С. БОЖЕНКО, Институт экономики РАН
РОССИЙСКИЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ:
ЗАДАЧИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
С осени 2008 г. кризис мировой финансовой системы перешел в новую фазу, приведшую к фактической национализации крупнейшей мировой страховой компании, банкротствам, прекращению существования в прежнем виде крупнейших инвестиционных банков, кризису доверия в банковской системе. Кризисная ситуация на финансовых рынках обнажила очевидные недоработки, которые требуют неотложного устранения. Можно констатировать, что без соответствующего совершенствования деятельности фондовый рынок больше работать не может.
Анализируя истоки кризиса, необходимо отметить, что в 2005 г. в США, по сути, был отменен принятый в 1933 г. Закон Гласса - Стигала, разделивший банки на инвестиционные и коммерческие, которым запрещалось использовать средства вкладчиков для операций на фондовом рынке. Американские банки стали активно использовать на финансовых рынках различные средства, в том числе и заемные. Проблема в том, что система риск-менеджмента банков США была рассчитана на абсолютную неизменность внешних условий и проработала только до момента начала серьезных проблем, когда инвестбанки, которые считались наиболее прибыльными в мире, оказались банкротами.
В этой ситуации Евросоюз настаивает на радикальном изменении правил игры, на большем государственном регулировании финансовых институтов. В США эти идеи таким успехом не пользуются, так как в радикальном реформировании финансовой системы США видят угрозу базовым устоям классического капитализма - свободному рынку, предпринимательству, торговле. Уместно в этой связи привести мнение Президента Франции Н. Саркози считающего, что: "Мы больше не можем развиваться в прежнем направлении, поскольку это вновь повлечет за собой кризис"1. Встает вопрос о радикальных изменениях финансовой системы, в том числе реформировании рейтинговых агентств, внедрении механизмов мониторинга деятельности крупнейших финансовых институтов.
В России все предшествующие 10 лет динамичный экономический рост сочетался с повышением цен на основные экспортные товары, ростом бюджетных доходов, появлением широких возможностей реализации новых масштабных расходных программ. Нынешняя ситуация усиливает необходимость и создает новые возможности для формирования международного финансового центра в России, усиления конкурентного преимущества российского рынка, перетягивания ликвидности на российские биржи, повышения конкурентоспособности российских финансовых институтов, депозитариев. Можно в этой связи напомнить, что США именно после Великой депрессии и участия во Второй мировой войне превратились в мировой финансовый центр. Формирование эффективного фондового рынка особенно актуально на современном этапе для преодоления финансового кризиса и создания условий для сохранения экономического роста.
Важно учитывать, что создание эффективной посткризисной модели рынка ценных бумаг связано с решением широкого круга вопросов, рассматривающих данный рынок как единую сложную многофункциональную систему. Такой подход позволяет
1 Предательство капитализма. Время новостей, 20.10.2008.
исследовать перспективы инвестиционных возможностей российской экономики, выдать детальную характеристику деятельности отдельных элементов данного рынка, включая эмитентов, финансовых посредников и инвесторов.
К основным внутренним причинам кризисной ситуации можно отнести: ограниченность источников пополнения долгосрочной ресурсной базы и повышения уровня капитализации банков; недостаточное развитие системы рефинансирования; высокие риски кредитования; слабая юридическая защита законных прав и интересов кредиторов; недоступность или высокая цена банковских услуг для значительной части населения и многих предприятий.
В настоящее время наблюдается опасность распространения кризисных явлений в финансовом секторе на реальный сектор экономики. Следует отметить, что Россия в значительной мере подготовлена к тому, чтобы блокировать негативное развитие событий. Накопленные золотовалютные резервы, резервный фонд и фонд национального благосостояния позволяют российским органам власти управлять кризисом2.
