35 (467) - 2011
Рынок ценных бумаг
Удк 339.7
российский рынок корпоративных облигаций:
сравнительный анализ основных этапов развития
ю. в. семернина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: [email protected] Саратовский государственный социально-экономический университет
В статье отмечается, что в основу исследования положен анализ динамики показателей первичного и вторичного рынка корпоративных облигаций на этапе становления этого рынка, а также на современном этапе его развития. Особое внимание уделено анализу отраслевой и региональной структуры эмитентов российского рынка корпоративных облигаций, а также анализу динамики рынка биржевых облигаций за период с 2008 по 2010 г.
Ключевые слова: корпоративные облигации, биржевой рынок, динамика, первичный рынок ценных бумаг, вторичный рынок ценных бумаг, эмитент, отраслевая структура рынка, региональная структура рынка, биржевая облигация.
Возродившись в 1999 г. российский рынок корпоративных облигаций растет и развивается стремительными темпами, продолжая сохранять свою привлекательность и на современном этапе развития, невзирая на последствия глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. Динамика первичного рынка корпоративных облигаций позволяет судить, насколько активно этот сегмент долгового рынка позволяет компаниям удовлетворять потребность в заемном капитале. Следует отметить, что на российском фондовом рынке львиная доля корпоративных облигаций размещается на биржевом рынке, а точнее на Фон-
довой бирже ММВБ. В отличие от российского фондового рынка на зарубежных рынках ценных бумаг лишь незначительная часть корпоративных облигаций и в количественном, и в денежном выражении размещается на внебиржевом рынке. Спецификой же российского долгового рынка является то, что российский рынок облигаций (и первичный, и вторичный) преимущественно биржевой, в то время как в большинстве других стран это внебиржевой рынок. И если в подавляющем большинстве стран Западной Европы, США и Японии рынок корпоративных облигаций сосредоточен во внебиржевом секторе, то в России, наоборот, большая часть этого рынка приходится на биржевые площадки (ФБ ММВБ, СПВБ и РТС). Одной из основных причин обращения облигаций в некоторых странах на внебиржевом рынке является то, что динамика рыночных цен облигаций более предсказуема и менее подвержена сильным и внезапным колебаниям, чем акций. Тем не менее большинство эмитентов «выводят» свои облигации на биржу, рассчитывая на интерес к ним со стороны институциональных инвесторов. Как правило, для институциональных инвесторов устанавливаются государственные нормы, запрещающие приобретать облигации, которые не котируются на определенной фондовой бирже, или даже те, которые не
Таблица 1
рынок облигаций на ФБ ММВБ [3]
показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Объем размещений, млрд долл. 0,4 1,1 0,8 1,5 2,6 4,9 9,1 14,0 19,5 25,1
Число выпусков облигаций, допущенных к торгам 4 17 64 107 154 172 251 388 576 622
входят в котировальные листы определенного уровня. Обычно облигационные выпуски, входящие в котировальные листы более высокого уровня, пользуются повышенным доверием инвесторов и характеризуются более низкой доходностью.
Поскольку о развитии первичного рынка
900 -
800 -
700 -
600 ■
500 -
400 -
300 -
200 -100 - 9 St <у
0 - -1-1—■ ■—
<f
¡3
1999 г. 2000 г.
2009 г. 2010 г.
рис. 1. Годовой объем размещений на начальном и современном этапе развития российского рынка корпоративных облигаций, млрд руб.
облигаций можно судить по динамике объемов размещений на рынке облигаций ФБ ММВБ, то обратимся к данным, представленным в табл. 1.
Динамика роста объемов размещений облигаций в период с 1999 по 2008 г. свидетельствует о том, что российский рынок облигаций развивался очень быстрыми темпами. Как источник финансирования этот сегмент рынка рос особенно высокими темпами на начальном этапе своего развития (т. е. в период с 1999 по 2000 г.). Безусловно, разразившийся в сентябре 2008 г. мировой финансовый кризис не мог не повлиять на состояние российского долгового рынка в целом и на состояние рынка корпоративных облигаций в частности, однако и в посткризисные годы первичный рынок корпоративных облигаций ФБ ММВБ характеризовался высокой эмиссионной активностью. Так, в 2009 г. на ФБ ММВБ было размещено 154 новых выпуска и одно доразмещение суммарным объемом 908,3 млрд руб. А в 2010 г. был размещен 191 выпуск и доразмещено 3 выпуска корпоративных облигаций суммарным объемом 854,7 млрд руб. по номиналу. На других российских биржевых площадках размещений корпоративных облигаций не осуществлялось. На внебиржевом рынке в 2010 г было размещено 16 новых выпусков рублевых корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 20,7 млрд руб.1.
