КОНЪЮНКТУРА СПРОСА
Айдар ИШМУХАМЕТОВ, д.м.н., проф., «Ремедиум»
Российский фармрынок:
10 ЛЕТ ИСТОРИИ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
Российский фармацевтический рынок начал свое формирование после распада СССР. На сегодняшний день это один из наиболее быстрорастущих рынков в мире. За прошедшие 10 лет структура фармрынка поменялась кардинальным образом: полностью преобразована система дистрибьюции лекарств, иностранные производители вытеснили отечественных в большинстве терапевтических сегментов, введено обязательное медицинское страхование, произошла реструктуризация аптечной розницы и сформировались аптечные сети.
В течение 90-х годов фармацевтический рынок РФ динамично развивался и в 1997 г. достиг максимальных размеров за десятилетие. Однако в результате дефолта в августе 1998 г. объемы рынка сократились до уровня 1996 г., а в 1999 г. он уменьшился еще больше — почти на треть по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее начиная с 2000 г. положительная динамика рынка возобновилась и сохраняется по сей день. Среднегодовые темпы прироста фармрынка с 1999 по 2003 гг. совпадали с динамикой роста доходов населения и несколько опережали темпы роста
The articles describes the main factors affecting Russian pharmaceutical market over the last 10 years. Particularly, the authors mention full modification of drugs distribution system; foreign manufacturers forcing the national manufacturers out of the most therapeutical segments of the market; initiation of obligatory medical care insurance; reorganisation of pharmaceutical retail; network of pharmacies uprise. The special attention is given to the Additional Drug Provision Program and the forecast of the pharmaceutical market development.
Aydar ISHMUKHAMETOV, Doctor of Medicine, professor, «Remedium». Russian pharmaceutical market: 10 years of history and the forecast for the future.
российской экономики в целом. Введение в этом периоде НДС на лекарства и изменение порядка сертификации практически не повлияли на динамику рынка. В 2004 г. темпы развития рынка ускорились, а в 2005 г. он сделал значительный рывок, обусловленный введением программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). В результате, если ВВП и доходы населения в 2005 г. по сравнению с 1996 г. выросли в 1,5 раза, то фармацевтический рынок вырос более чем в 2 раза, подытожив 2005 г. объемом 7,8 млрд. долл. в ценах конечного потребления (рис. 1).
Основной вклад в прирост рынка внес розничный сектор, доля которого выросла с 68% в 1996 г. до 84% (с учетом
ДЛО) в 2005 г. Следует отметить, что если в 1996 г. рынок только наполовину финансировался за счет средств потребителя, то спустя 10 лет этот фактор стал по-настоящему ключевым для развития фармрынка.
Интересно, что до 2000 г. безрецептурный сегмент развивался динамичнее, чем рецептурный, а в последующий период соотношение Rx- и OTC-препаратов практически не менялось и составляло, соответственно, 65 и 35%. Только после введения программы ДЛО в 2005 г. эта ситуация изменилась в пользу рецептурных ЛС.
Что касается доли российских производителей на фармрынке, то она сравнительно невысока и за последние 10 лет имеет понижающий тренд. Конкурентные преимущества получают предприятия, более активно обновляющие портфель, развивающие современное производство и маркетинговую активность. Так, в 1996 г. среди ведущих производителей большинство представляло отечественную фармпромышленность. Спустя 10 лет ситуация кардинальным образом
РИСУНОК 1
| Динамика фармацевтического рынка РФ в конечных ценах
199б 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
□ — Размеры рынка
| — Динамика по отношению □ — Динамика к предыдущему к 1996 г. (конечные цены), % году (конечные цены), %
таблица® Ведущие производители по объему продаж
1996 2005
Весь рынок Весь рынок ДЛО
Ферейн Sanofi-Aventis Sanofi-Aventis
Биосинтез Novartis Servier/Egis
Биохимик Servier/Egis Novartis
Мосхимфармпрепараты Berlin-Chemie AG/ Menarini Group Novo Nordisk
Синтез Gedeon Richter Ltd. Eli Lilly
Красфарма Pfizer International Inc. F.Hoffmann-La Roche Ltd.
Акрихин Nycomed Berlin-Chemie AG/ Menarini Group
KRKA D.D. F.Hoffmann-La Roche Ltd. Gedeon Richter Ltd.
Ciech KRKA D.D. KRKA D.D.
