УДК 316:330:001.89
РОССИЙСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»: СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕРСПЕКТИВ
В. В. Гусев, О. А. Милючихина
Гусев Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов, [email protected]
Милючихина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов, [email protected]
В статье анализируется современное развитие Инновационного центра и Фонда «Сколоково», исследуются механизмы взаимодействия с другими инновационными акторами РФ, риски и проблемы, возникающие при осуществлении инновационной деятельности Центра.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, резиденты, кластеры, бизнес-ангелы, технологический прогресс.
The Russian Innovation Center «Skolkovo»: the Modern Development and Future Prospects
V. V. Gusev, O. A. Miliuchikhina
Vladimir V. Gusev, ORCID 0000-0002-6634-1663, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya Str., Saratov, 410031, Russia, [email protected]
Olga A. Miliuchikhina, ORCID 0000-0002-7165-9270, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya Str., Saratov, 410031, Russia, [email protected]
This article analyzes the current development of the Innovation center and Fund «Skolkovo», mechanisms of interaction with other innovation actors of the Russian Federation, the risks and problems encountered in the implementation of innovation center. Key words: innovations, investments, residents, clusters, business angels, technological progress.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-4-378-382
Повышение эффективности функционирования институтов развития является важной задачей, стоящей перед Российской Федерацией в настоящий момент. Поэтому вопрос об особенностях функционирования и совершенствовании деятельности Инновационного центра (инноцен-тра) «Сколково» представляется чрезвычайно актуальным.
Инноцентр «Сколково» - одно из наиболее амбициозных начинаний в сфере перевода российской экономики на инновационный путь раз-
вития, в начале 2010-х гг. данный проект часто называли «Российской кремниевой долиной». Сам центр располагается в Можайском районе Западного административного округа г. Москвы, вблизи МКАД, он получил название одноименного сельского поселения, рядом с которым расположен. После запуска инноцентра на проектную мощность, который случится к 2020 г., на территории площадью примерно 400 га в Можайском районе «новой» Москвы будут постоянно проживать около 15 тыс. чел., еще 7 тыс. будут ежедневно приезжать в инновационный центр на работу. По сути, «Сколково» представляет собой первый наукоград современной России, строящийся практически с нуля, «в чистом поле», с участием государственных и частных инвесторов. Под общим названием «Сколково» объединены сам Инноцентр, Фонд, Открытый университет, городское поселение с элементами производственной и рыночной инфраструктуры.
В настоящий момент деятельность Инновационного центра «Сколково» достаточно неоднозначно оценивается со стороны общественного дискурса, экономистов, экспертного сообщества. С одной стороны, важно отметить несомненные успехи в направлении формирования полноценной инновационной экосистемы, интересной не только для российских предприятий, но и для зарубежных партнеров. С другой стороны, существует мнение об имитационной деятельности инновационного центра, отсутствии проектов необходимого количества и качества, способных дать толчок инновационному развитию. В данной статье будет осуществлена попытка проанализировать деятельность Инновационного центра «Сколково», обозначить его достижения, а также недостатки текущей деятельности, вызывающие повсеместную, и довольно часто обоснованную, критику.
Деятельность Инноцентра «Сколково» осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов. Проект его создания реализуется Фондом «Сколково» (полное название - Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий). Процессы создания и оперативная деятельность регламентируются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ, с изменениями от 29.12.2016 г. № 467-ФЗ1.
Миссия Фонда «Сколково» - формирование благоприятных условий для инновационно-
© Гусев В. В., Милючихина О. А., 2017
го процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов, вузовского сообщества работают над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня. Ожидаемый результат данных федеральных инициатив - самоуправляющаяся и саморазвивающаяся экосистема, благоприятная для развития предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке. Экосистема «Сколково» нацелена на поддержку функционирования всех этапов создания инновационного продукта от зарождения идеи до размещения на рынках капитала.
