Н. С. Ниязов
РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 1994-2010 ГОДАХ
В последнее время российско-азербайджанское сотрудничество заметно активизировалось. Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что потенциал развития межгосударственных отношений все еще огромен. Одной из областей, в которой стороны могут достичь новых соглашений, является сфера военно-технического сотрудничества (ВТС).
ВТС — одна из важнейших составляющих внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, включающая: совместную разработку и производство изделий оборонного назначения, модернизацию, техническое обслуживание и ремонт систем вооружения и военной инфраструктуры армии той или иной стороны, а также поставки (продажу) техники и вооружения. Последнюю сферу можно назвать венцом ВТС.
В зависимости от уровня развития собственного военно-промышленного комплекса (ВПК) государство при осуществлении ВТС выступает или поставщиком различных систем вооружения, или потребителем товаров военного назначения.
В первом случае страна-поставщик получает дополнительные возможности по продвижению на международной арене своих интересов. Если же государство потребляет товары военного производства, то оно вынуждено соотносить свою внешнюю политику с внешней политикой страны, поставляющей технику и вооружение, но это не означает, что между продавцом и покупателем оружия устанавливаются отношения «старшего» и «младшего». Скорее, речь идет о форме сотрудничества, где степень взаимозависимости партнеров зависит от большого количества факторов. В их ряду и совпадающие интересы в военной и геополитической сферах, и совместная экономическая деятельность, и др. Именно поэтому ВТС нельзя свести к известной формуле «товар—деньги—товар», но в то же время необходимо отметить, что боевые системы, военное снаряжение и оборудование являются хотя специфичным, но все же товаром, и по этой причине торговля оружием подчиняется правилам рыночных отношений.
С точки зрения экономической теории спрос государства на оружие — это «потребность», а имеющиеся на мировых рынках виды военно-технических изделий — «предложение», но «не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью... спрос... потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить» [1, с. 36]. Поэтому покупателей оружия на мировых рынках можно разделить на четыре категории.
В первую входят страны, обладающие достаточными и стабильными источниками пополнения финансовых ресурсов. Эти страны при осуществлении ВТС не ставят своей целью получение доступа к технологиям производства боевых систем. В то же время они предъявляют высокие требования к сервисному обслуживанию покупаемых изделий. Примером такой страны может быть названа Саудовская Аравия.
© Н. С. Ниязов, 2011
Ко второй категории можно отнести страны, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами для закупки вооружения, но в то же время осознающие, что зависимость от производителей техники и вооружений принижает их роль на мировой арене. Такие страны одновременно с покупкой военно-технических изделий стремятся получить доступ и к военным технологиям. В числе таких стран можно назвать Китай, Индию, Польшу, Турцию, Пакистан, Венесуэлу и Южную Корею.
К третьей категории относятся страны, обладающие оперативно пополняемыми финансовыми ресурсами, которые они направляют на закупку в первую очередь тяжелых вооружений. Одновременно они заинтересованы в разворачивании производства ряда систем вооружений на собственной территории. К таким странам можно отнести Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Бразилию, Перу.
Группу стран четвертой категории образуют политические образования, не имеющие достаточного количества финансовых ресурсов для закупки вооружений. Их недостаток они компенсируют игрой на разнице геополитических интересов ведущих акторов мировой политики в регионах своего расположения. Типичными примерами таких стран являются Армения, Молдова, прибалтийские страны, Киргизия, Таджикистан, Афганистан.
До недавнего времени поставщики вооружений стремились поставить под свой контроль в основном рынки крупных держав. Однако за последние годы вырос интерес и к рынкам стран, ранее не являвшихся лидерами закупок техники и вооружения. Одной из таких стран является Азербайджанская Республика (АР), военный бюджет которой к концу 2008 г. вплотную приблизился к 2 млрд долл., в 2009 г. перевалил за 2,3 млрд долл. [2], удержался практически на этом уровне в 2010 г., а на 2011 г. запланирован уже на уровне 3 млрд 100 млн долл., по другим данным — 3 млрд 287 млн долл. [3; 4]. Сегодня АР одна из немногих постсоветских стран, способных в полной мере оплачивать услуги партнеров по ВТС. Это немаловажное обстоятельство не может игнорировать и Россия, которая стремится упрочить и удержать свои позиции на международных рынках вооружений.