ICN Октябрь Фармстандарт Astra Zeneca
Белвитамины GlaxoSmithKline Boehringer Ingelheim GmbH
Novo Nordisk Schering AG Solvay Pharma
Томский ХФЗ Solvay Pharma Janssen-Cilag AG
Medimpex Eli Lilly Pfizer International Inc.
Rhone-Poulenc Rorer Janssen-Cilag AG Schering AG
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Анализ больничных закупок в РФ», ДЛО, RMBC
изменилась — и в число ведущих производителей входит только один локальный производитель — «Фармстандарт». При этом в сегменте ДЛО доминирование иностранных компаний еще более ощутимо (табл. 1). Кроме того, за 10 лет заметно вырос показатель концентрации ведущих производителей. Доля первой «десятки» выросла с 22% в 1996 г. до 40% в 2005 г. Своеобразный скачок доли ведущих производителей, отмеченный в 2001—2002 гг., объясняется введением НДС на лекарства и связанное с этим на-
ращивание объемов импорта в IV квартале 2001 г. наиболее крупными игроками рынка.
В структуре спроса произошел существенный сдвиг в сторону более дорогих препаратов, в т.ч. и за счет повышения их доступности в рамках программы ДЛО. Так, если в 1996 г. доля верхнего ценового сегмента (от 10 долл. и выше) не превышала 23%, то в 2005 г. на долю этих препаратов приходится свыше 1/3 рынка в денежном выражении. Естественно, переход на более дорогие препа-
раты сопровождался ростом средней стоимости упаковки, которая за последние 10 лет выросла более чем в 4 раза, с 0,4 долл. в 1996 г. до 1,7 долл. в 2005 г. в ценах конечного потребления (рис. 2). Стоит отметить, что цены на ЛС в госпитальном сегменте росли значительно более высокими темпами, чем в розничном. Цены на лекарства в программе ДЛО во второй половине 2005 г., наоборот, продемонстрировали отрицательную тенденцию и в IV квартале по сравнению с I кварталом 2005 г. снизились на 3,7%.
Рост цены в сегменте ОТС-препаратов был более динамичным, чем в Rx. По итогам 2005 г. розничные цены на ОТС выросли на 5,8%, а на Rx — только на 2,1%.
В целом можно выделить два основных фактора, влияющих на стоимость ЛС: рост доходов населения, который стимулирует внутренний спрос, и рост госфинансирования. Так, по итогам 2005 г. доля ЛС, приобретаемых населением за собственные средства, составила 63% против 47% в 1996 г. Годовое потребление лекарств на душу населения за последние 5 лет достигло 55 долл. (рис. 2).
На современном отечественном фарм-рынке наибольший вес имеют производители из развитых стран (в первую очередь — Западная Европа и США). В целом доля импортных лекарственных средств за последние 4 года несколько выросла и составляет около 76%. При этом наиболее заметный рост наблюдался в предыдущем году. И здесь также не последнюю роль сыграла программа ДЛО, оказав достаточно ощутимое воздействие на структуру отечественного фармрынка: где-то выступив в виде катализатора протекающих процессов, а где-то просто изменив многолетний баланс сил (рис. 2).
Общий объем реализации лекарств населению в рамках программы ДЛО в 2005 г. составил 1,0 млрд. долл. в ценах регистрации и 1,46 млрд. долл. в конечных ценах (рис. 3)- На долю II полугодия пришлось 62,4% от всего объема реализации ЛС в рамках программы. Общее число обслуженных за год рецептов составило 148 млн., из них 65% пришлось на II полугодие 2005 г. В целом за 2005 г.
РИСУНОК 2 Российский фармрынок 2005. Ключевые показатели
60 so 40 30 22 25,5 -Jcr---" ,3с6^ ^55
Годовое потребление лекарств на душу населения — 55 долл. (в конечных ценах)
20 2001 2002 2003 2004
2005
2,0 1,5 1.0 _ 0,77 □— 0,83 Исґ''
1,66 Средняя стоимость упаковки — 1,7 долл. (в конечных ценах)
2001 2002 2003 2004 2005
80 70 73 76 Доля иностранных про-
71 71 72 __ изводителей — 76%
□— □ ■
2001 2002 2003 2004 2005
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Анализ больничных закупок в РФ», ДЛО, RMBC |
20
РОССИЙСКИЙ ФАРМРЫНОК: 10 ЛЕТ ИСТОРИИ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
РИСУНОК 3
| Программа ДЛО: объем и динамика.
Продажи в программе ДЛО и коммерческом секторе.
Доля ДЛО в общем объеме аптечного рынка
(конечные цены), 2005 г.
