Ниязи НИЯЗОВ
Кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Российская Федерация).
НАГОРНО-КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ И РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
АЗЕРБАЙДЖАНА
Резюме
В статье анализируется влияние армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха на создание и развитие военной промышленности в Азербайджанской Рес-
публике. Рассматривается взаимодействие Азербайджана с зарубежными партнерами в сфере производства современных систем вооружения различных типов.
В в е д е н и е
После распада Советского Союза большинство экспертов сходились во мнении, что СССР, обладавший колоссальной военной мощью, погиб в первую очередь из-за перенапряжения экономики, основные ресурсы которой направлялись на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК). Поэтому государства, возникшие на обломках советской империи, старались всеми силами избрать модель экономического развития, ориентированную на гражданский сектор экономики.
Однако в силу различных обстоятельств ряд стран постсоветского пространства вновь был вынужден направлять значительные ресурсы на обеспечение военной безопас-
ности. Одной из таких стран оказался Азербайджан, втянутый помимо своей воли в полномасштабную войну с Арменией из-за Нагорного Карабаха.
Необходимость освобождения оккупированных территорий страны — определяющий фактор создания и развития оборонного комплекса Азербайджанской Республики
К весне 1994 года армянским вооруженным формированиям удалось оккупировать сам Нагорный Карабах и прилегающие к нему семь азербайджанских районов. После заключения соглашения о прекращении огня Азербайджан какое-то время надеялся, что удастся добиться разрешения конфликта и освобождения оккупированных территорий в рамках международного права. Однако эти ожидания не оправдались. И тогда политическое и военное руководство страны приступает к восстановлению, а точнее будет сказать, к созданию фактически с нуля вооруженных сил, главная цель которых заключалась в противодействии дальнейшему армянскому продвижению вглубь азербайджанской территории и в освобождении уже оккупированных районов.
Именно эта цель и определила структуру потребностей Национальной армии Азербайджана (НАА) и других силовых формирований в различных системах вооружений.
■ В первую очередь Вооруженные силы страны нуждались в танках, боевых бронированных машинах, в противотанковых артиллерийских системах, штурмовой авиации и ударных вертолетах. Их закупка должна была ликвидировать заметное превосходство армянской стороны в тяжелых вооружениях, благодаря которому ей и удалось добиться заметных успехов на первом этапе карабахского конфликта.
■ Во вторую очередь азербайджанской армии необходимы были системы связи и управления огнем.
■ В третью — средства противовоздушной обороны и авиационные системы.
■ В четвертую — современные типы стрелкового вооружения и боеприпасы к ним.
По мере затягивания конфликта у ВС Азербайджана возникла потребность в приобретении ракетно-артиллерийских систем, способных уничтожать инженерные и фортификационные сооружения противника. Связано это было с тем, что армянская сторона с 1994 года приступила к строительству на внешней границе оккупированных азербайджанских территорий военно-инженерных сооружений, призванных отразить наступление азербайджанской армии в случае возобновления боевых действий.
В силу своих экономических интересов в регионе Азербайджан не мог игнорировать и потребности своего ВМФ.
Однако определение структуры потребностей в вооружениях еще не гарантировало, что необходимые боевые системы поступят в распоряжение НАА. Ведь в середине 1990-х— начале 2000-х годов Баку практически не имел в своем распоряжении достаточных финансовых ресурсов, способных обеспечить массовую закупку тяжелого вооружения. Экономика страны после развала СССР оказалась в затяжном кризисе, а мировые цены на нефть на тот момент были чрезвычайно низкими.
Безусловно, азербайджанские власти понимали, что эффективная экономическая политика поможет справиться с кризисом, что растущая потребность мировой экономи-
ки в энергоносителях будет способствовать росту цены нефти и, как следствие, увеличению доходов АР. Но зыбкий характер перемирия, установившегося на фронте, при наличии у армянской стороны превосходства в тяжелых вооружениях вынуждали азербайджанские власти изыскивать средства для закупки различных систем вооружения немедленно. Нервозности действиям азербайджанской стороны добавлял и тот факт, что в 1996 году Россия безвозмездно передала Армении вооружения на гигантскую сумму в один миллиард долларов1.
К концу 1990-х годов в Азербайджане политики, военные эксперты и даже экономисты начинают говорить о необходимости создать собственный ВПК, призванный хотя бы частично удовлетворить потребности НАА в вооружениях и, особенно, боеприпасах.
К этому времени ни одна из стран бывшего СССР, за исключением России, Украины и отчасти Беларуси, не могла похвастаться наличием собственного военно-промышленного комплекса. Несомненно, на территории почти всех союзных республик имелись предприятия, входившие в состав советского ВПК. Однако говорить, что их совокупная производственная мощь автоматически вела к формированию военно-промышленного комплекса новых независимых государств, — все равно, что утверждать, будто скелет — это сумма костей.
Впервые понятие «военно-промышленный комплекс» использовал Д. Эйзенхауэр 17 января 1961 года. В своем телевизионном обращении к нации он сказал: «Соединение огромной военной организации и обширной военной промышленности — это новое явление в американском опыте. Его экономическое, политическое и даже духовное влияние ощущается в каждом городе, в правительстве каждого штата, в любом кабинете федерального правительства. Понимая... необходимость такого развития, мы не должны оставлять без внимания его. последствия. В правительственных органах необходимо быть настороже против неоправданного влияния, которое получил, преднамеренно или нет, военно-промышленный комплекс»2.
Применительно к советскому ВПК данное определение не совсем подходит, так как экономическая и политическая среда его функционирования была несколько иной. Поэтому мы склонны считать, что советский ВПК был специфическим объединением различных отраслей народного хозяйства, партийных и государственных органов, главная цель которого заключалась в разработке и массовом производстве систем вооружений, востребованных армией. ВПК СССР мог использовать в своих целях потенциал многих отраслей экономики, а в условиях большой войны — и всю систему национальной экономики.
С началом индустриализации в СССР множество регионов страны оказываются вовлеченными в процесс промышленного производства и внутрисоюзного разделения труда. Исключением из этого ряда были промышленные районы и предприятия, образованные еще во времена Российской империи, в том числе и Бакинский промышленный район.
Не секрет, что ценность Бакинского промышленного района заключалась в том, что именно здесь добывался основной объем нефти, необходимый для удовлетворения нужд Российской империи. Поэтому неудивительно, что Азербайджан был одной из первых территорий бывшей империи, восстановления контроля над которой большевики стали настойчиво добиваться, 28 апреля 1920 года они достигли поставленной цели, установив в Азербайджане советскую власть.
В дальнейшем Баку продолжал оставаться главным источником нефти для СССР. К 1940 году «бакинская нефтяная промышленность давала до 80 процентов высокосортно-
1 В самой России расследованием этого инцидента занималась специальная парламентская комиссия под руководством председателя Комитета Госдумы по обороне генерала Льва Рохлина. Однако после его трагической гибели в июле 1998 года деятельность комиссии сошла на нет.