История российско-азербайджанского сотрудничества в сфере ВТС полна драматических моментов и является отражением межгосударственных отношений в 1991— 2010 гг.
В сентябре 1993 г. распоряжением Б. Ельцина был введен запрет на поставки российского оружия сторонам Карабахского конфликта. Формально документ был направлен против эскалации конфликта, но при этом в Баку сочли, что он имеет антиа-зербайджанскую направленность, так как поставки техники и вооружения в Армению не прекращались. Как пишет в своей книге бывший пресс-секретарь Министерства обороны России полковник В. Баранец, «несмотря на то, что азербайджанские власти и их спецслужбы неоднократно информировали Москву о своей озабоченности нарастающим количеством поставок российских вооружений в Армению, высшие государственные и военные руководители России отнеслись к этому с удивительным равнодушием... И очень возможно, что такое положение сохранялось бы до сих пор, если бы на своих местах оставались премьер Виктор Черномырдин, министр обороны Павел Грачев и НГШ Михаил Колесников. Но всю “малину” испортил честный русский генерал — Лев Рохлин» [5].
Начало расследования незаконных поставок российского оружия армянской стороне, которым занялась парламентская комиссия под руководством председателя Ко-
митета Государственной думы по обороне генерала Л. Рохлина, давало Азербайджану надежду на то, что политика РФ в вопросах сотрудничества с АР, в том числе в военной сфере, перетерпит определенные изменения, но после трагической гибели генерала в июле 1998 г. и прекращения деятельности комиссии в Баку осознали, что рассчитывать на Москву в вопросах поставок техники и вооружения не придется. Таким образом, ВТС между Россией и Азербайджаном на десять лет сошло практически на нет.
Единственной тонкой нитью, связывающей стороны в этой области, была закупка Россией у Азербайджана ряда элементов электроники, необходимых для боевой авиации и флота. Юридическую основу этого взаимодействия составило «Соглашение о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности», подписанное 25 декабря 1993 г.
Документ предусматривал, что РФ и АР «не будут продавать или передавать третьей стороне. взаимно получаемую военную продукцию, научную и техническую информацию о ней. а также использовать изобретения “ноу-хау” без предварительного взаимного согласования» [6]. В то же время стороны еще не готовы были осуществлять совместную деятельность по разработке и производству «новых образцов вооружения и военной техники», что и нашло свое отражение в статье 7 указанного соглашения [6].
Возможно, вялотекущий процесс российско-азербайджанского сотрудничества в военной сфере так и продолжался бы, но изменение ситуации на мировых рынках, связанное с ростом цен на энергоносители, и приход к власти в России новой политической элиты стали толчком к пересмотру системы ВТС России и Азербайджана.
Начав получать растущие доходы от продажи на международных рынках нефти, Азербайджан приступает на рубеже ХХ-ХХІ вв. к модернизации своих вооруженных сил, не скрывая при этом, что главной задачей его армии является освобождение от армянских войск оккупированных территорий и восстановления контроля над Нагорным Карабахом. В это же время РФ начинает проводить на Северном Кавказе боевые операции, направленные на искоренение сепаратистского движения в Чечне.
Применение силы со стороны Москвы для восстановления своего суверенитета на Северном Кавказе было с пониманием встречено в Баку. Азербайджан стал оказывать России посильную помощь в борьбе с террористическими группировками, орудующими на Северном Кавказе. Во время визита в Баку в ноябре 1999 г. вице-премьер И. Клебанов получил заверения министра обороны АР С. Абиева, что Баку «не допустит проникновения [боевиков] в Чечню и обратно». Тогда же был сделан и важный шаг в сфере ВТС: стороны договорились «об активизации совместной работы ВПК России и Азербайджана» [7]. Но, как уже отмечалось, вершиной ВТС является поставка техники и вооружений, а в этой сфере больших подвижек в отношениях РФ и АР не было.
