элементом формирования российской стратегии на международной арене. Казахстан — ключевой партнер России по евразийской интеграции. В этой связи рассмотрим сначала стратегические аспекты подходов руководства Казахстана к развитию евразийской интеграции. Следует отметить, что Казахстан твердо выступает за ее углубление, однако этот процесс сопровождается развитием и других «векторов» внешней политики страны (в частности, в сторону Китая и региона АТР, стран Запада и исламских государств). Такая политика позволяет Казахстану постоянно «балансировать» между интересами различных сторон в целях укрепления собственной независимости. Многовекторный характер внешней политики Казахстана может в перспективе оказаться «ограничителем» для расширения сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1. с. 116-124].

Необходимо отметить, что именно президент Казахстана Н. А. Назарбаев был первым, кто еще в 1994 г. в своем знаменитом выступлении в МГУ предложил идею создания нового интеграционного объединения — Евразийского экономического союза [2, с. 331]. Впоследствии он неоднократно возвращался к ней и отстаивал как у себя в стране, так и на международном уровне. В этой связи нужно указать на то, что первая попытка создания Таможенного союза (ТС) была предпринята через пару лет после этого выступления. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению его формирования, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось. Это произошло потому, что различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двусторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Этот неуспех евразийской интеграции привел к возникновению новых ограничений и препятствий во взаимной торговле.

Вторая попытка образования ТС была предпринята в 2006 г. Вновь руководство Казахстана активно поддержало эту идею. Принципиальное решение о создании ТС в составе трех государств было принято на совете ЕврАзЭС в августе 2006 г. Тогда

три государства — члена ЕврАзЭС — Россия, Казахстан и Беларусь — выступили на ^ саммите в Сочи с инициативой об образовании ТС. На этом же саммите страны — ^ участницы ТС договорились применять единый таможенный тариф и другие единые g меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Таможенный союз ^ России, Беларуси и Казахстана должен был начать действовать в 2011 г. ^

Казахстан сразу же стал прилагать значительные усилия для создания юриди- о ческих и экономических основ деятельности этой структуры. В конце января 2009 г. ^ Сенат парламента Казахстана ратифицировал ряд соглашений по формированию g ТС совместно с Россией и Беларусью1. В середине мая 2009 г. Генеральный се- g кретарь ЕврАзЭС, представитель Казахстана Таир Мансуров доложил президенту s Казахстана Н. Назарбаеву о том, что три государства уже согласовали 88% всех < необходимых документов, и что продолжаются интенсивные переговоры по со- ™ гласованию оставшихся. Также он отметил, что к концу 2009 г. главы государств утвердят таможенные кодексы ЕврАзЭС и ТС2.

После образования ТС Казахстан продолжает принимать активное участие в деятельности организации и ее структур. Первоначально это приносило хорошие экономические дивиденды. В этой связи интересно рассмотреть следующие цифры. По словам вице-министра экономики и бюджетного планирования РК Тимура Жаксылы-кова с 2010 по 2012 г. произошел двукратный рост товарооборота между Казахстаном, с одной стороны, Россией и Беларусью, с другой. Объем торговли Казахстана со своими партнерами по ТС достиг 24,5 млрд долл. США3. Однако уже в тот период стали проявляться и негативные экономические тенденции. В частности, быстрее стала расти инфляция (произошел «экспорт инфляции» из РФ), выросли цены на продовольствие и стали намечаться торговые дисбалансы в отношениях с Россией.

Несмотря на отдельные повседневные проблемы (скажем, заметный рост цен на продовольствие в связи с запуском ТС), отношение граждан Казахстана к этой структуре всегда было положительным. Например, во второй половине 2013 г. на эту тему был проведен опрос. Согласно ему, 67% жителей страны позитивно воспринимали факт присутствия Казахстана в ТС и положительно оценивали работу этого интеграционного экономического объединения4.

Что касается основных целей и ожиданий Казахстана от евразийской интеграции, то они, как отмечает политолог и специалист по странам Центральной Азии Зара Мигранян (и с ней вполне можно согласиться), следующие.

1. Обеспечение собственных лидирующих позиций среди стран евразийского региона за счет интеграции с российской экономической мощью и использования территории ТС как зоны беспрепятственного транзита (тем самым формирования преференциального режима во внешнеэкономических отношениях с РФ, а также с европейскими странами через Россию и Беларусь, что укрепляет позиции по отношению к основному региональному конкуренту — Узбекистану).

