РОССИЙСКО-КАНАДСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Со 2 по 4 февраля 2010 г. при финансовой поддержке Правительства Канады в Саратовском государственном университете был проведен международный научно-практический семинар «Интернет и традиционные СМИ в медиакультурном пространстве Канады и России». Непосредственными организаторами мероприятия выступили Посольство Канады в Москве, Российское общество изучения Канады, Школа журналистики Квебекского университета в Монреале, кафедра литературоведения и журналистики и кафедра романской филологии Института филологии и журналистики СГУ. В семинаре, кроме саратовских и монреальских филологов и журналистов, приняли участие преподаватели и научные сотрудники Института США и Канады РАН, Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Ульяновского государственного университета.
На пленарном заседании с приветственным словом выступили директор Института филологии и журналистики СГУ профессор В.В. Прозоров и второй секретарь посольства Канады в Москве Николя Бруссо. Затем заведующая отделом института США и Канады Е.Г. Комкова выступила с докладом «Канада в мире», в котором было рассказано о политических, экономических и культурных достижениях современной Канады. Эта тема была в последний день продолжена директором Института США и Канады РАН В.И. Соколовым, осветившим положение Канады на современном этапе научно-технического развития. Заведующий кафедрой романской филологии СГУ профессор В.Т. Клоков подробно рассказал о развитии научно-образовательных и культурных связей, установленных в результате контактов преподавателей Института филологии и журналистки СГУ с посольством Канады в Москве, с Российским обществом изучения Канады, с коллегами из высших учебных заведений Канады. При этом проводимый семинар является продолжением серии семинаров, организованных в 2006 и 2008 гг. канадове-дами СГУ. Настоящий семинар, продолжив собственно канадоведческую тематику, на этот раз положил начало журналистскому направлению в своей работе.
На пленарном заседании был представлен заключенный в конце 2009 г. договор о сотрудничестве между СГУ и Квебекским университетом в Монреале. В.В. Прозоров и В.Т. Клоков также представили семинару недавно опубликованный в издательстве Квебекского университета в Монреале сборник статей «La Revolution Internet», авторами которого стали монреальские и саратовские преподаватели и журналисты.
На вечернем заседании первого дня семинара были заслушаны доклады канадских гостей - профессора Квебекского университета в Монреале Жан-Клода Бюрже и собственного корреспондента канадской государственной телерадиокомпании «Radio-Canada» в России Александры Шацка. Если в первом выступлении речь шла о работе канадских журналистов на их родине, то во втором - о журналистском опыте канадцев в России. А.А. Суворов (СГУ) представил доклад на тему «Интернет: новое СМИ и его манипулятивный потенциал. Представитель Московского государственного университета Л.А. Круглова раскрыла
тему «Визуализация традиционных СМИ в Интернете». Выступления вызывали большой интерес и оживленную дискуссию между докладчиками и слушающими.
Во второй день семинара состоялось два плодотворных заседания - «Интернет и традиционные СМИ в культурно-образовательном пространстве Канады и России» и «Канадское культурное пространство глазами российских учёных». Участники первой секции размышляли о том, как Интернет меняет традиционные культурные и образовательные практики. Началась она с доклада М. -
A. Сабурэна о системе журналистского образования в Квебеке и функционировании независимого студенческого издания Квебекского университета в Монреале «Montr al Campus». Профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы и журналистики И.В. Кабанова в докладе «Использование Интернета студентами-филологами в учебном процессе» рассказала о том, как студенты специальностей «Филология» и «Журналистика» пользуются Интернетом в учебных целях и как это влияет на усвоение курсов. Профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, проректор СГУ по учебно-методической работе Е.Г. Елина в выступлении на тему «Типология читательской литературной критики в Интернете» предложила вниманию присутствующих свои размышления о том, как Интернет меняет традиционные формы литературной критики и взаимоотношения трёх главных участников литературной жизни - писателя, читателя и критика. Воздействию Сети на образовательную и культурную среду были посвящены выступления других участников секции - У.А. Копёнкиной («Читательские предпочтения студентов-филологов: опыт Интернет-исследования»), К.А. Розанова («Интернет-литература как составляющая российского киберпространства»), А.В. Раевой («Влияние Интернета на форму литературно-критических публикаций в печатных изданиях»).
На заседании канадоведов обсуждались традиционные для этой секции лингвистические и литературоведческие вопросы, связанные с состоянием, положением и функционированием в Канаде французского и английского языков, с развитием франкоязычной квебекской литературы. С особым интересом были выслушаны и обсуждены доклады Е.А. Мироновой (УлГУ) - «Переводческая модель Канады», Н.В. Друзиной (Педагогический институт СГУ) - «образ женщины в квебекской прессе»,
B.Т. Талахадзе (СГУ) - «Жители Ньюфаундленда в зеркале языковой картины мира Канады», Е.В. Исаевой (РГГУ) -«Шатобриан в Северной Америке», А.Е. Кулакова (СГУ) - «Эмиль Неллиган - канадский поэт», Е.А. Варламовой (СГУ) - «Особенности франко-канадского литературного процесса», О.В. Елисеевой (УлГУ) - «Влияние французского и английского языков на изменение содержания религиозных концептов канадской лингвокультуры».
