Научная статья на тему 'Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности Республики Беларусь'

Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
647
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / РИСКИ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / REPUBLIC OF BELARUS / NATIONAL SECURITY / GLOBALIZATION / RISKS AND THREATS / YOUTH / SOCIAL IMMUNITY / SENSE OF JUSTICE / NATIONAL IDENTITY / GLOBAL AND LOCAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Храмцова Ф. И.

Раскрыта актуальная и не разработанная в научном отношении тема социального иммунитета молодежи. Определены концептуальные основы формирования социального иммунитета молодежи с учетом угроз глобализации. Выявлены детерминации эффективности политики в отношении молодежи, качества управления социализацией в сфере высшего образования и социального иммунитета молодежи как фактора национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL YOUTH IMMUNITY AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The actual and not developed research topic of social youth immunity is revealed. The conceptual bases of social youth immunity formation considering globalization threats are defined. Determinations of the state policy regarding youth and pedagogical management of socialization in the sphere of the higher education and social youth immunity as a factor of national security are revealed.

Текст научной работы на тему «Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности Республики Беларусь»

УДК 316.66+351

Ф. И. ХРАМЦОВА,

доктор политических наук, доцент,

Филиал Российского государственного социального университета в г. Минске Республики Беларусь, г. Минск

СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Раскрыта актуальная и не разработанная в научном отношении тема социального иммунитета молодежи. Определены концептуальные основы формирования социального иммунитета молодежи с учетом угроз глобализации. Выявлены детерминации эффективности политики в отношении молодежи, качества управления социализацией в сфере высшего образования и социального иммунитета молодежи как фактора национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, глобализация, социализация, молодежь, риски и угрозы безопасности, социальный иммунитет, политическое правосознание, национальная идентичность.

В условиях нарастания вызовов глобализации ключевую роль для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь приобретает социальный иммунитет молодежи и общества. Социальный иммунитет разработан как специфический механизм противодействия внутренним рискам и внешним угрозам, призванный обеспечить несколько уровней безопасности индивидов, групп, общностей, государства.

Разработка актуальной для общества проблемы отвечает политической стратегии более активного и широкого включения белорусской молодежи в государственное строительство. На необходимость решения важной задачи в условиях рисков и вызовов глобализации указывает Глава государства А. Г. Лукашенко в ежегодных Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию (19.04.2013 г.; 22.04.2014 г.). Именно молодежь призвана стать субъектом обновления национальных интересов и социальных ценностей, обеспечить ресурс экономического роста, инновационного развития и лидерства страны. В обществе на молодежь возлагается роль мобильно-связующего звена духовной трансмиссии, политической преемственности и обогащения культуры нации как источника патриотизма и прогресса.

Однако нарастание вызовов и угроз, как полагает У. Бек, делает шаткой несущую конструкцию традиционных расчетов безопасности. Суть основной угрозы глобализации состоит в разворачивающемся тоталитаризме, подавлении национальных государств, разрушении индивидуальной и общественной нравственности, интеллектуального потенциала во всем мире. В этой связи

66

Ф. И. Храмцова

российский философ А. А. Зиновьев отмечает, что «сверхвласть» через наднациональные структуры в условиях глобализации навязывает государствам законы, «отдает приказы, дает санкции, организует эмбарго, сбрасывает бомбы, морит голодом» [1]. По мнению белорусского философа И. Я. Левяша, в таких условиях нарастают опасности и угрозы рассогласований между нацией и государством как «асимметрии составных былого монолитного двуединства», что актуализирует императив обновления национальных интересов государства и ценностей общества: «Только примат выстоявших перед вызовами глобализации обновленных национальных интересов и ценностей способен определять взаимную адаптацию наций-государств и глобального мира...» [2, с. 445].