1 Роль Казахстана в процессе формирования структур Таможенного союза. Взгляд из России [Электронный ресурс] // Информационный портал Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ 2009. 27 мая. URL: http://www.ia-centr.ru/expert/4793/ (дата обращения: 25.09.2014).

2 Таможенный союз может заработать в начале 2010 г. Генсек ЕврАзЭС [Электронный ресурс] // РИА-Новости 2009. 14 мая. URL : http://www.rian.ru/world/20090514/171079786.html (дата обращения: 25.09.2014).

3 Вице-министр Т. Жаксылыков не разделяет опасений по поводу больших экономических потерь Казахстана от Таможенного союза [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство tozinform 2014. 10 января. URL : http://www.inform.kz/rus/article/2620009 (дата обращения: 26.09.2014).

4 Казахстанцы положительно оценивают работу Таможенного союза — опрос [Электронный ресурс] // Информационное агентство Inrefax.by 2013. 11 декабря. URL: http://www.interfax. by/news/belarus/143488 (дата обращения: 26.09.2014).

^ 2. Гарантированный беспрепятственный доступ к российским трубопроводам вне ^ зависимости от политической и экономической конъюнктуры, за счет чего по-^ является возможность дифференциации экспортных поставок энергоресурсов с! из Казахстана без дополнительных затрат на альтернативные пути транспортер ровки (с учетом наращивания трубопроводов восточного направления, в КНР). о 3. Использование единой энергосистемы РФ в целях покрытия энергодефицит-^ ности ряда промышленных регионов республики собственной более дешевой электроэнергией, что формирует устойчивую основу для модернизации электро-^ емких отраслей промышленности РК, расширения экспорта электроэнергии ^ в Беларусь путем транзита через Россию.

< 4. Содействие выполнению национальных программ развития и модернизации ка™ захстанской промышленности («Индустриализация страны», «Дорожная карта бизнеса-2020») за счет облегчения доступа к более дешевому российскому сырью, инфраструктуре, белорусским и российским технологиям. 5. Поддержка и развитие экспорта сельскохозяйственной продукции как на территорию России, так и на мировые рынки, с использованием транзитного потенциала ТС1.

Президент Назарбаев всегда подчеркивал неизбежность интеграции в ТС и ее выгодность для казахстанской экономики. Например, 11 октября 2013 г. в Астане под его председательством состоялось расширенное заседание правительства. В своем выступлении президент подчеркнул, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры правительству следует скорректировать бюджетную политику, повысить качество планирования и исполнения государственного бюджета2. Назарбаев также отметил, что объем внутреннего рынка является ограниченным, и для дальнейшего роста экономики необходимо расширять рыночное пространство: «поэтому мы сейчас говорим о создании Евразийского экономического союза и вступлении во Всемирную торговую организацию»3.

В 2013-2014 гг. руководство Казахстана все больше стала беспокоить проблема определенного торгового дисбаланса в отношениях с другими участниками процесса евразийской интеграции. Интересно в этом контексте рассмотреть отношение правительства страны к таможенным пошлинам в рамках ТС. Так, еще в 2013 г. министерство экономики планировало представить на рассмотрение участников ТС предложения по унификации ввозных таможенных пошли4. В частности, Казахстан намерен настаивать на унификации вывозных пошлин на нефтепродукты. Министр финансов страны сообщил, что на 1 сентября 2013 г. Казахстан распределил на 26 млрд тенге ввозных таможенных пошлин больше, чем получил от России и Беларуси. С 2012 г. стала складываться динамика, указывающая на то, что в Казахстане прирост импорта шел более высокими темпами, чем в России и Беларуси, и в связи с этим рост поступлений импорт-

1 Экономические эффекты евразийской интеграции для Казахстана [Электронный ресурс] // Информационный портал — Русские в Казахстане 2014. 20 мая. URL: http://www.russianskz. info/economy/5663-ekonomicheskie-effekty-evraziyskoy-integracii-dlya-kazahstana.html (дата обращения: 27.09.2014).

2 Реализуемая «Стратегия-2050» является важной задачей, рассчитанной на два-три следующих поколения казахстанцев — Глава государства [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство Kazinform 2013. 11 октября. URL: http://www.inform. kz/rus/article/2596707 (дата обращения: 27.09.2014).

3 Там же.

