будет выполняться программа развития сельских территорий.
Эти кредиты выдаются только под инвестиционные проекты и используются также на: модернизацию сельскохозяйственного предприятия, переработку сельскохозяйственной продукции. Кредиты выдаются в литах и в евро. Кредиты соответствующим заемщикам предоставляются на семь-десять лет, с процентной ставкой годовых на 50-60% ниже, чем стандартная рыночная процентная ставка.
Успешному существованию системы кредитования сельского хозяйства оказывает наличие кредитной инфраструктуры. Кредиты сельским товаропроизводителям предоставляют 11 коммерческих банков и Кредитная Уния. Коммерческие банки выдали 86%, Кредитная Уния - 14% общего объема кредитов, из них 58% крестьянским хозяйствам и 42% сельскохозяйственным обществам.
Большую роль в экономической инфраструктуре играет созданный по инициативе Министерства сельского хозяйства Гарантийный Фонд кредитования сельского хозяйства. В 2009 г. 22% выданных кредитов сельским заемщикам были обеспечены государственной гарантией. Гарантируется в основном долгосрочные кредиты на покупку техники крестьянским хозяйствам.
Комплекс мер по финансовой поддержке сельскохозяйственного производства обусловил относительно равные возможности экономического развития как индивидуальных, так и корпоративным формам хозяйствования (табл. 2).
Таблица 2 - Экономические показатели
Показатели Крестьянские хозяйства Общества
Величина хозяйства, га 43,6 1094
Валовая продукция (литы) 1719 3313
Производственные затраты 1812 3747
Доходы всего 2473 3717
В том числе:
от реализации продукции
и услуг 1384 3037
субсидии 1089 680
Собственный капитал 6259 5196
Все долги в конце года, в %
от собственного капитала 13,3 26,2
Протекционистскую аграрную политику, путем бюджетной поддержки сельских товаропроизводителей, страны Европейского Союза намерены сохранить и до 2020 года.
Выводы и предложения.
1. Опыт деятельности агропромышленного комплекса Европейского Союза свидетельствует о том, что период доказательств того, что сельское хозяйство относится к приоритетной отрасли народного хозяйства, которая по своей специфике производственного процесса и в силу влияния объективных экономических законов является дотационной отраслью, уже позади. Страны ЕС неуклонно выполняют и на ходу совершенствуют семилетнюю программу финансовой поддержки сельского хозяйства. Государственные субсидии в странах ЕС составляют третью часть сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая система поддержки решает множество экономических проблем сельского хозяйства, она уменьшает давление на розничные цены и тем самым повышает доходность потребителей продовольственных товаров.
2. Россия пока не приступила к претворению в жизнь аналогичной аграрной политики. Российский сельский товаропроизводитель бюджетными субсидиями не стимулируется. Он стремится сам получать повышенную цену за свою продукцию и обеспечить доход, позволяющий вести расширенное воспроизводство собственными средствами. Но результаты пока не радуют. Чем дальше, тем больше убеждаемся, что без весомого бюджетного подспорья эта объективно дотационная отрасль не обойдется. Ее запрос - 60-65% валового внутреннего дохода, созданного в самом сельском хозяйстве.
3. Вторя подсказка из опыта ЕС заключается в том, что государственная бюджетная поддержка сельского хозяйства доводится до всех сельских территорий, путем возмещения производственных затрат и обеспечения расширенного воспроизводства социально-экономического развития села во всех природно-экономических условиях ведения сельского хозяйства.
Источники
1. Яронимас Крауялис, Емантас Пранаускас. Обзор программы развития села до 2007-2013 г. Матер. конф. рук. с.-х. обществ и других с.-х. организаций. - Вильнюс, 2010.
2. Ассоциация сельскохозяйственных обществ. Аналитический материал при оценке инвестиционных проектов развития села на 2007-2013 годы. - Вильнюс, 2010.
3. Изменение программы развития села Литвы на 20072013 г. - Фонд развития села, декабрь, 2010.
4. Коммуникат о будущем Общей политики сельского хозяйства, Подготовка ОПСХ до 2020 г. - цель внедрить задачи в области продовольствия, природных ресурсов и развития сельских территорий. Европейская комиссия по сельскому хозяйству, 2010.
российская политика сельского развития в контексте европейских тенденции развития
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Л.А. Овчинцева, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики
им. А.А.Никонова
Принятие Концепции устойчивого развития сельских территорий в ноябре 2010 г. завершило процесс формирования нормативных основ политики сельского развития в Российской Федерации. Закон о сельском хозяйстве включил устойчивое развитие сельских территорий в состав государственной аграрной политики. Основным инструментом политики развития села является Государственная программа развития сельского хозяйства и регули-
рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, заявившая устойчивое развитие сельских территорий своим приоритетом.
