Научная статья на тему 'Российский АПК на пути к возрождению'

Российский АПК на пути к возрождению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушин Ю. В.

Заканчивается 2006 г. Этот год в сельском хозяйстве прошел под знаком приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Что-то уже реализовано, что-то находится на том или ином этапе готовности, чего-то выполнить не удалось. Но самое главное аграрии впервые за много лет почувствовали внимание государства. Сегодня уже можно говорить о некоторых предварительных итогах, а у кого-то созрели дельные предложения или конструктивные замечания. В связи с этим мы начинаем новую рубрику «Приоритетный проект» и откроет ее статья Ю.В. Трушина Председателя Правления одной из основных кредитных организаций, обеспечивающих финансовую поддержку проекта «Развитие АПК», ОАО Росселъхозбанк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский АПК на пути к возрождению»

'і »¡Д

ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ

Заканчивается 2006 г. Этот год в сельском хозяйстве прошел под знаком приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Что-то уже реализовано, что-то находится на том или ином этапе готовности, чего-то выполнить не удалось. Но самое главное аграрии впервые за много лет почувствовали внимание государства. Сегодня уже можно говорить о некоторых предварительных итогах, а у кого-то созрели дельные предложения или конапрукттные замечания. В связи с этим мы начинаем новую рубрику «Приоритетный проект» и откроет ее статья Ю.В. Трушина Председателя Правления одной из основных кредшпных организаций, обеспечивающих финансовую поддержку проекта «Развитие АПК», - ОАО Россельхозбанк

РОССИЙСКИЙ АПК НА ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

Ю.В. ТРУШИН, кандидат экономических наук ОАО «Россельхозбанк»

Сегодня пред нашей страной стоит немало острых, требующих неотложного решения, экономических проблем. Среди них всемерное укрепление продовольственного рынка. Такая крупномасштабная задача состоит из нескольких частей. Во-первых, необходимо существенно увеличить производство сельскохозяйственной продукции, прежде всего мясомолочной. Причем, сделать это нужно в основном за счет повышения его эффективности и конкурентоспособности. Во-вторых, нужны кардинальные изменения в отрасли переработки, которая в технологическом плане должна в полной мере соответствовать всем современным требованиям. И, наконец, решение хозяйственных проблем АПК невозможно без социального обустройства села. Речь идет о форсированном строительстве добротного жилья и объектов социально-бытового назначения, газификации населенных пунктов, улучшении их водоснабжения, прокладке дорог.

Слоюм, для того, чтобы отечественный агрокомплекс преодолел глубокий кризис и начал динамичное развитие, нужны большие капитальные влс.хения.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что неблагоприятная демографическая ситуация, низкий уровень состояния инженерной инфраструктуры в населенных пунктах, большой дефицит учреждений медицины и образования в конечном итоге ведут к вымиранию сел и усилению несоответствия между численностью жителей и размерами территорий.

Угасает жизнь в деревне и сразу рушится производство. В период с 1990 г. по 2005 г. из оборота выведено более 40 млн/га пахотных земель, или почти треть от общего их количества. Разве это должно тревожить общество?

При определенной поддержке государства в сельском хозяйстве удалось приостановить обвальный спад производства и обеспечить некоторый его рост. В 1999 г. он составил 4,1 %, а последующие 2 года — около 7 %. Однако, начиная с 2002 г., величина этого показателя не превышала 1,5.. .2 %.

Вполне понятно, что выход из такого сложного положения можно обеспечить только путем реализации крупномасштабных и комплексных мероприятий, направленных на стабилизацию и развитие АПК. В агропродовольственной политике Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг. предусмотрены все возможные рычаги подъема экономики отрасли. В частности, серьезные изменения претерпела бюджетная политика. На федеральном уровне были упразднены неэффективные меры и одновременно существенно увеличены субсидии на элитное семеноводство и племенное дело. Активизировалась реализация федеральных целевых программ «Повышение плодородия почв России» и «Социальное развитие

села до 2010 г.». Весьма положительно отразилось на развитии аграрной экономики субсидирование из федерального бюджета части процентных ставок по кредитам привлекаемыми товаропроизводителями АПК в российских кредитных организациях. Так, если в 2001 г. на сезонные нужды селяне получили 18,4 млрд руб. субсидированных краткосрочных кредитов, то в 2005 г. — 46,1 млрд руб. Кроме того, в 2002-2005 гг сумма инвестиционных кредитов сроком на 3...8 лет составила 58 млрд руб.