6000
5000
4000
3000
2000
1000
Доля ДЛО от сово-купн. комм. рынка + ДЛО, %
30
25
20
I кв. II кв. III кв. IV кв. 2005 г.
■ — ДЛО конечные О — Коммерческий
цены,долл. рынок, розн. цены, долл.
РИСУНОК 4
Прогноз влияния введения требования выписки по МНН на изменение объема и структуры продаж в системе ДЛО на примере 2005 г.
1500
1200
900
600
300
О
517
453
ДЛО 2005
-98 млн. долл. (-6,7%)
872
Все оригинальные препараты замещены дженериками
на совокупном розничном рынке в конечных ценах сектор ДЛО составил 22%, достигнув наиболее высоких показателей доли в IV квартале (26%).
По прогнозам, в 2006 г. среднегодовое число участников программы ДЛО может достичь 8048 тыс. чел. Таким образом, общее число участников программы в 2007 и 2008 гг. приблизительно может составить, соответственно, 23,7 и 28,2 млн. человек. Недостатком же системы ДЛО, который может стать причиной основных проблем в перспективном периоде, являются неотлаженные механизмы регулирования объемов и стоимости ЛС, включенных в программу. В 2005 г. основную роль в сдерживании потребления льготных лекарств сыграли низкая пропускная способность лечебных учреждений, неправильно спланированная потребность в ЛС, отсутствие необходимых запасов товара в дистрибьюторском и розничном звене. К концу года большинство наиболее острых проблем удалось снять, и программа ДЛО вошла в фазу относительно стабильного функционирования. Важную роль в снятии напряжения сыграло и двукратное сокращение числа участников программы. На повестке дня оказалась новая проблема, связанная с возможностью возникновения диспропорции между объемом спроса и планируемым финансированием программы. Риск такого развития событий увеличился в связи с изменениями, которые произошли в составе участников программы: в нее вклю-
чены дополнительные категории граждан.
Дополнительной мерой, введенной в феврале 2006 г. и направленной на регулирование потребления льготных лекарств, является требование выписки препаратов с использованием МНН, что гипотетически может привести к «крайней» ситуации, в результате которой в системе ДЛО, при существовании альтернатив, произойдет полное переключение потребления на дженериковую продукцию. Хотя при реализации рассматриваемой гипотетической ситуации объем продаж по программе ДЛО в 2005 г. сократился бы на 6,7% (98 млн. долл.) и составил 1361 млн. долл. (рис. 4). При этом сектор «конкуренция» уменьшил бы свою долю в стоимостной структуре до 64%, а сектор «монополия» — увеличил до 36%. Таким образом, меры, направленные на переключение потребления с оригинальных препаратов на дженерики, обладают ограниченным потенциалом для сдерживания затрат. В связи с этим особую актуальность для государственных регулирующих органов приобретает совершенствование ценового регулирования, генеральным направлением которого во всем мире является референтное ценообразование.
С целью прогноза эффективности мер регулирования мы рассмотрели несколько сценариев установления предельных цен на основе данных 2005 г. Данный прогноз развития фармацевтического рынка РФ был проведен для отдельных
его секторов (розничного, больничного и ДЛО) без учета централизованных федеральных закупок. Основой для прогноза послужили данные розничного и больничного аудита, проводимого компанией ШВС, а также сформированные прогнозы развития системы ДЛО. Все основные расчеты осуществляли в рублях, итоговые показатели представляли в долларах, используя среднегодовые прогнозы курса рубля к доллару на период 2006—2008 гг. (данные Минэкономразвития РФ).
В прогнозах развития розничного сектора рынка основывались на прогнозе роста реальных располагаемых денежных доходов населения (данные Минэкономразвития РФ) и ожидаемого среднегодового роста цен на ЛС в размере 104%. Перспективы развития больничного сектора оценивали, исходя из прогнозов объема ВВП в руб. (данные Минэкономразвития РФ) и полученного показателя доли госпитальных закупок по отношению к ВВП в 2005 г.
Цены устанавливались для групп МНН, имеющих более одного представителя, т.е. относящихся к сектору «конкуренция», в то время как в секторе «монополия» ситуация не менялась. Согласно первому сценарию цены для групп МНН (с учетом формы выпуска и дозы) устанавливались на уровне средневзвешенных цен в системе ДЛО, что приводило к сокращению общего объема продаж в системе ДЛО в стоимостном выражении на 4,1%. Более существенное снижение — на 11,3% — было получено при ис-
РИСУНОК 5
Прогноз продаж в системе ДЛО без введения дополнительных мер государственного регулирования
2500
2300
2100
1900
1700
1500
1300
1100
900
700
500
- 1460
2069
2268
1115 1171
-о
1029
2005 2006
2007 2008
НИН — Без расширения категорий участников
— С расширением категорий участников
РИСУНОК 6
Прогноз продаж в системе ДЛО с введением дополнительных мер государственного регулирования
2500
2300
2100
1900
л. л о 1700
д 1500
н.