В настоящее время в рамках выполнения задачи формирования и развития инновационной экосистемы Фонд координирует деятель-
По данным годового отчета, общее количество резидентов Фонда по итогам 2016 г. - 1432 организации (из них кластер биомедицинских технологий - 287, информационных технологий - 450, космических технологий и телекоммуникаций - 170, энергоэффективных технологий - 334, ядерных технологий и новых промышленных материалов - 191). Общая выручка стартапов за 2011-2015 гг. составила 80,5 млрд руб., инвестиции в развитие старта-пов - 17,2 млрд руб. В работе над проектами задействовано более 650 экспертов и 200 менторов. При содействии Центра интеллектуальной собственности (ЦИС) «Сколково» выдано 859 патентов и свидетельств, подано 2100 заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. Рост числа заявок, поданных через ЦИС «Сколково», в 2015 г. составил 176%, в совокупности число заявок превысило 1000. При сопровождении юристов ЦИС закрыто более 120 сделок стоимостью более 3 млрд руб.3. В ходе работы компаний-резидентов создано около 18 000 рабочих мест, 149 участников реализуют свою продукцию в 40 странах мира. В 2015 г. в Инноцентре «Сколково» стартовала программа адресной межкластерной акселерации проектов. По итогам программы четыре участника увеличили выручку на общую сумму 190 млн руб. и привлекли дополнительные инвестиции на 200 млн руб. В Центре действует микрогрантовая программа, ведется взаимодействие с молодыми
ность по поддержке проектов с институтами развития Российской Федерации, участвует в формировании перспективных тематик исследований и разработок, реализуемых в рамках программ Министерства образования и науки РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, включается в деятельность рабочих групп проекта Национальной технологической инициативы.
Согласно годовому отчету Фонда «Сколково» за 2016 г.2, несмотря на достаточно неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, экономические и технологические санкции против Российской Федерации, в 2015 г. по основным ключевым показателям развития наблюдается превышение фактических показателей над плановыми (таблица).
учеными и предпринимателями в рамках образовательных программ Открытого университета Сколково. В настоящее время в рамках развития инновационной инфраструктуры в экосистеме «Сколково» участвует 9 центров НИОКР и более 300 индустриальных компаний. Инвестиционное сообщество представлено 46 аккредитованными венчурными центрами, поддержавшими более 140 участников. В Сколковский клуб бизнес-ангелов входят более 200 резидентов. Сумма «мягких» обязательств венчурных инвесторов составляет 34,7 млрд руб., «твердых» обязательств - 5,7 млрд руб.
Однако, несмотря на позитивную картину динамики деятельности Инноцентра в целом, в его развитии наблюдаются следующие проблемы.
1. Неблагоприятные макроэкономические условия функционирования. Ухудшение макроэкономических условий, определяющих развитие российской экономики (сокращение ВВП, рост инфляции, девальвация курса национальной валюты), оказывает негативное влияние, в том числе и на реализацию проекта «Сколко-во». Установившийся режим ограничений из-за экономических санкций и запрет на технологический обмен со странами Европы и Северной Америки привел к замедлению темпов развития высокотехнологичных отраслей4. Затруднение доступа к внешним рынкам долгосрочного капитала и технологий, снижение инвестиционной привлекательности и сокращение объемов вну-
Выполнение ключевых показателей эффективности подпрограммы «Создание и развитие Инновационного центра "Сколково"»
Показатель 2015, план 2015, факт 2015, факт к плану
Число заявок на регистрацию интеллектуальной собственности, созданных в «Сколково», шт. 225 826 в 3,7 раза
Объем частных инвестиций, привлеченных в «Сколково», млрд руб. 12 14,8 123,3%
Выручка участников «Сколково», полученная от результатов исследовательской деятельности (накопленным итогом), млрд руб. 10 80,5 в 8,0 раз
Интегральный вклад проекта «Сколково» в экономику РФ (накопленным итогом), млрд руб. 20 29,5 147,5%
треннего инвестирования тормозят стартап-ак-тивность в стране. Основной риск, связанный с данными проблемами, заключается в замедлении темпов формирования инновационной инфраструктуры, недостижении целевых показателей и растягивании сроков реализации инфраструктурных и инновационных проектов.
