РЕМШииМ 15
ЮЛИЯ УВАРОВА, «Ремедиум»
РОССИИСКИИ РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА РАСТИТЕЛЬНОЙ основе
В продолжение главной темы этого номера мы проанализировали состояние российского рынка растительных лекарственных средств.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, в 2005—2009 гг. рынок характеризовался высокими темпами роста и в натуральном, и в денежном выражении. Однако в 2010 г. рост продаж в стоимостном эквиваленте замедлился (+4,0% по сравнению с 2009 г.), а в натуральном и вовсе оказался отрицательным (-4,9%). По итогам 2010 г. объем реализации растительных ЛС составил 282 млн. упаковок на сумму 19,3 млрд. руб. в розничных ценах (рис, 1).
Лекарственные средства на растительной основе, равно как и БАДы, представляют незначительный сегмент российского фармацевтическо-
го рынка, более того, на протяжении последних лет доля этих препаратов в натуральных объемах снижалась: если в 2005 г. она составляла 6,6%, то в 2010 г. —
Динамика развития российского рынка I препаратов на растительной основе
5,2%. В денежном выражении этот показатель остался почти без изменений (3,4%).
В структуре продаж рынка растительных препаратов есть интересная особенность. По объему реализации в натуральных единицах лидируют средства российского производства (более 50%). В денежном эквивален-
| | — упак., млн. Q — руб., млрд.
таблица Ведущие фармгруппы препаратов на растительной основе на российском рынке по итогам 2010 г.
№ Фармгруппы Доля продаж, % Прирост продаж, %
в натуральном выражении, % в денежном выражении, % 2009 2010
2009 2010 2009 2010
1 Отхаркивающее средство растительного происхождения 20,8 18,3 15,1 17,0 -16,3 16,8
2 Седативное средство растительного происхождения 27,2 28,7 13,1 12,5 0,1 -0,5
3 Средство лечения доброкачественной гиперплазии простаты растительного происхождения 1,0 1,0 8,9 9,1 0,8 7,4
4 Ангиопротекторное средство растительного происхождения 1,3 1,3 8,2 7,2 -6,1 -8,2
5 Диуретическое средство растительного происхождения 1,5 1,9 6,7 7,1 21,3 10,9
6 Желчегонное средство растительного происхождения 9,3 9,4 6,3 6,4 -4,4 6,5
7 Иммуностимулирующее средство растительного происхождения 2,8 2,3 6,2 5,2 -22,1 -12,9
8 Носа заболеваний средство лечения растительного происхождения 0,7 0,9 3,4 3,8 24,0 16,4
9 Слабительное средство растительного происхождения 4,6 3,7 3,7 3,5 -24,0 -3,1
10 Растительного происхождения средство 1,9 1,7 3,7 3,3 -13,5 -6,7
Итого 71,1 69,1 75,1 75,1
16 РШЩЦЦМ
ГЛАВНАЯ ТЕМА. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
таблица 2 Ведущие компании российского рынка препаратов на растительной основе
Компания Доля продаж, % Прирост продаж, %
в натуральном выражении, % в денежном выражении, %2009 2010
2009 2010 2009 2010
BIONORICA 2,4 3,1 11,2 12,1 22,1 11,8
SANDOZGROUP 3,3 3,0 9,5 8,4 -14,2 -8,2
MENARINI 0,7 0,8 7,3 7,7 -0,6 9,7
TEVA 2,8 2,8 6,5 6,1 -7,6 -2,5
SANOFI-AVENTIS 3,4 3,8 3,4 4,4 5,1 36,2
HIMALAYA 1,1 1,4 4,0 4,1 13,9 5,9
BEAUFOUR IPSEN 0,3 0,4 4,6 3,9 -1,7 -10,4
UNIQUE 3,7 3,3 3,5 3,2 -14,3 -7,0
HERBION PAKISTAN 3,1 2,9 3,2 2,9 -13,6 -4,3
KRKA 1,0 1,2 2,7 2,6 10,9 2,8
Итого 22,0 22,4 55,9 55,5
рисунок Распределение продаж препаратов
на растительной основе по странам
Доля в натуральном выражении, %, 2010 Доля в стоимостном выражении, %, 2010
11 10 —1 9 7 \Л\ 1 5 / 1 9 1° ^ 8 — 7 ~Хелм ' 6 / \\Лл\ 1
Аух 4У\/ \ \2_
—\2_ з]
1 — Германия, 7,0% 2 — Россия, 55,8% 3 — Индия, 8,5% 4 — Словения, 4,1% 5 — Чехия, 5,6% 6 — Франция, 1,2% 7 — Пакистан, 2,9% 8 — Польша, 1,1% 9 — Швейцария, 0,3% 10 — Украина, 2,3% 11 — Другие, 11,2% 1 — Германия, 27,8% 2 — Россия, 18,9% 3 — Индия, 11,6% 4 — Словения, 10,9% 5 — Чехия, 8,2% 6 — Франция, 7,2% 7 — Пакистан, 2,9% 8 — Польша, 2,5% 9 — Швейцария, 2,1% 10 — Украина, 1,2% 11 — Другие, 6,6%
те лидерами продаж являются препараты из Германии, российские лекарства находятся на втором месте, на третьем — индийские ЛС, доля которых значительно выросла в последнее время.
Всего на российском рынке растительных ЛС представлено более 40 фармацевтических групп. В таблице 1 приведены наиболее востребованные из них. Передовую позицию занимает группа отхаркивающих средств, доля
которой в рублевом эквиваленте в 2010 г. составила 17,0%. Однако в упаковках объем продаж препаратов данной группы сократился. Суммарная доля десятки ведущих фармацевтических групп — 69,1% в натуральном и 75,1% в денежном выражении.
