Социология: теоретические и эмпирические исследования
УДК 316.346.32
Б01: 10.28995/2073-6401-2020-2-57-68
Российская молодежь в поле современной политики: между традиционализмом и оппозиционностью
Наталия М. Великая
Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, natalivelikaya@gmail.com
Аннотация. На основе данных социологических исследований1, проведенных в 2018 и 2019 гг., проанализированы особенности восприятия политических проблем российской молодежью и ценностные основания ее политического поведения. Показано, что политическая культура демонстрирует наличие взаимоисключающих позиций по ряду оснований. Низкий уровень доверия к власти практически не коррелирует с оценкой социально-экономической и политической ситуации в России, не формирует новых форм гражданского активизма, что позволяет сделать вывод о высокой степени преемственности политической культуры России, где группа условных «оппозиционеров», демонстрирующих низкий уровень доверия к власти и готовность к протестам, очень невелика.
Ключевые слова: молодежь, политические ценности, политическая культура, политическое поведение
Для цитирования: Великая Н.М. Российская молодежь в поле современной политики: между традиционализмом и оппозиционностью // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 2. С. 57-67. БОТ: 10.28995/2073-6401-2020-2-57-68
© Великая Н.М., 2020
Выборка - всероссийская, репрезентативная по полу, возрасту; n = 1600. Использовались также данные социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», который проводится Центром стратегических социальных и социально-политических исследований ФГБУН ИСПИ РАН с 1992 г. Научный руководитель мониторинга - В.К. Левашов. Объем выборочной совокупности составлял на различных этапах 1312-1866 респондентов. Выборка - всероссийская, репрезентативна по полу, возрасту.
Russian youth in the field of modern politics. Between traditionalism and opposition
Nataliya M. Velikaya
Russian State University for the Humanities Moscow, Russia, natalivelikaya@gmail.com
Abstract. Specifics of perception of political issues by Russian Youth and value grounds for their political behavior are analyzed in this article. The analysis is based on the sociological research data of 2018 and 2019. It is shown that political culture demonstrates the presence of mutually exclusive positions for a number of reasons. Low level of trust to the power practically do not correlate with evaluation of social-economic and political situation in Russia, do not provoke new forms of civil activity , what allows to make a conclusion about high degree of the political culture continuity, where group of nominal oppositionists demonstrating low level of trust to the power is not significant.
Keywords: youth, political values, political culture, political behavior
For citation: Velikaya, N.M. (2020), "Russian youth in the field of modern politics. Between traditionalism and opposition", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 2, pp. 57-67, DOI: 10.28995/20736401-2020-2-57-68
Введение
Проблема легитимации политического режима является одной из важнейших как в исследовательских, так и в политических практиках. Молодежь, которая рассматривается как социальная база развития и трансформации любого политического режима, неизбежно становится предметом пристального внимания со стороны власти, заинтересованной в ее лояльности. С другой стороны, именно молодежь часто становится главным источником и движущей силой социальных и политических протестов, что во многом обусловлено ее нестабильным социальным и экономическим статусом, гражданской незрелостью, слабостью социальных связей, отсутствием политического опыта.
Для современной России, которая вот уже на протяжении 30 лет находится в условиях транзита, а в последние годы, по мнению ряда авторов, демонстрирует тенденции к авторизации [Wiatr 2017; Голосов 2008], эта проблема актуализирована в связи с широким участием молодежи в серии протестов, которые имели место главным образом в связи с сомнениями в чистоте выборного процесса в Москве, Санкт-Петербурге и ряде столиц регионов Россий-
ской Федерации. Считаем актуальным оценить оппозиционный потенциал российской молодежи, учитывая особенности ее политической культуры и политического поведения.
