Научная статья на тему 'Российские ученые в немецком университете: академическая карьера'

Российские ученые в немецком университете: академическая карьера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / НЕМЕЦКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / КАРЬЕРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ / ACADEMIC CAREER / ACADEMIC PROFESSION / GERMAN ACADEMIC STRUCTURE / CAREER AND PROFESSIONAL PROSPECTS / RUSSIAN SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жарий Ирина Александровна

Статья анализирует карьерные и профессиональные перспективы российских ученых в немецком университете. Рассматриваются факторы, определяющие карьерные шансы в современном университете; дается краткое описание карьерной структуры и карьерных рисков немецкого университета. Особое внимание уделено барьерам, препятствующим карьерному продвижению российских ученых на пути к вершине академической иерархии должности профессора. Исследование опирается на анализ классической и современной научной литературы, официальные документы, а также на качественное исследование, проведенное в Университете Билефельда (Германия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian scientists at German University: academic career

The article analyses career and professional prospects of Russian scientists at German university. It investigates the factors influencing career chances in the contemporary university, gives a brief description of career structure and career risks in the German academe. Special attention is paid to the barriers inhibiting career promotion of Russian scientists on the way to the top of the academic hierarchy (professorship). The study draws upon the analysis of classical and contemporary scientific literature, official documents, and qualitative research conducted in Bielefeld University (Germany).

Текст научной работы на тему «Российские ученые в немецком университете: академическая карьера»

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.4 И. А. Жарий

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ В НЕМЕЦКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА1

В силу глобализационных тенденций в науке, ее интернационализации проблема карьерных и профессиональных перспектив за рубежом приобретает все большее значение и актуальность. Это относится и к российским ученым, приезжающим в Германию в стремлении к академическому карьерному и профессиональному росту. В данной статье представлена попытка исследовать и проанализировать карьерные и профессиональные возможности, предлагаемые российским ученым в немецкой академической среде, а также определить основные препятствия на их пути к вершине немецкой академической карьерной структуры (должности профессора).

Под академическим карьерным ростом мы подразумеваем прежде всего восходящую мобильность, продвижение по академической карьерной лестнице. Профессиональный рост в свою очередь предполагает приобретение новых знаний и навыков, повышение профессиональной квалификации; иными словами, это рост индивида как профессионала.

Современная карьера

Проблема «карьеры», ее эволюция в исторической перспективе и факторы ее развития подробно изучены в социологической литературе [1-3]. Необходимо отметить, что академическая карьера имеет определенную специфику, обусловливающую особенности и детерминанты ее развития. Заметим также, что академическая карьера, как любая другая, протекает в конкретных исторических условиях и, соответственно, имеет некоторые черты развития, сближающие ее с карьерой в других областях.

С изменением самой природы карьеры изменились и модели ее развития. Традиционно она представляла собой восходящую мобильность внутри одной организации

1 Эмпирический материал, послуживший основой для написания данной статьи, был собран в ходе 13 глубинных, полуструктурированных интервью (три из которых представляли собой экспертные интервью), проведенных в 2009 году. Выборка респондентов включала как российских, так и немецких ученых, работающих в Университете Билефельда, имеющих разные ученые степени и занимающих разные должности. Более подробное изложение результатов данного исследования представлено в магистерской диссертации “Russian Scientists at a German University: career and professional prospects (the case of Bielefeld University)”. Bielefeld/St. Petersburg: ZDES. WP 2010-2.

© И. А. Жарий, 2011

на протяжении жизненного цикла. Современная карьера, напротив, отличается высоким уровнем подвижности и неустойчивости: горизонтальная, межорганизационная мобильность стала общепринятой практикой; значительно возросла частота случаев потери работы, временных пауз в карьере или карьерного краха. В силу изменившейся сущности современной карьеры появились новые подходы к ее изучению; было введено понятие «безграничной карьеры» (boundaryless career) [4].

Суть данного явления состоит в том, что современная карьера представляет собой последовательность индивидуального опыта работы, который в большинстве случаев не ограничен рамками одной организации, а иногда и рамками одной профессии. Современные авторы выделяют следующие факторы, определяющие карьерные шансы сегодня: 1) «знание почему» (knowing why); 2) «знание кого» (knowing whom); 3) «знание как» (knowing how) [5].

