УДК 327
Б. М. Афонин1
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Владивосток. Россия
Политика Японии в АТР: основные тенденции и направления
Цели внешней политики Японии заключаются в обеспечении национальной безопасности и укреплении позиций Японии на международной арене. Главным внешнеполитическим партнером и союзником Японии традиционно являются Соединенные Штаты Америки. Япония сориентирована на расширение сотрудничества с ключевыми игроками АТР - Китаем, Россией, Республикой Корея. Она заинтересована в решении северокорейской ядерной проблемы. В целом, японская дипломатия своевременно откликается на новые угрозы и вызовы в АТР.
Ключевые слова и словосочетания: Япония, внешняя политика, национальная безопасность, США, Китай, Россия, Корейский полуостров.
B. M. Afonin
Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS Vladivostok. Russia
The policy of Japan in the Asia-Pacific: major trends and directions
The purposes of Japan's foreign policy are to ensure national security and strengthening the position of Japan in the international arena. The main foreign partner and ally of Japan are traditionally the United States of America. Japan focuses on the cooperation with key players in the Asia-Pacific region (China, Russia and the Republic of Korea). Japan is interested in resolving the North Korean nuclear issue. In General, Japanese diplomacy in a timely manner to respond to new threats and challenges in the Asia Pacific region.
Keywords: Japan, foreign policy, national security, USA, China, Russia, the Korean Peninsula.
Основы современной внешней политики Японии формировались после окончания Второй мировой войны в условиях американской оккупации (1945-1951) и «холодной войны» между социалистическими и капиталистическими странами. Выход Японии в конце 1960-х гг. на второе место после США в капиталистическом мире по экономическим показателям предопределил её особую роль как крупной региональной державы.
1 Афонин Борис Михайлович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; е-таП: afbm43@mail.ru.
23
Главные цели внешней политики Японии заключаются в обеспечении национальной безопасности, укреплении позиций Японии на международной арене, создании благоприятных условий для своего присутствия на внешних рынках. Для достижения этих целей используется большой набор политических, дипломатических, экономических, культурных и других средств и методов. В соответствии с японской конституцией (от 3 мая 1947 г.) формирование внешней политики и её претворение в жизнь возлагаются на парламент и кабинет министров. Если парламент обсуждает и ратифицирует договоры и соглашения, принимает законы и т.д., то общее руководство всеми внешними связями осуществляет кабинет министров и, в частности, Министерство иностранных дел, которое помимо дипломатических функций направляет и координирует работу других министерств и ведомств в области внешних связей с иностранными государствами. Кроме них действуют вспомогательные организации при премьер-министре и МИД, выполняющие роль консультативно-рекомендательных советов. Например, Политический совет Либерально-демократической партии, которая в настоящее время является правящей партией в стране, Комитет по вопросам внешней политики при Федерации экономических организаций (Кэй-данрэн), являющийся своего рода штаб-квартирой крупных японских корпораций, и ряд других организаций, включающих научно-исследовательские институты.
Во внешней политике Японии четко выделяются следующие важнейшие направления: отношения с развитыми странами Запада, как на многосторонней, так и на двусторонней основе; отношения с развивающимися странами; отношения с КНР; отношения с бывшими социалистическими («постсоциалистическими») государствами, включая современную Россию. Каждое из этих направлений характеризуется своими особыми задачами, целями и методами их достижения. Первостепенное значение придается отношениям с США.
В марте 2014 г. исполнилось 160 лет установления дипломатических отношений между Японией и Соединенными Штатами Америки. За прошедший период эти отношения развивались в диалектическом противоречии: от дружественных до враждебных и наоборот. После поражения Японии во Второй мировой войне (в Японии ее именуют Тихоокеанской войной) страна была оккупирована США. Под контролем американского Штаба оккупационных войск во главе с генералом Макартуром в стране были проведены реформы и преобразования в политической, экономической и социальной областях.
В 1948 г. в обстановке «холодной войны» США взяли курс на превращение Японии в своего главного союзника в Северо-Восточной Азии. 8 сентября 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор, восстановивший суверенитет Японии. Одновременно был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности, по которому Япония стано-24
вилась союзником США, а американцы получили право создавать в Японии военные базы и содержать на них свои войска. Эти договоры создали правовую основу военно-политического союза США и Японии.
