МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Б.М. АФОНИН
Россия-Япония: дискуссия по территориальному вопросу продолжается
В статье рассматривается состояние российско-японских политических и торгово-экономических отношений в свете последних событий*.
Ключевые слова: российско-японские отношения, политика, экономика, мирный договор, территориальный вопрос, южнокурильские острова, торгово-экономические связи.
В сентябре 2010 г. во Владивостоке впервые прошел российско-японский научно-практический форум «Тихоокеанский вектор мирового развития» («Владивостокский форум — 2010»). Организаторами форума с российской стороны выступили Президиум Дальневосточного отделения РАН, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН и Законодательное собрание Приморского края; с японской — научно-исследовательский совет по вопросам национальной безопасности «Анпокэн», являющийся консультативным органом при МИД Японии, и исследовательский институт «Евразия-21».
С российской стороны в форуме приняли участие председатель Законодательного собрания Приморского края В.В. Горчаков, председатель ДВО РАН академик В.И. Сергиенко, директор ИИАЭ ДВО РАН профессор В.Л. Ларин, декан факультета политических наук ДВГТУ С.К. Песцов, заведующий кафедрой мировой экономики ДВФУ профессор Т.Д. Хузиятов, другие ученые и предприниматели г. Владивостока.
* Пока верстался номер, на политической кухне Японии произошли изменения: глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара покинул свой пост, пробыв на нем менее полугода. Конец политической карьере Маэхары положила информация о том, что его политический фонд принимал пожертвования от гражданки Республики Корея, родившейся и проживавшей на территории Японии. Это считается нарушением законодательства о финансировании политических партий. В Японии в подобных случаях высокопоставленные чиновники, следуя неписанному самурайскому кодексу чести, подают в отставку. Новым министром иностранных дел Японии стал Такэаки Мацумото, который до этого был заместителем Маэхары.
АФОНИН Борис Михайлович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток,
В состав японской делегации вошли депутаты парламента Японии, профессора университетов «Васэда», «Кёрин» и Академии обороны Японии, журналисты крупнейших японских газет «Ёмиури», «Нихон кэйдзай», «Санкэй», информационного агентства «Дзидзи пресс». Возглавлял делегацию профессор университета «Аояма гакуин» Сигэки Хакамада.
В своем выступлении глава японской делегации Сигэки Хакамада отметил: «Мы не дипломаты, поэтому высказываем свое мнение с полной откровенностью. Выстраивая подлинные отношения доверия, мои коллеги бывают резки в дискуссионных спорах. Мы готовы познакомить вас с нашей точкой зрения и откровенно ответить на любые вопросы» [6].
На форуме обсуждались основные проблемы международных отношений и обеспечения безопасности в регионе Восточной Азии, присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, торгово-экономическое сотрудничество двух стран. Остроту дискуссиям придало упоминание японскими делегатами территориальной проблемы, существующей между Японией и Россией.
На протяжении многих лет вопрос о южнокурильских островах (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) «отравляет» двусторонние отношения между Россией и Японией. В начале 90-х годов в Японии появилась надежда если не на скорое и окончательное решение территориального вопроса, то на значительное продвижение в этом направлении. Поводом для этого послужило совместное советско-японское заявление, принятое по итогам официального визита президента СССР М.С. Горбачева в Японию в апреле 1991 г., в котором Советский Союз впервые официально признал необходимость решения территориального вопроса как предпосылки заключения мирного договора, названия всех спорных островов (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) также были впервые упомянуты в этом документе.
В октябре 1993 г. состоялся официальный визит в Японию первого президента России Б.Н. Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости «преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого» и «скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса», чтобы «таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения» [12].
Тогда же, в 90-х годах, руководители двух стран Б.Н. Ельцин и Рютаро Хасимото заявили о готовности подписать мирный договор между двумя странами к 2000 г. Специалисты по российско-японским отношениям понимали, что это было несерьезное заявление, поскольку для Японии заключение мирного договора с Россией и решение проблемы «северных территорий» неразрывно связаны. В дальнейшем это подтвердилось.
