И. В. Галанцева
РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: финансовый сектор, ценные бумаги, облигации, акции, рынка корпоративных облигаций.
В статье говорится о развитии рынка облигаций и его роли в обеспечении финансовых потребностей реального сектора экономики.
Key words: financial sector, securities, bonds, stock, corporate bond market.
The article is about the development of bond market and its role in ensuring the financial needs of real sector of the economy.
Одним из важных способов обеспечения финансовых потребностей реального сектора экономики является эмиссия корпоративных облигаций. В развитых странах их доля в обращении составляет от 20-30 до 60-65% от общего объема фондового рынка, что доказывает важную роль облигаций как внешнего источника финансирования деятельности предприятий [5].
Облигации, выпускаемые предприятиями, могут использоваться для решения следующих проблем:
- ускорения процессов перераспределения финансовых ресурсов;
- привлечения на рыночной основе долгосрочных и краткосрочных заемных ресурсов;
- трансформации сбережений организаций и граждан в инвестиции;
- развития и повышения
конкурентоспособности внутреннего финансового рынка.
К преимуществам корпоративных облигаций как механизма обеспечения финансовых потребностей предприятий относится:
- широкий круг потенциальных инвесторов;
- публичность привлечения и использования средств;
- использование биржевых технологий;
- более высокий уровень ликвидности вложений в корпоративные облигации по сравнению с кредитом и иными формами привлечения средств.
Для предприятий эмиссия корпоративных облигаций предпочтительнее по сравнению с другими способами займа по следующим причинам:
1. Расходы на обслуживание облигационных выпусков, как правило, ниже стоимости банковских кредитов (в РФ на сегодня ставки по облигациям от 7%, а по кредитам от 14%).
2. Формирование кредитной истории.
Облигационные заимствования создают эмитенту кредитную историю, что в будущем положительно скажется на отношении потенциальных инвесторов, и, соответственно на стоимости заемных средств. Российские компании начинают свою заемную историю не столько для привлечения инвестиций (потому что для новой компании, привлечь достаточное количество средств с первого раза представляется невыполнимым), сколько для
формирования имиджа, который в будущем позволит обеспечить более широкий доступ на долговые рынки.
4. Размещение корпоративных облигаций среди большого числа заемщиков (в отличие от кредита), не ставит предприятие в зависимость от ограниченного числа инвесторов, и принципиально не меняет структуру капитала.
5. Эмиссия облигаций с оговоркой об оферте позволяет эмитенту управлять объемом долга путем покупки и продажи облигаций на вторичном рынке.
6. Законодательная возможность относить процентные платежи и дисконты по облигациям на себестоимость.
7. Позволяет в полной мере использовать потенциал инфраструктуры фондового рынка при размещении и обращении облигаций.
Интерес инвесторов к корпоративным облигациям обусловлен следующими свойствами данного вида эмиссионных ценных бумаг:
1. Определенность условий выпуска, в том числе срока погашения, размера процента и периодов его выплаты.
2. Наличие законодательно закрепленных правил при совершении сделок на рынке корпоративных облигаций.
3. Более высокая степень прозрачности по сравнению с другими видами займов, применение публичных независимых рейтингов эмитентов и выпускаемых ими облигаций.
Характерные черты этапов становления и развития российского облигационного рынка, зависят от экономической ситуации в стране, изменений в законодательных актах, которые диктуют предприятиям определенные условия выпуска корпоративных облигаций. На каждом этапе развития и становления этого сегмента финансового рынка применялись определенные методы и инструменты, адекватные макроэкономическим показателям России.
Рассмотрим развитие рынка рублевых корпоративных облигаций, так как этот инструмент является наиболее эффективным среди других видов облигаций в обеспечении финансовых потребностей предприятий.
Первым этапом развития российского рынка корпоративных облигаций принято считать 1992-
1998гг. - начиная с образования РФ и становления рынка ценных бумаг и заканчивая кризисом 1998г -дефолтом по ГКО.
Основными факторами, мешающими полноценному развитию рынка корпоративных облигаций в этот период, были:
- высокая инфляция,
- рынок государственных долговых бумаг с большим купонным доходом,
- возможность получения сверхдохода на недооцененном российском рынке акций.