Со вступлением в силу Сан-Францисского мирного договора 28 апреля 1952 г. официально прекращался оккупационный период. В тот же день были восстановлены дипломатические отношения между Японией и США. Япония получила возможность устанавливать и поддерживать внешнеполитические связи с другими государствами. В последующие годы она восстановила или установила вновь дипломатические и консульские отношения с большинством государств мира, начала активно развивать экономические, культурные и другие связи с ними, вступила во многие международные организации: ЮНЕСКО (1951 г.), Международный валютный фонд (МВФ, 1952 г.), Организацию объединенных наций (ООН, 1956 г.), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (1957 г., с 1995 г. переименовано во Всемирную торговую организацию ВТО) и многие другие. Приняв впервые в ноябре 1975 г. участие в переговорах глав правительств ведущих капиталистических стран, Япония с тех пор стала активным участником всех ежегодных встреч глав «большой семерки» ^ 7).
В январе 1960 г. в Вашингтоне был подписан новый вариант Японо-американского договора о гарантии безопасности, который определил политику двух стран на многие годы. В 1970 г. этот договор был продлен на неопределенный срок и действует сегодня, являясь основным юридическим документом военно-политического союза Японии и США. В настоящее время Соединенные Штаты являются главным военно-политическим партнером Японии. «Поворот» США в АТР, начатый еще в период первого президентского срока Барака Обамы (2009-2013), означает помимо прочего укрепление союзнических отношений с Японией на фоне новых глобальных и региональных вызовов американскому мировому лидерству. По словам бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, АТР является «домом» для «традиционных американских союзников» - Японии, Южной Кореи, Австралии и Филиппин [1].
В свою очередь, сменяющие друг друга правительства и премьер-министры Японии (включая последнего на текущий момент - Синдзо Абэ), вне зависимости от своей партийной принадлежности и личных политических взглядов, неизменно декларируют приверженность японо-американскому военно-политическому союзу как «стержню дипломатии Японии и гарантии безопасности страны» [2].
Помимо тесного военного сотрудничества Япония и США имеют внушительные торгово-экономические связи. В 2013 г. товарооборот между странами составил 203,5 млрд долл. Именно США стали главным партнером Японии по экспорту (доля в экспорте 19%), обогнав главного торгово-экономического партнера Японии - Китай (доля в экспорте 18%) [3]. Соеди-
25
ненные Штаты Америки являются важнейшим для Японии поставщиком многих видов продовольственных товаров, энергетического и промышленного сырья, а также новейших технологий. В свою очередь Япония поставляет многие необходимые для американской экономики изделия и товары: автомобили, современные станки с ЧПУ, промышленные роботы, бытовые товары, электронику и др.
Между Японией и США активно осуществляются культурные и научные связи на основе двусторонних соглашений по конкретным вопросам культурного и научно-технического обмена. В Японии действуют 20 американских культурных центров, общество японо-американской дружбы, имеющее отделения и филиалы во многих городах. Многие японские города установили побратимские и дружественные связи с американскими городами. Крепкий военно-политический союз, активные торгово-экономические связи, широкий культурный обмен позволяют констатировать, что японо-американские отношения в настоящее время являются самыми прочными среди стран Северо-Восточной Азии.
Ключевым направлением современной внешней политики Японии являются отношения с Китаем. Отношения Японии и Китая имеют длительную и насыщенную событиями историю. В V-VI вв. Япония поддерживала оживленные связи с феодальным Китаем, в V в. японцы заимствовали у Китая иероглифическую письменность, в середине VI в. в Японию проникает буддизм. Китай оказал огромное влияние на развитие японской культуры. До начала XV в. Япония активно торговала с Китаем. В период закрытия Японии от внешнего мира (1639-1854) связи между двумя странами прерываются, хотя торговля в незначительных объемах осуществлялась. Период с конца XIX по 1945 г. в истории японо-китайских отношений был самым мрачным: обе страны дважды воевали между собой (1894-1895 и 19371945), с 1931 по 1945 г. северо-восточная часть Китая (Маньчжурия) была оккупирована Японией. Китай за это время понес огромные жертвы. По данным китайских источников, только в войне 1937-1945 гг. погибли и получили ранения около 35 млн китайских солдат и мирных граждан. Прямые экономические потери Китая составили свыше 10 млрд долл., косвенные - около 50 млрд долл.