л м 1300
1100
900
700
500
1460
1841
2019
992 —□—
1042
1008
2005 2006 2007 2008
НЗ — Без расширения категорий участников
— С расширением категорий участников
пользовании средневзвешенных цен в коммерческом секторе рынка. Аналогичные показатели были получены и при использовании медианы цены. Оба этих варианта установления предельных цен регистрации были объединены в общий второй сценарий. Согласно третьему, наиболее жесткому сценарию цены устанавливались на уровне нижней квартили распределения цен, что приводило к снижению стоимостного объема продаж на 15,1%.
Дополнительно по каждому из сценариев была рассчитана доля производителей, для которых хотя бы по одной из позиций их номенклатуры установленная цена оказывалось бы неприемлемой. Согласно используемой модели, достижение «запретительного» для них уровня цен происходило в том случае, если цены на их продукцию, соответствующие продажам в системе ДЛО в 2005 г., оказывались как минимум на 25% меньше, чем уровень рассчитанных предельных цен регистрации. При реализации первого сценария с проблемой «запретительной» цены должны были бы столкнуться 19,4% всех компаний-производителей, второго — 31,1%, третьего — 52,5%. Перспективы продаж в системе ДЛО на 2006—2008 гг. оценивались с учетом прогнозов числа обслуженных лиц. При этом рассматривали два варианта:
1) когда категории участников программы ограничивались теми, кто имеет право на получение льготных ЛС согласно ФЗ №122;
2) когда к этим категориям с 2007 г. прибавлялись беременные женщины, дети до 3 лет и лица, прошедшие диспансеризацию.
Прогнозы продаж строились на основании расходов по программе ДЛО в 2005 г. в расчете на одного обслуженного льготника, которые для основного контингента составили примерно 160 долл. В прогнозе расходов на лекарственное обеспечение лиц, прошедших диспансеризацию, эта цифра была уменьшена в 2 раза, поскольку участие данной категории в программе ДЛО предполагается с 50%-ми соплатежами.
В качестве мер государственного регулирования в прогнозе учитывали:
1) введение требования выписки по МНН и сокращение в связи с этим расходов в 2006 г. на 2% (исходили из того, что реальное переключение потребления на дженерики произойдет не в полном объеме, а только примерно на одну треть;
2) введение референтного ценообразования начиная с 2007 г. в соответствии со вторым сценарием (установление предельных цен регистрации на уровне средневзвешенных цен или медианы цены в коммерческом секторе рынка), которое приведет к снижению расходов на 11%.
Оценивая наиболее вероятное развитие событий, можно предположить, что меры государственного регулирования цен будут оказывать значительное влияние на продажи в системе ДЛО. Соответственно, наибольший интерес для оценки
продаж на период 2006—2008 гг. будут представлять прогнозы, представленные на рисунке 5—6.
Согласно представленным прогнозам, продажи в 2006 г. составят порядка 1 млрд. долл. В 2007 г. при «оптимистическом» варианте (расширения категорий участников) продажи будут исчисляться 1,84 млрд. долл., при «пессимистическом» (без расширения) — 0,99 млрд. долл., в 2008 г. — соответственно, 2,02 и 1,04 млрд. долл.
Итоговые прогнозы по всему рынку в зависимости от различных сценариев развития событий в системе ДЛО выглядят следующим образом:
1-й сценарий: без расширения категорий участников программы ДЛО (инерционный);
2-й сценарий: с расширением категорий участников программы ДЛО (оптимистичный).
Ожидается, что в 2006 г. продажи на российском фармацевтическом рынке в конечных ценах составят 8,2 млрд. долл. В 2007 г., согласно инерционному сценарию — 9,2 млрд. долл., согласно оптимистическому — 10,1 млрд. долл.; в 2008 г. — соответственно, 10,1 млрд. долл. и 11,1 млрд. долл.
В 2006 г. рынок, после высоких показателей динамики 2005 г., обусловленных стартом программы ДЛО, вырастет только на 7,5%. Однако в последующем можно ожидать существенного увеличения темпов роста российского фармрынка.
Ф