Наряду с этим геополитическая нестабильность, конкуренция государств за территории, ресурсы, рынки сбыта значительно влияют на возрастание информационного, политического и духовного противоборства за молодежь. Тем самым многократно усиливается роль молодежи в обеспечении национальных интересов во всех сферах жизни общества: экономической, социокультурной, информационной, политической, научно-технологической, демографической, военной, экологической. Актуальна в этой связи позиция экс-премьер-министра белорусского государства М. В. Мясниковича, который подчеркивал значение политики государства в отношении молодежи: «Взаимоотношения государства и народа, особенно молодежи, являются ключевым моментом, потому что молодежь - это наиболее активная и мощная сила преобразования общества. Не удивительно, что именно через молодежь в мире идет хорошо организованная идеологическая и политическая борьба за территории, ресурсы, т. е. передел мира» [3, с. 16].

В условиях трансформации всех институтов молодежь испытывает неоднозначное влияние вызовов глобализации. С одной стороны, ускоряются прогресс, коммуникации, обмен информацией, знаниями; с другой стороны, нарастают информационные угрозы в виде «экспорта демократии» в страны СНГ путем вербовки блоггеров, дискредитации должностных лиц, государственной власти, имиджа страны. Известно, что социальной базой дестабилизационных процессов в ряде государств в основном является молодежь, более подверженная деструктивным влияниям извне. Так, в ходе информационносетевых войн сокрушены правящие режимы в геополитическом пространстве «арабской дуги» Египта, Туниса, Ливии, Сирии, Йемена, братской для Беларуси Украины.

Деструктивное влияние на молодежь пытаются оказать псевдорелигиозные группы, западные «ультрагендерные» идеологии, которые направлены на девальвацию духовно-нравственных, семейных ценностей общества, разрушение «идентичности пола» молодых людей. В более чем 30 странах легитимизированы однополые браки, права усыновления (удочерения). Между тем во все эпохи семья всегда составляла духовное основание государства. Глобально-информационная война деструктивных сил по дестабилизации тра-

Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности...

67

диционной семьи понимается как реальная угроза национальным интересам. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (2010 г.) определяет, что одной из задач государственных институтов является нейтрализация, предотвращение внешних и внутренних угроз, особенно в отношении молодежи. Данная концепция выделяет источники внутренних и внешних угроз национальной безопасности, среди которых: снижение образовательного потенциала нации; утрата этнокультурной идентичности; изменение шкалы жизненных ценностей молодежи; ослабление патриотизма; семейных и нравственных ценностей [4, с. 7, 20].

Опыт первого десятилетия XXI в. показывает: в стремительно меняющемся мире стратегические преимущества имеют те государства, которые способны развивать, аккумулировать и интегрировать социальный потенциал молодежи в структуры модернизации для обеспечения конкурентоспособности, защиты национальных интересов государства. В этой связи работа раскрывает главные задачи органов власти, структур государственного управления по поддержке молодежных инициатив, развитию молодежного лидерства как важнейшего источника кадрового резерва в модернизации страны, процессов обновления политической элиты.

В этой связи идейно-воспитательная работа в вузе должна пониматься как инструмент образовательной, молодежной и социальной политики в отношении молодежи, объекта-субъекта национальных интересов. Институт идейно-воспитательной работы в вузе призван в полной мере задействовать механизмы нейтрализации внутренних и внешних угроз в отношении молодежи. Исходя из этого, актуальны направления модернизации работы с молодежью, которые включают методы формирования социальной рефлексивности, расширения социальных связей, социального потенциала студенческой молодежи с целью развития органичной социальной солидарности (по Э. Дюркгей-му), понимаемой в качестве средства формирования социального иммунитета молодежи.

Предлагаемая трактовка понятия «социальный иммунитет молодежи», структура, механизмы его формирования в сфере высшего образования разработана в контексте положений Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2010 г.), Государственной программы развития высшего образования (2011-2015 гг.), Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.; Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (07.12.2009 г., № 65-З); Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2011-2015 гг.), Кодекса Республики Беларусь об образовании (2010 г.). Социальный иммунитет молодежи трактуется как многокомпонентная категория социологической науки, обозначающая целепола-гание, принципы, механизмы, средства, прогнозируемый результат обеспечения безопасности личности, общества, государства. Социальный иммунитет молодежи обозначает способность молодого индивида, социальных групп,

68

Ф. И. Храмцова

общностей молодежи осознанно противостоять деструктивным влияниям внутренней и внешней среды на мировоззренческую сферу личности, духовные идеалы, нравственно-семейные ценности, культуру здорового образа жизни и досуга, устойчивость национально-государственной позиции в целях сохранения безопасности страны.

