УДК 330
Российский опыт перехода на новый технологический уровень в условиях санкций
Д-р экон. наук, профессор Василёнок В.Л. fem1421@yandex.ru Алексашкина Е.И. ealexashkina@mail.ru Университет ИТМО 191002, Россия, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9
Актуальность статьи заключается в научно-методическом анализе технологической платформы Российской Федерации в условиях санкций. Российская экономика в данный момент претерпевает целый спектр изменений как положительно, так и отрицательно воздействующих на экономический процесс. И в первую очередь изменениям подвергается технологическая база. Многоплановое технологическое обновление увеличит инновационную активность во всех отраслях экономики и придаст положительную динамику развитию. В настоящее время в России формируется и развивается шестой технологический уклад. Его основное приоритетное направление - это инвестиции в наукоемкие отрасли и экономику знаний. Особенность формирования технологического уклада в Российской Федерации состоит в том, что оно проходит в условиях санкций.
Ключевые слова: технологический уклад, национальная технологическая инициатива, импортозамещение. DOI: 10.17586/2310-1172-2016-9-3-1-11
The Russian experience of transition to new technological level in the conditions of sanctions
D.Sc., professor Vasiljenok V.V. fem1421@yandex.ru Aleksashkina E.I. ealexashkina@mail.ru ITMO University 191002, Russia, St. Petersburg, Lomonosov str., 9
The relevance of the article consists in scientific and methodical analysis of technological platforms of the Russian Federation in the conditions of sanctions. At present the Russian economy is currently undergoing a range of changes as positively, and negatively influencing economic process. And first of all the technological base is subject to changes. Multifaceted technological innovation to increase innovation activity in all sectors of the economy and will give a positive dynamics of development. Currently, Russia is formed and develops the sixth technological order. Its main priority is an investment in high-tech industries and knowledge-based economy. Feature of forming of technological order in the Russian Federation consists that it takes place in conditions of sanctions. Keywords: technological order, national technological initiative, import substitution.
Современный этап социально-экономического развития характеризуется новым витком в технологическом процессе, развивающимся по спирали. Из определения технологического процесса следует, что это совокупность, состоящая из последовательно выполняемых технологических операций, в целях выполнения определенных видов работ в зависимости от применения их в производственном процессе [17].
Российская экономика в условиях санкций претерпевает целый спектр изменений как положительных, так и отрицательно воздействующих на экономический процесс. И в первую очередь деструктивной трансформации подвергается технологическая база. Актуальность предложенной темы состоит в том, что одним из доминирующих и решающих факторов экономической эффективности, экономического роста является создание технологической платформы в экономике России. Многоплановое технологическое обновление увеличит инновационную активность во всех отраслях экономики и придаст положительную динамику развитию.
Известно, что в настоящее время формируется и развивается шестой технологический уклад. На основе работы Глазьева С.Ю. и Львова Д.С. «Развитие работ Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера», технологические уклады представляют собой совокупность технологий, которые в условиях научно-технического прогресса осуществляют переход от более низких укладов к более прогрессивно-высоким, достигая определенного (а точнее инновационного) уровня развития производства. В историческом контексте технологические уклады охватывают период с 1770 г. по 2010 г. Это период первых пяти укладов, где каждый последующий сменяет предыдущий. Согласуясь с концепцией Й. Шумпетера о смене инновационных волн, мировые экономические системы находятся в начале шестого технологического уклада [16].
Основное приоритетное направление шестого технологического уклада, это инвестиции в наукоемкие отрасли, экономику знаний, и которые могут быть рассмотрены с точки зрения товарной ценности продукции и услуг. Но основная проблема заключается в разрыве с требованиями к инновационно-интеллектуальному обществу, в котором главной и ведущей инновацией становится наука, и реальным состоянием уровня знаний, умений и навыков индивидуумов и общества в целом. На данном актуальном моменте заострила внимание в своем выступлении Васильева О.Ю., министр образования РФ [10]. Основными приоритетными направлениями должны стать концепция преподавания технологии в школе, поддержка педагогического состава (особенно в сельских школах) и вузовское образование. Таким образом, компетентностный подход к экономике, основанной на знаниях, инновационной экономике, должен взаимоувязывать все уровни образования с целью создания центральных и периферийных техно-экономических отношений в интеллектуальном обществе.