Российские крупные компании в это время вынуждены были занимать на внешних рынках.
В эти годы в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ РФ) было зарегистрировано всего 259 выпусков корпоративных облигаций общей номинальной стоимостью 6 млрд. руб. (в пересчете на деноминированные рубли), которые были
осуществлены в добывающей отрасли, строительства, связи и жилищного строительства. Из общего числа зарегистрированных в ФКЦБ выпусков ценных бумаг на долю корпоративных облигаций в эти годы приходилось менее 1%. Средний объем одного выпуска за 1992-1997гг. составил примерно 35 млн. руб., или 6-8 млн. долл. Поэтому говорить о полноценном формировании вторичного рынка корпоративных облигаций в эти годы не приходится.
Предприятия, нуждавшиеся в привлечении инвестиционных средств, не могли использовать инструменты фондового рынка с фиксированной доходностью, это объяснялось очень высокими темпами инфляции [5]. И поскольку отсутствовали инвесторы, готовые принять на себя процентный риск, а ставки по банковским кредитам являлись слишком высокими, эмитенты искали нетрадиционные способы и условия выпуска корпоративных облигаций, в том числе использовали неденежную форму погашения своих облигаций.
Инструментом, удовлетворявшим потребности обеих сторон, стали корпоративные облигации с встроенным деривативом на товары, продукцию, ресурсы, производимые или добываемые самими заемщиками, т. е. облигации погашались товарами и услугами. Например, облигации АвтоВАЗа и ГАЗа погашались автомобилями по указанной в условиях выпуска цене, облигации РОСТРО и САС-недвижимость обеспечивали свои владельцам возможность погашения квартирами, выплаты по облигациям Коминефть осуществлялись товарной продукцией или в денежной форме (расчет суммы производился на основе выручки от реализации нефти) и т.д. Наиболее известными выпусками этого этапа стали контракты Гермеса (1992г), привязанные к индексу цен на нефть; облигации АвтоВаза (1993г), привязанные к индексу цен на автомобили.
В этот же период (1995г) нефтяная компания ЛУКОЙЛ выпустила облигации с условиями, очень привлекательными для инвесторов - конвертируемые облигации на сумму 2,3 млрд. руб. По условиям выпуска, через шесть месяцев (после истечения срока закрепления федерального пакета) облигации конвертировались в обыкновенные акции компании. Средства, полученные от продажи облигаций,
предназначались на техническое перевооружение дочерних предприятий ЛУКОЙЛа и погашение их задолженности перед бюджетом. В основном выпуск облигаций в период 1992-1998гг. был направлен на привлечение средств населения.
Дефолт 1998г стал границей между первым и вторым этапом развития российского рынка корпоративных облигаций, с середины 1998г до середины 1999г российские предприятия облигации не выпускали ввиду отсутствия потенциальных инвесторов.
Вторым этапом развития рынка облигаций можно назвать период 1999-2002гг. Для которого характерна направленность размещений корпоративных облигаций на привлечение средств нерезидентов.
Первые публичные размещения
корпоративных облигаций после августовских событий 1998г начались только через год, с середины 1999г. Российское правительство разрешило использовать замороженные средства иностранных инвесторов, полученные от погашения ГКО-ОФЗ на покупку корпоративных облигаций. Несмотря на то, что эта мера ограничивала инвестиционную деятельность нерезидентов и была далеко нерыночной, она дала толчок развитию рынка ценных бумаг, и рынка корпоративных облигаций в частности.
В это же время Правительство РФ принимает Постановление №696 от 26.06.1999г «О внесении дополнения в положение о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции», установившее, что выплаченные проценты по облигациям уменьшают налогооблагаемую прибыль, что положительно повлияло на привлекательность облигаций как объекта инвестиций.
С июня по декабрь 1999г на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ) успешно прошло размещение облигаций ЛУКОЙЛа, Газпрома, РАО "ЕЭС России" и Тюменской нефтяной компании (ТНК). Доходность к погашению составила в среднем 11,5-12,5% годовых.