Полифункциональность феномена «социальный иммунитет молодежи» состоит во взаимосвязи с уровнями и направлениями обеспечения национальной безопасности: 1) конституционные права, свободы молодого гражданина; 2) материальные, духовные ценности общества, личности, государства; 3) государственный суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй. Так, в ходе авторских социологических исследований (2007-2014 гг.) на эмпирической базе РГСУ (г. Москва) и Филиала РГСУ (г. Минск) выявлены детерминации политики государства в отношении молодежи, качества управления социализацией студентов в сфере учреждений высшего образования и устойчивости социального иммунитета молодых граждан. В современных условиях формирования общества знаний стратегией деятельности учреждений высшего образования призван стать социальный потенциал молодежи как ценнейший ресурс модернизации, отстаивания национальных интересов государства. Качество образовательного, экономического, политического, духовно-нравственного потенциала и социального здоровья молодых людей влияет на состояние социального иммунитета всего общества, наращивание инновационного капитала страны.

Необходимость концептуализации проблемы социального иммунитета молодежи обусловливает анализ генезиса органицизма в социологии. Предпосылки становления и развития общей теории социального иммунитета связаны с органистическим подходом в исследовании проблем общества как целостного социального организма. Органицизм следует понимать как социологический подход, научную концепцию и парадигму социологического знания. Понятие «иммунитет» (от лат. immunitas - освобождение от повинностей, избавление) означает дефиниции:

способность живых существ противостоять действию повреждающих агентов, сохранять целостность, биологическую индивидуальность; защитная реакция организма [5, с. 570];

совокупность прав и привилегий, предоставляемых определенному кругу лиц [6, с. 301-302];

изъятие от податей и повинностей, даруемое отдельным лицам и сословиям, целым общинам. В Древней Греции и Древнем Риме иммунитет даровался во время больших несчастий общинам в виде привилегий, иногда навсегда [7, с. 10].

Отмеченные дефиниции позволяют выделить социально-правовой аспект термина, который состоит в закреплении прав, как привилегий, на уровне некоторых категорий граждан, социальных групп, что обеспечивает их защищенность в кризисных ситуациях. Последнее актуально в отношении объекта

Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности...

69

исследования: молодежи как цели политики государства, объекта и субъекта национальных интересов для формирования социального иммунитета в условиях нарастания рисков и угроз глобализации. Это означает, что необходимо формировать у молодежи способности к осознанному противодействию негативному влиянию внешней и внутренней среды в условиях глобально-локального социума. Особая роль в этом процессе должна отводиться адресной поддержке и защите молодежи на жизненном старте, в кризисной ситуации жизнедеятельности как уязвимой категории в социальном аспекте.

В качестве предпосылок становления и развития теории социального иммунитета явились положения, разработанные в русле органицизма, в трудах Т. Гоббса, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Спенсера, П. Лилиенфельд-Тоаля, Л. фон Штейна, Э. Дюркгейма, П. Штомпки, В. Б. Живетина и др. Раскроем основные положения теории социального иммунитета.

Первое положение. Трансформирующееся общество в условиях нарастания угроз глобализации есть динамико-синергетический социоорганизм, представляющий единую совокупность подсистем, ресурсов, структур управления, контроля и прогноза. В целях стабильного социофункционирования требуется объединение индивидов, социальных групп, общностей через сцепки, связи, отношения на основе общих целей, ценностей, морали, идеологии (Б. Живетин). Нарушение этико-правовой триады (этика, право, закон) в функционировании общества ведет к патологиям в виде внутренних социальных рисков, опасностей и ряда угроз извне. Объектом деструктивного воздействия является, в первую очередь, молодежь, как незрелая в социальном отношении часть общества. Социальные патологии в молодежной среде имеют различные формы, специфика состоит в том, что они способны оказать дестабилизирующее влияние на развитие всего общества, что представляют угрозу интересам государства, его безопасности.