Молодежь остается весьма уязвимой социальной группой, что обусловлено спецификой ее социального положения. Коммерциализация образования, малоэффективная жилищная политика, высокий уровень безработицы среди молодежи ставят ее в неравное положение с экономически и социально более продвинутыми группами. Тем самым создается благоприятная среда для возникновения разного рода социальных конфликтов, приобретающих нередко политическую окраску. Не случайно молодежная проблематика стала одной из ключевых в президентской избирательной кампании 2018 г. [Милованова 2017]. Несмотря на многочисленные попытки сформулировать концепцию национальной молодежной политики, она так и не была принята, а практическое воплощение в жизнь утвержденных в 2014 г. Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.2 пока оставляет желать лучшего.
Российская молодежь в политическом поле
На основе данных, полученных в ходе наших исследований, мы анализируем политические представления молодежи, особенности их политического поведения и мотивацию, оценку перспектив развития страны и своего места в меняющейся социальной реальности, что позволяет выявить место молодежи в политическом пространстве современной России.
Обратим внимание на довольно высокий уровень тревожности, 75% наших граждан оценивают ситуацию в стране как критическую, взрывоопасную или напряженную, кризисную (см. рис. 1). Полагаем, что столь низкая оценка связана с текущими и потенциальными изменениями в политической сфере российского общества. Эти изменения носят системный институциональный характер и сопровождаются дальнейшей централизацией власти, сокращением поля публичной политики для многих игроков политического поля, с консервацией партийной системы с доминантной партией, с сокращением парламентской оппозиции и др. [Гельман 2012, с. 72;
2 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // Официальный сайт правительства РФ [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения 10 мая 2020).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в России?» в зависимости от возраста респондентов Источник: социологический факультет РГГУ, исследование «Социокультурные угрозы в современной России»
Velikaya 2019]. Очевидно, что многими российскими согражданами это воспринимается как сокращения ряда политических прав и свобод, что сказывается на общих социальных настроениях, распространенных в обществе.
Треть наших граждан уверены, что в плане развития демократии ситуация в стране станет хуже. В среднем негативно настроенных респондентов в каждой возрастной группе примерно в 3 раза больше, чем позитивно настроенных. При этом молодежь демонстрирует более пессимистичный взгляд на возможное развитие демократии (рис. 2). Вместе с тем мы видим имеющую место однородность в оценках политических проблем страны разных возрастных групп. Можно констатировать, что в российском общественном мнении довольно высок уровень устойчивости политической культуры и преемственности политических ценностей.
две трети респондентов считают, что современное демократическое государство обязательно предполагает многопартийность, а 72,4% граждан уверены, что наличие независимой оппозиции -это непременное условие развития политической демократической системы. По данным нашего исследования, такие угрозы, как вы-
Рис. 2. Распределение по возрастным группам оценок развития демократии, прав и свобод граждан в ближайшие 5 лет, в % в каждой группе Источник: социологический факультет РГГУ, исследование «Социокультурные угрозы в современной России»
сокий уровень коррупции, засилье бюрократии, весьма актуальны для каждого пятого респондента в целом и для каждого четвертого среди молодежи, причем выбор этой альтернативы сопряжен с выбором альтернативы «ограничение политических прав и свобод», которую в целом по выборке отметили 6,6% опрошенных.
При этом замедленные темпы роста, углубляющиеся проблемы наши граждане лишь в малой степени связывают с особенностями политического режима. 85,8% респондентов полагают, что России нужна твердая рука и порядок в обществе и что политические свободы и демократия - это обязательные условия существования государства (80,3%). Возрастной специфики по этому индикатору выявлено не было. Убеждены, что страна больше нуждается в стабильности, чем в переменах, 70,4% граждан. Менее остальных согласны с этой позицией опрошенные 18-24 лет (65,7%) и жители столицы (58,7%).
Вместе с тем граждане невысоко оценивают усилия государства в плане осуществления экономической политики и полагают, что проводимая политика лишь в малой степени отвечает интересам большинства населения. 56,6% опрошенных придерживаются мнения «не важно, какая партия приходит к власти - для простого че-
ловека все равно ничего не изменится». Распределение по возрасту степени согласия с данным суждением демонстрирует рост этого показателя в сторону от младших групп к старшим. И здесь мы видим определенный потенциал для трансформации партийной системы, для новых политических лидеров, которые могут появиться в политическом пространстве. Та политическая система, которая сложилась в начале нулевых, демонстрирует не столько устойчивость, сколько стагнацию. Несменяемость политической элиты на всех уровнях управления и в политических партиях ведет как к падению интереса к политике среди молодежи, так и формирует низкий уровень доверия к ней. Так, более 46% молодежи не поддерживают никакую политическую партию, и 75% уверены, что «большинство из нас не могут повлиять на политические процессы»3.
Это делает понятными довольно скептичные оценки деятельности российской власти, что выражается в том числе в убежденности, что государство - чуждый враждебный институт, преследующий свои цели, что интересы граждан, людей - не в приоритетах его деятельности. В общественном сознании доминирует мнение, что Российское государство выражает и защищает интересы богатых слоев населения (46%), государственной бюрократии (35%)4.
Российское общество демонстрирует и довольно высокий уровень рефлексируемой конфликтности по разным основаниям (табл. 1). Можно сказать, что в целом опрошенные склонны замечать оппозицию «могущественная богатая "верхушка" - слабое бедное население». 51% респондентов считают, что наиболее острые противоречия в настоящее время существуют между народом и властью, а также между богатыми и бедными (48,6%). 31,9% уверены, что такая ситуация характерна для чиновников и рядовых граждан. 26,8% опрошенных указывают на острые противоречия между олигархами и остальным обществом. Менее всего подвергнуты конфликтам, по мнению респондентов, верующие различных религий (4,7%).
Для молодежи более значимыми являются конфликты между народом и властью, между людьми разных политических убеждений и между людьми разных национальностей, особенно в группе 18-24 лет.
3 Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Состояние гражданского общества в России. XLIX этап социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», июнь 2019 г. [Электронный ресурс] М.: Перспектива, 2019. 143 с. URL: https://itdperspectiva.page.link/iproct2019 (дата обращения 15 марта 2020).
4 Там же.
Таблица 1
Распределение по возрастным группам оценки противоречий ряда конфликтных групп, (в % от опрошенных)
Противоречия Возраст
18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60+
Между: народом и властью 55,4 60,8 55,7 54,0 53,7 36,9
богатыми и бедными 42,2 43,3 45,1 52,9 52,5 56,1
чиновниками и рядовыми 36,8 34,2 37,0 34,9 30,5 32,2
гражданами
олигархами и остальным обществом 26,0 27,5 23,1 26,5 29,0 35,3
людьми разных нацио- 27,9 18,3 17,2 16,4 18,5 14,1
нальностей
местными и приезжими 12,7 15,0 17,2 18,5 10,4 10,2
работодателями, соб- 7,8 10,8 14,7 16,4 15,1 14,9
ственниками предприятий и работниками
властными группировками 15,2 9,2 10,6 12,7 13,1 12,5
людьми разных политических убеждений 14,2 12,5 11,0 9,0 9,7 9,4
верующими различных религий (православными, мусульманами, буддиста- 5,9 5,8 5,1 5,3 1,9 2,7
ми и т. д.)
затрудняюсь ответить 1,0 3,3 2,2 3,2 3,9 7,1
Источник: «Как живешь, Россия?», 2018 г., Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.
В этой связи закономерно выглядит тот факт, что молодежь более критично воспринимает сложившуюся политическую систему и считает, что ее надо совершенствовать путем реформ (43%) либо менять радикально (27%) (см. табл. 2).
Структура политических ценностей, которую демонстрируют представители молодого поколения, не сильно отличается от той, которую мы видим у более старших возрастных групп, что позволяет говорить о высокой степени устойчивости политической культуры, для которой характерны идеологическая фрагментированность, пар-тофобия, низкий уровень политического участия на фоне усиления вертикали власти [Нисневич, Рябов 2016]. При этом неустойчивая занятость и формирование так называемых групп МББТ-молодежи не ведет к радикализации этой группы [Буланова, Костенко 2019].