Русановский В.А. в своем исследовании экономических систем отмечает, что технологическое развитие или развитие техно-экономических отношений являются продуктом социального прогресса, то есть регулируют «процесс технологических инноваций в блоке социального, экономического и политического характера». Он приходит к выводу, что технологическая трансформация формируется из двух направлений таких как научные достижения и воздействие экономических факторов. Создание определенного набора экономических альтернативных решений обуславливает константу экономического роста.[15]
Глазьев С.Ю. в своей концепции технологические нововведения обозначает как ключевые факторы, благодаря которым образуется ядро технологического уклада. Процесс формирования и взаимодействия ядра технологического уклада и ключевых факторов, то есть технологические инновации (нововведения), показан на рисунке. Русановский В.А. выявляет восемь таких ключевых факторов, характерных для российской экономики
[15]:
1. Финансовые возможности развития науки в России.
2. Внутренняя структура затрат на стадиях научно-производственного цикла.
3. Изменение в источниках финансирования затрат на НИОКР.
4. Распределение НИОКР между военным и гражданским секторами народного хозяйства.
5. Воспроизводственная структура экономики России.
6. Отраслевая структура народного хозяйства.
7. Нахождение экономики на той или иной фазе экономического цикла.
8. Стабильность в обществе.
Экономичес-
3. Развитие технологии и научных исследований в целом, но и на преимущественное развитие тех или иных технологий
2. Воздействия таких экономических факторов, как
рыночный спрос, экономические потребности и стимулы
1. Достижения в области науки, техники, организации, информатики
Рис. Процесс взаимодействия ядра технологического уклада и ключевых факторов
(Источник: составлено авторам)
По мнению Русановского В.А., структура современной технологической системы представляет собой комплекс, как простых систем, так и сложных, многоуровневых систем. В связи с этим образуется полиструктурная модель, в которой происходит не объединение, а пересечение всех ее элементов, дополняющих
друг друга. Определяющей доминантой данной модели является человек и влияние человеческого фактора, который занимает приоритетное положение в информационном пространстве.
Все волновые, матричные подходы к развитию технологического уклада согласуются с концепцией Ростоу У., который выделяет пять стадий экономического роста: 1) традиционное общество; 2) переходное общество; 3) подъем; 4) быстрое созревание; 5) «век высокого массового потребления» [19]. Затем уже в 1971 г. предлагает новые пути к качественному улучшению жизненных условий человека («поиски качества»), характерной чертой шестой стадии экономического роста он видит изменения в сфере услуг: замедление роста в комплексном обслуживании товаров длительного пользования, а в сфере здравоохранения, досуга, туризма, религии происходит расширение сферы обслуживания, что приводит к новому уровню качества жизни [18].
Таким образом, структура технологических укладов имеет институциональный характер. Глазьев С.Ю. предлагает следующие социально-экономические характеристики укладов [3]:
1. Режимы экономического регулирования в странах-лидерах. Характеристика шестого технологического уклада: стратегическое планирование научно-технического и экономического развития; электронное правительство; институты развития и фонды финансирования инновационной активности.
2. Международные режимы экономического регулирования. Характеристика шестого технологического уклада: становление институтов глобального регулирования; глокализация; поливалютность мировой финансовой системы.
3. Основные экономические институты. Характеристика шестого технологического уклада: стратегические альянсы; интеграционные структуры бизнеса, науки и образования, технопарки, государственно-частное партнерство.
4. Организация инновационной активности в странах-лидерах. Характеристика шестого технологического уклада: переход к непрерывному инновационному процессу, отнесение расходов на НИОКР на себестоимость продукции; коммерциализация науки и научно-производственная интеграция; компьютерное управление жизненным циклом продукции.
Исходя из вышесказанного, следует, что смена каждого технологического уклада сопровождается изменениями институциональной системы, состава лидирующих стран, регионов и фирм. В этом случае жизненный цикл новой волны может быть как более длинный, так и более коротким, что зависит от скорости структурного перехода на тот или иной виток развития. Большую роль здесь играет инвестиционный и предпринимательский климат. В качестве примера большинство экономических источников приводят положительную динамику капиталоемкости производства наноэлектронных компонентов. Глазьев С.Ю. утверждает, что инвестиции для освоения новых технологий и модернизации экономики должны быть крупномасштабными. Но возможности финансовых институтов небезграничны, происходит обесценивание капитала, следствием чего становится крах данных институтов.
Анализ технологических укладов Глазьевым С.Ю. показал, что каждый такой период сопровождается кризисами, рецессиями и депрессиями. «Низкая эффективность антикризисной политики в странах ядра мировой финансовой системы связана с недооценкой структурной составляющей глобального кризиса, которая определяется сменой технологических укладов и соответствующих им длинных (кондратьевских) волн экономического роста» [2]. В условиях экономических кризисов происходит возрастание роли государства, которое «располагает возможностями концентрации ресурсов для освоения новых технологий и принятия рисков соответствующих инвестиций» [3]. Государство, исходя из своих функциональных возможностей и опираясь на национальную и экономическую безопасность, определяет формы и способы концентрации ресурсов.