Второе. Детерминантами устойчивого развития общества являются универсальные законы глобальной коэволюции человека, общества, природы, духовности на принципах взаимосвязи, целостности, единства. Механизмами преодоления внутренних рисков и внешних угроз для устойчивого развития общества выступают принципы рефлексивности общественно-группового сознания, расширения социальных связей в условиях закона разделения труда как перехода от механической социальной солидарности к солидарности нового органического типа в условиях усиления дифференциации труда (Э. Дюркгейм).

Третье. Основным субъектом преодоления социальных патологий, рисков и угроз в отношении молодежи является государство, с функциями социального; национальное государство есть проводник права и законности, субъект обновления общества; гарант конституционных прав, экономических и политических свобод; носитель политических ценностей честности, ума, доброты, справедливости (Г. Спенсер). Цель государства состоит в понижении системы социальных неравенств молодежи, расширении равенства возможно-

70

Ф. И. Храмцова

стей на жизненном старте, адресной поддержке уязвимых категорий молодежи, формировании у нее основ риск-самоменеджмента.

В данной работе предпринята научная концептуализация проблемы формирования социального иммунитета у молодежи на основе развития подхода З. А. Жапуева. Российский социолог З. А. Жапуев в работе «Социальный иммунитет российского общества в условиях институциональной трансформации: теоретические предпосылки концептуализации и социологические рамки исследования» опирается на позицию А. А. Зиновьева для разработки общей теории социального иммунитета [8]. Согласно мнению З. А. Жапуева, первый аспект феномена «социальный иммунитет» означает способность общества противостоять угрозам внешнего характера, связанных с проникновением в социальный организм чужеродных элементов (идей, ценностей, образцов), разрушающих его целостность, интегрированность, адаптационный потенциал в период социальных трансформаций (в рамках классической социологии). Второй аспект социального иммунитета определен автором в рамках современной социологии, как некий механизм, который позволяет обществу регулировать степень влияния рисков и угроз за счет невосприимчивости чужеродных по отношению к нему элементов разрушительного характера и сохранять за счет этого стабильность и адаптивность к внешней среде [9]. В обосновании данного положения З. А. Жапуев интерпретирует закономерность «социально-биологической двойственности реальности» О. Конта [9, с. 6]. Исходя из этого, З. А. Жапуев разрабатывает новые для социологии понятия, такие как:

«врожденный иммунитет», институционально обусловленная устойчивость социума к воздействиям внешней и внутренней среды и порождаемых рисков и угроз;

«приобретенный иммунитет», результат взаимодействия «иммунной системы общества с внешней средой, ее влияниями», в ходе которых формируется механизм противодействия;

«иммунная система общества», защитный механизм, основу которого составляет институциональная система, нормы, ценности, культурные образцы, ментальные структуры.

Вместе с тем в целом принимая позицию З. А. Жапуева, подчеркнем определенную уязвимость предпринятой трактовки феномена «врожденный иммунитет». По нашему мнению, З. А. Жапуев односторонне выделяет институциональный механизм развития устойчивости социума к воздействиям внешней и внутренней среды. Это ограничивает роль, источники аксиологического аспекта понятия «врожденный иммунитет», который, по нашему мнению, формируется не столько и не только институциональными способами, сколько за счет воспроизводства архетипов коллективного бессознательного на уровне «идеологической матрицы» менталитета нации через институты семьи и формирующегося гражданского общества (М. Хайерцфельд). Такая посылка позволяет выделить в разрабатываемой проблематике важные аспекты социального иммунитета молодежи:

Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности...

71

1) укрепление «врожденного социального иммунитета молодежи» путем приобщения к духовным, нравственным и семейным ценностям, культуре народа, традициям на основе моделирования «идеологической матрицы» содержательного наполнения учебно-воспитательного процесса в вузе;

2) формирование условий для нового качества социального иммунитета молодежи как приобретенных, сформированных через здоровьесберегающую, культурно-досуговую, творческую, общественно-политическую деятельность.