4 Казахстан в 2013 г. представит предложения по унификации ввозных таможенных пошлин в ТС [Электронный ресурс] // Агентство международной информации — Новости — Казахстан 2013. 23 сентября. URL: http://newskaz.ru/economy/20130923/5574931.html (дата обращения: 28.09.2014).

ных пошлин был больше, чем в вышеупомянутых странах1. Это ведет к оттоку ^ валюты из страны. ^

Между тем, казахстанский экспорт в Россию уменьшается, а импорт из нее ^ увеличивается. Казахстан ввозит из России товаров на сумму в 2,4 раза больше, ^ чем экспортирует в РФ. Этот растущий торговый дисбаланс вызывает серьезное ^ недовольство среди определенных кругов казахстанской элиты. В середине сен- о тября 2013 г. Агентство РК по защите конкуренции заявило, что выявлено более ^ 30 различных ограничений доступа казахстанских предпринимателей на рынки ^ стран ТС. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимур ^ Назханов указывал на то, что Россия продвигает свои интересы и товары на рынок ^ стран ТС в ущерб экономическим интересам Казахстана.2 Особо активны в крити- < ке России казахстанские производители алкоголя. Недовольство высказывается и ™ по другим поводам. Депутат Мажилиса Гульжана Карагусова заявила, что территория Таможенного союза быстро стала идеальной схемой для перевода средств в оффшоры3. Кстати, сходная критика высказывалась и ЦБ России, так что она имеет определенные объективные основания.

Несмотря на все эти дискуссии, российско-казахстанские экономические связи крепнут. Возникают и их новые измерения, например, миграционное. Ранее в Казахстане не было массовой трудовой миграции в Россию. Однако в настоящее время все больше молодежи с трудоизбыточного юга страны едет в Россию на заработки, констатирует директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Рустам Акбердин4. Согласно данным ФМС России, на конец августа 2013 г. на территории РФ находилось более 600 тыс. граждан Казахстана, это на 23,5 тыс. больше, чем приезжих из соседней Киргизии. Неожиданный приток казахстанцев в Россию связан с созданием ТС, который предусматривает свободное передвижение рабочей силы по территориям стран-участниц (Россия, Беларусь, Казахстан). Между тем, рост миграции имеет как положительные последствия (усиление экономических и культурных связей), так и отрицательные (межэтническая напряженность). Поэтому следует учитывать все аспекты развития российско-казахстанской интеграции и предпринимать усилия для смягчения потенциальных проблем.

На первом этапе противостояния России и ЕС (до активной фазы кризиса на Украине) Казахстан, в целом, старался придерживаться общей таможенной политики, проводимой в рамках ТС с подачи России. В этом контексте можно упомянуть вопрос о введении эмбарго на поставки молдавских вин.5 Астана также осенью 2014 г. обещала России не пропускать через свою территорию в РФ товары, которые подверглись российским санкциям (в частности, европейское продоволь-

1 Казахстан в 2013 г. распределил в рамках ТС на 26 млрд ввозных пошлин больше, чем получил [Электронный ресурс] // Агентство международной информации — Новости — Казахстан 2013. 23 сентября. URL: http://newskaz.ru/economy/20130923/5575315.html (дата обращения: 28.09.2014).

2 Растет товарооборот, растет и отрицательное сальдо [Электронный ресурс] // Центр деловой информации Капитал 2013. 23 сентября. URL: http://kapital.kz/details/21233/rastet-tovarooborot-rastet-i-otricatelnoe-saldo.html (дата обращения: 28.09.2014).

3 Таможенный союз — проходной двор в офшоры [Электронный ресурс] // Информационный портал prodengi.kz 2013. 24 сентября. URL: http://prodengi.kz/lenta/tamozhennyj_soyuz_prohodnoj_ dvor_v_ofshory/ (дата обращения: 28.09.2014).

4 На заработки в Россию потянулась молодежь из Казахстана [Электронный ресурс] // Информационное агентство ИА REX 2013. 27 сентября. URL: http://www.iarex.ru/news/41584. html (дата обращения: 29.09.2014).

5 Казахстан присоединяется к «торговой войне» РФ против Украины и Молдовы [Электронный ресурс] // Информационный портал Биржевой лидер 2013. 23 сентября. URL: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-sng/kazakhstan/entry1008180292.html (дата обращения: 29.09.2014).

^ ствие). Однако на то, чтобы полностью поддержать российские санкции против ЕС ^ и Украины, Казахстан не пошел.

