Ж-3• Кротова, Куренкова
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ПРИРОДНОГО ГАЗА В РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Современные подходы к оценке закономерностей формирования рыночных отношений в переходной экономике России. Во
второй половине 2000-х годов на фоне стабилизации экономики России, когда достаточно полно проявили себя как позитивные, так и негативные результаты рыночных реформ, по мере дальнейшей структурной перестройки экономики с особой остротой встал вопрос о ее научно-методологическом сопровождении. Появилось множество противоречивых трактовок того, что вообще должен представлять собой рынок применительно к условиям трансформации экономики России.
Политическая и деловая элита страны сделала принципиальный выбор между государственно-капиталистической и либерально-рыночной моделью экономики в пользу либерального рынка с перспективой интеграции в европейское экономическое пространство. Вместе с тем, на фоне дальнейшей приватизации, снижения стандартов жизни большинства населения и отмены привычных социальных гарантий, параллельно с либерализацией экономики в обществе сформировался спрос на новые модели социального государства, которые, в свою очередь, невозможно реализовать до тех пор, пока полностью не «готовы» рыночные институты. Проблема в полной мере касается газовой промышленности, реформирование которой долго не считалось целесообразным по политическим мотивам. Более того, в силу системообразующей роли газовой отрасли для всей российской экономики, многие из наработанных здесь решений и прецедентов могут быть использованы и в других областях экономики, сформировать новые отношения между ТЭК и промышленностью, населением, ЖКХ и региональными администрациями.
Как же следует проводить реформу? С начала нового десятилетия в отечественной экономической науке сформировались два новых направления. Одно из них берет в качестве отправной точки нега-
379
тивные последствия реформ и на их дальнейшем анализе делает вывод о том, что Россия представляет собой цивилизацию, где социально-экономические отношения строятся по иной логике, нежели на Западе (см., например, [1]). Основу экономического поведения большинства населения в России составляют неконкурентные отношения и неформальные договоренности, в основе которых лежит некий, не всегда осознаваемый коллективизм и взаимная поддержка. И население, и хозяйствующие структуры стремятся к объединению своих интересов преимущественно по территориальному принципу (кластеры в трактовке А. Прохорова). Движущая сила в этой управленческой модели - борьба за экономическое, а зачастую и физическое выживание во враждебном окружении, а конкурент или потенциальный противник - всегда находится вне экономической территории страны.
Альтернативная ей, либерально-рыночная точка зрения основана на представлении о том, что проблемы реформирования не являются чем-то исключительным на фоне опыта других стран с переходной экономикой. И здесь оказываются востребованы результаты исследований специалистов из развивающихся стран. Наиболее известный латиноамериканский экономист Эрнандо де Сото [2], трактует рынок как одновременное существование капитала в двух измерениях — материальном и финансово-правовом. Если анализировать опыт развитых стран, можно заметить, что в их валовом национальном продукте существенную долю занимают информационные, юридические, тор-гово-посреднические и другие услуги, которые, в свою очередь, и формируют рыночную инфраструктуру цивилизованного рынка.
Развивая тезис о все возрастающей роли рыночной инфраструктуры для поддержки устойчивого развития рыночной экономики, делается следующий вывод: все активы в развитой рыночной экономике функционируют как бы в двух измерениях: физическом и «документальном», обеспечивающем оборот прав собственности на активы. Чем более отлажена система финансово-юридического оформления и сопровождения оборота, прав собственности на ключевые активы, такие как земля, недвижимость, акции, - тем прозрачнее «правила игры» в экономике. В развивающихся же странах, где доля рыночной инфраструктуры в ВВП невелика, либо приходится на деятельность иностранных банков и компаний, финансово-правовая природа капитала приводит к недооценке акционерного капитала крупных компаний и уходу наиболее высокодоходных финансовых операций в теневую и незарегистрированную деятельность. Проблема заключается в том, что для того чтобы выстроить эффективную систему оборота прав собственности на активы капи-
380
тального характера, недостаточно учредить фондовую биржу и скопировать наиболее эффективные образцы законов стран с развитой рыночной экономикой. Адаптация национальных хозяйственных систем к новым условиям должна идти в течение многих лет, если не десятилетий, ликвидируя поэтапно наиболее конфликтные, порождающие нарушения и коррупцию, нормы гражданского законодательства и подзаконные акты.
Эрнандо де Сото использует в своей книге примеры функционирования рынка недвижимости и его регулирования со стороны органов муниципального управления. Не затрагивающий базовые отрасли экономики характер этих примеров может быть расширен за счет рассмотрения с аналогичных позиций основного института развитой рыночной экономики, где обнаруженные Э. де Сото закономерности проявляются в полной мере - это биржевые рынки, а также другие нерегулируемые виды рынков с использованием аукционов и биржевых технологий. И фондовая, и товарная биржи играют в настоящее время одну из ключевых ролей в распределении ресурсов и доходов в энергетике.
На примере западной практики можно выделить такой специфический вид биржевых активов, как производные финансовые инструменты - фьючерсные и опционные контракты на энергоносители, в частности, на нефть и природный газ. Несмотря на внешне фиктивный, преследующий спекулятивные цели характер операций с контрактами на товарных биржах, значение производных инструментов, и прежде всего, фьючерсов, для стратегического управления топливно-энергетическим комплексом трудно переоценить. Котировки «нефтяных» фьючерсов на биржах США и Великобритании фактически приравниваются к «мировым ценам», на базе которых формировались оценки эффективности внешнеторговой деятельности отечественного ТЭК. Прогноз котировок российской экспортной смеси Urals используется как один из базовых параметров федерального бюджета РФ. Следуя логике Эрнандо де Сото, в современном мире запасы энергоносителей капитализируются дважды: в виде акций нефтегазовых компаний, и в виде фьючерсов на энергоносители.
В американской литературе по фьючерсным рынкам [3] подчеркивается, что, несмотря на внешне фиктивный, не связанный с реальными рынками характер сделок, для успеха фьючерсного контракта одним из главных критериев как раз и является надежность, практически безусловный характер поставки товара, лежащего в основе контракта. Важна еще и возможность варьирования сроков поставки по контрактам, заключаемым на разные сроки. Даже в США,
381
обладающих крупнейшей в мире инфраструктурой транспортировки и хранения газа, активно торгуются лишь 5-7 видов фьючерсных контрактов на энергоносители, а «спящих», т.е. не торгуемых контрактов, насчитывается несколько десятков [3].
