УДК 316.4+378
мокшин василий кириллович, доктор политических наук, профессор кафедры политологии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 170 научных публикаций
российская реальность в контексте социологического знания студентов университета
В статье анализируются механизмы воздействия социальной реальности современной России на образовательный процесс и формирование научных социально-политических знаний у студенческой молодежи в процессе изучения курса социологии. Проанализированы пути повышения творческой активности студентов при изучении курса социологии.
ключевые слова: социальная реальность, социально-политические знания, политическая социология, творческие проекты студентов, культура самостоятельной работы.
Процессы общественной и политической трансформации в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков привлекли внимание ученых, работающих в разных областях знаний. Особенно большой интерес вызвали изменения в политической системе и политической жизни современной России. Необходимость осмысления этих процессов привела к интенсивному развитию научного социально-политического знания. Институализация в России социологии и относительно новой научной дисциплины - политической социологии предполагает включение студенческой молодежи в систему выработки, принятия и реализации политических решений.
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является
© Мокшин В.К., 2012
все большая его глобализация и информатизация. Овладение будущими специалистами основами социологии и демократической культуры -одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Интерес к познанию социально-политической сферы общества со стороны молодежи объясняется тем, что политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований в нашей стране, являясь фактом, противоречия которого трудно осмыслить без систематического изучения социально-политической теории.
Применение методов социологической науки при изучении сферы политики позволило
воспринимать факты политической жизни не только как борьбу между классами (нациями, государствами), но и как взаимодействие заинтересованных групп, происходящее в формах сотрудничества, соперничества, конфликта, консенсуса и т. п. Поэтому политическая социология, как часть общей социологии, направляет свой исследовательский фокус на социальные институты и социальные общности, которые оказывают воздействие на политическую власть и государство.
Новый угол зрения на социально-политическую сферу потребовал пересмотра концептуального багажа и методологии исследования с позиций междисциплинарной методологии. В связи с этим усилился интерес российских исследователей к работам западных социологов, накопивших значительный опыт в изучении конфликтных ситуаций и разработке рекомендаций по управлению конфликтами. На русский язык переведены, а следовательно, введены в дискурс российской социальной мысли наиболее значительные работы классиков мировой, в частности европейской и американской, социологии. На их основе уже в начале 1990-х годов были проведены первые социологические исследования возникших в обществе конфликтов, в т. ч. политических.
Демократизация российского общества активизировала социальные группы и социальные общности, втянула в свою орбиту в той или иной мере все население страны и социальнополитические институты. С одной стороны, демократизация на каком-то этапе отвечала социальным ожиданиям масс, а с другой - вызвала к жизни новые проблемы и противоречия, и даже острые политические конфликты. В социально-политический процесс вошли новые субъекты с ценностями и идеалами либерализма и гражданского общества.
Однако процесс демократизации в России вызвал разрушительные тенденции в системе управления страной в результате некритического внедрения в политическую практику страны норм и стандартов западной демократии, воспринимаемой как некий эталон, имманентное
свойство «цивилизованных государств». Следствием политики «вестернизации» через внедрение политического и идеологического плюрализма, многопартийности, новой избирательной системы наряду с положительными моментами развития страны возникли отрицательные процессы, приведшие к потере авторитета власти, ослаблению государства, минимизации его роли в решении насущных социально-политических проблем. Обозначилась и обострилась проблема отчуждения власти от общества.
Противоречивость социально-политических перемен в экономической жизни общества порождает глубокие расхождения в теоретических взглядах и политических позициях отдельных людей и социальных групп. Каждая социальная группа имеет свой статус в обществе, поскольку занимает разное место в социально-политических отношениях современной России. Новые имущие социальные группы в качестве своего жизненного кредо ставят присвоение прибавочного продукта, а потому стремятся организовать политическую систему таким образом, чтобы она выражала только их интересы. Однако этим позициям противостоят интересы социальных групп, находящихся на периферии социальной структуры общества. Вот почему необходим социально-политический анализ роли различных социальных субъектов в политической жизни общества.
