УДК 314. 15
российский бизнес
как потенциальный субъект эффективной демографической
политики*
О. М. шубат,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и управления
качеством продукции
E-mail: [email protected]
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Екатеринбург
В статье обосновываются возможность и необходимость включения российского бизнеса в круг субъектов эффективной демографической политики государства. Перспективы такого включения связаны с развитием семейно-репродуктивных установок предпринимательства и формированием его активной гражданской позиции в решении социально-демографических проблем на территории ведения бизнеса. Автором разработана программа специальных обучающих семинаров для предпринимателей по соответствующей тематике.
Ключевые слова: демографическая политика, предприниматели, родительский труд, социальная ответственность бизнеса
Актуальные демографические прогнозы, связанные с динамикой общей численности населения и перспективами российской рождаемости, к сожалению, не дают повода для оптимизма. Согласно расчетам Федеральной службы государственной ста-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Мотивация родительского труда, стратегия и тактика регулирования репродуктивных установок населения в Уральском регионе», проект № 12-03-00073а. Статья подготовлена к печати Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург).
тистики, в течение ближайших 20 лет в стране будет наблюдаться ежегодное снижение рождаемости и увеличение естественной убыли населения. Так, в «низком» (пессимистичном) варианте демографического прогноза коэффициент естественного прироста в России изменяется от -3,6%о в 2014 г. до -9,1%о к 2030 г. Негативная динамика представлена и в оптимистичном варианте прогнозирования - за этот же временной период изменение коэффициента естественного прироста оценивается с 0,7%о до -0,7%о [2].
Неутешительные демографические перспективы заставляют искать новые подходы к решению проблем, связанных с воспроизводством населения. В более ранней публикации в качестве возможного и необходимого дополнения к реализуемой демографической политике автором была предложена разработка целостной информационной политики, направленной на активизацию родительского труда [10]. Одним из субъектов такой политики были обозначены представители регионального бизнес-сообщества - владельцы и топ-менеджеры крупных компаний, бизнесмены - представители микро-, малых и средних предприятий. В настоящей работе представлено теоретическое обоснование необходимости включения российского бизнеса в круг субъектов демографической политики, разработаны прикладные вопросы этого процесса.
Российский бизнес как субъект демографической политики: теоретические основания. Предпринимательство представляет собой многогранный социально-экономический, политический и психологический феномен. Сущность и роль бизнес-структур по-разному понимались в различные исторические этапы, согласуясь с общеэкономической обстановкой времени, политическими настроениями и уровнем социально-экономического развития общества. Принципиальная возможность рассмотрения российского бизнеса как субъекта реализации демографической политики базируется на следующих теоретико-прикладных основаниях:
1) научно обоснованная (и эмпирически верифицируемая) концепция предпринимательства, выполняющего социально значимую семейно-репродукционную функцию;
2) представление о бизнес-структурах как о важнейшем субъекте спроса на существующий и будущий человеческий капитал, несущем паритетную с государством ответственность за его сохранение, развитие и восполнение;
3) имеющийся опыт позитивного воздействия бизнес-структур на демографическую ситуацию в регионе и высокой активности компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. Рассмотрим выделенные основания подробнее. Основание 1. Концепция предпринимательства, выполняющего социально значимую семейно-репродукционную функцию. Предпринимательство выполняет разнообразные функции, которые с некоторой долей условности можно разделить на экономические и социальные. Группа экономических функций предпринимательства имеет отношение к функционированию экономической подсистемы общества, к воздействию на ее различные уровни и включает в себя следующие разновидности: организационную, производственную, функцию создания налогового потока, ресурсную, инновационную, интегрирующую, функцию формирования конкурентной среды. При этом отдельные функции предпринимательства могут быть характерны для различных его форм (так, например, функция формирования конкурентной среды в большей степени характерна для малых форм бизнеса).
В современных условиях все большую значимость приобретают социальные функции предпринимательства. Традиционно к ним относят функцию социальной защиты, а также творческую. Вместе с тем проведенное ранее исследование [10] позволило выде-
лить особую - семейно-репродукционную - функцию бизнес-структур. Данная функция преимущественно характерна для малых форм предпринимательства, связана с созданием на современной основе «органичного» типа семьи и распадается на две субфункции -собственно семейную и репродукционную.