Причиной неудачи многих из них, как отмечается в данной книге, оказались как раз технологические ограничения в портах и системах магистральных нефте- и газопроводов. При том, что доля поставок энергоносителей по фьючерсным контрактам в США"' не превышает 3-4% общего объема их торговли, участникам рынка важно знать, что в основе финансового инструмента, каковым является фьючерс, лежит реальный актив. Газ же, как и нефть, способны стать активом только при отсутствии технологических, экономических и организационно-правовых ограничений на доступ к инфраструктуре. Это кажется парадоксальным: фьючерсная торговля энергоносителями предъявляет к доступу более жесткие требования, чем нерегулируемый рынок, основанный на прямых договорах. С другой стороны, именно эта особенность американского товарного (фьючерсного) биржевого рынка удачно вписывается в концепцию капитала, которой придерживаются Э. де Сото и другие сторонники современной рыночной модели развития ТЭК.
Другая модель товарного рынка природного газа - европейская. Она стала отражением всей структуры финансовых рынков континентальной Европы [4], ориентированной больше на банковские и корпоративные финансы, нежели на оборот биржевых активов. Изначально сделки совершались на реальный газ и носили по преимуществу балансировочный характер. Но подобная форма нерегулируемой торговли обладает значительно меньшим потенциалом генерирования денежных средств, нежели фьючерсная. Сегодня в качестве финансового квазиинструмента, продающегося на нерегулируемом рынке и образующего дополнительные денежные потоки, используется «свободная мощность», т.е., право компании-владельца или отправителя газа на доступ к магистральным газопроводам [4]. Свободные мощности, как и объемы газа, торгуются через электронный портал национальной газотранспортной компании, как, к примеру, это осуществила итальянская Snam Rete Gas, либо на специализированной независимой электронной торговой площадке.
1 Рынок энергоносителей Великобритании достаточно сложен по своей структуре и представляет собой переходную модель между американской и европейской. Поставки нефти по фьючерсным контрактам составляют 30-55% общего объема торгов, а фьючерсная торговля газом практически не ведется. Сделки с реальным газом носят балансирующий характер.
382
В России вопрос о возможности формирования товарного рынка газа вновь встал в 2005 г., в ходе обсуждения стратегий либерализации рынка природного газа. Что бы ни заявлялось о необходимости сохранения целостности ОАО «Газпром», - формирование рынка газа, безусловно, ведет к его демонополизации и превращению российской газовой отрасли в неотъемлемую составляющую единого энергетического и финансово-экономического пространства России и Европейского союза. Столь высокая политическая цена за установление эффективных механизмов организации и распределения топливно-энергетических ресурсов может быть оправдана только одним: устойчивым ростом макроэкономических показателей и уровня жизни населения, а также стабилизацией социально-демографического положения.
Исходные условия, опыт и особенности становления элементов рыночных отношений в российской газовой промышленности. В течение достаточно длительного исторического периода структура газовой промышленности мало подвергалась изменениям. Руководство всей системой магистральных газопроводов и действующих месторождений природного газа осуществляло Министерство газовой промышленности СССР, а руководство транспортом газа - Главное управление по транспортировке и поставкам газа. Министерство распоряжалось денежными и материальными ресурсами, выделявшимися для газовой отрасли государством, контролируя, но не осуществляя непосредственно, наиболее капиталоемкие стратегические операции: комплектацию оборудования, строительство и технический надзор за строительством магистральных газопроводов, строительство станций подземного хранения газа и кольцевание магистральных газопроводов, а также основные работы по конструированию и внедрению новых и наукоемких типов оборудования. Главное управление имело право поручать банкам списывать со счетов предприятий суммы, подлежащие изъятию в бюджет государства, а также распределять между предприятиями централизованные материальные ресурсы.
С 1973 г. была утверждена основная организационно-правовая форма предприятий газовой промышленности - предприятия по добыче, транспортировке и поставкам природного газа, организованные по территориальному принципу, снабжали газом несколько соседних областей, образуя тем самым территориально-производственные кластеры. Предприятия действовали на принципах полного хозяйственного расчета, который на декларируемом уровне означал необходимость полного возмещения денежных затрат на транспорт и хранение газа за счет выручки от реализации. Предприятия наде-
383
лялись со стороны государства основными и оборотными средствами; им устанавливались планы производственно-хозяйственной деятельности, определялись соответствующие доходы, расходы и прибыль, открывались текущие и расчетные счета в Госбанке СССР и Стройбанке СССР. Они могли приобретать средства производства, вступать в договорные отношения, быть истцом и ответчиком в суде. С их счетов списывались отчисления в бюджеты всех уровней, а также начислялись средства, которыми предприятия могли распоряжаться относительно свободно - фонд управления, фонд материального поощрения, фонд жилищного строительства и др. Предприятия по транспортировке и поставкам газа имели право в установленном порядке продавать неиспользуемое оборудование, осуществлять модернизацию и приобретать новую технику. В [5] в неявной форме указано на стремление к коммерциализации отношений между поставщиками и потребителями газа: «...Использование стоимостных категорий цены, прибыли, процентов и др. в экономике и планировании транспорта газа позволило уже сейчас (1970-е годы - прим. авторов) резко сократить круг директивных плановых показателей, а также определить основные оценочные показатели работы предприятия... Основными плановыми показателями. стали выручка от реализации газа, сумма прибыли и рентабельность.»
Все это создало благоприятные стартовые условия для перехода газовой промышленности к следующему этапу хозяйственных преобразований планово-директивной экономики - созданию производственных и научно-производственных объединений. Предприятия Единой системы газоснабжения стали производственными объединениями. При этом не утрачивалось, а наоборот, подчеркивалось, пусть и во многом декларативное, право «трансгазов» быть основным финансовым оператором по текущим расчетам в отрасли и задавать уровень издержек в газовой промышленности.
Определяющую роль в формировании производственной структуры газовой отрасли сыграл Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» образца 1986 года. Этот закон ставил в качестве главного критерия эффективности финансовые показатели; позволял предприятиям осуществлять диверсификацию, выходить из состава существовавших на тот момент производственных объединений, а также вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Но если нефтяная отрасль после либерализации потеряла единый центр управления, то в газовой отрасли возникла достаточно самостоятельная концепция ее развития, предполагавшая сочетание общекорпоративного централизованного управления, сосредото-
384
чившегося на внешнеэкономической деятельности, с предприятиями на местах, действующими по принципу хозрасчета.
Есть основания считать, что для газовой промышленности именно в период повышения хозяйственной самостоятельности общеотраслевых структур - Министерства и Газэкспорта - сформировалась устойчивая зависимость централизованного материально-технического обеспечения от внешнего рынка. Наиболее известным примером можно считать сооружение в начале 1980-х гг. газопровода Сибирь - Западная Европа, где использовались трубы большого диаметра производства концерна MANNESMANN (ФРГ), а также длительные контакты с итальянскими компаниями. Развитие газовой промышленности изначально шло на основе импортного оборудования.