В июле 1999г Газпром выпустил облигации на 3 млрд. руб. Облигации одновременно были дисконтными и процентными. Но размещение не оправдало надежд эмитента, так как нерезиденты не заинтересовались этим выпуском, несмотря на то, что Г азпромом были предложены заманчивые на тот период условия: цена размещения составляла 83% от номинала, купонная ставка и номинальная стоимость индексировались в зависимости от изменения курса рубля к доллару США. В итоге, основными покупателями облигаций Газпрома стали российские юридические лица.
В этом же году были размещены облигации ЛУКОЙЛа на общую сумму 3 млрд. руб. Купонная ставка, так же как и облигаций Г азпрома, привязывалась к курсу доллара, но в отличие от них размещались без дисконта, в связи с чем интерес к ним со стороны нерезидентов оказался еще более низким. Поэтому ЛУКОЙЛу пришлось подключить,
по некоторым сведениям, к размещению аффилированные компании. В решении о выпуске уже четко указывались направления использования привлеченных средств от размещения корпоративных облигаций, это - разработка нефтяных месторождений, оснащение производства,
капитальные вложения.
Более удачным, по мнению аналитиков, из эмиссий 1999 г. считается размещение облигаций ТНК. Так же, как и в двух предыдущих выпусках процент и основная сумма долга привязывались к курсу доллара. Но ТНК смогла предложить условия, которые заинтересовали нерезидентов. Во-первых, погашение облигаций и выплата процентов по ним обеспечивались экспортными поставками сырой нефти. Проспект эмиссии предусматривал детальную схему такого обеспечения. Во-вторых, инвесторам предоставлялось право досрочного погашения облигаций через два, три и четыре года после размещения бумаг. Фактически это превращало облигации ТНК в восприятии инвесторов из пятилетних в двухлетние.
Общий размер эмиссии составил 2,5 млрд. руб. В данном случае уже можно было говорить о реальном привлечении ТНК инвестиционных ресурсов на рынке ценных бумаг, которые были направлены на реконструкцию Рязанского НПЗ и восстановление крупнейшего в России Самотлорского нефтяного месторождения.
В период 1999-2002гг. механизм привязки доходности к динамике валютного курса использовали 15 эмитентов, ими было выпущено облигаций на общую сумму 26,7 млрд. руб.
Дополнительная тенденция последефолтного развития рынка корпоративных облигаций - это эмиссия облигаций с фиксированным доходом. До конца 2001 года размещение таких облигаций в больших объемах и на длительные сроки не представлялось возможным, в силу экономической нестабильности и быстро растущей инфляции инвесторам необходимы были дополнительные гарантии получения дохода. С 2002 года эмитенты начали активно практиковать выпуски облигаций с фиксированным доходом, и даже выпуск облигаций со снижающейся ставкой. Примерами служат эмиссии Ист Лайн Хэндлинг и татарстанской малой нефтяной компании Меллянефть.
Основной рыночной площадкой для первичных размещений и вторичного рынка стала ММВБ, где за долгое время торговли государственными ценными бумагами была создана современная и эффективная инфраструктура торгов. В конце 2002г на биржу приходилось более 80%, на РТС - 0,8%, а на внебиржевой рынок - 19% всего оборота вторичного рынка облигаций. Если в 2000г при первичном размещении выпуска облигаций средний объем одной сделки составлял 89 млн. руб., то в 2001г этот показатель снизился до 25 млн. руб., а в 2002г - до 23 млн. руб., что свидетельствует об увеличении количества заключенных сделок, а соответственно, и числа инвесторов на первичном рынке.
Расширение круга эмитентов и инвесторов привело к росту ликвидности вторичного рынка. В
январе 2001г оборот вторичного рынка корпоративных облигаций составил 743 млн. руб., в январе 2002г - 5,6 млрд. руб., то есть почти в восемь раз больше. Всего за период 1999-2002гг. более 70 эмитентов реального сектора корпоративных облигаций смогли привлечь более 68 млрд. руб. (было размещено 118 выпусков корпоративных облигаций).
