Studio
УДК 327
Наливайко П.Н.
Российско-американские отношения на современном этапе: произошла ли "перезагрузка"?
Russian-American relations at the present stage: there was a "reboot"?
Главная цель предлагаемой работы состоит в исследовании отношений России и США на современном этапе. Многие факты указывают на то, что с приходом к власти новых лидеров, в российско-американских отношениях настал период потепления и на официальном, и на неофициальном уровне.
Ключевые слова: Россия, США, российско-американские отношения, "перезагрузка"
" ♦
The main purpose of the paper is to investigate the Russian-American relations at the present stage. Many facts indicate that with the advent of the new leaders of the Russian-American relations came during the warming and the formal and informal level.
Key words: Keywords: Russia, USA, Russian-American relations, "reboot"
Российско-американские отношения на протяжении многих лет остаются одним из ключевых направлений российской внешней политики. Это обусловлено не только двусторонним характером взаимодействия между Россией и США, но и тем, что сквозь призму этих отношений рассматривается большой перечень других проблем: от ближневосточного мирного процесса до глобального контроля над вооружениями [9]. Столь обширная повестка дня в отношениях двух стран требует от обеих сторон особого внимания — ведь любые недружественные действия могут привести не только к похолоданию в двусторонних отношениях, но и к заморозке урегулирования важнейших мировых конфликтов и проблем.
Именно это наблюдалось в последние годы. Ухудшение общего тона российско-американских отношений не позволило вовремя предотвратить очередной виток арабо-израильского противостояния, сдержать ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи, предотвратить нестабильность на Кавказе, выстроить адекватную стратегию противостоянию международному терроризму. Напротив, на неадекватные действия с одной стороны следовали решения другой стороны, также обостряющие международную обстановку.
4 мая 2006 г. вице-президент США, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют "Вильнюсской" по примеру "Фултонской" речи Черчилля [9]. По его словам, США не устраивает "использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене". Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, "вызывающими тревогу" у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.
В начале 2007 г. между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 г. министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что "Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией" [8]. В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 г. Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США.
В августе 2008 года новому витку противостояния России и США способствовало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия - НАТО [10].
После нескольких лет "откровенной" вражды, трудно было говорить о каких-либо положительных сдвигах в отношениях двух стран. Но, несмотря на все противоречия и конфликты, которые наблюдал весь мир, с приходом к власти в США Барака Обамы, стало очевидно, что новая администрация, не вдаваясь в рассуждения о правых и виноватых, избрала политику "перезагрузки" российско-американских отношений.
Ранее администрация Белого дома неоднократно намекала, что хотела бы улучшить пошатнувшиеся американо-российские отношения. Во время первой встречи министра иностранных дел РФ С. Лаврова с госсекретарем США Хиллари Клинтон последняя даже подарила российскому коллеге большую красную кнопку с надписью "Reset", символизирующую намерение начать отношения с чистого листа. Российская сторона расценила этот жест положительно и также выступила с рядом дружественных шагов. Одним из них стало официальное приглашение президенту США Б. Обаме посетить Москву. Это приглашение прозвучало от Д. Медведева во время первой встречи президентов в Лондоне [5]. После принятия приглашения, стороны понимали, что визит может состояться только в случае достижения существенных договоренностей между сторонами. Напряженная внутриэкономическая обстановка как в США, так и в России не оставляла времени для бесцельных встреч.
Именно поэтому, многие аналитики не были уверены в том, что визит Б. Обамы в Россию состоится спустя лишь полгода после инаугурации американского лидера. За этот полугодовой период стороны проделали большую работу. Были вновь определены ключевые сферы для взаимодействия, где ошибки прошлых лет и промедление больнее всего бы отразилось на России, США и остальных странах мира — это продолжение диалога по противоракетной проблематике, укрепление международного режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств их доставки, урегулирование региональных конфликтов, взаимодействие по Афганистану, продолжение переговорного процесса по разрешению северокорейской и иранской ядерных проблем, укрепление евро-атлантической и европейской безопасности, противодействие транснациональным угрозам (терроризм, организованная преступность, коррупция, наркотики), придание новой динамики двусторонним экономическим связям, энергобезопасность, расширение контактов по общественной линии.
