ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 3
ВИРТУАЛЬНОЕ РЕАЛЬНО
А.В. Чугунов
РОССИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО
ГОСУДАРСТВА»: ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
В статье исследуются основные этапы процесса формирования государственной политики и концепции «электронного государства». Обзорная статья посвящена развитию организационно-правовой базы, необходимой для использования технологий электронного правительства. Принятие Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации переводит в практическую область решение задач развития электронного правительства. Делается вывод о том, что Россия находится до сих пор еще на этапе освоения методов нового государственного менеджмента, а основными проблемами, которые препятствуют развитию электронного правительства, являются не технологические вопросы, а вопросы формирования адекватной организационно-правовой базы.
Ключевые слова: электронное правительство, качество государственного управления, развитие информационного общества.
Формирование новой модели государственного управления в Российской Федерации
В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждено пять документов со сроком действия до 2010 г., имеющих прямое отношение к развитию электронного правительства:
— Концепция и программа административной реформы в Российской Федерации;
— Федеральная целевая программа «Электронная Россия»;
— Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации;
— Концепция региональной информатизации;
— Концепция использования информационных технологий в органах государственной власти.
В 2009 г. был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Федеральный закон № 8-ФЗ) и принято Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и ор-
ганами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
Однако процесс формирования нормативной базы находится еще в самом начале. Об этом свидетельствует тот факт, что основные нормативные документы, относящиеся к вопросам развития электронного правительства в России, имеют статус концепций, а также отсутствие организационной структуры, обеспечивающей координацию усилий министерств и ведомств в данном направлении. Следует отметить, что только в конце 2008 г., через шесть лет после старта первой госпрограммы (ФЦП «Электронная Россия»), в Аппарате Правительства было создано профильное подразделение, занимающееся вопросами электронного правительства — Отдел электронного правительства. В это же время была сформирована (при Правительственной комиссии по проведению административной реформы) рабочая группа по вопросу формирования в Российской Федерации электронного правительства. И лишь в октябре 2009 г. распоряжением Правительства Российской Федерации создан департамент информационных технологий и связи Правительства РФ, призванный обеспечить координацию деятельности российских правительственных структур по широкому кругу вопросов, связанных с реализацией программ развития информационного общества.
Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 г.
В Концепции, которая была принята 6 мая 2008 г., определены основные приоритеты, направления и этапы формирования в России электронного правительства на период до 2010 г. и заданы следующие цели:
— повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
— повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
— повышение качества административно-управленческих процессов;
— совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности, полноты контроля деятельности органов государственной власти и требуемого уровня информа-
ционной безопасности электронного правительства при его функционировании.
Концепция предусматривает организацию межведомственного электронного взаимодействия. Планируется развертывание защищенной системы межведомственного электронного документооборота. В органах государственной власти предполагается установить абонентские пункты для передачи электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью.
Что касается вопросов нормативно-правовой регламентации общей инфраструктуры федерального уровня, то, согласно Концепции, необходимо обеспечить:
— развитие законодательства, обеспечивающего использование электронной подписи в Российской Федерации, гармонизированного с международными правовыми актами;
— внесение изменений в законодательные акты о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд для обеспечения технологической совместимости информационных систем органов государственной власти при проведении закупок продукции для государственных нужд, в том числе на условиях проведения совместных конкурсов с целью экономии на масштабе закупок;
— подготовку системы нормативных правовых актов, регламентирующих порядок определения необходимого объема авторских имущественных прав в процессе закупок программ для ЭВМ для государственных нужд, порядок оценки конкурсных заявок, включая порядок закрепления и учета авторских имущественных прав на свободное программное обеспечение (программы для ЭВМ с открытым кодом);
— внесение изменений в законодательные акты для регламентации вопросов, связанных с внедрением в органах государственной власти систем электронного документооборота, использованием в системах электронного документооборота открытых стандартов форматов электронных документов, созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их технологической и семантической совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности;
— подготовку системы нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы информационного взаимодействия органов государственной власти в процессе выполнения закрепленных за ними функций, идентификации участников электронного взаимодействия, деятельности уполномоченных государственных органов в электронном информационном обмене;
— внесение изменений и дополнений в законодательные акты об архивном фонде, для регламентации порядка формирования, ведения и использования различных регистров, реестров и кадастров, классификаторов и номенклатур (Концепция... от 6 мая 2008 г. № 632-р).
Информационная открытость органов власти как компонент электронного правительства
Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был сделан еще в 2003 г. принятием постановления Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» № 98. Постановление (Постановление... № 98 от 12 февраля 2003 г.) было принято как конкретизация основных положений ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Федеральный закон № 24-ФЗ). В соответствии со ст. 3 этого закона государственные органы обязаны создать собственные информационные ресурсы и предоставить условия для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.
Постановление № 98 предписывает федеральным органам исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов (согласно Перечню, утвержденному этим постановлением), а также путем регулярного размещения этих информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. Перечень, утвержденный Постановлением № 98, представляет особый интерес, поскольку он определил сведения, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальных сайтах государственных органов, входящих в число федеральных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что в августе 2006 г. Федеральный закон № 24-ФЗ утратил силу и был принят новый закон, регулирующий правовые отношения в сфере информации, — Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Основной смысл норм, регулирующих доступ к правительственной информации, остался неизменным и не противоречит Постановлению № 98.
Этот закон призван регулировать правоотношения в сфере информационного обеспечения граждан со стороны не только федеральных органов исполнительной власти, но и законодательной и судебной ветвей государственной власти, а также региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Проект нового федерального закона (Федеральный закон № 8-ФЗ) был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации лишь в январе 2009 г. Вступление же в силу данного федерального закона было отнесено на 1 января 2010 г.
Важно, что данный ФЗ легитимирует некоторые аспекты «электронного» взаимодействия органов власти с гражданами и представи-
6ВМУ, политические науки, № 3
81
телями организаций. В частности, в ст. 10 (ч. 1) обозначено: «Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района» (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 10, ч. 1).
Закон регламентирует перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Ст. 13 Закона устанавливает для этого следующие позиции.
1. Общая информация о государственном органе, об органе местного самоуправления (далее — «орган»), в том числе:
— наименование и структура, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб (далее — «контактная информация);
— сведения о полномочиях органах, задачах и функциях структурных подразделений, перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
— перечень территориальных органов и представительств органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, контактная информация;
— перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, контактная информация;
— сведения о руководителях органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
— перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа и подведомственных организаций;
— сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом.
2. Информация о нормотворческой деятельности органа, в том числе:
— нормативные правовые акты, изданные органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу,
признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ;
— тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в представительные органы федерального, регионального и муниципального уровней;
— информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ;
— административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
— установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
— порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом и его территориальными органами.
3. Информация об участии органа в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров, а также о мероприятиях, проводимых органом, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа.
4. Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению органом до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.
5. Информация о результатах проверок, проведенных органом, его территориальными органами, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе и его территориальных органах, подведомственных организациях.
6. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа, его территориальных органов.
7. Статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
— статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа;
— сведения об использовании органом, его территориальными органами, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
— сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.
8. Информация о кадровом обеспечении органа, в том числе:
— порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
— сведения о вакантных должностях;
— квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей;
— условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей;
— номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей;
— перечень образовательных учреждений, подведомственных органу, с указанием контактной информации.
9. Информация о работе с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
— порядок и время приема, порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
— фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема, обеспечение рассмотрения обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
— обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
В Федеральном законе обозначено, что конкретизация состава информации и определение периодичности размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления должны быть установлены перечнями информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, утверждаемыми в определенном законом порядке (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 14).
Законом определяются также реквизиты заявителя, которые должны присутствовать в запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. К таким реквизитам относятся: «почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации» (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 18, п. 2). Тем самым легитимируется запрос по электронной почте. При этом в Федеральном законе сформулирован отдельный пункт, расширяющий данное положение: «Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос» (Федеральный закон № 8-ФЗ, ст. 18, п. 9). Таким об-
разом легитимным становится взаимодействие не только через электронную почту, но и с использованием других сервисов Интернет, в частности через заполнение форм на веб-сайтах и т.п.
Организационно-правовые вопросы создания системы оказания электронных услуг
В 2005 г. Правительством была поставлена задача разработки проектов федеральных законов «О стандартах государственных услуг» и «Об административных регламентах». Через некоторое время было решено совместить эти две темы в одном законопроекте «О стандартах государственных услуг и административных регламентах». Последнее публичное обсуждение законопроекта прошло 22 мая 2008 г. на совместном заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Объединенной рабочей группы по обеспечению участия гражданского общества в административной реформе. В новом законопроекте большое внимание уделено предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Однако, как и в случае с Федеральным законом о доступе к информации, принятие закона «О стандартах государственных услуг и административных регламентах» затянулось. Это негативным образом сказалось на выполнении плана мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства (План мероприятий. утв. 14.02.2009). Тем не менее необходимость запуска системы порталов государственных услуг, определения ответственных за эксплуатацию федеральных государственных информационных систем «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регламентации других вопросов реализации электронного правительства привели к принятию Постановления Правительства РФ «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (Постановление ... от 15 июня 2009 г. № 478). Этим постановлением была одобрена Концепция Единой системы информационно-справочной поддержки граждан и утверждены Правила размещения в Сводном реестре и Едином портале сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях).
В Концепции Единая система выступает организационной совокупностью государственных информационных ресурсов и информационных систем, необходимых для обеспечения комплексной информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе в части предоставления государст-
венных и муниципальных услуг. Единая система содержит следующие государственные информационные системы:
— сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);
— единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);
— региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В Концепции Единой системы обозначено, что по мере создания условий для однозначной идентификации получателей услуг и в случае появления возможностей предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде единый портал может использоваться гражданами и организациями для подготовки и размещения запросов в электронном виде, для предоставления государственных и муниципальных услуг и получения результатов предоставления этих услуг, а также для оплаты услуг в электронной форме. Тем самым задается горизонт развития электронных услуг от стадии информирования к стадии интерактивного взаимодействия.
Большое значение имеет также тот факт, что Концепция Единой системы легитимизирует каналы доступа к сведениям об услугах (функциях), размещенным на едином портале. Закон предусматривает пять видов таких каналов:
— официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
— информационные киоски;
— многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
— публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
— центры телефонного обслуживания.
Следует обратить внимание на появление в этом перечне публичных центров правовой информации, которые не являются подразделениями органов власти, а функционируют главным образом при активном участии общественных организаций и библиотечного сообщества, при поддержке региональных администраций (Программа ПЦПИ).
25 июня 2009 г. распоряжением Правительства Российской Федерации (Перечень государственных услуг ... от 25 июня 2009 г. № 872-р) был утвержден перечень государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде). Перечень включает 46 услуг (структурированных на 7 разделов), включающих возможность производить в электронном формате регистрацию юри-
дических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановку на налоговый учет, получать выписки из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, платить налоги и сборы. Кроме того, предполагается, что в электронном виде будут осуществляться государственные услуги по лицензированию отдельных видов деятельности, выдаче документов, связанных с таможенным оформлением товаров, услуги в сфере социальной защиты; в сфере регистрации прав на земельные участки, недвижимое имущество и сделок с ними; государственные услуги по оформлению и выдаче документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданско-правовой статус, регистрации по месту жительства и месту пребывания.
В Перечне обозначено, что указанные государственные услуги и функции осуществляются с момента создания соответствующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе обеспечивающей возможность использования электронной цифровой подписи. Согласно распоряжению, условия для осуществления электронных государственных услуг, вошедших в Перечень, должны быть созданы к 2011 г.
В связи с конкретизацией задач перевода государственных услуг в электронный формат возникла необходимость очередного уточнения планов и формата ФЦП «Электронная Россия» на завершающий период ее выполнения. 10 сентября 2009 г. Правительство России приняло постановление «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002—2010 годы)"» (Федеральная целевая программа. от 10 сентября 2009 г. № 721), в котором были уточнены позиции, связанные с планом реализации мероприятий ФЦП на 2009 и 2010 гг.
В развитие задачи перевода государственных услуг в электронный формат Правительством Российской Федерации был разработан и утвержден «План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» (План перехода. от 17 октября 2009 г. № 1555-р). Фактически данным распоряжением Правительство Российской Федерации предприняло первую серьезную попытку систематизировать работы по переводу процедур оказания государственных услуг и функций в электронный вид. В план включены 74 услуги с классификацией по 15 направлениям.
Несмотря на то что в перечень услуг вошли далеко не все услуги (функции), предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, исполнение данного распоряжения создаст основу и даст практический опыт, которые позволят в дальнейшем осуществить перевод в электронный вид других услуг и функций.
В соответствии с планом переход органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде будет происходить поэтапно. Переход предполагается завершить к сентябрю — декабрю 2012 г.
Однако некоторые услуги имеют существенно более длительные сроки реализации. В частности, услуги МВД России (прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений), а также Минтранса РФ и Росавтодора (выдача специальных разрешений на международную автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов) отнесены на декабрь 2014 г. Реализация трех услуг ФМС России: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, организация выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации — отнесена на декабрь 2015 г., равно как и услуга Минзд-равсоцразвития России по проведению медико-социальной экспертизы и информированию об услугах по реабилитации инвалидов.
В ходе работ по завершению ФЦП «Электронная Россия» и формированию новой программы «Информационное общество», рассчитанной на реализацию в 2011—2018 гг., будут конкретизированы планы и программы перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг», который в том числе регулирует отношения по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества [12 февраля 2009 г., Москва, Кремль]. URL: http://www.krem-lin.ru/text/appears/2009/02/212850.shtml
2. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества. 23 декабря 2009 года, 15:00, Москва, Кремль. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/6443
3. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824. URL: http://document.krem-lin.ru/doc.asp?ID=18555
4. Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Д.Р. Трутнев, В.В. Уткин, А.В. Чугунов. СПб., 2009.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» был введен в действие 1 января 2010 г. URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html
6. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р). URL: http://www.government.ru/content/govemmentactivity/rfgovem-mentdecisions/archive/2008/05/06/7397425.htm
7. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» № 98 от 12 февраля 2003 г.
8. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. URL: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3355
9. План мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [утв. 14.02.2009]. URL: http://minkomsvjaz.rU/.cmsc/upload/docs/20090304144548p5.tif
10. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». URL: http://www.government.ru/content/ governmentactivity/rfgo-vernmentdecisions/archive/2009/06/15/3293116.htm
11. Программа ПЦПИ — создание общероссийской сети центров публичного доступа к социально значимой информации / Межрегиональная общественная организация «Информация для всех». URL: http://www.ifap.ru/ pcpi/index.htm
12. Перечень государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде). Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. № 872-р. URL: http://ar.gov.ru/common/ img/uploaded/872-r.pdf
13. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 721). URL: http://www.government.ru/content/ governmentactivity/insiderfgovernment/archive/2009/09/17/0d4a5909-4ed8-4aab-a4a9-bd7621ba4a8f.htm
14. План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р. URL: http://gov.consultant.ru/ doc.asp?ID=54989