Научная статья на тему 'Российская Высшая школа в правление Александра I'

Российская Высшая школа в правление Александра I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1911
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIA / СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I / РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I / ПОПУЛЯРНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛО XIX ВЕКА / УСТАВ 1804 ГОДА / ПОЛОЖЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ / SYSTEM OF UNIVERSITY EDUCATION / EMPEROR ALEXANDER I / REFORMS OF ALEXANDER I / POPULARITY OF HIGHER EDUCATION / THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY / THE CHARTER OF 1804 / POSITION OF UNIVERSITIES / SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кекелёва Гульнара Байгалеевна

в статье рассматривается вопрос о влиянии политики преобразований Александра I в сфере просвещения и в центральном управлении на стремительное развитие Российской высшей школы в начале XIX в. Устав 1804 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article considers the influence of the transformation policy of Alexander I in the field of education and in the central administration on the rapid development of the Russian higher school in the early 19th century. The Charter of 1804.

Текст научной работы на тему «Российская Высшая школа в правление Александра I»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

УДК 9

DOI 10.21661/Г-462920

Г.Б. Кекелёва

РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о влиянии политики преобразований Александра I в сфере просвещения и в центральном управлении на стремительное развитие Российской высшей школы в начале XIX в. Устав 1804 года.

Ключевые слова: система университетского образования, император Александр I, реформы Александра I, популярность высшего образования, Россия, начало XIX века, Устав 1804 года, положение университетов, система народного образования.

G.B. Kekelyova

RUSSIAN HIGHER SCHOOL IN THE REIGN OF ALEXANDER I

Abstract: the article considers the influence of the transformation policy of Alexander I in the field of education and in the central administration on the rapid development of the Russian higher school in the early 19th century. The Charter of1804.

Keywords: system of university education, Emperor Alexander I, reforms ofAlex-ander I, popularity of higher education, Russia, the beginning of the XIX century, the Charter of1804, position of universities, system of public education.

В 1755 г. был открыт первый российский университет - Московский. В 1802-1803 гг. были открыты Дерптский и Виленский университеты, в 1804 г. появился Казанский университет, в 1805 г. - Харьковский (как и Виленский, созданный на базе гимназии), в 1816 г. открылся Варшавский университет, в 1819 г. в столице Российской империи появился Петербургский университет (на месте Главного педагогического института), в 1834 г. - Киевский [4, с. 15], таким образом, можно сказать, что университетская система образования России начала зарождаться в начале XIX века.

Старейшим университетом Европы считается университет в итальянском городе Болонья, основанный в 1088 г. (действующий и в наше время). Несмотря на вековую разницу в создании университетской системы России и европейских стран, считается, что уже через сто лет существования университетов России можно было сравнивать научные достижения российских и европейских профессоров, в чем же причина такого стремительного развития Российской высшей школы в начале XIX века? Рассмотрим, что происходило в России в годы царствования Александра I (1801-1825 гг.) и как его политика преобразований в сфере просвещения и в центральном управлении повлияла на формирование российской высшей школы.

В самом начале своего правления Александр I (1801-1825 гг.) приступил к реформированию России, что существенно отразилось на развитии страны в последующие годы. Но до сих пор остается открытым вопрос о провале его реформ. На эту тему написано большое количество статей. Одни авторы идеализируют политику Александра I, другие подчеркивают ее реакционный характер, третьи считают, что при всей противоречивости его политики трудно усомниться в искренности желания императора провести либеральные реформы в России [6, с. 229]. И при всем этом нельзя не отметить существенное влияние преобразований Александра I на развитие российской высшей школы.

Задуманные им реформы должны были стать продолжением политики Петра I и Екатерины II и предназначались для получения возможности решить многие государственные проблемы. Для осуществления этих замыслов необходим был слой хорошо образованных людей, готовых на государственной службе применить не только свои знания, но и стремления к преобразованию жизни государства в целом. Но в конце XVIII века популярность университетского образования в России была очень низкая, это объясняется тем, что был маленький приток студентов из ведущего служилого сословия - дворянства, так как считалось, что учеба в университете не пригодится им в военной службе. Они учились в гимназии, а потом сразу поступали в кадетские училища или шли на военную

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

службу. Разночинцы чаще поступали в духовные семинарии, так как не имели средств для самостоятельной оплаты учебы в университете [5, с. 63].

Именно Устав 1804 года стимулировал дворянские семьи отдавать своих детей в студенты, закрепив за званием студента университета права на чин 14 класса. Аттестат, полученный после окончания университета, давал поддержку при поступлении на службу. Изначально университет рассматривался государством только как учебное заведение для подготовки чиновников, которых можно забирать на службу, не дожидаясь конца обучения. Многие студенты, не окончив курса, направлялись на работу в Сенат и другие государственные учреждения, назначались учителями, врачами [5, с. 65].

