ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
СувакД.
магистрант кафедры международные отношений и дипломатии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО МАНДАТА БАРАКА ОБАМЫ
Аннотация: Главной целю этой работы является комплексный анализ отношений между Россией и США на современном этапе, а также выявление факторов, способствовавших нормализации отношений, главные успехи и неудачи политики «перезагрузки».
Ключевые слова: конфронтация, сотрудничество, «перезагрузка», обвинений, российско-американские отношения, НАТО, ядерный потенциал.
В последние годы мировое сообщество внимательно следит за развитием взаимоотношений между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки. Данный интерес обусловлен тем, что эти два государства занимают особое место на международной арене, отношении между Россией и США влияют напрямую или косвенно на внутреннею и внешнюю политику других государств, тем самым моделируя политическую и экономическую обстановку в мире.
Мировое лидерство США обеспечивается за счёт их экономических возможностей и военного потенциала. Америка, обладая крупнейшей и наиболее диверсифицированной экономикой в мире, удерживает лидерство в мировой экономике в последние 100 лет. А ее армия одна из наиболее многочисленных в мире и вооружена самым современным оружием.
В сравнение с Соединёнными Штатами, Россия обладает менее развитой экономикой, которая к тому же сильно зависит от экспорта энергоресурсов. По данным «Счетной палаты РФ», доля доходов от экспорта нефти и газа в 2018 г. составила 45,6% от общего объёма бюджета РФ.
После распада Советского Союза в 1991 г., Российская Федерация была признана международным сообществом правопреемником СССР, благодаря чему России удалось сохранить за собой постоянное место в Совете безопасности ООН. Новое правительство Российской Федерации считало, что вместе с распадом СССР исчезнут все препятствия на пути к нормализации отношении между РФ и США. Новые российские политики позиционировали себя как приверженцы демократическим идеалом и общечеловеческим ценностям.
За первый период 1990-х гг., отношения между странами получили значительные результаты в области контроля над стратегическими вооружениями и расширения культурных и деловых контактов. Однако, когда Россия заявила о своих особых интересах на постсоветском пространстве, в ответ на активизацию деятельности США в регионе, эти попытки не были восприняты Вашингтоном. Стало очевидно, что Соединённые Штаты Америки не намерены считаться с Россией и ее интересами. Основные разногласия между Вашингтоном и Москвой в начале 2000-х гг. были связаны с энергобезопасностью, помощью России Ирану в осуществлении ядерной программы, ситуация в Грузии, на Украине и в Палестине. Со стороны России недовольство было связано со вмешательством во внутренние дела страны, в том числе путем финансирования российских неправительственных движений и организации со стороны Соединённых Штатов, несмотря на то, что по российскому законодательству финансирование
политических партии из-за рубежа запрещено. Другой причиной недовольства со стороны Москвы являлось развёртывание американской противоракетной обороны в Европе.
В 2001 г. отношения между странами претерпели положительное изменение. До начала воины в Ираке, эксперты называли «историческим апогеем» российско-американских отношений. Результатом этих изменений стало беспрецедентно высокая степень сотрудничества между Россией и США в рамках борьбы с «мировым терроризмом».
Этому резкому сближению Москвы и Вашингтона, способствовало несколько факторов: личные тесные связи между президентом России В.В. Путиным и президентом США Дж. Бушем-младшим, террористический акт 11 сентября 2001 г., (Россия выступила на сторону США и приняла участие в антитеррористической коалиции, созданной Соединёнными Штатами для борьбы с «Талибаном»). Россия предоставила НАТО свою территорию для транзита военнослужащих и военных грузов в Афганистан.
В декабре 2001 г. США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничение систем противоракетной обороны (Договор ПРО).
Россия расценила этот как нарушение паритета и серьезный шаг по дестабилизации мировой обстановки. В ответ на выход Соединённых Штатов из договора по ПРО, Россия вышла из договора СНВ-11.
В 2003 г. Россия выступила с резкой критикой в адрес США по причине американского вторжения в Ирак в обход Совета Безопасности ООН. По мнению российского президента Владимира Путина, именно вторжение Америки в Ирак положило начало деградации отношений между Москвой и Вашингтоном.
В 2004 г. вопреки дипломатическим усилиям России в НАТО было принято семь стран из Восточной Европы. В том числе Эстония, Латвия и Литва, страны, которые непосредственно граничат с Россией, тем самым создавая угрозу безопасности Российской Федераций.
Владимир Путин воспринял этот шаг как предательство со стороны американского президента Джорджа Буша, с которым у него были дружеские отношения. В ноябре 2004 г. еще одно событие способствовало деградации отношений между Кремлем и Белым Домом на Украине началась «оранжевая революция».