В начале 2000-х годов в Японии был сформирован новый кабинет министров во главе с Дзюнъитиро Коидзуми, который по сравнению с его предшественниками занял весьма жесткую и неприемлемую для России позицию: сначала решить территориальную проблему, а затем подписать мирный дого-
вор. В «Голубой книге по вопросам дипломатии» за 2004 г., которую ежегодно издает МИД Японии, в разделе, посвященном японо-российским отношениям, говорилось: «Япония в вопросе заключения мирного договора с Россией проводит твердую и последовательную политику разрешения территориального спора и признания Россией четырех северных островов, которые являются неотъемлемой частью Японии» [14].
Позиция же российской стороны состоит в признании действенности Совместной советско-японской декларации от 19 октября 1956 г. Это единственный документ в российско-японских отношениях, ратифицированный парламентами обоих государств и, таким образом, имеющий статус международно-правового документа. Статья 9 этой декларации, в частности, гласит: «СССР и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между СССР и Японией переговоров по заключению мирного договора. При этом СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией» [14].
О желании российской стороны урегулировать отношения с Японией в полной мере на основе Совместной советско-японской декларации 1956 г. неоднократно заявлял президент России В.В. Путин в 2004 и 2005 гг. Однако японская сторона не предприняла встречных шагов. Более того, в дальнейшем она заняла еще более жесткую позицию: в июле 2009 г. парламент Японии принял поправки к «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий», в которых российские острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи названы «исконно японскими территориями».
В России это было воспринято, естественно, крайне негативно. Госдума Российской Федерации призвала японских коллег отменить свое решение. Однако это в Японии осталось без внимания Российско-японские политические отношения еще более охладились после посещения 1 ноября 2010 г. о-ва Кунашир президентом России Д.А. Медведевым. Тогда премьер-министр Японии Наото Кан выразил «крайнее сожаление» по поводу этой поездки, на время был отозван даже из Москвы посол Масахару Коно.
Подобная реакция со стороны японского правительства была и на поездки первого вице-премьера правительства Российской Федерации И.И. Шувалова на Южные Курилы в декабре 2010 г., а затем других российских министров и официальных лиц.
Необходимо отметить твердую и спокойную позицию российской стороны. Глава МИД России С. Лавров заявил: «Мы считаем реакцию Японии на поездку президента Медведева на Курилы неприемлемой, это наша земля, и российский президент посещал российскую землю, российскую территорию, российский регион... Мы не собираемся делать какие-либо шаги, кото-
рые будут затруднять российско-японское сотрудничество, но японская сторона... должна сделать для себя выводы, что подобные демарши с ее стороны неприемлемы» [11].
Однако 7 февраля 2011 г., в так называемый день «северных территорий», премьер-министр Японии Наото Кан на общенациональном митинге, который проходил в Токио, назвал поездку президента России Д. А. Медведева на Кунашир «непозволительной грубостью». Такое заявление было просто вызывающим. Еще ни разу японские премьеры не позволяли себе выступать с личными выпадами в адрес высших советских и российских руководителей. При этом, к слову, Москва ни разу не позволила себе ни одного грубого слова в адрес официальных лиц Токио, в отличие от нынешнего правительства Японии (Наото Кан стал премьер-министром в июне 2010 г., в сентябре он сформировал новый состав своего кабинета).
В тот день у ворот посольства России в Токио несколько радикально настроенных участников акции «за возвращение северных территорий» демонстративно разорвали российский флаг. Подобные выходки японских ультраправых не наблюдались даже во времена «холодной войны».
Трудно понять логику действий японского премьера и всплеск антироссийской кампании в Японии. Многие наблюдатели объясняют это падением популярности нынешнего кабинета министров и самого Наото Кана.
