Тллиповл Н.Т.
российская фшрлдш i Р1СШ6ЖЛ?3б1квс(лл: рнюшыля ычирщи i вдшиэкоюидчгеки сваад
ТЛЛИПОВЛ Н.Т.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН: РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Аннотация. После обретения независимости страны Центральной Азии встали на путь радикальных социально-экономических и политических преобразований. Растущая экономическая открытость стран способствует переориентации на вхождение в мировое сообщество. Каждая из них по-своему выстраивала стратегию реформирования экономики и решала проблемы прежней административной системы. Сегодня страны Центральной Азии существенно различаются между собой по численности населения, территории, природным ресурсам, уровню социально-экономического развития, политической ориентации. Они характеризуются разной степенью готовности к сотрудничеству и интеграции с остальным миром. В статье дан научный анализ объективных тенденций развития внешней экономики Республики Узбекистан в аспекте стратегического партнерства с Российской Федерацией.
Высокий уровень взаимодействия и устойчивые показатели экономического, культурного и научного сотрудничества характеризуют двусторонние отношения государств. Узбекистан и Россия смогли достичь и продолжают успешное партнерство в различных сферах. Большое внимание уделяется внешнеэкономическому сотрудничеству, либерализации внешней торговли и механизмам по снижению торговых барьеров как факторам региональной интеграции, а также деятельности совместных предприятий, функционирующих на территории Узбекистана. В результате выявлены основные тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества, а также представлены предложения по усилению сотрудничества России и Узбекистана.
Ключевые слова: региональная интеграция, Российская Федерация, Республика Узбекистан, внешнеэкономическая деятельность, сотрудничество, инвестиции, торговые барьеры, либерализация, импорт, экспорт, миграционная политика.
TALIPOVA N.T.
THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: THE REGIONAL INTEGRATION AND INTERNATIONAL BUSINESS CONNECTIONS
Abstract, After acquiring their independence, the countries of Central Asia took the road of radical soc i al "econ omic and political transform ations, The growing economic openness of co u ntries assists the re~orientation on enteri ng the world co mmunity, Each of these countries in its own way built a strategy of reforming the economy and resol ved problems of the former admin istrative syste m, Today countries of Central Asia are significantly d ifferent fro m each other by population, territory, natural reso u rces, l eve l of soc i al "economic devel opment, political orientation, They are c haracteri zed by a di fferent degree of readi ness to cooperation and i ntegration with the rest of the world, The manu" script scientifically analyzes obj ective te ndencies of devel opment of the international trade eco nomy of the Repu blic of Uzbekistan fro m the angle of strateg ic partnersh ip with the Russian Federation,
The high leve l of cooperation and sta ble ind icators of economic, cultural and scientific cooperation characterize the b i l ateral relations of cou ntries, Uzbekistan and Russia were able to achieve and continue having successful partner" ship in d ifferent spheres, Great attention is give n to i ntern ational economic trade cooperation, l i beralizati on of i ntern a" tional trade and m echanisms of reduction of trade barriers as factors of the regional i ntegration as well as the activity of joint ventures functioning on the territory of Uz be kistan, As a resu lt, the main tendencies and prospects of future cooperation are d iscussed, Suggestions on strengthen ing the cooperation of Russia and Uzbe kistan are presented, Keywords, regional i nteg ration, Russian Federation, Repu blic of Uz be kistan, foreig n economic activity, cooperation, i nvestm ents, trade barriers, l i beralization, import, export, migration policy,
Значение Узбекистана в Центральной Азии
Стратегическое значение и политический потенциал Узбекистана указывают на то, что государство объективно несет особую ответственность за регион Центральной Азии. На сегодняшний день имеется немало проблем во взаимоотношениях государств Центрально-Азиатского региона (ЦА). Оптимальный путь решения таких проблем — это взаимодействие стран и региональная интеграция.
Находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан граничит со всеми остальными четырьмя ЦА государствами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном), а также с Афганистаном. Узбекистан обладает второй по величине — после Казахстана — экономикой региона. Поэтому торговый режим и изменения в сфере торговли в Узбекистане
Р1[Ю1А1С'1Ы1 ПРОЬШНЫ ПСЮ ЬС'АЗО Е.А1ЕЯ ЭIО НО ИИ I. № 1, 2016
в значительной степени затрагивают экономическую активность других стран ЦА и оказывают существенное влияние на региональное экономическое сотрудничество.
Узбекистан — территория противоречий. С одной стороны, он обладает богатыми природными ресурсами, квалифицированной рабочей силой, культурным разнообразием и выгодным стратегическим расположением, что служит мощным трамплином для развития экономики страны. С другой стороны, у региона нет прямого выхода к морским портам, он находится на большом расстоянии от многих глобальных экономических центров. Обладая большими запасами ресурсов, Узбекистан привлекает внимание различных геополитических игроков. Геостратегические и торгово-экономические отношения между Россией и Узбекистаном в основном формируются с учетом ряда важнейших факторов:
Во-первых, исторические связи Узбекистана и России (вхождение в состав бывшего Советского Союза).
Во-вторых, евроазиатская цивилизованность и светский образ жизни населения.
В-третьих, этнокультурный. В Узбекистане проживают этнические русские, занимающие определенное место в общественной и производственной деятельности.
В-четвертых, географический. Россия и Узбекистан имеют относительно благоприятное транспортно-географическое положение.
В-пятых, модернизационный. Обе страны осуществляют реформы направленные на формирование рыночных механизмов хозяйствования и модернизации экономики, рациональное использование богатого природно-экономического потенциала.
В-шестых, геостратегический. В современных условиях развития отношений Российской Федерации со странами Центрально-Азиатского Региона имеет важное значение, так как с распадом СССР постсоветское пространство приобрело совершенно новое геополитическое и геостратигическое значение1.
Эти факторы во многом определяют национальные интересы России в развитии стратегических и торгово-экономических отношений с Узбекистаном. Анализ и обобщение официальных заявлений, материалов прессы, мнений ученых и специалистов дали возможность сформулировать следующие цели и интересы России в Центральной Азии, и в частности в Узбекистане:
- обеспечение политической, экономической и социальной стабильности на основе партнерства государств;
- право беспрепятственного транзита через территорию Узбекистана в целях поддержания партнерских отношений с государствами Центральной Азии, Китая, Индии, Ирана, Афганистана и стран Юго-Восточной Азии;
- использование богатого природно-экономического потенциала Узбекистана, прежде всего стратегических топливно-энергетических ресурсов, в целях модернизации и укрепления своей экономики;
- использование геостратегического потенциала Узбекистана для военных нужд, создание буферной зоны для защиты от различных угроз, исходящих с юга, прежде всего из Афганистана;
- сохранение статуса ведущей роли России как мировой и региональной сверхдержавы.
Сотрудничество Узбекистана и России за годы независимости базируется на ряде правовых
документов, включающем более 160 соглашений и договоренностей. Принципиально новым этапом в развитии узбекско-российского сотрудничества стали Договор о стратегическом партнерстве между двумя странами от 16 июня 2004 года и Договор о союзнических отношениях от 15 ноября 2005 года, подписанные президентами Узбекистана и России2.
Динамика и тенденции товарооборота, экспорта и импорта
Узбекистан является одним из основных внешнеторговых партнеров России. В общем товарообороте России со странами СНГ Узбекистан занимает четвертое (после Украины, Белоруссии и Казахстана) место, а во внешнеторговом обороте Узбекистана Россия находится на
1 Солодовник С. Центральная Азия. Геополитические контуры // Международная жизнь. 1993.
2 Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Узбекистане: http://www.russia.uz/index.php/2009-08-16-10-30-58/2009-08-16-10-31-45.
Тллиповл Н.Т.
российская фшрлдш i Р1СШ6ЖЛ?3б1квс(лл: рнюшыля ычирщи i вдшиэкоюидчгеки сваад
первом месте.