Семейная субфункция появляется в ситуации затрудненного доступа к финансовым ресурсам (банковские ссуды, кредиты) небольших предприятий неформального сектора экономики. Такое положение дел зачастую ориентирует предпринимателей в целях мобилизации ресурсов укреплять и использовать различные типы социальных связей - родственные, соседские, дружеские. Согласно данным Международного агентства глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), среди наиболее значимых источников финансирования зарождающегося бизнеса российские предприниматели указывают средства, привлекаемые как у банков, так и у родственников. Таким образом, несмотря на то, что в некоторые периоды времени спрос на банковские кредиты бывает достаточно высоким, стабильно доминирующим источником финансирования стартующих бизнес-проектов остается неформальный капитал. Причем, если в 2006-2007 гг. предпочтения начинающих предпринимателей распределялись между формальными и неформальными инвестициями в равном соотношении, то начиная с 2008 г. наблюдается явное доминирование спроса на средства родственников, друзей и знакомых. Кроме того, как показали данные GEM, в период экономического спада близкие члены семьи и родственники оказались практически единственным источником поддержки начинающегося бизнеса [6].
Репродукционная субфункция обусловлена прямой связью между предпринимательской и репродуктивной активностью, причем более тесный характер такой связи обнаруживается в производственном виде предпринимательства. Действительно, занятость индивида самостоятельным производством некоторой продукции (особенно пользующейся спросом, как, например, продукты питания, стройматериалы и т.п.), его осведомленность в технологических и организационных вопросах собственного бизнеса может формировать психологическую уверенность в своем будущем, своих возможностях организации и успешного ведения собственного дела, т.е. получения стабильных доходов, а также в возможности научить детей тому, что он умеет делать сам. Индивидуальный производственный бизнес порождает уверенность
предпринимателя в том, что он сможет удовлетворить хотя бы элементарные потребности своих детей, обеспечить их самым необходимым, поскольку все зависит только от него самого, и нужные навыки для этого у него уже имеются. Эта уверенность, подкрепленная желанием преемственности и передачи по наследству собственного бизнеса, может стимулировать предпринимателя к большей репродуктивной активности.
Кроме того, индивидуальная производственная и сознательная репродуктивная активность сопряжены с проявлением у человека таких схожих черт характера, как созидательность, рисковость (готовность воспользоваться представившимся шансом), умение брать на себя ответственность за принимаемые решения, способность принимать нестандартные решения. Более того, оба описываемых вида активности обладают и сходными недостатками - традиционализмом и низким уровнем инновационности в современных российских условиях. Такая «однородность» является глубинным основанием связи репродуктивной и индивидуальной производственной активности.
Теоретическое обоснование возможности выделения семейно-репродукционной функции предпринимательства верифицировалось автором в ходе экспертного опроса, а также в процессе анализа данных официальной статистики. Углубленное интервью с индивидуальными предпринимателями-производственниками1 подтвердило правомерность выделения семейно-репродуктивной функции малых форм российского бизнеса: у всех опрошенных предпринимателей показатели репродуктивной активности были выше, чем в среднем по стране. В частности, в их семьях количество детей (фактическое или ожидаемое) оказалось не менее двух. Более детально некоторые результаты углубленного интервью представлены в работе [10].
Верификация теоретических оснований выделения семейно-репродукционной функции малого бизнеса проводилась также на данных официальной статистики с использованием процедур многомерного статистического анализа. Иерархическая кластеризация применялась для выделения групп российских регионов по уровню развития в них производственного индивидуального предпринимательства (ИП). Методические особенности анализа, а также его результаты представлены в работах [3,
1 В 2008 г. автором были проинтервьюированы 10 индивидуальных предпринимателей, занятых производством хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов, пиломатериалов.
4]. В итоге процедура иерархического кластерного анализа позволила выявить две группы российских регионов, существенно различающихся по уровню развития в них производственного вида ИП: в кластер 1 попали регионы с низкой долей ИП в производственном секторе, в кластер 2 - регионы с заметной долей ИП в производстве продукции.