По данным агентства Киодо Цусин, рейтинг правящей Демократической партии Японии и правительства Наото Кана неуклонно падает и в феврале опустился ниже 20 процентов [8]. Это вызвано прежде всего тем, что правительство демократов, пришедшее к власти в августе 2009 г., никак не может вывести страну из финансово-экономического кризиса. Ее государственный долг в 2010 г. составлял 10,5 трлн долл. США, это более 218 % ВВП. Эксперты также обращают внимание на сохраняющуюся уже несколько месяцев опасность «высокой иены», которая уменьшает доход от операций за границей при пересчете на национальную валюту (с сентября 2010 г. по февраль 2011 г. курс доллара США составлял 83-81 иена), несмотря на меры, принимаемые правительством по стабилизации курса иены. В 2010 г. Китай по объему ВВП вытеснил Японию со второго места в мире после США по этому показателю. В самой Японии наблюдается социальная напряженность: за 2010 г. разорились тысячи мелких и средних предприятий, уровень безработицы составил 5,1 % (3 млн 370 тыс.) экономически активного населения. Прогнозы на ближайшее время пока не вселяют оптимизма.
Кроме того, японцы недовольны внешней политикой своего правительства, приведшей к обострению отношений с КНР (из-за островов Сэнкаку) и с Россией, а также его неспособностью решить проблему передислокации американской авиабазы Футэмма из префектуры Окинава, вывода которой настойчиво требуют большинство местных жителей во главе с губернатором префектуры Хрокадзу Накаима.
На этом фоне японский премьер пытается пояснить, что выступает за продолжение переговоров по территориальному вопросу с высшим руководством России и за проведение консультаций по углублению экономического сотрудничества.
С этой целью 11-12 февраля 2011 г. Москву с официальным визитом посетил министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара. В ходе визита он провел переговоры с главой МИД России С. Лавровым, принял участие в заседании межправительственной комиссии двух стран по торгово-экономическому сотрудничеству, встретился с руководителем Администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкиным.
Многие наблюдатели расценивали этот визит как попытку Японии снизить накал политических страстей, вспыхнувших после ноябрьского посещения президентом России Д. Медведевым о-ва Кунашир. Кроме того, японский министр стремился получить хоть какие-то заверения российской стороны в том, что диалог по Южным Курилам будет продолжен. Хотя все действия японской стороны с осени прошлого года и накануне визита Маэхары, особенно в день 7 февраля, говорили о том, что японские власти сознательно шли на обострение отношений с Россией.
Министр иностранных дел России С. Лавров на переговорах с его японским коллегой подчеркнул, что в создавшейся ситуации, пока в Токио преобладают «радикальные подходы», считает бесперспективным вести с Японией переговоры о мирном договоре. В то же время глава МИД России подчеркнул, что Москва настроена на конструктивный диалог, но без предварительных условий: «Мы считаем, что сложные вопросы общей истории нужно обсуждать по линии ученых, мы бы были заинтересованы в том, чтобы с Японией создать комиссию историков по примеру того, как это у нас сделано с целым рядом других наших соседей» [9].
Предложение Москвы создать комиссию ученых-историков в японском МИДе, похоже, не услышали, да и вряд ли это поможет разрешить территориальный спор, так как в данной ситуации позиции историков будут также противоположны. Об этом наглядно говорят десятки печатных работ (монографии, статьи) по проблемам разногласий между Россией и Японией, причем каждая из сторон располагает достаточным набором исторических и юридических аргументов для обоснования собственной правоты.
Российская сторона ранее предлагала несколько вариантов решения территориального спора. Например, организовать совместную хозяйственную деятельность на южнокурильских островах. Но японцев это не устраивает.
Заслуживает внимания и предложение российского профессора А.А. Кошкина, который считает, что японо-российский территориальный спор едва ли найдет свое разрешение в обозримом будущем, так как и русские, и японцы остаются заложниками взаимной недружественной пропаганды времен «холодной войны», и предлагает отложить территориальный спор в сторону, что-
бы обоюдными усилиями ослабить полувековое напряжение. В качестве примера он приводит решение Дэн Сяопина, который в 70-х годах ХХ в. на таких условиях подписал японо-китайский договор о мире и дружбе [7].
По мнению председателя комитета Совета Федерации по международным делам М. Маргелова, отношения между Россией и Японией, несмотря на нынешнее обострение вокруг проблемы южнокурильской гряды, будут и далее развиваться, потому что они объективно необходимы и Японии, и России [10].
Так, в политической сфере Россия поддерживает постоянное членство Японии в Совете Безопасности ООН, участвует в шестисторонних переговорах по разрешению ракетно-ядерной программы КНДР, вызывающей беспокойство в Японии. Есть и другие геополитические проблемы, которые должны учитывать и Россия, и Япония.
На фоне прохладных российско-японских политических отношений приоритетное значение должно отводиться торгово-экономическим связям. В начале нынешнего столетия в сфере торговли двух стран стало наблюдаться заметное оживление. По итогам 2004 г. российско-японский товарооборот практически удвоился по сравнению с предыдущими годами, превысив 8 млрд долл. США, за 2005 г. достиг 10,7 млрд долл. США, т. е. возрос на 40 %, а в 2008 г. превысил 30 млрд долл. США [7].
Однако удельный вес Японии и России в общем товарообороте каждой из этих стран по-прежнему невелик. По итогам 2008 г. Россия среди основных торговых партнеров Японии находилась на 14 месте. За 2009 г. из-за глобального финансово-экономического кризиса товарооборот между двумя странами заметно сократился (табл. 1).
Таблица 1
Объем внешней торговли между Россией и Японией (в млрд долл. США)
Годы Экспорт Импорт Общий объем
2008 17,14 13,89 31,03
2009 7,26 6,25 13,51
Составлено на основании: Дэта буку обу дза варудо. Сэкай каккоку ёран то сайсин токэй = Справочник по странам мира. Самые новые данные [2].
По итогам 2010 г. объем внешней торговли между Россией и Японией достиг 24 млрд долл. США [15]. Таким образом, он снова стал расти.
Что касается структуры российско-японской торговли, она по своему характеру, как и прежде, состоит в основном из обмена российских биологических и минеральных ресурсов, а также энергоносителей на японскую промышленную продукцию. Основу российского экспорта в Японию составляют нефть и нефтепродукты — 37, 9 %; алюминий — 14,1 %; химикаты и минеральные удобрения — 14 %; уголь — 11,9 %; рыба и морепродукты — 9,5 %; и др.
В импорте из Японии в Россию преобладают транспортные средства: автомобили (легковые, грузовые), автобусы, мотоциклы, катера — 70,5 %; продукция машиностроения — 11 %; электробытовые товары и средства связи — 3,7 %; запчасти к автомобилям, включая автошины, — 2,1 %; и др. [13].
В последние годы Япония придает важное значение энергетическому сотрудничеству с Россией. Японские торгово-инвестиционные компании «Ми-цубиси сёдзи» и «Мицуи буссан» давно участвуют в крупномасштабных проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по разработке и добыче нефти и газа на шельфе о-ва Сахалин. Ряд газовых компаний Японии, среди которых крупнейшие «Токио гасу» и «Тюбу электрик пауэр», совместно с компанией «Сахалинская энергия» участвовали в строительстве завода по сжижению природного газа, который вступил в строй в 2009 г., и продукция этого завода уже идет в Японию и другие страны АТР.
Япония заинтересована в строительстве нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, завода по сжижению природного газа в Приморье. В конце 2010 г. ОАО «Газпром» России и Агентство природных ресурсов и энергетики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии подписали соглашение, предусматривающее совместные проектные исследования по строительству в окрестностях Владивостока завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и газохимической продукции с последующей их транспортировкой и реализацией в Японии и странах АТР.