Следующим, третьим этапом развития рынка корпоративных облигаций условно можно определить период 2002-2008гг., до финансового кризиса 2008-2009гг. Главной особенностью этого периода является то, что выпуск облигаций был ориентирован, прежде всего, на привлечение средств российских инвесторов. Это время начала формирования активов институциональных инвесторов (пенсионных, страховых фондов, инвестиционных компаний). Соответственно, средствами, которые можно было бы вложить на достаточно долгий срок, фонды не располагали. Инвесторы были заинтересованы в коротких позициях с большим доходом. Российские компании, чтобы привлечь инвестиции, вынуждены были пойти на выпуск краткосрочных дисконтных облигаций, которые позволяли привлечь ресурсы только на небольшие проекты. Такие облигации выпускали МДМ-Банк, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), НОМОС-Банк, РТК-Лизинг, и др.
Кроме того, что при использовании этого вида облигаций привлечь достаточное количество средств для долгосрочных проектов было проблематично, до 2005г в соответствии с законом «О налоге на операции с ценными бумагами» № 158-ФЗ с эмитентов корпоративных облигаций при регистрации выпуска ценных бумаг взимался налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. В результате выпуск краткосрочных дисконтных облигаций становился дорогим и являлся экономически не выгодным для эмитентов.
Чтобы уйти от невыгодных условий выпуска, российские компании начали эмитировать облигации с правом оферты, которая давала инвесторам право их досрочного погашения. Первой компанией, осуществивший выпуск таких облигаций считается Внешторгбанк (ВТБ). Банком в мае 2001г были выпущены дисконтные бумаги объемом 1 млрд. руб. сроком на 2 года. При этом в условиях выпуска была прописана обязанность эмитента, выкупать эти облигации каждые три месяца по объявленной цене, выраженной в процентах от номинальной стоимости. Фактически получалось, что инвесторы приобретают трехмесячные ценные бумаги с высокой доходностью, что и обусловило высокий спрос на них. Рублевая доходность корпоративных облигаций Внешторгбанка к погашению составила 18% годовых.
В этот же период эмитенты активно использовали выпуски облигаций, конвертируемых в акции. Облигации выпускались на короткий срок, выплат процентов, как правило, не предполагалось.
Объем эмиссии, в основном, не превышал 170 млн. руб. Например, все акции КАМАЗа, находящиеся сейчас в обращении были конвертируемыми облигациями.
Увеличение объемов рынка и количества эмитентов при одновременном снижении среднего объема одной эмиссии привело в эти годы к тому, что вслед за крупнейшими российскими компаниями на рынок стали выходить компании «второго эшелона» и небольшие компании, у которых гораздо скромнее как потребности в дополнительных финансовых ресурсах, так и возможности их привлечения [8].
Самым удачным периодом на рынке российских корпоративных облигаций с момента его становления и до кризиса 2008-2009гг. стали 2005 и 2006 годы.
В 2005г на рынке корпоративных облигаций состоялось размещение 156 эмитентов, в том числе -79 дебютантов на общую сумму более 272,1 млрд. руб., что в 1,9 раза выше, чем объем эмиссий в 2004г. Дело в том, что именно к этому времени объем денежных средств у инвесторов дошел до уровня, при котором они могли себе позволить вкладывать средства в облигации со сроком погашения более 3 и даже 5 лет, тем более, что выбора инструментов для инвестирования на российском финансовом рынке не было. К 2006г многие участники рынка облигаций вложили свои средства в длинные позиции, соответственно денежная ликвидность начала снижаться. В течение года 226 российских компаний зарегистрировали 254 выпуска корпоративных облигаций на общую сумму 481 млрд. руб. Лидерами по числу выпусков били предприятия промышленности - 47 выпусков (18,7%) на сумму 74,7 млрд. руб., а по объему выпусков - предприятия топливно-энергетического комплекса - 97,6 млрд. руб. или 22,3% от общего объема (22 выпуска). В этом году наибольший объем выпуска в 15 млрд. руб. осуществил Газпром.
Высокая денежная ликвидность в течение 20052006гг. была обусловлена:
1. Высокими ценами на нефть и другие энергоресурсы, и как следствие выросшая экспортная выручка.