С 1970-х годов СССР становится членом Международного газового союза. Стремление оказывать влияние на ценовую политику в Европе, вызвало к жизни решение советских газовиков войти в долю газораспределительных компаний стран - потребителей российского газа, главным образом, ФРГ. Так, в конце 1980-х годах было принято решение о преобразовании Министерства газовой промышленности СССР в государственный концерн «Газпром», в который также вошло внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». Контролируя практически все стадии в производстве и транспортировке природного газа, концерн стал подчиняться напрямую Правительству СССР, а вскоре - РФ. Параллельно в 1990 г. произошло образование совместной газовой компании WIEH. Партнерами концерна стали западногерманский нефтехимический концерн BASF и его дочерняя компания Wintershall. Это становится началом экспансии Газпрома на европейский рынок: практически во всех государствах, куда экспортируется российский газ, Газпром или Газэкспорт владеют пакетами акций, достаточными для того чтобы иметь представительство в советах директоров газораспределительных компаний.
Становлению Газпрома как единого концерна в значительной мере способствовал и субъективный фактор. Здесь нескольких поколений ярких лидеров, которые активно влияли на решения, принимаемые союзной исполнительной властью. Неизбежно появившаяся в этих условиях корпоративность подкреплялась формированием системы специализированного инженерного образования газовиков и отраслевой науки.
Сочетание активной внешнеэкономической позиции головной компании и традиционных для отечественной экономики советского периода организационных форм и решений для предприятий на местах в итоге дало газовикам первоначальный рыночный опыт.
385
В качестве государственного газового концерна «Газпром» существовал с 1989 г. по 1992 г. Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. № 1333 «О преобразовании государственного газового концерна «Газпром» в Российское Акционерное Общество «Газпром». На РАО «Газпром» была возложена ответственность за обеспечение надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям; единой научно-технической и инвестиционной политики по реконструкции и развитию Единой системы газоснабжения; контроля за функционированием Единой системы газоснабжения страны, а также доступа любого производителя к газотранспортной системе страны пропорционально объему добываемого им на территории Российской Федерации газа при соблюдении единого механизма регулирования цен. Таким образом, наряду с сохранением за «Газпромом» основных «нерыночных» задач топливно-энергетической компании, был сформирован ключевой институт свободного рынка газа — доступ независимых владельцев газа к магистральным газопроводам. Но это право не могло быть осуществлено вплоть до 1998 года. Контрактные отношения внутри системы управления «Газпрома», а также хозяйственные взаимоотношения дочерних предприятий «Газпрома» с потребителями газа на внутреннем рынке не претерпели значительной трансформации с конца 1980-х годов. Основополагающим документом здесь являлись «Правила подачи газа», согласно которым поставщиком газа могло быть исключительно предприятие, обладающее газотранспортным или газораспределительным оборудованием. Газ в процессе его транспортировки перепродавался по всей технологической цепочке, от одного добывающего или транспортного предприятия другому по ценам на газ для внутриведомственного потребления. Позже, в 1994 г. был разработан новый документ - «Правила поставки газа потребителям Российской Федерации», в котором поставка газа по Единой системе газоснабжения признавалась коммерческой операцией. Это был еще один шаг к провозглашению, пусть и номинальному, рыночных отношений в газовой промышленности.
Собственность «Газпрома» была структурирована следующим образом: 40% акций РАО закреплялись за государством. При этом, государственный пакет акций передавался «Газпрому» в доверительное управление - предположительно, в качестве неформальной компенсации государством неплатежей за газ со стороны бюджетных организаций и достаточно высокую налоговую нагрузку. Контроль за распределением акций, подлежавших приватизации, регла-
386
ментировался. Подобная, во многом закрытая и ориентированная на директорский корпус модель отношений собственности, давала основания считать, что развитие рыночных отношений в России может пойти по пути государственного капитализма и протекционистских мер для отечественного капитала. Данная концепция отвечает представлениям о российской модели управления, где неформальные договоренности между высшими руководителями компаний и структурами, представляющими государственный сектор управления, образуют собственную, параллельную официальной, нормативно-законодательную базу.
В отличие от нефтяной отрасли, «Газпром» не стал заимствовать управленческие стандарты и организационные решения при организации работы на внутреннем рынке. Внутренний рынок строился на нормативных актах, принятых в период становления хозрасчетных отношений и коммерциализации предприятий 1987-1990 гг., а также законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1992 года. Все эти документы создали уникальную возможность для предприятий газовой промышленности осуществлять самостоятельную стратегию диверсификации в высокодоходные отрасли. Для характеристики данных стратегий, авторы пользовались материалами кафедры менеджмента Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, а также - отраслевой литературой и СМИ, выпущенными в 90-е годы [5-7].
Три крупнейших добывающих предприятия - «Уренгойгазпром», «Надымгазпром» и «Ямбурггаздобыча, находящиеся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, - занимаются преимущественно добычей газа и газового конденсата, а транспортировка и сбыт газа ограничивались малонаселенными районами Крайнего Севера, на которых также отсутствуют крупные промышленные предприятия, потребляющие газ. Для диверсификации были выбраны следующие направления деятельности:
• разработка нефтяных оторочек газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе, и для поставки на экспорт;
• строительство магистральных газопроводов, в том числе, требующее специализированных навыков (например, в условиях Крайнего Севера).
Существенно отличаются экономико-географические условия работы другого газодобывающего предприятия - «Сургутгазпром». Оно, помимо добычи газового сырья, занимается разработкой нефтяных оторочек, для чего в начале 1990-х годов активно создавало дочерние и совместные предприятия. В 1980-1990-х годах начали
387
развиваться газопереработка и газохимия. Но основным профилем деятельности «Сургутгазпрома» является магистральный транспорт газа в направлении Урала. Крупнейшим потребителями «Сургутгазпрома» являются электростанции. Частично схоже с «Сургутгазпро-мом» экономико-географическое положение предприятия «Томск-трансгаз». Несмотря на преимущественно транспортный профиль, здесь ведется освоение малых и средних месторождений газа. Есть крупные потребители, представляющие интерес для приобретения их акций в обмен на поставки газа: химические и металлургические предприятия Томской и Кемеровской областей.
«Тюментрансгаз», «Уралтрансгаз» и «Пермтрансгаз» - крупнейшие газотранспортные предприятия, обслуживающие магистральные газопроводы, идущие с основных газодобывающих регионов Сибири на промышленные предприятия Урала и далее, на Запад. Они связаны с крупнейшими газопотребляющими предприятиями, в том числе, и других финансово-промышленных групп: федеральными электростанциями, региональными АО-энерго и металлургическими комбинатами. Среди направлений диверсификации этих дочерних структур «Газпрома» в 1990-е годы были организация сбыта металлургической продукции, сервисное обслуживание газопроводов и энергетика.
В принципиально иных экономико-географических условиях находится газодобывающее предприятие «Оренбурггазпром»: во-первых, оно обеспечивает транспортировку газа с Южного Урала, а также транзит среднеазиатского газа, благодаря чему его деятельность диверсифицирована в достаточной степени. Кроме этого, здесь широко развит сбыт газа крупным промышленным производствам, а также добыча и реализация газового конденсата, нефтепродуктов и нефти, в том числе, и на экспорт - в Казахстан. Сложный физико-химический состав добываемых здесь углеводородов обеспечил развитие газопереработки. Схожие экономико-географические условия сложились и на предприятии «Астраханьгазпром», являющееся крупнейшим производителем серы.