Теперь рассмотрим развитие российской экономики в условиях санкций и тех ответных мер, которые приняло российское правительство, на новой ступени технологического развития. И здесь имеет место две стороны медали: одна - это проблема зависимости российской экономики от импорта товаров и технологий; с другой - создание благоприятных условий для российского производителя, определение приоритетных направлений для активного и разностороннего процесса импортозамещения. [1] Для отечественных производителей эффективность от введения санкций позволяет им присутствовать на рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной продовольственной и промышленной продукции.
В силу своего автаркного положения, Россия располагает всеми необходимыми ресурсами для максимального обеспечения собственной продукцией как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Необходимость комплексных решений развития российской промышленности очевидны. При этом точечные и поверхностные решения не помогут. Приведем некоторые примеры положительного эффекта от санкций в России.
С 2014 г. началось активное освоение производства комплектующих. Правительство выделяет субсидии на развитие важных отраслей тяжелой промышленности и проведение модернизаций. Процесс замены идет постепенно, несмотря на то, что часть внутреннего рынка с опасением смотрит на российское.
В 2015 г. в России были разработаны программы импортозамещения в гражданских отраслях промышленности к 2020 г. В рамках этих программ планируется запустить около двух с половиной тысяч проектов. Выделение средств для их финансирования будет в форме субсидирования и софинансирования исследований.
Стройматериалы
С этой отраслью дела обстоят куда лучше. Причина проста - даже если импортный цемент лучше, более низкая цена российского в три-четыре раза нивелирует эту разницу. С начала 2015 г. дола импорта упала очень сильно - на 40 %, в первую очередь, из-за падения курса рубля.
Так же стоит отметить что, отечественные производители за последние годы довольно хорошо подняли уровень качества материалов, но оно все равно не дотягивает до качества западных образцов и до сих пор нет равных аналогов. В итоге на данный момент примерно 40 % отраслевых строительных предприятий не пользуются импортом совсем. Около 15 % компаний пользуются исключительно российским оборудованием для производства стройматериалов, а также строительной техникой.
Пищевая промышленность
Это отрасль так же важна и для Санкт-Петербурга, поскольку занимает четверть валового регионального продукта. Согласно отчетам Комитета по промышленности и инновациям, в Санкт-Петербурге происходит снижение объёмов пищевого производства на фоне импортозамещения продовольствия и сырья. Около 70 % предприятий доложили о снижении или прекращении закупок импортного оборудования [4]:
• Импорт за 2015 г. равен 48,2 % от 2014 на фоне общего снижения внешнего оборота Санкт-Петербурга, который за год упал на 37,7 %.
• Произошло понижение производства в пищевой отрасли на 1,9 %, что связанно с уменьшением выпуска мясных полуфабрикатов на 33,3 %, рыбы на 28,9 %, колбасных изделий на 15,5 %, мучных продуктов, круп, крахмала на 40,8 %.
• увеличился выпуск молока на 2,4 %, муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур на 3,1 %, хлебобулочные изделия выросли на 15,8 % и кондитерские изделия на 18,5 %.
• Денежные объёмы импорта пищевых и сельскохозяйственных продуктов в 2015 г. относительно прошлого года уменьшились на 913,3 млн долларов (54,8 %), имевшим 32,8 % всего объёма снижения импорта.
Объём реализации пищевых предприятий СПб, согласно официальным данным, возрос по итогам 2015 г. примерно на 17 %.
Так же отечественные компании хотят расширить ассортимент приобретаемого оборудования на четверть. Доля импортного оборудования на данный момент находится на уровне 20 %. Так же существует малая часть санкционных товаров, которые заменить не получится: французские и итальянские сыры премиальных марок. Но они занимают крайне малый объем продаж.
Химическая промышленность
Довольно скромные результаты в химической промышленности. Только 15 % производителей уменьшили объемы импортного оборудования и сырья. Руководители открыто говорят, о том, что будут более сдержанно проводить импортозамещение из-за опасений потерять позиции на рынке. Так как после замены оборудования есть вероятность падения качества конечного продукта.
Для успешного импортозамещения подразумевается решение следующих задач [5]:
• техническое переоборудование и модернизация действующих предприятий либо создание новых более эффективных и экологически безопасных производств;
• развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции;
• увеличение выпуска технологичной продукции за счет развития организационной структуры
• увеличение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химической отрасли;
• развитие сырьевой и энергетической базы;
• развитие логистики для уменьшения издержек производства.