Для получения более дифференцирующих характеристик выделенных групп регионов, т.е. для составления социально-экономического портрета каждого кластера, проводилась процедура их профилирования через переменные, не являющиеся основанием для кластеризации. В результате проведенного анализа было выявлено, что регионы с разной степенью развития индивидуального производственного предпринимательства различаются также по уровням рождаемости, демографической нагрузки, естественного и миграционного прироста, безработицы и напряженности на рынке труда, уровню потребительских расходов и показателю общей емкости рынка в регионе. Особую значимость в контексте идентификации семейно-репродукционной функции малых форм бизнеса имеет тот факт, что в регионах с высокой степенью производственного ИП средний уровень рождаемости2 и коэффициент нагрузки детьми3 оказались существенно выше.
Полученный в исследованиях [3, 4] результат вполне объясним. Более высокая демографическая нагрузка детьми в регионах второго кластера может порождать объективную потребность в ускоренном росте индивидуального предпринимательства как средства повышения занятости и дополнительного источника доходов. Можно отметить и обратную закономерность - более высокий уровень предпринимательской активности способствует росту дополнительных доходов населения и стимулирует его репродуктивную активность, повышает рождаемость. В этом аспекте выявленное сочетание высокого уровня рождаемости и представленности производственного вида ИП в регионах является проявлением семейно-репродукционной функции индивидуального производственного бизнеса.
Особое значение в контексте исследуемой проблематики имеет тот факт, что для двух групп регионов, выявленных в результате кластерного анализа, несущественной оказалась разница по тем переменным, которые характеризуют уровень
2 Число родившихся на 1 000 чел. населения.
3 Количество лиц моложе трудоспособного возраста, прихо-
дящееся на 1 000 чел. трудоспособного возраста.
развития ИП в целом (вне зависимости от вида предпринимательской деятельности). В частности, слабыми оказались различия по уровню занятости в неформальном секторе экономики, числу ИП в регионе, количеству малых предприятий. Таким образом, именно производственное индивидуальное предпринимательство в России характеризуется повышенной репродуктивной активностью и способностью к проявлению семейно-репродукцион-ной функции.
Основание 2. Бизнес как субъект спроса на существующий и будущий человеческий капитал, несущий паритетную с государством ответственность за его сохранение, развитие и восполнение. Основными субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство. Однако тенденции последних лет свидетельствуют об уменьшении участия государства в формировании спроса на услуги труда, поскольку численность занятых на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности снижается (табл. 1).
Таким образом, именно бизнес-структуры (предприятия частной формы собственности) выступают основными потребителями существующего и будущего человеческого капитала. В условиях далеко не оптимистичных прогнозов относительно численности населения страны в целом и ее трудовых ресурсов в частности, а также неблагоприятных изменений в структуре населения (неуклонное увеличение доли лиц старших возрастных групп) именно предприятия должны быть заинтересованы, во-первых, в восполнении человеческого капитала, а во-вторых - в его эффективном использовании. Следовательно, предприятия не должны оставаться в стороне от практики стимулирования репродуктивного труда, в процессе которого и формируется человеческий капитал.
Основание 3. Опыт позитивного воздействия бизнес-структур на демографическую ситуацию в регионе и высокой активности компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. В работе А.П. Багировой и С.В. Витик [1] были показаны механизмы участия одного из крупнейших металлургических предприятий страны - ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в поддержке и стимулировании репродуктивной активности работников. Вместе с тем необходимо отметить, что подобная практика не является исключительным случаем для российского бизнеса. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей ежегодно проводит конкурс «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность» по ряду номинаций, среди которых выделяется и номинация «За вклад в решение задач демографического развития». По итогам 2012 г. победителем в ней стала компания ОАО «Северсталь». В обосновании статуса победителя в данной номинации отмечается: «Компания реализует комплексную социальную политику. Частью бизнес-системы компании является проект «Люди «Северсталь», нацеленный на создание достойных условий труда и жизни, профессиональное развитие сотрудников - ключевого актива. Социальные программы включают дополнительные к государственным пособиям выплаты для сотрудников с семейными обязанностями, дополнительные оплачиваемые отпуска, ДМС, программы отдыха и оздоровления, включая летний отдых детей, корпоративную жилищную программу. Большой вклад в улучшение положения детей и укрепление семьи в территориях присутствия компании вносит долгосрочная программа «Дорога к Дому» [5]. Вторым победителем в номинации «За вклад в решение задач демографического развития» стала компания
Таблица 1
Структура среднегодовой занятости в экономике по формам собственности
в 2006-2011 гг., %
Формы собственности Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011
Всего в экономике 100 100 100 100 100 100 100
В том числе:
- государственная, муниципальная 32,8 32,1 31,5 31,3 30,4 29,4 28,7
- частная 55,4 56,3 57,1 57,8 58,6 58,8 59,7
- собственность общественных и религиозных организаций 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
(объединений)
- смешанная российская 7,2 6,7 6,2 5,7 5,7 6,3 6,0
- иностранная, совместная российская и иностранная 4,0 4,3 4,7 4,7 4,8 5,0 5,1
Источник: [8].