Предприятие «Кубаньгазпром» имеет относительно небольшой объем добычи газа, но является основным поставщиком газа на Северном Кавказе, наряду с предприятием «Кавказтрансгаз», которое также совмещает функции добычи и транспорта газа. Функции добычи и транспорта совмещает также «Каспийгазпром» - предприятие, обслуживающее территорию Республики Дагестан. Однако в последнее время у «Каспийгазпрома» наметилась новая специализация - освоение российского сектора каспийского шельфа, в том числе, и нефтяных месторождений. В 1990-е годы предприятия Северо-
388
Кавказского региона начали диверсификацию во внешнеэкономическую деятельность: это поставки газа в Болгарию, Турцию и государства Закавказья, создание совместных предприятий по техническому обслуживанию газопроводов, гостинично-туристический бизнес и др.
В относительно близких экономико-географических условиях находятся предприятия по транспортировке и поставкам газа Поволжья -«Волготрансгаз» (Нижний Новгород), «Самаратрансгаз» и «Югтранс-газ» (Саратов). Наличие крупных газопотребляющих предприятий, в том числе ВПК, запасов углеводородного сырья, развитой транспортной и финансовой инфраструктуры определяет широкий профиль диверсификации: создание дочерних и совместных предприятий по добыче газа и нефти, сервисное обслуживание и техническая диагностика газопроводов, дочерние предприятия в энергетике, банковский и финансовый бизнес и др. В схожих экономико-географических условиях находятся предприятия Поволжья, обслуживающие республики Татарстан и Башкортостан: «Таттрансгаз» и «Баштрансгаз».
Предприятие «Севергазпром» отвечает за разработку месторождений в республике Коми, а также за участок трубопровода с Севера в направлении Москвы. В границах его территории обслуживания находятся АО «Северсталь» и перспективные углеводородные месторождения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В 1990-е годы это предприятие диверсифицировалось в такие сферы, как внешнеэкономическая деятельность по сбыту металлургической продукции и создание дочерних и аффилированных предприятий для освоения малых и средних месторождений.
Наиболее развитая финансовая, транспортная и информационная инфраструктура находится на территории обслуживания предприятий «Мострансгаз» и «Лентрансгаз». Исключительно благоприятным фактором рентного характера для диверсификации обоих компаний является непосредственная их близость к внешним рынкам. Здесь наиболее предпочтительным считалось положение «Лентранс-газа», поскольку именно это предприятие имеет непосредственный выход на рынки государств Балтии, а также Финляндию и Польшу. Диверсификация привела к созданию совместных газовых компаний в этих государствах, покупке контрольных пакетов акций химических и газораспределительных компаний.
Менее благоприятные перспективы внешнеэкономической деятельности сложились в начале 1990-х годов для «Мострансгаза»: предприятие граничит с газотранспортными системами Украины, где рынок - один из самых неплатежеспособных в СНГ. Вместе с тем, «Мострансгазу» достался один из самых платежеспособных
389
территориальных сегментов внутреннего рынка РФ, выход на крупные газопотребляющие предприятия, в том числе, и экспортные, а также - возможность диверсификации в агрокомплекс, производство оборудования и сервис. Наличие в Ростовской области малых и средних месторождений газа послужило базой для диверсификации в их освоение и разработку через АО «Ростовгаздобыча».
В преимущественном положении находились две группы предприятий:
1) совмещающие добычу и транспорт газа, а также поставки его крупным потребителям, у которых объем транзитного газа относительно невелик;
2) имеющие непосредственный выход на внешний рынок, а также крупных промышленных потребителей и развитую финансовую инфраструктуру на западных границах РФ. Максимальное рентное преимущество - у «Лентрансгаза». «Кубаньгазпром», «Кавказтранс-газ» и «Мострансгаз» обладают меньшим внешнеэкономическим потенциалом, но большей связью с прибыльными предприятиями внутреннего рынка.
Стремление дочерних предприятий к диверсификации и максимальной финансово-хозяйственной самостоятельности неоднозначно влияло на целостность самого «Газпрома». В период 1988-1993 гг. большинству предприятий было выгодно оставаться в единой компании потому, что она не вмешивалась в их текущую деятельность и несла ответственность за техническое состояние и диспетчеризацию Единой системы газоснабжения. Налицо отмеченное в описании российской модели управления так называемые кластерное устройство «Газпрома» как компании. Но в последующие годы ситуация сменилась на противоположную: предприятия с наилучшими экономико-географическими условиями стали стремиться к еще большей автономии от «Газпрома».
В пользу демонополизации складывались и внешние условия. К середине 1990-х годов завершились реформы нефтяной промышленности - демонополизация, либерализация условий доступа к недрам через тендеры, привлечение первых иностранных инвестиций и декларирование открытия доступа зарубежных компаний к месторождениям на территории РФ на условиях раздела продукции, - оказали косвенное влияние на систему управления Газпрома. Принятый в 1995 г. Закон «О соглашениях о разделе продукции в Российской Федерации» впервые потребовал от трубопроводных компаний обеспечить инвесторам доступ для вывоза всего добытого сырья. Формально, российские и зарубежные нефтяные компании имели
390
право самостоятельно добывать газ и участвовать в тендерах на освоение и разработку газовых месторождений, но из-за отсутствия реального механизма обеспечения эффективного доступа к магистральным газопроводам оно не действовало.
Компании могли продавать газ по расчетной цене для добывающих предприятий, тем самым сдавая его в систему магистрального транспорта. Из-за фактической монополии на внешнюю торговлю газом, согласно оценке агентств «Петролеум Аргус» и КР1, компании, вызвавшиеся осваивать газовые месторождения на условиях раздела продукции, не могли экспортировать газ напрямую и теряли 80-90% потенциальной прибыли [8-10]. Кроме этого, сама система расчетных цен не предусматривала оплату транспортировки газа по тарифам для независимых производителей газа, о чем говорится в подготовленном с участием Международного энергетического агентства докладе «Энергетическая политика России» за 1995 год. Но фактическая монополия на внешнюю торговлю газом отвечала интересам и Газпрома, и федерального бюджета - в противном случае появление новых поставщиков газа в Европу с территории РФ могло вызвать дополнительное снижение цен на газ.
Требования создать для независимых производителей газа более благоприятные условия закладывались в программу сотрудничества Российской Федерации и Международного валютного фонда. Параллельно с этим, МВФ жестко потребовал от исполнительной власти ликвидировать внебюджетные фонды, и в первую очередь, Единый фонд стабилизации и развития газовой промышленности. Фонд был ликвидирован в начале 1996 года. Согласно оценкам журнала «Нефть и капитал», это ставило под существенную угрозу целостность компании, поскольку сокращалась ее зависимость от отчислений от деятельности предприятий.