Россия никак не могла решиться на отмену распоряжения Президента РФ № 623-рпс «О посредничестве Российской Федерации в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе», которое стало тормозом в поставках российского оружия АР, но при этом в России некоторые специалисты всерьез утверждали, что именно Азербайджан «уклоняется от развития военного сотрудничества» с РФ [8]. Также до 2001 г. в России всерьез считали, что в области военного производства и безопасности Москве выгоднее сотрудничать с Арменией, чем с Азербайджаном, и все ради противодействия «попыткам. государств-участников НАТО (в первую очередь Турции) вытеснить ее [Россию] из этого региона» [9]. Такого рода оценки не только мешали нормализации
межгосударственных отношений России и Азербайджана, но и способствовали потере Россией позиций на Южном Кавказе.
Для сравнения, совершенно иначе вели себя в регионе американцы. Осознав, что в ряду стран Южного Кавказа именно Азербайджан является ключевым экономическим игроком, Вашингтон в декабре 2001 г. приостановил действие введенного в 1993 г. 907-й поправкой к «Акту о поддержке свободы» запрета на поставки оружия Азербайджану. Тогда США, как и РФ, предпочитали поддерживать в Карабахском конфликте Ереван и требовали от Баку снять блокаду Армении. При этом в те годы в США многие даже не знали, что «блокада» стала ответной реакцией Азербайджана на оккупацию его территорий. К началу 2000-х годов американцы разобрались в хитросплетениях южнокавказских конфликтов и в марте 2002 г. вовсе отменили действие вышеуказанного документа. Как отмечала «Независимая газета», это произошло в «результате усилий азербайджанской дипломатии и не без поддержки представителей деловых кругов Запада и самого президента США Джорджа Буша» [10]. Сами американцы устами представителя Госдепа Ф. Рикера утверждали, что «снятие запрета поможет укреплению сотрудничества с обеими странами, а также укреплению стабильности на Кавказе» [11]. При этом американцы выдели АР и РА по 4,4 млн долл. для модернизации их вооруженных сил [10].
Вероятно, решение американской стороны о пересмотре своего отношения к вопросам поставок в Азербайджан вооружений, а также необходимость согласования с Баку условий дальнейшего функционирования Габалинской радиолокационной станции «Дарьял» вынудили и Россию пересмотреть свои взаимоотношения с Азербайджаном в сфере ВТС.
В 2002 г. действие распоряжения Президента РФ № 623-рпс было приостановлено соответствующим решением В. В. Путина [12]. С этого момента процесс военно-технического сотрудничества между Азербайджаном и Россией стал обретать реальные черты.
В феврале 2003 г. министр обороны РФ С. Иванов и министр обороны АР С. Абиев подписали в Баку межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве [13]. Тогда же С. Иванов заявил, что «поставок каких-либо дестабилизирующих образцов вооружений. мы не планируем осуществлять ни в Армению, ни в Азербайджан» [14].
Возобновление ВТС с Азербайджаном отвечало в первую очередь интересам России. К этому времени РФ добровольно уступила значительную часть азербайджанского рынка вооружений Украине и Белоруссии, которые раньше осознали, что растущая покупательная способность азербайджанской стороны позволит Баку приобрести на международных рынках вооружений необходимые ему боевые системы, а значит, односторонние санкции в отношении поставок вооружений Азербайджану будут малоэффективными.
Самоограничение в вопросах поставок вооружения АР обернулось для России не только потерей доходов по несовершенным торговым сделкам, но и способствовало росту в Азербайджане авторитета политических сил, призывающих руководство страны взять курс на интеграцию в НАТО. В свою очередь, представители западных стран стали настойчиво предлагать азербайджанской стороне окончательно перейти к закупкам западных образцов вооружения.
