Научная статья на тему 'Российская национальная культура: концептуальные основы изучения'

Российская национальная культура: концептуальные основы изучения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2567
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / THE NATION / ETHNOS / ETHNIC CULTURE / NATIONAL CULTURE / NATIONAL CULTURE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Даутова Альбина Римовна

В данной статье раскрываются содержания и определяются соотношения понятий «этнос» и «нация», «этническая» и «национальная» культура. Нация в этой работе выступает гражданско-политической, а не этнографической категорией, и определяется единой культурой, политической и экономической целостностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN NATIONAL CULTURE: CONCEPTUAL BASES OF STUDYING

In this article maintenances reveal and parities of concepts «ethnos» and «nation», "ethnic" and "national" culture are defined. The nation in this work acts civil-political, instead of an ethnographic category, and is defined by uniform culture, political and economic integrity.

Текст научной работы на тему «Российская национальная культура: концептуальные основы изучения»

УДК 323.1:008

ББК 66.3(2Рос),5 + 71.05

Даутова А.Р.

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Daytova A.R.

THE RUSSIAN NATIONAL CULTURE:

CONCEPTUAL BASES OF STUDYING

Ключевые слова: нация, этнос, этническая культура, национальная культура, национальная культура России.

Keywords: the nation, ethnos, ethnic culture, national culture, national culture of Russia.

Аннотация

В данной статье раскрываются содержания и определяются соотношения понятий «этнос» и «нация», «этническая» и «национальная» культура. Нация в этой работе выступает гражданско-политической, а не этнографической категорией, и определяется единой культурой, политической и экономической целостностью.

Abstract

In this article maintenances reveal and parities of concepts «ethnos» and «nation», "ethnic" and "national" culture are defined. The nation in this work acts civil-political, instead of an ethnographic category, and is defined by uniform culture, political and economic integrity.

Развитие этнополитических отношений в ряде государств мира характеризуется своей противоречивостью. С одной стороны, при анализе современной мировой политики мы обнаруживаем процессы интеграции и кооперации, с другой стороны, данные процессы сопровождаются ростом межэтнической и межкультурной напряженности между народами, населяющими одну государственную территорию, периодически трансформирующейся в открытые конфликты. Противоречия, проявляющиеся в отношениях между этническими общностями, создают, с нашей точки зрения, благоприятную среду для возникновения угрозы проявления этноэгоизма, следствием которого является усиление терроризма, приобретающего характер глобальной проблемы, уводящий человечество в эпоху доцивилизационного развития.

В этих условиях проблема усиления роли культурных факторов в сфере политических преобразований федеративных отношений не становится менее актуальной. Представители современной научно-политической мысли в большинстве своём трактуют национальную культуру как синоним национального бытия, то есть бытия, которое воспринимается человеком в качестве естественной принадлежности к особому культурному миру.

Уникальность культурных ценностей наций и народов нашей планеты характеризуется очевидной индивидуальностью и неповторимостью. Вместе с тем, данные ценности составляют «многокрасочную палитру» всемирной культурной системы.

В научных публикациях, посвященных рассмотрению интересующей нас проблематики, существуют разные мнения по вопросу разграничения этнической и национальной культуры. В данном вопросе автор солидаризируется с В.М. Межуевым который полагает, что «в отличие от этнической культуры, которая носит культовый, сакральный характер, гомогенна по своему составу, коллективна, национальная культура носит светский, инновационный характер, является продуктом индивидуального творчества интеллектуальной элиты нации, а не народа»1.

1 Межуев, В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени. - С. 41.

В общепринятом понимании этническая культура воспринимается как культура людей, связанных между собой реальной или мнимой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт данной культурной среды. Сейчас этническая культура охватывает, в основном местные культурно-бытовые обычаи, особенности материальной культуры, народных промыслов, фольклора.

Этносы возникают и объединяются на основе родоплеменных сообществ одновременно с формированием и становлением самого человека как общественного существа, а общество изначально организуется подобно «этносоциальному организму»2, определяя в общественной жизни множество иных социальных образований. В ходе данного процесса этнос и этничность становятся базовыми категориями для этнической идентификации. В качестве внешней идентификации выступает признание этносом индивида как «чужого». Этническая идентификация в целом возникает через противопоставление одного этноса другому, на основе которого этническая группа формирует свой позитивный образ, обосновывая своё право на существование.