Необходимо отметить, что на текущий момент химическая промышленность далека от достижения поставленных задач. Изначальные условия представляются недостижимыми ввиду не имения хорошей технической базы (так как возраст большей части производственного оборудования составляет 20 и более лет), из-за недостаточного объема инвестирования.
На долю российского производства приходится только около 1 % производства мирового объема, что явно не соответствует тому, какую часть рынка оно могло бы реализовывать будь более обеспеченно сырьем и оборудованием. И только низкая цена является хорошим фактором конкурентоспособности химических предприятий. А учитывая рост цен на газ и электроэнергию, может потеряет инвестиционную привлекательность [5]. В настоящее время на душу населения производится порядка 4,6 кг/год химической продукции, при среднемировом показателе 29-32 кг/год.
Легкая промышленность
В данной отрасли наблюдаются серьезные проблемы. С распада Союза легкая промышленность неуклонно сокращалась. Были закрыты многие предприятия, не выдерживая сильной конкуренции по стоимости с китайской продукцией и невозможностью бороться с западными брендами. Задачи, которые здесь можно поставить, будут самыми не выполнимыми. Единственные позиции, которые мы сохраняем это производство и обработка мехов. По всем остальным, отрасль медленно сокращается.
Развитие импортозамещению дает только фактор того, что из-за ослабления рубля вся импортная продукция подорожала более чем в два раз. На этом и необходимо сделать толчок для развития. И оказать помощь промышленникам на государственном уровне смягчением условий для существования и развития. Опыт показал, что брендовая продукция при значительной стоимости не обладает хорошим качеством, а даже порой наоборот. На этом и нужно сделать упор
Доля отечественной промышленности на внутреннем рынке на 2014 г. составляла около 30 %. К 2020 г. планируется довести до уровня, когда он будет составлять более 50 %.
Фармацевтическая отрасль
Фармацевтическая промышленность является одним из стратегических отраслей экономики. От состояния дел в данном секторе зависит здоровье нации. В фарминдустрии этапы развития проходят медленнее, чем в других отраслях. Эффект импортозамещения поначалу будет не заметен. Нужны поэтапные последовательные действия. Сначала необходимо создать производства качественных препаратов, входящих в т. н. «золотой стандарт», используемый при лечении различных заболеваний. А после последовательно подходить к созданию и внедрению новых технологий в фармацевтике, к разработке и выпуску оригинальных и замещающих их препаратов.
Главной задачей к переходу к современной фарм. промышленности заключается в обеспечении кадрового потенциала. Наладив подготовку и переподготовку специалистов, мы обеспечим успех в реализации данной стратегии.
Премьер-министр Д.Медведев 15 апреля 2014 г. подписал постановление № 294, утверждающее новую редакцию государственной программы «Развитие здравоохранения». В рамках этих программ Правительство планирует поощрять развитие производства лекарственных средств и медицинских изделий. Для этого будет сформирован технологический, производственный и инновационный потенциал фармацевтической и медицинской промышленности. Господдержку получат проекты по производству инновационных лекарственных средств и медицинских изделий. Именно в этой области требуется государственное участие, так как сегодня уникальным российским изобретениям, опережающим зарубежные аналоги, приходится искать инвесторов за рубежом.
1Т-индустрия
Российская ГГ-отрасль это одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие ГГ-продукты хорошо известны за рубежом. И потому наша ГГ-школа вполне конкурентоспособна. Но, по мнению наших аналитиков, зависимость от импортных технологий довольно большая. Примерно 70 % программ, используемых, как частными пользователями, так и корпорациями, производится иностранными разработчиками. И это учитывая то, что во многих сегментах ПО есть отечественная альтернатива, которая, не уступает западным образцам по функционалу и качеству [6].
Одним из ключевых аргументов в пользу использования отечественных 1Т-решений, является необходимость в обеспечении безопасности программного обеспечения в большинстве сегментов бизнеса. Работа большого количества предприятий связана с передачей секретных данных. И многие из руководителей и работников считают западные программы менее безопасными. А с учетом того что фирмам требуется постоянная и бесперебойная связь которую могут обеспечить только на территории России, другой альтернативы может и не быть. Соответственно, импортозамещение имеет все шансы для успешной реализации. Даже в таких технологически сложных сегментах ГГ-индустрии, как разработка операционных систем, программистам из РФ есть, что предложить в качестве альтернативы западным поставщикам.
Первые шаги уже есть: смартфоны, планшеты, процессоры для персональных компьютеров, программное обеспечение. Но почти всегда импортозамещением это назвать сложно - офис находится в Москве, а сборка происходит в Китае. И это происходит потому, что сборка до сих пор выгоднее в Китае. Что касаемо нас, то нам не хватает и технологий, которые очень трудно достать, и специалистов, которые могли бы конкурировать с западными специалистами.