С образованием Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) отношения двух стран находились в «замороженном состоянии». В 50-60-е годы XX в. Япония, следуя политике США, проводила курс так называемого «сдерживания» Китая. Однако в начале 1970-х гг. в политике Японии, как и в политике США, относительно Китая наметился поворот. В сентябре 1972 г. в Пекине было принято Совместное заявление правительств КНР и Японии, которое декларировало установление дипломатических отношений между двумя странами. Тогда же Япония официально признала правительство КНР в качестве «единственно законного правительства Китая» и разорвала дипломатические отношения с Тайванем, что открыло путь к широкому развитию 26
межгосударственных связей и повышению значения китайского фактора в глобальной политике Японии.
С тех пор японо-китайские отношения развивались быстрыми темпами. В течение 1973-1978 гг. был заключен ряд договоров и соглашений, которые подвели международно-правовую базу под японо-китайские отношения. Среди них: торговое соглашение, предусматривавшее взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, соглашение о прямом воздушном сообщении и мореплавании, об обмене представителями СМИ, об учреждении консульств, а также соглашение о рыболовстве.
Важным событием в двусторонних отношениях явилось подписание в августе 1978 г. в Пекине Японо-китайского договора о мире и дружбе, который открыл широкий путь к развитию двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, культурной и других областях. В области политической за прошедшие годы состоялись взаимные визиты высших руководителей двух стран. В октябре 1992 г. император Японии Акихито впервые в истории двусторонних отношений посетил Китай.
Особенно большое развитие получили торгово-экономические связи. В 2004 г. Китай вышел на первое место как торговый партнер Японии, опередив США. Японо-китайский товарооборот достиг более 213 млрд долл., а японо-американский 196,7 млрд долл. В последующие годы происходил дальнейший рост двусторонней торговли. В 2011 г. он составил 301,9 млрд долл. Как свидетельствует статистика, общий торговый оборот между Китаем и Японией в 2013 г. составил 312,55 млрд долл. [4]. Можно уверенно предположить, что торгово-экономические связи Японии и Китая будут расти и в дальнейшем.
Активно развиваются культурные и гуманитарные связи. Здесь сказывается сильное влияние китайской культуры и обычаев на культуру Японии, которые были заложены еще в древние времена. Нельзя не учитывать также и многочисленную китайскую общину, проживающую в Японии (более 560 тыс. чел.). Между двумя странами очень развит туристический обмен.
Однако между Японией и Китаем существуют и серьезные разногласия, среди которых «историческая память» и территориальный спор. Китайцы не могут простить японцам их агрессию во время войн, человеческие жертвы и унижения, которым они подвергались. Когда высокопоставленные деятели Японии посещают синтоистский храм «Ясукуни», это вызывает бурные протесты, поскольку этот храм в Китае считается символом японского милитаризма.
В последние годы японо-китайские отношения обострились из-за территориального спора вокруг необитаемых островов Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао), расположенных в Восточно-Китайском море. Например, в сентябре 2013 г. Япония выразила КНР протест в связи с появлением семи китайских патрульных кораблей в районе спорных островов Сенкаку.
27
Попытки решить эту проблему путем переговоров Токио и Пекин предпринимали несколько раз, однако результатов они не принесли, поскольку ни одна из сторон пока не выразила готовность пойти на компромисс. Япония доказывает, что острова принадлежат японской стороне с 1895 г., согласно Симоносекскому договору, юридически закрепившему победу Японии в войне с Китаем. Позицию Японии в этом споре поддерживают США.
Особое место во внешней политике современной Японии занимают взаимоотношения со странами Корейского полуострова. Связи Японии с Кореей, так же как и с Китаем, начались еще в глубокой древности. Принято считать, что именно корейские переселенцы завезли в Японию культуру земледелия, включая способы орошения полей, гончарное производство и некоторые другие элементы культуры.
Из-за раздела Кореи в 1894 г. началась японо-китайская война, которая в 1895 г. закончилась победой Японии. По Симоносекскому договору (1895) Корея была признана независимой от Китая, но стала фактически зависимой от Японии.
После поражения России в Русско-японской войне 5 сентября 1905 г. был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Япония получила исключительные права в Корее, т.е. свободу действий. В том же году корейскому правительству был навязан новый договор, устанавливавший японский протекторат над Кореей. В 1906 г. японское правительство учредило в Сеуле должность генерального резидента, наделенного широкими полномочиями, который фактически стал полноправным правителем Кореи.