Во время своего визита в Азербайджан в сентябре 2006 г. заместитель командующего Европейских Вооруженных сил США Уильям Уорд призвал Баку не только ускорить «проведение. структурной перестройки в ВС, Минобороны и Генштабе,
создание. системы управления, соответствующей стандартам НАТО. принятие Военной доктрины и Концепции национальной безопасности», но и срочно приступить к замене «военной техники и оружия советского образца» [15].
Несмотря на наметившееся политическое противодействие, Россия быстро восстановила свой статус поставщика лучших систем вооружения на постсоветском пространстве, стала активно осваивать азербайджанский рынок вооружений и в 2007 г. поставила АР 62 танка Т-72Б и 4 боевых бронированных машины [16]. Кроме того, сообщалось о закупке в этом же году у РФ ракетных комплексов Точка-У [17]. Правда, в Регистре обычных вооружений ООН содержится информация о закупке Точек-У Азербайджаном не у России в 2007 г., а у Украины в 2008 г. [16].
В 2008 г. появилась информация о поставках Россией Азербайджану некоторого количества новейший российских БТР-90С и 70 БТР-80А [18]. Если достоверность информации о поставках БТР-90С вызывает сомнения, то поступление на вооружение ВС Азербайджана БТР-80А является фактом: часть из них приняла участие в военном параде, состоявшемся в Баку в июне 2008 г. На том же параде азербайджанской общественности были продемонстрированы и купленные в РФ артиллерийские системы 2А65 МСТА-Б в количестве 6 единиц. В том же году из России на вооружение Национальной армии Азербайджана поступило 3 единицы артиллерийской системы «Пион», через год Россия продала Азербайджану еще 9 единиц 203-мм артиллерийской системы «Пион» [19].
В 2008 г. Азербайджан договорился с Россией о поставках шести вертолетов МИ-171 [20]. Сделка о поставках винтокрылых машин между АР и РФ была заключена в Пакистане во время работы международной выставки вооружений ІDEAS-2008 [20].
В том же 2008 г. МЧС Азербайджана заключило с российской стороной контракт на поставку двух вертолетов КА-32А. Необходимо отметить, что это было не первое приобретение МЧС в России. Это ведомство, занимающее важное место в системе национальной безопасности АР, еще в 2007 г. приобрело у российских партнеров два вертолета МИ-17-1В и уникальный самолет-амфибию БЕ-200 ЧС [21]. Летом 2010 г. принадлежащие Азербайджану вертолеты КА-32А и самолет БЕ-200 ЧС приняли участие в тушении лесных пожаров в России, а их экипажам по итогам этой сложной работы наряду с летчиками России и других стран были вручены награды от имени премьер-министра России В. Путина [22]. А за год до этого Азербайджан приобрел у Улан-Удэнского вертолетного завода еще 5 винтокрылых машин. Отмечалось, что «поставки в Азербайджан значительно укрепили позиции холдинга “Вертолеты России” на этом региональном рынке» [23]. В декабре 2010 г. начальник авиационного отряда МЧС АР полковник А. Гасымов сообщил, что Азербайджан планирует купить в России еще несколько Ми-17 и КА-32 [24].
Азербайджанская сторона купила у России и значительную часть автомобильной техники, эксплуатируемой в НАА. Таким образом, заметно, что российско-азербайджанское сотрудничество в области торговли оружием за последние годы приобрело значительную динамику.
Однако попытки вытеснения России с азербайджанского рынка вооружений не прекращаются. В июле 2008 г. азербайджанская газета «Зеркало» сообщила, что «Министерство обороны США считает необходимым разработку специальной стратегии по снабжению вооруженных сил постсоветских государств, в том числе и Азербайджана, вооружением и техникой производства государств НАТО» [25].