2 Цит. по: Пядышев Б.Д. Военно-промышленный комплекс США. М., 1974. С. 9.
го авиационного бензина, 90 процентов лигроина и керосина, 96 процентов автотракторных масел от общего их производства в СССР»3. На рубеже 1939—1940 годов англофранцузское военное и политическое командование даже планировало воздушные удары по Баку как с целью поддержки финнов в их противостоянии Советскому Союзу, так и для того, чтобы лишить Германию, уже воевавшую с западными демократиями, источника закупки нефтепродуктов4.
В годы Второй мировой войны установление контроля над бакинскими нефтяными источниками стало одной из главных стратегических задач вермахта. Но немецкое продвижение вглубь советской территории, в том числе и в направлении Кавказа, способствовало как эвакуации ряда военных предприятий из западных регионов СССР в восточные, так и переводу большей части предприятий местной промышленности на выпуск оборонной продукции. Уже к началу зимы 1941 года в Баку был налажен выпуск 50-мм минометов, корпусов ручных гранат, авиационных бомб, мин, а также легендарных автоматов ППШ-415.
Бурное развитие военных технологий и гонка вооружений, развернувшаяся в годы холодной войны, способствовали дальнейшему росту веса Бакинского промышленного района и Азербайджана в целом в системе ВПК СССР. Именно в эти годы в республике «производились лазерные прицелы, а также различные приборы для военной авиации и флота»6.
С началом карабахского противостояния и распадом СССР азербайджанские предприятия бывшего советского ВПК оказались в сложном положении. На первый взгляд это кажется парадоксальным: существует мнение, что войны способствуют процветанию производителей оружия, а Азербайджан практически сразу с обретением независимости оказался вовлечен в кровавый конфликт с Арменией из-за контроля над Нагорным Карабахом.
Однако, как мы уже подчеркивали, главная цель ВПК СССР, а значит, и его предприятий, расположенных в Азербайджане, заключалась в массовом производстве систем вооружения, востребованных Советской армией. А молодая, плохо обученная и оснащенная азербайджанская армия образца 1991—1993 годов нуждалась в первую очередь в элементарных видах оружия — автоматах, боевых бронированных машинах, танках, ударных вертолетах и т.д. И хотя военная электроника, производившаяся в Азербайджане, была важнейшим компонентом различных систем вооружения, она не могла сама по себе оказывать прямого физического воздействия на противника. К тому же необходимо учитывать, что советская практика подготовки личного состава, особенно в сухопутных войсках, не предусматривала постоянного использования новейших систем навигации и управления огнем. Вся электроника, устанавливавшаяся на советской военной технике, была исключительно дорогой, и выход ее из строя оборачивался для солдат и офицеров различного рода неприятностями. К тому же большинство советских офицеров с определенным недоверием относились к электронике, которая могла в любой момент выйти из строя как под воздействием средств радиоэлектронной борьбы противника, так и из-за своей ненадежности. Это отношение они успевали передать и находящемуся под их командованием личному составу.
Неудивительно, что «аскетическое» использование военной электроники перекочевало из Советской армии в Национальную армию Азербайджана. То же самое произошло и в вооруженных силах других стран СНГ. Таким образом, падение спроса на военную
3 Князьков С. Станет ли Баку городом-героем? // Красная звезда, 22 апреля 2005.
4 См.: Степанов А. Англо-французские планы нападения на СССР в 39—40 гг. Уголок неба [http:www. airwar.ru/history/locwar/europe/eng-fr/eng-fr.html].
5 См.: Князьков С. Указ. соч.
6 Баку готов выпустить военную технику собственного производства на рынок [http:www.izvestia.ru/ news/16/news154911/index.html].
электронику практически поставило крест на деятельности военных предприятий Азербайджана. Этому способствовали также разрыв кооперационных связей с другими предприятиями бывшего Советского Союза и переход к новым формам экономических отношений.
Тем не менее потребность российских ВС в военно-технических изделиях, производимых в Азербайджане, сохранялась, и к обоюдной выгоде сторон между правительствами двух стран 25 декабря 1993 года было заключено «Соглашение о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности». В частности, стороны договорились о том, что «не будут продавать или передавать третьей стороне, в том числе иностранным физическим, юридическим лицам и международным организациям, взаимно получаемую военную продукцию, научную и техническую информацию о ней, результаты исследований, а также использовать... «ноу-хау» без предварительного взаимного согласования»7. В то же время стороны еще не готовы были к совместной разработке и производству «новых образцов вооружения и военной техни-ки»8, что и нашло свое отражение в статье 7 указанного соглашения.
К концу 1990-х годов в Азербайджане, как и в России, начался процесс восстановления промышленного производства. Практически в это же время на мировых рынках начинают расти цены на углеводородное сырье и вооружение. Эти два фактора в скором времени стали мощным импульсом в деле возрождения азербайджанских предприятий бывшего советского ВПК.
Становление и особенности развития военно-промышленного комплекса Азербайджанской Республики
Начав получать стабильно растущие доходы от продажи нефти, Азербайджан приступает к модернизации и техническому перевооружению своей армии, не скрывая при этом, что главной задачей его ВС является освобождение от армянских войск оккупированных территорий и восстановление контроля над Нагорным Карабахом.
Практически в это же время Российская Федерация начинает на Северном Кавказе боевые операции, направленные на искоренение сепаратистского движения в Чечне. Применение силы со стороны Москвы для восстановления своего суверенитета на Северном Кавказе было с пониманием встречено в Баку. Кроме того, Азербайджан стал оказывать России посильную помощь в борьбе с террористическими группировками, орудующими на Северном Кавказе9. Во время своего визита в Баку в ноябре 1999 года вице-премьер И. Клебанов получил заверения министра обороны АР С. Абиева, что Азербайджан «не допустит проникновения [боевиков] в Чечню и обратно». И тогда же стороны договорились «об активизации совместной работы ВПК России и Азербайджана» и устами рос-
7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности [http:www.novostroy.ru/law/direct.php?num=1019482&id=105&sort=num2&type=gov].
8 Там же.
9 См.: Бахревский Е.В. 20 лет политических взаимоотношений России и Азербайджана. История и основные проблемы. В кн.: Российско-азербайджанские отношения за 20 лет. История и перспективы. Баку, 2011. С. 20.
сийского вице-премьера было заявлено, что ВПК Азербайджана «сохранился в очень хорошем состоянии»10.
Такую оценку нельзя считать лишь данью дипломатическому этикету. Лучшая, чем в РФ, сохранность производственного потенциала азербайджанских промышленных предприятий была связана с совершенно иным порядком приватизации государственной собственности в АР.
Во-первых, процесс массовой передачи государственной собственности в частные руки в Азербайджане начался довольно поздно, только в 1995 году, во-вторых, приватизация коснулась в первую очередь предприятий торговли, легкой и сельской промышленности, а также сферы услуг. Предприятия же тяжелой промышленности долгое время находились под государственным контролем, и хотя в результате задержки с началом приватизации Азербайджан, по некоторым данным, потерял 62% ВВП11, стране неожиданно для себя удалось сохранить потенциал своих оборонных заводов. Однако говорить о том, что в распоряжении Баку на рубеже XX—XXI веков имелся организационно сформированный и эффективно действующий военно-промышленный комплекс, было еще преждевременно. Вместе с тем создание собственного ВПК стало для азербайджанского политического руководства одной из приоритетных задач.
В январе 2001 года Милли Меджлис (парламент) Азербайджана выступил с инициативой о подготовке законопроекта «О военной промышленности». Принятие такого документа создало бы законодательную базу для развития военной промышленности, а его реализация оказала бы определенную помощь в решении проблемы безработицы в стране.
Тем временем Россия продолжала проявлять заинтересованность в получении необходимых ей военно-технических изделий из Азербайджана. А к весне 2002 года российские эксперты пришли к выводу, что «России выгодно производить промышленную продукцию в кооперации со странами СНГ». Об этом средствам массовой информации сообщил руководитель департамента экспортного контроля и кооперационных поставок Минпромнауки РФ Владимир Белуков, который отметил, что Азербайджанская Республика «поставляет по кооперации микросхемы, антенные фильтры, кондиционеры»12.
В свою очередь, и в АР прекрасно понимали, насколько договоренности с РФ в области совместного военного производства могут помочь развитию ВПК республики. Как следствие, в сентябре 2003 года между правительствами России и Азербайджана было подписано соглашение «О сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения»13.
По мере того как Баку начал тратить серьезные финансовые ресурсы на модернизацию своих ВС, заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве с Азербайджаном в военно-технической сфере стали проявлять и другие страны СНГ, и одной из первых в их ряду была Республика Беларусь.
В ноябре 2004 года было подписано «Соглашение между Правительствами Республики Беларусь и Азербайджанской Республики о производственной и научно-технической кооперации предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности»14, а
10 Российско-азербайджанская граница на тройном замке [http:www.lenta.rU/vojna/1999/11/26/azerbaijan/_ Printed.htm].
11 См.: Трансформация форм собственности в Азербайджане: итоги первой приватизации [http:www. mcds.ru/default.asp?Mode=Review&ID_L0=4&ID_L1=43&ID_L2=400&ID_L3=982&ID=&ID_Review=59407].
12 России выгодно производить промышленную продукцию в кооперации со странами СНГ, считают в Минпромнауки РФ [http:www.mfit.ru/defensive/obzor/ob05-04-02-5.html].
13 Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения [www.kremlin.ru/interdocs/2002/09/23/2123_type72066_30521.shtml].
14 Соглашение между Правительствами Республики Беларусь и Азербайджанской Республики о производственной и научно-технической кооперации предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности [www.pravoby.info/megdoc/part0/megd0492.htm].
уже через год председатель государственного военно-промышленного комитета Николай Азаматов, представляя названный документ в парламент для ратификации, заявил: «Мы подписали значительное количество контрактов и приступили к их исполнению в области модернизации, капитального ремонта, поставок узлов деталей, которые в Азербайджане не производятся»15 — и отметил особую заинтересованность Беларуси в этом соглашении16. Кроме того, стороны вели переговоры о восстановлении в Азербайджане танко-ремонтного завода и готовы были развивать «сотрудничество по системам ПВО, по системам радиоэлектронной борьбы»17.
После создания правовой основы для сотрудничества в военно-технической сфере стороны приступили к налаживанию производственных и технологических связей между соответствующими структурами Беларуси и Азербайджана. В июле 2006 года Минск посетила делегация Министерства оборонной промышленности АР во главе с Я. Джамало-вым. Именно тогда состоялось близкое знакомство азербайджанских специалистов с ВПК Беларуси. Весной 2007 года стороны уже не находили нужным скрывать, что «Министерство оборонной промышленности Азербайджана и Госкомитет по военной промышленности Беларуси наметили планы для сотрудничества»18.
В военно-техническом сотрудничестве с Беларусью азербайджанскую сторону интересовала прежде всего модернизация системы ПВО, которую в 2005 году российские военные специалисты склонны были оценивать как «очень слабую», — правда, при этом заявлялось, что модернизация ПВО Азербайджана происходит с помощью России и США19. Осенью 2009 года достоянием общественности стала информация о том, что в Азербайджане при помощи белорусских специалистов модернизированы ЗРК «ОСА». В результате боевые возможности комплексов выросли на 20%. Также сообщалось, что «в цехах местного завода модернизируют. зенитно-ракетный комплекс «С-125 Печора»... Первые машины должны заступить на боевое дежурство в Азербайджане еще до конца года [2009]»20. Осенью 2010 года азербайджанский новостной портал «1news.az» со ссылкой на белорусский телеканал СТВ сообщал, что в результате модернизации боевой потенциал указанной системы ПВО будет увеличен на 70% и что совершенствование «Пе-чор» идет на специально построенном недалеко от Баку заводе21.
Активизация сотрудничества Баку с Москвой и Минском в вопросах формирования военного производства Азербайджана не могла остаться незамеченной Киевом. Еще в 1990-х годах Украина активно продавала Азербайджану различные системы вооружений, как доставшиеся ей после развала СССР, так и произведенные в 1990-х годах. Однако она не спешила идти на сотрудничество с Азербайджаном в области формирования его собственного ВПК. Возможно, это было связано как с низкой оценкой эффективности такого сотрудничества для украинской стороны, так и с опасениями, что развертывание азербайджанского оборонного комплекса лишит Киев определенного количества заказов со стороны Баку.
Но все же заинтересованность Украины в тесном сотрудничестве с Азербайджаном как в сфере поставок нефтепродуктов, так и в продвижении собственных технологий на
15 Цит. по: Интерфакс, 5 октября 2005.
16 См.: ИТАР-ТАСС, 5 октября 2005.
17 Интерфакс, 5 октября 2005.
18 Белорусские специалисты помогут в развитии оборонной промышленности Азербайджана, 30 марта 2007 [http:bpla-news.ru/belorusskie-specialisty-pomogut-v-razvitii-oboronnoj-promyshlennosti-azerbajdzhana/].
19 См.: Плугатарев И. Баку и Ереван запугивают друг друга // Независимая газета, 11 ноября 2005 [http: www.ng.ru/nvo/2005-11-11/9_gonka.html].
20 Белорусский военпром прошел испытания горами [http://news.21.by/world/2009/10/19/386251.html].
21 См.: Беларусь модернизировала ракетную систему «Печора», состоящую на вооружении ВС Азербайджана [http:1news.az/politics/20101026111538921.html].
зарубежные рынки подтолкнула Киев пойти на углубление взаимодействия в области военного производства.
В конце 2006 года во время своего визита в Азербайджан тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что «Украина и Азербайджан видят большие перспективы сотрудничества в военно-промышленном комплексе и будут осуществлять ряд совместных проектов»22. В апреле 2009 года в Баку стороны подписали Протокол о внесении изменений в межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве от 24 марта 1997 года, чтобы способствовать более тесному сотрудничеству в военной области23.
На основании этого соглашения стороны стали укреплять сотрудничество в военной сфере, в том числе в области производства различных боевых систем. Так, в мае 2011 года министр оборонной промышленности (МОП) АР Явер Джамалов сообщил о готовности сторон приступить к совместному производству на территории Азербайджана управляемых противотанковых ракетных комплексов «Скиф» и «Барьер»24.
Рост потребностей Национальной армии Азербайджана в военной продукции собственного производства, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с Россией, Беларусью и Украиной в сфере военной безопасности, а также продолжающееся противостояние с Арменией из-за Нагорного Карабаха привели к организационному оформлению системы управления военно-промышленного комплекса Азербайджана. 16 декабря 2005 года было обнародовано распоряжение президента И. Алиева, в котором говорилось, что на базе Государственного комитета АР по специальному машиностроению и конверсии, ранее занимавшегося вопросами военного производства, создается Министерство оборонной промышленности25.
Создание нового министерства стало логическим шагом властей АР по формированию собственного оборонного комплекса. Поэтому выглядит странным утверждение армянских авторов о том, что принятие этого решения могло быть связано с политическим противостоянием в высших эшелонах власти в Азербайджане26.
Организационное оформление системы управления ВПК АР способствовало росту интереса к азербайджанскому военному производству не только со стороны традиционных партнеров — России, Беларуси и Украины, но и со стороны Ирана. 16 августа 2006 года посол ИРИ в Азербайджане А. Сулеймани заявил: «Иранская военная промышленность очень развита. Иран может оказать всяческую помощь Азербайджану в создании собственного военно-промышленного комплекса. Наши страны могут подписать соглашение о сотрудничестве в этой области»27.
Однако Баку отнесся к этому предложению без особого энтузиазма. Причин тому несколько.
22 Правительственные делегации Украины и Азербайджана рассмотрели совместные проекты в военно-промышленном комплексе // Електронш вюй [http:elvisti.com/node/63906].
23 См.: В. Ющенко и И. Алиев подписали План мероприятий украинско-азербайджанского сотрудничества на 2009—2010 годы [http:www.president.gov.ua/ru/news/13477.html?PrintVersion].
24 См.: Сулейманов Р. Министр: «Азербайджан и Украина будут совместно производить управляемые противотанковые ракеты «Скиф» и «Барьер» [http:ru.apa.az/news_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0% В8% D1%81 1 %82%Л 1 %80:_%С2%АВ%^0%90%Л0%В7%Л0%В5%Л 1 %80%^0%В 1 %^0%В0%Л0%В9%Л0% B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD_%D0%B8_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0__ 193180.html].
25 См.: Распоряжение Президента Азербайджанской Республики о создании Министерства оборонной промышленности Азербайджанской Республики // Министерство оборонной промышленности Азербайджанской Республики [http:www.mdi.gov.az/?/ru/content/392/].
26 См.: Мелик-Шахназарян Г. Оборонно-промышленный комплекс Азербайджана неспособен покрыть потребности армии [www.regnum.ru/news/830210.html], 20 мая 2007.
27 Тегеран готов участвовать в создании военно-промышленного комплекса Азербайджана [http:www. polpred.com/country/az/news.html?section=20&id=53418&type=paid&country=7].
■ Во-первых, Азербайджан не очень доволен позицией Тегерана в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В Баку обоснованно считают, что если бы не иранская помощь Армении, то Ереван не смог бы удовлетворить потребности своей экономики в нефти, что, несомненно, отразилось бы и на боевых возможностях армянской армии, удерживающей под контролем часть азербайджанской территории.
■ Во-вторых, в Баку прекрасно осознают, что Тегеран хотел бы распространить свое влияния на светский Азербайджан (Северный Азербайджан), с тем чтобы защитить себя от роста националистического движения в Северном Иране (Южном Азербайджане).
■ В-третьих, несмотря на заявления иранского посла, ВПК Ирана, скорее всего, не способен предложить АР реальную помощь в организации законченного цикла производства какой-либо современной боевой системы, поскольку, как хорошо известно, сам Иран осуществляет закупки новейших образцов боевой техники и вооружения за рубежом, в первую очередь в России.
■ В-четвертых, в Баку вынуждены учитывать, что Иран находится в центре критики международного сообщества из-за своей ядерной программы и в случае введения против него международных санкций все возможные плюсы сотрудничества в военной сфере с ИРИ могут превратиться в большой минус.
В самом же Азербайджане после создания МОП процесс формирования национального ВПК начал набирать обороты. Весной 2007 года появилась информация, что в «Азербайджане будет разработана программа развития военно-промышленного комп-лекса»28. По сообщениям из Баку, за время, прошедшее с момента его образования, Министерство оборонной промышленности успело изучить опыт Турции, России, Украины, Беларуси и даже Румынии в деле налаживания военного производства. Кроме того, информационное агентство Day.az сообщило, что при министерстве будет создан научно-исследовательский институт для разработки программы развития ВПК29. Таким образом, процессу формирования военно-промышленного комплекса Азербайджана был задан и научный импульс. Однако, «стартером» для «машины» ВПК являются финансовые ресурсы, потребность в которых для начала работы оборонных предприятий оценивалась в 300 млн манатов.
Не приходится сомневаться, что необходимые средства из государственной казны Азербайджана на эти цели были выделены. Прямым доказательством этого служит и участие президента Азербайджана И. Алиева в открытии 21 декабря 2007 года завода «Пейк» (Спутник), входящего в научно-производственное объединение «Иглим» («^Нш») (Климат).
Запуск «Пейка» на орбиту военного производства стал знаковым событием в развитии азербайджанского ВПК: республика сумела найти средства достроить завод, продукция которого в свое время должна была удовлетворить потребности армии Советского Союза. Более того, в результате модернизации производства было «заменено примерно 40% всего оборудования предприятия»30. А уже в начале 2008 года источник информационного агентства Day.az в правительстве АР сообщил, что в республике начнут работать новые военные предприятия, на которых будут производиться «бронетранспортеры и боевые машины пехоты, а также мелкокалиберные артиллерийские установки». Партне-
28 В Азербайджане будет разработана программа развития военно-промышленного комплекса [http: www.day.az/news/economy/75683.html].
29 См.: Там же.
30 Новрузов М. Ильхам Алиев посетил предприятия Министерства оборонной промышленности [http: www.day.az/news/economy/102152.html].
рами в производстве перечисленных систем вооружения были названы Пакистан, Беларусь и, возможно, Турция31.
Рост количества стран, вовлеченных в производственные процессы азербайджанского ВПК, не только помог наладить выпуск новой номенклатуры изделий, но и способствовал формированию новой цели МОПа АР. Теперь она заключается в выходе на мировые рынки — об этом заявил министр оборонной промышленности Азербайджана Я. Джама-лов в феврале 2008 года32. О том, что азербайджанский ВПК достиг первых серьезных успехов в выпуске продукции оборонного назначения, стало известно 5 апреля 2008 года, когда Я. Джамалов сообщил, что в 2007 году налажено «серийное производство оружия и боеприпасов 29 наименований», при этом общий перечень наименований военной продукции составил 21233. Еще через два дня руководитель МОП объявил, что в республике подготовлена программа модернизации в течение 2008—2011 годов 53 объектов, входящих в систему ВПК АР.
Кроме того, сообщалось, что «.в 2008 году в рамках Программы государственного оборонного заказа будет создано 80 наименований изделий и произведено 44 наименования изделий оборонного характера. В государственном бюджете страны на нынешний год Министерству оборонной промышленности выделено 66 070 млн манатов. На эти средства будет закуплено 128 наименований центров и станков обработки, а также [налажена] разработка изделий оборонного назначения... в развитых странах будет закуплено 10 видов современных технологий, а для создания производственных площадей для них по Инвестиционной программе будет выделено 159 млн манатов»34. При этом министр подчеркнул, что «в рамках Госпрограммы оборонных заказов составлены текущие и перспективные программы по производству продукции оборонного назначения. изучена потребность Минобороны и других силовых структур в ремонте стрелкового оружия, военной техники и другой продукции оборонного назначения»35.
В то же самое время в Баку понимают, что, даже будучи полностью сформированным, ВПК Азербайджана не сможет в полном объеме удовлетворять потребности собственной армии в тяжелых вооружениях, в первую очередь в авиационной и бронетанковой технике, и на закупку названных вооружений придется, как и прежде, тратить большие средства. Но, несмотря на это, развитие оборонного комплекса по-прежнему находится в центре внимания руководства Азербайджана. 26 июня 2008 года, выступая на военном параде, посвященном 90-й годовщине создания Национальной армии Азербайджана, президент Ильхам Алиев сказал: «Нам необходимо за короткий срок добиться создания в стране мощного военно-промышленного комплекса. Мы уже видим первые результаты работы в данной области, и это очень радует. Это свидетельствует о том, что все принятые решения воплощаются в жизнь за короткий срок и с высоким качеством. Естественно, пока мы приобретаем за рубежом значительную часть оружия, боеприпасов, военной техники, боевых самолетов. Этот процесс продолжается, укрепляется наше сотрудничество с дружественными странами в этой области. Но мы хотим, чтобы необходимые Азербайджану военная техника, оружие и боеприпасы в максимальной степени производились в самом Азербайджане»36.
31 См.: В Азербайджане начнут работу новые военные предприятия [http:www.day.az/news/economy/ 105647.html].
32 См.: Азербайджан планирует в перспективе поставлять продукцию своего военно-промышленного комплекса на мировой рынок [http://www.day.az/news/economy/107697.html].
33 См.: Азербайджан на 55% повысил производство продукции оборонного, специального и гражданского назначения [http:www.day.az/news/economy/114661.html].
34 Что ожидает оборонную промышленность Азербайджана // Зеркало, 26 июля 2008.
35 В Азербайджане подготовлена программа по реконструкции 53 объектов военно-промышленного комплекса [http:www.day.az/news/economy/114661.html].
36 Речь Президента Азербайджана, Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Ильха-ма Алиева на торжественном военном параде в Баку по случаю 90-летнего юбилея национальной армии [http:www.prezident.az/articles.php?item_id=20080627103314818&sec_id=11].
Развертывание производственных мощностей МОП Азербайджана способствовало дальнейшему росту внимания к ВПК республики со стороны держав, имеющих в Азербайджане устойчивые политические и экономические интересы. Среди них особую активность к лету 2008 года начала проявлять Турция. Во время своего визита в Азербайджан в июне — июле советник оборонной промышленности Министерства обороны Турции Мурад Баяр откровенно заявил, что «в Азербайджане военная промышленность является новой отраслью. Здесь есть оставшиеся с советских времен предприятия, на которых производится определенная продукция. Мы будем расширять наши связи с Азербайджаном. В будущем мы сможем совместно с Азербайджаном, исходя из его потребностей, производить соответствующую продукцию»37.
В первую очередь турецкий чиновник настойчиво предлагал услуги по модернизации систем управления огнем азербайджанской бронетехники советского производства, а также призывал совместными усилиями приступить к разработке и выпуску танков и беспилотных летательных аппаратов38. Именно после этого визита появилась информация, что «Баку и Анкара планируют подписать меморандум и протокол о сотрудничестве в оборонной промышленности»39. Необходимо отметить, что данное соглашение стало логическим продолжением начавшегося в 1992 году азербайджано-турецкого сотрудничества в военной области40.
Интенсивные переговоры с турецкой стороной о сотрудничестве в сфере военного производства стали наполняться конкретными проектами. В конце 2008 года во время своего визита в Баку заведующий отделом международного сотрудничества Агентства обороной промышленности Турции Лютфи Вароглу вначале откровенно заявил, что главной целью его визита является «расширение и развитие сотрудничества в сфере военного производства», добавив, что «сегодня между турецкими и азербайджанскими предприятиями, работающими в области военного производства, сделаны первые шаги по сотрудничеству»41.
Тогда же Л. Вароглу подтвердил информацию о том, что в «марте 2009 года <Жоке^ san» и «^Нш» приступят к производству многоствольных ракетных установок калибром 107 и 122 миллиметра»42. Кроме того, представитель военной промышленности Турции заявил, что крупнейшая военная корпорация Турции ASELSAN уже приступила к установке на танки Т-72 азербайджанской армии системы управления огнем «Вулкан». В то же время он признал, что желание этой же компании участвовать в проекте «радиостанций нового поколения» пока не нашло поддержки у Минобороны Азербайджана. Стороны также не смогли договориться о дальнейшей совместной модернизации снимаемых с вооружения НАА танков Т-55. Зато, по информации высокопоставленного чиновника оборонного ведомства Турции, предприятия его страны уже успешно сотрудничают с Азербайджаном в модернизации системы управления огнем бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80 советского производства. Касаясь возможности участия Азербайджана в программе создания турецкого танка «Алтай», который является модернизированным вариантом южнокорейского танка «ХК2», Л. Вароглу счел нужным отметить, что это
37 Армии Азербайджана и Турции должны быть оснащены одним оружием [http:www.milaz.info/news. php?id=2570].
38 См.: Там же.
39 Баку и Анкара планируют сотрудничать в оборонной промышленности // Новая газета, 21 июля 2007 [http:www.ng.ru/cis/2008-07-21/5_Azerbaidzhan.html].
40 Подробно об истории азербайджано-турецкого сотрудничества в военной области см.: Oztarsu M.F. Military Relations of Azerbaijan and Turkey [http:www.turkishforum.com/content/2008/11/24/military-relations-of-azerbaijan-and-turkey/].
41 Varoglu L. Galan il Azarbaycan Tflrkiya ila birga harbi mahsullar istehsal edacak (В следующем году Азербайджан и Турция будут производить совместное вооружение) [http:www.milaz.info/news.php?id=3868].
42 Азербайджан и Турция будут производить совместное вооружение [http:www.day.az/news/economy/ 141759.html].
было бы хорошо, но решение о присоединении к проекту должна принять азербайджанская сторона43.
В конце 2008 года министр оборонной промышленности Азербайджанской Республики Я. Джамалов заявил о готовности страны наладить с 2016 года и выпуск «первых вертолетов»44. Не исключено, что при этом опять будет использован опыт и технологии турецкой стороны, которая в сентябре 2009 года также заявила о начале производства собственных вертолетов между 2009—2016 годами, не исключив при этом возможности кооперации с другими государствами45.
Наращивая объемы совместного производства с Турцией, Азербайджан не забывает о возможностях других своих союзников, в том числе Пакистана и Иордании. С самого начала военно-технического сотрудничества с этими странами Баку проявлял особый интерес к военным технологиям Пакистана. В 2006 году пакистанская сторона выразила готовность как продать Азербайджану определенные системы вооружения, так и наладить с ним совместное производство некоторых образцов оружия. Об этом заявил тогдашний премьер-министр Пакистана Шовкат Азиз во время пребывания в Баку46. В ноябре 2008 года состоялся визит Я. Джамалова в Пакистан, во время которого он встретился с министрами «оборонной промышленности и обороны Пакистана и другими официальными лицами.»47
Спустя некоторое время глава МОП заявил о готовности страны к производству авиабомб на основе пакистанских технологий48. В мае 2009 года информационное агентство Регнум со ссылкой на азербайджанское информационное агентство ANS сообщило, что между министерствами оборонной промышленности Азербайджана и Пакистана ведутся переговоры о передаче Азербайджану технологий серийного производства боеприпасов калибра от 85 мм до 152 мм, которые будут использоваться танками и артиллерией. Также отмечалось, что АР получит лицензии на производство 50-, 100-, 250- и 500-килограммовых авиационных бомб49.
В начале марта 2010 года СМИ Азербайджана сообщили об участии И. Алиева в церемониях открытия новых или реконструированных предприятий ВПК страны. На фотографии, размещенной на официальном сайте главы Азербайджана, видно, как И. Алиев и Я. Джамалов осматривают образцы продукции одного из предприятий оборонного комплекса страны; в ряду этих изделий отчетливо видны авиационная бомба и авиационная ракета50. Судя по всему, они созданы как раз на основе пакистанских технологий.
Осенью 2009 года в столицу Азербайджана прибыла пакистанская военная делегация во главе с председателем Объединенного комитета начальников штабов ВС Пакистана генералом Таригом Меджидом. Кроме встреч с политическим и военным руководством Азербайджана, высокопоставленный пакистанский военный посетил и Министерство оборонной промышленности АР. На встрече стороны обменялись мнениями «относительно дальнейшего развития отношений. в области оборонной промышленности»51.
43 См.: Varoglu L. Op. cit.
44 Азербайджан намерен начать производство беспилотников [http:lenta.ru/news/2008/12/24/drones/].
45 См.: Enginsoy U., Bekdil B. Turkey Eyes Light Utility Helicopter Production [http:www.defensenews.com/ story.php?i=4268573&c=EUR&s=TOP].
46 См.: Сумеренли Дж., Мамедов M. Пакистан готов предоставить Азербайджану военную технику в обмен на нефть // Зеркало, 5 мая 2006.
47 Завершен визит министра оборонной промышленности Азербайджана в Пакистан [http:www. regnum.ru/news/1090853.html].
48 См.: Азербайджан намерен начать производство беспилотников.
49 См.: Азербайджан приступает к серийному производству артиллерийского вооружения [http:www. regnum.ru/news/1165617.html].
50 См.: Президент Ильхам Алиев принял участие в открытии новых производственных участков на предприятии «Иглим» Производственного объединения «Шарг» [http:www.president.az/articles.php?item_id= 20100305013934349&sec_id=20].
51 В Министерстве оборонной промышленности состоялась встреча делегации Исламской Республики Пакистан [http:www.mdi.gov.az/?/ru/news/view/37].
Прямым результатом сотрудничества Азербайджана и Иордании в области военного производства стало начало серийной сборки в Баку, на Заводе электронно-вычислительных машин бронеавтомобилей с усиленной противоминной защитой «Marauder» и «Matador», являющихся совместным продуктом иорданского KADDB52 и южноафриканской компании «Paramount Group», обладающей эксклюзивным правом на распространение этих машин на международном рынке53. Именно поэтому в конце 2008 года Я. Джамалов сообщил о начале серийного производства «бронированной техники по контракту с ЮАР»54, а не Иорданией.
В приведенном выше заявлении министра оборонной промышленности сообщалось также, что Азербайджан в скором времени начнет производство беспилотных летательных аппаратов. Хотя Я. Джамалов «не уточнил, будут ли. беспилотники полностью собственной разработки или для их производства привлекут зарубежные технологии»55, большинство военных аналитиков сошлись на том, что для запуска в серию БПЛА страна, скорее всего, воспользуется израильскими технологиями.
В конце июня 2009 года в Азербайджан прибыл президент Израиля Ш. Перес. В составе возглавляемой им делегации находился и генеральный директор Министерства обороны государства Израиль Пинхас Барэл Бухрис. 29 июня он вместе с сопровождающими его израильскими экспертами был принят Я. Джамаловым56. Чуть позже азербайджанское информационное агентство Milaz.info сообщило со ссылкой на турецкую прессу, что Азербайджан и Израиль после четырех лет переговоров подписали соглашение, предусматривающее возможность производства на предприятиях ВПК АР военного снаряжения по израильским технологиям57.
А в сентябре 2009 года стало известно, что израильский концерн «Elbit Systems» открыл в Азербайджане свое представительство. Возможно, эта информация не заслуживала бы внимания, если бы не было известно, что «производителями беспилотников в Израиле являются два оборонных концерна — «Israel Airspace Industries» (IAI) и «Elbit Systems»58. Тогда же открыто было заявлено о том, что «Elbit Systems» работает совместно с Министерством оборонной промышленности Азербайджана над проектом производства беспилотных летательных аппаратов»59. Отмечалось также, что будет налажен выпуск не только разведывательных вариантов БПЛА, но и беспилотников, способных нести «маленькие ракеты»60. В конце 2009 года Я. Джамалов заявил, что начало производства БПЛА намечено на 2010 год61. С небольшой задержкой по сравнению с обозначенной датой, 3 марта 2011 года, в Баку было открыто предприятие «AZAD Systems Co.» Производственного объединения «§srg» Министерства оборонной промышленности Азербайджана, на котором начато производство БПЛА израильской разработки62.