Знания о субъектах, которые осуществляли экономические реформы при консультировании западных экспертов, не учитывавших специфику российской ментальности, состояние массового сознания, традиции российского опыта экономического строительства, реальных интересов разных социальных групп, сегодня особенно востребованы. Они необходимы при анализе системного кризиса, поразившего общество, поскольку он еще не преодолен, и усугубляется под воздействием глобального финансового кризиса. Необходим социологический анализ новой политической элиты, равнодушной к достижению общегосударственного блага и отражающей в своей
политике частно-групповые интересы новых собственников, возникших после приватизации госсобственности.
В обществе современной России произошла резкая социальная поляризация, снижение жизненного уровня населения, неясность дальнейших перспектив и неуверенность в завтрашнем дне, что подготовило почву для усиления про-тестных движений. Экономическое недовольство все больше приобретает политический характер. Проведенные социологические исследования зафиксировали рост недоверия масс политическому режиму, позволили выявить причины и мотивацию политического поведения разных групп населения, составляющих в своей совокупности новую социальную структуру общества. Недостаточная развитость среднего класса в новой социальной структуре при наличии незначительных по численности групп богатых и сверхбогатых людей, слоя мелких собственников, люмпенизированных и маргинальных групп делают социально-политическую ситуацию в обществе в целом весьма нестабильной и опасной.
Особенно это недовольство и протестное настроение стало новым феноменом после парламентских и президентских выборов в России. Выступления на Болотной площади в Москве многотысячных демонстрантов не означает неизбежность социального взрыва и новых политических потрясений. Как показали социологические опросы, наиболее сильно распространено недовольство статусом-кво среди населения крупных городов и относительно пассивной части населения, ориентирующейся на ценности и установки советского периода истории страны. Что опасно для власти, так это то, что социальное недовольство концентрируется в рабочих поселках, профильных городах, сельской местности. Конечно, это не свидетельствует о том, что массовые активные выступления (особенно в больших городах) приведут к политическому кризису в обществе. Однако при дальнейшем ухудшении социальноэкономического положения, растущей угрозе межнациональных конфликтов и сепаратизма,
активизации радикальной оппозиции вероятность политического кризиса серьезно возрастает. Попытки властей стабилизировать существующий социально-экономический и политический порядок вряд ли обеспечат желаемый результат в перспективе. Компромисс между интересами политической элиты (особенно ее коррумпированной части) и большинства населения не может быть долговременным, несмотря на все попытки расширить политическое участие населения через Народный фронт под эгидой партии «Единая Россия». Стремление нынешней политической элиты сохранить существующий порядок увеличивает опасность сползания к авторитарным механизмам власти с потерей при этом социальной опоры.
Российская социология призвана объяснить противоречия переходного социально-политического состояния общества при отсутствии ясной общенациональной цели. В этой ситуации социологические знания и политическая культура нужны не только студентам вузов, но и любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, объектом манипуляции и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Сознательное восприятие политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве -забота всего общества и прежде всего высшей школы страны. И в этом процессе социология -важное условие утверждения и функционирования демократического общества.
Интенсивно развивающаяся социология характеризуется не только освоением достижений мировой социологии, но и активным проведением многочисленных и самых разнообразных исследований общественных проблем и феноменов общественной жизни, в частности его модернизации. Сравнивая результаты опросов за последние 15 лет, социологи констатируют постепенное изменение национального
менталитета россиян по мере расширения группы модернистов. Но до сих пор она составляет только 23 % общества и «распылена» по различным социальным группам. Авторы отмечают наличие многочисленных препятствий для ускоренного прохождения через модернизацию. На пути модернизации существуют и такие препятствия, как отсутствие у россиян идеи гражданского участия - только 3 % признают свою ответственность за происходящее в стране. Доминирует неверие россиян в то, что они могут повлиять на положение дел в стране, а это 80 % опрошенных1. Сказывается и глубокое недоверие граждан к представителям деловой среды, которые своим поведением демонстрируют полное пренебрежение к людям и обществу2.
Российское общество находится в ситуации перехода от одной общественной модели к иной. Однако, что это за модель, каковы ее содержательные, качественные и количественные характеристики, ясности нет. Вклад в решение этого вопроса должны внести формирующиеся в рамках социологии научные теории и концепции. Накопление значительного количества эмпирического материала делает возможным и предполагает его дальнейший синтез в логически стройную концепцию изучаемой социальной реальности.