Если же обратиться к объемам первичного рынка корпоративных облигаций ФБ ММВБ десятилетней давности и сопоставить его размеры с объемами размещения корпоративных облигаций в
1 Банк России. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 г. № 1 (70). URL: http://www.cbr.ru.
2009—2010 гг., то можно получить более наглядные данные о темпах роста этого рынка. Так, в период с 1999 по 2000 г. суммы привлеченных средств с рынка корпоративных облигаций были следующие: 12,3 млрд руб. в 1999 г. и 32,7 млрд руб. в 2000 г. [2]. В период с 2009 по 2010 г. объемы размещения составляли уже от 908,3 до 854,7 млрд руб. Таким образом, можно заметить, что с момента своего возрождения и до настоящего момента годовой объем размещения на этом рынке вырос в среднем в 40 раз! (рис. 1). Это в свою очередь свидетельствует и об увеличении эмиссионной активности на рынке корпоративных облигаций, и об увеличении ликвидности на этом рынке.
Для анализа состояния российского рынка корпоративных облигаций на современном этапе и начальном этапе его развития следует раскрыть содержание его так называемой «эшелонной структуры». Первый эшелон представлен облигациями ведущих эмитентов из лидирующих отраслей экономики, таких как нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, финансовый сектор и пр. Как правило, эмитенты облигаций первого эшелона имеют кредитный рейтинг не ниже BBB — (S&P) / Baa3 (Moody's). Второй эшелон представлен облигациями эмитентов из сильных отраслей экономики, например, металлургии. Как правило, эмитент имеет кредитный рейтинг не ниже BB (S&P) / Ba3 (Moody's). Третий эшелон представлен облигациями эмитентов, которые имеют кредитный рейтинг ниже BB— (S&P) / Ba3 (Moody's) или не имеют его вовсе.
Анализ эшелонной структуры российского рынка корпоративных облигаций за 2000 и за 2010 гг.
18,65
39,00
68,00 40,00
21,00
13,35
□ 1-й эшелон
□ 2-й эшелон
□ 3-й эшелон
2000 г.
2010 г.
Источник'. Рынок корпоративных облигаций: жизнь с дефолтами. Конференция «Эксперт РА». 22.10.2009. URL: http://www.eufn.ru; Банк России. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 г. № 1 (70). URL: http://www.cbr.ru.
рис. 2. Эшелонная структура российского рынка корпоративных облигаций по стоимостному объему размещенных выпусков, %
свидетельствует об увеличении на современном этапе в 2 раза доли облигаций эмитентов первого эшелона, о снижении на 1/3 доли эмитентов второго эшелона и о небольшом увеличении доли эмитентов третьего эшелона (рис. 2). Следует отметить, что поскольку в России на начальном этапе развития рынка корпоративных облигаций был практически не развит институт корпоративных кредитных рейтингов, то этим вопросом занимался институт биржевого листинга, достаточно высокие требования которого являлись своего рода мерилом кредитоспособности и надежности компаний-эмитентов.
Таким образом, современный этап развития рынка корпоративных облигаций характеризуется высоким спросом инвесторов на качественные облигации. В частности, в 2010 г. надежные заемщики агрессивно наращивали свою долговую нагрузку, выходя на рынок с несколькими выпусками облигаций. На облигации эмитентов инвестиционного качества (с рейтингами ААА, ВВВ—/ВВВ+) приходилось 39 % суммарного объема корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ, а на облигации эмитентов спекулятивного качества (с рейтингами ВВ—/ВВ+, В—/В+) — порядка 40 %. Для большинства эмитентов третьего эшелона первичный рынок корпоративных облигаций, как и в 2006—2009 гг., оставался закрытым. В то же время рост интереса участников рынка к рисковым активам позволил нескольким компаниям третьего эшелона, сохранившим кредитоспособность, разместить свои облигационные займы. Доля бумаг эмитентов, не имеющих кредитного рейтинга, составила 21 % от суммарного объема корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ в 2010 г.2.
