ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
СТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УСТАВА 1804 ГОДА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Тринкунас Т.И.
Тринкунас Татьяна Игоревна - магистрант, кафедра отечественной истории, Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматривается процесс создания Университетского устава 1804 г. А также анализируются важнейшие положения данного Устава. Ключевые слова: Александр I, Просвещение, Устав 1804 года.
В начале своего правления Александр I основал три высших учебных заведения [5, с. 6]. Как мы помним, первый университет Российской империи был создан в 1755 году, он действовал по своему уставу, однако появление других университетов ставило вопрос о том, что нужен общий устав, по которому они все смогут функционировать. Устав определял место и роль университетов в политике, проводимой государством в области просвещения. Именно устав раскрывает уровень организации высшего учебного заведения, но также это свод правил.
Вопрос о народном просвещении начал обсуждаться с конца декабря 1801 г. на Негласном комитете.
Точки зрения по вопросу выбора модели образования среди членов комитета различались. Существовала французская модель, заключавшая в себя систему профессиональных училищ, членом которого являлся граф П.А. Строганов. Другой моделью была немецкая система образования, которая впоследствии была выбрана царем Александром I. Причина выбора немецкой модели образования заключалась в том, что большое влияние на царя оказывал его воспитатель -Фредерик Сезар де Лагарп, немец по происхождению, прививавший ему идеи духа свободы эпохи Просвещения. И в секретной записке, отправленной царю 16 октября 1801 г., именно им была впервые выдвинута идея создания Министерства народного просвещения [4, с. 353].
Разобравшись с тем, какую модель использовать, в марте 1802 года был создан Особый Комитет, целью которого была разработка системы учебных заведений, одной из целей было также определение округов для открытия новых университетов. Членами были: сенаторы Муравьев и Потоцкий, Н.И. Фус и др. Были определены учебные центры, разработана часть законопроекта, касающаяся устройства и управления училищами трех уровней [4, с. 353]. Стоит отметить тот факт, что комитет занимался анализом уставов Академии наук, Московского университета, чтобы сравнить с действующими уставами иностранных учебных заведений и сделать поправки. Однако мы не можем утверждать о точных результатах деятельности этого Комитета, так как сохранилось мало данных в архивах. «Университетский» вопрос не был решен, но деятельность Комитета была важным шагом для последующей университетской реформы и создания Устава 1804 года. В сентябре 1802 года было создано Министерство народного просвещения. В его обязанности входило: ведомство кадровым составом университетов; составление сводов правил и уставов для образовательных учреждений [5, с. 8-9]. С 1803 года в ведении министерства находилась Императорская Академия наук [5, с. 13]. Но уже с ноября 1802 г. «университетский вопрос» был изъят из компетенции Комиссии об училищах (созданной при министерстве просвещения) и самого Министерства народного просвещения.
Значительную роль в процессе составления университетского Устава 1804 г. сыграл проректор Дерптского университета Г.Ф. Паррот. Сам Г.Ф. Паррот был человеком очень образованным, разносторонним, и имел тесную дружбу с самим Александром I, который разделял его взгляды на развитие Российской империи [4, с. 355-356]. Благодаря ему был утвержден Устав Дерптского университета 12 сентября 1803 г. В «Акте постановления» Дерптского университета закрепляется «университетская автономия», которая в свою очередь перешла на другие университеты. В этом уставе впервые были сформулированы частично перешедшие и в Устав 1804 г. статьи, направленные на соединение университетской науки и преподавания.
«Общий» Устав составлялся медленно, осторожно, требовались практические модели, на который он мог бы опираться, коим и стал «Акт постановления» Дерптского университета. Однако то, что он был «общим» не означало, что в нем нельзя было сделать небольшие поправки, в соответствии с местностью, где находился университет. Университетский Устав вышел 5 (17) ноября 1804 года. По уставу университеты становились автономными, получали демократию при решении вопросов университета, но все же не удалось ввести свободу преподавания. Особенно важным местом в Уставе является параграф 187: «Университет и Профессора порознь выписывают беспрепятственно все сочинения какого бы они содержания ни были; но Цензурный Комитет обязан просмотреть те из них, кои для Университетской Библиотеки назначены, и сообщает Библиотекарю на замечание, если которые признает соблазнительными или вредными» [1]. Здесь содержатся те либеральные начала, за которые в последующем деятельность университетов будет ставиться под вопрос.
Еще до проявления кризисной ситуации в общественном настроении, вызванной Отечественной войной, уже с 1805г. начинают приниматься меры по предупреждению «реформаторских увлечений». И уже с этого времени государство начинает привлекать «Божие» на служение государственному порядку [6, с. 87].
