РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И ДР.
РЕЦЕНЗИЯ
Россия вчера и сегодня: Учебное пособие / В.М. Шаклеин, Е.Н. Барышникова, С.А. Дерябина, О.С. Завьялова, Т.Ю. Романова, Е.В. Талыбина, Н.В. Чернова. - М.: Изд-во РУДН, 2013
В издательстве Российского университета дружбы народов вышло новое учебное пособие «Россия вчера и сегодня», адресованное иностранным студентам гуманитарных специальностей, изучающим русский язык (II сертификационный уровень).
Представленное пособие нацелено на развитие навыков и умений в четырех видах речевой деятельности (чтении, говорении, письме, аудировании), активизацию лексико-грамматического материала, ознакомление учащихся с элементами русской культуры.
Пособие имеет четкую структуру с точки зрения подбора и организации материала. Оно состоит из шести уроков, в каждый из которых включены учебные тексты, сопровождаемые предтекстовыми заданиями, притекстовыми заданиями для работы над грамматическим и лексическим материалом и послетекстовыми заданиями коммуникативной направленности.
Одно из существенных достоинств пособия — использование актуальных подходов к обучению. В каждом уроке представлены диалоги интернет-формула, интервью, сделаны ссылки на интернет-источники (С. 25, 122).
В соответствии с современной тенденцией увеличения доли самостоятельной работы студентов предлагаются задания, которые помогут получить навыки работы в Рунете, познакомиться с русским интерфейсом, начать работать в поисковых системах со словарями и справочниками (С. 10, 15).
Разработанная система текстов может использоваться в качестве контролирующих материалов. Авторы пособия составили весьма удачные, на наш взгляд, задания творческого характера, которые вызывают у студента личностное отношение, побуждают его высказать и аргументировать свою точку зрения (С. 95, 176).
Такие задания затрагивают проблемные ситуации, актуальные вопросы современности. Предполагается, что, вступая в коммуникацию, участвуя в обсуждении, студент уже обладает определенным уровнем сформированности предметной компетенции, набором лексических и грамматических единиц для реализации коммуникативного намерения.
Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2014, № 2
Каждый из уроков методически грамотно выстроен, задания расположены по принципу нарастающей трудности.
Значительный объем учебного материала (тексты, задания, таблицы) открывает широкое поле деятельности для преподавателя, который будет работать по этому пособию, позволяет проводить занятия с учетом языковых и личностных характеристик студентов.
Авторы предваряют учебное пособие методическими указаниями для преподавателя и студента, это будет способствовать успешной и результативной работе.
Весомость рецензируемому пособию придает и то, что оно рекомендовано учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование».
Актуальность и востребованность пособия «Россия вчера и сегодня» очевидна. Мы уверены, что оно будет широко использоваться в практике обучения РКИ.
Н.А. Минакова
кандидат филологических наук доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета Российского университета дружбы народов