2. Внутренние структурные проблемы инновационной экосистемы. Недостаточное развитие системы акселерации инновационных проектов, отсутствие четких механизмов привлечения инвесторов, имитационная активность отдельных участников инфраструктуры усиливают риск снижения привлекательности проекта «Сколково» для компаний и инвесторов. Несовершенная система формирования ключевых показателей эффективности в связке с недостаточным информационным сопровождением деятельности снижают уровень доверия к Фонду, культивируют общественное мнение о декларативном характере его деятельности, отсутствии базовых проектов, имеющих высокий инновационный потенциал. Характер формирования инновационной системы «сверху» (по инициативе государства) предопределяет невысокий уровень инновационной инициативы, особенно на региональном уровне (из 85 субъектов РФ география участников «Сколково» охватывала в 2016 г. только 65 регионов). Также в России одновременно наблюдаются две взаимоисключающие особенности - интеллектуальное превосходство и технологическая слабость, отсталость, когда выдающиеся технологические изобретения, генерируемые в отечественной высокотехнологичной сфере, наталкиваются на неспособность развить их в качестве инноваций в отечественной промышленности5. Это в целом приводит к усилению риска несоответствия количества эффективных инновационных проектов масштабу поставленных государством задач инновационного развития.
3. Проблемы взаимодействия с другими институтами развития. Отсутствие четко прописанных и структурированных механизмов взаимодействия с другими институтами развития РФ, например, с Внешэкономбанком (Банком развития), Российской венчурной компанией, государственными корпорациями, в том числе с Объединенными авиа- и судостроительной кор -порациями (ОАК и ОСК), «Ростехнологиями», ведущими предприятиями оборонно-промышленного комплекса, дублирование контрольных функций, а также отсутствие горизонтальных связей между инновационными акторами усиливают риск сворачивания механизмов развития инновационных проектов.
4. Глобальные технологические вызовы. Современное функционирование экономики ведущих стран в условиях постоянной технологической революции и ускорения темпов внедрения инноваций на мировом рынке, а также начав-
шийся процесс вытеснения базовых технологий и формирования новых рынков определяют догоняющий характер инновационной активности и требуют ускорения темпов формирования инновационной экосистемы. В создавшихся условиях ключевыми рисками являются:
а) качественное несоответствие продуктов компаний-резидентов требованиям мировых рынков вследствие отсутствия технологической новизны и наличия на мировом рынке более дешевых и технологически совершенных аналогов, как следствие, их низкая конкурентоспособность;
б) несоответствие скорости и масштаба развития экосистемы «Сколоково» темпу мирового технологического прогресса. Мировой опыт «догоняющей модернизации» показывает, что страны, встающие на этот путь, еще никого не догнали, поэтому России следует в этом плане искать свой инновационный путь. По этому поводу как никогда подходит фраза Льюиса Кэрролла из «Алисы в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»6. В этом случае опыт СССР, который имел во многом автономную или адаптированную технологическую базу, был бы в настоящее время весьма востребован. Практика показывает, что отрасли, сохранившие в 1990-е гг. технологический потенциал времен Советского Союза, до сих пор остаются мировыми лидерами (например, производство вооружений или аэрокосмическая промышленность).
На наш взгляд, у Фонда и Инноцентра «Ско-локово» имеются следующие направления развития в ближайшей перспективе:
1) активизация участия Фонда «Сколково» в проекте Национальной технологической инициативы (НТИ) - программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. Участие в проектных группах НТИ позволит лучше скоординировать деятельность, при этом Фонд «Сколково» должен взять на себя реализацию ключевой задачи, поставленной в рамках НТИ, - поиск и создание условий для функционирования компаний, способных работать на новых высокотехнологичных рынках. В рамках данного вектора развития должна быть продолжена работа по поиску перспективных стартапов, проводимая в ходе Всероссийского Стартап тура и Startup Village. Причем акцент при выборе проектов должен быть сделан на выявление технологий и проектов, необходимых для становления рынков НТИ (FoofNet, EnergyNet, SafeNet, AutoNet, MariNet, HealthNet, FinNet, NeuroNet)7. Фонд «Сколково» в перспективе также является одним из базовых поставщиков сервисов НТИ. Для эффективной реализации данной функции необходимо продолжить работу по развитию центров НИОКР,
центров коллективного пользования, дата-центров. Доступность сервиса для компаний должна стать одним из индикаторов эффективной работы Фонда;
2) продолжение работы по формированию сети лидеров предпринимательского и научного сообществ.