^ Активно сотрудничает Казахстан и с Беларусью, хотя обе страны и не скры-с! вают, что это сотрудничество является, скорее, результатом близости обоих ^ государств с Россией, чем последствием их собственного стратегического о выбора в пользу дружбы друг с другом. Одновременно, в политическом плане, ^ между странами обозначились и общие интересы в ЕАЭС. В частности, в на-^ стоящее время Беларусь и Казахстан проводят сходную политику по отноше-^ нию к российским санкциям против ЕС и Украины.

^ Ключевые моменты сотрудничества Беларуси и Казахстана были намечены < 3-4 октября 2013 г., когда состоялся официальный визит в Казахстан президен-™ та Беларуси А. Лукашенко. Накануне он дал интервью казахстанскому телеканалу 24 К71. В нем А. Лукашенко, в частности, отметил, что Евразийский экономический союз должен заработать с 2015 г., несмотря на неравномерную готовность стран к нему. Для этого государствам-членам необходимо выполнять взаимные обещания и избегать давления друг на друга, искать новые формы интеграции и сотрудничества. По мнению А. Лукашенко, на данный момент ТС отстает в развитии от других интеграционных объединений мира, в частности, ЕС. Вопрос единой валюты ТС, по его словам, пока не актуален. Лукашенко посвятил часть своего выступления внешнеполитической тематике. Он указал, что нестабильность на Ближнем Востоке может стать угрозой для ТС, особенно для Казахстана. Кроме того, он отметил, что пропаганда идеи «американской исключительности» из уст Барака Обамы является опасной и недопустимой.

В ходе состоявшихся 4 октября 2013 г. в Астане переговоров между Н. Назарбаевым и А. Лукашенко был подписан план совместных мероприятий на 20142016 гг. по реализации двусторонней программы экономического сотрудничества между постсоветскими государствами на 2009-2016 гг.2 Следует отметить, что за январь-август 2013 г. товарооборот Беларуси и Казахстана снизился до 601,9 млн долл. (92,6% от результата предыдущего года). Это происходит на общем фоне не завершившегося мирового экономического кризиса и падения торговли между бывшими советскими республиками. В ходе визита прошли также белорусско-казахстанские переговоры по вопросам сотрудничества в нефтехимической сфере. В настоящее время Казахстан, пользуясь статусом члена ЕЭП, решает проблему доступа к российской инфраструктуре, позволяющей поставлять в Беларусь большие объемы нефти и «транзитировать» через эту страну казахстанское сырье в Евросоюз3. Это — один из стратегических моментов в интересе Астаны к интеграции с Россией и Беларусью.

Пути разрешения ряда накопившихся в двусторонних отношениях России и Казахстана проблем, в частности, в плане торгового дисбаланса, удалось наметить на встрече В. Путина и Н. Назарбаева, состоявшейся в ноябре 2013 г. в ходе 10 Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Главы государств обсудили вопросы развития двустороннего сотрудничества, а также взаимодействия Казахстана и России в рамках интеграционных объединений. В частности, были затронуты перспективы укрепления межрегионального и приграничного сотрудничества, а также расширения партнерства в топливно-энер-

1 Лукашенко преподал Обаме урок истории США [Электронный ресурс] // Информационный портал Naviny.by 2013. 2 октября. URL: http://naviny.by/rubrics/politic/2013/10/02/ic_artic-les_112_183193/ (дата обращения: 30.09.2014).

2 Казахстан и Белоруссия подписали «дорожную карту» сотрудничества на 2014-2016 годы [Электронный ресурс] // Информационный портал Рамблер 2013. 4 октября. URL: http://news. rambler.ru/21431731/ (дата обращения: 30.09.2014).

3 Там же.

гетической, космической, атомной и сельскохозяйственной сферах.1 Путин от- ^

метил значимость и эффективность Форума в развитии и укреплении двусторон- ^

него партнерства2. ^

Со своей стороны, президент Казахстана подчеркнул, что одним из важнейших ^

ш

направлений развития сотрудничества является промышленная кооперация. Среди ^ успешных примеров межгосударственной кооперации бизнеса двух стран было о названо взаимодействие в таких отраслях, как машиностроение, горно-металлур- ^ гический комплекс, урановая и химическая промышленность. Также Н. Назарбаев ^ отметил: «Костанайская область поставляет окатыши на металлургические пред- ^ приятия России, Павлодарская — алюминиевое сырье. Российская компания „Ев- ^ разХолдинг" заканчивает строительство в Костанае прокатного завода. Начато < строительство предприятия по производству дизельных двигателей с комплекта- ™ цией из России на 30 процентов»3.