22 августа 1910 г. в Сеуле корейский император подписал акт отречения от своих суверенных прав в пользу японского императора. В тот же день был подписан японо-корейский договор об аннексии Кореи, который фактически превратил Корею до окончания Второй мировой войны в японскую колонию. Эти трагические события наложили отпечаток на всю последующую историю японо-корейских отношений. Историческая память корейского народа на долгое время превратилась в объективное препятствие для сотрудничества корейской и японской наций.
22 июня 1965 г. в Токио был подписан Договор об отношениях между Японией и Республикой Корея, согласно которому между двумя странами устанавливались дипломатические и консульские отношения. Одновременно был подписан целый пакет документов: соглашения о воздушном и морском сообщении, рыболовстве, культурном сотрудничестве, а также серия соглашений, регулирующих экономические и правовые вопросы отношений между двумя странами. Кроме этого, Япония обязалась предоставить Южной Корее 300 млн долл. в виде безвозмездной помощи, льготные кредиты на сумму 200 млн долл, а также неправительственные кредиты на 300 млн долл. Финансовая и экономическая помощь Японии сыграли большую роль в становлении и развитии экономики Южной Кореи, кото-28
рая за относительно короткое время стала индустриально развитой страной в АТР и входит в десятку промышленно развитых стран мира.
Между Японией и Южной Кореей активно осуществляются торгово-экономические связи. В 2013 г. товарооборот между странами составил более 100 млрд долл. Для сравнения, товарооборот между двумя великими державами и стратегическими партнерами - Россией и Китаем - еще не достиг такого значения. Товарная номенклатура в основном состоит из продукции машиностроения, полупроводников, металлообрабатывающих станков, изделий легкой промышленности, рыбы и морепродуктов. Оживленные связи наблюдаются и в области культуры, науки, образования и туризма. В восьми японских университетах и колледжах готовят специалистов по корейскому языку, тогда как в Южной Корее в 95 учебных заведениях готовят специалистов по японскому языку и другим специальностям. Ежегодно туристический обмен между двумя странами составляет по 4 млн человек.
Тем не менее, между Японией и Южной Кореей имеются противоречия, среди которых самыми острыми являются последствия исторического прошлого и территориальный спор. Так, например, в августе 2010 г. в связи со 100-й годовщиной захвата Кореи многие южнокорейские политики и общественные деятели вместе с северокорейскими коллегами выступили с совместным заявлением, в котором призвали правительство Японии признать незаконным и не имеющим силы договор об аннексии Кореи (от 22 августа 1910 г.). В заявлении также содержатся требования, что Японии следует принести искренние извинения и выплатить компенсацию за чудовищные преступления против корейского народа, совершенные в период оккупации, вернуть похищенные культурные и исторические ценности, которые являются достоянием корейского народа. Серьезной проблемой в отношениях Японии и Южной Кореи является территориальный спор. Речь идет о двух небольших скалистых островах Такэсима (в Корее их называют Токто, на российских географических картах они именуются как скалы Лианкур) общей площадью 23 гектара, расположенных в Японском море к востоку от Корейского полуострова. Япония заявляет, что эти острова отошли к ней в 1905 г. согласно Портсмутскому мирному договору, когда Япония установила свою власть в Корее.
Южнокорейская сторона считает, что исторически острова Токто всегда принадлежали Корее и Сан-Францисский мирный договор (1951) подразумевает, что эти острова возвращаются Корее. Сейчас острова Токто контролируются Сеулом, он держит там небольшой военный гарнизон. Вокруг вопроса о принадлежности этих островов периодически вспыхивают дипломатические баталии, которые усиливают напряжение между двумя странами.
Отношения Японии и другой страны Корейского полуострова - КНДР до сих пор находятся в «замороженном состоянии». Между двумя странами отсутствуют дипломатические отношения, нет прямого транспортного сообщения,
29
порты Японии закрыты для судов под флагом КНДР, практически свернута вся внешняя торговля. Это создает ряд проблем. Помимо исторической памяти осложнения в отношениях Японии и Северной Кореи вызваны фактами похищения спецслужбами КНДР граждан Японии в 1970-80-х гг. (13 чел.). Угрозу своей национальной безопасности Япония видит в ядерной программе Северной Кореи, а также ракетно-ядерных испытаниях, которые регулярно проводит Пхеньян. В связи с этим Япония даже приостановила экономическую помощь Северной Корее.