Появление богатого фактического материала и новых идей в теории социальной науки дают основание для проведения широких социологических обобщений, для кристаллизации научных концепций, которые следует рассматривать как конечный обобщенный научный продукт. Составной частью единой картины мира является концептуализация, т. е. процесс создания научных концепций, включающий в себя различные этапы и процедуры исследования. Поэтому актуализируется проблема выбора научного инструментария и форм социологического знания. Современный этап развития российской социологии позволяет изучать специфику концептуализации социальной науки. Добытые социологией знания будут полезны не только студенческой молодежи, но широким массам населения, помогая им понять
происходящие в политической сфере процессы и делая сознательным их участие в политической жизни страны. Социологические знания позволяют студенческой молодежи устанавливать логическую взаимосвязь между функционированием социально-политических институтов и их отношениями со сферами общества.
Современная Россия нуждается в привлечении молодежи к участию в социально-политической жизни через дискуссии, обсуждение социально значимых вопросов. Вот почему традиционные структура и содержание образовательного процесса ныне претерпевают серьезные изменения.
Глобальный интернет и новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения студентов. Работа с компьютером формирует особый, мозаичный, тип восприятия информации, следствием чего становится эмоциональное мышление студента, для которого визуальный образ выходит на первый план, а логико-вербальное вытесняется на второй. Новое поколение молодежи, овладевая технологией целостного восприятия информации с экрана монитора за считанные секунды, утратило или утрачивает навыки систематического мышления и устной речи. А между тем, распространение идей демократии, политического участия молодежи в делах общества и государства, признания ее интересов в качестве актуальных для общества обусловливает дискуссию относительно гражданской активности студенческой молодежи.
Эти изменения требуют от преподавателя социологии не только усвоения процедур наращивания социологического знания в контексте становления системы новых общественных отношений, но и передачи этих знаний студентам в условиях формирования новых моделей государственности, определяемых рынком и новой экономикой.
Концептуализация социологического знания в студенческой аудитории актуализирует потребность в достоверной интерпретации модели человека в социальном развитии. Социальное развитие человека происходит в условиях
серьезных общественных перемен в жизни российского общества, и социологическая наука в той или иной степени отражает эти перемены. Перед студентами возникает необходимость знакомиться с работами классиков мировой, в частности европейской и американской социологии и осмысливать их.
В советский период, в середине 1980-х годов, социально-гуманитарные дисциплины нацеливали студентов на то, чтобы «успеть за изменениями», сегодня возникла задача «жить и продуктивно работать в непрерывно меняющемся мире». Такое качество можно приобрести только, решая задачу овладения методами исследования природы этих изменений. Овладение этими методами позволяет студентам понять суть социальных изменений, для того чтобы полученные знания использовать в своей будущей профессиональной деятельности.
Поэтому социология предлагает студентам разнообразные исследования социальных проблем человека и феноменов общественной жизни. В новых социальных знаниях нуждаются студенты различных профессиональных направлений, а потому они хотят знать, что происходит в российском обществе.
Общество же современной России находится в ситуации перехода от советской общественной модели к буржуазной. Однако параметры этой модели, ее качественные и количественные характеристики еще не даны в учебниках и учебных пособиях по социологии. Все это порождает проблемную ситуацию в образовании и обучении студентов в курсе социологии. Решение учебно-научной проблемной ситуации в преподавании социологии может быть достигнуто на пути научных исследований в рамках учебного курса социологии. В процессе научных исследований студенты накапливают теоретические знания эмпирического материала, что позволяет им усваивать концепции о социальной реальности российского общества.
С этой целью включаю студентов в работу над творческими научными проектами. И такая работа мной проводится уже в течение многих лет. В результате студенты усваивают навыки
методологической и профессионально-управленческой культуры. Ведь работа над творческими проектами проводится в группах, в которых четко разделены функции ответственных за этапы исполнения работы.
При разработке и защите творческого проекта уделяется внимание анализу следующих элементов творческого проекта:
Введение (актуальность исследования ^ проблема исследования ^ тема исследования ^ объектисследования^предметисследования^ цель исследования ^ задачи исследования ^ гипотеза исследования ^ методы исследования ^ методологическая основа исследования).
При окончательной оценке творческого проекта упор делается на грамотность, логичность, цельность, достаточность, ориентация на практическое использование разработанных ресурсов и средств в тексте научно-исследовательской работы.