2. Повышением кредитного рейтинга России, что автоматически повлекло повышение кредитного рейтинга российских компаний и привлекательность их долговых бумаг для иностранных инвесторов.
3. Активизацией деятельности
негосударственных пенсионных фондов, которые нарастили свои портфели за счет привлекательных корпоративных облигаций.
Ситуация с наличием свежих ресурсов привела к падению доходности долговых бумаг. Многие инвесторы уже вложили свои средства в длинные позиции. В результате, возможности наращивания эмиссии корпоративных облигаций для компаний сократились.
В 2007г наступил ожидаемый кризис ликвидности, хотя интерес нерезидентов был еще очевиден. Объем размещений корпоративных облигаций сократился, было размещено 202 выпуска на 468 млрд. руб. Лидером года стал - ВТБ, разместивший облигаций почти на 74 млрд. руб. По
данным агентства СБОМЭ8 и НАУФОР на начало 2008г в обращении находилось 607 выпусков корпоративных облигаций 465 эмитента объемом по номинальной стоимости 1255,7 млрд. руб. (рост за год на 40%, в 2006г рост был 87,4%).
Мировой финансовый кризис не мог, не отразится на российском рынке облигаций [2].
Кризис вначале поразил банковскую сферу, кредиты стали очень дорогими и для многих предприятий недоступными. Фактически рынок банковского кредитования был закрыт. Для получения заемных ресурсов оставался рынок облигаций. В связи с тем, что многие компании -заемщики переориентировались на выпуск корпоративных облигаций, предложение этих ценных бумаг увеличилось. В итоге, эмитенты встали перед выбором: или поднимать ставки по облигациям, чтобы сделать их
конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, либо продавать часть или весь бизнес. В итоге, ставки на рынке облигаций неоправданно повышались с ноября 2008г по март 2009г. При этом, как это ни парадоксально, увеличение ставок по корпоративным облигациям сопровождалось снижением активности инвесторов. В частности, среднедневной оборот в сегменте корпоративных рублевых облигаций на ФБ ММВБ в январе 2009г не превышал 6 млрд. руб., что практически в 7 раз ниже аналогичного показателя 2008г.
Оперативные действия властей,
направленные на предотвращение оттока капитала, а также повышение уровня ликвидности в финансовом секторе способствовали повышению привлекательности корпоративных облигаций, в связи, с чем рост ставок в начале февраля сменился снижением. В дальнейшем тенденция к снижению доходностей на рынке рублевых облигаций продолжала оставаться доминирующей на фоне улучшения конъюнктуры на мировых кредитных рынках, а также возобновившегося роста мировых цен на нефть.
Четвертый период развития российского рынка рублевых корпоративных, в том числе биржевых, облигаций, по нашему мнению начался в 2009 г. С января по декабрь на внутреннем долговом рынке было размещено 177 выпусков на общую сумму 935,4 млрд. руб. Лидерами рынка, как по количеству, так и по объемам эмиссий стали: РЖД - 10 выпусков на 145 млрд. руб., Транснефть - 3 выпуска на 135 млрд. руб., Атом-энергопром - 2 выпуска на 60 млрд. руб., Башнефть
- 3 выпуска на 60 млрд. руб., ЛУКОЙЛ - 10 выпусков на 50 млрд. руб., АФК «Система» - 2 выпуска на 39 млрд. руб., МТС - 2 выпуска на 30 млрд. руб. и Газпром - 2 выпуска на 18 млрд. руб.
Газпромнефть изначально планировал разместить 5-летние облигации объемом 5 млрд. руб. Однако из-за повышенного спроса, который превысил 25 млрд. руб., компания была вынуждена заменить данный выпуск на 10-летние облигации объемом 10 млрд. руб., с доходностью первого купона 16,7% годовых, после чего компания вновь
разместила 7-летние облигации на 8 млрд. руб. уже по ставке 14,25% годовых.