Выполнение данной функции реализуется через проведение конкурсов стартапов (Стартап тур, Startup Village), работу Сколковского института науки и технологий и Открытого университета Сколково. Стартап тур и Startup Village реализуют функцию поиска и отбора стартапов, менторинг, консультации. Startup Village предлагает также инвестиции в проекты победителей. Ежегодно Стартап тур охватывает более 10 городов России и стран СНГ. В среднем ежегодно подается более 100 заявок в каждом городе участия, из которых в финал попадают около 10 проектов. Победителями становятся три проекта, получающие приглашение на Startup Village. Однако при этом официальная статистика, позволяющая проследить корреляцию между участием в конкурсах и резидентством в Сколково, отсутствует.
Сколковский институт науки и технологий («Сколтех») насчитывает 60 профессоров и преподавателей (70% из них привлечено из зарубежных вузов), 315 магистрантов и аспирантов,
9 центров науки, инноваций и образования. В рамках программ Открытого университета Сколково (ОтУС), основными задачами которых является формирование активного резерва из числа представителей ведущих вузов, предпринимателей, студентов, молодых ученых, проведено
10 сезонных школ, в том числе одна на Дальнем Востоке. Сообщество «Сколково», координируемое ОтУС, насчитывает более 500 активных участников. В 2015 г. шесть проектов участников ОтУС получили статус резидентов «Сколково»;
3) развитие региональных связей Фонда.
В 2015 г. Фонд «Сколково» заключил всего лишь три соглашения о региональном сотрудничестве (Астраханская область, Республика Татарстан, Тульская область), что говорит о необходимости активизации деятельности в данном направлении. Перспективной задачей является расширение географии участников проекта. В качестве одного из базовых выступает развитие дальневосточного направления, что соответствует целям выполнения Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»8. В рамках данного вектора развития необходима активизация работы Дальневосточного представительства Фонда «Сколково», начавшего работу в апреле 2015 г. По состоянию на 2016 г. Дальний Восток представлен только 30 компаниями-участниками Фонда. В качестве перспективного направления можно рассматривать внедрение собственной акселерационной программы на Дальнем Востоке совместно со стратегически-
ми партнерами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве базовой инфраструктурной составляющей Дальневосточного проекта «Сколково» выступают связи с Дальневосточным Федеральным университетом. В качестве второго магистрального направления развития региональных связей необходимо рассматривать усиление взаимодействия с фундаментальными научными школами Томска и Екатеринбурга, исторически являющимися центрами инновационной активности. Опорным инфраструктурным центром может стать, в частности, Инновационный территориальный центр Томск (ИНО Томск) как важный инновационный актор томской агло-мерации9;
4) развитие международных связей Фонда «Сколково».
В настоящий момент Фонд «Сколково» включен во взаимодействие со странами ближнего зарубежья (Казахстан, Белоруссия, Армения, Азербайджан и др.). Фонд является оператором программы инновационного сотрудничества СНГ до 2020 г. Основной площадкой взаимодействия является роуд-шоу Стартап тур и конференция Startup Village, чего явно недостаточно для формирования стратегического партнерства. Наиболее активным и перспективным представляется сотрудничество с партнерами из Республики Казахстан, в частности, партнерство с международной программой акселерации и инвестиций AlmatyTechGarden, активным участником Sturtup Village 2016. Инноцентру «Сколково» необходимо разработать и предложить партнерские схемы взаимодействия, предусматривающие технологический обмен, кооперацию на рынках двух стран, двойное резидентство и прочие механизмы, актуальные для инновационного развития обеих стран.