Важной проблемой, стоящей перед российскими предприятиями, является привлечение финансовых ресурсов для решения острейших проблем развития. Драматичность ситуации, сложившейся в международной финансовой сфере, требует разработки новых, более эффективных механизмов привлечения ресурсов и их использования. Интерес в этой связи представляет инициатива Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), обратившегося к правительству с предложением создать государственный Национальный фонд стабилизации фондового рынка для выкупа акций российских компаний. Зарубежным аналогом данного фонда является Национальный фонд стабилизации, используемый с 2000 г. правительством Тайваня для интервенций на рынке акций.
Становится очевидным, что в проводимую экономическую политику необходимо внести коррективы, позволяющие свести к минимуму шансы катастрофического развития событий. Резервы дают возможность проводить политику, направленную на ограничение влияния международного кризиса на российскую экономику, но не защищают от него. Проблемой является недоверие банков к реальному сектору. Возможно, для исправления ситуации государство могло бы гарантировать банкам до 50% кредитов.
Совершенно очевидно, что российский финансовый рынок нуждается в скоординированных действиях. В этой связи следует позитивно оценить создание антикризисного штаба3, включающего представителей финансовых властей, а также ФСБ и МВД. Новый совет имеет шансы стать антикризисным штабом власти, а высокий уровень совета поможет правительству и монетарным властям быстрее определиться как регулировать фондовый рынок. По-видимому, в 2008-2010 гг. следует сосредоточить внимание на сохранении финансовой стабильности, а также пересмотре принципов работы и модернизации фондового рынка.
Нельзя не согласиться с мнением руководства ФСФР, что «... в отличие от предыдущих финансовых кризисов это не просто конъюнктурный циклический спад, а действительно системный кризис .. основная проблема возникла в точке соприкосновения вопроса кредитов, долговых обязательств и фондового рынка как инструмента определения цены на ценные бумаги.. В результате сегодня мы увидели кризис всей той новой финансовой инженерии, которая на этих возможностях и выросла. Собственно, кризис эиЪргтте, с
2 Российский бюджет 2009 г. рассчитан, исходя из цены нефти Urals 95 долл. за баррель, роста ВВП на 6,7% -до 51,4 трлн. руб., курса рубля 24,7 за долл. Доходы бюджета - 10,927 трлн. руб., в том числе нефтегазовые -4,692 трлн., расходы - 9,024 трлн. руб.
3 Совет по развитию финансового рынка создан Указом президента РФ. В положении о совете сказано, что он является совещательным органом и будет готовить президенту предложения о защите прав инвесторов и о предотвращении кризисов на финансовом рынке.
которого все началось, - это кризис финансовых обязательств, секьюритизированных без должной оценки риска»4. В настоящее время встает вопрос о необходимости кардинальной перестройки финансовой системы в целом, фондового рынка, особенно той его части, которая касается регулирования рисков и обращения финансовых инструментов.
За 2008 г. рыночная капитализация российских компаний сократилась более чем в три раза. В сентябре 2008 г., когда российский фондовый рынок пережил серию самых крупных падений, ФСФР закрыла биржевые торги на несколько дней и с тех пор неоднократно прибегала к приостановке биржевых операций, а также временно запрещала маржинальную торговлю ценными бумагами, чтобы минимизировать массированные продажи акций. Важно отметить, что решения ФСФР о приостановке торгов и запрете на маржинальную торговлю привели к тому, что российские акции преимущественно торговались в Лондоне, а не в Москве. При этом биржевые обороты существенно снизились. При этом предотвращать новые падения рынка с помощью приостановки торгов в большинстве случаев не удавалось. Данная мера крайне спорна, учитывая, что в мире есть другие площадки, на которых обращаются российские бумаги, - внебиржевой рынок, Лондонская и Нью-Йоркская фондовые биржи, где торгуются российские акции.
Особую остроту приобрела проблема высокого уровня внешних заимствований многих компаний, в первую очередь компаний с государственным участием. В результате приходится принимать меры, обеспечивающие их платежеспособность. В этой ситуации необходимо принятие законодательных решений, направленных на изменение процедур управления госкомпаниями с целью повышения прозрачности использования привлекаемых ими средств. Меры по стабилизации финансовой системы не должны ограничиваться банками и компаниями с государственным участием, а должны распространяться на финансовую систему в целом.