Японские компании проявляют интерес также к проекту «Сахалин-3», разработке Эльгинского месторождения каменного угля в Якутии, модернизации и созданию новой портовой инфраструктуры, строительству мощных угольных и зерновых терминалов на российском Дальнем Востоке.
Интерес к сотрудничеству с Россией стали проявлять и японские автопроизводители. «Тойота» и «Ниссан», построив под Санкт-Петербургом автосборочные заводы, уже выпускают свои автомобили. Выразили готовность наладить производство автомобилей в России и другие японские компании: «Судзуки», «Исудзу», «Мицубиси моторс». «Тойота» совместно с российским автопроизводителем «Соллерс» планирует в 2012 г. начать выпуск автомобилей во Владивостоке.
В июне 2010 г. в г. Ярославле начал действовать завод по производству строительно-дорожной техники крупнейшей японской корпорации «Комацу». С конвейера этого завода уже начали выходить экскаваторы.
Деловые круги двух стран готовы сотрудничать и в других важных отраслях: в области информационных технологий и связи, биотехнологии, медицины, освоении космоса и океана, и др. Во время официального визита премьер-министра России В. Путина в Японию в мае 2009 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики. Как пояснил на совместной пресс-конференции В. Путин, это соглашение открывает возможность для сотрудничества двух стран «в топливно-ядерном цикле, энергетиче-
ском машиностроении, а также для совместной работы на территории третьих стран» [2].
О заинтересованности в сотрудничестве деловых кругов обеих стран говорит и прошедший в ноябре 2010 г. в Токио одновременно с иокогамским саммитом АТЭС IV японо-российский инвестиционный форум, в котором приняло участие более 600 представителей большого бизнеса двух стран.
В торгово-экономических связях с Японией важное место занимает российский Дальний Восток в силу его удобного географического положения и богатого природно-ресурсного потенциала. По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2009 г. крупнейшим торговым партнером ДФО по экспорту товаров (по стоимости) была Япония — 31 %, далее следовали Республика Корея — 28 %, КНР — 21 %. Что касается импорта, то на Китай приходилось 42 %, Японию — 13,5 %, Республику Корея — 13,5, США — 11 % [14]. Основные экспортные товары ДФО за 2009 г. в Японию составляли: нефть и нефтепродукты — 77 %; рыба и морепродукты — 10,5 %; древесина — 6 %; черные металлы — 2 %. Главные статьи импорта ДФО из Японии в 2009 г. были: легковые автомобили — 21,2 %, запасные части к ним — 14,9 %, бытовая электроника — 7 % и др.
Важное место в экономическом сотрудничестве российского Дальнего Востока со странами АТР отводится привлечению инвестиций. Лидером в этом направлении в 2009 г. стала Сахалинская область, в нефтегазовый сектор которой было направлено 5,8 млрд долл. США, что составило 67 % всех зарубежных инвестиций Дальнего Востока России. Крупнейшим инвестором в 2009 г. стала Япония, вложив в экономику Дальнего Востока 2,6 млрд долл. США, или 30 % от всех инвестиций, пришедших в восточные регионы страны. Для сравнения США, КНР и Республика Корея внесли за этот же год по 1 % [4].
Однако, несмотря на позитивное развитие российско-японского торгово-экономического сотрудничества и его поступательный рост, на общем фоне, по сравнению с другими индустриально развитыми странами, оно выглядит не столь впечатляюще. Например, объем товарооборота Японии с КНР, США и некоторыми другими странами в несколько раз превышает японо-российский товарооборот (табл. 2).