Избранная методология позволяет сформулировать основное положение проблемы, которое состоит в нравственной детерминации социального иммунитета молодежи, что предопределяет приоритет традиций, ценностей общества как актуально-универсального содержания воспитания по направлениям: гражданско-патриотическое, идеологическое, нравственное, правовое, информационно-политическое, эстетическое, полоролевое и гендерное, трудовое, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и культуры досуга, безопасности жизнедеятельности, психологической культуры. Отсюда в качестве концептов развития социального иммунитета молодежи выделим принципы:

развитие национальной и политической идентичности студенческой молодежи как фактора национальной безопасности;

формирование и интеграция инновационного потенциала молодежи в структуры модернизации общества;

расширение возможностей доступа молодежи к ресурсам власти, процессам принятия политических решений, социальным благам;

развитие вариабельности систем разделения, перемены, конкуренции рынка труда и занятости молодежи, регулирование экономического поведения молодежи;

мотивация самовоспитания культуры здорового образа жизни и досуга молодежи.

Следовательно, положениями теории социального иммунитета молодежи как фактора национальной безопасности постулируются:

совершенствование политико-правовых, организационно -управленче -ских, социально-экономических, мотивационных механизмов стимулирования социальной активности молодежи;

обновление механизмов государственной поддержки молодежи как социально уязвимых категорий на основе адресной социальной помощи, с учетом характера социальной проблемы молодой личности, ее социального статуса;

эргономичность политических решений в отношении молодежи в соответствии с ценностями этнокультуры, религии, менталитета как идеологических матриц развития человеческого потенциала молодежи.

Структура и содержание феномена социального иммунитета молодежи включает взаимосвязанные компоненты направленного социального развития:

72

Ф. И. Храмцова

1) мировоззренческий (мировоззрение критического типа; инновационный тип мышления, национальная идентичность; политическое правосознание, патриотизм, гражданственность, уважение истории народа, институтов государственной власти и атрибутов национальной государственности; индивидуально-групповое сознание рефлексивного и экоэволюционного типа; усвоение и экстериоризация духовно-нравственных, семейных ценностей; политическая, правовая, информационно-технологическая культура, гендерная культура, культура здорового образа жизни, культура досуга, навыки вербальной и невербальной коммуникации, др.);

2) эмоционально-волевой (уважение прав и свобод человека, самоуважение, открытость, солидарность, патриотизм, гордость за достижения народа, сотрудничество, ответственность, долг, толерантность, трудолюбие, воля, целеустремленность, моральные качества, харизма, лидерские навыки, честность, милосердие, открытость, рефлексивные качества, эстетическое отношение к действительности, умение преодолевать трудности, разделять успехи других, др.);

3) поведенческий (навыки безопасности, основы здоровьесбережения; способы инновационного поведения, правоответственность, социальная и политическая активность, национально-государственная позиция, созидательно-практическая, благотворительная, творческая, научно-познавательная деятельность, участие в общественных организациях, объединениях, творческих союзах, профсоюзах, формальных и неформальных движениях социально-позитивной направленности, участие в структурах гражданского общества и др.).

Таким образом, феномен «социальный иммунитет» разработан как социологическая категория, обозначающая один из важнейших механизмов социализации молодежи средствами гражданско-патриотического воспитания, формирования культуры здорового образа жизни и досуга молодежи. Социальный иммунитет молодежи - это политический инструмент обеспечения личной, социальной и национальной безопасности. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2010 г.), задачей институтов государства является нейтрализация внешних, внутренних угроз, среди них источниками выступают: снижение образовательного потенциала нации; утрата этнокультурной идентичности; изменение шкалы жизненных ценностей молодежи; ослабление патриотизма; снижение нравственных ценностей. Социообразовательный аспект феномена «социальный иммунитет молодежи» включает формирование совокупности способностей противостоять негативным влияниям внутренней среды (вредных привычек, противоправных действий, утраты моральных ценностей) и противодействовать угрозам внешней среды геополитического влияния (информационных угроз, деструктивного воздействия враждебных идеологий, информационного манипулирования сознанием) на систему взглядов, убеждений, ценностей, духовных идеалов, здорового образа жизни, устойчивость гражданско-патриотической позиции молодой личности с целью сохранения личной и социальной безопасности.

Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности...

73

Таким образом, сущностная характеристика социального иммунитета молодежи обозначает взаимосвязанные процессы:

1) механизмы социальной адаптации, активной интеграции молодежи в систему общественно-политических отношений путем мотивации социальной, экономической и политической активности;

2) способы нейтрализации рисков и угроз социализации молодежи, ад-диктивности (формы психофизической зависимости индивида), девиантности (поведение индивида, отклоняющееся от социальных норм), делинквентности (уголовно наказуемое поведение индивида) посредством социальных технологий культурно-досуговой, творческой, волонтерской, здоровьеохранительной, общественно-политической деятельности;

3) прогнозируемые результаты гражданско-патриотического воспитания молодежи на основе поддержки и развития молодежных инициатив, молодежного движения, органов студенческого самоуправления, молодежного парламентаризма, социального партнерства с целью формирования национальной идентичности, политической культуры личности.

Социальный иммунитет молодежи как основополагающая характеристика личности означает наличие социопсихологических новообразований у индивида, которые обеспечивают несколько уровней защиты: 1) личностноиндивидуальный, 2) социальный, 3) политический, 4) глобально-локальный. Каждый уровень проявления интегративного качества индивида - социального иммунитета определяет адекватные способы социализации индивидов, соответствующие и взаимосвязанные виды деятельности. При этом процесс формирования социального иммунитета молодежи следует понимать как направленный, поэтапный переход и движение индивида от одного уровня сложности личностных социообразований к более высокому уровню индивидуальной траектории развития.

Так, на первом уровне формирования социального иммунитета индивида (личностно-индивидуальном) ведущими способами социализации являются интернализация и экстериоризация духовно-нравственной культуры, гендерной культуры, культуры здорового образа жизни и культуры досуга. Процессы социализации призваны обеспечить развитие национальной и гендерной идентичности молодой личности как осознание своей принадлежности к нации, ее культуре, традициям, как представителя социально-демографической группы.

На втором уровне формирования социального иммунитета индивида ведущими способами являются приобщение и воспроизводство в системе общественных отношений ценностей культуры: правовой, информационно-технологической, инновационной, деловой, экологической, семейно-бытовой, психологической, коммуникативной. Прогнозируемым результатом этого процесса становится социальная идентичность индивида, укорененная в культуре данного общества.

74

Ф. И. Храмцова

Третий уровень развития социального иммунитета у молодой личности включает формирование политического правосознания на основе правовой, политической и гражданской культуры, накопление опыта общественно-политической деятельности, развитие гражданственности, самоуправления и самоорганизации, овладение лидерскими навыками. Социализация третьего уровня формирует наиболее сложный вид социального иммунитета - политический иммунитет, способный обеспечить выполнение гражданских ролей, отстаивание национальных интересов через активное участие в процессах принятия политических решений, в государственном управлении, в деятельности политических партий, общественных объединений, социальных движений. Результатом этого уровня является политическая идентичность молодежи, осознание политической роли в отношении политической системы общества.

На четвертом уровне, глобально-локального масштаба, более сложном и динамичном, подверженном многообразным вызовам процессов нарастающей глобализации, предполагается объединение усилий институтов государства и структур гражданского общества, обеспечивающее целенаправленное формирование социального иммунитета индивида на основе взаимообогащения ценностей национальной культуры, мировой культуры и культур других народов цивилизации. В результате такого влияния у индивида формируется социальный иммунитет глобальной направленности, признаком которой является культура мира, в основе которой субъективированная гуманистическая идентичность поликультурного свойства. Благодаря этому молодая личность становится гражданином мира благодаря способности к диалогу культур, к преобразованию универсума в интересах личности, общества, государства, всего мира.

