ПОЛУЧЕНИЕ СТАТУСА РЕЗИДЕНТА «СКОЛКОВО» МАЛЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ КАК УСЛОВИЕ ДОСТУПА К НАЛОГОВЫМ ЛЬГОТАМ
М.Е. КОСОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансов и статистики Российского государственного торгово-экономического университета
Е-mail: [email protected];
Э.В. ЯГУДИНА, аспирант кафедры Налогов и налогообложения Российского государственного торгово-экономического университета
E-mail: [email protected] Научная специальность: 08.00.01 — экономическая теория
Аннотация. С целью снижения барьеров, препятствующих развитию инновационного бизнеса, на территории недавно созданного инновационного центра «Сколково» действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Для этого на территории инноцентра было создано эксклюзивное законодательство, предусматривающее беспрецедентные льготы и преференции для участников проекта. В статье авторы рассматривают доступность получения статуса резидента малыми инновационными компаниями и, как следствие, возможность использования ими налоговых льгот.
Ключевые слова: инновационная деятельность, малый бизнес, инновационный центр, научные исследования и разработки, статус резидента «Сколково», налоговые льготы, таможенные льготы.
THE STATUS OF THE RESIDENT «SKOLKOVO» FOR THE SMALL INNOVATIVE COMPANIES AS A TERM OF RECEPTION OF TAX ALLOWANCES
M.E. KOSOV,
candidate of economics, docent of a chair «The finance and statistics», Russian State university of Trade and Economics;
E.V. YAGUDINA,
graduate student of a chair «The Taxes and taxation», Russian State university of Trade and Economics
Annotation. For the purpose of decrease in the barriers interfering development of innovative business, in territory of recently created innovative center «Skolkovo» the exclusive legislation providing unprecedented privileges and the preferences for participants of the project is created. In article authors consider availability of reception of the status of the resident the small innovative companies, and as consequence, possibility of use by them of tax allowances.
Keywords: innovative activity, small business, innovative center, scientific researche and development, status of the resident «Skolkovo», tax allowances, customs preferences.
В развитии малого инновационного бизнеса (далее — МИБ) России наблюдаются те же, пока неразрешенные проблемы, что и в развитии малого предпринимательства в целом. Кроме того, МИБ, в силу своей дуалистической природы, сталкивается с рядом специфических проблем, характерных именно для инновационной сферы деятельности.
С целью снижения издержек инновационных компаний на преодоление многочисленных барьеров Правительством России установлены определенные территории, на которых действует особый режим налогообложения и осуществления предпринимательской деятельности. Это наукограды, особые экономические зоны (далее — ОЭЗ), зоны территориального развития. Однако, анализ современной инновационной активности в России свидетельствует о ее довольно низких текущих показателях. Так, соглас-
но данным на рисунке 1, разработку и внедрение новых или усовершенствованных видов продукции и технологических процессов в 2010 г. осуществляли всего лишь 9,3% от общего числа российских организаций, тогда как в Федеративной республике Германия — 71,8%, в Финляндии — 52,5%, в Швеции — 49,6%, в Турции — 35,3%. Еще хуже дела обстоят с инновациями в малом бизнесе: удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инноваций, в общем числе малых предприятий, более чем в два раза ниже, чем в среднем по всем организациям. Результаты экономических исследований1 показы-
1 Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения провела исследование «Инновационное малое и среднее предпринимательство: проблемы развития».
JS S н к S а с
4
ft ей
с g Й (г
i-Q гг
к
га р
I—
н Я
и ¡=
« 1С
к х ж к
о н
5 С
я а га с к к
S
70 60 50 40 30 20
10
0
71,8
9,3
54,3 52,5
49,6
43,7
42,2
40,1
35,3
21,7
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации,
в общем объеме организаций4
вают, что инновационный сектор в структуре малого предпринимательства России составляет от 1,4 до 3,5%, т.е. от 22,4 тыс. до 56 тыс. малых предприятий (на начало 2010 г.)2. Качественные показатели деятельности малого инновационного бизнеса также невелики. Доля малых инновационных организаций в производстве валового внутреннего продукта страны находится на уровне 0,8—1,0%, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05%3.