В 2006 г. вице-президент США Ричард Чейни, находясь с рабочим визитом в Литве, заявил о том, что Соединённые Штаты Америки обеспокоены тем что Россия не прекратила военное сотрудничество с Ираном, Сирией, КНДР и другими странами, которые по мнению США являются угрозой международной безопасности. Так же Америка недовольна тем, что Россия использует свои минеральные ресурсы в качестве инструмента давления на другие страны. Чейни также выразил свое беспокойство по поводу того, что в России нарушаются права человека.
В 2007 г. на Мюнхенской конференции по безопасности, в своем выступлении президент России высказал свое недовольство тем, что США замещают элементы противоракетной обороны в Восточной Европе. Особое беспокойство у российского президента, вызывал тот факт, что Соединённые Штаты пытаются решить свои проблемы военным путем, силой навязывая свою точку зрения другим государствам.
В свою очередь США отрицали тот факт, что элементы ПРО в Европе направлены против Российской Федераций, утверждая, что элементы противоракетной обороны направлены на защиту Европы от ракет Ирана и Северной Кореи. Российское руководство категорически не верит в подобные объяснения, поскольку в России прекрасно осознают тот факт, что американские элементы ПРО в Европе сводят на нет ракетный ядерный потенциал России.
После Бухарестского саммита 2008 г., в отношениях между Москвой и Вашингтоном начался новый виток напряжённости из-за обращения Грузии и Украины к Североатлантическому Альянсу с просьбой присоединить их к НАТО.
Украина и Грузия не получили официального приглашения на вступление в НАТО, однако после Бухарестского саммита, главы государств стран НАТО заявили, что Грузия и Украина смогут вступить в Североатлантический альянс, как только они будут соответствовать стандартам НАТО. Россия осудила подобные действия, заявив, что расширение НАТО на восток является угрозой для её безопасности и стратегическим интересам России в Европе, и в том случай если Грузия и Украина войдут в НАТО Россия будет вынуждена принять меры, в том числе военные.
Низшей точкой во взаимоотношениях между Москвой и Вашингтоном в этот период, принято считать август 2008 г., когда Грузия попыталась восстановить контроль над самопровозглашённой республикой Южной Осетией. Де-юре Южная Осетия и Абхазия являлись частью Грузии, де-факто Тбилиси не контролировало эти территории, они объявили о своем суверенитете ещё 1990-е гг. 8 августа 2008 г. Грузия предприняла попытку восстановить контроль над Южной Осетией военным путем, но на защиту республик встала Российская Федерация, которая приняла сторону Южной Осетии в рамках операции по принуждению к миру.
По официальные версии грузинской стороны, боевые действия начались по вине сил Цхинвала, когда открыли огонь в сторону грузинских позиций. В свою очередь Южная Осетия утверждает, что огонь первыми открыла Грузия.
Международное сообщество во главе с США резко осудило Россию, назвав её действия агрессией против суверенного государства и встало на сторону грузинских властей. Госсекретарь США Кондолизза Райс, потребовала от России немедленно вывесить свои войска с территории Грузии и прекратить её бомбардировку.
8 августа 2008 г. Россия потребовала созвать чрезвычайное заседание Совета Безопасности ООН. В результате 2 октября 2008 г. Советом Безопасности была принята резолюция № 1633. В этой резолюции СБ ООН решительно осудил начало войны в регионе и возложил ответственность на обе стороны конфликта (как на Россию, так и на Грузию). Обе страны были признаны виновными в нарушении прав человека и принципов гуманитарного права.
После победы на президентских выборах в 2009 г. новым американским президентом стал Барака Обама, представитель демократической партии, первый в истории Америки темнокожий глава государства. Он сменил в Белом доме своего предшественника республиканца Джорджа Буша-младшего.
После инаугурации Обамы новая американская администрация, объявила о готовности возобновить диалог с Москвой и о заинтересованности в нормализации отношений между двумя государствами.
В наследие от своего предшественника Барак Обама получил сложную внешнеполитическую ситуацию, которая не ограничивалась только российским направлением. В Афганистане Соединённым Штатам не удалось достичь поставленных перед собой целей, также они испытывали трудности в Ираке, и других регионах.
Новая американская администрация была вынуждена пересмотреть стратегию внешней политики республиканцев, Обама начал развивать новую наднациональную политику, он делал акцент на диалог с партнерами и поиск компромиссов, а также на разделение ответственности между странами за принятые решения.
В пользу сближения с Москвой сыграл тот факт, что по ряду вопросов Вашингтон не мог обойтись без участия России, а именно в борьбе с международным терроризмом и в деле обеспечения стабильности мировых рынков энергоресурсов. «Перезагрузке» способствовал и
такой субъективный фактор, что в новую администрацию вошли люди, имеющие большой опыт работы с Россией.
Российская Федерация также была заинтересована в нормализации отношений с Соединёнными Штатами. После «кавказского кризиса» Москва столкнулась с угрозой внешнеполитической изоляции со стороны западных стран. Не поддержали её даже партнеры по СНГ, ШОС и БРИКС.
Не обошёл стороной Россию и мировой экономический кризис 2008 г., последствия которого Россия все больше и больше ощущала. А стратегия перехода ускоренными темпами от сырьевой экономики к инновационной модели при которой экономика опиралась бы на технологии, в условиях конфронтации со странами, обладавшими подобными технологиями, была невозможна.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что в 2009 г. и Россия, и США были заинтересованы в налаживание отношений.
Первые шаги по нормализации отношений были сделаны в Женеве, где 6 марта 2009 г. состоялось встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон, на которой обе стороны объявили о готовности к диалогу и сотрудничеству. На этой встрече Хиллари Клинтон и Лавров дали символический старт отношениям между странами.
В апреле того же года лидеры двух стран встретились в Лондоне на саммите большой «двадцатки». Первая встреча Обамы и Медведева продлилась дольше, чем было запланировано, было заметно, что обе стороны заинтересованы в диалоге. По окончанию встречи стороны заявили о том, что США и РФ готовы выйти за рамки мышления периода «холодной войны».
Было принято два общих заявления о развитии отношений между США и Россией, а также документ об ограничении стратегических наступательных вооружений. Президент России высказал свою солидарность с Соединёнными Штатами по поводу их обеспокоенности относительно планов Северной Кореи запустить спутник. Кроме того, стороны коснулись наиболее болезненного вопроса кризиса в кавказском регионе. Несмотря на то, что по этому событию у Москвы и Вашингтона разные позиции, главы государств заявили, что это не должно помешать усилием сторон по урегулированию ситуации на Кавказе.
Первый официальный визит Барака Обамы в Москву состоялся 6 июля 2009 г. О том, что этот визит был продуктивен, свидетельствует большой пакет подписанных двухсторонних договоров и деклараций. В том числе, межправительственное соглашение о транзите через территорию России в Афганистан американского вооружения, военного имущества, техники и персонала. Эти перевозки освобождались от уплаты транзитных сборов, что позволяло американскому правительству сэкономить около 160 миллионов долларов в год.
Главы государств также договорились о сотрудничестве по Афганистану, в ядерной сфере и о развитии сотрудничества между вооружёнными силами РФ и США.
В соответствии с достигнутыми соглашениями на Московском саммите, Россия и США договорились сократить свои стратегические боеголовки до 1500-1675, а стратегические средства доставки до 500-1100.
Президент Америки пообщался также с лидерами гражданских движений России, пообещав им, что США будет поддерживать универсальные ценности и права человека, такие как права людей жить по своему усмотрению, иметь свободную прессу и высказывать свое мнение.
Российское правительство возлагало большие надежды на взаимоотношения с новой администрацией Белого Дома. Эти отношения развивались под лозунгом «перезагрузки».
В апреле 2010 г. в Праге лидеры Америки и России после длительных переговоров подписали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, (СНВ-3). Договор был рассчитан на 10 лет с возможностью
продления еще 5 лет. Договор СНВ-3 предусматривал сокращение ядерного потенциала РФ и США почти на треть, количество боезарядов должно было сократиться до 1550, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков до 700 единиц.
СНВ-3 пришёл на смену СНВ-1, срок которого истек в декабре 2009 г., (он был подписан в Москве, 31 июля 1991 г., договор вступил в силу 5 декабря 1994 г.). В 1993 г. в Москве, Борис Ельцин и Дж. Буш-старший подписали договор по СНВ-2, который запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Несмотря на то, что договор был ратифицирован в парламентах обеих стран, СНВ-2 не вступил в силу из-за политических разногласий между Москвой и Вашингтоном. 14 июля 2002 г. США вышли из договора по ПРО 1972 г., в ответ РФ вышла из договора по СНВ-2.
Пражский договор по СНВ-3 не содержал пункта об ограничении строительства систем противоракетной обороны. Стороны также оставили за собой право выйти из договора. Обе стороны оценили подписание этого документа как положительный вклад в укрепление российско-американских отношений.
Но были и те, кто раскритиковал договор. По мнению президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Л. Ивашова, СНВ-3 является невыгодным для России, поскольку не учитывалось превосходство Соединённых Штатов в обычном и высокоточном вооружении, в котором США вполне могут нейтрализовать стратегические силы России.
После начала «арабской весны» в декабре 2010 г., по арабскому миру прокатилась волна протестов и восстаний. В силу этих событий позиции РФ и США начали расходится. В Америке охарактеризовали это как процесс демократизации арабских стран и стали активно поддерживать протестующих. В России, напротив, расценивали эти события как деструктивные и считали, что силовая смена власти не приведет ни к чему хорошему.
С началом гражданской войны в Ливии противоречия появились и в Москве из-за разных позиций президента и премьер-министра по этому вопросу. Владимир Путин назвал действия коалиции во главе с США средневековым «крестовым походом». Дмитрий Медведев, в свою очередь, заявил, что не считает неправильной резолюцию Совета Безопасности ООН. Он отметил, что эта резолюция отражает позицию России по событиям в Ливии. Российская Федерация также не воспользовалась своим право «вето» в ходе голосования в СБ ООН о принятии резолюции, предусматривающей введение безполетной зоны над Ливией, которая была инициирована Соединёнными Штатами и их западными союзниками. Кроме России Китай также решил не применять своё право вето. Оба государства посчитали, что данная резолюция не противоречит усилиям международного сообщества по урегулированию ситуации в Ливии.
Военная интервенция в Ливию началась 19 марта 2011 г., помимо США в ней приняли участие вооружённые силы Франции, Великобритании, Италии, Канады, Испании, Бельгии и Дании.
ВВС Франции наносили удары по военным и гражданским объектам, а также по ливийской военной технике.
В результате вооружённого восстания в Ливии был свергнут и жестоко убит ливийский лидер Муаммар Каддафи. После его свержения страна погрузилась в хаос из-за начавшейся в стране борьбы за власть между местными племенами.
В 2011 г. в Сирии началась гражданская война. Поначалу это было локальное гражданское противостояние, но уже вскоре оно переросло в массовые восстания против сирийского лидера Башара Асада.
Соединённые Штаты и ряд европейских стран поспешили обвинить Асада в гибели людей и репрессиях против собственного народа. Вскоре Франция подготовила резолюцию для
СБ ООН, которую поддержали и другие европейские страны: Великобритания, Германия и Португалия, несмотря на то, что Асад неоднократно заявлял о своей готовности вести переговоры c оппозицией и принять новые реформы.
Российская Федерация, Китай, Иран, Индия и ряд других стран выступили против смены власти в Сирийской республике, напомнив США и её союзникам о событиях ливийской войны. Тогда американцы злоупотребили резолюцией СБ ООН, которая предусматривала использование силы для защиты мирного населения, а не для свержения власти.
В ходе голосования по принятию резолюции девять стран высказались «за», четыре страны воздержались. Россия и Китай в качестве постоянных членов Совета Безопасность ООН воспользовались своим правом «вето», что в конечном итоге и решило судьбу голосования.
РФ и КНР не согласились с доводами западных стран о том, что для урегулирования конфликта необходимо ввести санкции против Дамаска и свергнуть Башара Асада. По мнению Москвы и Пекина подобные методы не могут помочь в нормализации ситуации в Сирии, а напротив это только усугубит ситуацию.
Не помогло западным странам заручиться поддержкой России даже после того как они исключили из текста проекта резолюций СБ ООН по Сирии слово «санкции», поскольку оно попросту было заменено на формулировку «особые меры». Также западные страны не исключили пункт о возможном введении войск в страну, если Асад продолжит подобную политику.
В итоги западные государства во главе с США, дважды пытались провести антисирийскую резолюцию через СБ ООН, в октябре 2011 г. и в феврале 2012 г., но РФ оба раза наложила вето.
Итоги голосования наглядно показали принципиальные расхождения между Москвой и Вашингтоном. Стал очевидным тот факт, что у них совершенно разные точки зрения о том, как нужно решать сирийский конфликт.
Стало очевидно, что политика "перезагрузки" отношении между двумя государствами, объявленная Обамой в 2009 г., подошла к концу, а ожидания российских политиков, связанные с новым президентом США, не оправдалась. Этому способствовало сразу несколько факторов: возвращение Владимира Путина в Кремль, сирийский конфликт, расширение НАТО на восток и принципиально разные позиции в решении проблем, возникающих на международной арене.
RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS DURING THE FIRST PRESIDENTIAL TERM OF
BARACK OBAMA
SuvakD.
Moscow Humanitarian University [email protected]
Abstract: The main goal of this work is a comprehensive analysis of relations between Russia and the United States at the present stage, as well as identifying the factors that contributed to the normalization of relations, the main successes andfailures of the "reset" policy.
Keywords: confrontation, cooperation, «reset», accusations, Russian-American relations, NATO, nuclear potential.
Для цитирования: Сувак Д. Российско-американские отношения в период первого президентского мандата Барака Обамы// Архонт, 2019. № 2 (11). С. 98-103.