6-8 июля 2009 г. состоялся рабочий визит Б. Обамы в Москву. Прошли его переговоры с Д.А. Медведевым, состоялась встреча с В.В. Путиным. По итогам саммита подписаны следующие документы: межправительственное соглашение о транзите американского вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию России в Афганистан; совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях СНВ; совместные заявления по Афганистану, по вопросам ПРО и о сотрудничестве в ядерной сфере [8]. Принято решение о создании Российско-Американской Президентской комиссии по развитию сотрудничества (координаторами являются главы внешнеполитических ведомств) и президентский план действий в конкретных областях, осуществлением которого займутся полутора десятка профильных рабочих групп в рамках комиссии — по ядерной энергетике и ядерной безопасности; контролю над вооружениями и международной безопасности; внешней политике и борьбе с терроризмом; противодействию незаконному обороту наркотиков; развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям; энергетике и окружающей среде; сельскому хозяйству; науке и технологиям; сотрудничеству в космосе; здравоохранению; сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; гражданскому обществу; образовательным и культурным обменам. Предусмотрена возможность создания дополнительных подразделений.
Состоялся также обмен нотами относительно задач и полномочий российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. На межведомственном уровне подписаны рамочный документ по развитию сотрудничества между вооруженными силами России и США, меморандум об утверждении рабочего плана по совершенствованию военного сотрудничества на 2009 г. и меморандум между министерством здравоохранения и социального развития России и министерством здравоохранения и социальных услуг США.
Особого внимания удостоилась проблематика стратегической стабильности и международной безопасности. Во время визита в Москву Б. Обамы, было подписано "Совместное понимание" по вопросу о дальнейших ограничениях и сокращениях стратегических наступательных вооружений.
Прежде всего, речь идет о проблеме ядерного нераспространения и связанной с ней проблеме сокращения ядерных вооружений в России и США. Достигнув в 60 — 70-х гг. прошлого века паритета по атомным вооружениям и средствам их доставки, Россия и США, осознавая абсурдность глобальной ядерной войны, планомерно идут по пути ограничения
и сокращения ядерных вооружений. Серия договоров ОСВ-1 и ОСВ-2, Соглашение о ракетах средней дальности в Европе, договор СНВ-1 позволили снизить количество ядерных вооружений. Однако их количество, по мнению экспертов, по-прежнему остается достаточным для многократного истребления всего живого на Земле. Именно поэтому, истечение договора СНВ-1 в конце 2009 г. представляло столь большую угрозу для глобального режима нераспространения ядерных вооружений. По словам директора Института США и Канады РАН С. М. Рогова, - "отсутствие альтернативы СНВ-1 подтолкнет мир к "ядерному хаосу" [8].
Переговоры по СНВ шли практически безостановочно с начала ноября 2009 г. С российской стороны переговорщиков возглавлял директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов, с американской - заместитель госсекретаря США Роус Гетемюллер. Со стороны РФ в состав делегации входили около сорока человек из различных ведомств, со стороны США - порядка пятидесяти.
Несмотря на сжатые сроки (срок действия старого договора о СНВ истек 5 декабря 2009 г.) и целый комплекс проблем, возникших в ходе согласования основных пунктов нового договора, которые касались процедур контроля и проверок, контроля цифровых данных, обмена данными о ракетных испытаниях, предельного количества пусковых установок для ядерного оружия, решения вопроса с "возвратным потенциалом" США, взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, права сторон на односторонний выход из СНВ и т.д., стороны продолжали выражать оптимизм по поводу перспектив заключения договора в скором времени.
Подготовка договора происходила в условиях жесточайшей секретности. Ни российская, ни американская сторона, ни разу не нарушили договоренность о конфиденциальном характере переговоров.
8 апреля 2010 года в Праге состоялось подписание нового договора о СНВ. Подписи под документом поставили Дмитрий Медведев и Барак Обама [3].
Как сказал Дмитрий Медведев: "Победили обе стороны, которые упрочили свою безопасность, а с учетом нашей победы - победило все мировое сообщество. Новое соглашение, которое укрепляет глобальную стратегическую стабильность, одновременно способствует переходу на новый, более высокий уровень наших отношений, отношений с Соединенными Штатами Америки" [5]. Президенты России и США подчеркнули, что договор об СНВ - это не только поворотный этап в российско-американских отношениях, но и шаг к безъядерному миру.