4-го февраля на семинаре был проведен круглый стол на тему «Информация в Интернете: открытость и контроль». Открыл его директор Института филологии и журналистики СГУ профессор В.В. Прозоров рассказом о результатах проведенного им тестирования, посвященного восприятию цензуры в Интернете различными категориями пользователей, чем определил основные во-
Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1
просы для обсуждения: существуют ли основания считать Интернет пространством, свободным от цензуры, нужна ли цензура и каких областей информации она должна касаться, а также какова роль самоцензуры в процессе общения в Интернете.
В завершении работы российско-канадского семинара обе стороны высказали надежду на дальнейшее сотрудничество в сфере науки и образования.
ВТ. Клоков, И. В. Бибина
ш республиканский научный семинар в педагогическом институте саратовского государственного университета
18-21 ноября 2009 года в Педагогическом институте СГУ проходил научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка» в рамках проекта «Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка», поддержанного РГНФ (руководитель - доктор филологических наук О.И. Дмитриева, зав. кафедрой теории и истории языка Педагогического института СГУ). Семинар был посвящен 100-летию Саратовского университета и организован совместными усилиями филологов Педагогического института и кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики СГУ.
Саратов становится традиционным местом проведения научного семинара «развитие словообразовательной и лексической системы русского языка». Первый семинар проходил как межвузовский в феврале 2007 года. Базой его проведения был Педагогический институт СГУ, где исследование проблем русской дери-ватологии является одним из активно разрабатываемых научных направлений русистики. Второй семинар проходил в рамках IV международной научной конференции «Предложение и слово» (Саратов, сентябрь 2007 г.) и был посвящен памяти профессора М.В. Черепанова, в ряду основных научных интересов которого был динамический аспект глагольного словообразования. В работу семинара включились дериватологи из Казани, Волгограда, Нижнего Новгорода.
Третий республиканский семинар, посвященный 100-летию Саратовского университета, проводился в рамках научного исследовательского проекта «Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка», поддержанного РГНФ (№ 09-04-00192а), и был организован усилиями профессоров О.И. Дмитриевой, О.Ю. Крючковой, В.Е. Гольдина, Л.В. Балашовой, Э.П. Кадькаловой, Ю.Г. Кадькалова, доцентов А.П. Сдоб-новой, Т.Н. Александровой, С.А. Хромовой, Т.В. Кузнецовой. В семинаре приняли участие языковеды Саратовского, Нижегородского, Самарского, Волгоградского, Южного федерального университетов.
Всего в программе семинара было заявлено сорок докладов. В фокусе внимания участников оказались проблемы синхронии и диахронии в словообразовании, специфики синхронно-диахронических изменений в языке в рамках отдельных словообразовательных подсистем, обусловленности динамики словообразовательных процессов общими тенденциями развития языковой системы, вопросы о факторах, определяющих инновации в словообразовании и лексике, об активных процессах в русском языке периода рубежа тысячелетий.
В докладах организаторов семинара О.И. Дмитриевой «Проблема динамического исследования словообразовательных подсистем русского языка» и О.Ю. Крючковой «Тенденции и факторы словообразовательной динамики русского языка» определены принципы синхронно-диахронического изучения словообразовательных подсистем, обосновано представление о словообразовательной динамике как непрерывном процессе, обозначены основные тенденции и факторы словообразовательной динамики, к числу которых относятся аффиксальное усложнение, жанрово-стилистическая дифференциация словообразовательных средств, развитие оценочности и качественности в словообразовательной семантике, образование и устранение словообразовательной синонимии и дублетности.
Динамика научной парадигмы в области русской де-риватологии от М.В. Ломоносова до настоящего времени показана в докладе Ю.Г. Кадькалова и Э.П. Кадькаловой (Педагогический институт СГУ) «Из истории учений о строении русского слова». Обозначены этапы становления словообразования как самостоятельной области русистики, формирования основных понятий морфемики и словообразования, в том числе и исторического.
Традиционным направлением работы научного семинара является динамическое изучение отдельных словообразовательных подсистем, преимущественно глагольных, выявление закономерностей словообразовательной динамики в этих подсистемах и в системе русского языка в разные периоды его развития, специфики словопроизводственных связей и отношений. Этой проблематике посвящены доклады волгоградцев Е.М. Шептухиной «Роль стереотипности в формировании словообразовательной парадигмы древнерусского глагола» и И.А. Сафоновой «Семантическая и смысловая структура древнерусских глаголов слухового восприятия», а также саратовских дериватологов ЗА Мирошниковой «Системные лексико-семантические процессы в сфере отглагольной деривации», В.П. Панченко «Семантическая системность лексики и словообразовательная мотивированность», Т.В. Кузнецовой «К вопросу о разграничении классов производных лексем с разной степенью идиома-тичности их лексических значений».
Когнитивный аспект динамического исследования словообразовательных процессов и подсистем обозначился как одно из перспективных направлений работы семинара. Н.А. Илюхина (Самара) в докладе «О явлении параллелизма в лексико-семантической и морфологической деривации» убедительно показала, что и фрагменты словообразовательного гнезда (деривационносемантического поля), и семантическая структура слова-