Научная статья на тему 'Российская Концепция «Электронного государства»: формирование государственной политики и организационно-правовые проблемы'

Российская Концепция «Электронного государства»: формирование государственной политики и организационно-правовые проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / E-GOVERNMENT / QUALITY OF GOVERNANCE / DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чугунов Андрей Владимирович

В статье исследуются основные этапы процесса формирования государственной политики и концепции «электронного государства». Обзорная статья посвящена развитию организационно-правовой базы, необходимой для использования технологий электронного правительства. Принятие Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации переводит в практическую область решение задач развития электронного правительства. Делается вывод о том, что Россия находится до сих пор еще на этапе освоения методов нового государственного менеджмента, а основными проблемами, которые препятствуют развитию электронного правительства, являются не технологические вопросы, а вопросы формирования адекватной организационно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's concept of «electronic state»: the formation of public policy, organizational and legal problems

The article examines the main stages of the formation of public policy and the concept of Electronic State. Review is devoted to the development of legal and institutional framework necessary for the e-government use. Adoption of the Strategy of the Information Society in Russia translates into a practical area of the tasks of e-government. It is concluded that Russia is still at the stage of learning the techniques of new public management, and major problems that hinder the development of e-government are not technological but formation of an adequate legal and institutional framework issues.

Текст научной работы на тему «Российская Концепция «Электронного государства»: формирование государственной политики и организационно-правовые проблемы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 3

ВИРТУАЛЬНОЕ РЕАЛЬНО

А.В. Чугунов

РОССИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО

ГОСУДАРСТВА»: ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

В статье исследуются основные этапы процесса формирования государственной политики и концепции «электронного государства». Обзорная статья посвящена развитию организационно-правовой базы, необходимой для использования технологий электронного правительства. Принятие Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации переводит в практическую область решение задач развития электронного правительства. Делается вывод о том, что Россия находится до сих пор еще на этапе освоения методов нового государственного менеджмента, а основными проблемами, которые препятствуют развитию электронного правительства, являются не технологические вопросы, а вопросы формирования адекватной организационно-правовой базы.

Ключевые слова: электронное правительство, качество государственного управления, развитие информационного общества.

Формирование новой модели государственного управления в Российской Федерации

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждено пять документов со сроком действия до 2010 г., имеющих прямое отношение к развитию электронного правительства:

— Концепция и программа административной реформы в Российской Федерации;

— Федеральная целевая программа «Электронная Россия»;

— Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации;

— Концепция региональной информатизации;

— Концепция использования информационных технологий в органах государственной власти.

В 2009 г. был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Федеральный закон № 8-ФЗ) и принято Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и ор-

ганами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Однако процесс формирования нормативной базы находится еще в самом начале. Об этом свидетельствует тот факт, что основные нормативные документы, относящиеся к вопросам развития электронного правительства в России, имеют статус концепций, а также отсутствие организационной структуры, обеспечивающей координацию усилий министерств и ведомств в данном направлении. Следует отметить, что только в конце 2008 г., через шесть лет после старта первой госпрограммы (ФЦП «Электронная Россия»), в Аппарате Правительства было создано профильное подразделение, занимающееся вопросами электронного правительства — Отдел электронного правительства. В это же время была сформирована (при Правительственной комиссии по проведению административной реформы) рабочая группа по вопросу формирования в Российской Федерации электронного правительства. И лишь в октябре 2009 г. распоряжением Правительства Российской Федерации создан департамент информационных технологий и связи Правительства РФ, призванный обеспечить координацию деятельности российских правительственных структур по широкому кругу вопросов, связанных с реализацией программ развития информационного общества.

Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 г.

В Концепции, которая была принята 6 мая 2008 г., определены основные приоритеты, направления и этапы формирования в России электронного правительства на период до 2010 г. и заданы следующие цели:

— повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

— повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

— повышение качества административно-управленческих процессов;

— совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности, полноты контроля деятельности органов государственной власти и требуемого уровня информа-

ционной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Концепция предусматривает организацию межведомственного электронного взаимодействия. Планируется развертывание защищенной системы межведомственного электронного документооборота. В органах государственной власти предполагается установить абонентские пункты для передачи электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью.