Япония и КНДР объективно заинтересованы в нормализации своих двусторонних отношений. Переговоры по этой проблеме проводились неоднократно, но чаще всего безрезультатно. В 2014 г. наметились некоторые тенденции по вопросу возобновления переговоров. Однако процесс нормализации японо-северокорейских отношений, вероятно, будет иметь затяжной характер. Здесь многое зависит и от геополитической ситуации в районе Северо-Восточной Азии, особенно на Корейском полуострове, от позиций заинтересованных сторон - Республики Кореи, США, Китая и России.
Еще одним значимым вектором японской внешней политики являются непростые отношения с Россией. История российско-японских отношений официально ведет свой отсчет с 7 февраля 1855 г., когда обе страны установили дипломатические отношения. Первая половина ХХ века, особенно период с 1917 по 1945 г., известны в истории отношений двух стран драматическими событиями: Русско-японская война (1904-1905), участие Японии в интервенции на российском Дальнем Востоке (1918-1922), вооруженные столкновения у озера Хасан (1938 г.) и в районе Халхин-Гола (1939 г.), выполнение Советским Союзом союзнического долга по разгрому милитаристской Японии в августе 1945 года.
19 октября 1956 г. в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии, провозгласившая прекращение состояния войны и нормализацию дипломатических отношений. Однако наличие территориальной проблемы не позволило заключить мирный договор. Японская сторона на переговорах потребовала вернуть ей острова южнокурильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. После многократных предварительных переговоров в итоге был достигнут компромиссный вариант, который зафиксировали в 9-й статье декларации: «СССР и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между СССР и Японией переговоров по заключению Мирного договора. При этом СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Си-котан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией». Совместная декларация открыла большие возможности для разностороннего сотрудничества.
После распада СССР и с появлением на политической карте мира Российской Федерации начался новый этап российско-японских отношений. Весьма интенсивно в 1990-е годы развивались политико-дипломатические контакты двух стран в формате «дипломатии визитов». 27 декабря 1991 г. Япония признала Россию в качестве государства-правопреемника бывшего СССР. 11-13 ноября 1993 г. состоялся первый официальный визит Президента РФ Бориса Ельцина в Японию. Его главным политическим итогом стало подписание «Токийской декларации» и принятие пакета из 16 документов, охватывающих практически все стороны двусторонних отношений. Токийская декларация также повлияла на российско-японские отношения. Она определила основные направления российско-японского сотрудничества на многие десятилетия вперед.
Среди политических итогов середины 1990-х годов, повлиявших на дальнейший ход российско-японских отношений, важное место занимали две встречи «без галстуков» президента Ельцина и премьер-министра Xаси-мото: первая в Красноярском крае 1-2 ноября 1997 г., вторая 18-19 апреля 1998 г. в Японии, в местечке Кавана. Стороны решили приложить все усилия к заключению мирного договора между двумя странами к 2000 г. Кроме того, на первой встрече была принята (а на второй расширена и уточнена) программа российско-японского сотрудничества до 2000 г. - так называемый «План Ельцина^асимото». План включал в себя инвестиционное сотрудничество России и Японии, содействие интеграции российской экономики в мировую, участие Японии в реализации программы по подготовке российских управленческих кадров, сотрудничество в области энергетики и использовании атомной энергии.
Президент России В.В. Путин трижды наносил Японии официальные визиты, имел многочисленные встречи с высшим руководством этой страны. Подобные встречи на высшем и высоком уровнях способствуют развитию и укреплению связей во многих других областях. Приоритетное направление в российско-японских отношениях отводится сотрудничеству в сфере энергетики и торгово-экономическим связям. Очевидна заинтересованность японской стороны в сотрудничестве с Россией в области энергетики (нефтегазовые проекты серии Сахалин, нефтепровод «Восточная Сибирь -Тихий океан» и т.д.), что может стать фактором развития всего комплекса двусторонних отношений.
Поскольку Япония является стратегическим партнером и союзником США, усилившиеся в последние 6-7 лет антиамериканские настроения россиян [5] отчасти были перенесены на Японию. Также нельзя сбрасывать со счетов разногласия РФ и Японии по поводу Курильских островов. По данным ВЦИОМ, в 2011 г. только 41% россиян испытывали позитивные эмоции по отношению к Японии. Причем за последние тринадцать лет позитива в отношении Японии
31
убавилось (с 47 до 41%), а вот о безразличии, напротив, стали говорить чаще (с 35 до 42%) [6].
