СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.4 И. А. Жарий
РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ В НЕМЕЦКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА1
В силу глобализационных тенденций в науке, ее интернационализации проблема карьерных и профессиональных перспектив за рубежом приобретает все большее значение и актуальность. Это относится и к российским ученым, приезжающим в Германию в стремлении к академическому карьерному и профессиональному росту. В данной статье представлена попытка исследовать и проанализировать карьерные и профессиональные возможности, предлагаемые российским ученым в немецкой академической среде, а также определить основные препятствия на их пути к вершине немецкой академической карьерной структуры (должности профессора).
Под академическим карьерным ростом мы подразумеваем прежде всего восходящую мобильность, продвижение по академической карьерной лестнице. Профессиональный рост в свою очередь предполагает приобретение новых знаний и навыков, повышение профессиональной квалификации; иными словами, это рост индивида как профессионала.
Современная карьера
Проблема «карьеры», ее эволюция в исторической перспективе и факторы ее развития подробно изучены в социологической литературе [1-3]. Необходимо отметить, что академическая карьера имеет определенную специфику, обусловливающую особенности и детерминанты ее развития. Заметим также, что академическая карьера, как любая другая, протекает в конкретных исторических условиях и, соответственно, имеет некоторые черты развития, сближающие ее с карьерой в других областях.
С изменением самой природы карьеры изменились и модели ее развития. Традиционно она представляла собой восходящую мобильность внутри одной организации
1 Эмпирический материал, послуживший основой для написания данной статьи, был собран в ходе 13 глубинных, полуструктурированных интервью (три из которых представляли собой экспертные интервью), проведенных в 2009 году. Выборка респондентов включала как российских, так и немецких ученых, работающих в Университете Билефельда, имеющих разные ученые степени и занимающих разные должности. Более подробное изложение результатов данного исследования представлено в магистерской диссертации “Russian Scientists at a German University: career and professional prospects (the case of Bielefeld University)”. Bielefeld/St. Petersburg: ZDES. WP 2010-2.
© И. А. Жарий, 2011
на протяжении жизненного цикла. Современная карьера, напротив, отличается высоким уровнем подвижности и неустойчивости: горизонтальная, межорганизационная мобильность стала общепринятой практикой; значительно возросла частота случаев потери работы, временных пауз в карьере или карьерного краха. В силу изменившейся сущности современной карьеры появились новые подходы к ее изучению; было введено понятие «безграничной карьеры» (boundaryless career) [4].
Суть данного явления состоит в том, что современная карьера представляет собой последовательность индивидуального опыта работы, который в большинстве случаев не ограничен рамками одной организации, а иногда и рамками одной профессии. Современные авторы выделяют следующие факторы, определяющие карьерные шансы сегодня: 1) «знание почему» (knowing why); 2) «знание кого» (knowing whom); 3) «знание как» (knowing how) [5].
Первый из них связан с глубоким пониманием карьеры, предполагающим реалистичные карьерные ожидания, осознание собственных сильных и слабых сторон и специфических карьерных задач. Здесь выражается также проактивность личности — способность распознавать карьерные возможности и использовать их, проявлять инициативу и решительность перед лицом трудностей, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям работы и смещению приоритетов. Второй фактор отражает способность устанавливать личные и профессиональные контакты, создавать сети (networks), являющиеся неотъемлемой частью современной карьеры. Роль контактов и руководства наставников (mentoring) для успешного развития в числе прочего и академической карьеры отмечалась многими авторами [6-9]. Третий фактор связан с повышением уровня профессионализма и расширением квалификации, формированием широкой и гибкой базы навыков, которая позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность, не ограничиваясь рамками одной конкретной организации.
Академическая карьера
Представления о природе академической профессии и специфике развития академической карьеры также достаточно полно представлены в научной литературе [10-13]. В данной статье мы ограничимся лишь кратким рассмотрением их наиболее важных черт.