Похожая ситуация наблюдалась и при размещении бумаг ЛУКОЙЛа, в июне 2009г Первоначально эмитент планировал разместить один выпуск облигаций на 5 млрд. руб. Однако хороший спрос со стороны инвесторов позволил ему втрое увеличить объем размещаемых облигаций и сузить ориентир доходности с объявленных 13,75-14,25% годовых до 13,5% годовых. В июле ЛУКОЙЛ вновь вышел на первичный рынок: вместо 3 серий общим объемом 15 млрд. руб. компания предложила 5 серий на 25 млрд. руб. (объем подписки составил 65,85 млрд. руб.). При этом ставка первого купона была установлена в размере 13,35%. В декабре нефтяной концерн разместил биржевые облигации уже под 9,2% годовых.
Федеральный закон от 27 июля 2006г № 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» ввел новый вид облигаций -биржевые облигации (БО).
Принципиально важным является то, что эмиссия биржевых облигаций не требует ни государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), ни регистрации проспекта отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска). Минусом для малого и среднего бизнеса является лишь тот факт, что эмитентом может быть только открытое акционерное общество, акции которого включены в котировальный список фондовой биржи, т.е. выпуск таких инструментов не может служить предварительным этапом для компании, планирующей выпуск акций.
По итогам 2009г объем размещения БО составил 100-125 млрд. руб. (15-25% объема размещения корпоративных облигаций), объем размещения в 2010г составил 120-175 млрд. руб. (20-35% объема
размещения корпоративных облигаций). По прогнозам аналитиков рынок биржевых облигаций будет развиваться стремительно в связи с упрощенной процедурой эмиссии и допуска к торгам на бирже.
Помимо снижения доходностей, еще одной тенденцией, наглядно проявившейся в 2009 году на рынке корпоративных рублевых облигаций, стал рост интереса инвесторов к длинным выпускам с дюрацией более 5 лет. В частности, если в марте РЖД разместило 5-летние облигации объемом 15 млрд. руб. по ставке 15% годовых, то уже в июле 9-летние облигации по ставке 14,05% и 10-летние по ставке 14,25% на сумму 15 млрд. руб. каждый, а 10миллиардный выпуск со сроком обращения 15 лет был размещен по ставке 13,5%. В декабре РЖД смогло разместить 3-летние биржевые облигации общим объемом 15 млрд. руб. под 9,4% годовых.
Тем не менее, следует отметить, что, несмотря на достаточно значительное снижение доходности на первичном рынке к концу года, достичь докризисных уровней так и не удалось. Например, в июле 2008г компания РЖД привлекала деньги на рынке под 8,5%.
Итоги 2009г показали двукратное увеличение количества размещенных выпусков корпоративных облигаций по сравнению с 2008г.
Во многом столь заметное оживление на
первичном рынке было обусловлено эффективными действиями правительства, которые привели к небывалой активности эмитентов первого-второго эшелонов, стремящихся привлечь средства как для рефинансирования, так и для усиления спроса на качественные облигации со стороны инвесторов.
Кризис негативно отразился на выполнении эмитентами обязательств по долгам. По итогам 2009г в корпоративном секторе долгового рынка произошло 355 технических дефолтов по облигациям 118 эмитентов, в то время как за весь 2008г лишь 49 эмитентов допустили 76 просрочек по исполнению своих обязательств.
Примечательно, что значительная часть дефолтов пришлась на период с июня по сентябрь 2009г на фоне обозначившихся проблем с
рефинансированием задолженностей.
Сокращение объемов операций на вторичном рынке в 2009г прежде всего, связано с сужением сегмента бумаг эмитентов «второго» и «третьего эшелонов». Высокая вероятность дефолтов оказывала негативное влияние на спрос и динамику котировок находившихся в обращении ценных бумаг таких эмитентов. Большинство выпусков эмитентов низкого кредитного качества торговалось ниже номинала, часть реструктурированных обязательств также не представляла рыночного интереса. Основной объем сделок, как и на первичном рынке, был сконцентрирован на наиболее ликвидных выпусках корпоративных облигаций надежных эмитентов. На долю облигаций 20 ведущих эмитентов пришлось около 55% суммарного торгового оборота (в 2008г - 40%).
