Ad discendum, non ad docendum.
Для того чтобы учиться, а не для того чтобы учить.
маркетинг и менеджмент
АНАЛИТИКА
ПРАКТИКА
►
• Аптечный рынок РФ
по итогам I полугодия 2011г.
• Новости регистрации
• Эффективное ценообразование в аптеках
• Оригинальное лекарственное средство: первый опыт клинического применения (I фаза). Современные требования
• Из истории появления
позиции медицинского советника ^
38 рщЩццм
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
Аптечный рынок РФ
ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2011 Г.
Согласно данным IMS Health, по итогам I полугодия 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 2,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 2,4 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 15,6% по сравнению с I полугодием 2010 г. и достиг 145,4 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 61,2 руб. в розничных ценах, увеличившись на 12,9%.
Ключевые слова: IMS Health, аптечный рынок, объем продаж, лидер продаж, розничные цены
В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении в I полугодии 2011 г. приходилась на препараты «от 100 до 300 руб.», доля которых увеличилась на 0,8 п.п. по сравнению с прошлым годом, в то время как львиную долю продаж в упаковках составили препараты нижнеценового сегмента. В денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. снизилась доля нижнеценовых сегментов «от 50 до 100 руб.» и «<50 руб.» за счет роста доли верхнеценовых сегментов.
В структуре отпуска препаратов из аптек (рис, 3) в денежном выражении лидируют рецептурные препараты ввиду высо-
кой стоимости. В натуральном выражении лидерами являются безрецептурные ЛС, доля которых уменьшилась на 0,3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В структуре продаж по федеральным округам в аптечном сегменте (рис. 4) по итогам I полугодия 2011 г. лидируют Приволжье и Центр (без учета Москвы), меньше всего продаж приходится на С.-Петербург и Дальний Восток. Лидером российского фармацевтического рынка в денежном выражении в аптечном сегменте является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Топ-10 представлена в основном зарубежными производителями, исключение составляет российская компания «Фармстандарт». Все компании, входящие в десятку лидеров, продемонстрировали положительный прирост в денежном выра-
Key words: IMS Health, retail pharmaceutical market, sales volume, sales leader, retail price.
According to IMS Health, retail sales volume of medicines increased by 2.4% in the 1st half of 2011 compared to the same period of the previous year and equaled 2.4 billion packs.
Yulia UVAROVA, Remedium. RETAIL PHARMACEUTICAL MARKET OF RUSSIA IN THE 1st HALF OF 2011.
жении по итогам I полугодия 2011 г. по сравнению с I полугодием 2010 г. Наибольший прирост продемонстрировала компания Sandoz Group (+33,8% в денежном выражении).
Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в аптечном сегменте по итогам I полугодия 2011 г. (табл. 2) стал Арбидол с долей рынка 1,5% в денежном выражении.
Наибольший прирост продаж в денежном выражении продемонстрировали препараты Лазолван (+66,6%), а также Арбидол (+33,3%).
Ведущие корпорации аптечного рынка ЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2011/I п/г 2010, %
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011 упак. руб.
SANOFI-AVENTIS 2,0 1,9 5,5 5,4 -1,2 13,7
PHARMSTANDART 10,4 9,9 4,6 4,9 -3,1 22,5
BAYER HEALTHCARE 1,0 1,1 3,6 3,7 7,6 16,6
SERVIER 1,1 1,2 4,0 3,6 3,6 6,1
SANDOZ GROUP 1,3 1,5 3,0 3,4 18,8 33,8
MENARINI 1,9 1,8 3,8 3,4 -1,2 4,8
NYCOMED 1,2 1,3 3,2 3,3 13,2 20,7
GEDEON RICHTER 1,4 1,4 3,2 3,1 2,5 12,4
NOVARTIS 1,0 1,0 2,6 2,7 8,0 22,1
ABBOTT 0,4 0,4 2,8 2,6 8,7 9,8
Итого 21,7 21,5 36,2 36,3
Источник: IMS Health
таблица 2 Ведущие торговые наименования аптечного рынка ЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2011/I п/г 2010, %
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011 упак. руб.
ARBIDOL 0,6 0,6 1,3 1,5 8,2 33,3
ESSENTIALE N 0,2 0,2 1,1 1,0 -27,9 4,8
ACTOVEGIN 0,1 0,1 0,9 0,8 6,1 9,6
VIAGRA 0,1 0,1 0,8 0,8 -8,0 12,6
LINEX 0,2 0,2 0,7 0,6 -5,2 13,1
CONCOR 0,2 0,2 0,6 0,6 12,6 10,9
LASOLVAN 0,1 0,2 0,4 0,6 48,8 66,6
ALFLUTOP 0,0 0,0 0,5 0,6 23,7 18,6
OCILLOCOCCINUM 0,2 0,2 0,5 0,5 0,4 12,7
MEXIDOL 0,1 0,1 0,5 0,5 20,0 20,1
Итого 1,8 1,9 7,2 7,4
Источник: IMS Health
Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 7,4% в денежном выражении. В упаковках доля ведущих препаратов составила всего 1,9% аптечного сегмента.