48 -
ОАО «Российские железные дороги». Кроме того, дипломами конкурса в этой номинации были отмечены компании ОАО «Татнефть», ОК «РУСАЛ», ОАО «МХК «ЕвроХим», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».
Специальной номинацией конкурса является номинация «За программы поддержки семьи, материнства и детства». По итогам 2012 г. победителем в ней стала компания ОАО «ГМК «Норильский никель». В обосновании статуса победителя в номинации отмечается: «Руководствуясь принципом приоритетности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, в компании реализуются программы, направленные на улучшение условий и охраны труда и промышленной безопасности, поддержку материнства и детства, на оздоровление сотрудников, поддержку жилищных условий, развитие профессиональной ориентации детей и молодежи, организацию досуга, развитие корпоративного спорта» [5].
Еще одной специальной номинацией конкурса «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность» является номинация «За социальные программы поддержки семей в территориях присутствия компаний». В 2012 г. победителем была названа компания ОАО «СУЭК» -крупная российская топливно-энергетическая компания, один из ведущих в мире производителей и поставщиков угля. В обосновании статуса победителя в номинации отмечается, что в числе приоритетов компании - поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на укрепление престижа и роли семьи, защита материнства, детства и отцовства, профилактика социального неблагополучия [5].
Необходимость и вместе с тем добровольность активности российских компаний в сфере корпоративной социальной ответственности документально была закреплена в Социальной хартии российского бизнеса, разработанной еще в 2004 г. На сегодняшний день в ее реестре насчитывается 252 организации, объединяющих более 6 млн работников. Одним из важнейших принципов данного документа является участие в развитии местного сообщества: «Мы поддерживаем в доступных для компаний формах усилия власти и гражданские инициативы в области экономического, социального и культурного развития территорий размещения наших предприятий, сохранения культурного наследия и разнообразия. Мы принимаем участие в решении общественно значимых задач на региональном и национальном уровне» [9].
Таким образом, идентификация семейно-репро-дукционной функции малого бизнеса, рассмотрение предпринимательства как важнейшего субъекта спроса на человеческий капитал и, как следствие, субъекта паритетной с государством ответственности за его восполнение, а также расширяющаяся практика корпоративной социальной ответственности бизнеса обосновывают возможность и необходимость включения российского бизнес-сообщества в число субъектов реализации демографической политики.
Российский бизнес как субъект демографической политики: практические вопросы реализации. Перспективы включения российского бизнеса в круг субъектов демографической политики государства связаны с необходимостью развития его семей-но-репродуктивных установок и формированием активной гражданской позиции в решении социально-демографических проблем на территории ведения бизнеса. Эффективным инструментом такого идеологического воздействия, на взгляд автора, является проведение специальных обучающих семинаров по соответствующей тематике. Такие семинары могут проводиться как самостоятельно, в рамках реализации учебными центрами программ обучения предпринимателей, так и органично включаться в уже действующие программы в виде репродуктив-но ориентированных модулей. Последний вариант представляется наиболее реалистичным. В общем виде целевые ориентиры указанных модулей могут быть представлены следующим образом.
Целью внедрения репродуктивно ориентированных модулей в программы обучения предпринимателей является формирование в предпринимательской среде позитивных установок в отношении семьи, родительства и родительского труда, выполняемого как самим предпринимателем, так и другими работниками предприятия. Основными задачами в рамках предложенного целеполагания являются следующие.
1. Приобретение представителями бизнес-сообщества навыков первичного анализа и оценки демографической ситуации на уровне региона, страны, мира (конечный результат - понимание общих демографических трендов современности, актуализация демографической проблематики, восприятие ее как высокозначимой).
2. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и социально-демографических процессов на уровне региона, страны, мира (конечный результат - осоз-
нание необходимости комплексного, совместного подхода к решению демографических проблем, т.е. востребованность для их эффективного решения не только (и не столько) государственных мер, но и усилий бизнес-сообщества).
