Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 1. С. 87-91 © М.С. Лобанова, 2006
УДК 338.45
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПРИРОДНОГО ГАЗА:
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕФОРМЫ
М.С. Лобанова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Now there are important changes in the world market of natural gas in particular liberalization of the European gas market which influences a condition of the market of natural gas in Russia. The basic purpose of consideration of the Russian gas market is the analysis of structure and specific features of gas branch, problems of regulation, subsidizing and pricing. The basic directions of reform of gas branch in Russia are shown.
Важнейшими природными стратегическими ресурсами являются энергетические ресурсы, в первую очередь ресурсы газа. В выступлениях руководителей крупнейших энергетических компаний мира в последнее время весьма четко прослеживаются основные тенденции развития данной отрасли. С одной стороны, это использование более чистого топлива и снижение выбросов, загрязняющих окружающую среду, улучшение условий жизни людей, особенно в развивающихся странах, что неразрывно связано с увеличением их энерговооруженности; с другой стороны, борьба за обладание перспективными ресурсами, технологиями, рынками и влиянием. В этой борьбе России как ведущему игроку мирового газового рынка предстоит укреплять свои позиции, не только учитывая формирующиеся тенденции, но и оказывая на них влияние.
Растущая взаимозависимость рынков сбыта и предложения, географическая близость, традиционные экономические связи, наличие развитой трубопроводной инфраструктуры, объективное совпадение интересов в реализации крупных энергетических проектов общеевропейского значения - вот те предпосылки, которые обусловливают формирование общего энергетического пространства Россия -Европа.
Россия располагает примерно 1/3 мировых запасов природного газа (большая часть которых сосредоточена в 20-ти крупнейших газовых месторождениях) и в настоящее время поставляет на рынок около 1/4 всего газа [8, с. 32]. Для России европейский рынок является стратегически важным в силу следующих обстоятельств:
• огромные потребности Европы в импорте природного газа;
• стабильно растущий платежеспособный спрос на газ;
• интеграция российской единой сети газоснабжения с газотранспортными сетями европейских стран.
Как показано в таблице, Россия поставляет в Западную Европу около 87 млрд куб. м/год, в том числе в Германию - 34,2 , Италию - 21,1, Францию - 13,5, Австрию - 5,4, Финляндию - 4,3 [6].
Структура экспорта природного газа из России на европейский рынок
Страна 1999 г., млрд м3 1999 г. к 1998 г., % Доля российского газа, % Рост потребления к 2005 г., млрд м3
Рынки группы ЕС
Германия 34,2 108 35 119,4
Италия 19,8 115 27 94,1
Франция 12,8 112 29 42,1
Турция 8,8 133 65 36,9
Австрия 5,4 95 80 7,4
Финляндия 4,2 100 100 7,2
Прочие группы ЕС 1,9 157 45 5,6
Итого 87,1 112 Зб 312,7
Источник: [6].
Будущее европейского газового рынка во многом определяется процессом либерализации, начавшимся в 1998 г. в рамках объединения стран Европы.
Целями процесса либерализации провозглашались:
• снижение цен на газ для конечных потребителей с целью повышения конкурентоспособности промышленной продукции стран ЕС на мировых рынках;
• создание конкурентной среды по странам континента путем выравнивания цен и условий закупок газа.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе влияния либерализации газового рынка Европы на формирование цен на газ и рассмотреть возможные последствия их для России.
Цена газа по долгосрочным контрактам будет более быстро реагировать на изменение цены на нефть (сейчас этот период составляет более шести месяцев). В некоторых случаях ценовая «формула» будет также учитывать рыночную цену на электроэнергию как фактор, определяющий значительную часть спроса на газ, или цену на уголь, который может замещать газ в производстве электроэнергии.
Ценообразование в газовой отрасли отличается высокими объемами затрат, связанных с транспортировкой, в основном по магистральным трубопроводам. Другая особенность ценообразования на газ - значительная инерционность. Необходимо отметить, что при формировании цены учитываются следующие факторы [6]:
• сезон потребления внутри года;
• степень регулярности поставок газа (постоянные поставки газа либо прерываемые);
• объемы подачи газа потребителям; категория потребителей по направлениям использования (коммунально-бытовые нужды, промышленность, электростанции, использование газа в качестве химического сырья).