Важнейшее значение приобретает вопрос о создании механизма рефинансирования участников рынка ценных бумаг. Несмотря на продолжающийся кризис ликвидности, российские банки в октябре заняли, по оценкам, около половины от максимально возможных 700 млрд. руб., выделенных властями5. Общий объем антикризисной государственной помощи банковского сектора и компаний может составить около 6 трлн. руб., что составляет 13,6% ВВП или две трети расходов федерального бюджета на 2008 г. Большую часть госпомощи составляют кредиты (4,8 трлн. руб.). Примерно 1 трлн. руб. банки и инвестиционные компании получили путем снижения норм резервирования. К этим средствам предполагается добавить еще 200 млрд. руб. для капитализации банков через АСВ.
Правительство пытается поддержать достаточную ликвидность банков. Однако, встает вопрос о том, как эти деньги распределяться в пользу реальной экономики. Влияние фондового рынка на реальный сектор нельзя недооценивать. За январь - сентябрь 2008 г. рост инвестиций в основной капитал оказался на треть меньше прошлогоднего (13,1% в 2008 г. против 21,3% в 2007 г.). По оценкам, только за первую половину октября из экономики ушло более 25 млрд. долл., что сопоставимо с объемом ликвидности, который получили банки. Эффективность вливаний госсредств зависит от того, достанутся ли средства средним и мелким банкам и компаниям.
4 Никто не знает, как себя сейчас вести. Ведомости, 20.10.2008.
5 Участвовать в аукционах по распределению беззалоговых кредитов Банка России могут банки, имеющие международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня В - от Fitch Ratings или Standard
6 Poor's или не ниже В3 от Moody's Investors Service.
Следует отметить, что российские власти предложили новый механизм продажи проблемных банков, не только через покупку окологосударственными структурами, а массово, через Агентство по страхованию вкладов (АСВ)6. Возможно, расширение функций АСВ позволит санировать банковскую систему, приобретая банки, находящиеся в сложном финансовом состоянии. Расширение функций АСВ по работе с проблемными банками отчасти возрождает Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) до преобразования в АСВ в результате принятия закона о страховании вкладов. Механизм санации банков с участием АСВ позволит отойти от практики точечного решения проблем через принудительное привлечение к покупке окологосударственных банков и привлечь к участию в санации банковского сектора различные коммерческие структуры. Можно прогнозировать, что подбор потенциальных инвесторов для проблемных банков через АСВ сделает процесс прозрачным, а расходование средств более контролируемым. Очевидно, банки, рассматривающие возможность расширить бизнес за счет поглощений, будут заинтересованы в использовании нового механизма.
Во многом действия российских властей сходны с действиями правительств США и стран Еврозоны. Так, Европейский центральный банк (ЕЦБ) принял решение о предоставлении до второго квартала 2009 г. практически неограниченной ликвидности в евро банковской системе. При этом максимально расширен список активов, под которые ЕЦБ планирует кредитовать банки, увеличить программы долгосрочного рефинансирования банков до конца 2008 г.
В настоящее время большое количество инвесткомпаний выживают самостоятельно, главной проблемой является отсутствие ликвидности. Несмотря на неоднозначность данной меры, необходимо разрешить Банку России участвовать в биржевых торгах, что позволит открыть доступ к финансированию в ЦБ многим инвестиционным компаниям, испытывающим финансовые затруднения. Для этого надо, чтобы Банк России имел возможность заключения сделок по купле-продаже ценных бумаг, в том числе и акций на открытом рынке, и, что наиболее важно, кредитовать под их залог7. Возможно, перечень новых операций ЦБ с ценными бумагами следует ограничить правом реализации залога по сделкам репо, поскольку Банк России, располагая огромными возможностями, может, скупая акции отдельных компаний, сделать их стоимость нерыночной. Возможно, также целесообразным является передача Банку России надзорных функций за профучастниками рынка ценных бумаг, которые, оказавшись в сложной ситуации в результате финансового кризиса, не имеют возможности обращаться за рефинансированием в Центробанк РФ.