Самое удивительное заключается в том, что отказаться от изделий российского ВПК призывают не только американские и некоторые азербайджанские военные эксперты, что вполне объяснимо, но и российские. Так, в августе 2007 г. когда стало известно о приобретении Азербайджаном у России семидесяти БТР-80А, российский эксперт П. Фельгенгауер отметил, что «одними “бэтээрами” армию не усилить», кроме того, он заявил, что «если Азербайджан хочет оснастить армию современным вооружением, ему нужно покупать оружие на Западе и дорого за него платить» [26].
Подобного рода заявления, естественно, открыли дорогу публикациям и азербайджанских военных аналитиков, в которых утверждалось, что российские боевые системы по своим тактико-техническим данным уступают западным аналогам, и по этой причине дальнейшее военно-техническое сотрудничество с Россией бесперспективно. Так, полковник запаса И. Мамедов утверждал, что «в войнах в Афганистане, государствах Африки, Боснии, Косово наглядно проявилась слабость российского вооружения и техники в сравнении с американской, натовской. Российская военная техника более дешевая, чем натовская, однако менее качественная. Несмотря на дороговизну, приобретение натовского вооружения и техники сделает Вооруженные силы Азербайджана обладателем самого современного и мощного оружия» [25]. Другой военный эксперт, У. Джафаров, заявлял, что «при приобретении техники предпочтение нужно отдавать государствам НАТО» [27].
Однако в отличие от этих экспертов лица, принимающие решения о закупке для нужд ВС АР боевых систем, не только хорошо разбираются в плюсах и минусах российских боевых систем, но и прекрасно осведомлены о состоянии мирового рынка вооружений и по этой причине знают, что, даже имея на руках необходимые финансовые ресурсы, Азербайджан не сможет приобрести у стран НАТО системы вооружений последнего поколения. Так, Х. Гаджиев, сотрудник министерства иностранных дел Азербайджана, откровенно заявляет: «Рынок вооружений стран Запада закрыт для Азербайджана. Азербайджан испытывает определенные проблемы при закупке вооружения и военной техники даже в Турции. Поэтому в этих вопросах мы вынуждены выбирать государства СНГ» [25].
Интенсификация боевой подготовки ВС Азербайджана, а также необходимость подготовки молодежи к службе в армии выдвинули на повестку дня приобретение современных тренажерных комплексов и учебного оружия. В декабре 2009 г. Азербайджан закупил у России для нужд Добровольного военно-патриотического спортивнотехническое общества учебное оружие [28].
Ослаблению позиций российских оружейников в АР способствуют несчастные случаи, связанные с эксплуатацией боевой техники советского производства, находящейся как на вооружении ВС Азербайджана, так и любой другой армии мира. В январе 2008 г. во время тренировочного полета разбился один из приобретенных на Украине истребителей МИГ-29УБ, пилоты погибли. Осенью того же года произошли два несчастных случая с человеческими жертвами при эксплуатации бронетехники, также приобретенной на Украине. Буквально через несколько дней в Читинской области упал и разбился российский МИГ-29. Все перечисленные случаи были «объединены» прозападными военными экспертами в логическую цепь, доказывающую, что надо отказаться от закупок российского оружия и перейти к приобретению боевой техники, произведенной на Западе [27].
На рубеже 2008-2009 гг. урон по позициям российских поставщиков вооружения в Азербайджан нанесли два скандала. Первый был связан с решением Алжира отказаться от закупок российских истребителей МИГ-29, так как в поставленных этой стране машинах были обнаружены дефекты. Этот скандал вынудил Президента РФ Д. Медведева на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами заявить: «Мы не должны краснеть перед нашими партнерами за поставки военно-технической продукции ненадлежащего качества» [29]. Тогда же Президент РФ отметил, что необходим «анализ тенденций рынка вооружений на пространстве СНГ», и предложил при осуществлении ВТС со странами СНГ «делать упор на. технику нового поколения, которая в нашей стране создается, но. за качеством которой. необходимо неустанно следить» [29].