Глава Казахстана сообщил, что в настоящее время на территории его страны реализуется и планируется к реализации более 50 крупных казахстанско-российских проектов на общую сумму около 6 млрд долл. При этом важное значение для обоих государств имеет расширение спектра производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Развитие кооперации выходит за рамки только промышленных отраслей4.

Намеченный двумя президентами курс на промышленное сотрудничество активно реализовывается. 10 декабря 2013 г. в Москве под председательством заместителя директора Департамента промышленной политики ЕЭК Александра Готовского прошло второе заседание рабочей группы по формированию евразийских технологических платформ. Были подведены итоги первого этапа их формирования в 2013 г. и рассмотрена организация их дальнейшей работы в 2014 г., обсуждено создание возможных механизмов финансирования совместных проектов в рамках евразийских технологических платформ5. Решено продолжить работу по формированию других направлений, на базе как российских, так и казахстанских технологических платформ. Соответствующие предложения будут подготовлены Национальным агентством по технологическому развитию Республики Казахстан6.

Российско-казахстанское межрегиональное сотрудничество, включая приграничное, развивается по различным каналам и при поддержке многих казахстанских структур. Это одна из наиболее приоритетных внешнеэкономических тем. Так, в начале декабря 2013 г. акимат Южно-Казахстанской области договорился с представителями Московской области о выделении земельных участков для строительства логистических центров для своих сельхозтоваропроизводителей. По словам акима области Аскара Мырзахметова, «на сегодняшний день основная проблема сельхозтоваропроизводителей (Южного Казахстана) — это не столько произвести товар, а выгодно продать. Поэтому мы проводим работу, чтобы иметь контакты в рамках ТС. Нам удалось договориться с губернатором Московской области о выделении земельных участков для сельхозтоваропроизводителей Южно-Казахстанской области для строительства

1 Между Казахстаном и Россией подписан исторический договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке [Электронный ресурс] // Страна и мир. 2013. 14 ноября. URL: http:// sim.kz/articles/view/35384 (дата обращения: 30.09.2014).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

^ логистических центров в том регионе».1 По информации акима, область также ^ планирует построить ряд логистических центров в Екатеринбурге, в Сибири, и ^ в Беларуси [3, с. 65].

с! Приведем еще один пример приграничного сотрудничества, теперь уже с рос-^ сийской стороны госграницы. В Брединском районе Челябинской области строи-о тельство дороги до границы с Казахстаном началось еще в 2010 г., но благодаря ^ вступлению Казахстана в ТС процесс пошел намного быстрее. Сначала оговари-^ вался вариант строительства дороги до поселка Андреевского, всего 14 км, одна-^ ко позднее было принято решение сделать асфальтированное шоссе до границы ^ с Казахстаном, общей протяженностью 27 км. Стоимость работ составляет поряд-< ка 100 млн руб.2

™ Идет процесс создания совместных российско-казахстанских предприятий. В конце 2013 г. в Астане состоялась презентация совместного казахстанско-российско-го предприятия «Астык Транс». Компания по перевозке зерна создана на паритетной основе между «К,азтем!ртранс» — дочерней компанией КТЖ и «Русагротранс» — крупнейшим оператором России в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов. Общий вагонный парк совместного предприятия составит порядка 10 тыс. вагонов зерновозов и позволит перевозить до 9 млн т зерна в год. Перевозки зерна в Казахстане осуществляются из северных регионов в направлении юга и запада. Основными направлениями экспорта казахстанского зерна являются страны СНГ, Европейского союза, Ближнего Востока, Центральной Азии. Постоянные потребители — страны Закавказья: Азербайджан и Грузия3.

Таможенный союз способствует и иным формам сотрудничества. С 1 января 2014 г. национальный режим госзакупок в ЕАЭС осуществлялся уже с участием Казахстана. Таким образом, национальный режим государственных закупок начинает действовать для всех трех государств Таможенного союза — Беларуси, России, Казахстана.4 Такая норма установлена соглашением о государственных (муниципальных) закупках, которое подписано указанными выше тремя странами ЕАЭС. Это — один из ключевых документов по формированию международно-договорной базы ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение равного взаимного доступа субъектов хозяйствования стран ТС на национальные рынки государственных закупок, добросовестной конкуренции, эффективности и прозрачности закупочного процесса. По сведениям вице-министра экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимура Жаксылыкова, объем рынка госзакупок стран-партнеров по ЕЭП в 2012 г. составил порядка 198 млрд долл., а рынок госзакупок Казахстана — 7,6 млрд долл5.