Важно учитывать, что российский рынок ценных бумаг характеризуется высокой долей инвестиций спекулятивного характера и высокой степенью концентрации вторичного рынка. Более 60% от объема торгов приходится на акции предприятий ТЭК. Решение макроэкономических проблем обусловливает необходимость перехода российского фондового рынка от обслуживания спекулятивных операций к перераспределению инвестиционного капитала, в первую очередь национального, между секторами экономики. При этом интенсивное развитие институтов фондового рынка и финансовой инфраструктуры существенно облегчит выход из кризиса и решение важнейших макроэкономических задач, стоящих перед российской экономикой.
В функционировании фондового рынка можно выделить две основные составляющие -спекулятивную и инвестиционную. В рамках спекулятивной составляющей происходит
6 Согласно законопроекту, внесенному в Госдуму, АСВ будет осуществлять оперативный поиск и отбор потенциальных инвесторов для банков, не выполняющих обязательства.
7 В настоящее время Банк России может покупать и продавать только госбумаги и облигации Банка России, а также выдавать банкам кредиты под залог облигаций, включенных в ломбардный список.
подмена функции акции конкретного эмитента понятием финансового инструмента. На рынке российских корпоративных ценных бумаг должна активно развиваться и стать превалирующей инвестиционная составляющая. Построение высоколиквидного эффективного рынка корпоративных ценных бумаг, обслуживающего реальный сектор экономики и являющегося необходимым элементом привлечения инвестиционных ресурсов российскими предприятиями, требует определения эффективного соотношения инвестиционной и спекулятивной составляющей на данном рынке. Когда спекулятивная функция становится доминирующей, неизбежен отток капитала из сектора реального производства в финансовый сектор, ослабление стимулов к созидательной деятельности.
Вместе с тем, без спекулятивной составляющей построение ликвидного рынка невозможно, при этом отсутствие ликвидности на рынке затрудняет проведение первичных размещений и привлечение необходимых ресурсов предприятиями. При этом необходимо четко понимать, что спекулятивность - важнейшее свойство фондового рынка. Но если данная функция приобретает приоритетное развитие, то, как показали кризисные события, рынок сужает возможности развития реального производства.
Необходимо отметить, что развитие рынка ценных бумаг в период 2003-2008 гг. приобрело стремительный характер. Причем данный рост носил, в основном, откровенно спекулятивный характер, вызванный во многом массовым приходом на рынок иностранных инвесторов. Их интерес к России базировался на огромном экономическом, в том числе сырьевом, потенциале страны, а также на распространённом тезисе о недооцененности акций российских предприятий. В докризисной ситуации, характеризовавшейся дешевыми и легкодоступными международными кредитами, в стране стала формироваться тенденция непродуманных заимствований на внешнем и внутреннем рынках и последующего их низкоэффективного использования. Кризис привел к переоценке инвесторами рисков на развивающихся рынках, удорожил и усложнил привлечение новых инвестиций.
Можно выделить следующие черты, характеризующие российский фондовый рынок:
• недостаточная информационная открытость многих предприятий;
• низкое качество корпоративной культуры и корпоративного управления;
• недостаточная ликвидность вторичного рынка большинства корпоративных ценных бумаг;
• непонимание многими эмитентами возможностей рынка по мобилизации капиталов;
• недостаточный уровень целенаправленного государственного регулирования;
• низкий уровень вовлеченности отечественных частных инвесторов.
Формирование эффективного рынка требует решения задачи поиска оптимальных форм взаимодействия эмитентов, финансовых посредников и инвесторов. Проблема заключается в ликвидации деформаций в экономическом процессе и отладке эффективных механизмов привлечения ресурсов для инвестиций.
В настоящей ситуации необходимо рассчитывать как на внутренние ресурсы, которые должны повысить ликвидность рынка, так и на внешние. Значительным резервом для финансирования вложений средств в акции и облигации становятся накопления населения, находящиеся в секторе домашних хозяйств. По нашему мнению, в ближайшее время возможна активизация частных инвесторов на опустившемся рынке ценных бумаг. При этом возможно появление на рынке новых групп инвесторов, что может повлечь за собой изменение структуры рынка ценных бумаг, повысив его волатильность, создав одновременно дополнительные возможности для манипулирования.