Как видим, процесс экономического развития в России не снижается, вектор изменил направление в положительную сторону. Для того, чтобы запустить этот процесс, Правительством РФ были предприняты некоторые шаги, которые позволили бы организовать, мотивировать и контролировать устойчивый рост, повышение эффективности экономики и производительности труда. Одним из таких шагов, еще до санкционного периода, но в то время, когда по многим макроэкономическим показателям мировые государства-лидеры перешли на шестой технологический уклад, было создание Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). АСИ создана во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 17 мая 2011 г. № ВП-П16-3168 (пункт 15) и от 27 мая 2011 г. № ВП- П13-3511. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № 1393-р принято решение об учреждении Агентства, утвержден Устав Агентства и состав его наблюдательного совета. В соответствии с уставом учредителем Агентства является Правительство Российской Федерации. Наблюдательный совет Агентства возглавляет Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Состав наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив утвержден
распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2014 г. № 281-р. В состав наблюдательного совета входят: Министр экономического развития Российской Федерации, генеральный директор Агентства, руководители субъектов Российской Федерации, представители общественных объединений, а так же ведущие предприниматели, входящие в рейтинг лучших российских менеджеров.
Основные направления деятельности АСИ заключаются в следующем:
1. Формирование условий для глобального лидерства, включающее в себя три инициативы национальную технологическую инициативу, инвестиционный лифт для средних компаний и кадровое обеспечение промышленного роста.
2. Создание фундамента долгосрочного лидерства. Здесь следует отметить две инициативы: новая модель дополнительного образования детей и позитивный имидж предпринимателя и профессионала в российском обществе.
3. Улучшение инвестиционного климата и поддержка инвесторов. Это направление включает три инициативы: национальная предпринимательская инициатива, национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ, новое качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
В своем Послании Федеральному собранию от 4.12.2014 г. Президент РФ Путин В.В. объявил, что Национальная технологическая инициатива станет приоритетным направлением государственной политики. При разработке программных продуктов таких как, дорожные карты и различного рода проекты, был установлен срок выполнения Национальной технологической инициативы до 2035 г. она позволит определить для России лидирующие рынки.
Основываясь на опыте, в 2015 г. была принята новая Стратегия АСИ на три года и дан старт целому ряду масштабных проектов, нацеленных на развитие экономики России и повышение качества жизни людей. Есть уже и первые результаты, разработка дорожных карт по развитию сферы беспилотного транспорта в окружающей среде и нейротехнологий.
Естественно, что ни один проект не может быть выполнен без кадрового ресурса. Отсутствие высококвалификационной рабочей силы является основным барьером в развитии бизнеса.
По результатам национального рейтинга по состоянию инвестиционного климата в субъектах РФ были учтены четыре группы [12]:
Группа 1. Уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ, в которой учитывались количество субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения в субъекте Российской Федерации; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на субъектах малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в общей численности занятого населения в субъекте Российской Федерации; выручка (оборот) субъектов малого предпринимательства в расчете на одного занятого на субъектах малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей).
Таблица 1
I группа. Регионы - лидеры
Ранг по Субъект РФ Рейтинг Рейтинг по направлениям
рейтингу по Регуляторная Институты Инфраструк- Поддержка
интеграль- среда для тура малого
ному бизнеса и ресурсы предприни-
индексу мательства
1 Республика Татарстан I А А А В
2 Калужская область I А А С А
3 Белгородская область I С А А В
4 Тамбовская область I В А В С
5 Ульяновская область I В А С С
Источник: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Результаты 2015 [12]
Группа 2. Качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства. Учитывались следующие показатели: доля рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах бизнес-инкубаторов, технопарков, относящихся к малому предпринимательству, в общей среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на субъектах малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), за исключением субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), основной вид экономической деятельности
которых относится к разделу G ОКВЭД; наличие и качество информационного портала по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в субъекте РФ; количество многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющих услуги субъектам малого предпринимательства, в расчете на 1 тыс. субъектов малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации; оценка удовлетворенностью получения консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе.