В то же время следует отметить, что экономическое сближение стран ТС не получило своего должного продолжения в мировоззренческой сфере. Так, в течение

1 ЮКО намерена построить логистические центры в России и Белоруссии [Электронный ресурс] // Агентство международной информации — Новости — Казахстан 2013. 12 декабря. URL: http://newskaz.ru/economy/20131212/5906303.html (дата обращения: 02.10.2014).

2 Дорога в Казахстан будет построена быстрее, чем ожидалось [Электронный ресурс] // Информационный портал о сертификации ИнфоГост 2013. 13 декабря. URL: http://infogost. com/doroga-v-kazahstan-budet-postroena-byistree-chem-ozhidalos/ (дата обращения: 02.10.2014).

3 Россия и Казахстан объединились для перевозки зерна [Электронный ресурс] // Центр деловой информации «Капитал». 2013. 6 сентября. URL: http://kapital.kz/economic/20535/ rossiya-i-kazahstan-obedinilis-dlya-perevozki-zerna.html (дата обращения: 02.10.2014).

4 С 2014 года Беларусь будет участвовать в госзакупках Казахстана [Электронный ресурс] // Казахстанский портал Nur.kz. 2014. 3 января. URL: http://news.nur.kz/296888.html (дата обращения: 03.10.2014).

5 С начала функционирования ТС среднегодовой рост взаимной торговли составил почти 16% — МЭБП [Электронный ресурс] // Агентство международной информации — Новости — Казахстан 2014. 10 января. URL: http://newskaz.ru/economy/20140110/5997312.html (дата обращения: 03.10.2014).

нескольких лет в рамках ТС рассматривается предложение России создать единый ^ учебник истории для стран Евразийского союза. Рассмотрим подход к этому Ка- ^ захстана. Министерство образования этой страны видит ряд сложностей в создании ^ подобного учебника, связанных с различным толкованием некоторых важных со- ^ бытий историческими школами разных стран Евразийского союза. В частности, ^ проблемы вызывают несовпадения интерпретации взаимоотношений Казахстана и о России в период Российской империи (колониальное завоевание или добровольное ^ вхождение с прогрессивными последствиями). Для Казахстана вопрос особенно ^ актуален в связи с тем, что в стране активно разрабатывается единый учебник для ^ школ и вузов (для школ он будет упрощаться, для вузов, особенно исторических, ^ усложняться, но суть трактовок, согласно распоряжению президента Н. Назарбаева, < должна быть одинаковой). Такая унификация уже вызывает много разных методо- ™ логических проблем. Существует мнение, что в случае согласования этого модульного учебника с Россией они резко возрастут. Да и изначально в планы казахстанского руководства это не входило, так как задача модульного учебника — укреплять независимость Казахстана и его государственность6.

Создание ЕАЭС будет вести к дальнейшему развитию российско-казахстанского сотрудничества. Между тем, становление ЕАЭС — процесс сложный, диалектически противоречивый. Он проходит в сложной геополитической ситуации, связанной с ростом противостояния на постсоветском пространстве между Россией и Западом в связи с общим обострением положения вокруг Украины. В этом контексте в последнее время в Казахстане идет активная кампания, поддерживаемая местными либерально-западническими кругами, против дальнейшего сближения с Россией. В связи с этим даже высказываются соображения типа «возможной потери суверенитета» и «возможных территориальных претензий со стороны России». Последние события вокруг Украины привели к тому, что в Казахстане стали очень нервно реагировать на любые упоминания о государственности страны. Высказывание президента России о том, что Н. А. Назарбаев создал государство на территории, «на которой государства никогда не было»7, привели к массовой публичной акции «Отошли учебник истории Владимиру Путину»8. Более того, в интервью казахстанскому телеканалу «Хабар» 25 августа 2014 г. Н. А. Назарбаев сказал: «Если не будут выполняться правила, описанные в договоре, Казахстан имеет право выйти из ЕАЭС. Я уже это говорил, и повторяю снова. Казахстан не будет входить в организации, которые угрожают нашей независимости. Независимость — это самое главное наше богатство»9.