Таким образом, Россия как торговый партнер Японии значительно уступает многим странам, особенно КНР и США. Чтобы приблизиться к ним, российской стороне необходимо осуществить ряд кардинальных мер. Прежде всего российская экономика должна стать по-настоящему рыночной (в 2006 г. она занимала 62-е место в ежегодном мировом рейтинге). Российские технологии сильно отстают от передовых западных. Наши затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) составляют лишь 1 % ВВП, а в США — 2,7 %, в Японии — 3,5 %. Как пишет академик Е.М. Примаков, без решительного изменения экономической модели Россия
превратится в сырьевой придаток мировых держав, быстро развивающихся на основе научно-технического прогресса [5]. Структура российского экспорта в течение нескольких десятилетий практически не изменилась: 57 % в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32 % — сырая нефть. Доля машинного оборудования и транспортных средств составляет меньше 8 %. Российская экономика должна быть конкурентоспособной на мировом рынке.
Таблица 2
Объем товарооборота Японии с некоторыми странами за 2008 г. (в млрд долл. США)
Страны Экспорт Импорт Объем товарооборота
КНР 129,50 148,30 277,80
США 142,14 80,40 222,54
Республика Корея 61,68 30,52 92,20
Тайвань 47,82 22,58 70,40
Австралия 17,93 49,22 67,15
Россия 17,14 13,89 31,03
Составлено на основании: Дэта буку обу дза варудо. Сэкай каккоку ёран то сайсин токэй = Справочник по странам мира. Самые новые данные [2].
Кроме этого, японские компании не очень охотно стремятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за высоких рисков, таких, как коррупция, бюрократические препоны, несовершенство системы налогового администрирования, непрозрачность корпоративного управления, высокая инфляция, сложные таможенные процедуры, а также высокий уровень преступности, отсталая транспортно-дорожная инфраструктура, не везде благополучная экологическая обстановка, и др.
Пока не будут преодолены вышеназванные негативные факторы, японские бизнесмены вряд ли активно пойдут на российский рынок. Если торгово-экономические связи России и Японии достигнут высокого уровня, то со временем могут произойти подвижки и в решении территориальной проблемы.
Список литературы
1. Воробьев В. Спокойно и без эмоций // Рос. газ. 2011. 14 февраля. № 30.
С. 5.
2. Дэта букку обу дза варудо. Сэкай каккоку ёран то сайсин токэй = Справочник по странам мира. Самые новые данные. Токио: Ниномия сётэн, 2010. № 22. С. 132.
3. ИТАР-ТАСС. Компас: Вестник международной аналитической информации. 2009. № 21. С. 6.
4. Итоги работы Дальневосточного таможенного управления за 2009 г. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С. 4.
5. Заработать на внешних связях // Дальневосточный капитал: Региональный журнал деловых кругов Дальнего Востока. 2010. № 8. С. 9.
6. Кожевников В.В. Первый Владивостокский форум — 2010 // Россия и АТР. 2010. № 4. С. 191.
7. Маргелов М. На «параллельных курсах» // Рос. газ. 2011. 14 февраля. № 30. С. 3.
8. Меринов С. Демаршей не приемлем // Рос. газ. 2010. 2 ноября. № 248.
С. 2.
9. NHK World. 2011. February 19 = Новости Эн Эйч Кэй. 2011. 19 февраля. Япония.
10. Примаков Е. Достижения не должны заслонять проблемы // Рос. газ. 2011. № 5. 14 января. С. 6.
11. Сабов А. За Курилы / интервью с А. А. Кошкиным // Рос. газ. 2005. 28 октября. № 243. С. 12.
12. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 17-18. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1960. С. 257-260.
13. Токио сэнгэн = Токийская декларация // Нихон кэйдзай симбун. 1993. 13 октября. На яп. яз.
14. Япония и Россия преодолеют отрицательное наследие: интервью с министром иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара // Известия. 2011. 10 февраля. № 23. С. 5.
15. Diplomatic Bluebook 2005. Japanese Diplomacy and Global Affairs in 2004. Tokyo: Ministry of Foreign Affairs, 2005. P. 87.
16. Mikhail M. Bely, Ambassador of the Russian Federation to Japan. Building a better world, future together // The Japan Times. 2010. June 13. P. 8.