Таблица 2
II группа. Регионы с комфортными условиями для бизнеса
Ранг по рейтингу Субъект РФ Рейтинг по интегральному индексу Рейтинг по направлениям
Регуляторная среда Институты для бизнеса Инфраструктура и ресурсы Поддержка малого предпринимательства
1 Костромская область II В А С В
2 Краснодарский край II А С В В
3 Ростовская область II В В В В
4 Чувашская Республика II А С В В
5 Тульская область II В В С С
6 Пензенская область II Б А С А
7 Ханты-Мансийский АО - Югра II С В В А
8 Москва II В В С С
9 Воронежская область II В В С С
10 Тюменская область II Б А С В
11 Ямало-Ненецкий АО II В В С В
12 Чеченская Республика II Б А В С
13 Владимирская область II В В С С
14 Курская область II Б В В В
15 Ленинградская область II В В В С
16 Кемеровская область II С А С С
17 Московская область II В В Б В
18 Томская область II В В Б В
19 Республика Мордовия II В А С Б
20 Кировская область II В С С В
21 Санкт-Петербург II Б В В В
22 Орловская область II В В В Е
23 Челябинская область II В С В Б
24 Республика Марий Эл II С А С Б
Источник: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Результаты 2015 [12]
Проанализировав табл. 1 и 2 мы видим, что в группе I Ульяновская область занимает 5 место, а в группе II - она отсутствует. Тем не менее, с 2005 г. по 2016 г. вопросы развития в регионе являются приоритетными. Ульяновская область стабильно растет, добиваясь как качественных, так и количественных результатов. За период с 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 2,5 раза. Это реальный рост, даже с поправкой на инфляцию. За период 2006-2015 годов в Ульяновскую область привлечено порядка 800 млрд. руб. Все это дает нам возможность открывать новые современные рабочие места с достойной заработной платой. Например, за 2016 г. было заключено 13 инвестиционных проектов на сумму 110 млрд. руб., которые позволят создать 4400 рабочих мест [7].
Интерес вызывает и Ленинградская область. За первое полугодие 2016 г. валовый объем вложений в капитал региона составил 87,44 млрд. руб., что по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. больше на 44,1%. Основные вложения инвестиций:
- строительство промышленных и коммерческих объектов - 49,6 %;
- приобретение оборудования и транспортных средств - 39,9 %;
- собственные средства организаций - 49,3 %;
- привлеченное финансирование - 50,5 %.
По мнению председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ялова Д., такие показатели говорят о стабильном состоянии бизнеса, что, в свою очередь, повышает интерес предпринимателей в развитии производства на территории Ленинградской области. И как видим из табл. 2, Ленинградская область занимает 15 место в рейтинге, а Санкт-Петербург менее привлекателен для предпринимателей, 21 место рейтинга [8].
Согласно информации, предоставленной Агентством экономического развития Ленинградской области, инвестиционный портфель региона составляет 150 проектов, объем вложений которых составляет от 50 млн. руб. до 40 млрд. руб. основные инвестиции осуществляются в сельское хозяйство и инфраструктуру области. Большинство проектов должно быть реализовано в срок до 2023 г. [9]
Группа 3. Эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства включает: степень удовлетворенности субъектов малого предпринимательства наличием и доступностью необходимой для ведения бизнеса недвижимости (строений и земельных участков) в субъекте РФ; долю заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства по процедурам торгов и запросов котировок, проведенным для субъектов малого предпринимательства в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в общей стоимости заключенных государственных и муниципальных контрактов в субъекте РФ; удовлетворенность процедурами получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого бизнеса.
Таблица 3
III группа. Регионы с низкой степенью удовлетворенности субъектов малого предпринимательства
Ранг Субъект РФ Рейтинг Рейтинг по направлениям
по по Регуляторная Институты Инфраст- Поддержка
рейтингу интегра льному индексу среда для бизнеса руктура и ресурсы малого предпринимательства
1 Ярославская область III C B D B
2 Вологодская область III B C D B
3 Камчатский край III B D D A
4 Мурманская область III B B C D
5 Липецкая область III D B D B
6 Брянская область III B B B D
7 Ивановская область III C B C C
8 Астраханская область III B C C C
9 Алтайский край III C B D C
10 Республика Карачаево-Черкессия III B D B D
11 Республика Башкортостан III B D B D
12 Республика Саха (Якутия) III D C D B
13 Республика Коми III B C C D
14 Удмуртская Республика III C B D B
15 Республика Карелия III B C D C
16 Самарская область III E B C B
17 Нижегородская область III D B D B
18 Свердловская область III C D D A
19 Приморский край III C C C D
20 Республика Хакасия III D C C C
21 Саратовская область III B C E C
Источник: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Результаты 2015 [12]
Группа 4. Эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства. В этой группе оценивается удовлетворенность субъектов малого предпринимательства доступностью кредитных ресурсов в субъекте РФ.