В 2010г было зарегистрировано 234 выпуска облигаций 66 эмитентов общим объемом 964,1 млрд. руб., что на 63,2% превышает показатели предыдущего года, из них объем размещений корпоративных и региональных облигаций составил 606,2 млрд. руб., объем размещений биржевых облигаций составил 354,3 млрд. руб.
региональные
Доля корпоративных облигаций в общем объеме обращающихся ценных бумаг в 2010 г.
По итогам 2010г. объем невыполненных обязательств составил 68,3 млрд. руб., что на 54% ниже, чем годом ранее. Объем неисполненных обязательств, которые эмитенты не смогли реструктурировать, тоже сокращался, но меньшими темпами. Если таких обязательств в 2009г, по оценке «Эксперт РА», насчитывалось на сумму 77,6 млрд. руб., то по итогам 2010г их размер снизился на 33% до 51,7 млрд. руб. Наибольшую активность
в 2010г на рынке облигаций продемонстрировали банки. Лидером привлечения средств на рынке публичного долга стал Внешэкономбанк. Он выпустил 6 эмиссий общим объемом 182 млрд. руб., а второе и третье место по объему привлеченных средств заняли крупнейшие российские банки - ВТБ и Сбербанк. Из нефинансового сектора - около 200 млрд. руб. пришлось на первый эшелон.
Структура новых эмиссий по итогам 2010 года в разрезе отраслей
В 2010г на ММВБ начали проводиться операции с так называемыми облигациями для квалифицированных инвесторов.
Улучшение ситуации в экономике, рост инвестиционного и потребительского спроса и вызываемое этим ускорение инфляции увеличивают риски повышения ставок ЦБ РФ с соответствующими последствиями для рынка облигаций. Замедление экономического роста, конечно, избавит его от опасений повышения ставок Банка России, но переоценка кредитных рисков в лучшем случае не позволит рыночной доходности снижаться.
Нынешнее улучшение ситуации в экономике и достаточный уровень рублевой ликвидности, выход из облигаций инвесторов, будет способствовать уменьшению цен корпоративных облигаций. Скорее всего, уровень доходности, достигнутый в настоящее время рынком, - это долгосрочный ориентир, к которому будет стремиться рынок в ближайший год, а возможно, и далее[12].
Позитивные изменения, которые в настоящее время происходят в сфере экономики, сбережений и инвестиций, создают объективные предпосылки для ускоренного развития рынка корпоративных облигаций, который развивается во многом на основе саморегулирования исходя из потребностей и возможностей реального сектора экономики. Наметились положительные тенденции в усовершенствовании защиты прав владельцев облигаций (облигационеров). В настоящее время ФСФР разработаны изменения и дополнения в закон «О рынке ценных бумаг», направленные на защиту прав облигационеров, которым предусмотрено создание системы представителей владельцев облигаций, введение практики проведения общих собраний владельцев облигаций, а также внедрение контроля над действиями эмитента, способными причинить ущерб владельцам облигаций.
Вместе с тем развитие рынка корпоративных облигаций обнаруживает серьезные проблемы.
Российский рынок корпоративных облигаций
в основном представлен эмитентами «первого эшелона»- предприятиями нефтегазового
комплекса и металлургии. Однако к отраслям -лидерам по объемам выпуска облигаций начинают приближаться и другие отрасли:
телекоммуникации, электроэнергетика, пищевая промышленность, машиностроение. Компаниям второго и более низких эшелонов сложнее разместить облигационные займы.
Большую долю рынка корпоративных облигаций занимает финансовый сектор. Активность банков на рынке облигаций усложняет компаниям нефинансового сектора привлечение средств через эмиссию публичных долгов. В структуре новых эмиссий в 2010г на них пришлось более 35%. Для банков эмиссия облигаций - это лишь приумножение пассивной базы, тогда как для предприятий реального сектора - это один из источников финансирования расширенного воспроизводства. Увеличение доли банков на рынке корпоративных облигаций уменьшает возможности привлечения средств компаниям нефинансового сектора. Развитие инфраструктуры рынка публичных займов должно быть направлено на облегчение доступа не только компаний «второго», но и «третьего эшелона». Основная причина этого, по мнению аналитиков, связана с низкой ликвидностью большинства выпусков
корпоративных облигаций по сравнению с рынком акций.