Сложная геополитическая ситуация вынуждает руководство Казахстана вести осторожную, лавирующую, многовекторную политику. Однако, в целом, следует отметить, что антироссийскую кампанию в СМИ, особенно, в контексте событий на Украине, официальное руководство Казахстана не поддерживает. Правда, вполне можно предположить, что Астана использует эти настроения для того,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 В Министерстве образования и науки Казахстана оценили перспективы единого для СНГ учебника по истории [Электронный ресурс] // Портал Института евразийской интеграции. 2013. 26 ноября. URL: http://eurazis.kz/?p=2124 (дата обращения: 03.10.2014).

7 Назарбаев заявил о возможном выходе Казахстана из Евразийского союза [Электронный ресурс] // Информационный портал Newsru.com. 2014. 31 августа. URL: http://www.newsru. com/world/31aug2014/nazarbaev.html (дата обращения: 03.10.2014).

8 Назарбаев назвал причины возможного выхода Казахстана из Евразийского союза [Электронный ресурс] // Информационный портал News-Rbk. 2014. 31 августа. URL: http://news-rbk.ru/ world/37623-nazarbaev-nazval-prichiny-vozmozhnogo-vyhoda-kazahstana-iz-evraziyskogo-soyuza.html

9 Назарбаев напомнил о праве Казахстана на выход из ЕАЭС [Электронный ресурс] // Информационный портал Tengri news. 2014. 25 августа. URL: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/ nazarbaev-napomnil-o-prave-kazahstana-na-vyihod-iz-eaes-260719/ (дата обращения: 04.10.2014).

^ чтобы выторговать какие-то позиции в рамках ЕАЭС. В целом, президент На-

^ зарбаев считает ЕАЭС одним из результатов своих собственных усилий и не

^ предрасположен к выходу из него. Однако ключевой риск в связи с ростом в

с! Казахстане националистических, направленных против ЕАЭС настроений связан

^ с фактором неизбежности транзита власти в перспективе, если не краткосрочной,

о то среднесрочной (в связи с факторами возраста и состояния здоровья Н. Назарбаева).

т <

Выводы и рекомендации

В заключение можно констатировать, что у Казахстана всегда был очень заметный интерес к евразийской интеграции. Руководство страны, лично президент

H. Назарбаев позиционируют себя в качестве лидеров интеграционного движения на постсоветском пространстве. Однако пока это не привело к отказу от многовекторной внешней политики. Наоборот, достаточно серьезную роль в стране играет часть элиты, которая поддерживает многовекторность. Этому способствуют определенные претензии руководства Казахстана к некоторым дисбалансам евразийской интеграции (например, к проблеме торгового дисбаланса в отношениях с Россией). Также Казахстан не хочет нести экономические потери от взаимных санкций России и Запада, наложенных в связи с конфликтом на Украине.

Несмотря на официальную поддержку евразийской интеграции в прессе, которая достаточно жестко контролируется государством, в СМИ с подачи указанной выше части элиты страны, высказываются и критические соображения. Как отмечает старший эксперт Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Казахстана аналитик Ерлен Бадыхан, в Казахстане присутствует сильное разочарование от деятельности ТС, так как основная часть населения не получила никакой пользы или преимуществ от него. «Показатели, зарегистрированные в некоторых сферах производства, свидетельствуют о том, что даже произошел спад. Это сферы легкой промышленности, машиностроения, пищевой промышленности, и это произошло потому, что сегодня у нас слишком большой импорт белорусских и российских молочных продуктов — молока, масла, творога»1. Критика в адрес России в СМИ и Интернете особенно ужесточилась в связи с нынешней сложной геополитической ситуацией на постсоветском пространстве. Эта критика неспособна в настоящее время затормозить процесс российско-казахстанской интеграции. Но и ее, и настроения некоторой части элиты необходимо учитывать, так как при возможном изменении во властных структурах страны они могут сыграть определенную роль.

В плане общего анализа ситуации в Казахстане в контексте интеграционных процессов в зоне, прилегающей к территории России, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства.

I. Становление системы интеграционных связей происходит на фоне дифференциации интересов государств-участников и укрепления позиций различных группировок национальных элит, связанных с многовекторной внешней политикой (это особенно относится к Казахстану).