Таблица 2
Отношение молодых и взрослых россиян к политической системе общества, (% от числа молодых и старших респондентов)
Варианты ответа Молодежь Старше 30 лет
Меня полностью устраивает политическая система нашего общества 21 27
В политической системе нашего общества много недостатков, но их можно устранить путем постепенных реформ 43 40
Меня не устраивает политическая система нашего общества, ее необходимо радикально изменить 27 22
Затруднились ответить 9 11
Источник: «Как живешь, Россия?», май 2018 г., Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.
Безусловно, молодежь в силу возраста демонстрирует, по крайней мере на вербальном уровне, готовность к определенным политическим действиям, но различия здесь тоже не существенны (табл. 2).
Таблица 3
Формы в защиту своей политической активности молодых и взрослых россиян при ответе на вопрос: «Что вы готовы предпринять для защиты своих интересов?» (% от числа молодых и старших респондентов)
Варианты ответа Молодежь Старшие
Мои интересы достаточно защищены 10,1 12,1
Подпишу обращение к властям 18,0 21,8
Выйду на митинг/демонстрацию 18,4 16,3
Буду участвовать в забастовках, акциях протеста 12,4 7,9
Если надо, возьму оружие 8,6 5,2
Ничего из перечисленного не буду делать 17,0 21,0
Другое 2,5 0,8
Затруднились ответить 13,0 14,9
Источник: «Как живешь, Россия?», май 2018 г., Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.
Имеет определенный перевес в пользу молодежи по позициям «буду участвовать в забастовках, акциях протеста» (12,4% против 7,9% у взрослых) и «возьму в руки оружие» (8,6% против 5,2%). Но в целом, как мы видим, оснований рассматривать молодежь как единственный и серьезный социальный потенциал протестов - нет.
Что касается участия в выборах, то абсентеизм остается характерной чертой российской молодежи: во время последних выборов президента 33% молодых и 19% взрослых граждан не участвовали в выборах. Нежелание российской молодежи принимать участие в голосовании на президентских выборах свидетельствует в том числе и о невысоком доверии как к институту выборов в том виде, в каком он существует в России, так и к ряду государственных институтов.
По сравнению с взрослыми россиянами молодые люди в меньшей степени доверяли Президенту РФ, Правительству РФ, церкви, армии, полиции, суду и прокуратуре (табл. 4). А вот уровень доверия общественным организациям выше у молодежи, чем у взрослых граждан. Таким образом, социально-политические риски устойчивого развития общества нашли свое выражение в более низком уровне доверия российской молодежи к общественным структурам и институтам власти по сравнению с мнением взрослых людей.
Таблица 4
Отношение молодых и взрослых россиян к общественным структурам и институтам власти, (% от числа молодых и взрослых респондентов)
Ваше отношение Молодежь Взрослые
Доверяю Не доверяю Затруднились ответить Разница Доверяю Не доверяю Затруднились ответить Разница
К президенту РФ 62 23 15 39 69 17 14 52
Правительству РФ 35 49 16 -14 43 37 20 6
Совету Федерации 30 40 30 -10 32 30 38 2
Государственной Думе 16 54 30 -38 17 41 42 -24
Администрации Президента РФ 36 33 31 3 37 26 37 11
Совету Безопасности 36 29 35 7 39 24 37 15
Общественной палате 20 38 42 -18 18 31 51 -13
Наталия М. Великая Окончание табл. 4
Ваше отношение Молодежь Взрослые
Доверяю Не доверяю Затруднились ответить Разница Доверяю Не доверяю Затруднились ответить Разница
Полиции, суду, прокуратуре 10 72 18 -62 17 61 22 -44
Армии 58 22 20 36 73 13 14 60
Профсоюзам 16 48 36 -32 15 43 42 -28
Церкви 34 36 30 -2 47 21 32 26
Политическим партиям, движениям 12 50 38 -38 13 44 43 -31
Общественным организациям 26 33 41 -7 19 31 50 -12
Руководителю региона 26 44 30 -18 25 39 36 -14
Средствам массовой информации 17 53 30 -36 18 44 38 -26
Банковским, предпринимательским кругам 12 67 21 -55 9 68 23 -59
Источник: «Как живешь, Россия?», май 2018 г., Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.