Также следует отметить очень высокую эмиссионную активность на российском рынке корпоративных облигаций с начала 2011 г. По данным информационного агентства Сбондс. ру [4], в I квартале 2011 г. российские эмитенты разместили рублевых облигаций на 282,88 млрд руб., что в свою очередь составляет 1/3 от объема корпоративных облигаций, размещенных за весь 2010 г. (854,7 млрд руб.).
Чтобы полнее представить динамику первичного рынка корпоративных облигаций за минувшее десятилетие, рассмотрим структуру размещений в отраслевом разрезе. Если рассматривать отраслевую структуру российского рынка корпоративных облигаций за 2009—2010 гг., то следует отметить растущую долю ценных бумаг кредитных организаций и финансовых компаний (табл. 2).
Также следует отметить, что в 2011 г. структура эмитентов российского рынка корпоративных облигаций в отраслевом разрезе сохранила тенденции предыдущих лет (табл. 3).
Анализируя данные, представленные в табл. 3, можно сделать вывод о том, что по ряду параметров рынка корпоративных облигаций ключевыми секторами являются банковский, финансовый, нефтегазовый, электроэнергетика, телекоммуникации и транспорт. При этом почти половина эмитентов рублевых корпоративных облигаций (46 % от общего количества эмитентов) приходится на коммерческие банки, финансовые компании
Таблица 2
Отраслевая структура российского рынка корпоративных облигаций на современном этапе развития, %
Показатель 2009 г. 2010 г.
Кредитные организации и финансовые 34,7 35,7
компании
Нефтегазовая отрасль 13,8 10,8
Транспорт 10,6 8,8
Черная металлургия 5,9 7,3
Электроэнергетика 7,7 7,1
Телекоммуникации и связь 5,8 5,5
Химическая отрасль 1,0 5,3
Торговля 4,6 2,8
Строительство и девелопмент 3,7 2,7
Прочие отрасли и сферы деятельности 12,2 14,0
Итого... 100 100
2 Банк России. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 г. № 1 (70). URL: http://www.cbr.ru.
Источник: Банк России. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 г. № 1 (70). URL: http://www. cbr. ru.
Таблица 3
корпоративные облигации российского рынка ценных бумаг (в обращении) по состоянию на 15.02.2011
Количество Количество облигационных займов суммарный объем
сектор рынка эмитентов в обращении облигационных займов
Ед. % Количество выпусков % сумма, руб. %
Банковский 66 21,0 166 24,9 704 473 450 000 26,6
Финансовый 48 15,2 103 15,4 235 418 625 641 8,9
Телекоммуникации 12 3,8 59 8,8 154 276 265 100 5,8
Машиностроение 19 6,0 26 3,9 58 603 146 831 2,2
Металлургический 17 5,4 46 6,9 224 854 900 000 8,5
Нефтегазовый 13 4,1 33 5,0 337 100 000 000 12,7
Энергетический 31 9,8 45 6,7 203 028 502 000 7,7
Химическая промышленность 9 2,9 17 2,6 146 763 997 573 5,5
Пищевая промышленность 24 7,6 35 5,2 74 195 284 000 2,7
Легкая промышленность 2 0,6 2 0,3 1 506 000 000 0,1
Строительство 27 8,6 48 7,2 83 378 017 959 3,1
Транспорт 8 2,5 27 4,0 244 710 000 000 9,2
Торговля 23 7,3 34 5,1 68 125 801 373 2,6
Прочие 16 5,2 27 4,0 115 838 830 000 4,4
Итого... 315 100 668 100 2 652 272 820 477 100
Источник, авторская разработка на основании данных [1].
и предприятия электроэнергетики. Если судить об отраслевой специфике долгового рынка по количеству облигационных выпусков в обращении, то по этому параметру лидируют такие секторы рынка, как банковский, финансовый и телекоммуникационный (49 % от облигационных займов в обращении). При анализе объемов обращающихся облигационных займов в рублях следует отметить, что наибольшие эмиссии облигаций по величине привлеченных денежных средств были осуществлены коммерческими банками, компаниями нефтегазового сектора и транспорта.