Первое, что необходимо отметить, это то, что ядро академической профессии состоит из исследования и преподавания, которые находятся в конфликте друг с другом (конфликт собственно научной деятельности — исследований, публикаций — и институциональных обязанностей — преподавания студентам преддипломного обучения, административной деятельности) [11, с. 5]. Другая особенность академической профессии — коллегиальная форма взаимоотношений, в которых ведущую роль играет влияние, основанное на убеждении, а не на властных отношениях, в противовес иерархической, бюрократической модели организации.
Вследствие коллегиальной формы взаимоотношений важным фактором, определяющим карьерные шансы в университете, является репутация в научном сообществе. Исследования [14, 15] показали, что репутация зависит главным образом от научной производительности. Некоторые ученые [16] отмечают существование определенной связи между научной производительностью и гендером: в большинстве случаев
ученые-женщины имеют меньшую научную производительность по сравнению с кол-легами-мужчинами. Объяснение тому — гендерные барьеры, необходимость совмещать профессиональную деятельность с семейными обязательствами (прежде всего с уходом за детьми), сохранение традиционного приоритета за карьерой мужа в ущерб карьере жены, недостаток профессиональных контактов и т. д. [13, 17-19]. В целом можно сказать, что эмансипация и борьба за равноправие, закон о равных возможностях для мужчин и женщин оказали положительный эффект на положение ученых-женщин, способствовали расширению их карьерных возможностей, но трудности, связанные с женской природой и социальной ролью женщин, остаются столь же актуальными, как и раньше.
Немецкий университет
Любая академическая карьера развивается в рамках конкретной академической структуры, поэтому для того, чтобы иметь возможность исследовать карьерные шансы российских ученых в немецком университете, нам необходимо хотя бы в самом общем виде рассмотреть немецкую академическую систему, кадровую политику, существующие в ней формальные и неформальные правила и др.
Существуют два основных типа структуры академических кадров (academic staff structures): кафедральная (chair-model) и факультетская (department-model) [20]. Различение этих двух типов важно для понимания процедуры укомплектования кадров, существующей иерархии власти между различными уровнями внутри университета. Немецкая структура, характерная для стран континентальной Европы, относится к первому типу. Ее отличительная черта — высокий уровень концентрации власти в руках отдельного профессора, выполняющего как научные, так и административные обязанности в своем учреждении, принимающего активное участие в распределении ресурсов и часто напрямую проводящего переговоры с государственными министерствами. Заведующие кафедрами принимают решения в отношении назначения на должность, а также определяют уровень научной свободы своих подчиненных. Факультетская модель (США, Англия), напротив, делает акцент на коллегиальности ученых разного ранга (inter-rank collegiality). В этой модели полномочия заведующих кафедрами существенно меньше; непрофессорский академический состав (non-profes-sorial staff), конечно, далек от уровня влияния и власти, которыми наделены профессора, но в то же время он находится в гораздо меньшей зависимости от последних, чем в кафедральной модели, и более активно участвует в принятии решений на уровне факультета [21]. Система высшего образования в США и Англии имеет более четкую карьерную структуру и характеризуется более ранним назначением на постоянную должность.
Академическая карьера в Германии начинается с должности или стипендии/гранта, позволяющих написать диссертацию для получения докторской степени. Обязательное требование к кандидату на должность профессора — защита второй диссертации (Habilitationsarbeit), или наличие нескольких выдающихся научных публикаций, которые могут быть приравнены к таковой. В 2002 году был введен альтернативный путь к профессорской должности — позиция юниор профессора (Junior Professor). После успешной защиты второй диссертации присваивается ученое звание приват-доцента (Privatdozent), предполагающее осуществление преподавательской деятельности,
которая не оплачивается. В случае невыполнения этой обязанности, ученый может быть лишен ученого звания.
Другим нововведением в немецкой академической системе стал «закон о 12-ти годах» (“12-}а^е8-К1аше1”), ограничивающий период работы ученого, имеющего временную должность, двенадцатью годами в университете. Как показало исследование, проведенное в Университете Билефельда в 2009 году, уже существуют определенные негласные способы обойти этот закон, например, участие в научных проектах, финансируемых третьей стороной, то есть не университетом, и не государством, но в любом случае это является всего лишь временной опцией, позволяющей продлить работу в университете на несколько лет.
