Канд. экон. наук А. Г. Ахметов
РОССИЯ НА ПУТИ К НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ
В статье рассматриваются особенности экономики знаний как стадии развития общества, показана роль Всемирного банка в реализации программ в сфере образования России.
Ключевые слова: глобализация образования, знание как ресурс, инвестиции в человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуальная рента, рынок образовательных услуг, управление знаниями, ценность знаний.
В современных условиях значение знаний неизмеримо выросло. Мир переходит на новый этап своего развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях. В 70-х гг. прошлого века профессор Ф. Махлуп выдвинул идею о том, что самой значимой отраслью современной экономики является образование. Им же было введено понятие «экономика знаний» [12].
В глобальной экономике это понятие используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний выступает источником роста. Знание - это невесомое богатство, которое нельзя заложить в ломбард, положить в банк под проценты, потрогать руками и точно измерить. Обладатель этого богатства может стать еще богаче, если научится создавать новые стоимости из знаний и овладеет искусством управления ими.
Экономика, основанная на знаниях, - это экономика определенности, предвидения, сокращающая риски и неопределенность. Ей присущи определенные черты:
- знание как ресурс безгранично;
- знания быстро устаревают;
- эффективность знаний зависит от способов их передачи;
- знания превращаются в глобальный ресурс.
Особый вклад в развитие концепции экономики знаний на современном этапе внесли академики Д. С. Львов и В. Л. Макаров. В своем отчетном докладе как академика-секретаря Отделения экономики РАН за 1996-2001 гг. Д. С. Львов отмечал характерные черты новой экономики:
- стремительное развитие знаний во всех секторах экономики;
- рост капитализации рыночной стоимости корпораций, накапливающих и использующих интеллектуальный капитал;
- капитализацию затрат на развитие человека как одно из основных направлений государственной политики;
- высокие темпы обновления основного капитала в тех сферах экономики, где особенно востребованы знания [10].
Экономика знаний позволяет обеспечить примерно равные условия для реализации своих возможностей каждому гражданину страны. Для эффективного движения к новой экономике России необходимо использовать комплекс мер, включающий:
- увеличение импорта объектов интеллектуальной собственности;
- введение ограничений на «утечку мозгов»;
- компенсацию затрат обучающей стороне за высококвалифицированных специалистов на рынке знаний.
Готова ли реально наша страна к такому восхождению или нет -покажет время. На современном этапе России необходимо решить две главные проблемы для формирования экономики знаний.
Первая проблема - сырьевая направленность российской экономики. Россия, богатая ресурсами, пока остается на позициях индустриального общества, утоляя энергетический голод развитых стран, энергично продвигающихся к экономике, основанной на знаниях. В перспективе развитые страны могут занять ключевые ниши как в создании знаний, так и в их реализации. Главное для России в этой проблеме - не упустить время.
В глобальной экономике место России как сырьевого придатка настойчиво культивируется развитыми странами на отдаленную перспективу, тем самым ослабляя общую позицию нашей страны в мире. Последний мировой экономический кризис показал уязвимость российской экономики от снижения цен на сырье. Снижение цен более чем в три раза привело к значительной макроэкономической нестабильности, которая выразилась в первую очередь:
- в высоком уровне инфляции;
- в отказе от проведения жесткой антиинфляционной политики со стороны государства;
- в значительном увеличении банкротств предприятий;
- в росте числа безработных;
- в замораживании рынка кредитования как физических, так и юридических лиц;
- в свертывании многих программ развития нашей экономики, включая и социальные;
- в значительном снижении курса национальной валюты;
- в снижении жизненного уровня населения;
- в снижении темпов экономического роста;
- в сокращении доходной части бюджетов всех уровней.
До сих пор существующая в России порочная практика остаточного принципа финансирования многих образовательных программ при сокращающемся бюджете приводит к снижению расходов на образование. Пора пересмотреть экономическую политику в области образования.
В своей монографии «Почему мы самые богатые, а живем так бедно?» экономист С. Глазьев называет Россию страной Кулибиных, а США - страной Эдисонов. Оба гениальные изобретатели, но у одного все отобрало государство, а другой оформил свои права на изобретение и процветал. У нас до сих пор знание не превращается в инновации, а следовательно, и не приносит дохода [4].
Вторая проблема - необходимость осознания перехода от сырьевой экономики к инновационной, в которой приоритетным направлением вложений средств будет сфера знаний. Однако на этом пути Россию ждут большие трудности, поскольку нет четкой и единой концепции перехода страны к экономике, основанной на знаниях.