Исполнительная власть делает первую попытку внести в деятельность газовой отрасли хотя бы формальные элементы прозрачности и соответствия требованиям Закона РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ. Этот документ, принятый еще в 1995 г., объявлял естественной монополией только одну подотрасль - магистральный транспорт газа; такая структура отрасли, будь она реализована, могла бы обеспечить недискриминационный доступ к газопроводам для всех владельцев газа, а также контроль государства за выручкой от транспортировки газа через еще один институт свободного рынка газа - маршрутизацию, то есть, требование соответствия стоимости транспортировки газа для пользователей магистральных газопроводов дальности транспортировки. На практике эти нормы не могут
391
быть выполнены ни одной структурой ТЭК, ведь они противоречат всем отраслевым нормативным документам, включая Правила поставки газа. Государство сохраняло за собой лишь несколько «опорных точек» в регулировании деятельности «Газпрома»:
• регулирование оптовых цен на газ,
• регулирование тарифов на транспортировку газа,
• в перспективе рассматривался переход к регулированию ставок оплаты за доступ к газопроводам и условий доступа.
В ответ на это, высшее руководство РАО «Газпром» принимает решение отделить функции торговли газом от транспортировки. Для реализации газа учреждает специализированную дочернюю компанию ООО «Межрегионгаз» (ООО «МРГ»), с сетью региональных филиалов. Как заявляли в «Газпроме», «МРГ» будет покупать газ у добывающих предприятий и реализовать его конечным потребителям. Теперь в региональные филиалы поступал основной доход от продажи газа, который прежде аккумулировался у транспортных предприятий. Транспортные предприятия переводились на систему оплаты объемов товаротранспортной работы по транзитным тарифам. За счет перераспределения торговых функций в центр фактически компенсировалась утрата Единого фонда стабилизации и развития газовой промышленности.
Поворотной точкой в реформировании газовой промышленности становится Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1996 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Правительству РФ поручалось подготовить и утвердить программу мер по структурной перестройке естественных монополий, требования которой в значительной степени соответствовали рыночным, в частности:
• совершенствование системы регулирования, в том числе ценового, с дерегулированием и формированием рынков потенциально конкурентных видов деятельности;
• выделение самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий, исходя из экономической целесообразности, организацию контроля за финансовыми потоками;
• поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
• придание организованности рынкам в сфере деятельности естественных монополий за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен, тарифов и правил их определения, введения еди-
392
ных правил доступа к магистральным газопроводам на недискриминационной основе;
• определение особенностей дальнейшей приватизации;
• повышение эффективности реализации полномочий государства путем усиления ответственности государственных представителей в совете директоров компании;
• своевременная уплата налоговых платежей;
• обеспечение открытости акционерных обществ для инвесторов и акционеров.
Указ был нацелен в конечном итоге на сближение стандартов деятельности отечественной газовой отрасли со странами ЕС. Эффективное использование газа впервые официально увязывалось с развитием отраслевой конкуренции и предоставлением независимым российским производителям газа недискриминационных прав на доступ к свободным мощностям газотранспортной системы на территории Российской Федерации - правда, в отличие от США и ЕС, где право на доступ к газопроводам имеют как производители, так и крупные и средние потребители газа, а также перепродавцы, право на доступ к газопроводам в России должны были получить только производители газа. С методологической точки зрения, это был принципиальный выбор пути развития рынка в отраслях естественных монополий. Коммерческий опыт, накопленный ими с 1992 г., а также ранее, в период распада плановой экономики, не признавался рыночным.
Подготовка газовой отрасли к формированию рыночных институтов. Несмотря на радикальный характер требований Указа Президента РФ №426, формирование новой системы взаимоотношений между дочерними структурами «Газпрома» началось лишь после 1998 г., когда в результате организованного Правительством РФ конкурса на покупку у «Газпрома» 1,5% акций появился стратегический инвестор - ЯиЬ^аз (Германия). Новый совладелец получил место в совете директоров российской компании.
Начал формироваться основополагающий институт рынка природного газа - доступ к магистральным газопроводам. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром» и новые «Правила поставки газа потребителям Российской Федерации» впервые закрепили право организации или предприятия поставлять газ, если эта организация не имеет собственного газотранспортного оборудования и газораспределительных сетей. Учреждается Межведомственная комиссия, в компетенцию которой входило
393
рассмотрение споров между ОАО «Газпром» и компаниями-владельцами газа. Впервые вводится понятие «свободной мощности газотранспортной системы» - технически возможной мощности по приему и прокачке газа по определенным участкам газотранспортной системы в определенные периоды времени. Подобная трактовка свободной мощности все еще сохраняла монопольный элемент: свободными, согласно Положению, являются технически возможные мощности по приему и транспортировке газа после того, как в газопроводы уже принят газ, принадлежащий самому «Газпрому».
Компания преобразуется из Российского акционерного общества в открытое акционерное общество - ОАО «Газпром». Чтобы сохранить государственный контроль за крупнейшей естественной монополией, был принят Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», который ограничивал долю иностранных инвесторов в акционерном капитале «Газпрома» на уровне ниже блокирующего пакета акций и декларировал целостность Единой системы газоснабжения.
Вместе с тем, Закон «О газснабжении...» заложил фундамент рыночных реформ в долгосрочной перспективе. Новое ограничение доли иностранного капитала открывало перед иностранными инвесторами больше возможностей для участия в совете директоров «Газпрома», ведь в начале 1990-х гг. высшее руководство компании планировало ограничить долю иностранных собственников 9-10%. Закон подтверждал право любой организации на доступ к магистральным газопроводам; решение о доступе должно было принимать Правительство РФ. На практике данное право оказалось фактически делегировано ОАО «Газпром», несмотря на отсутствие подобных процедур делегирования в законодательстве об акционерных обществах.
С 2000-х годов в качестве самостоятельных участников реформирования отрасли проявило себя сообщество относительно небольших неинтегрированных компаний, специализировавшихся на добыче и перепродаже газа. Формальная независимость от ОАО «Газпром» этих структур была, по сути дела, ничем иным, как продолжением скрытой либерализации деятельность дочерних предприятий «Газпрома». К примеру, газета «Извести®» неоднократно публиковали материалы, утверждающие, что международная компания «ИТЕРА», практически 10 лет выступавшая владельцем газа, транспортируемого из Туркменистана, не могла появиться без поддержки высших руководителей компании-монополиста. Компания «НОВА-ТЭК» образовалась путем слияния предприятий, работающих в г. Самаре и Ямало-Ненецком округе. В силу существующей непрозрач-
394
ности системы учредительства в газовой отрасли, вопрос о «происхождении» компаний - независимых производителей газа в значительной степени закрытый. Более того, уже позже, в 2003-2006 гг. «Газпром» стал проводить политику возврата под свой контроль части акций и других ключевых активов независимых производителей газа [12]. Но, несмотря на это, публичные выступления руководителей этих компаний по-прежнему публично отстаивают планы формирования в стране нерегулируемого рынка газа и создание газовой биржи. В 2001 г. основан Союз независимых производителей газа. Несмотря на то, что политическое влияние вошедших в него мелких и средних газодобывающих компаний само по себе невелико, оно может возрасти в случае объединения их интересов с крупными российскими нефтяными компаниями, а также - с зарубежными нефтегазовыми компаниями.
