Научная статья на тему 'Российский аграрный сектор в условиях свертывания экономической реформы 1965 г'

Российский аграрный сектор в условиях свертывания экономической реформы 1965 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRICULTURAL SECTOR / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / ECONOMIC CALCULATION / KOLKHOZ / ХОЗРАСЧЕТ / КОЛХОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коняшин А. В.

В статье исследуется поворотный момент в эволюции советского сельского хозяйства, связанный со свертыванием экономи-ческой реформы 1965 г. и сменой приоритетов аграрного развития на преимущественное укрепление материально-технической базы с изменением экономических условий хозяйствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AGRICULTURAL SECTOR IN TERMS OF ECONOMIC REFORM WITHHOLDING IN 1965

This article examines a turning point in the evolution of Soviet agriculture, associated with the liquidation of the economic reforms of 1965 and the change in the priorities of the agricultural development with changes in economic conditions of economic advantage to strengthen material-technical base.

Текст научной работы на тему «Российский аграрный сектор в условиях свертывания экономической реформы 1965 г»

1964 гг. в Краснодарском крае в 1,6 раза, с 138748 человек до 218130 человек, возросло число лиц, получавших натуральные и денежные выплаты из фонда помощи и пенсионного обеспечения [5].

Хотя в развитии сельского хозяйства Краснодарского края сохранялся ряд недостатков, повышение заготовительных и закупочных цен, расширение хозяйственной самостоятельности, поддержка ЛПХ, введение авансирования труда колхозников и другие меры не замедлили сказаться на росте трудовой активности крестьян, увеличении валового сбора сельхозпродукции, на доходах колхозов и колхозников.

По итогам 1958 г. валовой сбор основных сельскохозяйственных продуктов в колхозах Кубани вырос по сравнению с показателями 1952 г.: зерновых - в 2,5 раза, овощей и бахчевых - в 2 раза, мяса - в 1,4 раза, молока - в 2,8 раза. Рост производства сельхозпродукции и высокие закупочные и заготовительные цены заметно отразились на уровне доходов колхозов, которые увеличились в 1952-1958 гг. в колхозах Краснодарского края с 116 млн. руб. до 486 млн. руб., или в 4 раза. В Краснодарском крае также заметно выросла доля колхозов-миллионеров, получающих годовой доход от 2 до 5 млн. руб.: с 34,6% в 1952 г. до 91% в 1958 г. [6].

Рост денежных доходов, расширение кредитования, упорядочение финансовых отношений с государством и заготовительными организациями позволили колхозам увеличить денежные отчисления в фонды оплаты труда. В колхозах Кубани доля средств, распределяемых на оплату труда, в общих расходах хозяйств увеличилась в 1952-1958 гг. в 5,5 раза (с 28,3% до 37,8%) [6]. В результате заметно выросла стоимость трудодня и годовой заработок колхозника. Так, если в 1952 г. в Краснодарском крае трудоспособный колхозник в среднем получал по выработанным трудодням 628,1 руб., то к началу 1959 г. данный показатель вырос в 4 и 4,7 раза. Кроме того, к началу 1959 г. в среднем по выработанным трудодням колхозник получал в 3 раза больше картофеля, в 2 раза овощей и бахчевых, в небольших объемах стало выдаваться молоко.

Средний годовой доход трудоспособного колхозника в хозяйствах, распределявших доход по трудодням, в период 19581964 гг. существенно вырос. Мероприятия нового аграрного курса, направленные на развитие экономики общественных хозяйств и рост доходности колхозного производства способствовали появлению в Краснодарском крае экономически крепких хозяйств, где складывались объективные возможности для обеспечения крестьян в достаточном объеме деньгами и продуктами, а также необходимыми социально-бытовыми условиями. Например, в передовом колхозе имени Кирова Коренов-ского района Краснодарского края состояние экономики общественного хозяйства позволило крестьянам в течение 1958 г. добровольно уменьшить площадь ЛПХ до 25 соток, продать коров колхозу и получать молоко по низким ценам из общест-

венного хозяйства [7]. В данном хозяйстве, как и многих других (колхоз «Маяк революции» Курганинского района, «Ленинский путь» Тихорецкого района, имени Калинина Гулькевичского района Краснодарского края), наряду с высокой оплатой труда на средства сельхозартелей возводились для колхозников жилые дома, детские сады и ясли, больничные учреждения, культурно-бытовые постройки [8].

Поступательное развитие сельского хозяйства Кубани, увеличение доходов колхозов, достигнутые в достаточно короткий исторический срок, вселяли определенный оптимизм и в органы местной власти [9]. Так, реорганизация МТС и передача техники колхозам в Краснодарском крае, первоначально рассчитанная не менее чем на 5 лет, была проведена в течение года. Уже к концу 1958 г. все колхозы Кубани выкупили технику у МТС общей стоимостью 510 млн. рублей. При этом в январе 1959 г. хозяйствами в Краснодарском крае было выплачено за технику 66% от ее полной стоимости [10]. Несмотря на столь масштабное мероприятие, повлекшее значительные финансовые затраты колхозов, партийные организации края в 1958-1959 гг. сочли возможным поставить перед колхозами задачу перехода на денежную оплату труда колхозников. В результате доля колхозов, применявших денежную оплату труда, неуклонно возрастала, составив в 1964 в Краснодарском крае 75%. Введение денежной оплаты труда, несомненно, способствовало повышению благосостояния колхозников. Это обусловливалось достаточно высокой стоимостью человеко-дня и, как следствие, ростом среднего годового денежного дохода трудоспособного колхозника, работающего в таком хозяйстве.