2. Продвижение евразийской интеграции сопровождается расширением вовлеченности стран внешнего регионального окружения (КНР, стран Запада) в двусто-

1 Казахстан разочарован в Таможенном союзе: казахский аналитик [Электронный ресурс] // Информационный портал Первый армянский 2013. 11 октября. URL: http://www.1in.am/rus/ armenia_interview_36154.html (дата обращения: 04.10.2014).

роннее взаимодействие с ближайшими российскими партнерами — Казахстаном, ^ Беларусью, Арменией. ^

3. Перспективы главных интеграционных форматов в экономической сфере опре- g деляются как объективными моментами (в частности, заинтересованностью ^ в углублении традиционной взаимодополняемости хозяйственных систем), так и ^ субъективными моментами (в частности, многовекторными политическими инте- о ресами, доминирующими среди правящих кругов российских партнеров). Инте- ^ грационный фактор опирается в настоящее время преимущественно на россий- g ский ресурсный потенциал. Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения зачастую g затягивают принятие решений, направленных на преодоление затратных для s России форматов взаимодействия. <

4. Система многостороннего экономического сотрудничества стран - участниц ™ ЕАЭС пока не способна в полной мере блокировать исходящие из внешней среды негативные стимулы для устойчивой интеграции экономического ядра постсоветского пространства. Но, с другой стороны, и отрицательные внешние воздействия не способны остановить поступательное развитие российско-казахстанских интеграционных процессов.

С учетом всего вышесказанного можно сформулировать следующие практические рекомендации.

России необходимо учитывать претензии Казахстана к процессу евразийской интеграции (в частности, проблемы торгового дисбаланса и доступа на российские рынки) и вести с ним систематический диалог на эту тему. С другой стороны, Москва должна твердо указывать, что евразийская интеграция — не способ получения дотаций и преференций от России, а взаимовыгодный процесс.

В российско-казахстанских переговорах необходимо учитывать фактор непреодоленной многовекторности казахстанской внешней политики. Казахстан намерен интегрироваться с Россией не в ущерб другим основным «векторам» своей внешней политики (ориентация на КНР, страны Запада).

Необходимо развивать инструменты влияния России на казахстанские элиты с учетом того, что в какой-то временной перспективе фактор Н. Назарбаева — инициатора и сторонника процесса евразийской интеграции — может исчезнуть с политической арены. В интересах Москвы способствовать формированию в Казахстане пророссийского слоя элиты инструментами «мягкой силы».

Для дальнейшего продвижения евразийской интеграции Россия может использовать влияние Казахстана на страны Центральной Азии, активно сотрудничающие с Казахстаном в политической и экономической сферах. Российская политика в Центральной Азии (особенно по отношению к Узбекистану), по возможности, должна быть «казахстаноцентричной», а Москве желательно с пониманием относиться к интересам Астаны, в частности, к ее соперничеству с Ташкентом за региональное влияние.

Литература

1. Казанцев А. А. Политические элиты и перспективы эволюции политических систем Узбекистана и Казахстана / А. А. Казанцев, Ш. Д. Содиков // Ежегодник Института международных исследований. М. : МГИМО-Университет, 2014. Вып. 1(7). 116-124 с.

2. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроники деятельности. Астана : Деловой мир, 2011. 311 с.

3. Гусев Л. Ю. Приграничное сотрудничество между Россией и Казахстаном — история развития и перспективы на будущее // «Евроазия: аналитика и прогнозы». М. : Изд-во МГУ, 2013. № 7. 63-71 с.

^ References

m

< 1. Kazantsev A. Political elites and the prospects for the evolution of political systems in Uzbekistan o and Kazakhstan [Politicheskie elity i perspektivy evolyutsii politicheskikh sistem Uzbekistana i

Kazakhstana] / A. Kazantsev, Sh. D. Sodikov // Yearbook of the Institute of International Studies.

^ Moscow : MGIMO-University [MGIMO-Universitet], Issue 1, 2014. (7). P. 116-124.

o 2. First President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev. Chronicles of activity [Pervyi

x Prezident Respubliki Kazakhstan Nursultan Nazarbaev. Khroniki deyatel'nosti]. Astana : Business

^ World [Delovoi mir], 2011. 311 p.

^ 3. Gusev L. Cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan — the history of the de-

>x velopment and future prospects [Prigranichnoe sotrudnichestvo mezhdu Rossiei i Kazakhstanom —

m istoriya razvitiya i perspektivy na budushchee] // Eurasia: analyst and forecasts. Moscow :

< Moscow State University Press [izdatel'stvo MGU], 2013. N 7. P. 63-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.