Цены на газ в Европе формируются регионально и определяются развитостью трубопроводной инфраструктуры, удаленностью от мест потребления и степенью государственного регулирования.
Россия является одним из основных поставщиков природного газа на европейский рынок, а доходы от экспорта природного газа формируют до 25 % доходной части федерального бюджета [4]. Оценивая совокупный эффект от либерализации рынка газа в ЕС, можно сказать, что российский экспорт может понести значительные убытки от снижения цен в среднесрочном периоде и уменьшение капитальных вложений в добычу газа и расширение и модернизацию транспортных мощностей до 2008 г. [4]. Положительным моментом может стать снижение тарифов на транзит через страны ЕС в структуре цены, а также возможность получения доступа к трубопроводным системам европейских газовых монополий, таких как OMV, GdF, Ruhrgas.
Для сохранения стабильной ситуации на европейском газовом рынке и в связи с усилением конкуренции со стороны среднеазиатских стран для России представляется целесообразным координировать свою политику с другими странами-производителями природного газа.
Одна из специфических особенностей газовой промышленности России - длительное доминирование в ней гигантской вертикально интегрированной корпорации-монополии - ОАО «Газпром». На «Газпром» и его филиалы приходится до 90 % [8, с. 33] добычи и поставок газа. Доля «Газпрома» в ВВП страны составляет порядка 8 % [3]. Его доля в валютных поступлениях бюджета максимальная среди всех российских компаний.
Еще одна особенность состоит в том, что Россия зависит в большей степени от относительно дорогой тепловой энергии. Это находит отражение в очень высокой доле потребления газа российской промышленностью, 40 % [8, с. 43] которого направляется на производство электроэнергии, свыше 20 % - на ЖКХ. Так, за 9 месяцев 2004 г. доля поставок газа ОАО «Газпром» энергетическому комплексу составила 39, 4 %, или 103, 9 млрд куб. м [7].
В состав Газпрома входит большая группа предприятий (84 дочерних предприятия) [1], обеспечивающих работу основного производства и изготавливающих различные виды газоиспользующего и машиностроительного оборудования, строительных материалов и конструкций, бытовой газовой техники.
Ресурсная база «Газпрома» составляет 65 % [8, с. 35] всех запасов газа в России, включая большинство месторождений, разрабатываемых в настоящее время. «Газпром» полностью контролирует межрегиональную сеть газопроводов высокого давления, а также многие региональные распределительные сети низкого давления. У «Газпрома» имеются значительные интересы в группе компаний «СИБУР», занятых переработкой газа, что с учетом его собственных структур обеспечивает ему практически полную монополию в данной сфере. Другая зависимая компания «Газпрома» - «Газэкс-порт» - обладает монопольными правами на экспорт газа в страны Европы (за исключением стран -
членов СНГ). Компания «Итера», зарегистрированная в США, в последние годы превратилась в крупного игрока на российском газовом рынке (см. рисунок).
Структура российской газовой промышленности
Источник: Оценки Объединения экономического и социального развития на основе данных из различных источников.
Для каждого компонента газовой промышленности сумма процентных долей равна 100, данные по внутреннему потреблению суммируются отдельно (сумма долей также равна 100). Области, контролируемые «Газпромом» и его официально аффилированными структурами, заштрихованы.
Также необходимо упомянуть Союз независимых производителей газа (СНПГ), который был учрежден 23 октября 2001 г. Собранием представителей нефтегазовых предприятий, не входящих в структуру ОАО «Газпром». При этом входящие в СНПГ компании добывают в настоящее время около 32 млрд куб. м газа [1]. Независимые производители газа владеют лицензиями на участки, содержащие 30 % запасов газа страны, добывая при этом только порядка 10 % общих объемов газа [1]. Ясно, что потенциал этих компаний существенно недоиспользован.