Очевидно, причина заключается в том, что регулирование инновационной деятельности не подкреплялось со стороны государства существенным изменением предпринимательского и налогового законодательства. Логическим продолжением развития инновационного бизнеса является создание по инициативе государства проекта «Сколково», цель которого обеспечить на уровне законов создание и развитие инновационной экономики. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. было заявлено, что «надо завершить разработку предложений по созданию в Российской Федерации мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержке всех приоритетных направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по принципу «Силиконовой долины»5 и других подобных зарубежных центров».
При этом необходимо отметить, что Силиконовая долина, являясь прообразом сколковского эксперимента, была создана по инициативе бизнеса и порождена рыночными механизмами, в то время как Сколково — это искусственная среда, создаваемая по инициативе государства, а не по причине готовности экономики к преобразованиям. Ученые отмечают, что инновационная активность страны и результат ее роста тесно связаны с долей научных исследований, финансируемых частным деловым сектором. Согласно данным рисунка 2, в развитых странах доля частных компаний в общих затратах на НИОКР колеблется от 50 до 75%. В России обратная пропорция: в 2010 г. финансирование научных исследований и разработок осуществлялось в основном предприятиями государственного сектора — на 65%, доля же частных компаний в общих затратах на НИОКР составляет 19,5%.
2 Баранов М.Н., Саакова Л.В., Шматко А.Д. Развитие и государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере: моногр. СПб., 2011. С. 43.
3 Зоидов К.Х., Моргунов Е.В., Биджамова К.В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. М., 2009. С. 4.
4 Россия и страны—члены ЕС. 2011: сб. стат. / Росстат. М., 2011. С. 219; Россия и страны мира. 2010.: сб. стат. / Росстат. М., 2010. С. 323 (данные по Турции приведены по итогам Европейского обследования инноваций за период 2004—2006 гг.).
5 Силиконовая долина (этимологически верный перевод — Кремниевая долина, от англ. Silicon Valley) — технологический центр США на территории штата Калифорния, где сосредоточено около половины всего научно-технического потенциала страны в области электроники и вычислительной техники.
Япония 17,7
Финляндия 25,7
Швеция 27,5
Германия 29,7
Турция 30,8
США 31,3
Великобритания 32,1
Венгрия 39,3
Франция 39,7
Нидерланды 40,8
Россия
20
1-1
в % к итогу 100
| | Государственный сектор | | Другие национальные источники
Предпринимательский сектор Иностранные источники
Рис. 2. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования в 2010 г. (в процентах к итогу)6
0
Большинство экспертов7 объясняют невостребованность инноваций в российской экономике наличием в ней ниш гарантированного сверхобогащения (нефтяной бизнес), на фоне которых инновации выглядят малопривлекательным объектом инвестирования. По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ)8 крупнейшие российские корпорации в 2009 г. потратили на научные разработки и их внедрение 800 млн долл., из них 605 млн долл. приходится на «Газпром», что составляет всего лишь 0,00075% от его выручки (!). Для сравнения, мировой крупный бизнес вложил в 2009 г. в новые разработки 532 млрд долл.
Цель создания инноцентра «Сколково» заключается в обеспечении эффективного трансферта научных достижений в сфере НИОКР и доведении научно-технической продукции до состояния коммерческого использования.
Субъектами правоотношений, возникающих в процессе функционирования инноцентра, выступают:
1) государство, как его собственник и инвестор;
2) властная Управляющая компания — Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее — Фонд);
3) участники проекта — организации, получившие статус резидента инноцентра;
4) лица, участвующие в реализации проекта.
Для создания и функционирования инновационного комплекса, государство, являясь имущественным инвестором, передало в собственность управляющей компании 500 га земли, Фонду жилищного строительства РФ безвозмездно передано 17 земельных участков общей площадью 12,8 млн м2 и расположенных на них 13 имущественных объектов. Из государственного бюджета финансируется создание инфраструктуры — строительство объектов офисного назначения, жилого комплекса и объектов социального назначения — школы, медицинские учреждения и др. Уже за 2010—2011 гг. выделено 4 млрд руб. В бюджете Российской Федерации на 2011—2013 гг. заложены дополнительные многомиллиардные сум-
6 Диаграмма построена на основе данных ОЭСР. URL://http://-www.stats.oecd.org/Index.aspx. Данные по России, Германии, Нидерландам, США, Швеции и Японии приведены за 2009 г.