Впервые за все время дискуссий по этому вопросу в Москве, американская сторона признала, что вопросы противоракетной обороны должны обсуждаться совместно с вопросами сокращения вооружений, чтобы ни у одной из сторон не оставалось никакого соблазна первой применить ядерное оружие. Относительно уже принятых решений о размещении элементов ПРО США в Чехии и Польше, администрация Б. Обамы приняла решение о проведении дополнительных исследований возможностей новой системы ПРО в предотвращении существующих и потенциальных рисков от запуска ракет.
В настоящее время особенно важно найти компромиссное решение по проблеме ПРО, которое бы отвечало интересам безопасности обеих стран и международного сообщества в целом. В этой связи нельзя не упомянуть слова заместителя госсекретаря США по Евроазиатскому региону Филиппа Гордона, заявившего в начале февраля, что России и США необходимо укрепить взаимное доверие и продолжить продвижение к конструктивному диалогу, особенно в вопросах европейской
безопасности и противоракетной обороны. У новой администрации США есть вполне четкие предложения по совместной работе с Россией в сфере ПРО. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что если угроза будет исходить из Ирана, то те радары и другие элементы противоракетной системы, которые находятся на территории России, могли бы помочь остановить ее. Так что здесь мы могли бы работать вместе.
Второй по важности темой совместной повестки дня Россия — США является урегулирование ситуации в Афганистане, сокращение наркотрафика из этого региона и стабилизация экономической ситуации в Афганистане и сопредельных государствах. Продолжающаяся уже более восьми лет операция США и их союзников по НАТО в Афганистане далека до полного завершения. Администрация Б. Обамы провозгласила решение афганской проблемы в качестве приоритета в своей внешней политики. Действительно, после января 2009 г. операция коалиционных войск в Афганистане перешла в новую фазу. Для достижения успеха на этом направлении было сосредоточено максимум усилий. В этом ключе поддержка России в новой стратегии США в Афганистане выглядит крайне значимой [12]. Транзит американских грузов через территорию России позволит американцам значительно снизить риски и затраты на эти перевозки. Россия помимо получения платы за этот транзит, становится обладателем дополнительного взаимосдерживающего механизма в отношении США. Пока для Америки этот транзит слишком важен, чтобы идти на обострение отношений с РФ по другим вопросам [11].
Помимо военно-политических вопросов лидерам двух стран удалось обсудить и экономическое взаимодействие. Президент США Барак Обама недоволен объемами российско-американского торгово-экономического сотрудничества и призывает к его немедленной активизации. "Наши торгово-экономические отношения с Россией не достаточно развиты. Я вынужден констатировать, что по объему они находятся на уровне наших связей с Таиландом, а в России живет в несколько раз больше людей, чем в Таиланде. Мы планируем развивать связи с Россией в области авиации, космоса, автомобильной сферы, то есть в высокотехнологической области" [6].
Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 15 лет действует "Российско-американское тихоокеанское партнерство", объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.
Несколько российских компаний сделали существенные инвестиции в США. "Норильский никель" и "Северсталь" имеют давнюю историю присутствия в Америке. Группа "Мечел" недавно приобрела угольную компанию Bluestone Coal в Западной Вирджинии.
Ещё одним препятствием на пути взаимных инвестиций является визовый режим между двумя странами, который тормозит свободный обмен специалистами между российскими и американскими компаниями, сотрудничающими в рамках совместных предприятий или проектов.
В более широком смысле, одна из главных проблем на пути интеграции России в мировое экономическое сообщество — это то, что Россия не является членом ВТО. Независимо от того будет ли Россия входить в ВТО самостоятельно или в составе таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, ВТО — важное условие для привлечения иностранных инвестиций. Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года, тогда как обычно процедура присоединения к организации занимает пять-семь лет.
ВТО была создана с целью либерализации международной торгов-
ли и регулирования торгово-политических отношений, ее членами являются более 150 государств.
