ДЕТСКИЙ САД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 376.37 ББК 72я43
РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ КАК ПЛАТФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Андрей Леонидович Третьяков Московский государственный областной университет
Москва, Россия [email protected]
В данной статье автором рассмотрена проблема национальной системы цитирования в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности педагогической теории и практики экологического образования детей дошкольного возраста. Дан анализ современного состояния наукометрии. Описаны возможности РИНЦ для исследований дошкольного детства. Представлены возможности РИНЦ в объективной оценке результативности научно-исследовательской работы по вопросам экологического образования детей. Отмечена структура детского экспериментирования в дискурсе инновационных трендов развития педагогической науки.
Ключевые слова: наукометрия, экологическое образование детей дошкольного возраста, РИНЦ, взаимосвязь, элементы, структура.
RUSSIAN SCIENCE CITATION INDEX AS A PLATFORM FOR THE RELATIONSHIP BETWEEN THE THEORY AND PRACTICE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Andrey Leonidovich Tretyakov Moscow State Regional University
Moscow, Russia [email protected]
The problem of the national citation system in the context of the relationship and interdependence of the pedagogical theory and practice of environmental education for children of preschool age is considered by the author. An analysis of the current state of scientometrics is given. The capabilities of the RSCI for preschool childhood research are described. The possibilities of the RSCI in the objective assessment of the effectiveness of research work on the environmental education of children are presented. The structure of children's experimentation in the discourse of innovative trends in the development of pedagogical science is noted.
Key words: scientometry, environmental education of children of preschool age, RSCI, interconnection, elements, structure.
Современная действительность характеризуется эволюцией парадигм, внедрением инноваций, а также оценкой результатов деятельности тех или иных организаций и проч.
Прежде чем акцентировать внимание на российском опыте оценки научных работников и формирования новых направлений деятельности экологического образования детей дошкольного возраста стоит отметить, что международное сообщество важное место отводит объективной оценке работы исследователей, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений -индексам результативности научной работы.
В существующих социально-экономических и информационно-цифровых условиях современной России необходимо рассматривать систему результативности научной работы в комплексном характере в медиамире, начиная с подрастающего поколения [Иванова, 2011].
С целью определения исследователей, которые занимаются вопросами цитирования в науке, нами был проведён пилотный библиометрический анализ различных изданий, предметом или объектом исследования которых является система цитирования и результативность научной работы.
Существует ряд публикаций, посвящённых вопросам современного состояния и оценки науки. Среди них можно выделить «Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии», которое написано М. А. Акоевым, В. А. Маркусовой, О. В. Москалевой, В. В. Пислякова в 2014 году. «Данное руководство систематизирует знания о наукометрии для читателей, поставивших перед собой цель разобраться в предмете. Материал, изложенный в книге, должен послужить основой для практического применения методов наукометрии. Подчеркивается необходимость грамотной и аккуратной трактовки наукометрических индикаторов при принятии административных решений, распределении грантов, осуществлении кадровой политики» [Акоев, Маркусова, Москалева, Писляков, 2015].
Не менее важным компонентом в наукометрии является деятельность ГПНТБ СО РАН, которая периодические выпускает в свет научные труды. В 2015 году вышел в свет сборник Трудов под общим названием «Библиометриче-ские методы в библиотечно-информационной работе», что уже говорит о важности данной проблемы и уровня её рассмотрения.
Работа директора ГПНТБ СО РАН А. В. Гуськова «Реформа российской науки как импульс для развития наукометрических исследований» показывает, что ежегодное число российских публикаций в области наукометрии увеличилось в период с 2006 по 2013 гг. с десятков до сотен. Выявлено, что основной причиной этого феномена стал процесс реформирования российской науки, который оказал влияние на всех исследователей в стране. Изучена динамика и
структура потока публикаций в области наукометрии, выявлена корреляция с этапами реформирования. Третья часть рассмотренного в статье потока публикаций относится к библиометрическим исследованиям различных научных дисциплин, чья изученность зависит в основном от существования наукометристов, знакомых с этой дисциплиной [Гуськов, 2015].
К другим популярным темам наукометрических исследований относятся: анализ журналов, наука в вузах, обсуждение наукометрических индикаторов, систем и баз данных. Основной целью этого исследования является обзор нового наукометрического ландшафта в России, на основе которого можно определить его сильные и слабые стороны, а также направления новых исследований.
Таким образом, профессиональная общественность акцентирует внима-ние на проблеме наукометрических исследований, информационного прогнозирования посредством библиометрического и вебометрического анализов работ российских учёных.
Целью данной работы является рассмотрение национальной системы цитирования организаций в наукометрическом ландшафте России и определение роли данной платформы в развитии новых направлений экологического образования дошкольников.