Таблица 4
IV группа. Эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства
Ранг по Субъект РФ Рейтинг Рейтинг по направлениям
рейтингу по Регуляторная Институты Инфраструк Поддержка
интегра среда для бизнеса тура и малого
льному ресурсы предприним
индексу ательства
1 Республика Бурятия IV В Б Б С
2 Ставропольский край IV С Б С С
3 Оренбургская область IV С Б В Б
4 Сахалинская область IV В В Е С
5 Архангельская область IV Б С Б С
6 Пермский край IV Б С С С
7 Новосибирская область IV Б Б С С
8 Республика Адыгея IV Б Б В В
9 Псковская область IV Е С В Б
10 Смоленская область IV С Б Б Б
11 Красноярский край IV Б Б С Б
12 Омская область IV С Б Е С
13 Волгоградская область IV В Е С Е
14 Хабаровский край IV Б С Б Е
15 Новгородская область IV Б Б Б С
16 Магаданская область IV Е В Б В
17 Курганская область IV С Б С Е
18 Калининградская область IV Б Е С С
19 Тверская область IV Б С Б Б
Существует еще и пятая группа, имеющая очень низкий уровень эффективности. По всей вероятности регионы данной группы можно отнести к рисковым.
Таблица 4
V. Регионы группы риска
Ранг по Субъект РФ Рейтинг Рейтинг по направлениям
рейтингу по Регуляторная Институты Инфраструк Поддержка
интеграл среда для бизнеса тура и малого
ьному ресурсы предприним
индексу ательства
1 Рязанская область V Е Б Б Б
2 Республика Северная Осетия - Алания V В Е Е Б
3 Республика Алтай V Е С Е С
4 Амурская область V Е Е С Б
5 Забайкальский край V Е С Е Б
6 Иркутская область V С Е Е Е
7 Республика Тыва V Е Е С Е
Источник: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Результаты 2015 [12]
В заключении следует отметить, что одним из приоритетных аспектов развития современной экономики РФ является модернизация российской промышленности. Ключевым фактором технологического обновления промышленных предприятий является инновационное технологическое развитие производственной базы. Для решения поставленных задач проводится реализация государственных программ, направленных на создание на российских предприятиях развитой научно-технической базы [13]. Осуществляется организация технопарков и бизнес-инкубаторов, большое внимание уделяется проектному подходу с целью формирования высококонкурентной институциональной среды, которая стимулировала бы предпринимательскую активность и привлекала бы капитал в экономику.
Литература
1. Андреева Л. Даешь рост в условиях санкций! (Дата публикации 16.10.2014) // R Политическая Россия -общественно-политический интернет-журнал [Электронный ресурс] URL: http:// politrussia.com/ekonomika/rossiyskaya-ekonomika-v-usloviyakh-sanktsiy-404/ (Дата обращения: 25.08.2016)
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. Монография. М.: 2010. - 287 с.
3. Глазьев С.Ю. Академик Сергей Глазьев удостоен золотой медали им. С. Кузнеца «За вклад в теорию экономического развития и эконометрику» / Официальный сайт «Сергей Глазьев», 31 мая 2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.glazev.ru/econom_polit/270/ (Дата обращения: 25.08.2016)
4. Гришина Н.В. Меры поддержки экономики в условиях санкций [Электронный ресурс] URL: http://www.ieay.rU/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhurnala-vestnik-ieau/vestnik-ieau-n-8/3.-grishina-n.v.-mery-podderzhke-ekonomiki-v-usloviyah-sankcij/?wb=on (дата обращения: 16.05.2016).
5. Губина М.А., Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. Специальные защитные меры как инструмент политики импортозамещения: зарубежный опыт и перспективы России // Экономический анализ: теория и практика, 2016, № 2 (449).
6. Демина Ю.К. К вопросу об импортозамещении в российской федерации //Juvenis scientia , 2015, № 1.
7. За семь месяцев в Ульяновскую область привлечено 13 проектов на сумму 110 млрд. рублей [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/novosti-partnerov/3560399 (Дата обращения: 23.08.2016)
8. Инвестировать в капитал Ленобласти стали больше // Деловая газета Ленинградской области, 2016, 17.08.2016
9. Инвестиционный портфель Ленобласти содержит 150 проектов// Деловая газета Ленинградской области, 2016, 09.08.2016
10. Конюхова К. Новый министр образования Ольга Васильева рассказала, что дальше будет с ЕГЭ и вузами [Электронный ресурс] URL: http://www.spb.kp.ru/daily/26573.4/3588042/ (Дата обращения: 24.08.2016)
11. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Методические основы моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 2 (25). С. 80-86.
12. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Результаты 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.investinregions.ru/u/section_file/106/2015_ru.pdf (Дата обращения: 25.08.2016)
13. Негреева В.В., Брикалова Е.Л. Повышение конкурентоспособности предприятия: проблемы и преимущества. - Санкт-Петербург: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2013. - С. 246-251.