Отношения с Россией хотя и носили стратегический характер, но вплоть до 2004 года не были возведены в ранг национальных приоритетов. Узбекско-российские торгово-экономические связи развивались неравномерно, и лишь в последние годы обозначился стабильный и устойчивый рост. В 2014 году товарооборот между Узбекистаном и Россией вышел на докризисный уровень и составил 3,4 млрд долл3. За рассматриваемый период существенно повысилась доля Российской Федерации во внешней торговле Узбекистана.
Столь значительный количественный рост показателей торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией недостаточно сбалансирован с качественными сдвигами в структуре экспорта и импорта основных товаров и услуг, а также потенциалом двух стран.
Если анализировать отдельные позиции экспорта, то можно увидеть ряд диспропорций, не в полной мере отвечающих национальным интересам Узбекистана. В экспорте продовольственных товаров в последние годы резко возрос экспорт свежих плодоовощных и бахчевых культур. Здесь с учетом внутреннего спроса должна быть оптимизирована структура экспорта продовольственных товаров. Приоритет должен быть отдан конкурентоспособным высококачественным свежим фруктам (виноград) и бахчевым (дыня), а также ранним овощам (капуста, помидоры и огурцы), где в условиях повышенной платежеспособности потребителей ценовой фактор по существу не имеет особого значения. Следует также стимулировать участие российских инвесторов в углубленной переработке сельскохозяйственного сырья на месте, расширению мощностей хранения фруктов и овощей4.
В качестве положительного сдвига в структуре узбекского экспорта в Россию следует отметить заметное повышение в нём доли машин и оборудования. Однако основная часть доли экспорта в Россию машин и оборудования приходится на легковые автомобили. В последние годы Chevrolet Cobalt и «Матиз» были самыми продаваемыми иномарками в России из-за относительно низкой цены (примерно в 1,5 раза дешевле автомобилей такого класса).
Вместе с тем определенные риски, связанные с экспортом автомобилей в Россию, сохраняются. На российском рынке постоянно растет конкуренция со стороны собственных производителей, европейских, японских и корейских фирм, а также Китая. Поэтому остро стоит вопрос о качестве и конкурентоспособности узбекских автомобилей. В целом необходимо существенно расширить номенклатуру экспорта машин и оборудования в Россию и диверсифицировать его структуру. Такая же проблема стоит в части экспорта природного газа, цветных и черных металлов, т. е. расширение их переработки на месте, углубление сотрудничества в части модернизации и технического перевооружения предприятий.
Низкими остаются доли в экспорте России химической продукции и пластмасс (2,8%) и услуг (16,5%), которые располагают значительным потенциалом для расширения. Это ввод в действие крупного содового завода в Кунграде, расширение объемов транспортировки узбекского и среднеазиатского газа через газотранспортную инфраструктуру Узбекистана, реализация инвестиционного проекта «Средняя Азия — центр», освоение и обслуживание трансазиатской магистрали открывающей России и странам СНГ выход к Персидскому заливу, через Центральную Азию и Иран.
В целом расчет соотношения между стоимостью экспортируемых сырьевых товаров и продуктов более глубокой степени переработки по трем основным группам товаров узбекского экспорта в Россию5 (продовольственные товары, энергоносители, цветные металлы) показал, что за 2000-2014 годы удельный вес в нём необработанных и с низкой степени переработки товаров возрос с 27,2% до 39,0%. Такая тенденция свидетельствует о низкой эффективности сырьевого экспорта.
Сложившаяся структура импорта также имеет ряд диспропорций, не в полной мере отвечающих национальным интересам Узбекистана. Основными товарами импорта явились машины и оборудование, цветные и черные металлы, химическая продукция и изделия из пластмасс, продовольственные товары, услуги.
3 Официальный сайт Министерства внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистана
правовые аспекты международного сотрудничества Республики Узбекистан: http://www.12news.uz/news/2014/09. 5 Доклад президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. http://www.norma.uz/raznoe/doklad.
РШСИАЖЫЫ! ПРОЬШНЫ ПСЮ ЬС'АЗО Е.А1ЕЯ ЭIО НО ИИ I. № 1, 2016
Значительный рост объемов импорта машин и оборудования из России (за 2000-2014 годы более чем в 4,0 раза) не отвечает задачам модернизации экономики Узбекистана. Импортируемые машины и оборудование в основном связаны с разведкой и освоением месторождений нефти и газа, продажей различных легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и тракторов. По существу, отсутствует импорт новых технологий и инновационной продукции.