Формальная структура современного немецкого университета призвана обеспечить максимальную эффективность и результативность функционирования системы и предотвратить появление таких феноменов как коррупция и непотизм. Это относится, например, к закону, запрещающему кандидату претендовать на должность профессора в том учреждении, в котором ему было присвоено ученое звание приват-доцента (Haшbeшfungsverbot). Существующее законодательство делает горизонтальную мобильность обязательным условием академической карьеры в Германии.
По мнению некоторых авторов [21], немецкая академическая система является самой сложной для ученых: в ней труднее всего получить должность профессора в силу меньшей структурированности академической карьеры; путь к профессорской должности долог и рискован, представляет собой работу по ряду временных контрактов, что порождает чувство неуверенности в стабильности работы. С другой стороны, те немногие, кто достигают должности профессора, получают щедрое вознаграждение — необычайно высокий уровень автономии, влияния и власти, не сопоставимый с теми, которые характерны для профессоров в других академических системах.
Эмпирическое исследование, проведенное в Университете Билефельда, подтвердило теории о детерминантах современной академической карьеры, рассмотренные выше. Самыми главными факторами, определяющими карьерные шансы в немецком университете, являются исследовательская деятельность, публикации, индекс цитирования, репутация в научном сообществе, развитая система личных и профессиональных контактов и связей, менторство, правильный расчет времени и непрерывность академической карьеры. Главный карьерный риск — карьерный крах. Упомянутый «закон о 12-ти годах» делает положение ученого в немецком университете ненадежным и часто воспринимается как наиболее враждебный по отношению к ученым-женщи-нам, так как он не допускает перерыва в карьере, связанного с выполнением женщинами семейных обязанностей, в частности рождением детей и уходом за ними. Таким образом, ученые-женщины часто стоят перед сложным выбором: совмещать семейные и профессиональные обязанности, что не может не препятствовать карьерному продвижению, уйти из университета или пожертвовать семейной жизнью.
Российские ученые в немецком университете
Большая часть российских ученых в выборке покинула Россию в 90-е годы — в драматический период в жизни страны — и выбрала академическую карьеру за рубежом. Среди причин, побудивших их сделать этот шаг, ученые называют недостаточное финансирование науки и образования, ведущее к нестабильному финансовому поло-
жению и связанному с этим низкому социальному статусу ученых в России, а также отсутствие возможности наиболее полной самореализации (плохие условия работы, недостаток ресурсов, оборудования, слишком большая преподавательская нагрузка, стагнация в сфере науки и т. д.). Это согласуется с результатами предыдущих исследований (феномен «утечки мозгов» подробно изучен в научной литературе [22]).
Профессиональные перспективы
Германия может многое предложить ученым, стремящимся к международной карьере: щедрое финансирование исследовательской деятельности, превосходную исследовательскую инфраструктуру, участие в крупных исследовательских проектах, возможность расширения личных и профессиональных контактов и т. д. Таким образом, можно говорить о значительных профессиональных перспективах, которые существенно превосходят возможности, существующие в современной России.
Карьерные перспективы
Возможности
Германия имеет хорошо развитую систему грантов и стипендий, которые дают возможность как немецким, так и иностранным ученым начать академическую карьеру. К таковым относятся, например, гранты DAAD и Alexander von Humboldt Foundation, покрывающие, в том числе, дорожные расходы и языковые курсы. Существует также ряд политических фондов, предлагающих финансирование научной деятельности.
Как заметил один из российских респондентов, иностранные ученые в Германии находятся в «тепличных условиях». Во-первых, каждый немецкий университет имеет International Office (Auslandsamt), оказывающий помощь и поддержку иностранным ученым в поиске жилья, получении визы, интеграции супруги/супруга ученого, предоставлении информации об общественном транспорте и т. д. Имеется также Welcome Centre, периодически организующий вечера для иностранных ученых, что должно способствовать их лучшей социализации и интеграции как в научное сообщество, так и в немецкое общество в целом.
Другим важным моментом является то, что немецкая система заботится не только о самом ученом, который в ней работает, но и о его семье: разрешаются вопросы, связанные с интеграцией всех членов семьи в немецкое общество, организуются языковые курсы, оказывается помощь в устройстве детей в школу/университет.