3. Развитие представлений о доступных для предприятия, организации инструментах позитивного воздействия на социально-демографическую ситуацию (конечный результат - осознание возможности непосредственного участия в решении демографических проблем, поддержке рождаемости, процессов формирования человеческого капитала на микро- и макроуровнях).
4. Приобретение навыков оценки эффективности доступных для предприятия, организации инструментов позитивного воздействия на демографическую ситуацию (конечный результат - формирование мотивации представителей бизнес-сообщества на посильное участие предприятия в решении социально-демографических проблем региона).
В соответствии с поставленными задачами формируется и содержательное наполнение реп-родуктивно ориентированных модулей/семинаров (табл. 2).
Таблица 2
Содержание репродуктивно ориентированных модулей/семинаров в программах обучения предпринимателей
Продолжение табл. 2
Наименование модуля/ семинара
Основы демографической грамотности
Содержание (изучаемые темы)
Понятие движения населения. Численность населения и его структура. Депопуляция населения: понятие, система показателей, специфика проявления на уровне страны, региона, области. Геополитические и экономические последствия депопуляции.
Понятие старения населения. Негативные последствия старения населения для страны, региона, области. Естественное движение населения: понятие, основные показатели. Основные тенденции в естественном движении населения на уровне страны, региона, области. Миграция населения: понятие, классификация, причины. Основные показатели миграционного движения населения. Закономерности мировых, российской и региональных миграций. Демографические тренды современности, прогнозы демографического развития страны, региона, области
Наименование модуля/ семинара
Социальная солидарность: бизнес и государство как центры паритетной социально-демографической ответственности
Способы и инструменты воздействия предприятия на динамику социально-демографических процессов в регионе
Содержание (изучаемые темы)
Демографический потенциал как важнейший компонент экономического потенциала региона. Взаимозависимость и взаимообусловленность демографических и экономических процессов. Демографические угрозы современности: экономические, социальные и геополитические последствия.
Бизнес как важнейший потребитель трудовых ресурсов и как субъект, формирующий спрос на рынке услуг труда. Ответственность бизнеса за формирование социальных эффектов и структурных диспропорций на рынке труда. Емкость рынка как важнейший фактор, формирующий перспективы развития бизнеса в регионе. Положительная динамика емкости рынка как центр экономического интереса бизнеса.
Демографическая политика в Российской Федерации, региональная специфика реализации. Государственная семейная политика в современных условиях: необходимость партнерства семьи, власти, бизнеса и общества
Этика и культура в корпоративном управлении. Корпоративная социальная ответственность: регулирование и отчетность. Социальная ответственность бизнеса в аут-сайдерской модели корпоративного управления: социально ответственное инвестирование, социально ответственные фонды, индексы социальной ответственности, филантропия в аутсайдерской модели. Социальная ответственность в инсайдерской модели корпоративного управления. Российская практика корпоративной социальной ответственности. Внедрение и развитие репродуктивных программ как важнейшее направление в области социальной ответственности бизнеса. Понятие репродуктивного и родительского труда. Стимулирование репродуктивного (родительского) труда работников предприятия как механизм, создающий трудовые стимулы и усиливающий трудовую мотивацию работников в сферах продуктивного и репродуктивного труда. Механизмы стимулирования репродуктивного труда. Управленческие подходы к внедрению системы стимулирования репродуктивного (родительского) труда на предприятии. Практика стимулирования репродуктивного (родительского) труда на российских предприятиях
Окончание табл. 2
Наименование модуля/ семинара
Оценка эффективности внедрения репродуктивных программ на предприятии
Содержание (изучаемые темы)
Эффективность инвестирования в человеческий капитал: сущность и виды человеческого капитала, натуральные и стоимостные методы его измерения и оценки, виды инвестирования в человеческий капитал, специфика инвестирования в образование, повышение квалификации сотрудников и их переподготовка, специфика инвестирования в здоровье носителя человеческого капитала, капитализация человеческого капитала, оценка продуктивности человеческого капитала. Оценка эффективности программ стимулирования репродуктивного труда: социальная составляющая эффективности функционирования предприятия, показатели социальной эффективности, оценка экономических эффектов от инвестирования в репродуктивный труд, показатели, измеряющие экономический эффект от внедрения программ стимулирования репродуктивного труда, комплексная оценка влияния репродуктивных программ на результаты функционирования предприятия через построение интегрального показателя социально-экономической эффективности. Синергетический эффект от действия системы стимулирования репродуктивного труда на государственном и региональном уровнях, а также уровне хозяйствующих субъектов
Отметим, что приведенное выше наполнение репродуктивно ориентированных модулей/семинаров должно корректироваться в зависимости от специфики и общей длительности отдельных программ обучения предпринимателей, а также от типа потребителя услуг бизнес-образования. Например, для курсов, ориентированных на начинающих предпринимателей, модуль/семинар «Способы и инструменты воздействия предприятия на динамику социально-демографических процессов в регионе» может быть скорректирован за счет редукции тематики, связанной с особенностями социальной ответственности в аутсайдерской и инсайдерской моделях корпоративного управления.