С 2012 г. развивается взаимодействие Сколко-во с Китайской Народной Республикой. С 2015 г. работает представительство Фонда «Сколково» в Китае. В 2014 г. было заключено соглашение о строительстве совместного Парка высоких технологий «Шелковый путь», однако данное направление нуждается в катализаторах развития10. КНР необходимо рассматривать как один из важнейших источников внешних инвестиций, акцентируя внимание на наиболее интересных китайской стороне кластерах ядерных и космических технологий. Важным направлением международного сотрудничества являются также связи с Европой. На данном направлении наиболее активным является взаимодействие Фонда «Сколково» с Финляндией в рамках ежегодной конференции Slush, на которой сколковские стартапы в 2016 г. стали призерами11. Также развертывание сколковской инновационной экосистемы невозможно без учета опыта крупнейших инновационных центров мира: Кремниевой долиной (Калифорния), сетью технологических центров Великобритании, Мюнхенским технологическим центром (Германия),
Французской межрегиональнойя сетью распространения технологий, Чжунгуаньцунь (Китай), Цукуба (Япония) и др. Однако следует иметь в виду, что большинство эффективных инновационных экосистем работают по принципу воронки, т. е. в условиях избытка предложения инноваций. Развитие онлайн платформы «Сколково» может ориентироваться на опыт Гонконга и Сингапура, сделавших ставку на минимизацию барьеров для предпринимательской деятельности и развитие онлайн сервисов, в том числе и государственных онлайн услуг.
Что же касается критики Фонда «Сколково» в отношении имитационных практик деятельности, то она часто оказывается обоснованной. По мнению В. Конышева и А. Леонова, скромный научный результат главных «инновационных» проектов нашего времени - «Роснано» и «Сколково» - говорит о многом. Выделенные на них средства в лучшем случае эффективно потрачены на закупку западных технологий предыдущего поколения12. Поэтому в хозяйственной практике часто имеет место имитирование инновационной деятельности, заимствование западных технологий и псевдоинновации, а настоящих, базовых, прорывных технологий отечественной школы в экономике как раз не хватает. На наш взгляд, выходом из подобной ситуации может быть частичный возврат российской экономики к отечественной, автономной технологической базе, чему косвенно способствуют экономические санкции против России. Однако удастся ли такой возврат и сможет ли Россия возродить и сохранить технологическую базу советской эпохи - покажет ближайшее время.
Примечания
1 См.: Об инновационном центре «Сколково» : федер. закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ ( последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 См.: Годовой отчет 2016. URL: http://sk.ru/foundation/ results/annual_reports_ru/p/annual_report_2016.aspx (дата обращения: 12.06.2017).
3 См.: Антон Пушков: «За последние два года через ЦИС было подано более 1000 патентных заявок». URL: http://sk.rU/news/b/press/archive/2016/05/25/ anton-pushkov-za-poslednie-dva-goda-cherez-cis-bylo-podano-bolee-1000-patentnyh-zayavok.aspx (дата обращения: 14.06.2017).
4 См.: Нуреев Р. М., Петраков П. К. Экономические санкции против России : ожидания и реальность. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-ozhidaniya-i-realnost (дата обращения: 14.06.2017).
5 См.: Орлова Л. Н. Инновационная экономика : факторы и противоречия развития, уровни формирования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-ekonomika-faktory-i-protivorechiya-razvitiya-urovni-formirovaniya (дата обращения: 15.06.2017).
6 См.: Крылатые выражения из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. URL: http://fit4brain.com/4230 (дата обращения: 15.06.2017).
7 См.: Национальная технологическая инициатива. URL: http://www.nti2035.ru/nti (дата обращения: 16.06.2017).
8 См.: Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: http://government.ru/programs/232/ events/ (дата обращения: 17.06.2017).
9 См.: ИНОТомск. Инновационный территориальный центр. URL: https://ino-tomsk.ru (дата обращения: 17.06.2017).
10 См.: Сколково и Китай строят «Шелковый путь». URL: http://www.anews.com/p/11352679/ (дата обращения: 17.06.2017).
11 См.: Slush 2016. URL: http://www.visithelsinki.fi/ru/ chto-proishodit/sobytiya/slush-2016 (дата обращения: 18.06.2017).
12 См.: Конышев В., Леонов А. Есть ли в России спрос на науку? URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/ 2014/02/14/58354 (дата обращения: 19.06.2017).
Образец для цитирования:
Гусев В. В., Милючихина О. А. Российский инновационный центр «Сколково»: современное развитие и формирование будущих перспектив // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 378-382. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-4-378-382.
Cite this article as:
Gusev V. V., Miliuchikhina O. A. The Russian Innovation Center «Skolkovo»: the Modern Development and Future Prospects. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 4, рр. 378-382 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-96012017-17-4-378-382.