В рамках Госпрограммы в раздел сельского развития включены меры по расширению доступа сельского населения к жилью, развитию сельской социальной и инженерной инфраструктуры, финансированию проектов комплексной компактной застройки сельских поселений. Программа «Социальное разви-
тие села» вошла составной частью в первый раздел Госпрограммы. На наш взгляд, к числу содержащихся в Госпрограмме мер, способствующих сельскому развитию, относится также поддержка информационно-консультационной службы, финансовая поддержка малых форм хозяйствования и альтернативных видов деятельности на селе. Также было бы правильно относить к мерам сельского развития поддержку тех отраслей сельского хозяйства, которые имеют важное региональное значение и служат для жизнеобеспече-
ния сельского населения конкретных регионов: например, оленеводство, овцеводство, мясное табунное коневодство, льноводство. В 2008-2009 г. на цели сельского развития в Госпрограмме выделялось две пятых средств. В 2010 г. финансирование Госпрограммы из-за неблагоприятных погодных условий было резко сокращено, и доля поддержки сельского развития (без специфических отраслей сельского хозяйства) упала в 3 раза (табл. 1).
Таблица 1 - Финансовое обеспечение федеральной политики сельского развития в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо-_зяйственной продукции, сырья и продовольствия___
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Госпрограмма всего, млн руб. 118,3 165,1 110,7
В том числе:
субсидии на развитие сельской инфраструктуры, включая жилищное строительство
и проекты комплексной компактной застройки, млн руб. 8,1 9 7,7
финансирование иных мероприятий, содействующих сельскому развитию (ИКС,
финансовая поддержка малых форм хозяйствования), млн руб. 39,5 52,7 6,1
субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства, млн руб. 53,4 90,4 91,1
доля финансовой поддержки сельского развития в общем объеме средств, выде-
ляемых в рамках Госпрограммы, % 40,2 37,4 12,5
Таблица 2 - Модель российской политики сельского развития
Фактические цели политики Рост масштабов производства с.-х. продукции Интенсификация производства
Основные инструменты политики Расширение доступа к капиталу с помощью увеличения капитала обслуживающих АПК финансовых структур и предоставление субсидируемого кредита Инвестиции в развитие сельской инфраструктуры и расширении доступа к жилью Диверсификации сельской экономики недостаточна
Роль территорий Сельский означает сельскохозяйственный Сельское противопоставляется городскому Используется административный подход к определению села и сельской местности
Роль отраслей Доминирующее значение сельского хозяйства Поддержка регионально-значимых отраслей осуществляется недостаточно
Роль социальных структур Поддержка отраслевых союзов производителей Недооценка роли местных сообществ
Роль институтов Управление осуществляется через отраслевую администрацию Поддержка ИКС и сельской кооперации осуществляется недостаточно
Анализ названных выше документов позволяет охарактеризовать складывающуюся в стране политику развития села как отраслевую, включающую среди прочих мер развитие элементов инфраструктуры, способствующих созданию благоприятных условий для жизни на селе в первую очередь для сельхозтоваропроизводителей.
Если опереться на методические подходы, предложенные в работе Франческо Мантино [1], то в России сегодня реализуется следующая модель политики сельского развития.
Фактическая цель нашей сегодняшней политики сельского развития - повышение масштабов сельскохозяйственного производства, интенсификация производства, снижение импортозависмости. Декларируется цель устойчивого развития сельских территорий. Но под этой целью понимается развитие сельской жилищной, коммунальной, и социальной инфраструктуры. Социальной в смысле развития сети учреждений образования, здравоохранения, культуры. Осуществляются значительные инвестиции в развитие этой инфраструктуры.
Основным инструментом политики сельского развития является субсидируемый кредит, который дают и на создание крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий, и на поддержку малых форм хозяйствования, фермеров, на несельскохозяйственный бизнес, личным подсобным хозяйствам.
К определению сельских территорий применяется чисто административный подход - сельское - все, что не городское. Некоторые послабления сделаны для личных подсобных хозяйств, расположенных на территориях городских поселений.
Сельское хозяйство доминирует, остальные отрасли сельской экономики поддерживаются недостаточно. Из числа социальных структур опора сделана на отраслевые союзы, сельские сообщества не рассматриваются как агент сельского развития. Управление сельским развитием ведется через региональные ведомства по линии министерства сельского хозяйства. Взаимодействие с иными структурами, вовлеченным в процесс сельского развития, связанными с поддержанием состояния окружающей среды, развитием сельских сообществ и сельской культуры явно недостаточно. Важная роль сельской кооперации и консультационной службы на селе осознается, но развитие сети этих структур на региональном и местном уровне пока недостаточно. Использование средств Госпрограммы подтверждает модель, которую мы описали
Отраслевой подход к сельскому развитию в нашей стране сложился исторически. Главные решения в аграрной политике последних лет были направлены на активизацию факторов производства: земли, капитала и труда. Земельная реформа создала условия для включения земли в рыночный оборот и её перехода к более эффективным собст-
венникам. Национальный проект сфокусировал свое внимание на крупном производстве и создании условий жизни для работников сельского хозяйства, закреплении трудовых ресурсов на селе. Государственная программа облегчает доступ сельхозтоваропроизводителей к финансовым ресурсам, на это расходуется две трети средств программы.