При этом индивид, обладая четырьмя уровнями социокультурной защиты перед лицом вызовов глобализации, способен автономно, осознанно и свободно осуществлять референтацию актуальных ценностей как регуляторов социально значимых моделей, способов поведения и отношений в различных сферах жизни. Тем самым социальный иммунитет молодого человека способен обеспечить личную, социальную, национальную и глобально-локальную безопасность. Указанные социообразовательные процессы формирования социального иммунитета требуют прогноза и мониторинга наиважнейших социальных аспектов жизнедеятельности молодежи на основе критериев: степень социальной и межпоколенческой консолидации; уровень социального здоровья; динамика патриотических воззрений;

степень интегрированности в процессы преобразования общества; уровень культуры досуга и здорового образа жизни;

состояние демографического фактора (показатели рождаемости, смертности, брачности, разводимости, миграции), института поддержки молодой семьи;

Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности...

75

степень доверия к институтам власти, органам государственного управления;

уровень социально-политической активности молодых людей, развития молодежных инициатив, структур молодежного движения.

Как было отмечено, устойчивость социального иммунитета молодежи определяется эффективностью политики в отношении молодежи, уровнем развития социального партнерства государства (органы власти и государственного управления, учреждения образования, науки, культуры, спорта, институты идеологии государства, экономики, рынка труда, занятости, субъектов хозяйствования и т. д.) и структур гражданского общества (политических партий, общественных объединений, средств массовой информации, профсоюзных организаций, религиозных конфессий, неформальных организаций). Детерминанты социального иммунитета молодежи как базис в обеспечении национальной безопасности определяют наиболее актуальные направления деятельности институтов государства и общества в отношении молодежи: укрепление идеологических основ социализации студентов в вузе; развитие социальной рефлексивности и органичной солидарности молодежи и общества;

переопределение социального равенства как расширение прав и равных возможностей молодежи в доступе к ресурсам, благам, власти и управлению;

расширение гарантий адресного характера в отношении социально уязвимых групп молодежи, обновление форм поддержки института молодой семьи;

стимулирование процесса развития инновационного потенциала молодежи, творческих способностей, культуры досуга средствами системы дополнительного образования;

расширение средств ранней профилактики негативных явлений в молодежной среде;

мотивация политической образованности, развития политического правосознания, формирования политической культуры молодежи как субъекта национальных интересов.

Литература

1. Зиновьев, А. А. Запад против России: взгляд философа : интервью А. А. Зиновьева «Le Figaro» / А. А. Зиновьев // Le Figaro. - 24.07.1999.

2. Левяш, И. Я. В поисках идентичности: культурный универсализм contra партикуляризм / И. Я. Левяш ; Ин-т философии НАН Беларуси. - Минск : Право и экономика, 2013. - 481 с.

3. Мясникович, М. В. О роли гуманитарных наук в социально-экономическом и политическом развитии страны / М. В. Мясникович // Новейшая история (1991-2006): государство, общество, личность : материалы Междунар. науч.-теорет. конф., Минск, 29 сент. 2006 г. / НАН Беларуси. - Минск, 2006. - С. 9-17.

4. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. - Минск : Белорус. дом печати, 2011. - 48 с.

5. Новейший энциклопедический словарь : 20 000 статей. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 1424 с.

76

Ф. И. Храмцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков; под ред. д-ра филол. наук Н. Ф. Татьянченко. - М. : Альта-Пресс, 2005. - 1216 с.

7. Энциклопедический словарь издателей Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - СПб., 1894. -Т. XIII. - 480 с.

8. Жапуев, З. А. Социальный иммунитет российского общества в условиях институциональной трансформации: теоретические предпосылки концептуализации и социологические рамки исследования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - Вып. 6.

9. Жапуев, З. А. Социальный иммунитет российского общества в условиях институциональной трансформации: факторы риска и стратегии повышения : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 / З. А. Жапуев. - Ростов н/Д, 2013. - 60 с.

F. I. KHRAMTSOVA

SOCIAL YOUTH IMMUNITY AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Summary

The actual and not developed research topic of social youth immunity is revealed. The conceptual bases of social youth immunity formation considering globalization threats are defined. Determinations of the state policy regarding youth and pedagogical management of socialization in the sphere of the higher education and social youth immunity as a factor of national security are revealed.

Keywords: Republic of Belarus, national security, globalization, risks and threats, youth, social immunity, sense of justice, national identity, global and local society.

Поступила 11.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.