Научная статья на тему 'Российские ВКС как фактор борьбы с терроризмом в контексте политики сдерживания'

Российские ВКС как фактор борьбы с терроризмом в контексте политики сдерживания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ВКС РФ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / INTERNATIONAL TERRORISM / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CONFLICT OF INTERESTS / УГРОЗЫ / THREATS / ДОКТРИНА / DOCTRINE / НАТО / NATO / ИГИЛ / ISIS / DETERRENCE POLICY / RUSSIAN AEROSPACE FORCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Копрева Лариса Геннадиевна, Немченко Сергей Анатольевич

В данной статье рассматривается такое явление, как политика «сдерживания», которую уже можно смело причислить к политологической категории, охватывающей целый пласт социально-экономических и военно-политических мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения безопасности и суверенитета государства. Весьма значительную роль в этом играют российские ВКС, как реально действующий фактор борьбы с международным терроризмом, результат которой последний явственно ощутил на себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские ВКС как фактор борьбы с терроризмом в контексте политики сдерживания»

POLITICAL SCIENCES

Russian Aerospace Forces as a factor of antiterrorist fight in the context

of deterrence policy Kopreva L.1, Nemchenko S.2 (Russian Federation) Российские ВКС как фактор борьбы с терроризмом в контексте политики сдерживания Копрева Л. Г.1, Немченко С. А.2 (Российская Федерация)

'Копрева Лариса Геннадиевна /Kopreva Larisa - кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков;

2Немченко Сергей Анатольевич /Nemchenko Sergey - курсант, Краснодарское высшее военное авиационное училище, г. Краснодар

Аннотация: в данной статье рассматривается такое явление, как политика «сдерживания», которую уже можно смело причислить к политологической категории, охватывающей целый пласт социально-экономических и военно-политических мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения безопасности и суверенитета государства. Весьма значительную роль в этом играют российские ВКС, как реально действующий фактор борьбы с международным терроризмом, результат которой последний явственно ощутил на себе.

Abstract: this article deals with such phenomenon as policy of "deterrence " which can already be ranked as the politological category covering the whole layer of the social-economic and military-political actions carried out for the purpose of safety and sovereignty of the state. Russian Aerospace Forces plays a significant role as really operating factor offight against the international terrorism and the result of work the latter has clearly felt on itself.

Ключевые слова: политика сдерживания, безопасность, ВКС РФ, международный терроризм, конфликт интересов, угрозы, доктрина, НАТО, ИГИЛ.

Keywords: deterrence policy, security, Russian Aerospace Forces, international terrorism, conflict of interests, threats, doctrine, NATO, ISIS.

О принципах сдерживания нам поведал ещё китайский военный теоретик Сунь Цзы в своем знаменитом трактате «Искусство войны» в V веке до н.э. Цитата из его работы гласит, что: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него» [1].

Созвучен данным положениям и древнеримский постулат «Si vis pacem, para bellum» - хочешь мира готовься к войне, а также ставшее крылатым уже в Новое время выражение - «война - последний довод королей».

Стратегическое сдерживание для России всегда являлось важнейшим императивом обеспечения ее суверенитета и безопасности. В начале ХХ века русский философ Н.А. Бердяев, определяя специфику эволюции российской государственности в книге «Судьба России», выделил в качестве ее наиболее характерного признака «сторожевое и оборонительное положение» [2]. В истории России никогда не было ни «Дранх нах Остен», ни «освоения дикого Запада с поголовным истреблением коренного населения». Напротив, именно России человеческая цивилизация обязана своим существованием в том виде, в каком она в настоящее время пребывает.

Как для стратегического сдерживания потенциального агрессора, так и для обеспечения суверенного развития России, необходимым условием является ее оборонительный потенциал, что и констатировано в Военной доктрине, утвержденной Президентом России 26 декабря 2014 года.

С учетом имеющегося у России мощного ядерного потенциала данного рода угрозы, на наш взгляд, носят гипотетический характер. Возможность адекватного ответа на любого рода агрессию не способствует принятию решения руководством какого-либо государства или военно-политического альянса об открытом использовании военной силы против России.

Неявная угроза втягивания России в войну очевидна. Об этом свидетельствует, с одной стороны, нарастание военной напряженности в мире, вызванное деятельностью США и их союзников, особенно вблизи границ Российской Федерации, а, с другой, - рост агрессивности и непредсказуемости их элит.

Как нам известно, из новейшей истории серия поражений, понесенных США и их союзниками в начале второго десятилетия XXI века, в значительной мере подорвала их авторитет и политическую значимость. Вину за эти поражения руководство этих стран возлагает на Россию. Поскольку к

114

открытому вооруженному конфликту они не готовы, ставка делается на изматывание и максимальное ее ослабление. Именно с этой целью нашими «партнерами» искусственно сформирован комплекс внешних военных опасностей, среди которых особое место занимают:

1) приближение военной инфраструктуры НАТО к территории России, наращивание наступательного потенциала Североатлантического альянса особенно в Прибалтике и Черноморском регионе, втягивание в процессы противостояния России не только Грузии, Молдовы и Украины, но и ранее нейтральных стран Швеции и Финляндии;

2) создание и развертывание американской системы ПРО в Европе и в других регионах, сопредельных России, в частности в Грузии, под надуманным предлогам отражения ракетных ударов со стороны КНДР и Ирана;

3) установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, политика которых угрожает интересам Российской Федерации, как это произошло в Грузии в 2003 году и на Украине - в феврале 2014 года.

Одной из существующих и набирающей год от года силу угроз стал терроризм. Своё самое страшное лицо он обрел в виде так называемого исламского государства (ИГИЛ).

Расширение этого террористического образования представляет серьёзную угрозу, как для соседних стран, прямо примыкающих к захваченным им территориям, так и более далёким. Волонтёры из многих из них тысячами присоединялись к ДАИШ, собирая в свои ряды экстремистов, бандитов всех мастей и другой агрессивный элемент со всего мира. Перспектива повторения преступлений и зверств, совершённых ИГИЛ на захваченных землях, не могла не вызывать озабоченности у российского руководства.

Решение развернуть военно-космические силы в Сирии было принято после обращения президента Башара Асада. Оно начало давать ощутимый результат почти сразу после начала. Нужный эффект, в том числе и психологический, размещенная на военном аэродроме Хмеймим в Сирии российская боевая авиация начала оказывать еще до начала первых боевых вылетов.

Снимки с военных спутников, представленные американскими СМИ, наглядно дали понять даже далекому от военной техники и политики человеку, что боевые самолеты прибыли не на выставку. Первые же боевые вылеты и уничтоженные укрепления боевиков, а затем и продвижение сирийской армии вперед, не на шутку взволновали военные и разведывательные ведомства зарубежных стран.

Дальнейшие события показали, что за неполный месяц российской авиации удалось не просто отбросить противника, но и переломить ситуацию, позволив сирийской армии перейти в наступление. Аналитики и военные эксперты относительно «сотрудничества» с зарубежными государствами испытывают сдержанный оптимизм. Но не потому, что авиация стран НАТО не умеет сбрасывать бомбы или испытывает недостаток в боевых самолетах, а ввиду низкой эффективности и откровенной избирательности в бомбардировках, которая больше напоминает осознанную поддержку противника.

Специалисты отмечают, что за низкой эффективностью авиаударов стран НАТО по боевикам ИГИЛ стоят не проблемы с материально-техническим снабжением, а отсутствие прямого приказа по уничтожению противника. Вот что по этому поводу поясняет военный эксперт Александр Перенджиев в интервью «Звезде». «Западная коалиция попросту не имеет реальной цели уничтожать ИГИЛ, давайте говорить прямо» [3].

По словам Перенджиева, поведение стран Запада сводится к тому, чтобы на данном этапе пытаться контролировать действия России и процесс уничтожения боевиков. Суть такого контроля, по словам эксперта в том, чтобы предотвратить полное уничтожение боевиков ИГИЛ и вовремя снабдить последних информацией о готовящихся или планируемых операциях или оказывать другую, посильную помощь [3].

Не надо быть специалистом, чтобы понять, что высокая эффективность боевой работы нескольких стран может быть достигнута лишь при полном сотрудничестве каждой из сторон и общем желании уничтожить противника.

Перед возможным альянсом западных государств и Россией, встанет решение нескольких ключевых вопросов, среди которых и вопрос взаимодействия авиации всех стран и создания объединенного центра по контролю за воздушной обстановкой, а также реализовать коллективный доступ к разведданным и контроль за средствами наблюдения и воздушной разведки. Огромное количество задействованных в этом конфликте лиц может привести к непредсказуемым последствиям. Есть еще и коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией. Мы являлись свидетелями довольно интересной ситуации, при которой никто из участников и западной, и арабской коалиции всерьез не намеревался бороться с ИГИЛ.

Риторика может поменяться, но западные страны, в частности США, Турция и другие, больше склонны к соблюдению собственных интересов в регионе и наблюдением за развитием ситуации. В общую картину не столько помощи, сколько всестороннего вреда, со стороны зарубежных государств,

115

вписывается и сбитый российский штурмовик Су-24М, инцидент с которым наглядно показал, как сильно российская авиация смогла наступить на горло нелегальному бизнесу террористов.

Как сообщили американские высокопоставленные чиновники и военные эксперты агентству Рейтер, операция ВКС России в Сирии против запрещённой на территории РФ группировки «Исламское государство» с её начала и до настоящего момента остаётся успешной. Российские ВКС с 30 сентября по 1 мая совершили 10 тыс. боевых вылетов, в ходе которых были нанесены удары по 24 тыс. объектам боевиков. Были задействованы стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Использовались ракеты типа «Калибр» с надводных и подводных носителей из акватории Каспийского и Средиземного морей.

Средствами объективного контроля было установлено, что террористические группировки за прошедшие три месяца недосчитались как минимум 221 амира, эмиров и высокопоставленных полевых командиров. Как правило, на одного ликвидированного полевого командира приходится 3035 уничтоженных боевиков. Таким образом, за прошедшие три месяца исламисты потеряли около 9 тыс. бойцов.

Российские войска в ноябре 2015 года впервые применили крылатые ракеты Х-101, которые повергли в шок натовских военных. Еще бы - эта стратегическая крылатая ракета «воздух-поверхность» с использованием технологии снижения радиолокационной заметности поражает на расстоянии 5500 километров с точностью попадания до пяти метров. Пуски были произведены стратегическими бомбардировщиками Ту-160, находясь вне воздушного пространства Сирии.

«Животворящие» бомбардировки российских ВКС породили волну пацифизма в рядах боевиков. Почти каждая неделя сопровождалась сообщениями о массовой сдаче исламистов. Работа нашей авиагруппы способствует объединению усилий, как правительственных войск, так и Сирийской свободной армии, - заявил президент России Владимир Путин. - Сейчас несколько ее частей общей численностью свыше пяти тысяч человек, так же как и регулярные войска, ведут наступательные действия против террористов. И в таком тандеме, если он будет укрепляться и развиваться, потеснить джихадистов ИГИЛ в Сирии будет вполне по силам, с учетом российского оружия, которое способно подготовить почву для полномасштабного наступления на такого сильного и опасного противника.

В целом вступление российских вооруженных сил в сирийский конфликт не только спасло официальный Дамаск от неизбежного поражения, но и подарило обычным сирийцам веру в светлое будущее. Сегодня эти люди рассыпаются в благодарностях и делятся своими мыслями о послевоенном мироустройстве.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что на протяжении практически полувекового периода человечество существовало без каких-либо серьезных глобальных потрясений, что во многом является следствием политики сдерживания, проводимой Советским Союзом. В конечном итоге наша страна дорого заплатила за стратегический паритет с США, обеспечивавшим их сдерживание не только в отношении СССР, но и других стран мирового сообщества. Тенденции последних десятилетий в контексте расширения НАТО вынуждают Российскую Федерацию снова взять на себя роль далеко не пассивного наблюдателя, а разумного центра силы, способствующей здоровому балансу влияний в мире.

Литература

1. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. М-Л.: Перевод и исследование, 1950. 375 с.

2. БердяевН. А. Судьба России. М.: Философское общество СССР, 1990. 240 с.

3. Перенждиев А. [Электронный ресурс]: Ящик Пандоры. URL: http://pandoraopen.ru/2015-12-

28/siriya-igü-poslednie-novosti-28-dekabiya-2015/ (дата обращения: 27.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.