Это не означает, однако, что этническая идентичность - есть субъективная категория, которую не следует рассматривать со стороны объективного начала. В действительности, этническая идентификация формируется на стороне объективного и субъективного начала одновременно. Данное концептуальное положение было сформулировано Н.Г. Скворцовым. «Этническая идентификация, - пишет он, -базируется, прежде всего, на осознании общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущений исторической и межпоколенной преемственности. Механизмы этнической идентификации имеют субъективную, психологическую природу. Но при этом этничность обуславливается и поддерживается факторами, существующими для каждого отдельного индивида объективно»3. В ходе исторического развития этносы социализируются, определяя условия и формы дальнейшего существования. «По мере того, как человек выделялся из животного мира, - подчёркивает М.Н. Росенко, -социальные законы становились ведущими и определяющими его бытие»4.

Этносы и их идентичность - многомерные явления, которые нельзя отождествлять лишь со стереотипами. Они подвержены постоянным изменениям и универсализации, представляя собой, как отмечает В.А. Тишков, «процесс адаптаций и изменений, а не встроенную в мироздание архетипическую, изначальную структуру»5.

Этнос, таким образом, связан как с природным, так и социальным миром. Но нельзя не учитывать того факта, что сущность человека не ограничивается только биологическими и социальными качествами. Он, многокачественен по своей природе. Человек возвышается над природой не просто в социальном, но и в духовно-культурном отношении, в способности отделить ценностное от прагматичного, культура же в свою очередь характеризует определённую степень развития данного социального качества. Качественные характеристики человека, составляющие его культуру (язык, научное, образовательное, эстетическое, нравственное, духовное развитие), выступают в качестве меры его общественного становления, меры овладения им условиями и способами деятельности.

Благодаря фундаментальной основе социального развития этноса, в качестве которой выступает культура, пассионарность и идентичность, так или иначе, формируются этносоциальные общности, а также сознание относительно принадлежности

2 Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. - С. 63.

3 Скворцов, Н.Г. Этничность и трансформационные процессы. - С. 10.

4 Росенко, М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе (философско-методологический анализ). - С. 31.

5 Тишков, В.А. Национальное и социальное в историко-антропологической перспективе. - С. 15.

к ним. Данные общности совместно организуют культурную, экономическую, социальнополитическую жизнь. По мере развития культуры в обществе и роста производительных сил на исторически данной территории этническая идентификация вступает в процесс «снятия», человечество переходит к национальной стадии развития. Традиционная этническая общность, характеризующаяся признаками кровного родства и совместного проживания, трансформируется в более сложную форму.

Человек по своему родственному происхождению может представлять собой не один, а два (и более) этноса и быть по отношению к данному этносу «чужим». Национальная принадлежность приобретается и усваивается им в качестве своей в течение всей жизни в процессе социализации, в ходе которой индивид начинает идентифицировать себя с населением той или иной страны.

Термин «нация» использовался в Европе в Средние века в качестве обозначения народной массы. Это понятие приобрело новое смысловое значение в период Великой Французской революции, в ходе которой был декларирован и утверждён принцип власти, основанный на национальной солидарности. Возникавшие в XIX в. в рамках Западной цивилизации «нации» противопоставляли себя прежним «феодальным» народам, и характеризовалось отменой сословных различий, признанием всех граждан равными в своих правах.

Переход к эпохе модерна сопровождается образованием национальных государств, культур и экономик. Впоследствии происходит мировая трансформация, основанная на возможности всеобщего обмена материальными и духовными ценностями в глобальном масштабе. Этническая разобщенность людей сложным образом сочетается с новой системой социальных и культурных взаимоотношений. Формируется новая социокультурная, историческая общность, которую невозможно сводить только к этническим маркерам, несмотря на то обстоятельство, что она связана с определенным этносом или группой этносов. Прежняя относительная этническая однородность, для которой характерна культура с традиционной, локальной и коллективной насыщенностью, приобретает более сложные формы социокультурной стратификации общества. Данная «многогранность национально-культурной среды обуславливается не только наличием

составляющих её различных культурных субстанций, так как воспроизводителями

6

являются, как правило, несколько народов, этносов» .