Одной из важных причин сложившейся на фондовом рынке ситуации является, наряду с общим состоянием экономики, недостаточно развитая инфраструктура. Инфраструктура играет существенную роль в функционировании рынка ценных бумаг,
способствуя заключению сделок с ценными бумагами и выполняя функции информационной поддержки эмитентов, инвесторов и профессиональных посредников. Развитие инфраструктуры российского фондового рынка должно обеспечить его конкурентоспособность, создать условия для обращения на отечественном рынке ценных бумаг различных эмитентов. К сожалению, в настоящее время существует противоположная тенденция: организованная торговля российскими ценными бумагами переносится в другие страны. Поэтому для решения задачи модернизации инфраструктуры необходимо реализовать мероприятия по совершенствованию торговой и расчетно-клиринговой инфраструктуры фондового рынка, внедрению новых технологий, повышению конкурентоспособности бирж и торговых систем. Это позволит превратить российский фондовый рынок в систему, которая совершенно прозрачна, понятна, недорога, что является условием для работы на ней любого инвестора в любой точке мира.
Развитая инфраструктура, поддерживающая высоколиквидный и "прозрачный" рынок, предоставляющая возможности для свободного и эффективного межрегионального перелива капиталов, необходима для будущего рынка ценных бумаг России. Стихийность процесса создания российского фондового рынка предопределила ограниченность расчетных систем, а также множественность депозитариев, использующих различные технологии в процессе хранения и учета ценных бумаг.
Россия в обозримой перспективе имеет возможность позиционировать себя как значимый международный финансовый центр. Возникают предпосылки для сближения и связи торговых площадок как внутри России, так и за ее пределами. В текущей ситуации слияние ММВБ и РТС представляется маловероятным, поскольку у бирж разные рынки, технологии, риски. Достаточно трудно объединить в одной большой организации интересы различных банков, брокеров, инвесторов.
Вместе с тем, нельзя исключать консолидации, когда может быть создана структура над существующими сегодня торговыми и расчетными организациями. Эта структура может быть холдинговой или управленческой, при этом каждая биржа будет иметь свой отдельный бюджет, работать на своих рынках. Такая структура может помочь в решении задач конкурентоспособности российских площадок, осуществлять необходимое координирование действий российских бирж с тем, чтобы их решения не приводили к затратам, мешающим консолидировать ресурсы и направлять их на развитие рынка. При этом ФСФР следует по возможности избегать вмешательства в биржевые торги. В результате приостановок торгов на биржах рынок уходит за рубеж и на внебиржевой рынок. Предоставленная ФСФР биржам возможность продлевать торги до 19.00 не позволяет компенсировать уходящую ликвидность.
Говоря о развития биржевой инфраструктуры, необходимо учитывать, что в России должны заработать торговые площадки рынка альтернативных инвестиций, проект создания которых разрабатывается достаточно давно. Идея создания альтернативного рынка, на который могли бы довольно легко выходить предприятия хайтек и всего сектора новой экономики - малого и среднего бизнеса, лежит в русле общей борьбы фондовых бирж за ликвидность - основной ресурс их конкурентоспособности.
На российских фондовых биржах практически не торгуются ценные бумаги малых и средних компаний, которые получали бы возможность выхода на открытые финансовые рынки. Отсутствуют организационно-экономические решения и система работы с молодыми растущими компаниями, которая приводила бы к их выводу на публичные финансовые рынки. В России не сложилась инфраструктура, которая обеспечивала бы инновационный сектор денежными ресурсами в периоды быстрого роста бизнеса при переходе от венчурной стадии к устойчивому серийному производству продукции.
Между тем, создание рынка акций быстрорастущих инновационных компаний позволяет решить следующие задачи:
• Привлечение инвестиционных финансовых ресурсов для развития проектов, связанных с высокими технологиями в России.