Неудивительно, так как институт церкви всегда поддерживал основы самодержавия, царской власти. Для этого начинает проводиться ряд мер: так в 1808 была учреждена «Комиссия духовных училищ», которая составила первый устав духовно-учебных заведений, по которому они распадались на три группы: низшие — духовные училища (уездные и приходские), средние — духовные семинарии и высшие — духовные академии. А уже с 1811 г. евангельское учение становится обязательным для изучения в школах [6, с. 87].
В 1814 году издается указ на имя Комиссии духовных училищ, который развивает программу духовного просвещения [2, с. 911]. Александр и его правительство опасались «злоупотребления разума», на предотвращение чего и был направлен указ. Здесь мы наблюдаем ситуацию, когда происходит отход от проводимой политики в области просвещения первого десятилетия XIX века. Устав 1804 года, безусловно, продолжает функционировать, но если раньше факультет «Толкования Священного Писания и Церковной Истории» являлся одним из факультетов отделения нравственных и политических наук, то с этого времени, он становится приоритетным.
В 1813 г. 11 (23) ноября Александр I издает указ об основании Российского библейского общества, и первым его президентом становится князь А.Н. Голицын. Главной целью этого общества было: «разъяснить людям великую важность Библии, распространять чтение ее, убеждать к употреблению ее в воспитании» [7, с. 23]. Объяснялось это тем, что незнающие слов Библии не могут найти путь к спасению. Из этого исходит, что люди могут навредить сами себе своим незнанием. Общество же делает благое дело, распространяя слово Божие. Другой целью, не менее важной, было: «исправление нравов между азиатскими народами Русской империи и распространение между ними христианства через сообщения ими книг св. писания на их языках» [7, с. 23.].
Какова же была причина того, что политика Просвещения Александра I изменилась? Как уже было сказано, основную роль в этом сыграла Отечественная война 1812 года. Российские солдаты, воевавшие на территории других государств,
15
видели их положение дел, быт и культуру. Не случайно российское правительство боялось распространения вольнодумства в кругах военных, а так же студентов, которые были отправлены учиться за границей. Это могло стать большой угрозой для империи. Так и произошло, стоит вспомнить лишь восстание декабристов. Христианство же помогало утешить солдат, вернувшихся с войны, разряжая тем самым накал, который был в настроении общества.
В это время кардинально меняется курс образовательной политики, теперь стоит задача - создать государство, в котором все христианские религии были бы равны, и ценность научного знания замещается просветлением от Библии. Общехристианское государство Александра - это мистицизм Европы конца 18 в., в котором мировое единство постигается с помощью христианских учений, объединенное под одно -евангельское. Не стоит забывать и про романтизм России 19 в., который был реакцией в сфере культуры на Французскую революцию. Но и агитационно-массовая деятельность внутри страны, которая способствовала поднятию боевого духа во время войны, после, стала фактором раздражения, агрессии. Психика людей усваивала за образец решения конфликтов споров насильственный способ. Христианство же помогало утешить солдат, вернувшихся с войны, разряжая тем самым накал, который был в настроении общества.
Многоэтничный состав Российской империи также требовал объединения народов под единым началом. И, как мы понимаем, единое начало - это не просвещение в европейском духе. Библейское общество способствовало распространению христианства: разрабатывало пособия для школ, в которых основное место занимали религиозные догматы; занимались переводом Библии, на языки народов России и т.д.
Но консервативно настроенная часть двора Александра, так например, А.С. Шишков, и служители православной церкви были против проводимой мистической идеологии с помощью евангельских текстов.
В 1824 году А.С. Шишков становится министром народного просвещения. Этот факт показывает, что курс политики в области просвещения, образования, изменился в сторону консервативной партии. Деятельность Библейских обществ запрещается. В то же время, университетская политика становиться строже и теперь строиться на религиозно-нравственных началах в обучении. В двадцатых годах эта идея воплотилась в походы М.Л. Магницкого и Д.П. Рунича на университеты. Православие стало основой для воспитания юношей. Прежние учебники и учебные руководства признали западными и подвергли цензуре.
Устав 1804 г. явился важным шагом в развитии университетского образования в России, был создан прецедент в российской истории, даровав автономию университетам. Но все же, это оставалось более на бумаге, чем претворено в жизнь. Причиной этому была борьба различных группировок, партий, находившихся при дворе императора. Каждая из них видела свой способ просвещения, развития страны.
Список литературы
1. Университетский Устав (5 ноября 1804). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://letopis.msu.ru/documents/327/ (дата обращения: 10.02.2017).
2. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XXXII. № 25.673. СПб., 1830.
3. Аврус А.И. История Российских университетов. М.: «Общественный научный фонд», 2001. 85 с.
4. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.
5. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в. М.: «Языки русской культуры», 2000. 340 с.
6. Котович А.Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). СПб., 1909. 607 с.
7. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. Петроград, 1916. 478 с.
16