Отметим важность экологического образования детей для современной науки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается феномен экологического образования через экспериментаторскую и исследовательскую деятельность детей. Так, «для детей дошкольного возраста (3-8 лет) - это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка» [Федеральный, 2013].
Структура детского экспериментирования состоит из следующих элементов: постановка проблемы, которую нужно решать; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях); анализ полученного результата (подтвердилось или нет); формулирование выводов [Крама-ренко, 2011; Мельников, Потанина, 2017].
На наш взгляд, важно брать во внимание развитие феномена теории и практики экологизации детства в контексте наукометрических показателей, так как именно они определяют доминирование различных областей и направлений деятельности в дискурсе меняющихся условий и создают условия для отдалённого развития будущего российской идентичности [Колесник, 1999; Третьяков, 2018].
Приступив к началу наукометрического исследования по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста в электронной информационной базе данных Научной электронной библиотеки, мы обозначили поисковый запрос по данной теме, ограничив временной интервал 2018-м и 2019-м годами.
Всего нами была найдена 291 публикация различных видов:
- научная статья (75% от всего микропотока педагогических документов);
- обзорная статья (20% от всего микропотока педагогических документов);
- сборники материалов международных научно-практических конференций, монографии (5% от всего массива документального потока по теме исследования).
Таким образом, мы видим, что большинство публикаций носят научный характер и опубликованы в таких серьёзных научных журналах, как:
- «Вестник педагогических инноваций»;
- «Дошкольное воспитание»;
- «Известия Чеченского государственного педагогического института»;
- «Наука и школа»;
- «Проблемы современного педагогического образования»;
- «Современные проблемы науки и образования» и проч.
Считаем весьма целесообразным акцентировать внимание на научной статье «Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов», опубликованной в журнале из Перечня ВАК «Дошкольное воспитание» в 2018 году. Данная статья написана виднейшими теоретиками и практиками экологического образования детей дошкольного возраста современной России - профессорами С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой.
В данной статье исследователями рассмотрен феномен экологического образования граждан Российской Федерации для развития его экологического сознания и экологической культуры. Кроме того, исследователи обращают внимание на первую ступень образовательной лестницы личности - ступень дошкольного образования, где большое внимание должно уделяться экологическому образованию и новым направлениям его организации в дошкольных образовательных организациях современной России. Наряду с этим, С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова описывают проблемные места внедрения ФГОС ДО и СанПиН в части организации экологического образования, образовательный эффект которого достичь не всегда возможно во всех отечественных детских садах. Также обращено внимание педагогической общественности и социального сектора на необходимость формирования экологического климата в дошкольных организациях в условиях устойчивого развития.
Итак, ФГОС ДО ориентирует участников образовательно-воспитательных отношений на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста с окружающим миром, приобретения опыта экологонаправленной деятельности, формирования основ экологической культуры.
Таким образом, вопросы экологического образования детей находят отражение в различных статьях и монографиях, как мы убедились, проводя данное наукометрическое исследование.
Важно отметить, что значительная часть статей имеет обзорно-научный практикоориентированный характер и опубликована в сборниках материалов Всероссийских и Международных научно-практических конференциях. Например, в следующих:
- Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования;
- Проблемно-информационный подход к реализации методов современного образования: вопросы теории и практики;
- Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития;
- Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования;
- Язык и актуальные проблемы образования и проч.
Важно отметить деятельность Отделения теории и методики дошкольного и начального образования Международной академии наук педагогического образования, возглавляемого заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой дошкольного образования Московского государственного областного университета Тамарой Семеновной Комаровой и заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором педагогических наук, доктором психологических наук, профессором, ведущим научным сотрудником Института стратегии развития образования Российской академии образования, ректором Института развития образовательных технологий Галиной Павловной Новиковой. Данное Отделение проводит большинство научно-практических конференций, связанных с феноменом детства и раскрытия потенциала каждого ребёнка, что соответствует Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Особого внимания заслуживает деятельность кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета, которая ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию «Экологическое образование и воспитание детей младшего возраста: проблемы и перспективы развития», результаты которой находят отражение в одноимённом сборнике трудов, освещающих инновационные векторы развития системы экологизации детства в новых условиях. Материалы данной конференции также отражены в Российском индексе научного цитирования и уже имеют определённое количество цитирования. В дальнейшем планируется орагнизация сетевых конференций и создания Ассоциации экологов-педагогов Российской Федерации для развития идей экологического образования и формирования гражданского общества.
