Научная статья на тему 'Российские политики под знаменем ислама'

Российские политики под знаменем ислама Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прибыловский Владимир

"НГ-религии", М., 1 октября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские политики под знаменем ислама»

творительных и культурных организаций - лучшее тому свидетельство. Влияние ислама растет и во многих областях с преимущественно немусульманским населением - Алтае, Омске, Ярославле, Оренбурге. Ислам в России сегодня - существенный компонент идеологической ситуации, важный моральный и социально-политический фактор. Уважительное к нему отношение, создание стабильных условий для его развития является одним из основных средств достижения межконфессионального и межэтнического мира в стране (в том числе в Чечне), а также - политической и гражданской лояльности российских мусульман.

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

Владимир Прибыловский,

президент информационно-исследовательского центра «Панорама» РОССИЙСКИЕ ПОЛИТИКИ ПОД ЗНАМЕНЕМ ИСЛАМА

Первая в России серьезная попытка использовать ислам в политических целях относится к 1995 г. В преддверии выборов в Государственную думу второго созыва почти одновременно были учреждены сразу три организации, претендовавшие на представительство политических интересов российских мусульман: общероссийское общественно-политическое движение «Союз мусульман России» (СМР), общероссийское мусульманское общественное движение «Нур» («Свет») и межрегиональное общественное движение «Исламский комитет России» (ИКР). Впрочем, справедливости ради следует упомянуть об Исламской партии возрождения (ИПВ), созданной на съезде в Астрахани в июне 1990 г. на излете горбачёвской перестройки. Основателем ИПВ был медик Ахмедкади Ахтаев, а идеологом -философ-самоучка Гейдар Джемаль. Они видели в сохранении СССР залог того, что на его территории когда-нибудь возникнет государство вернувшихся к возрожденному исламу тюрок, кавказцев и исламизи-рованных славян, которое вместе с остальным арабским миром будет противостоять растленному Западу. Но Советский Союз все-таки развалился, а таджикский филиал ИПВ даже способствовал этому процессу по мере сил, за что был проклят Джемалем. Из всех отделе-

ний ИПВ таджикское было самым крупным. За пределами Средней Азии едва ли насчитывалось более двух—трех сотен членов этой партии. С 1994 г. в России о ней ничего не слышно.

В 1995 г. Гейдар Джемаль стал основателем и вождем одной из трех новых исламских протопартий - «Исламского комитета России» (ИКР). Интересно, что едва ли не вторым человеком в ИКР был тогда журналист Андрей Писарев, ныне скорее православный фундаменталист, чем мусульманин. Две другие протопартии были основаны выходцами из партии Жириновского: первым генсеком СМР стал Ахмед Халитов, а первым председателем Координационного совета движения «Hyp» - Халит Яхин. Однако вскоре и в СМР и в «Нуре» вожди сменились. В СМР Халитова еще до выборов в Думу вытеснило коллективное руководство, в которое входили Абдул-Вахед Ниязов, муфтий Нафигулла Аширов, муфтий Мукаддас Бибарсов, Надиршах Ха-чилаев и Нурхалил Кусов. В «Нуре» вскоре после выборов в Думу власть перешла от Яхина к Вафе Яруллину и Максуду Садикову.

На выборах 1995 г. мусульмане особого успеха не имели. Джемаль вошел было в блок «Профсоюзы и промышленники», но отношения с лидерами «союза труда и капитала» Михаилом Шмаковым и Аркадием Вольским у него не сложились. Потом он попытался создать блок «Восточный союз России» на базе Исламского комитета и двух карликовых демократических партий - Партии конституционных демократов Виктора Золотарева и Буржуазно-демократической партии Евгения Бутова. Но из-за организационных ошибок Центризбирком отказался принять на заверение список кандидатов.