Рассмотрим возможности внедрения предложенных репродуктивно ориентированных модулей/ семинаров в практику образовательных программ для бизнес-сообщества на примере программ обучения Свердловского областного фонда подде-
ржки предпринимательства [7]. Образовательные программы фонда предполагают возможность в процессе обучения пройти путь от идеи собственного бизнеса до производства и реализации товаров, разобраться в вопросах оформления бизнеса, определить дальнейшие пути его развития. Программа обучения логически разбита на блоки, связанные с подготовкой бизнес-проекта, созданием непосредственно предприятия и развитием существующего бизнеса (см. рисунок) [7].
Представляется, что первые два репродуктив-но ориентированных модуля/семинара («Основы демографической грамотности» и «Социальная солидарность: бизнес и государство как центры паритетной социально-демографической ответственности») могут быть внедрены в процессе изучения первого блока «Бизнес-проектирование» программы обучения предпринимателей. Основными разделами этого блока являются:
- ресурсы предприятия (повышение конкурентоспособности и экономической эффективности бизнеса через управление потреблением ресурсов: пирамида управления, ресурсный план, целеполагание и планирование);
- анализ и исследование рынка (выбор целевого клиента, анализ конкурента, эффективные цены, программы лояльности клиентов, стратегический маркетинг и другие эффективные приемы ведения бизнеса);
- бизнес-планирование (выбор и проверка идеи на жизнеспособность, экономическая оценка затрат и результатов, разработка детализированного плана; бизнес-план как основное средство управления текущей деятельностью и универсальный инструмент прогнозирования будущего). Автор считает, что в тематическое наполнение
этих разделов органично впишется тематика первых двух репродуктивно ориентированных модулей/семинаров, связанная с актуализацией демографической проблематики для бизнес-сообщества, а также необходимостью ее учета в процессе разработки бизнес-проектов.
Репродуктивно ориентированный модуль/семинар «Способы и инструменты воздействия предприятия на динамику социально-демографических процессов в регионе» может быть включен во второй блок «Создание бизнеса». В рамках его раздела «Управление персоналом» целесообразно рассматривать вопросы стимулирования репродуктивного (родительского) труда работников предприятия как
БЛОК 1 Бизнес-проектирование
Анализ
БЛОК 2 Создание бизнеса
Правовые основы ведения бизнеса
Основы налогообложения и бухгалтерского учета
Управление персоналом
БЛОКЗ Развитие бизнеса
Управление финансами
Управление продажами и продвижение
Стратегическое планирование и управление
Блок-схема программы обучения предпринимателей, реализуемая Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства
механизма, создающего трудовые стимулы и усиливающего трудовую мотивацию работников как в сфере продуктивного, так и родительского труда.
Репродуктивно ориентированный модуль/ семинар «Оценка эффективности внедрения репродуктивных программ на предприятии» может стать частью третьего блока программы обучения предпринимателей «Развитие бизнеса», в рамках которого предполагается рассмотрение вопросов управления финансами, а также стратегического планирования и управления.
В заключение отметим, что развитие семейно-репродуктивных установок представителей бизнес-структур и расширение понимания ими феномена социальной ответственности предпринимательства представляются автору перспективным направлением совершенствования демографической политики России. Целенаправленное репродуктивно ориентированное идеологическое воздействие на бизнес-структуры является важнейшим инструментом активизации репродуктивных установок в российском обществе.