Западные специалисты считают, что эту проблему Россия может решить с их помощью. Так, в докладе Всемирного банка «От знаний к благосостоянию: преобразование российской науки и технологии с целью создания современной экономики, основанной на знаниях» (2002) отмечалось, что Россия имеет позитивные моменты для прорыва в этом направлении. Главное достояние нашей страны - это сохранившаяся научно-техническая база, что является предметом национальной гордости. Подтверждением тому служит повышенный спрос за границей на российских специалистов определенных специальностей. Имеющийся потенциал необходимо реализовать в направлении развития наукоемких производств и возрождения российской научной школы.
По оценкам Всемирного банка, для успешного перехода к экономике, основанной на знаниях, России следует решить ряд задач:
- средства, полученные от реализации природных богатств, направить на развитие сферы знаний;
- свободные средства государства и частных лиц инвестировать в сферу знаний;
- разработать механизм, способствующий формированию экономики знаний;
- создать эффективную систему координации всех научных центров, где основную роль играли бы государство, РАН и ведущие научные центры высших учебных заведений России.
В настоящее время Всемирный банк, помогая России, реализует несколько программ в сфере образования. В инновационном проекте участвует около шестидесяти вузов. Эти программы предусматривают:
- реформу в высшей школе;
- реформу учебного книгоиздания;
- реформу в общем среднем и начальном профессиональном образовании;
- информатизацию учебного процесса на всех уровнях.
Дополнительное финансирование сферы образования со стороны
зарубежных инвесторов, как показывает практика, может и не получить желаемой экономической отдачи. Сами по себе знания не трансформируют экономику. Переход к экономике, основанной на знаниях, требует перемен в рамках национальной инновационной системы.
Российские ученые, занимающиеся этой проблемой, считают, что мировой экономический кризис может кардинально изменить экономическую политику в области трансформации нашей экономики. России необходимо интенсивнее развивать рынок образовательных услуг. Спрос на образовательные услуги рождает и предложение. Наряду с качественным предоставлением образовательных услуг на рынке с начала 1990-х гг. появились и производители (образовательные учреждения) сомнительного характера. Такая ситуация связана с особенностями функционирования рынка образовательных услуг:
- этот рынок относится к рискованным видам предпринимательской деятельности;
- эластичность предложения по оказанию образовательных услуг значительно ниже, чем эластичность спроса;
- слабая взаимозаменяемость образовательных услуг;
- необходимость постоянного совершенствования квалификации;
- асимметричность рынка образовательных услуг.
По данным Росстата, динамика рынка образовательных услуг носит положительную направленность. Это можно судить и по количеству студентов, и по расходам на образование, и по количеству учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги.
Современный этап развития рынка образовательных услуг проходит в условиях интернационализации и глобализации экономики. Некоторые развитые страны все прочнее занимают позиции производителей качественных образовательных услуг или же становятся провайдерами этих услуг. Продвинутые учебные центры меняют модель образования. Оно становится непрерывным в течение всей жизни человека. Меняется философия модели рынка образовательных услуг. Рынок становится ориентированным на потребителя, учитывает его запросы. Потребитель имеет возможность выбора образовательных программ, включая формирование международных учебных программ. Все чаще практикуется проведение совместных исследований по многим направлениям в сфере образования.
Список литературы
1. Бромберг Т. В. Интеллектуальная собственность. Основной курс. - М., 2004.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. - СПб., 2001.
3. Власова Л. Ставка на интеллект // Экономика и жизнь. - 2005.
- № 9.
4. Глазьев С. Почему мы самые богатые, а живем так бедно? - М.,
2003.
5. Делягин М. Место России в условиях глобализации // Наш современник. - 2001. - № 2.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. На пути к обществу, основанному на знаниях. - М. : Весь Мир, 2004.
7. Интрилигейтор М., Брагинский С., Швыдко В. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 3.
8. Клейнер Г. Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность.
- 2005. - № 3.
9. Львов Д. С. Без эффективной экономики знаний у нашей страны нет будущего // www. rg. ru
10. Львов Д. С. Отчетный доклад академика-секретаря Отделения экономики РАН за 1996-2001 гг. // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 1.
11. Макаров В. Л. Контуры экономики знаний // Экономист. -2003. - № 3.
12. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. -М., 1966.
13. Микроэкономика знаний / В. Л. Макаров, Г. Б. Клейнер ; Отделение общественных наук РАН. - М., 2007.
14. Мильнер Б. З. Управление знаниями - вызов ХХ1 века // Вопросы экономики. - 1999. - № 9.
15. От знаний к благосостоянию: преобразование российской науки и технологии с целью создания современной экономики, основанной на знаниях : доклад Всемирного банка // www. opec. ru
16. Румизен М. К. Управление знаниями. - М., 2004.
17. Румянцева З. П. Роль вузов в управлении знаниями // Менеджмент. - 2003. - № 3.