В перспективе независимые компании могут быть привлекательны для внешних инвесторов, т.к. располагают 30% общего числа выданных лицензий на разработку газовых месторождений2; запасы газа независимых производителей оцениваются в 2,5 млрд. куб. м. По данным на 2002 г., представленным в табл. 1, можно сделать вывод о том, что раскрывая часть информации о своих запасах, малые и средние компании преследуют цель роста рыночной капитализации.
Таблица 1
Суммарные запасы компаний-участников « Союза независимых производителей газа»
Показатель АВС1 С2 Ресурсы
Природный газ, млдр. куб. м 1555,6 1276,0 349,9
Конденсат, млн. т 131,8 224,3 71,4
Нефть, млн. т 274,6 722,0 62,9
Источник: Союз независимых производителей газа, [8].
Экономические требования независимых производителей газа - это:
• создание условий для развития независимых производителей газа, поэтапного сокращения регулирования в потенциально конкурентных сферах (добыча, сбыт);
• сохранение на первоначальных этапах целостности транспортной составляющей Единой системы газоснабжения, усиление государственного регулирования в транспорте газа;
2 На долю «Газпрома» приходится 157 лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, что представляет более 60% российских разведанных запасов газа (26-28 трлн. куб. м).
395
• расширение нерегулируемого сектора рынка газа со свободными рыночными ценами при антимонопольном контроле и соблюдении правил поведения участников на этом рынке - фактически, шла речь о создании газовой биржи или торговой площадки с элементами биржевых технологий для торговли реальным газом;
• формирование эффективных механизмов обеспечения доступа к магистральным газопроводам и реального контроля за соблюдениями условий доступа: прозрачностью нормативно-технической документации по технологическому присоединению к Единой системе газоснабжения, наличием свободных мощностей, соответствием стоимости транспортировки газа реальной протяженности маршрута, а тарифной ставки -реальным издержкам монополиста.
Идеология независимых производителей газа содержала и определенные призывы к расширению самостоятельности дочерних транспортных и добывающих предприятий «Газпрома» за счет более высоких тарифов и сохранение за ними права на самостоятельную торговлю газом, в том числе и на нерегулируемом рынке.
Впервые после декларации в Указе Президента РФ №426, независимые производители предлагали создать нерегулируемый сектор рынка газа на базе биржевой торговли с участием:
• 5-15% объемов газа, добываемого «Газпромом»;
• газа, закупленного по импорту, что, в частности, должно сделать более прозрачными поставки и транзит газа из Туркменистана и Узбекистана через территорию России;
• газа независимых производителей.
На конкурентный рынок предполагалось вывести наиболее крупных, в том числе экспортно-ориентированных потребителей газа, а услугами биржевой торговли будут добровольно пользоваться покупатели, имеющие потребности и возможности приобрести по рыночным ценам газ сверх объемов газа, установленных договорами поставки и государственными контрактами. В целом, предложенный алгоритм преобразований приводит к демонополизации ОАО «Газпром» не путем директивного разделения компании-монополиста, а через создание экономических условий для эволюции отрасли в желаемом направлении.
Вертикально - интегрированные нефтяные компании занимают особое место среди независимых производителей газа. Для них добыча природного газа пока не является основным видом деятельности, но потенциал в этом смысле у российских ВИНК огромен. Суммарные запасы природного газа российских ВИНК составляют около 7 трлн. куб. м.
396
Нефтяные компании могут стать основными - и реальными - конкурентами ОАО «Газпром» лишь в том случае, если осуществятся их планы [14, 15] по превращению в нефтегазовые компании и доведению доли «газового сектора» как минимум до 20-25% в выпуске.
Таблица 2
Прогноз распределения рынков газа между основными участниками, млрд. куб. м
Показатель 2000 г. 2010 г.
(факт) (прогноз)
Добыча и импорт газа 620 689
Добыча газа России, 584 645
в том числе:
ОАО «Газпром» 523 530
Независимые производители 61,0 111
Импорт газа 36 44
Поставки газа 620 689
На экспорт 213 238
в том числе ОАО «Газпром» 172 202
другие поставщики и импортёры 40,6 36
На внутренний рынок 346 389
в том числе на регулируемый сектор 266 60
на нерегулируемый сектор 80 329
в том числе ОАО «Газпром» 0 210
другие поставщики и импортёры 80 119
На собственные нужды ОАО «Газпром» 61 62
Однако вплоть до начала нового десятилетия, политическое влияние нефтяных компаний на процессы, происходящие в газовой отрасли, было ограничено. В 2003 г. фактически была отвергнута предложенная от имени Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) концепция одномоментной либерализации рынка газа. Анализ этой концепции и ее последствий проводился автором (см. [13]). К основным негативным последствиям одномоментного выделения из структуры ОАО «Газпром» транспортного звена, помимо резкого роста цен и снижения надежности газоснабжения, следует отнести его негативное влияние на капитализацию газодобывающих и газотранспортных компаний. Еще один фактор напряженности в результате одномоментной либерализации: узкая специализация в рамках транспортной компании сократит возможности транспортных предприятий «Газпрома» продавать газ, либо приведет к существенному росту неформальных, бартерных схем по оплате газом услуг на транспортировку [12, 13].
В отличие от проектов РСПП, концепция развития рынка газа, представленная независимыми компаниями содержала в себе ряд
397
требований, обеспечивающих развитие товарных рынков при сохранении структуры отрасли достаточно стабильной в среднесрочной перспективе. Вместо одномоментной либерализации, на которой достаточно длительное время настаивал РСПП, была предложена, так называемая, «двухсекторная» модель рынка газа. Нерегулируемый рынок газа должен в течение нескольких ближайших лет существовать параллельно с регулируемым. Рост конкурентного рынка газа должен идти постоянно, сбалансированным на каждом этапе по прибыльности газовых компаний и возможности для потребителей оплачивать возросшую стоимость газа. Тем самым, становление рыночных отношений в газовой промышленности приобретает динамичный характер, позволяющий разработать критерии для оценки эффективности осуществления каждого из этапов.