7 Нарышкин С.Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. М., 2010, N° 12. С. 27—37; Фигов-ский О.Л. Макро- и нанопроекты: желаемое и реальность // Инженерный вестник Дона. Т. 12. 2010. № 2. С. 12—17.
8 Ахтямов М.К., Юлдашева О.У., Кузнецова Н.А. Инновационное развитие предпринимательства в экономике знаний: моногр. М., 2011. С. 69.
мы — 15 млрд руб. в 2011 г., 22 млрд руб. в 2012 г. и 17,1 млрд руб. в 2013 г.9. Преимущественно финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, при этом механизмы государственного контроля за их целевым использованием отсутствуют.
Безусловно, проводится большая работа по развитию инновационного центра «Сколково», но напрашивается вопрос: все ли продумано и нет ли коррупционной составляющей в столь масштабном финансир ов ании?
В частности, привлекает внимание статус Управляющей компании, поскольку она, будучи юридическим лицом (Фонд — это некоммерческая организация), выполняет в то же время функции, имеющие государственно-властную природу. Наделение ее широким спектром полномочий позволяет говорить об аутсорсинге государственных функций и функций местного самоуправления10. Необходимо отметить некоторые недостатки подобного правового эксперимента. ФЗ от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон № 244-ФЗ) ничего не говорит о соотношении функций, в том числе контрольных, структурных подразделений федеральных органов государственной власти, созданных на территории инноцентра, с функциями управляющей компании. Также не предусмотрен механизм государственного или муниципального надзора над деятельностью Управляющей компании. В то же время, управленческая функция государства реализуется через необходимость согласования некоторых вопросов11 с Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Наряду с президентской Комиссией по модернизации действует и премьерская Комиссия по инновациям. Функции этих комиссий в ряде случаев дублируются, что нельзя признать правильным.
Обширный объем полномочий Управляющей компании, ничем не ограниченный, на этом не заканчивается. Большое значение для инновационного центра имеют правила проекта, которые представляют собой совокупность документов, принимаемых Фондом и определяющих права и обязанности лиц, участвующих в реализации проекта. Упомянутые правила не представляют собой единый документ. Пока из этого свода актов существует: Положение о присвоении статуса участника проекта, Положение об экспертных коллегиях, Положение о грантовом комитете и Гран-товая политика фонда «Сколково». Нарушение ука-
занных правил признано одним из оснований утраты статуса резидента Сколково. Решение о нарушении правил проекта также принимается Управляющей компанией, что может привести к субъективному, а возможно, и к произвольному толкованию установленных этим же субъектом правоотношений правил проекта.
Таким образом, можно сделать вывод:
♦ во-первых, правовая природа правил проекта не раскрыта. С одной стороны, они получают такой же юридический статус, что и российские законы, с другой стороны, юридическое лицо, с точки зрения правотворческой функции, компетентно принимать лишь локальные акты, к которым в основном относятся уставы, положения, правила внутреннего распорядка. Поскольку Управляющая компания не является ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, правила проекта нельзя отнести к нормативным правовым актам, следовательно, они не могут быть обжалованы в суде на основании гл. 24 ГПК РФ или гл. 23 АПК РФ;
♦ во-вторых, механизм, препятствующий установлению Управляющей компанией нецелесообразных, а возможно, и ущемляющих права и обязанности участников проекта правил, Законом № 244-ФЗ не закреплен.
Все это свидетельствует о необходимости разработки системы сдержек и противовесов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов участников инновационного проекта.
Для лиц, получивших статус резидентов иннозоны, создан особый правовой режим — налоговый, таможенный, административный, предусматривающий беспрецедентные льготы и преференции для участников проекта, которыми являются не только компании, «физически» расположенные на территории центра «Сколково», но до 2014 г. и за его пределами.
Специальным порядком налогообложения участники проекта освобождаются от налогов на прибыль, добавленную стоимость (НДС) и на имущество в течение 10 лет. Одновременно утрачивается право на освобождение от уплаты указанных налогов, если сово-
9 Государство вложит в центр «Сколково» 54 млрд руб. // Коммерсант. 2010, 5 авг. URL://http://www.kommersant.ru/News/1482479.