Таким образом, возлагая на университеты большие надежды, Александр I объявил о появлении нового университетского устава, в первую очередь который провозглашал: - независимость университетов от других государственных учреждений России; - наделение университетов правами внутреннего самоуправления. Устав определял статус высшего учебного заведения, в нем же отображалось настоящее положение университетов в системе образования России. Университетский устав - это закон, определявший механизмы организации научной, учебной, административной деятельности университета, регулирующий правовой статус студентов и преподавателей, утверждавший формы контроля над выполнением возложенных на него государством обязанностей [4, с. 16].

Устав 1804 года был уставом трех университетов: Московского, Харьковского и Казанского. Изначально Александр I утвердил три устава для этих учебных заведений, они отличались друг от друга только несколькими статьями, что позволило говорить о появлении общего устава российских университетов.

Проанализировав университетский Устав 1804 года, можно выделить его основные достоинства. Он объявлял всесословность высшего образования (гл. 10, §112) и его доступность всем слоям общества, так как учиться можно было бесплатно. Устав предоставлял университетам существенную самостоятельность: голосованием можно было выбирать ректора, проектора, деканов,

профессоров; была возможность создавать собственные органы управления, судебной и исполнительной власти, независимые от государственной администрации. Устав способствовал улучшению работы университетов, повышению их популярности, что, конечно, дало большой толчок развитию российской высшей школы в начале XIX века.

Но нельзя не отметить тот факт, что реформы проводились в период существования самодержавной Российской империи, с полным государственным регулированием и контролем. Как сказано в Уставе 1804 года, университеты были поставлены под Высочайшее покровительство Его Императорского Величества, под главное управление министра народного просвещения и поручались «особому ведению» попечителей учебных округов (гл. 1, §2). Например, попечителю разрешалось оказывать влияние на университетский уклад жизни (гл. 1, §5, гл. 2, §15,17, гл. 6, §66,70 и др.), тоже разрешалось и министру народного просвещения (гл. 2, §15, гл. 4, §39, гл. 6, §56, 61,70 и др.). Ни одно важное событие не получало законной силы без их утверждения. Должность ректора также требовала разрешения самого императора (гл.2 , §13). При университетах создавались библиотеки, типографии, но все, что в них находилось и печаталось, должно было проверяться цензурным комитетом (гл. 16). Сама идейная основа Устава 1084 г. оказалась противоречивой, т.к. либеральные идеи преобразований столкнулись с государственным регулированием, бюрократией, вседозволенностью власти. Находясь на государственном бюджете, российские университеты сильно зависели от пожертвований, на которые выплачивались именные стипендии, создавались библиотеки, музеи, больницы, строились новые университетские корпуса. В начале XIX века шло тесное взаимодействие высших учебных заведений и правительства, приобретавшее то форму конфликтов, то сотрудничества [2, с. 13]

Изучение российской высшей школы в начале XIX века представляет большой исторический, культурный и общественный интерес. Из всех реформ, проводимых Александром I, самыми прогрессивными были реформы университетов и системы народного образования, так как, по мнению многих историков, они

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

напрямую не затрагивали основ крепостного строя и российской бюрократической системы [4, с. 21]. Реформы затронули всех людей, находившихся на государственной службе. Университеты, как научные и социальные центры, оказали существенное влияние на развитие и пробуждение общественного сознания молодых людей, для которых научные знания и образованность позволили приносить пользу государству. В начале XIX века университет закончили многие известные ученые, писатели, общественные деятели, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие России. Несмотря на то, что реформы Александра I не добились того результата, на который рассчитывались, они значительно продвинули развитие народного образования России и развитие российских университетов в частности.

Список литературы

1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - 85 с.

2. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 312 с.

3. Новиков М.В. Становление университетского образования в России / М.В. Новиков, Т.Б. Перфилова // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. - 2011. - №4. - Т. 1. - С. 7-19.

4. Новиков М.В. Создание системы университетского образования в России и Устав 1804 г. / М.В. Новиков, Т.Б. Перфилова // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. - 2012. - №1. - Т. 1. - С. 15-22.

5. Феофанов А.М. Университет и общество: студенты Московского университета XVIII начала XIX века (социальное происхождение и быт) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. - №4. - С. 62-72.

6. Швец Ю.П. О причине провала реформ Александра I // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - №4-5. - С. 229-231.

7. Университетский Устав (5 ноября 1804) / Летопись Московского университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://letopis.msu.ru/documents/327

Кекелёва Гульнара Байгалеевна - магистрант ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, Оренбург; учитель английского языка МБОУ «Баландинская СОШ», Россия, с. Баландино.

Kekelyova Gulnara Baigaleevna - graduate student at FSBEI of HE "Orenburg State Pedagogical University", Russia, Orenburg; English teacher at the Balandinsky Comprehensive School, Russia, Balandino village.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.