Политическая экономия регулирования газовой промышленности в России охватывает сферу сложных взаимоотношений между «Газпромом» и рядом государственных органов, включая:
• Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК);
• региональные энергетические комиссии (РЭКи);
• Федеральное Правительство;
• Министерство по антимонопольной политике РФ (МАП) [8, с. 45].
В настоящее время за установление оптовых цен на газ, а также тарифов на диспетчерские и другие услуги, оказываемые дочерними компаниями «Газпрома» отвечает ФЭК. ФЭК также устанавливает размер платы за доступ к трубе для компаний, независимых от «Газпрома». В своей деятель-
ности ФЭК опирается на закон о естественных монополиях 1995 г. и постановления Правительства РФ о ценообразовании в сфере энергоресурсов.
Большинство субъектов Федерации создали региональные энергетические комиссии (РЭКи), которые устанавливают цены на региональном уровне в рамках общих указаний, полученных от ФЭК. Согласно действующим в большинстве регионов договоренностям структуры «Газпрома» продают газ непосредственно промышленным предприятиям и другим юридическим лицам, поставляя его или по собственным трубопроводам, или используя местные распределительные сети. В последнем случае местная распределительная организация получает плату за свои услуги. В целях обеспечения газом домашних хозяйств местные распределительные организации (некоторые из них принадлежат «Газпрому») обычно покупают его у «Газпрома» («Межрегионгаз») и перепродают населению по регулируемым тарифам [8, с. 36].
ФЭК практикует перекрестное субсидирование, устанавливая различные тарифы на газ для предприятий и других потребителей, а также не дифференцируя существенно тарифы на газ по регионам, характеризующимся большим разбросом в уровне издержек по его поставке.
В настоящее время сохраняются три вида перекрестного субсидирования:
первое - внутреннего рынка за счет реализации газа на внешнем;
второе - регионов, наиболее удаленных от основных мест добычи газа за счет регионов, находящихся в непосредственной близости от мест добычи;
третье - населения промышленными потребителями за счет того, что оптовые цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению, ниже цен на газ для промышленных потребителей в среднем на 30 % [2].
Однако, несмотря на то, что при средней регулируемой оптовой цене газа в 2004 г., равной 825,5 руб./1000 куб. м [2], обеспечивающей впервые за последние годы минимальную рентабельность от его реализации на рынке РФ в условиях действующей территориальной дифференциации регулируемых оптовых цен на газ, его реализация потребителям, наиболее удаленным от основных мест добычи, является по-прежнему убыточной и не позволяет ликвидировать ни один из перечисленных видов перекрестного субсидирования.
Устранить сложившиеся диспропорции в регулируемых ценах на газ можно при реализации новых методических подходов к их определению и, прежде всего, в области совершенствования территориальной дифференциации цен на газ, установленной ФЭК России.
«Газпром» предложил с 1 января 2005 г. расширить действующую территориальную дифференциацию регулируемых оптовых цен с семи до одиннадцати ценовых поясов. Отнесение субъектов РФ к тому или иному ценовому поясу и установление оптовой цены осуществляются исходя из экономически обоснованных затрат на доставку газа до потребителей в регионы из основных мест его добычи, т. е. должны учитываться маршрутизация потоков газа, предназначенного для потребителей субъекта РФ, наличие на его территории обособленных друг от друга участков системы газоснабжения, степень использования альтернативных видов топлива и другие факторы [5]. Это предложение было поддержано федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование газовой отрасли в 2003 г. (ФЭК России и Минэкономразвития России).
Приведение регулируемых цен на газ в соответствие с его качественными характеристиками и реальными расходами на добычу, транспортировку, хранение и реализацию заинтересует независимых производителей в инвестировании средств в расширение добычи газа, так как заниженные, с точки зрения рынка, регулируемые цены на газ, по которым осуществляется большая часть его поставок российским потребителям, предопределяют серьезные затруднения у независимых производителей при продаже газа по более высоким договорным (свободным) ценам, возмещающим фактические затраты на добычу и транспортировку газа.