• Определение рыночной цены проектов, связанных с высокими технологиями.
• Создание нового привлекательного высоколиквидного объекта для инвестиций.
• Зашита прав и интересов инвесторов на новом рынке финансовых инструментов.
Исходя из этого, представляется, что торговля ценными бумагами
высокотехнологичных компаний должна быть обособлена от рынка традиционных ценных бумаг. Торговля ими должна проводиться в рамках специального сегмента рынка с особыми условиями допуска. Целями проектов РТС (РТС Старт) и ММВБ (ИРК) являются формирование условий для привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики, предотвращение ухода российских компаний на зарубежные торговые площадки, создание предпосылок для решения в стране через механизм exit задачи венчурного финансирования.
Анализ регулирования расчетно-торговой инфраструктуры показывает, что необходимо принятие закона о клиринге и клиринговой деятельности. Без формирования законодательной базы в этой сфере трудно развивать новые финансовые продукты, невозможно повысить ликвидность на фондовом рынке, а также построить эффективную систему расчетов. Закон о клиринге должен внести изменения во всю вертикаль отечественной законодательной базы, начиная с гражданского кодекса и заканчивая ведомственными нормативными актами. Действующее законодательство, регулирующее клиринг и клиринговую деятельность, носит фрагментарный характер, выражающийся в том, что на каждом из сегментов финансового рынка складывается различное регулирование сходных отношений. В результате этого сохраняются высокие риски участников финансового рынка.
Создание централизованной клиринговой организации позволяет участникам рынка снизить издержки. Она может взять на себя обязательства по всем сделкам, стать фактически стороной по сделкам между участниками клиринга, в десятки раз сокращая их обязательства друг перед другом, что позволяет значительно повысить ликвидность средств участников и их клиентов.
В числе приоритетов работы по совершенствованию фондового рынка можно отметить принятие закона об "инсайде", актуальность которого на растущем рынке недооценивалась. Падающий же рынок показал необходимость принятия такого закона.
Важной задачей является реализация идеологии перехода к устойчивому экономическому развитию на основе активизации инвестиционного потенциала фондового рынка. Важнейшим моментом является не только активизация инвестиционного процесса, а реальное совмещение его с инновациями. Новые вложения должны не просто накладываться на старую структуру экономики, а обеспечивать процессы структурной перестройки, внедрение новой техники и технологий.
Российские профучастники рынка ценных бумаг должны бороться за введение высоких стандартов деловой этики. По нашему мнению, необходима разработка стандартов деловой этики, которые должны применяться всеми организациями, работающими на российском фондовом рынке и которые должны определять следующие основные моменты: правила ведения бизнеса; принципы деловой этики; принципы сделок по персональному счету сотрудника; рекомендации для сотрудников, работающих в зонах конфиденциальности.
Если говорить о масштабах оказания брокерских услуг, то, по некоторым оценкам,
большинство небольших брокеров имеет не более нескольких десятков клиентов, что свидетельствует о мизерном размере данных компаний и их «карманности», то есть направленности на обслуживание ограниченного круга участников, с которым они зачастую являются аффилированными лицами. Несмотря на значительное число финансовых посредников, действующих на рынке, ими используются далеко не все возможности диверсификации своей деятельности. Необходимо расширять спектр услуг, которые могут быть предложены инвесторам.
Важная роль при модернизации и повышении инвестиционного потенциала российского фондового рынка отводиться государству, которое должно принимать меры, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата и развитие рыночного законодательства. Государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг должно быть направлено на решение приоритетных проблем, в первую очередь, на сохранение темпов экономического роста и инвестиций. Среди основных направлений развития регулирования рынка ценных бумаг можно выделить следующие:
• введение более жестких требований по капитализации профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• совершенствование системы административных наказаний за правонарушения на рынке ценных бумаг;
• введение системы специальных требований и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка, обслуживающих мелких инвесторов;введение более жесткой системы требований к профессиональным участникам рынка, обслуживающим все формы коллективных инвестиций.