Первый из них связан с глубоким пониманием карьеры, предполагающим реалистичные карьерные ожидания, осознание собственных сильных и слабых сторон и специфических карьерных задач. Здесь выражается также проактивность личности — способность распознавать карьерные возможности и использовать их, проявлять инициативу и решительность перед лицом трудностей, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям работы и смещению приоритетов. Второй фактор отражает способность устанавливать личные и профессиональные контакты, создавать сети (networks), являющиеся неотъемлемой частью современной карьеры. Роль контактов и руководства наставников (mentoring) для успешного развития в числе прочего и академической карьеры отмечалась многими авторами [6-9]. Третий фактор связан с повышением уровня профессионализма и расширением квалификации, формированием широкой и гибкой базы навыков, которая позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность, не ограничиваясь рамками одной конкретной организации.

Академическая карьера

Представления о природе академической профессии и специфике развития академической карьеры также достаточно полно представлены в научной литературе [10-13]. В данной статье мы ограничимся лишь кратким рассмотрением их наиболее важных черт.

Первое, что необходимо отметить, это то, что ядро академической профессии состоит из исследования и преподавания, которые находятся в конфликте друг с другом (конфликт собственно научной деятельности — исследований, публикаций — и институциональных обязанностей — преподавания студентам преддипломного обучения, административной деятельности) [11, с. 5]. Другая особенность академической профессии — коллегиальная форма взаимоотношений, в которых ведущую роль играет влияние, основанное на убеждении, а не на властных отношениях, в противовес иерархической, бюрократической модели организации.

Вследствие коллегиальной формы взаимоотношений важным фактором, определяющим карьерные шансы в университете, является репутация в научном сообществе. Исследования [14, 15] показали, что репутация зависит главным образом от научной производительности. Некоторые ученые [16] отмечают существование определенной связи между научной производительностью и гендером: в большинстве случаев

ученые-женщины имеют меньшую научную производительность по сравнению с кол-легами-мужчинами. Объяснение тому — гендерные барьеры, необходимость совмещать профессиональную деятельность с семейными обязательствами (прежде всего с уходом за детьми), сохранение традиционного приоритета за карьерой мужа в ущерб карьере жены, недостаток профессиональных контактов и т. д. [13, 17-19]. В целом можно сказать, что эмансипация и борьба за равноправие, закон о равных возможностях для мужчин и женщин оказали положительный эффект на положение ученых-женщин, способствовали расширению их карьерных возможностей, но трудности, связанные с женской природой и социальной ролью женщин, остаются столь же актуальными, как и раньше.

Немецкий университет

Любая академическая карьера развивается в рамках конкретной академической структуры, поэтому для того, чтобы иметь возможность исследовать карьерные шансы российских ученых в немецком университете, нам необходимо хотя бы в самом общем виде рассмотреть немецкую академическую систему, кадровую политику, существующие в ней формальные и неформальные правила и др.

Существуют два основных типа структуры академических кадров (academic staff structures): кафедральная (chair-model) и факультетская (department-model) [20]. Различение этих двух типов важно для понимания процедуры укомплектования кадров, существующей иерархии власти между различными уровнями внутри университета. Немецкая структура, характерная для стран континентальной Европы, относится к первому типу. Ее отличительная черта — высокий уровень концентрации власти в руках отдельного профессора, выполняющего как научные, так и административные обязанности в своем учреждении, принимающего активное участие в распределении ресурсов и часто напрямую проводящего переговоры с государственными министерствами. Заведующие кафедрами принимают решения в отношении назначения на должность, а также определяют уровень научной свободы своих подчиненных. Факультетская модель (США, Англия), напротив, делает акцент на коллегиальности ученых разного ранга (inter-rank collegiality). В этой модели полномочия заведующих кафедрами существенно меньше; непрофессорский академический состав (non-profes-sorial staff), конечно, далек от уровня влияния и власти, которыми наделены профессора, но в то же время он находится в гораздо меньшей зависимости от последних, чем в кафедральной модели, и более активно участвует в принятии решений на уровне факультета [21]. Система высшего образования в США и Англии имеет более четкую карьерную структуру и характеризуется более ранним назначением на постоянную должность.

Академическая карьера в Германии начинается с должности или стипендии/гранта, позволяющих написать диссертацию для получения докторской степени. Обязательное требование к кандидату на должность профессора — защита второй диссертации (Habilitationsarbeit), или наличие нескольких выдающихся научных публикаций, которые могут быть приравнены к таковой. В 2002 году был введен альтернативный путь к профессорской должности — позиция юниор профессора (Junior Professor). После успешной защиты второй диссертации присваивается ученое звание приват-доцента (Privatdozent), предполагающее осуществление преподавательской деятельности,

которая не оплачивается. В случае невыполнения этой обязанности, ученый может быть лишен ученого звания.