Сложно сказать, до какой степени слова Д. Медведева привлекли внимание военных специалистов в Азербайджане, но точно известно, что переговоры о поставках в АР истребителей МИГ-29 из России идут с большим трудом, при этом российская сторона выражает готовность снизить цену самолета с 25 млн долл. за штуку до 15,75 млн долларов, обещая одновременно провести модернизацию поставляемых самолетов до уровня МИГ-29 СМТ [30]. Однако азербайджанскую сторону беспокоит вопрос дальнейшей эксплуатации самолетов, так как российская сторона не готова вкупе с продажей МИГов оказывать сервисные услуги по обслуживанию поставляемых истребителей по приемлемым ценам [30].
Но в большей степени формированию негативного отношения у Баку к ВТС с РФ способствовал оружейный скандал, связанный с безвозмездной передачей РФ Армении вооружения и военного снаряжения на сумму, оцениваемую в 800 млн долл. [31]. В марте 2009 г. министр иностранных дел РФ С. Лавров во время пресс-конференции, проводимой в Баку совместно с министром иностранных дел АР Э. Мамедъяровым, попытался убедить аудиторию, что документ, свидетельствующий об этой сделке, «является фальшивкой. не отвечает. критериям такого рода документов» [32].
В итоге официальный Баку предпочел поверить заявлениям российской стороны, хотя убедить азербайджанское экспертное сообщество и общественность аргументы Москвы так и не смогли. Ослаблению напряжения в межгосударственных отношениях способствовала не столько деятельность дипломатических ведомств стран, сколько углубление сотрудничества РФ и АР в сфере ВТС.
В июле 2010 г. российская газета «Ведомости» сообщила о том, что Россия готова продать Азербайджану зенитно-ракетный комплекс С-300 в модификации ПМУ-2 Фаворит [33]. Эта информация была по-разному встречена в Баку и Ереване.
Армянская сторона начала обвинять Россию в том, что, продавая Азербайджану С-300, Москва способствует росту военных возможностей АР и тем самым ослабляет Армению. Дошло того, что армянский эксперт И. Мурадян открыто призывал армян к проведению террористических актов на предприятиях ВПК РФ, задействованных в производстве С-300 для Азербайджана. Его публикация под названием «Война уже началась», размещенная на страницах армянского интернет-издании «Lragir.am», была резко осуждена азербайджанской стороной [34], а российское информационное агентство «Регнум» даже вынуждено было выступить с заявлением, в котором говорилось: «Помня, что до 2007 года Игорь Мурадян был автором ИА REGNUM Новости, редакция агентства считает необходимым напомнить и то, что Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью “Публичные призывы к осуществлению терро-
ристической деятельности или публичное оправдание терроризма”, относящую подобные выступления к числу преступлений. Уголовный кодекс Республики Армения относит к числу преступлений: “Международный терроризм, то есть организация или осуществление на территории иностранного государства взрыва или поджога либо иных действий, направленных на уничтожение людей. уничтожение или повреждение зданий, сооружений, дорог и коммуникаций, средств связи или иного имущества, совершенный в целях разжигания международных осложнений или войны.”» [35].
В этих условиях российская сторона первоначально даже не стала подтверждать факт поставок С-300 Азербайджану [36]. Однако через некоторое время вначале МИД России, а затем и МИД Азербайджана своими заявлениями дали понять, что поставка С-300 в Азербайджан состоится [37; 38].
Новый виток обсуждений, связанных с поставками С-300 в Азербайджан, начался в преддверии визита Д. Медведева в Баку летом 2010 г. и с перерывами продолжался до конца 2010 г. При этом эксперты России, Азербайджана и Армении дискутировали о том, приведет ли поступление С-300 на вооружение Азербайджана к радикальному росту его боевых возможностей, а также о том, должна или не должна была Россия поставлять названную боевую систему Азербайджану.
Обсуждение первого вопроса со всей очевидностью показало, что единого мнения о предмете спора у экспертов нет, но при этом российские, армянские и азербайджанские эксперты стали приписывать этой очень эффективной боевой системе поистине фантастические боевые возможности [39].