Определенные риски связаны с ростом поставок цветных и черных металлов, а также импортом продовольственной группы товаров. Здесь остро стоит проблема оптимизации ассортимента поставляемой продукции с учетом возможности производства (замены на другую продукцию) за счет организации локализующих предприятий.
В формировании предложения на рынке Узбекистана по отдельным строительным материалам важное место занимает Россия. Согласно оценке, в импорте возрастает объем и доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий (порядка 20% объема импорта).
В целом сложившуюся структуру импорта целесообразно совершенствовать с учетом реализуемых целевых программ модернизации и технического перевооружения важнейших отраслей и секторов экономики Узбекистана и снизить риски от поставок сырья и комплектующих изделий.
Одна из форм экономической интеграции, которую на сегодняшний день проводит Узбекистан, — зона свободной торговли. В ее рамках отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.
В целях интеграции в мировую экономику Республика Узбекистан развивается в соответствии с общепризнанными нормами и правилами международной торговли. В условиях свободной конкуренции страна участвует в международных договорах и создала три свободные экономические зоны, что позволяет активизировать процессы структурных преобразований, нацеленных на формирование экспортоориентированной экономики, росту прямых иностранных инвестиций, участию в мирохозяйственных связях и освоению новых рынков сбыта отечественной продукции. Динамика внешнеторговых связей Республики Узбекистан представлена в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели внешней торговли Республики Узбекистан6
2000 2003 2005 2008 2010 2013
Экспорт, млн долл. 3264,7 3725 5408,8 11 572,9 13 044,5 15 087,2
Импорт, млн долл. 2947,4 2964,2 4091,3 7504,1 8799,7 13 798,8
Торговый баланс, млн долл. 317,3 760,8 1317,5 4068,8 4244,8 1288,4
Доля централизованного экспорта, % 64,0 62,2 59,0 59,6 59,2 58,3
ВВП на душу населения, долл.* 1419 1639 1952 2135 2995 3762
* База данных Всемирного банка, индикатор NY.GDP.PCAP.PP.CD.
Первым аспектом регулирования внешнеторгового режима является регулирование импорта товаров. В настоящее время импортная политика характеризуется повышением уровня протекционизма. Основным инструментом является тарифное регулирование импорта. В республике действует упрощенная и унифицированная система импортных тарифов7. Ставки импортных таможенных пошлин сгруппированы в основном на шести уровнях от 0% до 40% от таможенной стоимости товаров (высокие ставятся в целях защиты отечественных производителей).
Установлена нулевая ставка импортных пошлин и единый таможенный платеж на завозимые машины, станки и технологическое оборудование, в том числе для производства строительных материалов, изделий и конструкций для обеспечения выпуска конкурентоспособной отечественной продукции, а также на произведения искусства, предметы коллекционирования
6 Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике за 2000-2013 годы.
7 С 1 января 2004 года в республике действуют новые ставки таможенных пошлин, основанные на Гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров с изменениями и дополнениями, внесенными в ГС с 1 января 2002 года Всемирной таможенной организацией.
Тллиповл Н.Т.
российская фщршя IР1СШ6ЖЛуйемсШ: рнюшыля ычирщи н вдшиэкоюидчгеки сваад
и антиквариат.
С 2014 года действуют новые изменения в законах Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности» (от 13 августа 2015 года)8 и «Об иностранных инвестициях» в части предоставления льгот по уплате импортной таможенной пошлине имущества, ввозимого предприятиями с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд.
Регулирование импорта путем установления акцизных налогов на импорт, но не взимаемый с местного производства, является также мерой защиты отечественных производителей и источником пополнения государственного бюджета. Сравнительные акцизные налоги на некоторые импортируемые и производимые в республике товары показывают степень защиты внутреннего производителя, т. к. государство предоставляет условия отечественным производителям по увеличению производства и расширению ассортимента отечественных потребительских товаров, в целях наиболее полного насыщения внутреннего рынка отечественными конкурентоспособными потребительскими товарами9.