Список СМР Центризбирком заверил, но придрался к качеству подписей и в регистрации отказал. В этот список входили Рамазан Абдулатипов (являвшийся почетным председателем СМР) и знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, а в генеральный совет движения были записаны едва ли не все статусные мусульмане России, включая Минтимера Шаймиева и Муртазу Рахимова. По округам баллотировались несколько членов СМР, выдвинутых от групп избирателей. Избран был только один - уральский бизнесмен Малик Гайсин. В начале 1997 г. на дополнительных выборах в Махачкалинском округе депутатом Госдумы стал и Хачилаев.

«Hyp» сумел зарегистрировать свой список. Лидеры «Нура» утверждали, что в России якобы 18 млн. мусульман и все они проголосуют за единственный исламский список. Однако 17 декабря 1995 г. «Hyp» собрал только 0,57% голосов, уступив Партии любителей пива,

но опередив христианских демократов и даже социал-демократов. Ни одного мандата по мажоритарным округам «Hyp» не завоевал, но в утешение Ельцин даровал «Нуру» два места в созданном в июне 1996 г. Политическом консультативном совете (ПКС) при президенте РФ. Места эти заняли Яруллин и Садиков.

СМР после выборов 1995 года начал раскалываться: сначала отделился Бибарсов и создал движение «Мусульмане России», затем Кусов с Аслахановым зарегистрировали движение «Всероссийский исламский конгресс», а Ниязов и Каримов - движение «Рефах -Благоденствие». Гайсин после неудачной попытки создать в Думе межфракционное объединение депутатов-мусульман учредил совершенно неконфессиональную организацию «Промышленный союз». Зато в состав совета СМР вошел Гейдар Джемаль. В перерегистрации в качестве политического движения Минюст этой организации отказал из-за «конфессиональной» вывески. Интересно, что всех христианских демократов в 1998 г. благополучно зарегистрировали. В сильно усеченном виде Союз мусульман России просуществовал до лета 2003 г., когда был убит его председатель Хачилаев.

В июне 1999 г. была предпринята попытка создать коалицию мусульманских организаций для участия в выборах в третью Государственную думу. Было заявлено об учреждении блока «Меджлис», в который вошли «Hyp», Всероссийский исламский конгресс, «Мусульмане России» и «Рефах», а также спонсоры - руководители ЗАО «Нефтегаз-компани» Леонард Рафиков (бывший замминистра газовой промышленности СССР) и Марат Хайруллин. (Председателем Союза общественных объединений «Меджлис» был избран Рафиков, его заместителем - Хайруллин.) Однако уже в августе-сентябре 1999 г. блок «Меджлис» распался. Нефтегазовые спонсоры ушли в «Наш дом - Россия», что не принесло пользы ни им, ни партии Черномырдина.

После этого «Hyp», спонсором которого стал дагестанский банкир Магомед Раджабов, подготовил собственный список, но Центризбирком отказал ему в регистрации из-за несвоевременного оформления финансовых документов. «Мусульмане России» саратовского муфтия Мукаддаса Бибарсова поддержали «Яблоко» в благодарность за позицию партии Явлинского по чеченской войне. ИКР Джемаля опрометчиво примкнул к не попавшему в Думу «Движению в поддержку армии» Виктора Илюхина и Альберта Макашова. СМР в

1999 г. было не до выборов: Хачилаев находился в федеральном розыске, а в октябре 1999 г. он был арестован.

Удачливее других оказался «Рефах», который в последний момент попал в число учредителей блока «Медведь». Пять членов «Ре-фаха» стали депутатами: Ниязов, Башир Кодзоев, Курбан-Али Ами-ров, Ахмед Билалов, Каадыр-Оол Бичелдей. В том, что Бичелдей -буддист, а не мусульманин, нет ничего удивительного. Как раз в то время Ниязов стал выстраивать идеологию «Рефаха» по нормам «евразийства».

Сегодня ситуация выглядит следующим образом.