14. Негреева В.В., Третьяков К.Н. Элементы реализации управленческих решений в системе экономической безопасности. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 3. С.296-300.
15. Русановский В.А. Теория технологического развития экономических систем. Автореф. дисс. на соиск. ст. д.э.н., спец. 08.00.01, Саратов, 1997. - 40 с.
16. Современные экономические теории [Электронный ресурс] URL: http://www.vigorconsult.ru/ (Дата обращения: 22.08.2016)
17. Энциклопедия инвестора. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] URL : http://investments.academic.ru/1445/%D0%A2%D0%B5%D 1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86% D0%B5%D 1 %81 %D 1%81
18. Rostow W.W. Politics and the Stages of Growth. London: Cambridge University Press - 1971
19. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 1960.
References
1. Andreyeva L. You give growth in the conditions of sanctions! (Date of the publication 10/16/2014)//R Political Russia - the social and political online magazine [An electronic resource] of URL: http:// politrussia.com/ekonomika/rossiyskaya-ekonomika-v-usloviyakh-sanktsiy-404/ (Date of the address: 8/25/2016)
2. Glazyev of Page Yu. The strategy of the advancing development of Russia in the conditions of global crisis. Monograph. M.: 2010. - 287 p.
3. Glazyev of Page Yu. The academician Sergey Glazyev is awarded a gold medal of S. Kuznets "For a contribution to the theory of economic development and econometrics" / the Official site "Sergey Glazyev", on May 31, 2011 [An electronic resource] URL: http://www.glazev.ru/econom_polit/270/ (Date of the address: 8/25/2016)
4. Grishina N.V. Measures of support of economy in the conditions of sanctions [An electronic resource] of URL: http://www.ieay.ru/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhurnala-vestnik-ieau/vestnik-ieau-n-8/3.-grishina-n.v.-mery-podderzhke-ekonomiki-v-usloviyah-sankcij/?wb=on (date of the address: 5/16/2016).
5. Gubina M. A., Koval A. G., Trofimenko O. Yu. Special protective measures as import substitution policy tool: foreign experience and prospects of Russia//Economic analysis: theory and practice, 2016, No. 2 (449).
6. Dyomina YU. K. To a question of import substitution in the Russian Federation//Juvenis scientia, 2015, No. 1.
7. In seven months to the Ulyanovsk region 13 projects for the sum of 110 billion rubles [An electronic resource] of URL are attracted: http://tass.ru/novosti-partnerov/3560399 (Date of the address: 8/23/2016)
8. The Leningrad Region began to invest in the capital more//the Business newspaper of the Leningrad region, 2016, 8/17/2016
9. The investment portfolio of the Leningrad Region contains 150 projects//the Business newspaper of the Leningrad region, 2016, 8/9/2016
10. Konyukhova K. The new Minister of Education Olga Vasilyeva has told that will be farther with the USE and higher education institutions [An electronic resource] of URL: http://www.spb.kp.ru/daily/26573.4/3588042/ (Date of the address: 8/24/2016)
11. Kuznetsov Yu.V., Bykovo N.V. Methodical bases of modeling of the state support of small business enterprises//NIU ITMO Scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2016. No. 2 (25). Page 80-86.
12. The national rating of a condition of investment climate in territorial subjects of the Russian Federation. Results of 2015 [An electronic resource] of URL: http://www.investinregions.ru/u/section_file/106/2015_ru.pdf (Date of the address: 8/25/2016)
13. Negreeva V. V., Brikalov E. L. Increase in competitiveness of the enterprise: problems and advantages. - St. Petersburg: NOU VPO "Institute of Business and Right", 2013. - Page 246-251.
14. Negreeva V. V., Tretyakov K. N. Elements of implementation of administrative decisions in system of economic security.//NIU ITMO scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2015. No. 3. Page 296300.
15. Rusanovsky VA. Theory of technological development of economic systems. Avtoref. yew. on соиск. Art. Dr.Econ.Sci., special 08.00.01, Saratov, 1997. - 40 pages.
16. Modern economic theories [An electronic resource] of URL: http://www.vigorconsult.ru/ (Date of the address: 8/22/2016).
17. Энциклопедия инвестора. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] URL: http://investments.academic.ru/1445/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86% D0%B5%D 1 %81 %D 1%81
18. Rostow W.W. Политика и стадии роста. Лондон: Издательство Кембриджского университета — 1971
20. Rostow W.W. Стадии экономического роста: некоммунистический манифест. 1960.
Статья поступила в редакцию 29.08.2016 г.