Наряду с этим, можно также отметить, что большинство педагогических публикаций по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста вышло в Москве, что объясняется объективными причинами. Во-первых, Москва является центральным городом, аккумулирующим дошкольную практику. Во-вторых, именно в столице Российской Федерации сосредоточены основные центры подготовки кадров для системы дошкольного образования. И, в-третьих, столичные специалисты выстраивают инновационные векторы развития дошкольного образования в контексте новых идей, определяющих новое видение проблемы сферы дошкольного детства.
Важно понимать, что РИНЦ выступает уникальной платформой взаимосвязанных структур педагогической теории и образовательной практики в сфере экологического образования детей.
Так, по мысли С. А. Лепешкина, «РИНЦ позволяет на основе объективных данных оценивать результативность исследовательской работы и детально исследовать статистику публикационной активности более 600 тысяч российских ученых и 11 тысяч научных организаций, относящихся ко всем отраслям знаний. Ежегодно в РИНЦ добавляется более миллиона публикаций российских ученых.
Благодаря всем этим шагам РИНЦ на данный момент времени уже достаточно полно и объективно отражает публикационную активность большинства российских авторов и научных организаций. Немаловажным является также и то, что РИНЦ является некоммерческим проектом и находится в открытом доступе, что позволяет всем российским ученым без ограничений использовать этот мощный аналитический инструмент» [Лепешкин, 2017].
В заключении отметим, что на основании исследования РИНЦ направлениями экологического образования детей дошкольного возраста можно считать:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) [Москвина, 2015];
- «формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы» [Гафурова, 2017] .
Библиографический список
1. Акоев М. А., Маркусова В. А., Москалева О. В., Писляков В. В. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 250 с.
2. Гафурова К. Р. Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся // Молодой ученый. 2017. № 11-2. С. 19-21.
3. Гуськов А. Е. Реформа российской науки как импульс для развития наукометрических исследований // Труды ГПНТБ СО РАН. Вып. 9. 2015. С. 5-13.
4. Иванова Л. А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 2. С. 253-257.
5. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Т. Колесник. Москва, 1999. 15 с.
6. Крамаренко Н. С. Проблема самореализации в свете сетевой парадигмы развития личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 40-45.
7. Лепешкин С. А. К вопросу о дополнительных услугах в системе Российского индекса научного цитирования // Innovations in science and technology Proceedings of II International scientific conference. Лондон, 2017. С. 4-13.
8. Мельников Т. Н. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности / Т. Н. Мельников, Л. Т. Потанина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 1. С. 21-28.
9. Москвина А. С. Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы // Педагогика искусства. 2015. № 1. С. 286-290.
10. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2018. С. 389-392.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Дата обращения: 03.07.2019.
References
1. AkoyevM. A., Markusova V. A., Moskaleva O. V., Pislyakov V. V. (2014) Guide to science and metrics: indicators of the development of science and technology: Monograph. Yekaterinburg, 2014. 250 p. (In Russian).
2. Gafurova K. R. The study of environmental safety in the course of life safety in order to preserve the health of students // Molodoy uchenyy. 2017. № 11-2. Pp. 19-21. (In Russian).
3. Gus'kov A. Ye. (2015) he reform of Russian science as an impulse for the development of scientometric research // Trudy GPNTB SO RAN. 9. 2015. Pp. 5-13. (In Russian).
4. Ivanova L. A. (2011) Mastering the media world by the younger generation: gender and age specificity // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. 2011. T. 17. № 2. Pp. 253-257. (In Russian).
5. Kolesnik N. T.(1999) The Influence of Family Education on the Social Adaptation of Children: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / N. T. Kolesnik. Moskva, 1999. 15 p. (In Russian).
6. Kramarenko N. S. (2011) The problem of self-realization in the light of the network paradigm of personal development // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2011. № 4. Pp. 40-45. (In Russian).
7. Lepeshkin S. A. (2017) To the question of additional services in the system of the Russian Science Citation Index // Innovations in science and technology Proceedings of II International scientific conference. London, 2017. Pp. 4-13. (In Russian).
8. Mel'nikov T. N. (2017) Act as the Highest Level of Development of the Value-Sense Sphere of Personality / T. N. Mel'nikov, L. T. Potanina // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universi-teta. Seriya: Pedagogika. 2017. № 1. Pp. 21-28. (In Russian).
9. Moskvina A. S. (2015) Causes and prevention of school failure in elementary school students // Pedagogika iskusstva. 2015. № 1. Pp. 286-290. (In Russian).
10. Tret'yakov A. L (2018) Informational competence as an educational phenomenon // Yazyk i aktual'nyye problemy obrazovaniya: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moskva, 2018. Pp. 389-392. (In Russian).
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (date of access obrascheniya: 03.07.2019. (In Russian).