Таким образом, бесспорным лидером российского рынка корпоративных облигаций по ряду параметров (количеству эмитентов, количеству облигационных займов и объему привлеченных денежных средств посредством размещения облигаций) являются коммерческие банки. Наиболее крупными из них участниками являются ОАО «Рос-сельхозбанк» (в обращении 13 выпусков облигаций на общую сумму 92 млрд руб.), ОАО «Газпромбанк» (5 выпусков облигаций на общую сумму 65 млрд руб.), ОАО «Банк ВТБ» (5 выпусков облигаций на общую сумму 50 млрд руб.).
Эмитенты финансового сектора занимают передовые позиции по таким параметрам рынка, как количество эмитентов и количество облигационных выпусков. Наиболее крупными участниками в данном сегменте рынка являются ОАО АИЖК (в обращении 14 выпусков облигаций на общую сумму 78,6 млрд руб.), ООО «ВТБ-Лизинг Финанс» (7 выпусков облигаций на общую сумму
34 923 399 777 руб.) и ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» (5 выпусков облигаций на общую сумму 13 250 099 974 руб.). Здесь же стоит отметить, что финансовые компании занимают 4-е место (после коммерческих банков, компаний нефтегазового сектора и транспорта) по суммарному объему рублевых облигационных займов в обращении.
Среди предприятий энергетического сектора самым весомым участником рынка следует назвать ОАО «ФСК ЕЭС» (в обращении 7 выпусков облигаций на общую сумму 56 млрд руб.). А среди прочих крупных игроков данного сегмента рынка несущественно выделяются ОАО «Мосэнерго» (ТГК-3) (3 выпуска облигаций на общую сумму 15 млрд руб.) и ОАО «Атомэнергопром» (1 выпуск на 10 млрд руб.).
Среди предприятий телекоммуникационного сектора самыми весомыми участниками рынка являются ОАО «МТС» (в обращении 7 выпусков облигаций на общую сумму 85 млрд руб.) и ООО «ВымпелКом-Инвест» (в обращении 4 выпуска облигаций на общую сумму 40 млрд руб.). Менее крупным игроком данного сегмента рынка следует назвать ОАО «Северо-Западный Телеком» (4 выпуска облигаций на общую сумму 8,2 млрд руб.).
В нефтегазовой отрасли бесспорным лидером по величине суммарного объема обращающихся рублевых облигационных займов является ОАО «АК «Транснефть» (в обращении 3 выпуска облигаций на общую сумму 135 млрд руб.). На долю этого эмитента облигаций приходится 5 % от всего объема обращающихся на российском рынке рублевых
корпоративных облигаций. Среди прочих крупных игроков данного сегмента рынка следует назвать ОАО «АНК «Башнефть» (3 выпуска облигаций на общую сумму 50 млрд руб.) и ОАО «ЛУКОЙЛ» (9 выпусков на 49 млрд руб.).
Среди транспортных компаний следует назвать такого крупнейшего эмитента облигаций, как ОАО «РЖД» (в обращении 15 выпусков облигаций на общую сумму 215 млрд руб., что составляет 8 % от всего объема обращающихся на российском рынке рублевых корпоративных облигаций), а также ОАО «Аэрофлот» (в обращении 2 выпуска облигаций на общую сумму 12 млрд руб.) и ОАО «ТрансКонтейнер» (в обращении 2 выпуска облигаций на общую сумму 6 млрд руб.).
Если же рассматривать отраслевую структуру российского рынка корпоративных облигаций на начальном этапе его развития, то можно увидеть, что наибольшие объемы первичного размещения корпоративных облигаций приходились на эти же самые отрасли: нефтегазовую, энергетику и финансовый сектор, включающий банки и инвестиционные компании. Эти отрасли в совокупности занимали следующую долю рынка: 88 % в 1999 г., 78,4 % в 2000 г. [2]. Тем не менее за период с 2009 по 2010 г. эти отрасли (нефтегазовая, энергетика и финансовый сектор, включающий банки и инвестиционные компании) в совокупности занимали существенно меньшую долю рынка корпоративных облигаций: 56,2 % в 2009 г. и 53,6 % в 2010 г. (рис. 3).