Двухсекторная модель отводит структурным преобразованиям в самом ОАО «Газпром» второстепенную роль. Вместо демонополизации компании-монополиста предлагается поэтапная и осуществляемая под контролем государства перестройка контрактных отношений в отрасли. Помимо предоставления ОАО «Газпром» права продавать свой газ по коммерческим ценам, для запуска рыночных механизмов необходимо принудительное выведение с регулируемого рынка на конкурентный определённого и постоянно расширяемого состава потребителей. Немаловажным фактором в пользу двух-секторной модели является высказываемое рядом разработчиков подобных концепций [12, 14] предложение открыть доступ на рынок газа и для дочерних предприятий ОАО «Газпром».
Либерализация рынка газа в этой концепции, в отличие от предложений РСПП, сопровождается усилением государственного регулирования, которое должно заменить в итоге действующий сегодня непосредственный контроль над поставками газа и ценами. В качестве инструмента косвенного регулирования, специфичного для газовой отрасли, может быть предложена система индикативных балансов газа страны и каждого субъекта Российской Федерации, основанных на заявках производителей и потребителей газа. Заявки производителей могут быть оптимизированы с учетом наличия свободных мощностей в газотранспортной системе, а заявки потребителей - согласовываться с региональными энергетическими комиссиями. В рыночных условиях балансовые параметры не являются заданиями на поставку или покупку газа, а должны использоваться соответствующими федеральными органами (Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, ФЭК России) для решения таких ключевых задач организации рынка газа, как:
398
• определение объема и состава потребителей, выводимых с регулируемого на конкурентный рынок газа;
• распределение потоков газа по сети с определением узких мест, способов и стоимости их устранения, для включения необходимых затрат в тарифы на транспорт газа;
• организация инвестиционного доступа, то есть, такого доступа к магистральным газопроводам, предоставление которого зависит от его вложений в создание новых мощностей по транспортировке газа или повышение пропускной способности действующих газопроводов.
Следует отметить и наиболее сложные задачи в реализации двух-секторной модели рынка газа - прежде всего, это неизбежные перетоки газа с регулируемых сегментов рынка на нерегулируемые, а также на экспорт, осуществляемые в том числе, и через товарную биржу. Но на сегодня эти негативные эффекты не находят должного отражения в проектах реформирования отрасли.
Позиция независимых производителей газа начинает постепенно сближаться и с интересами самого ОАО «Газпром», и ключевой фактор здесь - необходимость обеспечения рентабельного функционирования компании, давно запланированное компанией повышение цен на газ до 45-50 долл. /1000 куб. м к середине 2000-х годов, и до 70-80 долл. - к концу нынешнего десятилетия. Существенная роль здесь отводится коммерческим технологиям, позволяющим найти компромисс по цене газа между монополистом и независимыми производителями. С 2002 г. начала действовать электронная торговая площадка ООО «Межергионгаз», использующая элементы биржевых технологий. Схема ее работы такова: газ независимых производителей приобретается на входе в Единую систему газоснабжения по договорным ценам. Затем, в пункте покупки он выставляется на продажу через электронную торговую систему. В 2004 г., согласно оценкам представителей «Межрегионгаза», объем проданного таким образом сырья достиг 28 млрд. куб. м, а в 2005 г. - около 72 млрд. куб. м. Цены на данном сегменте рынка газа, как следует из отчета ОАО «Газпром» к ежегодному общему собранию акционеров за 2004-2005 гг., в 1,5-1,8 раз превышают регулируемые.
Можно утверждать, что к настоящему времени газовая промышленность РФ уже находится в фазе коммерциализации. Тем не менее, сами по себе рост цен на газ и появление торговой площадки не решают задачи надлежащего оформления рыночной инфраструктуры торговли газом, в том числе, и нерегулируемого рынка с использованием биржевых технологий.
399
В конце 2003 г. РСПП вместе с ОАО «Газпром» учреждают некоммерческое партнерство «Координатор рынка газа» [9, 14, 15] для того, чтобы обеспечить в ходе постепенной либерализации рынка газа взаимодействие всех сторон, заинтересованных в подобной реформе: государства, «Газпрома» как компании-монополиста, крупных нефтяных компаний, а также РАО «ЕЭС России» и ряда предприятий металлургического и химического комплекса, являющихся крупнейшими потребителями газа. Экспертами этой организации подготовлен базовый документ - «Модель рынка газа», находившийся по состоянию на середину 2006 г., на утверждении в Правительстве РФ. Модель эволюции рынка газа в России, в частности, предусматривает:
• сохранение за ОАО «Газпром», как вертикально интегрированной компании, являющейся сегодня собственником системы магистральных газопроводов и выполняющей функции по добыче, транспортировке, хранению и поставке газа, статуса оператора внутреннего рынка газа и экспорта газа;
• обеспечение равноправного доступа всех независимых производителей газа на свободные мощности газотранспортной системы;
• обеспечение равных условий для всех субъектов свободного сектора рынка, в том числе для организаций, которые будут осуществлять реализацию на данном секторе объемов газа ОАО «Газпром»;
• разработку условий предотвращения ситуации использования одним из производителей или потребителей газа доминирующего положения при ценообразовании на нерегулируемом рынке [7, 9].
Организационные изменения в самом ОАО «Газпром» свидетельствуют о постепенной эволюции в сторону двухсекторной модели, гарантом обеспечения прозрачности и инвестиционной привлекательности в ней предполагается государство. После увеличения доли государства в «Газпроме» до 51% в 2004 г., многие СМИ поспешили сделать вывод о том, что началась новая волна огосударствления ТЭК, фактически означающая возврат к государственно-капиталистической модели. Но отмена ограничений на обращение акций ОАО «Газпром» для иностранных инвесторов, состоявшаяся на рубеже 2005-2006 гг., опровергла подобные ожидания. Одновременное наличие у государства контрольного пакета акций «Газпрома» и снятие ограничений на обращение остающихся акций стоит рассматривать как некую скрытую до определенного предела напряженность в отношении собственности на активы компании. Вместе с тем, это распределение акций фактически поровну между государством и частным капиталом, включая иностранный, создает предпосылки для
4 00
выделения в перспективе из ОАО «Газпром» транспортной компании и объединения прежде самостоятельных дочерних предприятий по транспортировке и поставкам газа.
При обсуждении двухсекторной модели рынка газа в формате «государство - монополист - независимые производители - потребители» впервые в отечественной практике встал вопрос о возможности организации в России рынка мощностей, позволяющего продавать не только неиспользованный потребителями газ, но и само право на доступ к магистральным газопроводам. По мнению председателя экспертной группы «Развитие сети» некоммерческого партнерства «Координатор рынка газа» В. Резуненко, в ближайшие годы он вряд ли возникнет, поскольку в стране после наметившегося роста потребления и, особенно, экспорта газа, фактически отсутствуют свободные мощности [9]. Необходимо объединять усилия самого «Газпрома», независимых и интегрированных компаний, а также финансовых инвесторов для создания новых мощностей, прежде всего, с целью подключения собственных месторождений газа к Единой системе газоснабжения. Такие газопроводы не подлежат тарифному регулированию, а право на доступ целесообразно коммерциализировать прежде всего. Возникает своеобразная двухсекторная модель рынка мощностей, интегрированная в двухсекторную модель рынка газа.