Квотирование и лицензирование импорта в республике отменено с 1998 года и применяется только для специфических импортных операций. В интересах безопасности ряд опасных товаров (огнестрельное оружие, порнографическая продукция) входит в перечень запрещенных статей импорта. Чрезмерная защита внутренних производителей товаров и создание тепличных условий для их функционирования не всегда приводят к желаемым результатам и способствует росту конкурентоспособности продукции. Поэтому с учетом интересов экономической безопасности следует постепенно (поэтапно) принимать решения по снижению ставок налогообложения.
В настоящее время реализован ряд мер, направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности, а именно:
- введена система таможенного мониторинга импортных контрактов;
- упрощена процедура регистрации предпринимателей, занимающихся экспортом-импортом товаров;
- создана единая электронная система обмена внешнеторговых операций между государственными структурами, что позволяет значительно облегчить контроль прохождения товаров и выполнение заключенных контрактов субъектами внешней торговли;
- введена конвертация национальной валюты (сума) по текущим международным операциям;
- производственные предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий, чулочно-носочных изделий и обуви) освобождены от уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость.
Таким образом, качественные изменения в системе организации внешней торговли, реализация конкретных мер по дальнейшему совершенствованию тарифного регулирования импортных операций, устранение отдельных нетарифных мер внешнеторгового режима в соответствии с международными требованиями, сыграли положительную роль в развитии внешней торговли.
Основными условиями успешного развития внешней торговли Республики Узбекистан на перспективу являются:
- развитие экспортного потенциала за счет роста производства товаров экспортоориентиро-ванных конкурентоспособных подотраслей легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства, высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности;
- поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
- проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
8 http://lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=1504698
9 Постановлением президента от 30 апреля 2013 года «О дополнительных мерах по увеличению производства и расширению ассортимента отечественных потребительских товаров».
РШСИАЖЫЫ! ПРОЬШНЫ ПСЮ ЬС'АЗО Е.А1ЕЯ 5ЮЮПЕН, № 1, 2016
- недопущение критической зависимости экономики страны от импорта важнейших видов продукции, производство которых может быть организовано в стране;
- обеспечение бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих Узбекистан с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач).
Продолжение снижения торговых барьеров и поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности в соответствии с международными правилами и нормами направлено в первую очередь на подъем экспортного потенциала республики в прогнозном периоде и будет связано с формированием экспортоориентированной структуры экономики, осуществлением эффективной инвестиционной политики с привлечением иностранных инвестиций в разработку и реализацию государственных стратегических программ и проектов, связанных с модернизацией традиционных и созданием новых отраслей и инновационных технологий, ориентированных на интеграцию страны не только в региональную систему, но и в мировое хозяйство.
Инвестиционная политика
Важное значение в торгово-экономических отношениях между Узбекистаном и России имеет инвестиционная политика. Концентрация инвестиций протекает только в двух стратегически важных отраслях экономики, а потому не отвечает интересам Узбекистана (в нефтегазовый сектор и телекоммуникации 98,7% всех инвестиций, остальные сектора 1,3%). Осуществляются крупные инвестиционные проекты в нефтегазовой отрасли, включая проведение геологоразведочных работ и освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку. Инвестиционную деятельность осуществляют такие крупные российские компании, как ЗАО «Зарубежнефтегаз» (дочерние предприятие ОАО «Газпром»), ОАО «Лукойл» (в 2014 году ЛУКОЙЛ увеличил объем инвестиций в Узбекистан почти на 40%), ОАО «Стройтрансгаз» и другие.
На начало 2014 года на территории Узбекистана зарегистрированы 946 предприятий с участием российского капитала, в то время как на территории России функционируют 489 предприятий с участием узбекского капитала.
В общем количестве предприятий наибольший удельный вес приходится на такие отрасли экономики, как промышленность, торговля и общественное питание, строительство. В объеме производимой продукции передовые позиции занимали предприятия промышленности (45,2%).