Другим нововведением в немецкой академической системе стал «закон о 12-ти годах» (“12-}а^е8-К1аше1”), ограничивающий период работы ученого, имеющего временную должность, двенадцатью годами в университете. Как показало исследование, проведенное в Университете Билефельда в 2009 году, уже существуют определенные негласные способы обойти этот закон, например, участие в научных проектах, финансируемых третьей стороной, то есть не университетом, и не государством, но в любом случае это является всего лишь временной опцией, позволяющей продлить работу в университете на несколько лет.

Формальная структура современного немецкого университета призвана обеспечить максимальную эффективность и результативность функционирования системы и предотвратить появление таких феноменов как коррупция и непотизм. Это относится, например, к закону, запрещающему кандидату претендовать на должность профессора в том учреждении, в котором ему было присвоено ученое звание приват-доцента (Haшbeшfungsverbot). Существующее законодательство делает горизонтальную мобильность обязательным условием академической карьеры в Германии.

По мнению некоторых авторов [21], немецкая академическая система является самой сложной для ученых: в ней труднее всего получить должность профессора в силу меньшей структурированности академической карьеры; путь к профессорской должности долог и рискован, представляет собой работу по ряду временных контрактов, что порождает чувство неуверенности в стабильности работы. С другой стороны, те немногие, кто достигают должности профессора, получают щедрое вознаграждение — необычайно высокий уровень автономии, влияния и власти, не сопоставимый с теми, которые характерны для профессоров в других академических системах.

Эмпирическое исследование, проведенное в Университете Билефельда, подтвердило теории о детерминантах современной академической карьеры, рассмотренные выше. Самыми главными факторами, определяющими карьерные шансы в немецком университете, являются исследовательская деятельность, публикации, индекс цитирования, репутация в научном сообществе, развитая система личных и профессиональных контактов и связей, менторство, правильный расчет времени и непрерывность академической карьеры. Главный карьерный риск — карьерный крах. Упомянутый «закон о 12-ти годах» делает положение ученого в немецком университете ненадежным и часто воспринимается как наиболее враждебный по отношению к ученым-женщи-нам, так как он не допускает перерыва в карьере, связанного с выполнением женщинами семейных обязанностей, в частности рождением детей и уходом за ними. Таким образом, ученые-женщины часто стоят перед сложным выбором: совмещать семейные и профессиональные обязанности, что не может не препятствовать карьерному продвижению, уйти из университета или пожертвовать семейной жизнью.

Российские ученые в немецком университете

Большая часть российских ученых в выборке покинула Россию в 90-е годы — в драматический период в жизни страны — и выбрала академическую карьеру за рубежом. Среди причин, побудивших их сделать этот шаг, ученые называют недостаточное финансирование науки и образования, ведущее к нестабильному финансовому поло-

жению и связанному с этим низкому социальному статусу ученых в России, а также отсутствие возможности наиболее полной самореализации (плохие условия работы, недостаток ресурсов, оборудования, слишком большая преподавательская нагрузка, стагнация в сфере науки и т. д.). Это согласуется с результатами предыдущих исследований (феномен «утечки мозгов» подробно изучен в научной литературе [22]).

Профессиональные перспективы

Германия может многое предложить ученым, стремящимся к международной карьере: щедрое финансирование исследовательской деятельности, превосходную исследовательскую инфраструктуру, участие в крупных исследовательских проектах, возможность расширения личных и профессиональных контактов и т. д. Таким образом, можно говорить о значительных профессиональных перспективах, которые существенно превосходят возможности, существующие в современной России.

Карьерные перспективы

Возможности

Германия имеет хорошо развитую систему грантов и стипендий, которые дают возможность как немецким, так и иностранным ученым начать академическую карьеру. К таковым относятся, например, гранты DAAD и Alexander von Humboldt Foundation, покрывающие, в том числе, дорожные расходы и языковые курсы. Существует также ряд политических фондов, предлагающих финансирование научной деятельности.