Разногласий по второму вопросу было также очень много. Практически все армянские авторы сочли, что Россия не должна была продавать С-300 Азербайджану, в свою очередь азербайджанские и российские эксперты настаивали на праве РФ продать эту оборонительную боевую систему АР. Так, директор Центра анализа стратегий и технологий Р. Пухов совершенно верно отметил, что «если бы Москва не поставила Баку современные системы ПВО, это сделали бы ЮАР и Израиль. поэтому сделка совершенно правильная и с точки зрения интересов России» [33].
Исключением в ряду российских экспертов стал П. Фельгенгауер. В интервью «Агшеша Today» он заявил, что, во-первых, Азербайджан будет использовать С-300 против России, так как у Армении нет серьезной боевой авиации, во-вторых, С-300 будут использованы АР для нанесения «ударов по наземных объектам» Армении [40]. Абсурдность заявлений П. Фельгенгауера были настолько очевидны, что они не стали объектом критики ни в Азербайджане, ни в России.
Судя по всему, названный автор принадлежит к категории исследователей, которые считают бесперспективным сотрудничество России с Азербайджаном в военной сфере. При этом они «забывают», что рынок вооружений Азербайджана, оцениваемый в 2008 г. в 350-400 млн долл. [25], при общем объеме военных расходов в 2 млрд сегодня представляет еще большую ценность, так как величина военных расходов АР в 2011 г. определена в 3 млрд 287 млн долл. [4].
Но для дальнейшего внедрения на азербайджанский рынок вооружений России необходимо учесть, что Азербайджан очень нервно реагирует на бесплатную передачу Армении Россией различного вооружения ради «сохранения» военного паритета между этими странами Южного Кавказа. В условиях нерешенности Карабахского конфликта это может привести к сворачиванию ВТС между Москвой и Баку, что может обернуться для РФ потерей не только денег, но и влияния на Южном Кавказе.
1. Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М.: Экономическая школа, 1999.
2. Azsrbaycanin hsrbi xsrclsri 2,3 milyard dollar ts^kil edscsk. URL: http://www.milaz.info/news. php?id=4000
3. Азербайджан увеличит военный бюджет в полтора раза. URL: http://lenta.ru/ news/2010/10/22/budget/
4. Azsrbaycan gslsn il hsrbi qurumlarin saxlanmasina 3 milyard 287 milyon dollar ayiracaq. URL: http://www.lent.az/news.php?id=45757
5. Баранец В. Н. Генштаб без тайн. М., 1999. URL: http://militera.lib.ru/research/baranets1/02. html
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности. URL: http://www.novostroy.ru/law/direct.php?num=10194 82&id=105&sort=num2&type=gov
7. Российско-азербайджанская граница на тройном замке. URL: http://www.lenta.ru/vo-jna/1999/11/2б/azerbaijan/_Printed.htm
8. Артемов К. Внешнеполитическое маневрирование Баку. URL: http://www.russedina. ru/?id=485
9. Козюлин В. Миноритарные рынки российского вооружения: коммерческие проекты или формирование геополитических заделов. URL: http://www.pircenter.org/data/publications/vb21-
2001.html
10. Баку переводит армию на стандарты НАТО. Американское оружие может стать последним доводом в армяно-азербайджанском противостоянии в Карабахе // Независимая газета.
2002. 5 апреля.
11. Снят запрет на поставки оружия в Армению и Азербайджан // Известия. 2002. 1 апреля.
12. Богатырев А. Укрепляя взаимное доверие // Красная звезда. 2003. 1 марта.
13. Бабакин А. Оружие для соседей // Российская газета. 2003. 28 февраля.
14. Россия не будет поставлять Армении и Азербайджану дестабилизирующих образцов вооружений // Интерфакс. 2003. 2б февраля.
15. Мамедов Дж. Пентагон объявил войну советским стандартам // ВПК № 39 (155). 11-17 октября 200б г.