52 [http:kaddb.mil.jo/static/about1.shtm].
53 См.: Вэй С. Производство новых бронированных машин [www.army-guide.com].
54 Азербайджан намерен начать производство беспилотников.
55 Там же.
56 См.: В Министерстве оборонной промышленности состоялась встреча [http:www.mdi.gov.az/?/ru/ news/view/33/].
57 См.: Azarbaycanla Israil arasmda harbi sahada böyük razilajma gözlanilir (Между Азербайджаном и Израилем ожидается большое соглашение) [http:www.milaz.info/news.php?id=9714].
58 Коновалов И. Беспилотники столкнули израильские министерства. Минобороны и МИД поссорились из-за контракта для России [http:vpk.name/news/23667_bespilotniki_stolknuli_izrailskie_ministerstva_minoboronyi_ i_mid_possorilis_izza_kontrakta_dlya_rossii.html].
59 Крупнейшая военная компания Израиля открыла представительство в Азербайджане [http:ru.apa.az/ news_Kрупнейшая_военная_компания_Израиля_143983.html].
60 Azarbaycan pilotsuz tayyara istehsalina bajlayir (Азербайджан приступает к производству беспилотников) [http:www.milaz.info/news.php?id=6753].
61 См.: Азербайджан наладит в 2010 году производство беспилотных летательных аппаратов [http: www.milaz.info/ru/news.php?id=13006].
62 См.: Сдано в эксплуатацию новое предприятие «AZAD Systems Co.» производственного объединения «Шарг» Министерства оборонной промышленности Азербайджана [http:www.azerbaijan.az/portal/newsru. html?action=GetFullNews&ldid=2005-07-26<id=21:42:12&ndid=2011-03-04&nid=4].
Министерство оборонной промышленности Азербайджана активно сотрудничает с израильскими оборонными предприятиями в производстве не только авиационных систем, но и других видов оружия и военной техники. В том же сентябре, когда «Elbit Systems» открыл в Баку свое представительство, азербайджанские СМИ распространили информацию, что страна «ведет переговоры с двумя турецкими и одной израильской компанией» о совместном производстве бронемашин. Правда, не уточнялось, будут ли это какие-то боевые машины нового поколения или же речь идет о создании «на базе изъятых из арсенала танков Т-54 и Т-55 гусеничной боевой техники, самодвижущихся мостов и броневой военно-грузовой техники»63.
Таким образом, азербайджано-израильское сотрудничество в сфере военного производства начало набирать обороты, и в начале 2010 года стало известно, что между двумя странами ожидается заключение нового соглашения64, которое позволит им расширить сферу сотрудничества в военной области. И действительно, в 2012 году между Азербайджаном и Израилем было подписано соглашение о поставках различных систем вооружений на сумму более 1,5 млрд долл. Можно предположить, что ряд предназначенных для НАА видов техники и вооружений могут быть собраны на основе израильских комплектующих на предприятиях азербайджанского ВПК.
После августовских событий 2008 года Россия, активизировавшая свою кавказскую внешнюю политику, также стала предлагать Азербайджану более тесное сотрудничество в сфере производства оборонной продукции. Возможно, поэтому грузинский информационный портал «Грузия Online» под почти паническим заголовком «Россия хочет поставить Азербайджан в военную зависимость от себя» опубликовал 21 октября 2008 года материал исследовательского центра «Доктрина», в котором, в частности, сообщалось, что во время встречи министров обороны Азербайджана и России С. Абиева и А. Сердю-кова российская сторона предложила, чтобы в работе азербайджанской оборонной промышленности участвовали российские компании. Далее аналитики центра «Доктрина» утверждали, что «в Москве полагают, что российские компании должны принять активное участии в создании военно-промышленного комплекса Азербайджана. В противном случае на азербайджанский рынок придут западные компании и военной зависимости Азербайджана от РФ будет положен конец»65.
Несмотря на несколько популистский тон этого вывода, необходимо заметить, что в основном он верен, но с оговоркой, что внедриться на азербайджанский рынок вооружений и военного производства стремятся не только компании западных стран, но и производители вооружений из стран Восточной Европы. С этой точки зрения можно признать, что Россия уже сильно отстает от той же Беларуси и, особенно, Украины в деле совместного производства различных систем вооружения на предприятиях МОП АР. Правда, у российской стороны пока есть одно преимущество: РФ может предложить Азербайджану совместное производство более современных типов оружия, чем Беларусь, Украина и, отчасти, Турция. В современных экономических условиях Россия не может игнорировать то обстоятельство, что Азербайджан, в отличие от многих других стран, заинтересованных в развитии военно-технического сотрудничества с Москвой, имеет для этого еще и финансовые возможности.
Рост производственных мощностей азербайджанского ВПК позволил ему начать производство систем вооружения, основанных на собственных разработках. Бесспорным «первенцем» в этом ряду стала крупнокалиберная снайперская винтовка «Истиглал».
63 Азербайджан, Турция и Израиль наладят совместное производство бронемашин [http:news.bakililar. az/news_azerbayjan_turciya_i_25038.html].
64 См.: Azarbaycanla Israil arasmda harbi sahada Ьоуйк razilajma gozlanilir (Между Азербайджаном и Израилем ожидается большое соглашение).
65 Россия хочет поставить Азербайджан в военную зависимость от себя // Грузия Online [http:apsny.ge/ news/1224649308.php].
Первый раз на международном уровне данная винтовка была продемонстрирована на выставке вооружений «iDEAS-2008» в пакистанском городе Карачи. Как и ожидалось, 14,5-мм снайперская винтовка, способная поражать цели на расстоянии 2 400 м, вызвала большой интерес у военных специалистов66. В следующий раз успех на долю винтовки выпал на международной выставке технологий и продукции оборонной промышленности «IDEF 2009», которая проходила в апреле 2009 года в Стамбуле. До ее начала азербайджанские оружейники показали в Турции также «оптические прицелы, бронированную транспортную технику, автоматические гранатометы, электронные платы азербайджанского изготовления»67. Во время работы выставки продукцией ВПК Азербайджана заинтересовались предприятия Болгарии, Хорватии, Турции, Египта, а также «военное ведомство США», с которым «были проведены переговоры о закупке определенных видов продукции оборонной промышленности Азербайджана»68.
Именно в Стамбуле азербайджанские специалисты столкнулись с господствующим в военных кругах большинства стран мира мнением, что желательным калибром для «тяжелых» снайперских винтовок является 12,7 мм, так как в противном случае затрудняется маневрирование этим оружием на поле боя69. Судя по всему, поэтому и было принято решение создать 12,7-мм вариант снайперской винтовки «Истиглал»70. Но при этом опыт собственной карабахской войны, на начало 2010 года принявшей характер затяжного позиционного конфликта, подталкивает азербайджанскую сторону к совершенно другим выводам — к необходимости увеличения калибра снайперского оружия. По этой причине в Азербайджане в 2010—2011 годах велись работы по созданию снайперских винтовок калибром 23 мм и 30 мм. Об этом сообщил министр оборонной промышленности Я. Джа-малов в интервью информационному агентству Lent.az71.