Несмотря на привлекательность
корпоративных облигаций как инструмента вложений, пока они не получили значительного распространения у большинства паевых инвестиционных фондов. Анализ потенциала облигаций, и всех рисков, связанных с инвестициями в них - может быть проблемой и для крупных инвестиционных компаний, не говоря об индивидуальных инвесторах. В принципе, инвесторы могут для оценки деятельности компаний и выпускаемых ими облигаций использовать кредитные рейтинги, присваиваемые
международными рейтинговыми агентствами. Но такие рейтинги в России имеют эмитенты, выведшие свои ценные бумаги на международные рынки ценных бумаг (Вымпелком, Татнефть, ЛУКОЙЛ, Мосэнерго, МТС и т.д.), которые и так в глазах российских инвесторов являются надежными компаниями.
Решить эту проблему возможно за счет расширения практики использования рейтингов российских рейтинговых агентств. Это позволит средним компаниям привлекать необходимые средства по доступным ценам через выпуск облигаций. В результате количество заемщиков на рынке корпоративных облигаций увеличится, стоимость займов снизится, компании получат с необходимые средства на развитие производства.
Таким образом, в настоящее время корпоративные облигации не достаточно эффективно исполняют функцию
перераспределения финансовых ресурсов в пользу обрабатывающих отраслей, пищевой и легкой
промышленности, транспорта и строительства. Для
того, чтобы такой механизм заработал на полную силу
необходимы определенные предпосылки и время.
Литература
1. Брагин В. Облигации в год акций //РЦБ. - 2010. №12. -С.69-72
2. Воржецов А.Г. /Развитие нефтегазохимического
комплекса как приоритетного направления экономической модернизации в России// Вестник Казан.технол.ун-та. -2011-Т.14. №24. - С. 102-104.
3. Воробьева З. Корпоративные облигации: прогноз рынка .//Консультант. - 2005. №3. - С.44-47.
4. Данилов Ю. IPO: цели, эффективность, выбор рынка. / IPO российских компаний: Путь к успеху. - М.: ЗАО ММВБ, 2007. - С. 49.
5. Исмайлов Э.Г. Современное состояние и развитие рынка ценных бумаг. «Вестник Казанского технологического университета», №7. 2011г., с.230 -235.
6. Икунин В. О скором восстановлении рынка можно не мечтать// РЦБ. - 2009. №5. - С.56-58.
7. Кинякин А., Солдатов А. Российский долговой рынок в 2009 году. Итоги и перспективы. //РЦБ. - 2010. №1. - С.76-80.
8. Лагунов В., Морозов А. Итоги первого полугодия на рынке корпоративных, субфедеральных и
муниципальных облигаций //Депозитариум. - 2010. №7.
- С. 24-28.
9. Наумов Ф. Реструктуризация корпоративных долгов (рублевых облигаций)// РЦБ. - 2009. №9. - С.50-53.
10. Орехов В. Рынок облигаций глазами эмитентов: возможности и перспективы// Депозитариум. - 2011. -№1. - С.18-20.
11. Рочева О.А. / Экономическое исследование понятия сервисного сектора экономики// Вестник Казан.технол.ун-та. - 2011-Т.14. №22. - С. 189-194.
12. Стурикова Л.В., Аюпов А.А. Экономические основы формирования и управления портфелем облигаций негосударственных пенсионных фондов и страховых
компаний // «Вестник Казанского технологического
университета», №б (Ч.. III) 2008 г . с. 275-280.
13. Федоров А. Как выглядит российское IPO // Финансовый форум. Специальный выпуск. 200б.
14. www.rcb.ru/.
15. www.rosneft.ru/Investors/structure/IPO/.
16. www.finam.ru.
17. www.nfa.ru.
© И. В. Галанцева - капд. экоп. паук, зав. каф. социально-экономических дисциплин Бугульминского филиала КНИТУ, [email protected].