Список литературы
1. Багирова А.П., Витик С.В. Роль российских предприятий в стимулировании репродуктивной активности: проблемы и решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. N° 25. С. 2-6.
2. Демографический прогноз Федеральной службы государственной статистики Российской
Федерации. URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/ population/demo/prognl.htm.
3. Илышев А.М., Шубат О.М. Детерминанты развития и регулятивные факторы сферы микробизнеса в регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 24. С. 2-11.
4. Илышев А.М., Шубат О.М. Многомерный статистический анализ предпринимательской активности в региональной сфере микробизнеса // Вопросы статистики. 2008. № 4. С. 42-51.
5. Конференция Российского союза промышленников и предпринимателей «Создание рабочих мест, занятость, инвестиции в человеческий капитал: ответственность бизнеса и власти» (Москва, 20.03.2013). URL: http://рспп.рф/news/view/2684.
6. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия. 2011». URL: http://gsom.spbu.ru/files/gem_28_02_web.pdf.
7. Программы обучения предпринимателей, представленные на официальном сайте Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. URL: http://study.sofp.ru/mass.
8. Российский статистический ежегодник. 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013, 717 с.
9. Социальная хартия российского бизнеса (редакция 2007 г.). URL: http://rspp.ru/12/6273.pdf.
10. Шубат О.М. Социально ориентированные функции малого предпринимательства в условиях трансформационной экономики // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». 2010. № 5. С.12-21.
Demographic policy
RUSSIAN BUSINESS AS A POTENTIAL SUBJECT OF EFFECTIVE DEMOGRAPHIC POLICY
Oksana M. SHUBAT
Abstract
The article reveals the possibility and necessity to include the Russian business in the range of the subjects of effective demographic policy of the state. The author proves that the prospects of this issue associated with the evolution of family-reproductive attitudes of entrepreneurs and formation their active civil position in solving the regional social and demographic problems. The paper presents a program of special training seminars for entrepreneurs on relevant topics.
Keywords: demographic policy, entrepreneurs, parental labor, social responsibility, business
References
1. Bagirova A.P., Vitik S.V. Rol' rossiiskikh pred-priiatii v stimulirovanii reproduktivnoi aktivnosti: problemy i resheniia [The role of Russian enterprises in stimulation of reproductive activity: problems and solutions]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' - National interests: priorities and security, 2011, no. 25, pp. 2-6.
2. Demographic projection of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Available at: http://gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/ progn1.htm. (In Russ.)
3. Ilyshev A.M., Shubat O.M. Determinanty raz-vitiia i reguliativnye faktory sfery mikrobiznesa v re-gionakh [Determinants and regulatory factors of micro-businesses in the regions]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economics: theory and practice, 2008, no. 24, pp. 2-11.
4. Ilyshev A.M., Shubat O.M. Mnogomernyi statisticheskii analiz predprinimatel'skoi aktivnosti v regional'noi sfere mikrobiznesa [Multivariate statisti-
cal analysis of entrepreneurial activity in the sphere of regional microbusiness]. Voprosy statistiki - Statistical issues, 2008, no. 4, pp. 42-51.
5. Conference of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs "Creating jobs, employment, investment in human capital: responsibility ofbusiness and government". Moscow, March 20, 2013. Available at: http://pcnn.p$/news/view/2684. (In Russ.)
6. National Report "Global Entrepreneurship Monitor, Russia. 2011". Available at: http://gsom.spbu. ru/files/gem_28_02_web.pdf. (In Russ.)
7. Training programs of entrepreneurs which are presented on the official website of the Sverdlovsk Regional Fund for Entrepreneurship Support. Available at: http://study.sofp.ru/mass. (In Russ.)
8. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2013: stat. sb. [Russian statistical yearbook. 2013]. Moscow, Rosstat Publ., 2013, 717 p.
9. Social Charter of Russian business (2007 Revision). Available at: http://rspp.ru/12/6273.pdf. (In Russ.)
10. Shubat O.M. Sotsial'no orientirovannye funkt-sii malogo predprinimatel'stva v usloviiakh transfor-matsionnoi ekonomiki [Socially-oriented features of small business in terms of transformational economy].
Vestnik UGTU-UPI. Seriia "Ekonomika i upravlenie " -Bulletin of USTU-UPI. Series "Economics and management", 2010, no. 5, pp. 12-21.
Oksana M. SHUBAT
Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]