Потенциальные трудности и барьеры
Бюрократические трудности. Как уже отмечалось выше, иностранным ученым в Германии оказывается помощь в разрешении разного рода проблем, в том числе бюрократических. По словам российских респондентов, в Германии они сталкивались с бюрократическими сложностями реже, чем в России. Главная проблема, как следует из результатов интервью, может заключаться в признании российских дипломов.
Языковые барьеры. Все респонденты отметили, что хорошее знание немецкого языка — необходимое условие для академической карьеры в Германии. Несмотря на повсеместное распространение английского как языка науки и имеющуюся возможность писать диссертацию и преподавать на английском языке, все же стоит подчеркнуть, что в случае иностранных ученых, не являющихся носителями английского языка, предпочтение отдается преподаванию на немецком. Кроме того, знание немецкого
языка необходимо для участия в различных конференциях, заседаниях, совещаниях, от которого зависит репутация ученого, его «заметность» (visibility) в научном сообществе. Профессорская должность предполагает выполнение административных обязанностей, подготовку публикаций, проведение исследовательской деятельности и т. д. — все это невозможно без знания немецкого языка. Наконец, язык является ключевым элементом социализации, интеграции ученого, установления контактов и отношений с коллегами, студентами, администрацией.
Предрассудки и дискриминация. Все респонденты отрицали существование в немецком университете таких феноменов. Некоторые даже отмечали, что в сферах точных и естественных наук существуют предрассудки в пользу российских ученых, что связано со славой российских школ в этих областях.
Сложности интеграции. По словам российских респондентов, они не испытывали таких сложностей. Одна из респонденток заметила, что вопрос интеграции связан с желанием самих иностранных ученых интегрироваться. Многие сделали акцент на том, что отличительной чертой любого научного сообщества является его открытость, космополитизм, готовность принимать и уважать разнообразие, так как именно разнородность служит мощным толчком к дальнейшему развитию и порождению новых идей.
Оценка карьерных перспектив
Как показывают результаты нашего небольшого эмпирического исследования, большая часть российских ученых, работающих сейчас в Университете Билефельда, планируют продолжать свою академическую карьеру в Германии. Это значит, что им придется конкурировать с немецкими коллегами. В этой связи возникает вопрос о том, насколько равны их шансы.
Опираясь на ответы респондентов, мы отвергает предположение о наличии в немецкой академической среде дискриминации иностранных ученых, в частности российских. Одним словом, можно сказать, что сам по себе факт принадлежности к другой национальности, другое гражданство не оказывает какого-либо заметного влияния на карьерные шансы. Тем не менее, нельзя отрицать, что в целом иностранные ученые находятся в менее благоприятных условиях в плане карьерных перспектив, чем их немецкие коллеги, что объясняется рядом факторов.
Как мы уже отмечали ранее, одним из факторов, определяющих карьерные перспективы ученого, является его репутация, известность в научном сообществе. Очевидно, что иностранные ученые в этом отношении находятся в невыгодном положении. Когда ученый приезжает в Германию в более зрелом возрасте, он вынужден начинать все с самого начала, в то время как немецкие коллеги уже добились многого для успешного продолжения своей академической карьеры (например, зарекомендовали себя в качестве способного студента, приобрели формальных и неформальных наставников, установили контакты с потенциальными научными руководителями, коллегами, познакомились с немецкой академической системой, формальными и неформальными правилами, спецификой немецкой академической культуры и другими тонкостями, знание которых может существенно повлиять на карьерные шансы). Во-вторых, недостаточное знание немецкого языка, как мы уже выяснили, тоже серьезное препятствие. Очевидно, что все эти факторы не могут не оказывать замедляющего эффекта на развитие карьеры, что, в условиях немецкого университета с его «законом
о 12-ти годах» и важностью быстроты достижения карьерных целей2, может привести к карьерному краху.