Как заметил один из российских респондентов, иностранные ученые в Германии находятся в «тепличных условиях». Во-первых, каждый немецкий университет имеет International Office (Auslandsamt), оказывающий помощь и поддержку иностранным ученым в поиске жилья, получении визы, интеграции супруги/супруга ученого, предоставлении информации об общественном транспорте и т. д. Имеется также Welcome Centre, периодически организующий вечера для иностранных ученых, что должно способствовать их лучшей социализации и интеграции как в научное сообщество, так и в немецкое общество в целом.

Другим важным моментом является то, что немецкая система заботится не только о самом ученом, который в ней работает, но и о его семье: разрешаются вопросы, связанные с интеграцией всех членов семьи в немецкое общество, организуются языковые курсы, оказывается помощь в устройстве детей в школу/университет.

Потенциальные трудности и барьеры

Бюрократические трудности. Как уже отмечалось выше, иностранным ученым в Германии оказывается помощь в разрешении разного рода проблем, в том числе бюрократических. По словам российских респондентов, в Германии они сталкивались с бюрократическими сложностями реже, чем в России. Главная проблема, как следует из результатов интервью, может заключаться в признании российских дипломов.

Языковые барьеры. Все респонденты отметили, что хорошее знание немецкого языка — необходимое условие для академической карьеры в Германии. Несмотря на повсеместное распространение английского как языка науки и имеющуюся возможность писать диссертацию и преподавать на английском языке, все же стоит подчеркнуть, что в случае иностранных ученых, не являющихся носителями английского языка, предпочтение отдается преподаванию на немецком. Кроме того, знание немецкого

языка необходимо для участия в различных конференциях, заседаниях, совещаниях, от которого зависит репутация ученого, его «заметность» (visibility) в научном сообществе. Профессорская должность предполагает выполнение административных обязанностей, подготовку публикаций, проведение исследовательской деятельности и т. д. — все это невозможно без знания немецкого языка. Наконец, язык является ключевым элементом социализации, интеграции ученого, установления контактов и отношений с коллегами, студентами, администрацией.

Предрассудки и дискриминация. Все респонденты отрицали существование в немецком университете таких феноменов. Некоторые даже отмечали, что в сферах точных и естественных наук существуют предрассудки в пользу российских ученых, что связано со славой российских школ в этих областях.

Сложности интеграции. По словам российских респондентов, они не испытывали таких сложностей. Одна из респонденток заметила, что вопрос интеграции связан с желанием самих иностранных ученых интегрироваться. Многие сделали акцент на том, что отличительной чертой любого научного сообщества является его открытость, космополитизм, готовность принимать и уважать разнообразие, так как именно разнородность служит мощным толчком к дальнейшему развитию и порождению новых идей.

Оценка карьерных перспектив

Как показывают результаты нашего небольшого эмпирического исследования, большая часть российских ученых, работающих сейчас в Университете Билефельда, планируют продолжать свою академическую карьеру в Германии. Это значит, что им придется конкурировать с немецкими коллегами. В этой связи возникает вопрос о том, насколько равны их шансы.

Опираясь на ответы респондентов, мы отвергает предположение о наличии в немецкой академической среде дискриминации иностранных ученых, в частности российских. Одним словом, можно сказать, что сам по себе факт принадлежности к другой национальности, другое гражданство не оказывает какого-либо заметного влияния на карьерные шансы. Тем не менее, нельзя отрицать, что в целом иностранные ученые находятся в менее благоприятных условиях в плане карьерных перспектив, чем их немецкие коллеги, что объясняется рядом факторов.

Как мы уже отмечали ранее, одним из факторов, определяющих карьерные перспективы ученого, является его репутация, известность в научном сообществе. Очевидно, что иностранные ученые в этом отношении находятся в невыгодном положении. Когда ученый приезжает в Германию в более зрелом возрасте, он вынужден начинать все с самого начала, в то время как немецкие коллеги уже добились многого для успешного продолжения своей академической карьеры (например, зарекомендовали себя в качестве способного студента, приобрели формальных и неформальных наставников, установили контакты с потенциальными научными руководителями, коллегами, познакомились с немецкой академической системой, формальными и неформальными правилами, спецификой немецкой академической культуры и другими тонкостями, знание которых может существенно повлиять на карьерные шансы). Во-вторых, недостаточное знание немецкого языка, как мы уже выяснили, тоже серьезное препятствие. Очевидно, что все эти факторы не могут не оказывать замедляющего эффекта на развитие карьеры, что, в условиях немецкого университета с его «законом

о 12-ти годах» и важностью быстроты достижения карьерных целей2, может привести к карьерному краху.