10 Киреева А.В. Особенности администрирования деятельности участников проекта «Сколково» // IX Румянцевские чтения: мат-лы межд. науч.-практ. конф. «Экономика, государство и общество в XXI веке». М., 2011. С. 212.
11 Например, состав органов управления Фонда (а отсюда и прогноз принимаемых решений) формируется по согласованию с указанной Комиссией.
купный размер прибыли превысил 300 млн руб. с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки превысил 1 млрд руб. Право на освобождение перестает действовать и при утрате статуса участника проекта. Также снижена до 14% суммарная ставка взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Взносы в Пенсионный фонд РФ составят 14% (для других организаций они составляют 22%), а в Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0%. Опять же выпадающие доходы внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Одновременно с этим предусматривается компенсация расходов по уплате таможенных платежей, понесенных при ввозе товаров (за исключением подакцизных товаров), которые необходимы для осуществления исследовательской деятельности. Для реализации такого права предусмотрен специальный механизм возмещения соответствующих расходов. Управляющая компания имеет право оказывать участникам проекта услуги таможенного брокера.
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом № 244-ФЗ, в случае непревышения годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1 млрд руб. вправе выбрать форму ведения учета: либо вести полноценный бухгалтерский учет, либо вести книгу учета доходов и расходов.
К концу марта 2012 г. обладателями столь обширных налоговых льгот признаны 416 компаний12, что по самым оптимистичным оценкам составляет не более 2% от общего числа малых инновационных организаций. Для сравнения, в свое время в Китае для компаний, получивших статус инновационного высокотехнологичного предприятия (high and new technology enterprise), была понижена ставка налога на прибыль с 25 до 15%. Несмотря на жесткие критерии и необходимость периодического подтверждения статуса инновационного высокотехнологичного предприятия, уже в течение первого года действия данной льготы статус высокотехнологичного предприятия получили 15 991 компаний13. Из числа организаций, получивших статус резидента ИЦ «Сколково», 54,2% представляют организации, зарегистрированные в г. Москве; 11,9% — в
г. Санкт-Петербурге; 9,2% — в Московской области. Остальные регионы РФ представлены в реестре участников проекта весьма скромно: компании из г. Томска — 3,5% от общего числа резидентов; 3% — из г. Екатеринбурга; 2,2% — из г. Новосибирска. Это обстоятельство имеет свое объяснение. Кроме того, легко предвидеть снижение прироста количества участников проекта в недалеком будущем. Дело в том, что с 1 января 2014 г. вступает в силу положение об обязательном функционировании на территории инновационного центра «Сколково» исполнительного органа юридического лица. Это означает, что компании, зарегистрированные в других регионах, будут вынуждены либо изменить свое территориальное расположение, либо принять решение о создании нового общества и размещении его на территории «Сколково»; другими словами, создавать искусственное предприятие, нести массу дополнительных издержек в надежде развить его в дальнейшем за счет налоговых, таможенных и иных льгот. Мероприятия такого рода потребуют вложения значительных финансовых средств, что может позволить себе только крупный бизнес. Таким образом, напрашивается вывод, что поддержка малого и среднего инновационного бизнеса вообще не принимается во внимание.
Остановимся подробнее на процедуре присвоения и лишения статуса участника проекта. На законодательном уровне установлен открытый перечень условий для получения данного статуса, который конкретизирован Фондом, устанавливающим дополнительные критерии. Иными словами, участники проекта, как потенциальные, так и включенные в реестр резидентов, целиком и полностью зависимы от воли управляющей компании. Механизм, препятствующий установлению Управляющей компанией нецелесообразных критериев, Законом № 244-ФЗ не закреплен. Такое положение может привести к недейственности рычагов налогового стимулирования и бесцельной утрате части доходов бюджета, так как налоговые льготы дают зримый хозяйственный эффект только когда их адресация (условия применения) имеет четкие, прозрачные, однозначно трактуемые и вполне проверяемые критерии.
12 Полный список участников представлен на официальном сайте ИЦ «Сколково». URL://http://www.sk.ru/ru-RU/GetIn-volved/Innovator.aspx].
13 Борисов О.И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах // Налоги. 2011. № 3.