Большим шагом впфед стала реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей на общую сумму свыше 42 млрд руб., право на которую получили более 18 тыс. предприятий и организаций АПК.

Немало сделано для восстановления технического потенциала российского села и через систему «Росагролизинг».

Однако все перечисленные меры не обеспечили желаемого прорыва на агропродовольственном рынке. Более того, на некоторых направлениях негативные тенденции в последние годы стали даже нарастать. В частности, не удалось приостановить спад поголовья дойного стада, большое беспокойство вызывает и существенное снижение производительности тру-давограсли. Усугубляетситуацию и нарастающий импорт продовольствия. Например, в 2005 г. закупки за рубежом мяса свежего и мороженного возросли, по сравнению с 2004 г, на 30 %, мяса птицы — на 19 %. По существу, Россия стала одним из крупнейших импортеров мяса и мясной продукции, а отечественное животноводство в целом раде регионов деградирует. И как не парадоксально, но в целом импорт продуктов питания в нашу страну уже превысил отметку, которая считается критической для продовольственной безопасности.

В этих непростых условиях со стороны государства нужны кардинальные меры по исправлению ситуации в АПК, улучшению обеспечения населения продуктами питания и укреплению продовольственной безопасности страны.

В 2003-2005 гг. рассматривались различные варианты действий по развитию сельского хозяйства. По результатам острых дискуссий, апогеем которых стало заседание Госсовета России в сентябре 2005 г, Президент страны принял принципиальное решение о включении программы развития АПК в число приоритетных национальных проектов.

На реализацию направления «Ускоренное развитие животноводства» этой программы в 2006 г. выделено 3,45 млрд руб. бюджетных ассигнований. За счет этого планируется привлечь на техническое перевооружение отрасли около 40 млрд руб. коммерческих кредитов.

Россельхозбанк определен одной из ведущих кредитных организаций, обеспечивающих финансовую поддержку строительства и реконструкции животноводческих комплексов. На эти цели в 2006 г. планировалось выделить 12,9 млрд руб. По предварительным данным эти контрольные цифры значитель-

но перекрыты. На сегодняшний день сумма заключенных договоров превысила 3 млрд руб.

Главным инструментом реализации направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» определено удешевление кредитных ресурсов для личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), а также создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На эти цели федеральным бюджетом в 2006 г. выделено 2,9 млрд руб., в 2007 г. — 3,67 млрд руб., что позволит ежегодно выдавать ЛПХ и КФХ кредиты на сумму 20 млрд руб. За 2006 г Россельхозбанк предоставил этой категории заемщиков примерно 24 млрд руб.

Кроме того, приоритетным национальным проектом предусмотрены меры по развитою сельскохозяйственной потребительской кооперации. Необходимо создать сотни перерабатывающих, снабженческих и сбытовых кооперативов, одной из задач которых будет продвижение продукции селян на рынок. Следовательно, товарные ресурсы того же мяса, молока, овощей и картофеля с развитием рыночной инфраструктуры, будут увеличиваться.

О бщий объем финансирования приоритетного национального проекта (имеется в виду субсидирование процентной ставки) на 2006-2007 гг. определен в размере 34,9 млрд руб. Таким образом, для кредитных организаций страны открывается довольно широкое поле деятельности. А главное — механизм привлечения инвестиций в сельское хозяйство начинает работать целенаправленно и довольно эффективно.

Никто не ожвдает, что в АПК сразу пойдут большие финансовые потоки. Нотецденция постоянного роста инвестиций уже наблюдается и приоритетный национальный проект «Развитие АПК» позволит привлечь в злу сферу в течение 2 ближайших лег порядка 200...250 млрд руб. средств банков. Россельхозбанк, исходя из своих возможностей, планирует в 2006 г довести вложения в его реализацию до 65 млрд. руб.