Следует отметить, что в 2010 г. для отдельных компаний реального сектора экономики, кредитных организаций и финансовых компаний условия привлечения заемных средств на рынке корпоративных облигаций (стоимость обслуживания, срок и объем займа) были более привлекательными, чем по банковским кредитам. В то же время привлечение финансовых ресурсов посредством корпоративных облигаций сопряжено с издержками на организацию эмиссии облигаций. В целях минимизации таких издержек многие компании в период с 2008 по 2010 г. использовали выпуск биржевых облигаций, выпуск которых проще и дешевле по сравнению с «традиционными» или «классическими корпоративными» облигациями.
Биржевая облигация представляет собой эмиссионную ценную бумагу, которая позволяет привлекать краткосрочное финансирование на срок до 3 лет по упрощенной процедуре эмиссии. Биржевые облигации размещаются и обращаются
рис. 3. Доля эмитентов ведущих отраслей российского рынка корпоративных облигаций на начальном и современном этапах его развития, %
исключительно на фондовой бирже. Упрощенная процедура допуска, а также неограниченный срок действия программы биржевых облигаций делают данный инструмент очень удобным для привлечения финансирования. Биржевые облигации на российском рынке прежде всего интересны компаниям, которые регулярно привлекают кратко- и среднесрочные средства на публичных долговых рынках, так как короткие сроки размещения биржевых облигаций позволяют гибко реагировать на конъюнктуру долгового рынка.
Чтобы получить представление о темпах роста сегмента биржевых облигаций, обратимся к динамике этого сегмента российского фондового рынка (табл. 4).
Если учесть, что на российском фондовом рынке первое размещение биржевых облигаций было осуществлено 25.03.2008 (на ФБ ММВБ), а уже по итогам 2009 и 2010 гг. на ФБ ММВБ было размещено биржевых облигаций на 138,6 млрд руб. и 354,3 млрд руб. соответственно, то такая высокая положительная динамика роста этого сегмента рынка корпоративного долга свидетельствует о стремительном увеличении интереса к этому инструменту со стороны российских эмитентов. Так, по итогам 2008 г. на ФБ ММВБ было размещено 15 выпусков биржевых облигаций 3 эмитентов, по итогам 2009 г. 16 эмитентов разместили 29 выпусков биржевых облигаций, а в 2010 г. выпуском биржевых облигаций воспользовались 52 эмитента, разместивших 93 выпуска биржевых облигаций.
Таблица 4
динамика рынка биржевых облигаций на ФБ ММВБ [3]
показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Объем размещения, млрд руб. 16,5 138,6 354,3
Количество эмитентов 3 16 52
Количество выпусков 15 29 93
Однако несмотря на существенный рост интереса к биржевым облигациям как к инструменту управления краткосрочной ликвидностью со стороны российских корпораций, в общем объеме размещений «классических» или «традиционных» корпоративных облигаций за период с 2008 по 2010 г. доля биржевых облигаций в 2008 г. составляла только 3,2 %, в 2009 г. - 15,8 %, а в 2010 г. - 41,5 %. Следует отметить, что высокие темпы развития сегмента биржевых облигаций в 2010 г. повлияли на уменьшение среднего срока обращения корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ. Так как в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» привлечение займов посредством размещения биржевых облигаций ограничивается сроком 3 года, то в результате средний заявленный срок обращения корпоративных облигаций, размещенных на ММВБ, уменьшился до 4,8 лет (в 2010 г.) с 5,2 лет (в 2009 г.)3. Тем не менее, многие эксперты долгового рынка твердо уверены в том, что биржевые облигации не заменят «классических» облигаций, так как по мере восстановления экономики компаниям понадобится долгосрочная ликвидность, которую могут дать только «классические» корпоративные облигации.
Для анализа региональной структуры эмитентов корпоративных облигаций на современном этапе воспользуемся данными, представленными в табл. 5.
Анализируя данные (см. табл. 5) можно сделать вывод о том, что абсолютным регионом-лидером на российском рынке корпоративных облигаций является Москва. На этот регион приходится 48,5 % всех эмитентов корпоративных облигаций, 53,7 % всех облигационных выпусков, находящихся в обращении, и 45,8 % суммарного объема всех займов корпоративных облигаций. С существенным отрывом за московским регионом следует Петербург, на долю которого приходится 7,6 % всех эмитентов корпоративных облигаций, 8,2 % всех облигационных выпусков, находящихся в обращении, и 9,3 % суммарного объема всех займов корпоративных облигаций. 3-е место в региональной структуре российского рынка корпоративных облигаций занимает Ленинградская область. По суммарному объему обращающихся облигационных займов на долю этого региона приходится 3,9 %. В сумме на эти три региона в настоящее время приходится 59 % всего рынка корпоративных облигаций.