В подобную систему отношений предлагается интегрировать нефтяные компании и независимых производителей, начавших с 1998-2000-х гг. строительство собственных газопроводов для освоения месторождений природного газа. В качестве возможного ограничения на спекулятивные операции с мощностями предлагается предоставлять право переуступки прав на пользование мощностями только однократно. Государственное регулирование такого сегмента рынка должно в разрешении использования потребителями природного газа в качестве топлива или сырья, а также - в обеспечении недискриминационного доступа владельцев газа к транспортным мощностям, а инвесторов - к участию в проектах по реконструкции и расширению пропускной способности магистральных газопроводов.
Возможности и ограничения на переход России к рынку газа. Что же показал ход преобразований в газовой промышленности? Главной движущей силой преобразований, направленных в конечном итоге на демонополизацию ОАО «Газпром» и разделение компании на газотранспортную (монопольную) и добывающие, изначально были политические реформы общенационального масштаба, а также совпадающие с ними интересы крупного бизнеса. Существенную роль в формулировке и донесении до исполнительной вла-
401
сти позиций зарубежного капитала, заинтересованного в российском энергетическом рынке, сыграли международные финансовые организации, а также Международное энергетическое агентство; именно их требования, по нашему мнению, определили ход структурных преобразований в «Газпроме». По мере продвижения институциональных реформ, у новых субъектов рыночной экономики оформились свои интересы, требующие структурной перестройки естественных монополий.
Не менее значимая группа факторов, подготовивших переход к рынку газа, - это коммерческие интересы структур самого ОАО «Газпром», существовавшие в 1990-е годы в форме диверсификации дочерних предприятий, а позже - в учреждении добывающих предприятий и постепенном размывании регулируемого рынка. Показательна и институциональная эволюция газовой отрасли в рамках представлений об особом, присущем исключительно России характере хозяйственных отношений. В течение 1990-х годов «Газпром» действительно напоминал систему управления, характеризующуюся отсутствием стимулов и условий для конкурентного поведения, территориальным принципом организации дочерних структур. Ситуация в корне изменилась после 1998 г., когда после изменения ценовых пропорций главными целями ОАО «Газпром» на внутреннем рынке стало восстановление цены газа до 45-50 долл./1000 куб. м и ее дальнейший рост до уровня «цены европейского рынка за вычетом транспортных затрат и налогов на внешнюю торговлю». Этот уровень, согласно оценке одного из разработчиков Энергетической стратегии России акад. А.А. Макарова, и будет конечным ориентиром роста цен на газ в условиях либерализации рынка.
Модели перехода к рынку газа, при всем различии их этапов, необходимых изменений в законодательно-нормативной базе и структуре отрасли, можно разделить на две группы:
• одномоментная либерализация, предполагающая в качестве отправной точки разделение ОАО «Газпром» на несколько добывающих и транспортную компанию;
• двухсекторная модель рынка, при которой в течение нескольких лет параллельно действуют как регулируемый, так и свободный сектор рынка газа.
Одномоментная либерализация уже моделировалась автором настоящей работы в [13] с помощью сигнальных графов. Помимо негативного социального эффекта и определенной дестабилизации работы газовой отрасли, ее уязвимости под влиянием внешней и внутренней конъюнктуры. Следуя принципам максимизации капитала
402
компании, обеспечения его прозрачности и создания доступной для большинства участников рынка инфраструктуры, изложенным Э. де Сото, следует признать: одномоментная либерализация не только неэффективна, но и крайне рискованна. Она создаст благоприятные рыночные условия лишь для ограниченного круга компаний, связанных с экспортом газа или газоемкой продукции.
Двухсекторная модель рынка газа достаточно неожиданно перекликается с основными тезисами о природе капитала. Ее можно считать поиском практических решений, направленных на реальный компромисс между двумя крайними оценками «реформируемости» российской экономики. Конкурентное поведение участников рынка в ней соседствует с процедурой формализации ряда характерных для газовой отрасли неформальных отношений, связанных с переходом прав собственности на продаваемый газ. Нерегулируемый сектор торговли газом может быть построен по, так называемой, европейской континентальной модели: товарной биржи как таковой нет, но развивается торговля правом на доступ к магистральным газопроводам через электронные торговые системы. Основная же проблема в реализации двухсекторной модели заключается в неизбежном перетоке газа с незащищенных сегментов внутреннего рынка на свободный рынок и на экспорт - при том, что дополнительные меры государственного регулирования здесь, скорее всего, окажутся малоэффективными.
Выход - в том, чтобы потребители, начиная с крупных, переходили на эффективные технологии использования газа. Двухсектор-ная модель с включенными в нее элементами газосбережения может представлять особый интерес для региональных властей, предприятий электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства в Европейской части России. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» включает в себя требования диверсификации топливно-энергетического баланса, а также возможности свободной торговли сэкономленными энергоресурсами. Требования гибкости ценообразования, страхования ценовых рисков и антимонопольные ограничения, позволяющие не допустить искусственного (спровоцированного) дефицита газа могут привести в перспективе и к биржевой торговле контрактами на газ. Но, прежде, должны быть решены проблемы доступа к магистральным газопроводам и учета газа.
403
Литература и информационные источники
1. Прохоров А.П. Русская модель управления. М: Эксперт, 2004.
2. Э. де Сото. Загадка капитала. М.: Олимп-бизнес, 2004 г.
3. Natural Gas Trading: Cash, Futures, Options; Penn Well Books, NY, 1998.
4. Информация официального сайта компании «СнамРетеГаз» (Италия): www.snamretegas.it
5. Жигалова ИМ. Организация и управление на магистральных газопроводах Л.: Недра, 1973.
6. Епифанова Н.П. Дочерние предприятия РАО «Газпром»М.: Нефть и газ, 1995.
7. Информация официального сайта ОАО «Газпром»: www.gazprom.ru.
8. Информация официального сайта Российского газового общества: www.gazo.ru
9. Информация официального сайта Некоммерческого партнерства «Координатор рынка газа»: www.k-r-g.ru
10. Демихова М. ИТЕРА: клиринговая дипломатия в интерьере неплатежей /Промышленные ведомости. №1, 1999.
11. Petroleum Argus, 2005, № 29.
12. Корпоративный журнал «Газпром», N°3, 2004.
13. Кротова М.В. Анализ последствий реформирования внутреннего рынка /Научные труды ИНПРАН.М.:МАКС-Пресс, 2004г.
14. Информация официального сайта ОАО Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»: www.lukoil.com
15. Информация официального сайта ОАО «Тюменская нефтяная компания»: www.tnk.ru.
404