Для обеспечения более широкой доступности кредитных ресурсов, банк значительно упростил правила их предоставления для всех категорий заемщиков и особенно для владельцев ЛПХ. В частности, принято принципиальное решение выдавать ссуды по всем программам проекта со ставкой не выше 14 %. Сняты некоторые ограничения для субъектов малого предпринимательства

Первые шаги по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» убеждают в том, что вектор действий на ближайшие 2 года выбран правильно. Включив в работу рыночные механизмы и тем самым, повысив эффективность кредитно-финансовой системы, можно значительно увеличить вложения в сельское хозяйство, существенно подаять его потенциал и конкурентоспособность.

Принятые меры позволят стабилизировать ситуацию в отрасли и создать надежную базу для дальнейшего движения вперед. В ближайшей перспективепредстоитрешать вопросы кардинального повышения технологического уровня, обеспечивающего высокоэффективное ведение производства с учетом современных требований и на этой основе рост его конкурентоспособности. Важно будет ускоренными темпами провести социальное обустройство российского села.

Хорошо известно, какие огромные усилия прилагал и прилагает Минсельхоз России, органы управления субъектов Фе-

дерации для того, чтобы увеличить объемы инвестиций в сельское хозяйство.

Закономерно и логично, что сегодня взят курс на децентрализацию инвестиционной деятельности и расширение долгосрочного кредитования. Очень важно также обеспечить высокую отдачу капиталовложений. Эти требования кардинально повышают роль кредитно-финансовых институтов, выдвигают их на одну из ведущих позиций в формировании экономических условий развития аграрной сферы.

За период реформирования АПК система его кредитования не раз претерпевала серьезные трансформации. С 2001 г бюджетные средства выделяются только на субсидирование процентной ставки по кредитам, причем лишь в том случае, когда ссуда возвращается в установленный срок. Жизнь показала эффективность такого подхода, хотя часть предприятий по-прежнему остается вне сферы таких отношений.

Введение принципиально новой системы финансовой поддержки сельских товаропроизводителей потребовало создания соответствующего кредитного учреждения, которым стал Россельхозбанк. Перед ним была поставлена задача, сформировать национальную финансово-кредитную систему обслуживания в сфере агропромышленного производства.

За прошедшие 6 лет Россельхозбанк уверенно заявил осебе, довольно эффективно работает и достаточно динамично развивается. Его уставный капитал составляет около 20 млрд руб. За период деятельности банк выдал около 217 тыс. кредитов на сумму свыше 265 млрд руб.

Ежегодно растет доверие к Россельхозбанку со стороны клиентов — организаций АПК, представителей малого и среднего аграрного бизнеса, сельского населения. И это вполне закономерно. Тактика и стратегия его работы полностью ориентированы на запросы тружеников АПК. Во главу угла деятельности банка поставлена эффективность кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса и смежных отраслей, малого агробизнеса.

Россельхозбанк представлен в 75 субъектах Федерации 70 филиалами и дочерним банком в Челябинске. Кроме того, 680 дополнительных офисов расположены в районных центрах. В 2005 г их число увеличилось на 126, а в 2006 г открыто еще около 360. В перспективе зона деятельности филиалов банка должна распространиться через дополнительные офисы на все сельские административные районы тех регионов, где они работают. Сейчас этот показатель составляет около 20 %, хотя в отдельных субъектах Федерации он значительно выше. Уже немало территорий, где дополнительные офисы банка действуют в половине или во всех административных районах.

К концу 2006 г Россельхозбанк обслуживает примерно 400 тыс. клиентов, которые открыли более430тыс. счетов. Основные клиенты банка — предприятия и организации АПК, получающие ссуды в приоритетном порядке. Их доля в отраслевой структуре кредитных вложений составляет не менее 75 %. Типичных заемщик Россельхозбанка — это товаропроизводитель с задолженностью менее 5 млн руб., то есть представитель малого и среднего аграрного бизнеса.

Перспектива развития Россельхозбанка обусловлена конкретными стратегическими задачами по подъему агропро-довольственного комплекса страны, причем связанными не только с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.