Конечно, описанные выше сложности не относятся к тем, кто приехал в Германию в детстве, учился в немецких школах и университетах, сами чувствуют себя немцами и воспринимаются в качестве таковых окружающими. В таком случае, вероятно, их карьерные шансы не отличаются от шансов коренных немцев.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что Германия открывает перед российскими учеными большие перспективы для профессионального роста и международной карьеры. Что же касается карьерных шансов исключительно в немецкой академической структуре, то, как мы успели убедиться, эта проблема вызывает много вопросов. В немецкой академической системе фигура профессора является гораздо более значительной, чем в университетах других стран. В то же время путь к должности профессора более длинный и связан с большими рисками. Ученый, рассматривающий перспективу академической карьеры в Германии, должен хорошо изучить немецкую академическую систему и те карьерные риски, которые с ней связаны.

Литература

1. Blau et al. The Economics of Women, Men and Work. Upper Saddle River. New Jersey: Prentice Hall, 1998.

2. Moen P. Beyond the Career Mystique: “Time In”, “Time Out”, and “Second Acts” // Sociological Forum. Springer. 2005. Vol. 20, N 2. P. 189-208.

3. Rosenfeld R. Job Mobility and Career Processes // Annual Review of Sociology. 1992. Vol. 18. P. 39-61.

4. Arthur M., Rousseau D. The Boundaryless Career: A New Employment Principle for a New Organizational Era. New York: Oxford University Press, 1996.

5. Eby L., Butts M., Lockwood A. Predictors of Success in the Era of Boundaryless Career // Journal of Organizational Behavior. 2003. Vol. 24, N 6. P. 689-708.

6. Granovetter M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. P. 1360-1380.

7. Granovetter M. Getting a Job: A Study of Contacts and Careers. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.

8. Parker H., Arthur M. Careers, Organizing, and Community // Career Frontiers: New Conceptions of Working Lives / eds M. Peiperl, M. Arthur, R. Goffe, T. Morris. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 99-121.

9. Stenken J., Zajicek A. The Importance of Asking, Mentoring and Building Networks for Academic Career Success — A Personal and Social Science Perspective // Building a Professional Career. Springer-Verlag, 2009.

10. Parsons T., Platt G. The American Academic Profession: A Pilot Study. National Science Foundation, 1968.

11. Light D. Introduction: The Structure of the Academic Professions // Sociology of Education. American Sociological Association. 1974. Vol. 47, N 1. P. 2-28.

2 Некоторые респонденты отмечали, что возраст является неформальным фактором, играющим существенную роль (после 45 лет шансы получить профессорскую должность значительно снижаются).

12. Clark S. The Academic Profession and Career: Perspectives and Problems // Teaching Sociology. 1986. Vol. 14, N 1. P. 24-34.

13. Cole J., Zuckerman H. The Structure of Scientific Careers: Are Marriage and Family Incompatible with Research Productivity? // Paper presented at the American Sociological Association Annual Meeting. 1983.

14. Cole J., Cole S. Social Stratification in Science. Chicago: University of Chicago Press, 1973.

15. Mullins N. Science: Some Sociological Perspectives. Indianapolis: Bobbs-Merrill, Inc., 1973.

16. Cole J. Fair Science. New York: Free Press, 1979.

17. Bayer A., Astin H. Sex Differentials in the Academic Reward System. Science, 1975. P. 796-802.

18. Davis D., Astin H. Reputational Standing in Academe // The Journal of Higher Education. 1987. Vol. 58, N 3. P. 261-275.

19. Bain O., Cummings W. Academe’s Glass Ceiling: Societal, Professional-Organizational, and Institutional Barriers to the Career Advancement of Academic Women. Comparative Educational Review. Chicago: The University of Chicago Press, 2000. Vol. 44, N 4. P. 493-514.

20. Neave G., Rhoades G. The Academic Estate in Western Europe // The Academic Profession. National, Disciplinary, and Institutional Settings / ed. by B. Clark. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press. 1987.

21. Kaulisch M., Salerno C. Comparing Academic Career Systems: The Cases of Germany, England and US // USA, Philadelphia. Paper prepared for the 30th annual ASHE conference. Presented at the International Forum, November 16th, 2005.

22. Dezhina I. Russian Scientists: Where Are They? Where Are They Going? Human Resources and Research Policy in Russia // Research Programme Russia/CIS: Russie. Cei. Visions. 2005. N 4.

Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.