Для последнего времени было характерно успешное развитие торгово-экономических связей двух стран. В 2013 г. товарооборот между РФ и Японией достиг рекордной цифры - 34,8 млрд долл. [7], что позволило Японии занять 8-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-е по импорту и 9-е по экспорту. Сегодня доля Японии в российском товарообороте составляет 3,7%.
Интерес к сотрудничеству с Россией стали проявлять и японские автопроизводители «Тойота» и «Ниссан», построив под Санкт-Петербургом автосборочные заводы, на которых с 2009 г. выпускают свои автомобили. «Тойота» также совместно с российским автопроизводителем «Соллерс» во Владивостоке с 2012 г. выпускает легковые автомобили. В 2013 г. автопроизводитель Toyota Motor Corporation объявил, что совместное предприятие ООО «Соллерс-Буссан» начало производство внедорожника Toyota Land Cruiser Prado на заводе во Владивостоке. Выразили готовность наладить производство автомобилей в России и другие японские компании: «Судзу-ки», «Исудзу», «Мицубиси моторс».
Важное место в российско-японских отношениях занимают культурные и гуманитарные связи. Они начались задолго до установления дипломатических отношений двух стран. Уже в конце XIX в. в Японии проявляли интерес к русской классической литературе: там появились переводы произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, а в последующие годы Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и других писателей.
Современные российско-японские культурные и общественные связи продолжают традиции прошлых лет. Начиная с 1995 г. в Москве ежегодно проходит фестиваль японской культуры «Японская осень», а в Японии с 2003 г. - фестиваль российской культуры. Программы фестивалей обширны и разнообразны: концерты классической музыки, демонстрация кинофильмов, различные выставки, выступления артистов балета и цирка и др.
Большие изменения произошли и на региональном уровне: появились новые отделения обществ дружбы, увеличилось число городов-побратимов, разнообразными стали формы сотрудничества. Например, у Владивостока сейчас три японских побратима - Ниигата, Хакодате и Акита. Кроме этого, Приморский край заключил соглашения о дружественных связях с японскими префектурами Осака, Тояма, Симане и Тоттори. В целом, российско-японские отношения демонстрируют положительную динамику в своем развитии. Особенный прогресс наблюдается в сфере торгово-экономических и культурных связей, что отвечает интересам народов двух стран.
Таким образом, современная внешняя политика Японии в АТР отличается разнонаправленностью, преемственностью и постоянством в ключевых вопросах. Главным внешнеполитическим партнером и союзником Японии на протяжении многих десятилетий остаются Соединенные Штаты Америки. 32
Японская дипломатия откликается на новые проблемные ситуации регионального или международного характера. Внешняя политика Японии сориентирована на расширение сотрудничества с ключевыми игроками АТР -Китаем, Россией, Республикой Кореей, а также на решение северокорейской ядерной проблемы как главной угрозы безопасности в регионе.
1. Гарусова, Л.Н. Тихоокеанская Россия в контексте современной внешней политики США / Л.Н. Гарусова // Вестн. Дальневост. отделения РАН. -2014. - №6 (178). - С. 6.
2. Афонин, Б.М. Япония-2013: либерал-демократы усиливают позиции / Б.М. Якунин // Россия и АТР. - 2013. - №4. - С. 56.
3. Внешнеэкономическая деятельность Японии [Электронный ресурс] // Информационный портал Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/about_jp/ved_jp/
4. Япония. Обзор экономики [Электронный ресурс] // Информационный портал Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: Ын^://-www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/about_jp/eco_jp/
5. Гарусова, Л.Н. Российско-американские отношения и феномен антиамериканизма в постсоветской России / Л.Н. Гарусова // Россия и АТР. -2010. - №1. - С. 78-86.
6. ВЦИОМ: 41% россиян испытывают позитивные эмоции по отношению к Японии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://-topdialog.ru/2011/03/16/вциом-41-россиян-испытывают-позитивные/
7. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Японией в 2013 г. [Электронный ресурс] // Информационный портал Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://www.ved.-gov.ru/exportcountries/jp/jp_ru_relations/jp_ru_trade/