В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3) лидируют препараты для устранения симптомов кашля (И05), лидерами в которой выступают такие ЛС, как Лазолван, Оциллококцинум и ТераФлю. Суммарная доля ведущих ЕрЬММ групп увеличилась как в натуральном, так и в стоимостном выражении, составив 39,3 и 35,7% аптечного рынка соответственно.
рисунок і Аптечный рынок РФ по итогам I полугодия 2011 г.
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011
Источник: IMS Health
40 рщЩццм
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
таблиц^Ф Ведущие EphMRA группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам I полугодия 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2010/ I п/г 2011, %
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011 Упак. Руб.
R05 [COUGH & COLD PREPARATIONS] 5,6 6,4 5,3 6,4 18,2 38,7
LASOLVAN 2,5 3,1 7,2 8,7 48,8 66,6
OaLLOCOCCINUM 3,3 2,8 9,7 7,9 0,4 12,7
THERAFLU 3,1 2,9 8,4 7,1 12,0 17,5
J01 [SYSTEMIC ANTIBACTERIALS] 4,1 3,8 3,9 4,0 -3,0 17,1
SUMAMED 2,0 2,3 9,5 9,8 12,5 20,9
AMOKSIKLAV 2,1 2,6 8,1 8,3 19,7 19,4
FLEMOXIN SOLUTAB 2,4 2,9 6,8 7,7 18,8 32,9
N02 [ANALGESICS] 11,4 11,8 3,8 3,7 6,3 13,4
PENTALGIN N 4,1 3,9 11,3 10,3 0,3 2,7
NUROFEN PLUS 1,5 1,6 8,2 9,6 17,8 32,3
PENTALGIN ICN 1,8 2,5 5,2 6,6 42,5 45,5
R01 [NASAL DECONG/ANTIINFECT.] 5,4 5,4 3,5 3,5 2,0 16,7
TYZINE XYLO 3,2 5,2 5,7 8,2 64,7 69,4
AQUA MARIS 2,9 3,0 8,1 7,2 4,6 4,7
NASIVIN 4,7 3,9 8,1 6,9 -14,9 -0,1
C09 [RENIN-ANGIOTEN SYSTAGENT] 2,6 2,7 3,6 3,4 5,3 9,4
DIROTON 7,4 6,6 12,4 11,1 -6,4 -1,7
PRESTARIUM A 2,5 2,5 10,2 9,4 4,6 0,6
ENAP 11,0 9,8 8,6 6,7 -6,1 -15,4
M01 [ANTIRHEUMATIC SYSTEM] 1,7 1,9 2,9 3,0 10,3 20,1
ALFLUTOP 1,9 2,1 18,3 18,1 23,7 18,6
MOVALIS 5,6 5,0 16,8 16,2 -2,4 15,7
NISE 19,0 21,0 13,0 13,1 21,8 20,7
G03 [SEX HORMONES-SYSTEMC ONLY] 0,5 0,5 3,0 3,0 9,1 17,3
DUPHASTON 13,4 13,2 13,7 13,0 7,2 11,4
YARINA 6,3 7,3 12,2 12,8 26,2 23,2
JEANINE 3,4 4,0 5,9 6,6 28,4 31,7
G04 [UROLOGICALS] 0,9 0,9 3,1 3,0 -1,0 13,0
VIAGRA 9,1 8,5 25,5 25,4 -8,0 12,6
CIALIS 3,0 3,6 8,3 10,9 19,8 47,7
CANEPHRON N 8,4 10,3 8,0 8,7 21,6 22,9
A05 [CHOLAGOGUES-HEPATIC PROCT] 1,2 1,1 3,0 2,8 -8,7 9,6
ESSENTIALE N 17,8 14,0 37,3 35,7 -27,9 4,8
HEPTRAL 1,7 2,2 14,8 15,2 16,1 12,3
ESSLIVER FORTE 6,3 7,1 7,5 7,4 3,1 8,6
A11 [VITAMINS] 4,9 4,8 2,9 2,8 1,9 10,6
MILGAMMA 2,3 2,3 8,7 8,5 1,1 7,7
COMPLIVIT 3,7 3,7 7,4 6,8 0,6 2,1
SUPRADYN 0,9 1,2 5,0 6,3 33,8 39,6
Итого 38,2 39,3 35,0 35,7 2,4 15,6
Источник: IMS Health
РИСУНОК о Структура препаратов аптечного рынка РФ по статусу отпуска из аптек
РИСУНОК О Структура продаж аптечного рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам I полугодия 2011 г.
Доля в упаковках 9
1 — PrivoLzhski FO, 21,8%
2 — Rest of Central FO, 20,8%
3 — Moscow city, 9,6%
4 — South FO, 12,9%
5 — Sibirian FO, 12,5%
6 — UraLski FO, 7,8%
7 — Rest of North-West FO, 7,6%
8 — Far-East FO, 3,5%
9 — St. Petersburg city, 3,6%
Доля в рублях
9
1 — PrivoLzhski FO, 19,4%
2 — Rest of Central FO, 19,0%
3 — Moscow city, 15,6%
4 — South FO, 11,8%
5 — Sibirian FO, 11,7%
6 — UraLski FO, 7,3%
7 — Rest of North-West FO, 6,7%
8 — Far-East FO, 4,2%
9 — St. Petersburg city, 4,2%
Источник: IMS Health
<t>