На основе «Рефаха» (который, впрочем, до сих пор существует в качестве юридического лица) была создана сначала Евразийская партия России, которая потом, заманив к себе на роль свадебного генерала православного коммуниста Павла Бородина, стала называться «Евразийская партия-Союз патриотов России» (ЕП-СПР). Теперь мусульман в ней осталось не больше половины. Под евразийством партия понимает антизападничество. По мнению ее членов, тюрко-славянская мусульманско-православная «Россияния» в союзе с Китаем, Индией и арабами должна противостоять Западной Европе и Америке. Этим ЕП-СПР отличается от партии «Евразия» Александра Дугина: дугинская Евразия простирается от Тихого океана до пролива Па-де-Кале и противостоит атлантической «неЕвразии», состоящей из Великобритании и США. ЕП-СПР составляет основу избирательного блока Павла Бородина «Великая Россия-Евразийский союз», куда входят еще пять карликовых партий. Одна из них - «Гражданская партия России» (ГПР) Дамира Серажетдинова. По составу руководства ГПР - партия мусульманская. В нее входят бывшие активисты СМР, «Рефаха» и недолго просуществовавшего «Союза евразийцев России» (СЕР). В блоке Бородина есть еще две партии, возглавляемые мусульманами: «Российская партия Мира» (Руслан Аушев) и «Интернациональная Россия» (Омар Бегов, лидер общества «Сталин»), но сами эти партии ничуть не исламские.

«Hyp» формально продолжает существовать и даже значится в списке Центризбиркома как одно из 20 политических общественных движений, имеющих право участвовать в думских выборах в блоке с какими-нибудь полноправными партиями. Однако лидеры «Нура» Раджабов, Яруллин и Садиков еще в 2001 г. создали Исламскую партию России (ИПР). Эту партию Минюст не зарегистрировал. Тогда ИПР была переименована в Партию справедливости и развития Рос-

сии (ПСРР). Такое словосочетание выбрано не случайно: это калька с названия умеренно-фундаменталистской партии, находящейся у власти в Турции. Был также создан оргкомитет партии «Истинные патриоты России» (аббревиатура ИПР сохранилась) во главе с сыном Раджабова Зауром.

Как ПСРР, так и «истинным патриотам» удалось получить регистрацию в Минюсте. Однако ПССР в отличие от ИПР не набрала необходимого для участия в выборах количества региональных отделений. Теперь ИПР имеет право выставить собственный список кандидатов или войти в один блок с движением «Нур». Забавно, что родство между Магомедом и Зауром Раджабовыми до последнего времени скрывалось. Однако официальные контактные телефоны обеих партий совпадают, а на форуме «Выборы-2003» в Манеже от имени «истинных патриотов» на все вопросы отвечал председатель ПСРР Магомед Раджабов, назвавшийся «лидером ИПР».

Как известно, ислам в России раздроблен не только на политическом уровне. Мусульманские политики, генетически связанные с СМР («Рефах», «Мусульмане России», «Евразийская партия», «Гражданская партия»), как правило, весьма критически относятся к традиционному «советскому» исламу и его лидеру муфтию Талгату Тад-жуддину. Гораздо ближе они к Совету муфтиев России. СМР, «Ре-фах», а затем ЕПР находились под духовным покровительством На-фигуллы Аширова - «альтернативного муфтия» Сибири. С московским муфтием Равилем Гайнутдином отношения у мусульман-евразийцев складываются по-разному и во многом зависят от отношений между Гайнутдином и Ашировым. Что же до Таджуддина, то верховный муфтий долгое время чурался прямого вмешательства в политику. Позже он пытался установить контроль над «Нуром», а после неудачи одарил своим покровительством не слишком мусульманскую «Евразию» Дугина.

«НГ-религии», М., 1 октября 2003 г.

ТАТАРСТАН: ДИАЛОГ КАК РЫЧАГ ВЛАСТИ

В течение многих лет известный российский этнолог, профессор, директор Института социологии РАН Леокадия Дробижева, с чьим мнением считаются и за рубежом, пристально анализировала процессы межнациональных отношений в Татарстане. Что оказалось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.