То есть нация, в данном случае, приобретает статус «суперэтнического» образования, которое во многом освобождает индивида от местной ограниченности и приобщает к более сложным национальным ценностям.

Нация формируется как на основе одной этнической группы (как это произошло с поляками), так и нескольких. Например: изначально в состав испанской нации входили кастильская, андалузская, наваррская и арагонская народности. Более того сама по себе этническая родственность не является обязательным условием национального строительства. Многие нации образовались не только из этнически разнородных групп, но и из разных рас. Например, бразильская нация сложилась из нескольких этнических и расовых групп: индейцы, неоднородные по племенной принадлежности, португальцы, африканцы и т.д. Все большие этносы также разнородны по своему антропологическому

7

составу .

Нация не определяется также религией или териториальной принадлежностью. Так, российская нация включает в себя представителей христианской, мусульманской, буддистской, иудейской религий, последователей архаических этнических верований и культов, а также значительное количество людей, не исповедующих никакой религии.

6 Гавров, С.Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие. Теоретические аспекты: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001. - С. 50.

7 Семенов, Ю.И. Этносы, нации, расы. иКЬ: http://scepsis.ru/librarv/ id 75.html (дата обращения: 16.11.2010).

Распад СССР оставил за границами РФ миллионы русских, которые причисляют себя к российской нации и реально являются носителями российской культуры8.

Такое соединение нескольких этнических групп в массив нации не может не быть связано с их ассимиляцией и интеграцией. Этому способствует и общенациональный литературный язык, и городская культура. Если в период традиционного общества люди на эмпирическом уровне отличались по диалектным особенностям, этнографическим деталям костюма, орнамента, головного убора, то теперь признаки этнической принадлежности человека не столь явны: они кроются в глубинах психики - в системах ценностей, в том, что принято называть «национальным характером», «ментальностью». При этом в отличие от других видов этнических общностей, нация не может воспроизвести себя без государства или без внутригосударственной автономии.

В отличие от культуры этнической, национальная культура характеризуется более развитой, многоуровневой и дифференцированной структурой. Традиционная этническая культура, изучаемая сейчас этнографией, становится одним из структурных элементов культуры национальной. Современные нации состоят из множества социально-классовых, социально-профессиональных, социально-демографических групп; многие нации неоднородны и включают в себя различные по этногенезу и языку этнические компоненты. В связи с этим большинство национальных культур имеют в своем составе значительное количество субкультур социальных слоев и этнических групп.

Следовательно, нельзя не учитывать очевидность того факта, что процесс постоянной культурной трансформации есть естественная реальность истории человечества. Она характерна для всех этапов исторического развития. Нация не существует вне адекватных для ее уровня социокультурных форм. «Нация - это этносоциальная, культурно-историческая и духовная общность людей, сложившаяся в процессе формирования государства и укоренения высокоразвитой культуры»9.

Небезызвестным в научной среде является то обстоятельство, в соответствии с которым в рамках развития мировых цивилизаций выстраивались и осуществлялись различные направления этнонациональных отношений. На ранних этапах исторического восхождения человечества отдельные народы, в силу разных причин, проживали на изолированных, локальных пространствах. Однако в процессе этногенеза и по мере исторических преобразований у отдельных этносов появляется потребность получения дополнительных ресурсов жизнеобеспечения и необходимость увеличения численности с целью выживания и, следовательно, стремление к расширению территорий. Эти причины детерминировали начало процесса колонизации, что, в свою очередь, обусловило появление привилегированных этносов.

Именно в этнонациональных дифференциациях, в большинстве своём, коренятся причины межэтнических конфликтов и войн, потому что этносы по отношению друг к другу могут быть комплиментарными и не комплиментарными. Так, например, коллективная историческая память может хранить в себе трагические события прошлого. Поэтому национальная политика в полиэтничном обществе должна сочетаться с созданием собственной системы исторических мифов, целенаправленным отбором событий, на которых должно сосредотачиваться внимание общества в процессе конструирования национального сознания.

Таким образом, нация - это общность, которая шире этнической и групповой. Она формируется в государстве, обладает территориальным и культурным единством, сложным этническим составом, индустриальным уровнем экономического развития. Определение нации, как таковой, осуществляется посредством её участия в национальнополитических движениях, спецификой ведения хозяйства и национального образа жизни,

8 Ремизов, М.В. Пять причин быть русским. URL: http://www.apn.ru/publications/article24899.htm (дата обращения: 21.09.2011).

9 Пыхтин, С.П. Русская национальная идея и современность. URL: http://www.zlev.ru/cont8.htm (дата обращения: 14.02.2010).

стремлением к воспроизводству собственной идентичности. Государство же выступая в качестве общественного союза людей наделяется политической властью, и его деятельность направляется на обеспечение интересов всех этносов. Оно преследует разнообразные цели и осуществляет власть над своими гражданами, принуждая их повиноваться известным нормам, соблюдать известные правила и законы. Таким образом, нация - основа государства. Государство, в свою очередь, выполняет генеральную функцию по развитию своей основы. «В основе нации лежит лояльность людей к своему государству и связанному с данным государством обществу. Экзистенцией национальной идентичности является желание защищать свою страну, её честь, и достоинство»10.

Национальная культура складывается исторически - в процессе длительного совместного существования этнических общностей, связанных единой территорией, экономикой, языком. В этом процессе возникает общность духовной жизни и появляются особенности национальной психологии, формируются такие признаки нации, как национальная ментальность и национальное самосознание. По этой причине культура трактуется нами как совокупность исторически сложившихся принципов общественного жизнеустройства, комплекс приемов выживаемости, складывающийся веками и тысячелетиями. При этом культура и традиции народов России возникли не просто так, а были обусловлены существующими именно в этой местности климатом, природными условиями, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами.

Становление национальной культуры осуществляется, как правило, параллельно с образованием нации и национальной государственности. В Западной Европе эти процессы зарождались на заре Нового времени, когда традиционные феодальные общества начали качественно трансформироваться и на передний план социально-экономической жизни выдвинулась буржуазия. Капиталистическая форма общественного развития

формировалась одновременно с появлением национальной идеи: новый тип

экономических связей, объединявших население различных областей, осознавался людьми как особый вид духовного единения - национальная целостность. Например, жители Прованса, Бретани, Нормандии по мере развития рыночных связей между регионами осознали себя французами. Национальная культура - это осознание одного народа или группы родственных и исторически тесно связанных между собой народов своей приверженности к территории расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам. Формирование культур, пронизанных национальной идеей, происходило в Западной Европе в тесном взаимодействии с созиданием социально-экономических условий существования наций и строительством национальных государств11.

Россия исторически сложилась как полиэтничное и поликультурное государственное образование. Россия представляла собой имперский тип полиэтничных и поликультурных государственных образований, в основе существования которого лежит идея единства общества во имя всеобщего блага.

История российских народов характеризовалась сочетанием глубокой религиозности и широкой этнической терпимости, традициями вечевой вольности, княжескими междуусобицами и системой абсолютной власти. Одни традиции и правила поведения вырабатывались в процессе собственного действия и развития, другие - заимствовались у других народов. По мере поступательного развития российской истории создаётся культурная традиция, в рамках которой российские (евразийские) народы строили общую государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции общинности,

10 Крупкин, П.Л. Народ, национальность, нация. иКЬ: http://www.apn.ru/ онЬНсаПог^/агПсЫ 1285.htm (дата обращения: 15.04.2011).

11 Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб., 2008. - С. 340.

соборности, коллективизма и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека12.

Население современной России характеризуется исключительным разнообразием этносов и народов (и по численности, и по своеобразию языков и культур), территориальной локализацией наиболее многочисленных этносов со своими природноклиматическими условиями существования, этнически смешанными семьями и др. В литературе нередко указывается на особую роль русского этноса в историческом формировании и развитии России. И это справедливо, так как русские единственный народ, «скрепляющий» единство страны от Калининграда до Владивостока, без которого Россия не могла бы существовать в виде единого государства. Российское общество характеризуется наличием ряда титульных народов, давших названия республикам, автономным округам и автономной области.

Народы России столетиями развиваются вместе в одном геополитическом пространстве, что способствует взаимопроникновению культур, традиций и т.д. Россия, в которой живут представители разных этносов, едина, у народов, живущих в ней, много общего, поскольку традиции взаимной аккультультурации и совместного проживания порождают схожие тенденции в национальном и политическом развитии её народов и регионов. Одновременно, она многолика и разнообразна, так как у каждого из населяющих ее народов, в каждом регионе имеет место своеобразие существующих культур, языков, традиций. Россия не одно столетие представляет собой сообщество десятков народов, связанных между собой множеством разнообразных нитей13.

Процесс сближения русской культуры и культур других народов России был не простым, однако на протяжении всей отечественной истории шло активное взаимодействие русских с народами Севера, Поволжья и других регионов. «Механическое перемешивание» достаточно быстро сменялось состоянием органического синтеза; начала складываться культура России как особая духовная целостность. Этому способствовали особые обстоятельства - и формирование государства, и усиление экономических связей (мирное, хозяйственное проникновение русских на Восток), и, что можно особо выделить - характерные специфические черты русского народа и русской культуры14. Благодаря объединяющей роли русского народа, его способности к «всеединству», «всечеловечности», на территории России сложилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов15.

Народы и территории, вошедшие в состав Российского государства на разных этапах его формирования - независимо от того, как это произошло, добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов - уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. И в этом заложены позитивные потенции, обещающие при благоприятном развитии событий консолидацию и процветание в жизни и взаимоотношениях всех российских народов16.

Так сложилось исторически, что Россия сделалась альтернативой католическому Западу, причём во всём - религии, культуре, образе жизни, структуре ценностей, выборе пути развития. Сказанное совсем не означает, что мы лучше или хуже. Мы - просто другие. Россия - особая цивилизация, особый внутренний мир со своими особыми интересами и внутренними пружинами, собственной логикой развития. «Каждый раз, -

12 Гумилев, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - С. 355.

13 Постникова, М.И. Психология отношений между поколениями в современной России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - С. 15.

14 Гавров, С.Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие. Теоретические аспекты: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001. - С. 50.

15 Сапрыкин, В.А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. иКЬ:

http://avt.miem.edu.rU/Kafedra/KT/Publik/posob7kt. Ыш1_ (дата обращения: 20.12.2010).

16 Грусман, В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - С. 18.

замечает Н.Н. Моисеев, - принятие чужой веры, чуждой нам идеологии, а значит, и

17

чужого образа жизни оборачивалось для нас трагедией» .

Современная Россия в политико-формационном плане осуществляет переход к капитализации общества, государственно-политическому устройству по западному образцу, к системе либеральных ценностей. В основе данного перехода остаются классовые отношения как отношения собственности и власти, как буржуазные отношения.

В отличие от классов, этнокультурные общности России имеют куда более глубокие исторические корни, которые восходят к кровнородственным и родоплеменным формам общности и в своём историческом развитии формируют российскую цивилизацию с её духовностью и этнокультурным своеобразием народов. В духовных пластах этнических культур как бы законсервировались, сохранились в течение столетий первозданная мифологическая образность и та изначальность форм жизни, которые, по определению К.Г. Юнга, являются воспроизведением деятельности людей архетипов бессознательного18.

Логика реформ современного российского общества показывает, что здесь имеет место абсолютизация политико-формационного принципа переходных форм, с одной стороны, и недооценка (да и игнорирование) духовных и этнокультурных особенностей его самодвижения, менталитета человека - с другой. В этой связи следует согласиться с

Н.Г. Козиным, который утверждает, что «историю делают не фантомы, а живые, конкретные люди, которые вступают в активное историческое и культурное творчество не просто как индивиды, а как социально и экономически, и этнокультурно объединённые сообщества»19.

Абсолютизация формационного подхода в процессах общественной трансформации от одной политико-экономической формации к другой и игнорирование этнокультурных особенностей самодвижения социума ведёт к его однолинейному развитию. Сущность нации заключается в её культурно-интегрирующей функции, поэтому достижение межэтнического мира в условиях широкого движения за национальное возрождение полагает, прежде всего, общий рост культуры всех народов и осуществление интеграции и диалога культур.

Процесс формирования национальной культуры с этого момента начинает восприниматься общественностью как разворачивающийся в процессе истории акт реализации определённой группой людей своей национальной идеи как специфического способа приобщения к мировым ценностям и достижениям. Интегрирующая функция нации может осуществляться, именно через установление диалога культур с помощью которого можно добиться снятия межэтнических противоречий. Благодаря диалогу культур можно найти человеческие средства и гуманистический смысл для движения навстречу друг другу и понимания друг друга.

В наши дни, когда так усилилось глобализационные процессы взаимообщение и взаимопроникновение между разными странами и народами, ещё больше возрастает значение языка как средства обитания и общения людей и важнейшего источника информации в мире. И очень важно, чтобы язык не только не превращался в средство самоотчуждения и самоизоляции народа, в орудие борьбы в межнациональных и межэтнических конфликтах, но, напротив, служил бы единению народов, лучшему взаимопониманию.

Многообразие культур, языков в обществе не отрицает, а, напротив, предполагает единство России. Ибо единство и всеединство всех народов России полагает громадное число самых разнообразных культур, свобод, форм нравственных связей и движений, но со своим собственным лицом. Мир развивается, прежде всего, постольку, поскольку находятся системы, поддерживающие вариативность.

17 Моисеев, Н.Н. Время определять национальные цели. - М., 1997. - С. 140.

18 Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философии. - М., 1994. - С. 79.

19 Козин, Н.Г. Бегство от России (К логике исторических потрясений России в XX веке). - С. 9.

Конечно, степень развития различных этносов, населяющих Россию, далеко не одинакова. Каждый этнос имеет свой этнический возраст, обладает соответствующим им пассионарным потенциалом. Но это не значит, что одни из них являются отсталыми народами, а другие - прогрессивными. Различные уровни развития - это не проблема опоздания. Просто каждое сообщество имеет собственную культуру, способ и темп развития.

Благодаря культурно-этническому многообразию российское общество обладает неограниченными способностями к приспособлению, адаптируясь к изменяющимся условиям его существования, причём всегда по-разному. Любое общество, разумеется, что-то абсорбирует из опыта соседей, но никогда не становится точной копией сообществ, которые его окружают. Копирование заданных образцов развития - это нонсенс в нашей ситуации.

Перед современной Российской Федерацией стоит проблема интеграции поликультурного населения характеризующегося значительным количеством народов, существенно различающихся друг от друга общей численностью, языковой, конфессиональной, хозяйственно-культурной принадлежностью, компактным и дисперсным характером расселения, степенью урбанизации, хозяйственными знаниями, разделением труда в социокультурное единое целое - российскую нацию.

Библиографический список

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.

2. Гавров, С.Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие. Теоретические аспекты: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001. - 130 с.

3. Грусман, В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - 2007. - 368 с. М.

4. Гумилев, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 317 с.

5. Козин, Н.Г. Бегство от России (К логике исторических потрясений России в XX веке). - Саратов: Надежда, 1996. - 167 с.

6. Крупкин, П.Л. Народ, национальность, нация. ИКЬ: http://www.apn.ru/

риЬНсайоп8/агйс1е11285.Ы;т (дата обращения: 15.04.2011).

7. Межуев, В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. - М.: Наука, 1995. - С. 28-56.

8. Моисеев, Н.Н. Время определять национальные цели. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 256 с.

9. Постникова, М. И. Психология отношений между поколениями в современной России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - 53 с.

10. Пыхтин, С.П. Русская национальная идея и современность. ИКЬ: http://www.z1ev.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cont8.htm (дата обращения: 14.02.2010).

11. Ремизов, М.В. Пять причин быть русским. иКЬ: http://www.apn.ru/pub1ications/ artic1e24899.htm (дата обращения: 21.09.2011).

12. Росенко, М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе (философско-методологический анализ). - СПб.: Петрополис, 1996. - 144 с.

13. Сапрыкин, В.А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность,

амбивалентность. ЦКЪ: http://avt.miem.edu.rU/Kafedra/KT/Pub1ik/posob7kt. Мт1 (дата

обращения: 20.12.2010).

14. Скворцов, Н.Г. Этничность и трансформационные процессы // Этничность.

Национальные отношения. Социальная практика: сборник статей. - СПб.: Петрополис, 1995. -

С. 8-26.

15. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб.: Питер, 2008. - 590 с.

16. Тишков, В.А. Национальное и социальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. - 1990. - № 12. - С. 3-16. Семенов Ю.И. Этносы, нации, расы. ЦКЪ: http://scepsis.ru/1ibrary/ id 75.htm1 (дата обращения: 16.11.2010).

17. Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философий. - М.: Медиум, 1994. - 256

с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.