Соотношения объемов экспорта и импорта предприятий в целом одинаковые, без существенного положительного баланса в сторону экспорта. Удивительно, что промышленные предприятия больше импортируют, чем осуществляют экспорт продукции (отрицательный баланс — 30,2 млн долл.). Всё это свидетельствует о низкой эффективности предприятий с участием российского капитала. В таких важных отраслях экономики Узбекистана, как сельское хозяйство, транспорт и социальная сфера, участие инвесторов из России незначительно.
Среди промышленных предприятий с российским капиталом относительное развитие получили предприятия машиностроения, черной металлургии, топливной промышленности. При этом не задействован имеющийся потенциал в таких важных отраслях, как электроэнергетика и угольная промышленность, электронная и радиотехническая промышленность. Следует подчеркнуть, что сотрудничество сконцентрировано в основном в стратегических отраслях экономики, а высокотехнологичные и наукоемкие отрасли включены лишь в незначительной степени.
В свою очередь, недостаточно развиты предприятия с участием узбекского капитала и на территории России. На начало 2014 года функционировало 489 предприятий с участием инвесторов из Узбекистана10. Они заняты в сфере реализации плодоовощной продукции, услуг туризма и гостиничного бизнеса, производства комплектующих и обслуживания произведенных в Узбекистане автомобилей.
За период 2000-2014 годов в ходе реализации программ приватизации российскими инвесторами приобретены государственные объекты и пакеты акций более 20 предприятий на об-
10 Интервью посла Российской Федерации в Узбекистане Владимира Тюрденева ИА «Туркистон-пресс».
Тллиповл Н.Т.
россдйскад фщрвдд д ркдгбмлуавмсш: рнюшыля ычирщи н вдшиэкоюидчгеки сваа д
щую сумму более 25,0 млн долл. с принятием инвестиционных обязательств.
Миграционная политика и подготовка кадров
Важным направлением двустороннего взаимовыгодного экономического сотрудничества является эффективное управление трудовой миграцией и подготовка кадров.
В этом направлении ведется определенная работа. В частности, в июле 2007 года подписаны соглашения о трудовой деятельности и защите прав трудящихся и мигрантов, являющихся гражданами России и Узбекистана, и о сотрудничестве по борьбе с незаконной миграцией.
Демографическая ситуация в России и Узбекистане принципиально разная. Россия принимает комплекс мер по улучшению достаточно напряженной ситуации, связанной со снижением численности населения. С 15 января 2007 года вступил в силу закон, облегчающий получение российского гражданства и правил учета мигрантов. Стимулируется привлечение квалифицированных кадров из стран СНГ. В течение 2013 года в России в области миграции было разработано и принято около 30 новых законов и поправок к старым, большая часть из которых уже начала действовать.
В Узбекистане же рынок труда находится под достаточно большим демографическим давлением из-за высоких темпов прироста трудовых ресурсов. Основной поток трудовых мигрантов направляется в Россию. По официальным данным Федеральной миграционной службы
России, численность граждан Узбекистана, работавших в России, составляет более 11
2,2 млн чел.
В целях регулирования миграционных потоков Узбекистан предпринимает необходимые меры по совершенствованию учета граждан республики, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности.
На территории Узбекистана функционируют филиалы ведущих российских вузов, таких как Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Московский государственный университет им. М. Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа им. И. Н. Губкина. Вместе с тем несбалансированными остаются спрос и предложение на высококвалифицированные кадры инженерно-технического профиля на рынке труда.
Основные принципы стратегических и торгово-экономических отношений
Ретроспективный анализ торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией показал необходимость улучшения товарной структуры внешней торговли между ними, активизации инвестиционных процессов с учетом взаимных интересов.
Это требует системной разработки и последовательной реализации внешнеторговой стратегии, включающей стимулирование диверсификации экспорта и импорта, привлечения инвестиций с учетом приоритетных направлений экономических реформ в Узбекистане.
Принципиальными стратегическими подходами в развитии торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России являются:
- обеспечение экономической безопасности страны, в т. ч. в топливно-энергетической и продовольственной безопасности;
- последовательная реализация структурных преобразований и модернизации экономики в целях обеспечения устойчиво сбалансированных темпов экономического роста и повышения благосостояния;
- модернизация и техническое перевооружение стратегически важных отраслей экономики, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;
- реализация крупных инвестиционных проектов по устойчивому развитию аграрного сектора и системы инфраструктуры;
- эффективное использование богатого потенциала и преимуществ, расширение экспорта конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции (услуг);
- оптимизация структуры экспорта и импорта в целях снижения рисков и угроз, связанных с их сырьевой направленности, высокой зависимости от рынка одной страны, расширение выпуска продукции с высокой добавленной стоимости;
- решение межгосударственных проблем в Центральной Азии в области водохозяйствен-
11 http://www.12news.uz/news/2014/09
РПЕОЕАЕЫЫ! ЕРОЬЕШЫ ЕРЮ ЬРАйО ВЛЕЕЯ 5ЮЮПЕН, № 1, 2016
ной и транспортной инфраструктуры, реализации крупных инвестиционных процессов с учетом их социально-экономических последствий и рациональных интересов;
- нацеленность внешнеторговой политики на решение социальных проблем и повышения качества жизни населения.
В топливно-энергетической сфере принципиальным направлением сотрудничества должен быть прирост запасов нефти и газа за счет расширения геологоразведочных работ, обеспечение устойчивых объемов экспорта, развитие газотранспортной инфраструктуры, модернизации и обновления основных фондов. Крупные компании России при этом должны также применять активное участие в развитии социальной инфраструктуры в соответствующих регионах.
В газовой сфере следует расширить сотрудничество по углублению переработки газового конденсата.
В обеспечении энергетической безопасности страны немаловажную роль играет модернизация и расширение мощностей в электроэнергетике и угольной промышленности, где инвесторы из России почти не принимают участия. В электроэнергетике приоритетом выступает развитие нетрадиционных источников энергии, в частности энергии солнца и ветра. Определенный опыт и потенциал в этой области накоплен в российской НПП «Квант».
В угольной отрасли важным является реализация совместных проектов по модернизации и техническому перевооружению производства, в частности организация производства запасных частей, узлов и деталей горнотранспортного и горно-шахтного оборудования.
Для привлечения капитала в устойчивое развитие промышленности республики необходимо принятие масштабных программ модернизации и технического перевооружения (черная и цветная металлургия, химическая, текстильная, масложировая, автомобильная промышленность, промышленность строительных материалов).
Следует развивать сотрудничество в области реализации масштабных и высокотехнологичных инвестиционных проектов в самолетостроении, транспортном машиностроении, радиоэлектронной промышленности и приборостроении.
У российской стороны имеется потенциал по развитию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, микробиологии, химии лекарственных растений в Узбекистане.
Обеспечение продовольственной безопасности и расширение экспорта во многом связано с участием российской стороны в реконструкции и техническом обновлении водохозяйственной инфраструктуры, в реализации программы мелиорации орошаемых земель, развитии ветеринарной службы, обеспечении потребности сельского хозяйства в машинах и оборудовании, запасных частей к ним, развитии агрохимии и защиты растений, строительстве хранилищ и специальных вагонов для транспортировки скоропортящихся плодов и овощей.
Большой эффект может быть получен от закупок передовой техники и технологий для отраслей, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья и местных ресурсов. Необходимо сделать упор не столько на расширении импорта техники, сколько на улучшении структуры в сторону повышения удельного веса высокопроизводительных новых видов машин и оборудования, их сопоставления с альтернативными поставками из других стран.
В области совершенствования структуры импорта необходимо решать две стратегические задачи. Во-первых, повысить роль импорта в модернизации экономики, ослабив его потребительскую направленность, которая делает страну наиболее уязвимой с точки зрения экономической безопасности.
Во-вторых, сократить ввоз тех товаров, которые можно и нужно производить в Узбекистане. Речь идет о целенаправленной политике локализации на базе местных ресурсов и сырья.
Россия должна стать выгодным экономическим партнером, привлекательным интеллектуальным центром, сильным и ответственным гарантом в Центральной Азии.
Одним из перспективных направлений сотрудничества является более широкое участие российской стороны в подготовке кадров, в частности среднего специального, профессионального образования. Так, например, для обеспечения конкретных предприятий и производств в России квалифицированной рабочей силой при финансовом и техническом содействии российской стороны в Узбекистане целесообразно организовать учебные центры профессиональ-
Тллиповл Н.Т.
россдйскад фщрвдд д ркдгбмл?3б1квс(лл: рнюшыля ычирщи i вдшиэкоюидчгеки сваа д
ного обучения наподобие Центра профессионального образования при участии Корейского международного агентства по сотрудничеству (KOICA).
Углубление и расширение торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России является лишь средством обеспечения устойчивого экономического роста и безопасности государства, а не самоцелью. В процессе интеграции максимально надо использовать выгоды и минимизировать риски. Необходимо существенно развивать торговлю по тем видам продукции (услуг), где Узбекистан имеет сравнительные преимущества, занять определенную долю российского рынка по наиболее перспективным видам промышленной продукции, диверсифицировать структуру импорта с учетом модернизации и технического перевооружения отраслей экономики, обеспечивая экономическую безопасность и соблюдая национальные интересы страны.
Литература
1. Каримов И. А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. URL: http://www.norma.uz/raznoe/doklad.
2. Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев С. Н., Зоидов З. К., Кибардина Ю. С. Новые горизонты евразийской интеграции в условиях глобальной турбулентности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 1. — С. 125-139.
3. Мухаметшин Ф. М. Россия — Узбекистан: Стратегическое партнерство и союзнические отношения в действии //Бизнес-вестник Востока. 12 января 2007 года.
4. Солодовник С. Центральная Азия. Геополитические контуры //Международная жизнь. 1993.
5. Талипова Н. Т. Исторические аспекты развития внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан // Сборник научных статей «Узбекистан: 23 шага развития». — Ташкент, Фан ва технология, 2014.
6. Talipova T. N. Issues of strategic consistency in the management offoreign economic activity // International Journal of Academic Research. — № 1 — Баку, Азербайджан, 2009.
7. Узбекистан в цифрах: Стат. сб. // Ташкент: Госкомстат, 2015. — 188 с.
8. Официальный сайт пресс-службы Президента Республики Узбекистан (www.press-service.uz).
9. Официальный сайт Министерства внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистан (www.mfer.uz).
10. База данных Всемирного банка (http://databank.worldbank.org/data/home.aspx), индикатор NY.GDP.PCAP.PP. CD.
References:
1. I.A. Karimov Report of the President of Uzbekistan at a meeting of the Cabinet of Ministers dedicated to the outcomes of socio-economic development of the country in 2014 and the crucial priorities of economic program for 2015. http://www.norma.uz/raznoe/doklad
2. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev S.N., Zoid Z.K., Kibardina Y.S. New horizons of Eurasian integration in terms of the global turbulence - Regional problems of transformation of the economy, 2015, № 1, p. 125-139.
3. Mukhametshin FM. Russia - Uzbekistan: strategic partnership and allied relations in action // Business-herald East.12 January 2007.
4. Solodovnyk S. Central Asia. Geopolitical contours of International Affairs. 1993.
5. Talipova N. T. Historical aspects of the development offoreign trade activities of the Republic of Uzbekistan. Collected articles "Uzbekistan: 23 steps of development." Tashkent, "Fan va Technology" 2014
6. Talipova N. T. «Issues of strategic consistency in the management offoreign economic activity». International Journal of Academic Research №1, Baku, Azerbaijan, in 2009.
7. Uzbekistan in Figures: Stat. Sat. // Tashkent: State Statistics Committee, 2015. 188 p.
8. www.press-service.uz - The Official website of the press service of the President of the Republic of Uzbekistan
9. www.mfer.uz - The Official website of the Ministry of Foreign Economic Relations, Investments and Trade of the Republic of Uzbekistan
10. http://databank.worldbank.org/data/home.aspx - The database of the World Bank , the indicator «NY.GDP.PCAP.PP. CD»