Заключение
Российская молодежь демонстрирует скорее конформизм и равнодушие к политической жизни, а также сохраняющуюся партофобию и стремление избегать политической активности на фоне низкого уровня доверия к власти, что в перспективе будет сказываться и на отказе поддерживать любые начинания власти, на сокращении модернизационных возможностей российского общества. В связи с этим государственная молодежная политика не может ограничиваться мерами социального характера, но должна предусматривать более активное вовлечение молодых граждан в реальную политику.
Выполнено при поддержке РНФ, проект №17-78-30029 «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование».
The article was carried out with the support of the Russian Science Foundation, project No. 17-78-30029 "Cognitive mechanisms and discursive strategies to overcome so-ciocultural threats in historical dynamics: a multidisciplinary study".
Литература
Буланова, Костенко 2019 - Буланова М.Б., Костенко В.В. NEET-молодежь: протест-ный потенциал и реальность // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 1. С. 120-129.
Гельман 2012 - Гельман В.Я. Расцвет и упадок электорального авторитаризма в России // Полития. 2012. № 4 (67). С. 65-85.
Голосов 2008 - Голосов Г.В. Электоральный авторитаризм в России // Pro et contra. 2008. Т. 12 (№ 1). С. 22-35.
Милованова 2017 - Милованова МЮ. Молодежная политика как основа развития социального капитала в современной России // Социальная политика и социология. 2017. Том 16. № 6. С. 74-81.
Нисневич, Рябов 2016 - Нисневич Ю.А., Рябов А.В. Современный аторитаризм и политическая идеология // ПОЛИС. Политические исследования. 2016. № 4. С. 162-181.
Velikaya 2019 - Velikaya N.M. Opposition as a mirage of a political field in Russia // New authoritarianism: challenges to democracy in the 21st century. Opladen; Berlin; Toronto: Barbara Budrich Publishers 2019. P. 77-99.
Wiatr 2017 - Wiatr J. New and old authoritarianism in a Comparative prospects // Studia Socjologiczno-politiczne. 2017. № 2 (07). P. 123-138.
References
Bulanova, M.B. and Kostenko, V.V. (2019), "NEET-youth. Protest potential and reality", RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, no 1, pp. 120-129.
Gelman, V.Ya. (2012), "The rise and fall of electoral authoritarianism in Russia", Politia, no 4 (67), pp. 65-85.
Golosov, G.V. (2008), "Electoral authoritarianism in Russia", Pro et Contra, no.12 (1), pp. 22-35.
Milovanova, M.Yu. (2017), "Youth Policy As Basis of Social Capital's Development in Modern Russia", Social policy and sociology, vol. 16, no 6, pp. 74-81.
Nisnevich, Yu.A. and Ryabov, A.V. (2016), "Modern Authoritarianism and Political Ideology", POLIS. Political Studies, no 4, pp. 162-181.
Velikaya, N.M. (2019), "Opposition as a mirage of a political field in Russia", New authoritarianism: challenges to democracy in the 21st century, Barbara Budrich Publishers, Opladen; Berlin; Toronto, pp. 77-99.
Wiatr, J. (2017), "New and old authoritarianism in a Comparative prospects", Studia Socjologiczno-politiczne, no 2 (07), pp. 123-138.
Информация об авторе
Наталия М. Великая, доктор политических наук, профессор, Институт социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН), Москва, Россия; 119333, Россия, Москва, ул. Фо-тиевой, д. 6, стр. 1;
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; natalivelikaya@gmail.com
Information about the author
Nataliya M. Velikaya, Dr. of Sci. ^oUtics), professor, Institute of social and political Research of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bld. 6 (1), Fotievoi Str., Moscow, Russia, 119333;
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125993; natalivelikaya@gmail.com