Заключение творческого проекта должно быть написано по элементам структуры плана и предлагать выводы и рекомендации социальных изменений.
При этом обращается внимание на навыки и умения систематизировать литературу, которая должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к составлению библиографических записей.
Защита творческого проекта рассчитана на публичное выступление студентов (от 10 до 15 мин), в котором отражен кратко весь ход выполненной работы.
Результаты работы по творческим проектам представляются на студенческой научно-практической конференции, проводимой ежегодно уже на протяжении ряда лет. По итогам конференции студенты пишут научно-практические статьи или отражают в докладах основные результаты выполненных творческих проектов. Например, по итогам своего творческого проекта Е. Шепелев, будучи студентом второго курса, с моим соавторством опубликовал статью в научном сборнике трудов преподавателей. Таким образом, продуктом материалов науч-
ных проектов являются выступления на конференциях и участие студентов вместе с преподавателями в публикациях статей и научнометодических работ.
Итак, подготовка творческих проектов по социологии и их защита является важным элементом формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов САФУ по социально-гуманитарным дисциплинам. В этом процессе выявляются характеристики личности, раскрываются взаимоотношения между студентами на нормах сотрудничества, взаимопомощи и удовлетворения потребностей в самореализации. В результате формируется интерес и мотивация к проблемам изучаемого курса социологии, происходит индивидуально-личностное развитие студента. Участие и реализация творческих проектов развивает профессионально-управленческое мышление, профессиональную компетенцию, повышает качество знаний студентов.
Практика показала, что подготовка творческих проектов качественно изменяет процесс обучения, создает условия для апробации новых методических и методологических средств обучения и образования. В творческих проектах используются технологии взаимодействия преподаватель-студент, отражающие системный переход от использования репродуктивных методов и средств обучения к продуктивным. Таким образом, формируется культура самостоятельной работы на практике. Студенты приучаются к навыкам фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование, рецензирование и пр.). Кроме того, участвуя в подобных формах учебной работы, студенты вырабатывают у себя коммуникативные и поисковые умения и навыки, учатся находить необходимую информацию, выбирать пути, способы решения определенной проблемы и т. д.
Особенно важно, чтобы студент посредством слова имел навыки логического оформления материала проекта. Поэтому студенты приобретают навыки культуры научно-исследовательской работы: делать выписки, выраба-
тывать выводы, правильно вести обзоры литературы, формулировать свои определения, четко структурировать план, оформлять цитаты, делать сравнения, вести монолог и участвовать в диалоге. Кроме того, работа над творческим проектом предполагает создание логической структуры в форме графиков, схемы, диаграммы, текстов рефератов.
В процессе работы над научными исследовательскими проектами студенты прорабатывают фактический материал, знакомятся с новыми идеями социальной науки, обобщают социологические выводы, которые следует рассматривать как творческий научно-учебный продукт. Итак, процесс разработки и защиты научных проектов включает в себя различные этапы и процедуры, которые студенты осваивают при исследовании того или иного вопроса в развитии науки. Первоочередной, актуальной проблемой при исполнении научных проектов является ознакомление и использование научного инструментария и форм социологического знания.
В процессе исполнения задач по научным проектам студенты обращаются к эмпирическому анализу практики развития современного общества. Поэтому им становятся доступными такие понятия, как «методология», «концепции», «социологическая методика» и др., которые присутствуют в анализе при преподавании социологии. Правда, это создает у студентов порой иллюзию знаний этих категорий и их самоочевидности.
Однако в процессе работы студенты должны продемонстрировать навыки и умения сформулировать объект исследования как объективированную форму рефлексии социальной реальности, определить предмет исследования и процедуры концептуализации социологического знания. Эти аспекты интеллектуальной деятельности студентов потребует от них знаний методологии и принципов научного анализа. Новые знания необходимы для определения цели исследования, которая предусматривает процедуры концептуализации социологического знания, методологические принципы, используемые социологами в получении нового знания.
Для достижения цели исследования в проекте формулируются задачи, в которых необходимо обосновать получение того или иного социологического знания. Особое место в проекте отводится уточнению понятий социологии, что позволяет студентам сравнивать различные подходы к предмету исследования с точки зрения теоретической и прикладной социологии.