"Я согласен с видением президента Медведева России как новой инновационной, модернизированной экономики, и нет никаких серьезных препятствий вступлению России в ВТО", — заявил в свою очередь Обама [6].
Как говорится в совместном заявлении президентов двух стран в поддержку присоединения РФ к ВТО, США готовы оказывать России всяческую поддержку и консультативное содействие в скорейшем завершении процесса вступления РФ в ВТО. Россия со своей стороны предпримет на правительственном уровне усилия для ускоренного приведения нормативно-правового регулирования в соответствие с правилами ВТО и общепризнанными процедурами присоединения к организации, отмечается в документе [2].
Успехи российского технического образования способствуют привлечению инвестиций в Россию в областях высоких технологий, информационных технологий, компьютерных систем, машиностроения, и инфраструктурных проектов, включая освоение новых нефтяных и газовых месторождений. Другая область, куда американские компании могут внести вклад — инвестиции в малый и средний бизнес, которому трудно получить доступ к дешевым кредитам. Предприятия малого и среднего размера традиционно являются инкубаторами инновационных идей и технологий. Однако проблема обеспечения защиты интеллектуальной собственности в России стоит остро. Бизнесмены отмечают, что Россия имеет детальное законодательство по правам интеллектуальной собственности, но реальная защита этих прав налажена слабо.
Очевидно, что Россия и США могли бы сотрудничать и в других сферах экономической деятельности. Наиболее полезным было бы сотрудничество в высокотехнологичных областях и инновационных технологиях. Кроме того, как заявил российский президент, — "чем более устойчивыми будут наши бизнес-контакты, тем проще нам будет общаться по всем другим вопросам, в том числе и по самым сложным вопросам международной повестки дня и наших двусторонних отношений".
Необходимо отметить, что за последний год значительно расширилось взаимодействие Москвы и Вашингтона по атомной проблематике. Россия и США подписали договоры о сокращении стратегических вооружений и утилизации избыточного плутония, продолжают сотрудничать в рамках борьбы с ядерным терроризмом. Значимым является и тот факт, что Москва создала международный резерв ядерного топлива в Ангарске. Это должно стать сигналом другим государствам, и, прежде всего Ирану, полностью отказаться от самостоятельного обогащения урана.
Помимо этого, Барак Обама направил на утверждение конгресса США соглашение о сотрудничестве с Россией в области мирного использования атомной энергии.
Оно закладывает основу юридической базы в области торговли ядерными материалами, а также развития инновационных ядерных технологий. Большинство действующих сегодня договоров Вашингтона с другими странами по мирному атому направлены на то, что стимулировать трансферт американских ядерных технологий. В случае же с договором с Кремлем речь идет в большей степени о внедрении в США российских технологий. Документ был подписан в Москве еще в мае 2008 года. Тогда же его направили для ратификации в конгресс. Но после нападения Грузии на Южную Осетию и принятия Россией симметричных ответных мер, администрация тогдашнего президента Джорджа Буша отозвала документ. Теперь новый глава Белого Дома рассчитывает на одобрение конгрессменами соглашения.
Вступление в силу данного соглашения поможет ученым расширить взаимодействие в рамках данного проекта, поскольку без данного документа, например, американские специалисты не могут ввозить произведенное оборудование на исследование в Россию. У россиян также могут возникать проблемы при ввозе, а затем вывозе своего оборудования в США. И в этой связи, тот шаг, который сделал президент Обама, внеся соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики, можно только приветствовать. Поскольку оно не только открывает путь для практического осуществления нескольких проектов, которые уже сейчас находятся на столе в рамках российско-американских договоров и консультаций, но и создает правовую базу для устойчивого взаимодействия двух стран в ядерной области на перспективу.
В российском внешнеполитическом ведомстве отмечают, что решение Барака Обамы повторно внести на рассмотрение конгресса этот документ свидетельствует о переходе Москвы и Вашингтона от противостояния к сотрудничеству в области взаимовыгодного использования мирного атома. Это шаг в правильном направлении, который необходим двум странам для успешного развития сотрудничества.
В свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов подчеркнул, что "перезагрузка" российско-американских отношений стала наполняться реальным содержанием и это дает основания полагать, что она не ограничится лишь подписанием договора по стратегическим наступательным вооружениям [4]. Важно учитывать и тот факт, что, направляя на утверждение конгресса США соглашение о сотрудничестве с Россией в области мирного использования атомной энергии, Белый Дом фактически показывает, что меняет свою позицию по отношению к кризису на Кавказе в августе 2008 года.
Необходимо отметить, что немало политиков и исследователей сомневаются в реальности перезагрузки отношений России и США. По-прежнему отношения России и США осложняет грузинская проблема, помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, вопросы энергобезопасности, ситуация в Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. В сфере экономики многие американские компании всё ещё обеспокоены тем, как российские власти обращаются с зарубежными инвесторами. Кроме того, Вашингтону и Москве пока не удалось окончательно преодолеть разногласия по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) [1].
Данная точка зрения, скорее отображает тот список проблем, которых, странам ещё не удалось обсудить или осуществить. Естественно, остались разногласия, не все вопросы были решены, но это не значит, что изменений не было. Количество вопросов, по которым мы вместе работаем, стало больше, возросло и число конкретных договоренностей: новый договор по СНВ, соглашение о воздушном транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России и т.д. [7]. Работа, проделанная в течение последних лет, не вызывает сомнений в создании новой атмосферы — атмосферы взаимоуважения, которая не создает иллюзий за счет только личных отношений, а обеспечивает взаимный учет интересов, и самое главное — готовность слушать друг друга. Простая демонстрация готовности к взаимодействию и сотрудничеству уже выглядит хорошим знаком и действительно открывает определенные перспективы восстановления взаимного доверия в областях, представляющих обоюдный интерес.
Сегодня, опираясь на расширяющийся круг общих интересов, Россия и США работают вместе так, как никто не мог себе представить двад-
цать лет назад, и я могу с уверенностью сказать, что перезагрузка ещё не завершилась, но она идет полным ходом!
♦
Литература
1. Вайц, Р. Оценка "перезагрузки" российско-американских отношений. [Электронный ресурс]. URL: http://community.livejoumal.com/golos_ ameriki/312803.html [Дата обращения: 15.10.10 г.].
2. Ворошилов, Д. Обама хочет активизировать торгово-экономические отношения РФ и США. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru/ economy/20100624/250008178.html [Дата обращения: 25.09.10 г.].
3. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ 3: заключен в Праге 8 апреля 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/512 [Дата обращения: 09.04.10].
4. Маргелов, М. Пражская весна [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2010/04/09/margelov.html [Дата обращения: 11.04.10 г.].
5. Медведев, Д. А. Строя российско-американские отношения [Электронный ресурс] / Д. А. Медведев. [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/ news/7396 [Дата обращения: 22.06.10 г.].
6. России дали срок на пути в ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rian.ru/politics/20100625/250059970.html [Дата обращения: 20.10.10 г.].
7. Чарап, С. "Перезагрузка" год спустя: достижения и перспективы в российско-американских отношениях [Электронный ресурс]. URL: http://www. carnegie.ru/events/?fa=2881 [Дата обращения: 30.07.10 г.].
8. Удалов, Д. Перспективы российско-американский отношений в свете визита Б. Обамы в Россию 6 — 7 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.molpalata.ru/opinions/more/?id=14 [Дата обращения: 08.04.10 г.].
9. Gates, R. M. A Balanced Strategy. Reprogramming the Pentagon for a New Age // Foreign Affairs, 2009, January/February, [Electronic resource]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/63717/robert-m-gates/a-balanced-strategy [Дата обращения: 08.04.10 г. ].
10. Sestanovich S. What has Moscow Done? Rebuilding U.S.-Russian Relations [Electronic resource] // Foreign Affairs, 2008, November/December. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/64603/stephen-sestanovich/what-has-moscow-done [Дата обращения: 15.04.10 г.].
11. The Right direction for US Policy Toward Russia (Report of bipartisan Commission on U.S. Policy toward Russia) [Electronic resource]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nixoncenter.org/RussiaReport09.pdf [Дата обращения: 24.05.10 г.].
12. US and Russia: The Window of Opportunity. Partnership for a Secure America statement [Electronic resource]. [Электронный ресурс]. URL: http://www. psaonline.org/article.php?id=476 [Дата обращения: 18.05.10 г.].