Последние события продемонстрировали, что фондовый рынок, благодаря своей высокой доходности и не всегда еще отлаженной системе контроля, является привлекательным полем деятельности для разного рода неквалифицированных участников. Именно поэтому необходима организация системы, обеспечивающей взаимодействие государственных регистрирующих, надзорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка.
Практика показывает, что идеальной модели регулирования финансового рынка в мире не существует. Наиболее удачные из моделей, используемых в разных странах, являются «золотой серединой» между централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными участниками фондового рынка. Поэтому необходимо совершенствовать подходы, дополняя западную практику собственными методиками, учитывающими российскую специфику. При этом необходимо помнить, что реалии финансового рынка и деловой среды России кардинально отличаются от сложившихся в западных странах, что делает западные системы зачастую не пригодными для прямого копирования.
Российские профучастники, как свидетельствует практика, начинают в полной мере осознавать значимость рисков и необходимость управления ими. Однако, они не всегда имеют достаточный практический опыт по выявлению, оценке, мониторингу и минимизации данных рисков, не располагают квалифицированными кадрами, что и стало одной из причин сложившейся ситуации. Особенно актуальным развитие риск-менеджмента становится в период финансовой нестабильности. В этом случае четкая организация риск-менеджмента позволяет более эффективно контролировать деятельность, не допуская опрометчивых действий. Можно предположить, что нормально функционирующего риск-менеджмента в большинстве российских банков и инвестиционных компаний в настоящее время на практике нет. Приведём в связи с этим основные приоритетные задачи по совершенствованию риск-менеджмента (табл. 1).
Таблица 1
Приоритетные задачи в области риск-менеджмента
Функционально е направление Задачи Конкретные направления деятельности
Риск менеджмент торговых рисков Поддержание активов 1. Эффективные системы лимитирования позиций и резервирования
Доступ участников торгов к актуальной информации 1. Организация обмена информацией с внебиржевыми системами раскрытия информации (НАУФОР, ПАРТАД) 2. Установление правил, поощряющих эмитентов, участвующих в программах добровольного раскрытия информации 3. Мониторинг событий, существенно влияющих на степень фундаментальных рисков по торгуемым инструментам 4. Организация финансового консультирования и прогнозирования 5. Внедрение западных и российских специализированных информационных услуг (Рейтер, Интерфакс, и т.п.)
Поддержание инвестиционн ых позиций участников торгов 1. Анализ и мониторинг позиций, в том числе по маржинальным счетам 2. Процедуры и методы контроля счетов 3. Организация гарантийно-страховой деятельности
Менеджмент рисков участников торгов 1. Установление системы ответственности инвестиционных институтов перед биржей за нарушения стандартов деятельности
Менеджмент расчетных и кастодиальных рисков Общий менеджмент рисков 1. Анализ структуры счетов участников торгов
Контроль счетов 1. Организация страхования расчетных рисков
Предотвраще ние недобросовест ного поведения на рынке 1. Системы раскрытия информация 2. Подходы к стандартизации политики в отношении эмитентов и инвестиционных институтов
Обеспечение разделения торговых и расчетных функций 1. Организация контроля за аффилированными счетами и счетами с "подозрительными операциями"
Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что в России существуют практически все компоненты, необходимые для преодоления кризисной ситуации и качественных изменений инвестиционного процесса. Посткризисная модернизация и дальнейшее развитие российского рынка ценных бумаг возможны только при соблюдении определенных условий. К их числу относятся: повышение информационной открытости рынка, установление понятных и прозрачных правил и процедур инвестиционной деятельности, защита прав инвесторов и акционеров, повышение профессионализма российских участников рынка. Важная роль в этом процессе принадлежит
государственным органам, которые должны создать необходимые условия инвестиционного роста и развития форм привлечения инвестиционных ресурсов. При этом роль государства не должна сводиться только к тому, чтобы следить за исполнением правил, установленных для профессиональных участников рынка. Государство должно содействовать преодолению объективно возникших проблем, разрабатывать меры, которые помогут найти оптимальные пути развития российского фондового рынка.