16. United Nations Register of Conventional Arms (UNROCA). URL: http://unhq-appspub-01. un.org/UNODA/UN_REGlSTER. nsf
17. Арутюнян Д. Азербайджан продолжает вооружаться. URL: http://www.golos.am
18. Mikhail Barabanov. Nagorno-Karabakh: Shift in the Military Balance // Moscow Defence Brief. URL: http://mdb.cast.ru/mdb/2-2008/item2/article2/
19. Azsrbaycan otsn il Rusiyadan 9 sdsd 2C7 «Pion» ozuyeriysn artilleriya qurgusu alib. URL: http://www.milaz.info/news.php?id=1381
20. Azsrbaycan 2008-ci ilds Rusiyadan б sdsd Mi-171 helikopterinin alinmasina dair muqavils baglayib. URL: http://www.milaz.info/news.php?id=3970
21. Azsrbaycan Rusiyadan 2 sdsd «Ka-32A» helikopteri alacaq. URL: http://www.milaz.info/news. php?id=4650
22. Гусейнов Р. В Армении призывают мстить России открытым террором. URL: http://1news. az/region/armenia/20100807101010441.html
23. Улан-Удэнский авиационный завод признан лучшим российским экспортером в страны СНГ. URL: http://www.arms-tass.su/?page=article&aid=85б54&cid=25
24. Мамедов Р. МЧС Азербайджана приобретет новые вертолеты. URL: http://www.aze.az/ news_mchs_azerbayjana_priobret_47230.html
25. Запад хочет освободить Азербайджан от российского вооружения // Зеркало. 2008. 2б июля.
26. Азербайджан опять закупает новое старое российское вооружение. URL: http:// www. zerkalo.az/rubric.php?id=22125
27. Сумеренли Дж. У армии должна быть стратегия вооружения // Зеркало. 2008. 25 октября. URL: http://www.zerkalo.az/rubric.php?id=37034
28. Azsrbaycan Rusiyadan tslim silahi alib. URL: http://www.lent.az/news.php?id=19032
29. Медведев Д. Вступительное слово на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. URL: www.kremlin.ru/appears/2008/ 12/30/173б_typeб3378_21122б.shtml
30. Agасаn Н. Kremldsn Bakiya «Miq-29» tslssi // Bxpress.com.az
31. Обнаружен список переданных Россией Армении новых видов вооружения стоимостью в 800 млн.долларов. URL: http://www.mediaforum.az/articles.php?lang=rus&page=00&article_ id=20090108064112427
32. Лавров С. Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество со многими странами, не допуская каких-либо дестабилизирующих поставок в любой регион. URL: http://www.day. az/news/politics/150077.html
33. Никольский А., Химшиашвили П. Не в Иран, так в Баку // Ведомости. 2011. 29 июля.
34. Гусейнов С. Российский премьер Владимир Путин наградил летчиков Азербайджана. URL: http://www.aze.az/news_rossiyskiy_premer_vladim_40517.html
35. В Армении прозвучали призывы к совершению террористических актов на территории России. URL: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1312781.html
36. Россия не поставляет Азербайджану С-300 — Рособоронэкспорт. URL: http://1news.az/ region/Russia/201007290б0311170.html
37. Рустамов Э. МИД России не опровергает информацию о поставках С-300 в Азербайджан. URL: http://1news.az/region/Russia/20100731104447054.html
38. МИД Азербайджана. Сделка по продаже Азербайджану С-300 Россией находится в стадии реализации. URL: http://news.day.az/politics/227841.html
39. Армения в случае войны поставит акцент на сухопутные войска. URL: http://www.tert.am/ ru/news/2010/08/09/c-300/
40. Фельгенгауер П. Азербайджан использует С-300 в первую очередь против России. URL: http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewslD=29634&SectionlD=0&RegionlD=0&Date=08/0 3/2010&PagePosition=1
Статья поступила в редакцию 17 марта 2011 г.