Что касается вопросов нормативно-правовой регламентации общей инфраструктуры федерального уровня, то, согласно Концепции, необходимо обеспечить:

— развитие законодательства, обеспечивающего использование электронной подписи в Российской Федерации, гармонизированного с международными правовыми актами;

— внесение изменений в законодательные акты о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд для обеспечения технологической совместимости информационных систем органов государственной власти при проведении закупок продукции для государственных нужд, в том числе на условиях проведения совместных конкурсов с целью экономии на масштабе закупок;

— подготовку системы нормативных правовых актов, регламентирующих порядок определения необходимого объема авторских имущественных прав в процессе закупок программ для ЭВМ для государственных нужд, порядок оценки конкурсных заявок, включая порядок закрепления и учета авторских имущественных прав на свободное программное обеспечение (программы для ЭВМ с открытым кодом);

— внесение изменений в законодательные акты для регламентации вопросов, связанных с внедрением в органах государственной власти систем электронного документооборота, использованием в системах электронного документооборота открытых стандартов форматов электронных документов, созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их технологической и семантической совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности;

— подготовку системы нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы информационного взаимодействия органов государственной власти в процессе выполнения закрепленных за ними функций, идентификации участников электронного взаимодействия, деятельности уполномоченных государственных органов в электронном информационном обмене;

— внесение изменений и дополнений в законодательные акты об архивном фонде, для регламентации порядка формирования, ведения и использования различных регистров, реестров и кадастров, классификаторов и номенклатур (Концепция... от 6 мая 2008 г. № 632-р).

Информационная открытость органов власти как компонент электронного правительства

Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был сделан еще в 2003 г. принятием постановления Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» № 98. Постановление (Постановление... № 98 от 12 февраля 2003 г.) было принято как конкретизация основных положений ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Федеральный закон № 24-ФЗ). В соответствии со ст. 3 этого закона государственные органы обязаны создать собственные информационные ресурсы и предоставить условия для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.

Постановление № 98 предписывает федеральным органам исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов (согласно Перечню, утвержденному этим постановлением), а также путем регулярного размещения этих информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. Перечень, утвержденный Постановлением № 98, представляет особый интерес, поскольку он определил сведения, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальных сайтах государственных органов, входящих в число федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в августе 2006 г. Федеральный закон № 24-ФЗ утратил силу и был принят новый закон, регулирующий правовые отношения в сфере информации, — Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Основной смысл норм, регулирующих доступ к правительственной информации, остался неизменным и не противоречит Постановлению № 98.

Этот закон призван регулировать правоотношения в сфере информационного обеспечения граждан со стороны не только федеральных органов исполнительной власти, но и законодательной и судебной ветвей государственной власти, а также региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Проект нового федерального закона (Федеральный закон № 8-ФЗ) был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации лишь в январе 2009 г. Вступление же в силу данного федерального закона было отнесено на 1 января 2010 г.

Важно, что данный ФЗ легитимирует некоторые аспекты «электронного» взаимодействия органов власти с гражданами и представи-

6ВМУ, политические науки, № 3

81

телями организаций. В частности, в ст. 10 (ч. 1) обозначено: «Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района» (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 10, ч. 1).

Закон регламентирует перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Ст. 13 Закона устанавливает для этого следующие позиции.

1. Общая информация о государственном органе, об органе местного самоуправления (далее — «орган»), в том числе:

— наименование и структура, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб (далее — «контактная информация);

— сведения о полномочиях органах, задачах и функциях структурных подразделений, перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

— перечень территориальных органов и представительств органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, контактная информация;

— перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, контактная информация;

— сведения о руководителях органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

— перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа и подведомственных организаций;

— сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом.

2. Информация о нормотворческой деятельности органа, в том числе:

— нормативные правовые акты, изданные органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу,

признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ;

— тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в представительные органы федерального, регионального и муниципального уровней;

— информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ;

— административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

— установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;

— порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом и его территориальными органами.

3. Информация об участии органа в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров, а также о мероприятиях, проводимых органом, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа.

4. Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению органом до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.

5. Информация о результатах проверок, проведенных органом, его территориальными органами, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе и его территориальных органах, подведомственных организациях.

6. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа, его территориальных органов.

7. Статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

— статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа;

— сведения об использовании органом, его территориальными органами, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

— сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.

8. Информация о кадровом обеспечении органа, в том числе:

— порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

— сведения о вакантных должностях;

— квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей;

— условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей;

— номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей;

— перечень образовательных учреждений, подведомственных органу, с указанием контактной информации.

9. Информация о работе с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

— порядок и время приема, порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

— фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема, обеспечение рассмотрения обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

— обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В Федеральном законе обозначено, что конкретизация состава информации и определение периодичности размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления должны быть установлены перечнями информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, утверждаемыми в определенном законом порядке (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 14).

Законом определяются также реквизиты заявителя, которые должны присутствовать в запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. К таким реквизитам относятся: «почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации» (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 18, п. 2). Тем самым легитимируется запрос по электронной почте. При этом в Федеральном законе сформулирован отдельный пункт, расширяющий данное положение: «Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос» (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 18, п. 9). Таким об-

разом легитимным становится взаимодействие не только через электронную почту, но и с использованием других сервисов Интернет, в частности через заполнение форм на веб-сайтах и т.п.

Организационно-правовые вопросы создания системы оказания электронных услуг

В 2005 г. Правительством была поставлена задача разработки проектов федеральных законов «О стандартах государственных услуг» и «Об административных регламентах». Через некоторое время было решено совместить эти две темы в одном законопроекте «О стандартах государственных услуг и административных регламентах». Последнее публичное обсуждение законопроекта прошло 22 мая 2008 г. на совместном заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Объединенной рабочей группы по обеспечению участия гражданского общества в административной реформе. В новом законопроекте большое внимание уделено предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Однако, как и в случае с Федеральным законом о доступе к информации, принятие закона «О стандартах государственных услуг и административных регламентах» затянулось. Это негативным образом сказалось на выполнении плана мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства (План мероприятий. утв. 14.02.2009). Тем не менее необходимость запуска системы порталов государственных услуг, определения ответственных за эксплуатацию федеральных государственных информационных систем «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регламентации других вопросов реализации электронного правительства привели к принятию Постановления Правительства РФ «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (Постановление ... от 15 июня 2009 г. № 478). Этим постановлением была одобрена Концепция Единой системы информационно-справочной поддержки граждан и утверждены Правила размещения в Сводном реестре и Едином портале сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях).

В Концепции Единая система выступает организационной совокупностью государственных информационных ресурсов и информационных систем, необходимых для обеспечения комплексной информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе в части предоставления государст-

венных и муниципальных услуг. Единая система содержит следующие государственные информационные системы:

— сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);

— единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

— региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В Концепции Единой системы обозначено, что по мере создания условий для однозначной идентификации получателей услуг и в случае появления возможностей предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде единый портал может использоваться гражданами и организациями для подготовки и размещения запросов в электронном виде, для предоставления государственных и муниципальных услуг и получения результатов предоставления этих услуг, а также для оплаты услуг в электронной форме. Тем самым задается горизонт развития электронных услуг от стадии информирования к стадии интерактивного взаимодействия.

Большое значение имеет также тот факт, что Концепция Единой системы легитимизирует каналы доступа к сведениям об услугах (функциях), размещенным на едином портале. Закон предусматривает пять видов таких каналов:

— официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

— информационные киоски;

— многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

— публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;

— центры телефонного обслуживания.

Следует обратить внимание на появление в этом перечне публичных центров правовой информации, которые не являются подразделениями органов власти, а функционируют главным образом при активном участии общественных организаций и библиотечного сообщества, при поддержке региональных администраций (Программа ПЦПИ).

25 июня 2009 г. распоряжением Правительства Российской Федерации (Перечень государственных услуг ... от 25 июня 2009 г. № 872-р) был утвержден перечень государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде). Перечень включает 46 услуг (структурированных на 7 разделов), включающих возможность производить в электронном формате регистрацию юри-

дических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановку на налоговый учет, получать выписки из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, платить налоги и сборы. Кроме того, предполагается, что в электронном виде будут осуществляться государственные услуги по лицензированию отдельных видов деятельности, выдаче документов, связанных с таможенным оформлением товаров, услуги в сфере социальной защиты; в сфере регистрации прав на земельные участки, недвижимое имущество и сделок с ними; государственные услуги по оформлению и выдаче документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданско-правовой статус, регистрации по месту жительства и месту пребывания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Перечне обозначено, что указанные государственные услуги и функции осуществляются с момента создания соответствующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе обеспечивающей возможность использования электронной цифровой подписи. Согласно распоряжению, условия для осуществления электронных государственных услуг, вошедших в Перечень, должны быть созданы к 2011 г.

В связи с конкретизацией задач перевода государственных услуг в электронный формат возникла необходимость очередного уточнения планов и формата ФЦП «Электронная Россия» на завершающий период ее выполнения. 10 сентября 2009 г. Правительство России приняло постановление «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002—2010 годы)"» (Федеральная целевая программа. от 10 сентября 2009 г. № 721), в котором были уточнены позиции, связанные с планом реализации мероприятий ФЦП на 2009 и 2010 гг.

В развитие задачи перевода государственных услуг в электронный формат Правительством Российской Федерации был разработан и утвержден «План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» (План перехода. от 17 октября 2009 г. № 1555-р). Фактически данным распоряжением Правительство Российской Федерации предприняло первую серьезную попытку систематизировать работы по переводу процедур оказания государственных услуг и функций в электронный вид. В план включены 74 услуги с классификацией по 15 направлениям.

Несмотря на то что в перечень услуг вошли далеко не все услуги (функции), предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, исполнение данного распоряжения создаст основу и даст практический опыт, которые позволят в дальнейшем осуществить перевод в электронный вид других услуг и функций.

В соответствии с планом переход органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде будет происходить поэтапно. Переход предполагается завершить к сентябрю — декабрю 2012 г.

Однако некоторые услуги имеют существенно более длительные сроки реализации. В частности, услуги МВД России (прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений), а также Минтранса РФ и Росавтодора (выдача специальных разрешений на международную автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов) отнесены на декабрь 2014 г. Реализация трех услуг ФМС России: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, организация выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации — отнесена на декабрь 2015 г., равно как и услуга Минзд-равсоцразвития России по проведению медико-социальной экспертизы и информированию об услугах по реабилитации инвалидов.

В ходе работ по завершению ФЦП «Электронная Россия» и формированию новой программы «Информационное общество», рассчитанной на реализацию в 2011—2018 гг., будут конкретизированы планы и программы перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг», который в том числе регулирует отношения по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества [12 февраля 2009 г., Москва, Кремль]. URL: http://www.krem-lin.ru/text/appears/2009/02/212850.shtml

2. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества. 23 декабря 2009 года, 15:00, Москва, Кремль. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/6443

3. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824. URL: http://document.krem-lin.ru/doc.asp?ID=18555

4. Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Д.Р. Трутнев, В.В. Уткин, А.В. Чугунов. СПб., 2009.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» был введен в действие 1 января 2010 г. URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html

6. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р). URL: http://www.government.ru/content/govemmentactivity/rfgovem-mentdecisions/archive/2008/05/06/7397425.htm

7. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» № 98 от 12 февраля 2003 г.

8. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. URL: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3355

9. План мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [утв. 14.02.2009]. URL: http://minkomsvjaz.rU/.cmsc/upload/docs/20090304144548p5.tif

10. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». URL: http://www.government.ru/content/ governmentactivity/rfgo-vernmentdecisions/archive/2009/06/15/3293116.htm

11. Программа ПЦПИ — создание общероссийской сети центров публичного доступа к социально значимой информации / Межрегиональная общественная организация «Информация для всех». URL: http://www.ifap.ru/ pcpi/index.htm

12. Перечень государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде). Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. № 872-р. URL: http://ar.gov.ru/common/ img/uploaded/872-r.pdf

13. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 721). URL: http://www.government.ru/content/ governmentactivity/insiderfgovernment/archive/2009/09/17/0d4a5909-4ed8-4aab-a4a9-bd7621ba4a8f.htm

14. План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р. URL: http://gov.consultant.ru/ doc.asp?ID=54989

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.