В контексте отраслевого подхода устойчивость развития сельских территорий понимается как достижение социально-экономической стабильности, прекращение обезлюдения сельских территорий и обеспечение воспроизводства трудового потенциала АПК, повышение интенсификации и расширение объема производства продукции сельского хозяйства в целях снижения импортозависимости страны.
Такое содержание политики сельского развития, хотя и отвечает острым проблемам социально-экономического развития АПК страны, но отличается от общепризнанной концепции устойчивого развития, и не позволяет охарактеризовать отечественную политику сельского развития как устойчивую.
Переход к устойчивому развитию должен обеспечивать сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранение в перспективе благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, что позволит обеспечить удовлетворение потребностей не только настоящего, но будущих поколений людей [2].
В европейской практике устойчивое сельское развитие оперирует такими понятиями как конверсия сельскохозяйственного производства в биологическое сельское хозяйство, сохранение биоразно-
образия, усиление роли местных сообществ в сельском развитии. Все эти направления пока отсутствуют в нашей политике сельского развития. Недостаточна поддержка развития малых форм хозяйствования, содействие диверсификации сельской экономики, развитие информационно-консультационной инфраструктуры.
При отраслевом подходе доминирующая сегодня инновационно-модернизационная концепция развития страны будет способствовать только усилению дифференциации сельских регионов, увеличению разрыва между сельскими территориями, располагающими благоприятными природными и социально-экономическими факторами для производства сельскохозяйственной продукции и территориями, объективно проигрывающими в конкурентной борьбе. В самих сельскохозяйственных регионах наращивание крупномасштабного сельскохозяйственного производства, особенно животноводства, может иметь значительные негативные последствия для окружающей среды. Устойчивость развития села и сельских территорий при реализации отраслевой модели сельского развития остается под вопросом.
Источники
1. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней. Рим. Издание ФАО, 2010.
2. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАН ЕС
Л.С. Корбут, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики
им. А.А. Никонова
Аграрная и общеэкономическая политика ЕС все в большей степени включает в себя политику сельского развития. Национальные системы статистического наблюдения за развитием сельских районов (территорий) имеют целью непрерывный мониторинг программ сельского развития в отдельных странах сообщества и соответствующие требования к отчетности, поскольку меры поддержки развития сельских районов определяются на базе общепринятых специфических показателей - стандартов ЕС. Результаты сопоставляются с целями (целевыми показателями), заявленными в национальных стратегиях развития.
Следует отметить, что в методологических подходах к анализу тенденций сельского развития в материалах ЕС нет четкого определения понятий «сельская местность» и «сельское развитие». Соответственно, формирование национальных программ развития сельских районов (территорий) определяется целями социально-экономической и аграрной политики того или иного государства.
Цели программ варьируются от традиционных - снижение уровня безработицы, модернизация сельского хозяйства, сокращение сельской бедности, до отражающих современный этап социально-экономического развития села, а именно: стимулирование развития малого и среднего бизнеса, поддержка органического земледелия, решение гендерных вопросов и пр. В странах с более высоким уровнем благосостояния сельского населения (например, Австрия,
Германия) второй набор целей имеет большую значимость. Страны же Центральной Европы и Балтии, преследуя эти цели, приоритетными считают решение проблемы сельской безработицы, предотвращение деградации сельскохозяйственных земель и развитие сельской инфраструктуры.
Статистические исследования по проблемам сельского развития, организуемые ЕС, имеют целью получение сведений о территориальной дифференциации, многофункциональности сельского хозяйства, о более глубоких демографических характеристиках сельского населения и источниках доходов сельских домохозяйств.
В отчете ЕС «Предложения по показателям сельского хозяйства и окружающей среды» (PAIS), посвященном развитию села, содержатся рекомендации по составлению перечня социальных и экономических статистических показателей, которые целесообразно использовать для оценки изменений в сельских районах стран, входящих в ЕС. Информация о показателях, анализируемых в рамках PAIS, была получена различными способами и из разных источников (как на уровне правительств стран-членов, так и от научно-исследовательских организаций). Результатом стало представление информации более чем по 500 показателям, а также описание национальных подходов к выбору показателей развития села в отдельных странах-членах ЕС.
После проведения оценки этих показателей (сгруппированных по тематическому принципу) по-