Конечно, описанные выше сложности не относятся к тем, кто приехал в Германию в детстве, учился в немецких школах и университетах, сами чувствуют себя немцами и воспринимаются в качестве таковых окружающими. В таком случае, вероятно, их карьерные шансы не отличаются от шансов коренных немцев.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что Германия открывает перед российскими учеными большие перспективы для профессионального роста и международной карьеры. Что же касается карьерных шансов исключительно в немецкой академической структуре, то, как мы успели убедиться, эта проблема вызывает много вопросов. В немецкой академической системе фигура профессора является гораздо более значительной, чем в университетах других стран. В то же время путь к должности профессора более длинный и связан с большими рисками. Ученый, рассматривающий перспективу академической карьеры в Германии, должен хорошо изучить немецкую академическую систему и те карьерные риски, которые с ней связаны.
Литература
1. Blau et al. The Economics of Women, Men and Work. Upper Saddle River. New Jersey: Prentice Hall, 1998.
2. Moen P. Beyond the Career Mystique: “Time In”, “Time Out”, and “Second Acts” // Sociological Forum. Springer. 2005. Vol. 20, N 2. P. 189-208.
3. Rosenfeld R. Job Mobility and Career Processes // Annual Review of Sociology. 1992. Vol. 18. P. 39-61.
4. Arthur M., Rousseau D. The Boundaryless Career: A New Employment Principle for a New Organizational Era. New York: Oxford University Press, 1996.
5. Eby L., Butts M., Lockwood A. Predictors of Success in the Era of Boundaryless Career // Journal of Organizational Behavior. 2003. Vol. 24, N 6. P. 689-708.
6. Granovetter M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. P. 1360-1380.
7. Granovetter M. Getting a Job: A Study of Contacts and Careers. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.
8. Parker H., Arthur M. Careers, Organizing, and Community // Career Frontiers: New Conceptions of Working Lives / eds M. Peiperl, M. Arthur, R. Goffe, T. Morris. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 99-121.
9. Stenken J., Zajicek A. The Importance of Asking, Mentoring and Building Networks for Academic Career Success — A Personal and Social Science Perspective // Building a Professional Career. Springer-Verlag, 2009.
10. Parsons T., Platt G. The American Academic Profession: A Pilot Study. National Science Foundation, 1968.
11. Light D. Introduction: The Structure of the Academic Professions // Sociology of Education. American Sociological Association. 1974. Vol. 47, N 1. P. 2-28.
2 Некоторые респонденты отмечали, что возраст является неформальным фактором, играющим существенную роль (после 45 лет шансы получить профессорскую должность значительно снижаются).
12. Clark S. The Academic Profession and Career: Perspectives and Problems // Teaching Sociology. 1986. Vol. 14, N 1. P. 24-34.
13. Cole J., Zuckerman H. The Structure of Scientific Careers: Are Marriage and Family Incompatible with Research Productivity? // Paper presented at the American Sociological Association Annual Meeting. 1983.
14. Cole J., Cole S. Social Stratification in Science. Chicago: University of Chicago Press, 1973.
15. Mullins N. Science: Some Sociological Perspectives. Indianapolis: Bobbs-Merrill, Inc., 1973.
16. Cole J. Fair Science. New York: Free Press, 1979.
17. Bayer A., Astin H. Sex Differentials in the Academic Reward System. Science, 1975. P. 796-802.
18. Davis D., Astin H. Reputational Standing in Academe // The Journal of Higher Education. 1987. Vol. 58, N 3. P. 261-275.
19. Bain O., Cummings W. Academe’s Glass Ceiling: Societal, Professional-Organizational, and Institutional Barriers to the Career Advancement of Academic Women. Comparative Educational Review. Chicago: The University of Chicago Press, 2000. Vol. 44, N 4. P. 493-514.
20. Neave G., Rhoades G. The Academic Estate in Western Europe // The Academic Profession. National, Disciplinary, and Institutional Settings / ed. by B. Clark. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press. 1987.
21. Kaulisch M., Salerno C. Comparing Academic Career Systems: The Cases of Germany, England and US // USA, Philadelphia. Paper prepared for the 30th annual ASHE conference. Presented at the International Forum, November 16th, 2005.
22. Dezhina I. Russian Scientists: Where Are They? Where Are They Going? Human Resources and Research Policy in Russia // Research Programme Russia/CIS: Russie. Cei. Visions. 2005. N 4.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.