Таблица 5
региональная структура российского рынка корпоративных облигаций (в обращении на 15.02.2011)
3 Банк России. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 г. № 1 (70). URL: http://www.cbr.ru.
количество
коли- облигацион- суммарный
регион чество эмитен- ных займов в обращении, объем облигационных займов,
тов, ед. количество выпусков руб.
Москва 153 359 1 216 882 170 832
Петербург 24 55 245 983 029 973
Ленинградская 3 14 102 500 000 000
область
Республика 3 5 54 500 000 000
Башкортостан
Челябинская 5 9 48 024 543 999
область
Республика 6 14 41 480 000 000
Саха (Якутия)
Республика 14 21 37 259 000 000
Татарстан
Вологодская 3 5 31 499 470 000
область
Московская 12 13 30 545 100 000
область
Свердловская 11 14 29 011 552 000
область
Самарская об- 6 13 28 020 000 000
ласть
Новосибирская 5 8 25 002 000 000
область
Липецкая 1 3 25 000 000 000
область
Краснодарский 8 13 18 638 000 000
край
Пермский край 10 45 17 761 527 800
Нижегородская 4 7 15 017 576 100
область
Ростовская 4 6 11 000 000 000
область
Иркутская 4 4 10 112 563 000
область
Орловская 1 2 10 000 000 000
область
Кемеровская 3 3 9 099 980 848
область
Тюменская 3 5 8 700 000 000
область
Ярославская 1 2 8 087 050 000
область
Ханты- 2 3 8 000 000 000
Мансийский АО
Новгородская 1 3 7 000 016 725
область
Ярославская 1 2 5 500 000 000
область
Республика 1 1 5 000 000 000
Чувашия
Тульская область 1 1 5 000 000 000
Окончание табл. 5
количество
коли- облигацион- суммарный
Регион чество эмитен- ных займов в обращении, объем облигационных займов,
тов, ед. количество выпусков руб.
Республика 2 2 3 050 000 000
Бурятия
Амурская 1 2 3 000 000 000
область
Приморский 2 4 2 610 000 000
край
Удмуртская 2 2 2 006 000 000
Республика
Тверская область 1 1 2 000 000 000
Красноярский 2 2 1 545 000 000
край
Томская область 2 2 1 507 500 000
Архангельская 1 1 1 500 000 000
область
Астраханская 1 1 1 000 000 000
область
Алтайский край 1 1 1 000 000 000
Оренбургская 2 2 905 800 000
область
Курганская 1 1 520 000 000
область
Волгоградская 1 11 255 000 000
область
Владимирская 1 1 200 000 000
область
Республика 1 2 170 000 000
Осетия — Алания
Саратовская 1 3 35 989 200
область
Источник: авторская разработка на основании данных [1].
Если же обратиться к анализу региональной структуры рынка корпоративных облигаций десятилетней давности, то следует отметить, что доля Москвы в тот период составляла порядка 40 %. А доминирующими регионами являлись Москва, Сибирский и Уральский федеральные округа. В сумме эти 3 округа на рынке корпоративных облигаций имели 96,5 % в 1999 г., 74,5 % в 2000 г. [2] Таким образом , можно отметить, что современный этап развития российского рынка корпоративных облигаций характеризуется существенным увеличением доли Москвы в региональной структуре эмитентов этого рынка, на долю же региональных предприятий приходится менее 40 % суммарного объема облигационных займов. Тем не менее важным остается тот факт, что на современном этапе развития региональные предприятия продолжают активно осваивать этот рынок для привлечения финансовых ресурсов.
Вторичный рынок корпоративных облигаций, так же, как и рынок первичных размещений, за период с 2000 по 2010 г. испытывал динамику значительного роста. Если в 2000 г. оборот вторичного рынка корпоративных облигаций составлял 39 млрд руб., то в 2010 г. — 2 980 млрд руб., увеличившись в 76 раз. (табл. 6).
Динамика роста объемов вторичного рынка, а также количества эмитентов в период с 1999 по 2008 г. на рынке облигаций ФБ ММВБ представлена в табл. 7.