В качестве одного из направлений дальнейшего развития экономики отрасли рассматривается дифференциация цен на газ в зависимости от режима его потребления, так как затраты на подземные хранилища газа, обеспечивающее этот режим, из года в год растут. Таким образом, сезонная дифференциация цен обусловлена объективными факторами.
Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная энергетическая комиссия и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в декабре 2000 г. распространили проект программы реформ в газовой промышленности. Однако ожидается, что до окончательного принятия он будет кардинально переработан. Исходная концепция проекта предполагает проведение реформы в три этапа: 2001-2003, 2004-2006, 2007-2013 гг. [8, с. 84].
На первом этапе предусматриваются обеспечение «прозрачного» и равного доступа к трубопроводам, содействие появлению новых конкурентов в газовой промышленности и превращение аффилированных структур «Газпрома» из закрытых акционерных обществ в открытые, что создаст условия для его возможного будущего раздела. Для аффилированных структур «Газпрома» цены на газ должны оставаться под контролем ФЭК, а независимые газодобытчики могут заключать контракты с поставщиками по свободным ценам.
На втором этапе, по мере формирования подлинного оптового рынка газа, ФЭК будет постепенно либерализовывать цены и для аффилированных структур «Газпрома». Ожидается, что в этот период с появлением новых фирм в сферах распределения и снабжения будет создан полномасштабный конкурентный оптовый рынок.
На третьем этапе «Газпром» уже не будет доминировать на внутреннем рынке газа, сосредоточив свою деятельность на экспорте. Программа не содержит мер по насильственному выталкив а-нию «Газпрома» с внутреннего рынка, но неявно предполагается, что при таких условиях это произойдет естественным путем.
Успешность реализации такой концепции будет зависеть от способности государства использовать свою долю капитала в «Газпроме» для того, чтобы заставить его раскрыть достоверную информацию, а также соответствовать условиям конкуренции.
В случае экспорта газа возникают другие вопросы. В то время как некоторые специалисты выступают за либерализацию и конкуренцию в этой сфере, ряд крупных российских политиков утверждают, что следует сохранять монополию «Газпрома» в области экспорта в Европу с учетом того факта, что поставка российского газа влияет на стоимость газа на мировом рынке и перераспределение монопольной ренты в пользу западноевропейских потребителей не отвечает национальным интересам страны. Сильная зависимость государственного бюджета от поступлений от экспорта газа подчеркивает возможную справедливость таких опасений.
Исходя из этого, для снижения рисков на экспортных рынках и обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества российской газовой отрасли и государству в целом необходимо стратегическое позиционирование ОАО «Газпром» совместно с мировыми лидерами газовой отрасли, а также сохранение монополии по реализации газа на экспортных рынках дальнего зарубежья.
1. Боброва И.С., Борисова Т.В., Бурнашова Л.Т. и др. Газкомплектимпэкс: сотрудничество с дочерними обществами ОАО «Газпром» // Газовая промышленность. 2004. 28 июля. № 007.
2. Влияние цен на газ на реформирование электроэнергетического комплекса. // Газовая промышленность. 2005. 5 января. № 001.
3. Круглов А.В., Васильева Е.А., Карпель Е.Е. и др. Финансово-экономическая политика ОАО «Газпром»: Брифинг 23 июня 2005 г. ОАО «Газпром» // http://www.gazprom.ru/
4. Медведев А.И., Цыганков С.Е. Работа на рынках газа дальнего зарубежья: Брифинг 10 июня 2005 г. ОАО «Газпром» // http://www.gazprom.ru/
5. О предельных параметрах изменения уровня цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в 2005 г. и до 2007 года // Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г. и на период до 2007 г. и параметры прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2005 г. Министерство экономического развития и торговли РФ. 2004. Апрель С. 22.
6. Пушкин А. Пусть лучше он прогнется под нас // Нефтегазовая Вертикаль. 2001. 19 июля. № 10.
7. Что делать с энергетикой // Выбирает Россия (Альянс Медиа). 2004. 23 декабря. № 51.
8. Экономический обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 2001-2002 гг. Газовая промышленность и электроэнергетика: меры регулирования и реформы // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 32-92.