В процессе работы студенты обучаются умениям доказывать свою позицию на понятиях, определяющих направления связей между категориями. Таким образом, связь между концепцией как формой научного знания находит отражение в завершающем конечном продукте концептуализации научного проекта студентов.
Важное место при разработке научных проектов отводится обучению студентов умениям формулировать гипотезы исследования. Схема гипотезы социологического знания должна включать в себя как обязательный элемент методологию, ориентирующую исследование на конкретный результат теоретизирования или обобщения. В гипотезе студенты должны отразить дефиниции, эмпирические индикаторы, поддающиеся проверке, сформулированные по определенным правилам. Показать навыки математического и статистического оформления проекта, что является необходимым элементом теоретического обобщения.
Важный этап оформления проекта - это формулировка четких выводов, позволяющих рассматривать уровень знаний студентов о своем предмете. Выводы подвергаются процедуре проверки через постановку вопросов авторам, защищающим свой проект. Возможность сформулировать вопрос и ответы на него - наиболее важный признак научной подготовленности студентов по своему проекту. Таким образом, через постановку вопросов и ответов на них проверяется уровень теоретического знания студентов, которое может быть глубоким или поверхностным. Усвоение математических и статистических приемов в рамках процедур подготовки проекта обеспечивает доступ к научному знанию по социологии.
Таким образом, достигаются умения и навыки у студентов в практической направленности социологического знания при изучении того или иного факта социальной реальности или социального процесса. Накопление опыта приобретения научного знания при исполнении творческих проектов изучения социальной реальности сопровождается фундаментализацией обучения студентов навыкам научной работы. Изучая социологические концепции, студенты познают содержательный контекст понятий и категорий, фиксирующих социальные факты, процессы. При разработке проектов достигается поиск каузальных связей и тенденций социальных процессов, повышается уровень научного знания. Таким образом, участие в подготовке научных проектов имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Студенты получают возможность не только систематизировать и упорядочивать теоретические знания о социальной реальности, но и получать навыки прикладных приемов в технике социологических исследований. Этот аспект чрезвычайно актуален в подготовке будущих управленцев и других специалистов.
Стало быть, самостоятельная работа студентов в подготовке исследовательских проектов выполняет важную мировоззренчески-воспи-тательную функцию, которой еще недостаточно уделяется внимание в учебном процессе. В обществе на уровне обыденного массового сознания, включая преподавателей вузов, социология воспринимается преимущественно как конкретно-эмпирические замеры, опросы, количественные методы изучения общественного мнения. Более того, ведущий социальный институт, определяющий стратегию воспитания молодого поколения - Министерство образования, в государственном стандарте содержания высшего образования социологию определяет как предмет по выбору. Курсы рассчитаны максимум на 36 ч. Исходным теоретическим основанием рассмотрения проблем социализации студентов является уточнение представлений о социологии как науки, которая в большей степени, чем другие общественные науки,
преподаваемые в вузах, помогает человеку понять себя и окружающий мир.
Среди основных функций социологии меньше всего уделяется внимания и ее социализирующей роли и, прежде всего, ее значению как завершающего этапа формирования мировоззрения, культуры специалиста в рамках вуза. Ведь стабилизация демократического процесса связана с формированием зрелого гражданского общества, в котором интересы социаль-
ных групп четко структурированы и образуют устойчивую социальную базу для политических партий и функционирования всех институтов политической системы. Однако гражданское общество формируется не только на базе экономических интересов социальных групп, но и под прямым воздействием политической активности демократических сил, в т. ч. и студенческой молодежи как наиболее мобильной группе общества.
Примечания
‘См.: URL: http://www.isras.ru; Двадцать лет реформ глазами россиян: аналит. докл. М., 2011. 2Социологические исследования. 2006. № 3. С. 32.
Mokshin Vasily Kirillovich
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences
Russian reality in the context of university students’ sociological knowledge
The article analyzes the mechanisms by which social reality of contemporary Russia influences the educational process and formation of scientific as well as social and political knowledge among
students in the process of studying a sociology course. Ways of increasing students' creative activity while studying a sociology course were analyzed.
Key words: social reality, social and political knowledge, political sociology, creative projects of students, independent work culture.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Шапаров А.Е., доктор политических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова