УДК 351(470):004.9 А. М. Идиатуллина
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В РОССИИ:
ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: электронное правительство, государственные услуги, реестр государственных услуг, единый портал государственных услуг, индекс развития е-правительства.
В статье рассмотрены составляющие концепта «электронное правительство», основные этапы формирования нормативной базы и внедрения в практику управления и взаимодействия с контрагентами компонентов электронного правительства. Также в статье рассматривается вопросы технологической и информационно-методологической поддержки реализации компонента «электронные государственные услуги».
Keywords: eGovernment, public services, register of public services, single portal of public services, the UN Global E-Government
Development Index.
The article describes the components of the concept of "e-government", as well as the main stages of the formation of the regulatory framework and implementation of management practices and interaction with contractors' components of e-government. The article also examines issues of technology and information and methodological support for the component of "electronic government services.
В настоящее время концепт «электронное правительство» прочно вошел в нашу жизнь и обрел вполне реальные очертания в виде перехода органов власти на безбумажный документооборот, присутствия органов власти в сети Интернет, а также портала «Государственные услуги» и иных интерактивных форм взаимодействия органов власти с контрагентами (гражданами, бизнес-структурами, научными сообществами). Но еще в начале 2000 годов в Российской Федерации данный концепт представлялся большинству как нечто сюрреалистичное, существующее только в виртуальном пространстве с абсолютно непонятным практическим применением, вызывающим сопротивление и скептицизм со стороны большинства служащих органов власти.
С теоретико-методологической точки зрения концепция э-правительства также не интерпретировалась однозначно. В частности, в 1990-х годах сформировалась новая группа теорий общественных изменений - теории виртуализации. В данном случае - это, так называемые, техноцентристские модели виртуализации, предложенные А.Бюлем, А.Крокером, М.Вэйнстейном и М.Паэтау. «Теория виртуального класса» А. Крокера и М. Вэйнстейна является приложением постмодернистских концепций исчезновения реальности. Согласно им в процессе обмена электронно-цифровыми сигналами происходит отчуждение человека от собственной плоти, при этом в качестве виртуализирующих технологий рассматриваются не только компьютерные технологии и сеть Интернет. Одним из первых предложил термин «виртуализация общества» А.Бюль. Согласно ему «виртуальное» - это общество, где производство, распределение и коммуникация осуществляются в виртуальных пространствах или в киберпространстве». М.Паэтау в своей теории «виртуализации социального» интерпретирует возникновение гиперпространства сети Интернет как результат «использования» обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства - аутопой-есиса (по теории Н.Лумана). В России одним из
первых теоретиков «виртуализации общества» является Д.В.Иванов, предложивший социоцентрист-скую модель виртуализации. Он рассматривает процесс виртуализации (симуляции) в основных институциональных сферах, оформившихся в эпоху модерн: экономике, политике, науке, искусстве, се-мье.[7]
В рамках авторской диссертации, нами было выдвинуто следующее положение: «Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют создавать симулякры - искусственно созданные объекты, производящие эффект реально существующего объекта - виртуальный аналог. Применительно к процессу государственного управления симулякр государственного органа является не средством, возводящим в степень процесс виртуализации, а средством конструирования «нового - объективированного образа» государственного аппарата и процесса государственного управления, как его непосредственной практической деятельности. В условиях виртуализации общества государственное управление в единстве его составляющих - государственно-политическое управление и государственно-административное управление - принимает новые формы. Основной формой виртуализации государственно-административного управления и средством объективизации его образа выступает симу-лякр «электронное правительство».[8]
Сам термин «электронное правительство» возник на западе и является прямым переводом с английского «elektronic government» или e-government. В английском слово government употребляется в значении «правление/управление как действие/процесс». В широком смысле электронное правительство включает использование всех ИКТ для усовершенствования деятельности правительства. Популярная интерпретация э-правительства состоит в его определении как Интернет-активности правительства, «которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой информации, услугам и экспертизе для развития гражданского уча-
стия... Оно связано с постоянной обязанностью государства улучшать отношения между частными лицами и публичным сектором посредством интенсивного, не затратного и эффективного предоставления услуг, информации и знания. Оно является практической реализацией того наилучшего, что может предложить правительство».[8]
На наш взгляд наиболее точным является следующие определение концепта э-правительства: «Трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и коммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов».[5]
При этом необходимо обратить внимание на то, что повышение уровня участия общества в вопросах государственного управления обеспечивается на уровне электронного правительства путем широкого доступа общественности к информации о деятельности государственных органов на начальном этапе, и переводом большей части транзакций с государственными контрагентами в электронную форму на более совершенных стадиях.
Концепция э-правительства охватывает, прежде всего, операционную (исполнительную) составляющую правительства, к примеру: «В видении Президентом США правительственной реформы подчеркивается необходимость преобразования операционной составляющей деятельности правительства в части его собственного функционирования и его взаимодействия с гражданами, которым оно служит».[4]
В конечном итоге изменениям должна подвергнутся, не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, а вся инфраструктура государственной власти и управления. То есть, э-прави-тельство должно стать одним из составных элементов концепций «электронного государст-ва»/«электронным государственным аппаратом»/ «электронной инфраструктурой государства» и интегрироваться с концептом «э-политика».
Общепризнано, что в рамках э-правительства эффективность работы системы государственного управления определяется тремя составляющими:
1) эффективностью взаимодействия с гражданами и бизнес-структурами;
2) эффективностью внутренней работы каждого учреждения в отдельности;
3) эффективностью взаимодействия органов власти между собой.
В процессе реализации проектов э- правительства выделяют несколько уровней сложности взаимодействия органов власти с внешними контрагентами или несколько основных этапов реализации:
1) одностороннее взаимодействие, реализуемое посредством Интернет-присутствия органов государственной и муниципальной власти (портал органов власти);
2) взаимодействие или двусторонняя коммуникация, реализуемая посредством организации обратной связи - Интернет-приемные, он-лайн опросы;
3) транзакции или двустороннее взаимодействие, то есть предоставление государственных услуг в электронном виде (в основном речь идет о возможности скачать бланки, предоставить отчетность в электронном виде);
4) трансформация всей системы управления -переход на безбумажный документооборот, внедрение единой базы госуслуг и интегрированных баз данных с целью обмена данными между органами власти в процессе работы и предоставления государственных услуг, мобильные версии государственных услуг, организация интерактивной обратной связи с гражданами и прочее.
Все рассмотренные уровни взаимодействия требуют соответствующего нормативного закрепления и разработки соответствующих технических решений. Именно этот аспект чаще всего критикуется специалистами, поскольку отсутствие соответствующей базы с самого начала «затормаживало» процесс реализации концепта э-правительства в России. Также не следует сбрасывать со счетов фактор смены методологии реализации отдельных компонентов концепта в связи с несостоятельностью ранее принятых решений.
Рассматривая процесс развития э-правительства в Российской Федерации в ретроспективе, следует отметить, что к концу 90-х годов XX в. наша страна существенно отставала от США и стран запада. К сожалению, эта тенденция сохраняется и по сей день.
Фактически к обозначенному периоду времени уровень развития э- правительства был различен по странам. Еще в 2001 году ООН было проведено исследование: «Оценка е-правительств: глобальные перспективы». Индекс развития электронного правительства (The UN Global E-Government Development Index) Организации Объединенных Наций разрабатывается раз в два года для 193 стран-членов ООН. Включает оценку компонентов: электронные услуги и сервисы, предоставляемые органами власти, информационно-
коммуникационная инфраструктура и развитие человеческого потенциала.[11]
Исследование 2001 года было направленно на составление цифровой картины мира на основе сравнения целей, уровня и конфигурации развития электронных аспектов функционирования правительственных структур 190 стран, входящих в ООН. Количественное значение Индекса формировалось по специальной методике на базе трех основных составляющих:
1) он-лайн присутствие в сети правительственных учреждений (веб-присутствие, мониторинг наличия спектра и содержания услуг, доступных в интерактивном режиме, на государственных web-сайтах); данный показатель отражает стадию развития э-правительства в стране;
2) сравнительный анализ показателей текущей телекоммуникационной инфраструктуры страны (количество телефонных линий, персональных компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров на 100 человек);
3) показатели развития человеческого капитала (число людей, пользующихся сетью Интернет, ко-
личество интернет-хостов на 10000 человек). Данный показатель характеризует возможности и подготовленность общества к поддержке онлайнового взаимодействия с правительством и включает три индикатора: индекс человеческого развития, отражающий социально-экономическое состояние общества, включая уровень образования, экономики и здравоохранения; индекс информационного доступа; соотношение городского и сельского населе-ния.[6]
По результатам исследования странами-лидерами в области внедрения электронных коммуникаций были признаны Канада, США, Новая Зеландия, Австралия.
В 2012 году Россия сумела сделать колоссальный рывок и улучшить свой показатель в рейтинге с 59-го место до 27-го.
Что касается Индекса развития э- правительства 2014 года, то Россия не смогла изменить свою позицию в сравнении с 2012 годом и осталась всего лишь на 27 месте из 193 стран. Особенно ярко этот факт выделяется на фоне наших соседей: Азербайджан - 96-е место 2012 год, 68-е место 2014 год, Казахстан улучшил свои показатели на 10 пунктов (с 38-го на 28-е место), Армения - 94-е место 2012 год и 61-е место 2014 год. Лидер рейтинга 2012 года не поменялся. На первом месте остается Южная Корея, на втором месте Австралия, а на третьем Сингапур. В 2012 году эти позиции закрепились за Нидерландами и Великобританией.[11]
Показательно то, что по уровню информированности граждан о государственных сервисах Россия оказалась ниже Коста-Рики, набрав всего 35 баллов из 100 баллов (высшая стадия развития таких сервисов - Networking Presenc).
Основной причиной низких позиций в рейтинге Россия является именно вышеуказанный факт - недостаточная развитость сервисов э- правительства, предоставляемых он-лайн частично или полностью. Чему способствуют определенные причины, связанные со сложностями формирования ведомственных и единого реестров государственных услуг.
Возвращаясь к вопросу развития концепта э-правительства в нашей стране необходимо отметить, что его внедрение стартовало в рамках и ФЦП «Электронная Россия» (на 2002 - 2010 гг.), разработанной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. №207-р. и Административной реформы в Российской Федерации. В 2003 году на основе ФЦП «Электронная Россия на 2002 -2010 гг.», и ряда Федеральных законов и в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004гг.».
Министерством связи РФ совместно с Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минобразования России, ФСБ России, ФСО России, Росархивом, РАСУ, Гостехкомиссией России и Госстандартом России с участием Российской академии наук была разработана «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». Концепция определила основные приорите-
ты, принципы и направления реализации единой государственной политики использования ИКТ в деятельности органов государственной власти.
Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был сделан принятием Постановления Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. № 98 (далее -Постановление РФ «Об обеспечении доступа к информации.»). Данный документ был принят в целях конкретизации основных положений ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии со ст. 3 этого Закона, государственные органы обязали создать собственные информационные ресурсы и предоставить условия для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.
Постановление РФ «Об обеспечении доступа к информации...» предписывает федеральным органам исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов (согласно Перечню, утвержденному этим Постановлением), а также регулярного размещения этих информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. Следует отметить, что в августе 2006 года вступил в силу новый закон, регулирующий правовые отношения в сфере информации, - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Постановление РФ «Об обеспечении доступа к информации.» стало первым нормативным правовым актом, в котором на правительственном уровне была обозначена задача обеспечения информационной открытости органов власти. В развитии этой тенденции осуществлялась разработка проекта федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В отличие от рассматриваемого Постановления, этот закон призван был регулировать правоотношения в сфере информационного обеспечения граждан со стороны не только федеральных органов исполнительной власти, но и законодательной, и судебной ветвей государственной власти, а также региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.[13] Проект указанного федерального закона был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации лишь в январе 2009 г. Вступление же в силу данного Федерального закона было отнесено на 1 января 2010 г. Так же в 2009 г. было принято Постановление Правительства РФ «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организации по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно- телекоммуникационной сети Интернет» от 15 июня 2009 г № 478. Федеральный закон «Об обеспечении досту-
па к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепил весьма важный аспект функционирования э-правительства - электронное взаимодействие органов власти с гражданами и представителями организаций. В ст. 10 (ч. 1) обозначено: «Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района»[1]. Также данным законом регламентирован перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
Что касается процесса внедрения системы электронных государственных услуг, то здесь также был пройдет длинный путь.
В 2005 году Правительством была поставлена задача - разработать проекты федеральных законов: «О стандартах государственных услуг» и «Об административных регламентах». Через некоторое время было решено разработать единый законопроект -«О стандартах государственных услуг и административных регламентах». Последнее обсуждение законопроекта прошло 22 мая 2008 г. на совместном заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Объединенной рабочей группы по обеспечению участия гражданского общества в административной реформе. В новом законопроекте большое внимание уделено предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, как и в случае с ФЗ «О доступе к информации», вопрос с принятием закона «О стандартах государственных услуг и административных регламентах» имел затяжной характер, что негативно сказалось на выполнении плана мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации э- правительства. Но необходимость запуска системы порталов государственных услуг, определения ответственных за эксплуатацию федеральных государственных информационных систем «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регламентации других вопросов реализации э-правительства, привели к принятию Постановления Правительства РФ от 15 июня 2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Поста-
новлением была одобрена Концепция Единой системы информационно-справочной поддержки граждан и утверждены Правила размещения в Сводном реестре и Едином портале сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях).[13] В настоящее время Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно -телекоммуникационной сети Интернет» утратило в силу в связи с введением в действие Постановления Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
В настоящее время ведется активная работа по переходу органов власти на безбумажый обмен данными и оказание электронных госуслуг. Переход к предоставлению услуг в электронном виде осуществляется на основании следующих документов:
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212;
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
- Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р;
- Концепция формирования электронного правительства до 2010 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р;
- Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р «О Плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»;
- распоряжение Правительства Российской Фе-
дерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»;
- План мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (утвержден Председателем Правительственной комиссии по проведению административной реформы 14 февраля 2009 года № 604п-П16);
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 23 декабря 2009 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 26 декабря 2009 г. № Пр-3492;
- методические рекомендации по организации нормативного правового обеспечения перехода на предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, а также учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями в электронном виде (далее - Рекомендации по правовому обеспечению электронных услуг);
- методические рекомендации по календарному планированию и контролю организации перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений на предоставление государственных услуг в электронном виде (далее - Рекомендации по планированию и контролю);
- методические рекомендации по организации работ по подключению и заполнению регионально -го реестра государственных и муниципальных услуг региональными органами исполнительной власти (далее - Рекомендации по ведению реестра услуг);
- Методические рекомендации по организации перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Кроме того, 26 февраля 2014 года было принято Постановление Правительства РФ № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)». Данный нормативный акт переводит ведение реестра государственных и муниципальных услуг в ведение Министерства финансов РФ, включая его в процессы бюджетирования. Причиной таких
перемен стало то, что создаваемый на протяжении 5 лет «реестр государственных слуг» так и не смог решить ключевые задачи по унификации и четкому учету государственных услуг в России: «Отсутствие унифицированного подхода к определению однотипных услуг и работ, включаемых в перечни государственных и муниципальных услуг и работ, привело к тому, что одинаковые по сути услуги и работы имеют различные наименования, степень детализации, а также показатели объёма. Все это в конечном счёте не позволяет сравнивать данные услуги и работы по их стоимости, качеству и объёму. Таким образом, перечни государственных и муниципальных услуг и работ, сформированные на основании утверждённых настоящим постановлением правил, позволят существенно упростить работу по составлению и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания для каждого учреж-дения.»[3]
Кроме того, многие ведомства начали процесс самостоятельного «ап-грейда» своих сервисов. К примеру, Единый сервисный портал Минсельхоза РФ (http://service.mcx.ru/). В 2013 году ведомством был завершен проект «Системы реестров регистров и НСИ1». Целью проекта явилась технологическая и информационно-методологическая поддержка единообразного использования объектов нормативно-справочной информации (реестров, справочников, классификаторов, кодификаторов) в рамках предоставления государственных услуг Министерством. Реализация проекта была проведена: 1) во внутреннем контуре - автоматизация деятельности сотрудников ведомства, 2) предоставление данных для граждан и организаций (информация для использования и доступ к государственным данным из ведомственных реестров на портале и мобильные приложения поиска по реестрам). Итогом проекта для ведомства стало формирование учетной системы -реестры и регистры. Итогом проекта для внешних пользователей стало формирование сервиса простого поиска необходимой информации или вариант расширенного поиска информации по параметрам. То есть, фактически были «реализованы ведомственные госуслуги» не на Едином портале госуслуг, а в рамках самого ведомства.
По мнению экспертов: «Перевод ведомствами транзакций на собственное технологическое решение - это тренд, так как получается управлять сервисами для граждан удобнее и более оперативно. Но, формы и данные, что с госуслуг из ЕПГУ, что из сервисного портала передаются в единую систему ведомства. В связи с этим, не принципиально где формы размещены на портале ведомства или едином портале госуслуг РФ или региона. Это лишь интерфейс.»[2] При этом «старый реестр не выполняет своей функции (при всех переделках, он не несет сейчас какой-либо важной деятельностной нагрузки), в то время как реестр в логике Минфина включается в логику бюджетирования (и становится критически важным для ОГВ). Эти два реестра невозможно синхронизировать, так как структура дан-
1 НСИ - Нормативно-справочная информация
ных различная. В том виде как описан реестр госуслуг в Постановлении № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет», он задумывался для решения задачи унификации госуслуг. Унификация была нужна с целью получения единого справочника государственных и муниципальных услуг в России (как базового ядра системы в электронном виде). Данная задача не была решена более чем за 5 лет. Пока не сделают «справочник госуслуг в структурированном виде», дальнейшего движения по переводу в «цифру» взаимодействия С2в, Б2в не будет.»[3]
Подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время реализация концепта электронного правительства в Российской Федерации находится на одном из ключевых этапе реализации. Все органы власти Российской Федерации имеют свои официальные, интегрированные в региональную и общефедеральную систему поиска, запущены и функционируют такие ресурсы как: Портал Правительства РФ (http://government.ru/), Портал государственных услуг РФ (http://www.gosuslugi.ru/), единые региональные порталы государственных и муниципальных услуг, например, Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (https://uslugi.tatarstan.ru/). В дальнейшем предстоит работа по отлаживанию систем межведомственного взаимодействия и приведение в единый формат реестров госуслуг, расширения перечня электронных государственных и муниципальных услуг, а также расширения возможностей доступа граждан к данным ресурсам и развитие нового концепта «Открытое правительство».
Литература
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09.02.2009. №8-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru/194874/
2. Гриднев В. Реестры данных для процессов государственного управления. - URL: http://www.gridnev.info/?p=434
3. Гриднев В. ИТ-системы множатся: новый реестр государственных и муниципальных услуг от Минфина. -URL: http://www.gridnev.info/?p=416
4. Дрожжинов В.И. Предисловие редактора// Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт/ А.В. Гиглавый, Ю.М. Горностваев, В.И. Дрожжинов, С.Н. Сериков, А.А. Штрик. Под ред. В.И. Дрожжино-ва. -М.: Эко-Трендз. -2002. -С. 1-2.
5. Данилин А.В. Технологии интеграции государственных информационных систем и организаций межведомственного взаимодействия. -URL: http://www.microsoft. com/rus/government/
6. Жукова Т.И. Электронное правительство: реальность и перспектив/ Социальное мышление и деятельность: влияние новх интеллектуальных технологий. Тезисы института системного анализа Российской Академии наук. -Москва: Едиториал УРСС. -2004. -С.370.
7. Иванов Д.В. Виртуализация общества. -СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. -96с.
8. Идиатуллина А.М. Государственно-административное управление в условиях виртуализации общества: Рукопись канд. дисс. -Казань, 2005.
9. Кирпичников А.П., Ляшева С.А., Шлеймович М.П. Контекстный поиск изображений// Вестник КГТУ. 2014. -Т.17. -№18. -С.244-251.
10. Рычков С.Ю., Рычкова Н.В. Анализ качества услуг органов государственного и муниципального управления.// Вестник КГТУ. 2014.-Т.17. -№16. -С.330-333.
11. Россия не смогла улучшить свои позиции в рейтинге развития электронного правительства ООН за 2014 г. -URL: http://d-russia.ru/rossiya-ne-smogla-uluchshit-svoi-pozicii-v-rejtinge-razvitiya-elektronnogo-pravitelstva-oon-za-2014-g.html
12. Ульянова А.И. Социальные сети как инструмент управления// Вестник КГТУ. 2010. -№2. -С.125-129.
13. Чугунов А.В. «Электронное правительство»: формирование его правовой базы в России // Вестник ФГУ «Государственная регистрационная палата» при Министерстве юстиции Российской Федерации. Научно-практический журнал. 2009. № 4. С. 34-46.-URL: http://www.priuralye.com/electronic-goverment/
© А. М. Идиатуллина - канд. соц. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления и социологии, КНИТУ, [email protected].
© A. Idiatullina - PhD in sociology, Associate prof. of the Department for Public Administration and Sociology, KNRTU, [email protected].