На данный момент статус участника проекта предоставляется на 10 лет со дня включения юридического лица в реестр. При этом срок некоторых видов разработок может превышать этот период, но возможность его продления не предусмотрена. Также в Законе № 244-ФЗ не указаны последствия утраты статуса участника проекта: должна ли компания изменить свое местонахождение, прекращается ли действие договора аренды земли и недвижимости и др.
Недостатком представляется и ограничение исследовательской деятельности пятью прорывными направлениями. С учетом слабой активности промышленного сектора экономики весьма актуальны для нашей страны инновации в области промышленного производства, но они не вошли в этот перечень.
Вызывают неоднозначное толкование нормы предоставления льгот по ввозимым товарам на территорию РФ участниками проекта «Сколково», установленные Законом № 244-ФЗ и Правилами функционирования инновационного центра «Сколково».
Для лиц, участвующих в реализации проекта, предусмотрена возможность возмещения таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины и НДС). Возмещение осуществляется путем уплаты таможенных платежей Управляющей компанией при их таможенном декларировании. Функции по оказанию услуг таможенного представителя возложено на дочернее общество Управляющей компании — ООО «Тамо-женно-финансовая компания инновационного центра «Сколково» (далее — ООО «ТФК «Сколково»). При этом положения закона и правил предоставления субсидий из федерального бюджета14 четко увязывают возможность возмещения таможенных платежей с использованием услуг указанной организации. Возможность использования льготы без участия ООО «ТФК «Сколково» не предусмотрена. Таким образом, Управляющей компании даются широкие полномочия по установлению своих правил взаимоотношений с импортерами. Обращение к другому таможенному брокеру лишает их права на возмещение платежей, и поэтому они будут вынуждены соблюдать навязанные им обязательства. В конечном итоге такое положение может привести к тому, что Сколково из инновационной зоны превратится в коррупционную15.
Насколько действенным инструментом для перехода к инновационной экономике окажется инновационный центр «Сколково» покажет будущее. Однако, процедуры присвоения статуса участника проекта
«Сколково», правила деятельности на территории инновационного центра «Сколково», регламент предоставления грантов уже давно действуют, но процесс их применения выявил необходимость их совершенствования и доработки. В заключение хотелось бы отметить, что для осуществления перехода от сырьевой экономической модели к экономике, основанной на знаниях, необходимо поддерживать развитие малых инновационных компаний в масштабах всей страны, не ограничиваясь одним инноградом.
Литература
1. НК РФ (ч. 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 21 июля 2011 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2011 г. № 339 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»)».
3. Ахтямов М.К., Юлдашева О.У., Кузнецова Н.А. Инновационное развитие предпринимательства в экономике знаний: мо-ногр. М., 2011.
4. Баранов М.Н., Саакова Л.В., Шматко А.Д. Развитие и государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере: моногр. СПб., 2011.
5. Борисов О.И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах // Налоги. 2011. № 3.
6. Зоидов К.Х., Моргунов Е.В., Биджамова К.В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. М., 2009.
7. Киреева А.В. Особенности администрирования деятельности участников проекта «Сколково» // IX Румянцевские чтения: мат-лы межд. науч.-практ. конф. «Экономика, государство и общество в XXI веке». М., 2011.
8. Лейман Н.И. Сколково: импортный НДС и таможенные пошлины // Советник бухгалтера. 2011. № 9.
9. Нарышкин С.Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. 2010. № 12.
10. Фиговский О.Л. Макро- и нанопроекты: желаемое и реальность // Инженерный вестник Дона. Т. 12. 2010. № 2.
11. Россия и страны—члены ЕС. 2011: сб. стат. / Росстат. М., 2011.
12. Россия и страны мира. 2010: сб. стат. / Росстат. М., 2010.
13. Государство вложит в центр «Сколково» 54 млрд руб. // Коммерсант. 2010. 5 авг. URL://http://www.kommersant.ru/News/1482479.
14. URL://http://www.stats.oecd.org/Index.aspx.
15. URL://http://www.sk.ru/ru-RU/GetInvolved/Innovator.aspx.
14 Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2011 г. № 339 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»)».
15 Лейман Н.И. Сколково: импортный НДС и таможенные пошлины // Советник бухгалтера. 2011. № 9.