Десятку ведущих производителей растительных препаратов возглавляет немецкая компания
Вюпопса (табл. 2), продукция которой в 2010 г успешно реализовывалась на российском рынке. При этом наибольший рост в денежном эквиваленте продемонстрировала компания Sanofi-aventis (+36,2%), а максимально упали продажи у компании Веаийэиг ^еп (-10,4% по сравнению с 2009 г.). Важно отметить, что среди лидеров продаж в денежном выражении нет ни одной российской компании.
Суммарная доля десятки ведущих производителей составила 22,4% в упаковках и 55,5% в рублях, что говорит о весьма высокой концентрации этого рынка.
Среди ведущих торговых наименований на российском рынке растительных препаратов (табл. 3) лидирует Простамол уно (Мепапш). В Топ-10 вошли Мукалтин
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛС НА РАСТИТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ
РЕМЩЦЦМ 17
те чгто, г е и» е в I а т - г н
крупнейший иктернет - ресурс в об ласт л фарма и ии, здравоохранения у\ медицины
таблица з Ведущие торговые наименования российского рынка препаратов на растительной основе
Компания Доля продаж, % Прирост продаж, %
в натуральном выражении, % в денежном выражении, % 2009 2010
2009 2010 2009 2010
PROSTAMOL UNO 0,7 0,8 7,3 7,7 -0,6 9,7
CANEPHRON N 1,0 1,3 5,3 5,8 29,3 14,3
NOVO PASSIT 2,0 2,0 4,8 4,4 -7,4 -5,0
TANAKAN 0,3 0,3 4,4 3,8 0,7 -10,0
PERSEN 1,1 1,2 3,6 3,4 -0,8 -2,8
MUCALTIN 10,4 7,9 1,3 3,3 -27,6 168,4
PINOSOL 3,1 3,3 2,6 3,2 2,0 32,2
DOCTOR MOM 3,7 3,3 3,5 3,2 -14,3 -7,0
ALLOCHOL 7,8 7,9 2,5 3,0 -3,8 22,9
SINUPRET 0,6 0,8 2,4 2,7 24,5 16,2
Итого 30,7 28,8 37,6 40,4
и Аллохол, производимые несколькими отечественными компаниями. Наибольший прирост продаж в денежном выражении (не считая Мукалтина)
продемонстрировал Пиносол @апой-aventis), а в натуральном — Канеф-рон Н (Вюпопса). Суммарная доля десятки ведущих торговых наименова-
ний в рублевом эквиваленте выросла на 2,8 п.п., составив 40,4%. В упаковках их доля сократилась до 28,8%.
Ф
X МОСКОВСКАЯ АССАМБЛЕЯ
ЗДОРОВЬЕ СТОЛИЦЫ
15-16 декабря 2011 года
Здание Правительства Москвы £ул. Новый Арбат 36/9)
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе Десятой Московской Ассамблеи «Здоровье Столицы», которая состоится в городе Москве 15-16 декабря 2011 года в здании Правительства Москвы, по адресу: ул. Новый Арбат, 36/9
Организаторы:
Правительство Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Информационно-выставочное агентство * И нфоМедфарм Диалог»
Ассамблея проводится ежегодно в соответствии с Распоряжением Правительства
Москвы то Г-РП сип 29,053003 г.
Цели и задачи:
-повышение престижа врачебной профессии, обобщение и анализ опыта столичного здравоохранения^
внедрение новейших, медицинских технологий и методик лечения, диагностики, профилактики и реабилитации в практику ППУ, обучение специалистов новым рациональным подходам для повышения качества и эффективности оказываемых услуг; -установление, укрепление и развитие профессиональных контактов между специалиста ми-медиками, учеными и практиками Москвы, Московской области, регионов России и других стран.
В программе научно -практические конференции дшр Специалистов;
терапентон, педиатров, хирургов, неврологйн, психиатров, нейрохирургов, кардиологов, пульмонологов. гастроэнтерологов, колопроктопоговл онкологов, урологов, оториноларингологов, фтизиатров, акушеров и гинекологов, токсикологов, алл ер голого н и иммунологов, по лечебной физкультуре и с порти иной меди и и не, по лабораторной диагностике, инфекционистов, эпидемиологов и др. специалистов; конференции по актуальным проблемам состояния и развития здрасюоу ранения, фармацевтической отрасли столицы, по вопросам обязательного медицинского страхования, организации специализированной медицинской помощи.
Выставочная экспозиция:
е рамках Ассамблеи организуется выставка «Новое качество медицинских услуг и лекарственного обеспечения населения города Москвы».
Дополнительная информация; Информационно-выставочное агентство«ИнфоМедФарм Диалог»
125047, Москва, ул. Фалеева, д,7, корп. Тел/фэксгЗ<ед 250-25-06,
3 (499) 251-41 -50,8 (495) 797-62-92 (многоканальные)
Ё-т а||: 1пйэф1п[отТаггле!\a\oq. ги т йзт к^Гга тс11а<1од. т
119034, Моске^. уп, Пречис 1ени&, д. 13
Телефакс; 8(495) 787-88-27,
8 (495) 637-4^2, 8 (495) ^7-41 -23 (многоканальные)
£ -та ||; 1п Гофт Гот н^атпе! lalog.ru у^№У/-1пГо1гне<1Гагп1^!а1од-ги