Таким образом, уровень благосостояния сельского населения Кубани в рассматриваемый период существенно вырос. Новые подходы в ведении сельского хозяйства, организации социальной сферы села, рост капиталовложений в аграрную отрасль края позволили существенно поднять уровень жизни колхозного крестьянства Кубани, и, хотя многие проблемы в данной области оставались не решенными, социально-бытовое положение кубанских крестьян в данный период существенно улучшилось.

Литература

1. ЦДНИРО. - Ф. 9. - Оп. 1. - Д. 2001.

2. ЦДНИКК. - Ф. 1774-А. - Оп. 4а. - Д. 1.

3. ГАКК. - Ф. Р-1246. - Оп. 5. - Д. 8.

4. ЦДНИКК. - Ф. 1774. - Оп. 5. - Д. 71.

5. ГАКК. - Ф.Р-1246. - Оп. 5. - Д. 428; Оп. 7. - Д. 595.

6. ГАКК. - Ф.Р-1246. - Оп. 4. - Д. 63; Оп. 5. - Д. 428.

7. ГАКК. - Ф.Р-1246. - Оп. 4. - Д. 63, 191; Оп.5. - Д. 8, 428; Оп. 7. - Д. 595.

8. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. Середина 40-х - начало 60-х годов. - М., 1992.

9. ЦДНИКК. - Ф. 1774-А. - Оп. 8. - Д. 6.

10. ЦДНИКК. - Ф. 1774-А. - Оп. 6. - Д. 10.

УДК 94 ББК 63.3(2)

РОССИЙСКИЙ АГРАРНЫЙ СЕКТОР В УСЛОВИЯХ СВЕРТЫВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

1965 Г.

А.В. Коняшин, Институт технологии туризма, (495) 496-35-44

В статье исследуется поворотный момент в эволюции советского сельского хозяйства, связанный со свертыванием экономической реформы 1965 г. и сменой приоритетов аграрного развития на преимущественное укрепление материально-технической базы с изменением экономических условий хозяйствования.

Ключевые слова: аграрный сектор, агропромышленный комплекс, хозрасчет, колхоз.

RUSSIAN AGRICULTURAL SECTOR IN TERMS OF ECONOMIC REFORM WITHHOLDING IN 1965

Konyashin A.V.

This article examines a turning point in the evolution of Soviet agriculture, associated with the liquidation of the economic reforms of 1965 and the change in the priorities of the agricultural development with changes in economic conditions of economic advantage to strengthen material-technical base.

Keywords: the agricultural sector, agriculture, economic calculation, kolkhoz.

Обращаясь к ситуации, сложившейся в российской дерев- руководству» КПСС предстояло конкретизировать, уточнить не в середине 1960-х годов, следует подчеркнуть, что основные направления аграрной реформы, перевести ранее на-она в решающей степени определялась общим измене- меченные частные направления курса на интенсификацию в нием внутриполитической ситуации в стране, связанным со плоскость практического решения. Наряду с этим следовало

сменой лидера. В данной связи обновленному «коллективному преодолеть очевидные ошибки и издержки прежней аграрной

политики.

После мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС государством предусматривался ряд шагов, направленных на либерализацию руководства аграрным сектором экономики. Однако воплотить их в полной мере не удалось.

Переломным в развитии российской деревни стал рубеж 6070-х гг. С одной стороны, в годы восьмой пятилетки произошли позитивные перемены. Они справедливо связывались как с улучшением условий хозяйствования и материального стимулирования, так и с укреплением материально-технической базы. Однако одновременно выявились некоторые тенденции в аграрной политике, которые свидетельствовали о заметном отходе от решений мартовского пленума 1965 г. В частности, эти тенденции нашли отражение в материалах июльского пленума ЦК КПСС 1970 г. и XXIV съезда КПСС.

Постановка вопроса об очередных задачах в области сельского хозяйства, разработка нового пятилетнего плана требовали анализа опыта аграрных преобразований второй половины 60-х гг. Однако на июльском пленуме 1970 г. этот вопрос так и не был поставлен [1]. В свою очередь, на XXIV съезде КПСС даже в выступлении министра сельского хозяйства СССР В.В. Мацкевича было лишь бегло упомянуто о хозрасчетных принципах в сельском хозяйстве [2].

В целом «набор» основных направлений аграрной политики внешне остался прежним. Но если на мартовском пленуме 1965 г. особое внимание уделялось вопросам изменения экономических условий хзяйствования, то в начале 70-х гг. приоритет - явный, очевидный - отдавался укреплению материально-технической базы сельского хозяйства [3].

В 1970-1975 гг. было принято не менее 50-ти постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященных проблемам укрепления материально-технической базы сельского хозяйства и отраслей АПК.

С чем была связана постановка вопроса о придании приор-тетного характера развитию материально-технической базы сельского хозяйства? С одной стороны, безусловно, с уровнем технической оснащенности сельского хозяйства, который не соответствовал современным потребностям развития данной отрасли. Однако в неменьшей степени она определялась стремлением упрочить регулирующее, «командное» значение государства. В частности, это весьма заметно проявилось в политике по отношению к совхозам.

Государство уже с начала 1970-х гг. стало проводить жесткую конфискационную политику в отношении сельскохозяйственных производителей, ликвидировало их только наметившуюся экономическую самостоятельность. В этом отношении показательна ситуация с полным хозяйственным расчетом в совхозах, введенным в 1967 г. и фактически прекращенным в 1975 г.

В хозяйственной практике начиная с 1970 г. центральные органы управления аграрным сектором стали игнорировать ряд важных положений постановления 1967 г. «О переводе совхозов и других государственных предприятий на полный хозяйственный расчет». Совхозы в 1971 г. были лишены возможности самостоятельно распоряжаться фондами экономического стимулирования. Для них стали утверждать наверху строго лимитированные общие объемы капитальных вложений, на финансирование которых централизованно направлялись средства названных фондов. Хозяйствам запрещалось осуществлять сверхплановые мероприятия по расширению производства, несмотря на наличие собственных средств и местных ресурсов. Госбанк СССР прекратил выдачу ссуд на сверхплановое строительство предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции или реконструкцию ферм даже при условии быстрой окупаемости.

Введенный с 1971 г. Госпланом СССР порядок планирования капитальных вложений, при котором централизованно утверждались объемы капитальных затрат, осуществляемых за счет фондов экономического стимулирования и кредитов Госбанка СССР, по существу исключил полный хозрасчет в совхозном производстве [4].

В соответствии с постановлением 1967 г. совхозы, переведенные на полный хозяйственный расчет, в промышленно-финансовых планах сами определяли свою прибыль, которая утверждалась Министерством совхозов СССР. Однако при рассмотрении таких планов Госплан СССР с первой половины 1970-х гг. стал ежегодно необоснованно увеличивать объем ожидаемой прибыли по хозрасчетным совхозам. Установленные таким образом директивные указания не выполнялись, что значительно ухудшало финансово-экономическое положение хозяйств. Хотя совхозы, переведенные на полный хозрасчет, имели право самостоятельно определять, куда направить свою прибыль, финансовые органы зачастую совершенно не считались с этим.

Таким образом, шаг за шагом, постепенно государство отходило от провозглашенного на мартовском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС курса реформ, от идеи либерализации управления хозяйственной жизнью сельскохозяйственных предприятий, усиливало административные методы руководства их экономикой. Аналогичные тенденции наблюдались в социальной и других сферах жизни трудовых коллективов хозяйств [5]. Большинство государственных

сельскохозяйственных предприятий испытывало острую нехватку жилья, детских дошкольных учреждений, столовых, клубов и других культурно-бытовых объектов. Между тем в этой ситуации основная ставка была сделана на ликвидацию «неперспективных» деревень. Так, в записке Новгородского обкома КПСС «О неотложных мерах дальнейшего развития сельского хозяйства Новгородской области» (январь 1970 г.) отмечалось, что в области имеется свыше 1600 сельских населенных пунктов, насчитывающих менее 10 дворов, что сильно затрудняет целесообразное использование трудовых ресурсов. В этой связи в документе содержалась просьба о выделении льготных долгосрочных кредитов и стройматериалов колхозникам и рабочим совхозов для переселения в крупные благоустроенные деревни и села [6].

Логическим итогом наметившегося поворота стало постановление 1974 г., которое предусматривало проведение в 1976-1980 гг. весьма масштабной программы социально-культурного, жилищного и бытового строительства, дальнейшую электрификацию села, строительство автомобильных дорог и телефонных станций, расширение сети СПТУ в российском Нечерноземье. Объемы социального строительства, намеченные постановлением, превышали соответствующие показатели предшествующих пятилетних планов. Одновременно общую социальную направленность постановления 1974 г. определила идея сселения «неперспективных деревень», по сути ставшего ключевым элементом аграрной политики в РСФСР.

Литература

1. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. - Т. 3. -М., 1972.

2. Материалы XXIV съезда КПСС. Стеногр. отчет. - Т. 1. -М., 1972.

3. КПСС в резолюциях и решениях... - Т. 11.

4. Народное хозяйство СССР в 1975 г. - М., 1986.

5. Зинченко Т.П. Социальное обновление села и возрождение крестьянских ценностей // АПК: экономика, управление. - 1989. - № 3.

6. РГАНИ. Ф.5. - Оп. 62. - Д. 257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.