Особенностью вторичного рынка корпоративных облигаций в посткризисные годы стало увеличение количества выпусков, допущенных к биржевым торгам, при сокращении количества эмитентов. Так, по состоянию на конец декабря 2010 г. к вторичным торгам на биржевых площадках ФБ ММВБ, СПВБ и РТС было допущено 664 выпуска корпоративных облигаций 364 эмитентов, а на конец декабря 2009 г. к вторичным торгам на биржевых площадках ФБ ММВБ, СПВБ и РТС было допущено 630 выпусков корпоративных облигаций 405 эмитентов4. Однако необходимо отметить, что как и 10 лет назад наиболее крупным отраслевым сегментом вторичного рынка рублевых корпоративных облигаций на протяжении всего 2010 г. оставался сегмент облигаций кредитных организаций и финансовых компаний. Доля этих инструментов составила около 31 % от общего объема вторичных биржевых торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ. А среди корпоративных облигаций нефинансового сектора в 2010 г. наибольший удельный вес в структуре вторичных торгов на ФБ ММВБ принадлежал облигациям компаний металлургии, нефтегазового сектора, железнодорожного транспорта, электроэнергетической отрасли, телекоммуникаций и связи.
Резюмируя сравнительный анализ основных этапов развития российского рынка корпоративных облигаций, следует отметить, что с этапа своего возрождения (1999—2000 гг.) до современного этапа развития (2009—2010 гг.) этот сегмент рынка ценных бумаг характеризуется:
1) значительным ростом первичного рынка корпоративных облигаций (увеличение почти в 40 раз): с 12,3-32,7 млрд руб. в 1999-2000 гг. до 908,3-854,7 млрд руб. в 2009-2010 гг.;
2) еще большим ростом вторичного рынка корпоративных облигаций (увеличение почти в 76 раз): с 39 млрд руб. в 2000 г. до 2 980 млрд руб. в 2010 г.;
4 Банк России. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2010 г. № 1 (70). URL: http://www. cbr. ru.
Таблица 6
динамика развития вторичного рынка корпоративных облигаций, млрд руб. (на конец года)
показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Корпоративные облигации, обращающиеся на внутреннем рынке 39 67 109 160 268 481 902 1 257 1 812 2 526 2 980
Источник: Банк России. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2009 г. № 1(68); Годовой обзор за 2010 г. № 1 (70). URL: http://www.cbr..ru.
Таблица 7
Рынок облигаций на ФБ ММВБ [3]
показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Объем вторичных торгов, млрд долл. 0,0 0,2 1,1 2,4 9,9 20,0 44,1 115,5 127,1 124
Число эмитентов, облигации которых допущены к торгам на ММВБ 3 10 37 71 127 150 203 293 441 455
3) стабильным первенством эмитентов трех основных отраслей (нефтегазовая, энергетика и финансовый сектор, включающий банки и инвестиционные компании) в структуре размещений корпоративных облигаций;
4) увеличением в 2 раза доли облигаций эмитентов первого эшелона, снижением на 1/3 доли эмитентов второго эшелона и несущественным увеличением доли эмитентов третьего эшелона в эшелонной структуре российского рынка корпоративных облигаций;
5) появлением в 2008 г. и стремительным развитием сегмента биржевых облигаций в структуре российского рынка корпоративного долга (увеличение роста объемов размещений с 16,5 млрд руб. в 2008 г. до 354,3 млрд руб. в 2010 г.);
6) увеличением доли эмитентов Москвы в региональной структуре рынка корпоративных облигаций, изменением состава корпоративных эмитентов доминирующих регионов на этом рынке
(Москва, Сибирский и Уральский федеральные округа в 1999—2000 гг. и Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область в начале 2011 г.), а также существенным расширением базы региональных эмитентов в структуре российского рынка корпоративных облигаций на современном этапе развития.
Список литературы
1. Интернет-проект Информационного агентства «Финмаркет — RusBonds». URL: http://www. rusbonds. ru.
2. Садков В. Г, Коковин Е. Т., Коковина Е. Е. Эволюция рынка корпоративных облигаций России // Финансы и кредит. 2003. № 23.
3. Сайт группы ММВБ. URL: http://www.micex. ru.
4. Сайт информационного агентства «Сбондс. ру». URL: http://www.cbonds.info/ru/rus.
«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)
предусмотрены скидки
(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 [email protected]