Клименко Татьяна Михайловна
доктор юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой уголовного права и криминологии Института права Тольяттинского государственного университета (e-mail: [email protected])
Чирков Станислав Валерьевич
соискатель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Российская уголовно-правовая политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков
В статье раскрываются некоторые вопросы, связанные с российской уголовно-правовой политикой в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков (НОН). Рассматриваются основные направления антинаркотической политики на международном уровне.
Ключевые слова: уголовно-правовая политика, незаконный оборот наркотиков, противодействие, преступления.
T.M. Klimenko, Doctor of Law, Assistant Professor, Head of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Law Institute of the Togliatti State University; e-mail: [email protected];
S.V. Chirkov, Competitor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Russian criminal policy in the area of drug trafficking countermeasures The article develops some of the issues related to Russian criminal policy in the area of drug trafficking countermesures. The main directions of anti-narcotic policy at the international level are considered. Key words: criminal policy, drug trafficking, countermesures, crimes.
При разработке и внедрении мер противодействия НОН следует учитывать то обстоятельство, что получаемые от него сверхприбыли служат для ряда лиц с неустойчивой социальной позицией, особенно наркозависимых, «мерилом» для самоутверждения и быстрого обогащения.
В свою очередь, наркомафия, а сейчас можно уже утверждать, что такое негативное явление присуще и нашему обществу, вкладывает огромные денежные средства для укрепления и расширения своих позиций не только на российском, но и на мировом наркорынке.
Для этого руководители преступных сообществ осуществляют постоянную работу, включающую разработку новых видов нарко-тиков,путей их транспортировки, контрабанду наркотиков, поиск новых лиц как для потребления наркотиков, так и для задействования в их незаконном обороте.
К сожалению, в настоящее время меры противодействие НОН недостаточно эффек-
тивно, что подтверждается и данными официальной статистики. Например, в Ежегодном всемирном докладе о наркотиках за 2013 г. указано, что начиная с 2009 г. Россия занимает лидирующее положение по количеству наркозависимых лиц, потребляющих наркотики инъекционно.
При этом согласно данному Докладу, если в 2011 г. примерно каждый 50-й россиянин в возрасте 15-60 лет (2,29%) употреблял наркотики путем инъекций, то в настоящее время количество лиц указанной возрастной категории выросло до 3,14%.
Более того, одной из опасностей немедицинского потребления наркотиков является рост таких заболеваний, как гепатит «С» и ВИЧ-инфекции. В последние годы Россия занимает, наряду с Сейшелами, второе место в мире по указанным показателям, а число лиц с данными заболеваниями за 2008-2014 гг. выросло более чем на 500 тыс. человек [1].
54
Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 г., как и прежний уголовный закон, является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории государства. В связи с этим именно его можно считать основным в вопросах государственной антинаркотической политики, в части закрепления перечня норм, предусматривающих ответственность за НОН (ст. 228-2341 УК РФ). Так, новый УК РФ содержит ряд новаций по сравнению с УК РСФСР 1960 г. (ст. 2282-2284, 2311).
Например, в уголовно-правовой оборот был введен ряд новых понятий, таких как «психотропные вещества», «аналоги наркотических средств», «аналоги психотропных веществ», «производство прекурсоров». Это связано с тем, что современные реалии предопределили недостаточность использования в уголовном законе ранее закрепленных в УК РСФСР предметов наркопреступлений, таких как «наркотические средства», «опийный мак» и «конопля».
При решении вопросов, связанных с освобождением лица от уголовной ответственности за деяния, не связанные со сбытом наркотиков, следует учитывать основания и условия освобождения, указанные в примечании к ст. 228 УК РФ. Таким образом, виновному лицу предоставляется возможность загладить свою вину и избежать соответствующего наказания.
С другой стороны, государственная уголовная политика посредством обязательного участия виновного предопределяет выявление и раскрытие незарегистрированных преступлений, раскрытие уже зарегистрированных, а также предотвращение готовящихся и т.д., что способствует повышению качества противодействия НОН.
Тщательный анализ правоприменительной практики, в том числе прошлых лет, направлен на корректировку положений правовой политики государства в целом и уголовно-правовой политики в частности.
Проанализировав положения только ст. 228 УК РФ, можно сделать вывод, что действующий уголовный закон, а следовательно, и антинаркотическая государственная политика стала более сурова по сравнению с первой половиной 90-х гг. прошлого столетия.
Современная антинаркотическая политика государства направлена на решение наиболее приоритетных задач в сфере противодей-
ствия наркоэкспансии и обеспечения безопасности Российской Федерации.
По мнению директора ФСКН России В.П. Иванова, приоритетными направлениями в деятельности указанной службы являются решение задач по снижению роста наркотизации населения страны, особенно лиц подростково-молодежного возраста, выявлению и ликвидации каналов сбыта наркотиков, включая их контрабанду, укреплению и расширению международных связей в сфере противодействия НОН [2].
В одном из своих выступлений директор ФСКН России В.П. Иванов отмечал, что эффективность принимаемых государством мер противодействия НОН находит соответствующее подтверждение и в цифрах официальной статистики смертности от потребления наркотиков за 2003-2014 гг.
По данным вице-президента фонда «Позитив» по профилактике наркомании и общественным связям Б. Мартынова, средний возраст погибшего наркомана в России - 28 лет. В настоящее время 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов - это люди в возрасте от 16 лет [2].
Статистика МВД России еще более тревожна: 70% всех наркоманов - это подростки и молодежь, употреблявшие наркотические и токсические вещества хотя бы один раз в жизни, из них 56% мальчиков и 20% девочек.