Азербайджанский ВПК успешно осваивает производство не только крупнокалиберных снайперских винтовок, но и пистолетов нового поколения «Ьат», «Zэfэr», «Zэfэr-K». Впервые информация об успешных испытания новых пистолетов, по своим тактико-техническим характеристикам превосходящих пистолеты советского производства «ТТ» и «Макаров», появилась в октябре 2009 года. Отмечалось, что «оба пистолета изготовлены совместно с турецкой компанией Й$А§»72. В середине декабря 2009 года Я. Джамалов сообщил уже о начале серийного выпуска новых пистолетов названных выше наименований, вновь подчеркнув, что они отвечают стандартам НАТО73. Тем самым министр подчеркивал высокое качество выпускаемых изделий.
Интересно, что в марте 2009 года, когда фактически впервые были озвучены планы МОП Азербайджана по развитию, не было сказано ни слова о начале массового производства крупнокалиберных снайперских винтовок и пистолетов. Наоборот, больше говорилось о начале выпуска «бронетранспортеров современного типа, различных противотанковых мин, оптических прицелов, авиационных учебных бомб и др.». Также подчеркивалось, что общая номенклатура изделий, производимых на предприятиях МОП, дос-
66 См.: Milli «istiqlal» snayper ffifangi maraga sabab olur (Снайперская винтовка «Истиглал» вызвала большой интерес) [http:www.milaz.info/news.php?id=4296].
67 На выставке в Стамбуле будут продемонстрированы снайперские винтовки и бронетехника азербайджанского производства [http:www.milaz.info/news.php?id=4088].
68 Азербайджан приступает к серийному производству артиллерийского вооружения.
69 См.: Калиничев Б. Крупнокалиберные снайперские винтовки ВС зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение, 2005, № 11.
70 См.: Готовится новая версия азербайджанской снайперской винтовки «Истиглал» [http:ru.apa.az/ news _144348.html].
71 [http:www.lent.az/news.php?id=19291].
72 Сулейманов В. Два пистолета азербайджанского производства прошли успешные испытания [http:ru. apa.az/news_Два_пистолета_азербайджанского_производства_144798.html].
73 См.: Azarbaycan dflnyada an boyflkgapli snayper istehsal edacak (Азербайджан будет производить самую крупнокалиберную в мире снайперскую винтовку) [http:www.lent.az/news.php?id=19291].
тигнет «435 наименований» и что для успешного выполнения производственных планов «в Германии, США, Швейцарии, Австрии, Италии, Украине, Турции, Китае, России, Белоруссии, Южной Корее закуплено 163 станка и технологическое оборудование, а также более 5 тыс. различных инструментов»74. Интересно, что ранее эта информация, опубликованная в российской «Красной звезде», была обнародована и в азербайджанских СМИ75.
Осенью 2009 года стало известно о налаживании азербайджанским заводом «Телемеханика» и «Турецкой компанией машинной и химической промышленности» (МКЕК) совместного производства боеприпасов «для огнестрельного оружия»76, а в декабре 2009 года Я. Джамалов сообщил, что Азербайджан «завершил переговоры и заключил соглашение с одной из турецких компаний о реализации этой компании 30 миллионов единиц боеприпасов 7,62-мм калибра»77. Сложно сказать, идет ли речь об одной и той же фирме или о разных, но информация об объеме этой сделки свидетельствует о колоссальной производственной мощности предприятия, выпускающего боеприпасы, а это означает, что в случае возобновления боевых действий в Карабахе Национальной армии Азербайджана не грозит «патронный голод», как это было в 1992—1994 годах.
В самом начале 2010 года Явер Джамалов сообщил, что в наступившем году МОП планирует реконструкцию «12 видов производственных отраслей», а также закупку «современного оборудования из ряда развитых стран для производства восьми видов продукции оборонного назначения», а также ведет «переговоры о закупке новейшего оборудования для налаживания серийного производства еще пяти-шести видов продукции»78.
Решимости Я. Джамалову добавляло и то, что даже в условиях разразившегося мирового кризиса финансирование возглавляемого им ведомства оставалось очень высоким и в 2010 году. Так, еще в ноябре 2009 года было известно: Министерство финансов Азербайджана запланировало выделить «2 425 271 манатов — на прикладные исследования в сфере обороны и безопасности, 2 384 763 манатов — для Министерства оборонной промышленности в рамках расходов, не относящихся к другим категориям»79.
Еще одним свидетельством успешности развития ВПК Азербайджана является расширение его территориальных границ. Планируется приступить к созданию новых военных предприятий в Гяндже, Хачмасе и Нахчыване80.
Очевидно, что процесс образования азербайджанского ВПК близок к своему логическому завершению, в ближайшем будущем он начнет массовое производство большого количества разнообразных систем вооружения и другой продукции оборонного назначения.
3 а к л ю ч е н и е
В завершение хотелось бы отметить, что пока ведущие исследовательские центры, занимающиеся проблемами международной безопасности, вопросами военно-технического
74 Азербайджан. Внимание к оборонно-промышленному комплексу // Красная звезда, 20 марта 2009.
75 [http:www.milaz.info/news.php?id=4665].
76 Сулейманов Р. Азербайджан закупит у Турции снайперские винтовки [http:ru.apa.az/news_Азербайджан_ закупит_у_Турции__145358.html].
77 Министр оборонной промышленности: «В 2010 году еще 12 производственных участков будут производить оружие» [http:www.milaz.info/ru/news.php?id=13000].
78 Азербайджан ведет переговоры об экспорте 27 видов оборонной продукции [http:www.day.az/news/ economy/188052.html].
79 Сулейманов Р. Представитель Министерства финансов: «В госбюджете Азербайджана на 2010 год
оборонные расходы не сокращены» [http:ru.apa.az/news_Представитель_Министерства_финансов:_»В_146431.
html].
80 См.: Сулейманов Р. Азербайджан закупит у Турции снайперские винтовки.
сотрудничества и т.д., не считают нужным уделять серьезного внимания достижениям азербайджанского ВПК, правда не забывая при этом отмечать рост военных расходов АР81.
Явные успехи Азербайджана в области создания собственного ВПК стали примером и для соседних государств — Грузии и Армении, которые также сегодня активно пропагандирует свои достижения в этой области. Однако, в отличие от азербайджанской стороны, у названных государств нет достаточных финансовых ресурсов для организации массового производства большого количества современных военно-технических изделий.
Для Азербайджана же поступление на вооружение его армии боевых систем, произведенных его же ВПК, будет обозначать рост боевых возможностей ВС и иных силовых структур Азербайджана, что, несомненно, придется учитывать всем странам, имеющим в регионе Кавказа политические, экономические и военные интересы.
81 См.: The SIPRI Military Expenditure Database [http:milexdata.sipri.org/result.php4].