Russian Language Studies
Русистика
2019 Том 17 № 1 120-123
http://journals.rudn.ru/ russian-language-studies
Научное сообщение
DOI: 10.22363/2618-8163-2019-17-1-120-123
Рецензия на учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей (II сертификационный уровень) «Россия вчера и сегодня»
Авторы: В.М. Шаклеин, Е.Н. Барышникова, О.С. Завьялова, Е.В. Талыбина, Н.В. Чернова, С.А. Дерябина, Н.А. Минакова, Полякова Е.В., Е.А. Рубцова, С.С. Микова, И.И. Митрофанова, Т.Ю. Романова, И.И. Рубакова
В издательстве РУДН было переиздано учебное пособие «Россия вчера и сегодня», предназначенное для иностранных студентов, обучающихся в вузах России по гуманитарным направлениям на первом и втором курсах основного обучения. Это этап овладения русским языком как иностранным второго уровня
Переиздание было стимулировано практическим спросом на материалы пособия, интересом преподавателей-практиков. В новое издание внесены коррективы и с точки зрения организации материала, и с точки зрения его насыщенности содержательными и методическими элементами. Исправления основывались на результатах работы с первым изданием пособия в широкой многонациональной аудитории студентов, осваивающих такие направления образования, как журналистика, филология, педагогика и психология и др.
Пособие подготовлено на кафедре русского языка и методики его преподавания филологического факультета Российского университета дружбы народов, в его создании приняли участие преподаватели-практики кафедры и лекторы-методисты. Оно получило положительную рецензию специалистов Института русского языка им. А.С. Пушкина, а также методистов других факультетов РУДН.
Целью пособия является развитие навыков чтения и аудирования, говорения и письма в сферах бытового, учебного и учебно-профессионального общения на уровне свободного владения языком для обсуждения разнообразных тем русской
© Лауэдж У., 2019
У. Лауэдж
Центр интенсивного изучения языков Университета — 1 в Алжире Алжир, Алжир, улица Дидуш Мурад, 2
(ТРКИ2).
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
культуры и русской науки. Материал пособия насыщен современными сведениями об истории русской культуры и науки, современных фактах российской культуры и науки, персоналиях, значимых для развития общественной жизни России, вопросах образования и искусства. Также предполагается развитие навыков работы с Рунетом в учебных и познавательных целях. В каждом уроке предлагается активно использовать материалы интернет-порталов, приводятся текстовые примеры, демонстрируются траектории работы в русскоязычном контенте.
Учебное пособие состоит из 6 разделов (уроков), организованных по следующим темам:
1. Биография, профессия, карьера.
2. Иностранный язык в жизни человека.
3. Человек в мире людей.
4. Город как среда обитания.
5. Архитектура.
6. Художественное творчество.
Каждый урок организован работой с двумя или тремя текстами разной функционально-стилистической принадлежности. В рамках классической методики РКИ каждый текст сопровождается предтекстовыми, притекстовыми заданиями и упражнениями и послетекстовыми заданиями.
Важным элементом организации учебного материала пособия является присутствие специальных заданий на выработку умений и навыков во всех видах речевой деятельности, учитывая аудирование и произношение (что часто опускается в учебных пособиях для данного уровня освоения РКИ).
Развитие и закрепление навыков аудирования важны для совершенствования механизмов логического понимания и оперативной памяти, что необходимо для получения образования на иностранном языке.
Также в каждом уроке имеются задания повышенной трудности — это лингвистические упражнения и фрагменты текстов русской художественной литературы.
Кроме того, материалы пособия насыщены творческими заданиями для развития речи студентов и навыков самоконтроля.
В соответствии с современной тенденцией увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе в каждом уроке есть задания для самостоятельной работы, а приложение для студентов содержит ключи к заданиям.
В качестве контролирующих или итоговых заданий, оценивающих качество коммуникативных навыков, в конце урока предлагается написать творческую работу (эссе, сочинение-рассуждение, сообщение для устной реализации) или принять участие в дискуссии.
Авторы пособия особое внимание уделили мотивированности студентов к коммуникации, стимулированию потребности к речевому действию, стремлению перевести учебную цель занятий по русскому языку в задачу общения учащихся с преподавателем и между собой с целью расширения знаний и совершенствования навыков учебной профессиональной студенческой деятельности. Этот подход определил выбор коммуникативных тем пособия, соответствующих гумани-
Лауэдж У. Русистика. 2019. Т. 17. № 1. С. 120—123
тарному направлению высшего образования, общефилологическим и общегуманитарным интересам студентов, общеобразовательным задачам.
Для обсуждения отобраны проблемные ситуации, которые вызывают у студентов личностное отношение, благодаря чему повышается заинтересованность в обмене мнениями, высказывании и аргументации собственной точки зрения, а также требующие: а) определенный уровень сформированности предметной компетенции; б) усвоение актуальных для гуманитарных специальностей лексических и грамматических единиц, необходимых для реализации коммуникативного намерения.
Чтобы обеспечить обучаемых средствами конструирования собственных устных текстов, в пособие введены дополнительные текстовые материалы, отражающие особенности естественной русской устной речи, прежде всего устной литературно-книжной речи. Отличительной особенностью устной литературно-книжной речи является сочетание в ней разговорных и книжно-письменных средств.
В структуре пособия есть методические рекомендации преподавателям и студентам для успешной работы с пособием, ключи к заданиям, обширный лингвистический материал в дополнительных заданиях.
Учебное пособие даёт возможность работать с ним самостоятельно, предоставляет материал для индивидуального подхода к работе в аудитории, ориентируясь на контингент и уровень владения русским языком, позволяя создать условия комфортного обучения через дифференциацию заданий.
В руках опытного преподавателя-практика учебные материалы изданного пособия могу звучать по-новому, дать простор педагогическому творчеству, принимая на себя информативную функцию дидактического помощника.
История хроники:
Дата поступления в редакцию: 18.09.2018 Дата принятия к печати: 23.10.2018
Для цитирования:
Лауэдж У. Рецензия на учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей (II сертификационный уровень) «Россия вчера и сегодня» // Русистика. 2019. Т. 17. № 1. С. 120—123. DOI: 10.22363/2618-8163-2019-17-1-120-123
Сведения об авторе:
Лауэдж Урия, кандидат филологических наук, профессор Центра интенсивного изучения языков Университета — 1 в Алжире. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, межкультурная коммуникация. Автор более 30 научных работ. Контактная информация: [email protected]
Scientific report
Review of the textbook on the Russian language for foreign humanitarian students (II certification level) "Russia yesterday and today"
Authors: V.M. Shaklein, E.N. Baryshnikova, O.S. Zavjalova, E.V. Talybina, N.V. Chernova, S.A. Deryabina, N.A. Minakova, E.V. Polyakova, E.A. Rubtsova, S.S. Mikova, I.I. Mitrofanova, T.Yu. Romanova, I.I. Rubakova
Houria Laouedj
The Centre of Intensive Language Courses, University — 1, Algeria 2, rue Didouche Mourad, Algeria, Algeria
Chronicle history:
Received: 18.09.2018 Accepted: 23.10.2018
For citation:
Laouedj H. (2019). Review of the textbook on the Russian language for foreign humanitarian students (II certification level) "Russia yesterday and today". Russian Language Studies, 17(1), 120-123. DOI: 10.22363/2618-8163-2019-17-1-120-123
Bio Note:
Houria Laouedj, Candidate of Philology, Professor of the Centre of Intensive Language Teaching, University Algeria — 1 (Algeria). Research interests: methods of teaching Russian as a foreign language, intercultural communication. Contact information: [email protected]