Кроме того, по данным Министерства внутренних дел РФ, число наркоманов постоянно увеличивается, а возраст, в котором начинают принимать наркотики, наоборот, снижается. Сейчас он составляет 11-12 лет. В 2013 г. в столичных вузах и школах провели эксперимент -принудительное тестирование для борьбы с наркозависимостью.
Обследование среди школьников проводилось с помощью: социально-психологического анкетирования и тестирования крови. Как выяснилось, опыт употребления наркотиков имеют 10-13% учащихся, т.е. каждый 10-й.
Арифметика простая: в средней школе от 700 до 1000 учеников, в том числе 100-200 старшеклассников. Из них 10-20 человек когда-либо пробовали наркотики. Два десятка на каждую школу!
Как правило, в среде школьников непопулярны тяжелые наркотики, например героин, а если они и имеют место, то в единичных случаях и не играют решающей роли. Наркотиза-
55
ция обычно начинается с конопли, стимуляторов, клубных наркотиков, галлюциногенов.
Статистика обследования студентов отличается в зависимости от курса. Учащиеся первых курсов, как правило, имеют такой же опыт употребления наркотиков, как и старшеклассники. Пик увлечения наркотиками приходится на 2-й курс: опыт знакомства с ними имеют от 15 до 30% студентов.
На сегодняшний день в России регулярно употребляют наркотики 5,99 млн. Официальная же статистика по наркомании приводит куда меньшую цифру - 500 тыс. наркоманов. Однако это те, кто добровольно обратился за помощью в лечении от наркозависимости и встал на медицинский учет.
Однако даже в этом случае помощь может быть оказана не всем нуждающимся в ней, т.к. медицинские учреждения могут проводить лечение не более 50 тыс. человек. От общего числа наркоманов в России, по статистике, 20% - это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% - люди более старшего возраста [3].
Кроме потребления молодежью наркотиков, в российском обществе сегодня назрела такая проблема, как немедицинское употребление одурманивающих веществ.
Так, на территории России курительные смеси распространяются под разными названиями - Spice (Spice Cold, Spice XXX, Spice Tropical, synergy, Spice Diamond, Pep Spice), SENCE, EX-SES Platinum, Zoom, Yucatan Fire и др. Оборот аналогичной продукции запрещен в Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Польше, Австралии, Японии, Новой Зеландии и США [4].
Суть проблемы оборота одурманивающих веществ в том, что они не входят в Списки I и II [5], т.е. не являются наркотическими средствами и психотропными веществами, но приобретаются населением для потребления с целью достижения состояния эйфории.
Это и «спайсы», и «легальные (незапре-щенные) наркотики», и «дизайнерские наркотики», и «курительные смеси», и «интернет-смеси».
Кроме того, зафиксированы факты продажи всем желающим порций веселящего газа
(закись азота, «кислородные шарики», «воздух Ибицы») [6] в воздушных шариках. Однако они не являются наркотиками, алкоголем, «спайсом» и «курительной смесью».
Закись азота внесена в Список одурманивающих веществ, утвержденный Постоянным комитетом по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. № 51/7-96 [7, с. 5], наряду с эфиром, хлороформом, толуолом и им подобными химикатами.
На международном уровне основные направления антинаркотической политики Российской Федерации должны заключаться в следующем:
ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, а также в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий;
укрепление усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных юридических и физических лиц для существенного сокращения незаконного оборота и потребления наркотиков, масштабов их последствий, в целях охраны здоровья личности, безопасности общества и государства;
включение в основные и дополнительные учебные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории;
улучшение благосостояния российских граждан, прежде всего лиц подростково-молодежного возраста, что позволит снизить уровень наркомании до пределов, не опасных для общества;
создание научно обоснованной общероссийской организационно-методологической основы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с НОН, включая дифференцированный и индивидуализированный подход в решении различных аспектов соответствующих проблем.
56
1. Всемирный доклад ООН о наркотиках за 2013 г. // Интернет-портал СНГ.
2. О приоритетных направлениях государственной политики в сфере борьбы с наркоманией: выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на «правительственном часе» на заседании Совета Федерации: 19 февр. 2014 г., Москва. URL: http://www. fskn.gov.ru (дата обращения: 12.01.2015).
3. Справка по статистике наркомании за 2009-2013 гг. URL: [email protected] (дата обращения: 30.12.2014 г.).
4. Об усилении надзора за реализацией курительных смесей: письмо ФМБА РФ от 22 янв. 2010 г. № 32-024/33. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (в ред. от 26 февр. 2013 г.) // Собр. законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.
6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: пояснительная записка к проекту Федерального закона. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
7. Бабаян Э.К. Список одурманивающих препаратов по состоянию на январь 2005 года // Новые лекарственные препараты. 2005. Вып. 11.
1. The world report of the UN on drugs for 2013 // Internet portal of CIS.
2. On the priority directions of a state policy in the sphere of fight against drug addiction: speech of the director of FDCS of Russia V.P. Ivanov at «government hour» at a meeting of the Federation Council on Febr.19, 2014, Moscow. URL: http://www.fskn.gov.ru (date of access: 12.01.2015).
3. The inquiry according to drug addiction for 2009-2013. URL: [email protected] (date of access: 30.12.2014).
4. About strengthening of supervision of realization of smoking mixes: letter of FMBA of the Russian Federation d.d. Jan. 22, 2010 № 32-024/33. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. About the approval of the List of the drugs, psychotropic substances and their precursors which are subject to control in the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 30, 1998 № 681 (as amended on Febr. 26, 2013) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1998. № 27. Art. 3198.
6. About modification of the Code of the Russian Federation on administrative offenses: explanatory note to the draft of the Federal law. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
7. Babayan E.K. The list of the stupefying preparations as of January, 2005 // New medicines. 2005. Iss. 11.
57