Научная статья на тему 'РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УГЛЯ: АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УГЛЯ: АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МИРОВОЙ РЫНОК УГЛЯ / ЛОГИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В УГОЛЬНОМ БИЗНЕСЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА УГЛЯ ИЗ РОССИИ / COAL INDUSTRY / WORLD COAL MARKET / LOGISTICS AND ITS ROLE IN COAL BUSINESS / PROSPECTS OF COAL EXPORT FROM RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саенко Владимир Васильевич

Проанализирована ситуация на мировом рынке угля и место на нем России. Исследовано влияние логистики (железнодорожного транспорта и перевалки в портах) на поставки угля. Приведен прогноз экспорта угля из Российской Федерации на среднесрочный период. Рассмотрены ключевые проблемы, которые необходимо решить для упрочения позиций России на мировом рынке угля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA ON THE GLOBAL COAL MARKET: ANALYSIS, FORECAST AND KEY ISSUES

The paper reviews the situation on the world coal market and the place of Russia there. The influence of logistics (railway transport and transshipment in ports) on coal supplies is studied. A medium- term forecast is provided for coal export from the Russian Federation. The key problems that need to be solved to strengthen Russia's positions on the global coal market are considered

Текст научной работы на тему «РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УГЛЯ: АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 622.324 (470+571+100) В.В. Саенко1

РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УГЛЯ: АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ2

Аннотация. Проанализирована ситуация на мировом рынке угля и место на нем России. Исследовано влияние логистики (железнодорожного транспорта и перевалки в портах) на поставки угля. Приведен прогноз экспорта угля из Российской Федерации на среднесрочный период. Рассмотрены ключевые проблемы, которые необходимо решить для упрочения позиций России на мировом рынке угля.

Ключевые слова: угольная промышленность, мировой рынок угля, логистика и ее роль в угольном бизнесе, перспективы экспорта угля из России.

V.V. Saenko3

RUSSIA ON THE GLOBAL COAL MARKET: ANALYSIS, FORECAST AND KEY ISSUES

Abstract. The paper reviews the situation on the world coal market and the place of Russia there. The influence of logistics (railway transport and transshipment in ports) on coal supplies is studied. A medium-term forecast is provided for coal export from the Russian Federation. The key problems that need to be solved to strengthen Russia's positions on the global coal market are considered.

Keywords: coal industry, world coal market, logistics and its role in coal business, prospects of coal export from Russia.

Введение

Исследования по анализу и прогнозированию развития угольной промышленности в стране ведутся в академических институтах (ИНЭИ РАН, ИСЭМ СО РАН, ИЭиОПП СО РАН, ИНП РАН), Минэнерго России (ЦНИЭИуголь), независимых аналитических центрах (ИНКРУ, Росинформуголь). В последнее время значительный вклад в разработку проблем анализа и перспектив развития угольной промышленности, в том числе на внешнем рынке, внесли работы А.Б. Яновского [1], Ю.А. Плакит-кина, Л.С. Плакиткиной [2], А.Б. Ковальчука, А.И. Скрыля [3], И.Г. Таразанова [4].

Россия является одним из лидеров по запасам, добыче и экспорту угля в мире. На ее долю приходится треть мировых ресурсов и пятая часть разведанных запасов угля (более 190 млрд т).

Обеспеченность запасами текущей добычи угля в России составляет более 500 лет. По добыче угля Россия занимает шестое место в мире (5% мировой добычи), а по экспорту - третье место (12% мирового экспорта).

Анализ мирового рынка угля

Примерно с 2000 г. мировой спрос на уголь начал расти очень высокими темпами и только в последние несколько лет замедлился, а в 2014-2016 гг. и незначительно сократился (только на энергетические угли). Так, за период 20002015 гг. мировой спрос на уголь вырос на 64%, а доля угля в мировом потреблении увеличилась с 23 до 29%. Мировое потребление коксующихся углей выросло за этот период примерно в 2,25 раза, а энергетических (включая лигниты) на 57%. При этом абсолютное значение приро-

1 Владимир Васильевич Саенко - старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, к.э.н., e-mail: [email protected].

2 При финансовой поддержке гранта РФФИ (Проект №17-02-00397).

3 Vladimir V. Saenko - Senior Researcher at the Institute for National Economic Forecasts of the Russian Academy of Sciences, PhD in Economics, e-mail: [email protected].

Источники: МЭА [5], Росстат.

Рис. 1. Динамика мирового потребления угля, млн т

ста энергетических углей было в 4,1 раза больше, чем коксующихся.

Большую часть прироста потребления углей в рассматриваемом периоде обеспечили развивающиеся страны Азии. Крупнейшими потребителями угля в настоящее время являются Китай (около половины мирового потребления), Индия, США, Германия, Япония, Россия, Южная Африка, Республика Корея (рис. 1).

Особенно динамично в рассматриваемом периоде росла торговля углем (в 2,1 раза), достигнув в 2015 г. 1,3 млрд т. Причем примерно 84% прироста обеспечили энергетические угли. На морской транспорт приходится около 88% всей мировой торговли углем в настоящее время. В результате доля торговли углем в его мировом потреблении возросла с 13,3% в 2000 г. до 18,5% в настоящее время.

Крупнейшие импортеры угля находятся в Азии - Китай, Индия, Япония и Республика Корея (рис. 2). На эти страны приходится около 57% суммарного импорта угля. Столь стремительный рост международной торговли углем объясняется следующими причинами:

- устойчивым ростом спроса на уголь стран АТР, в том числе не имеющих собственной развитой угольной базы (Японии, Республике Корея, Тайване, Малайзии и др.);

- сокращением добычи угля в европейских странах (Франции, Великобритании, Германии, Польше);

- решением ряда экологических проблем, связанных с добычей, переработкой и потреблением твердого топлива;

- формированием транснациональных угледобывающих компаний и концентрацией производства в регионах с благоприятными условиями и низкими затратами на добычу и транспортировку твердого топлива.

Крупнейшими экспортерами угля в настоящее время являются Австралия, Индонезия и Россия (рис. 3). Эти три страны обеспечили в 2015 г. около 70% мирового экспорта угля. Если Индонезия вывозит практически только энергетические угли, то Австралия и Россия торгуют и энергетическими, и коксующими углями,

Источники: МЭА [5], Росстат.

Рис. 2. Динамика мирового импорта угля, млн т

Источники: МЭА [5], Росстат.

Рис. 3. Динамика мирового экспорта угля, млн т

причем Австралия экспортирует больше коксующихся углей, а Россия - энергетических. Крупными экспортерами коксующихся углей являются также США и Канада.

Экспорт угля из России вырос за рассматриваемый период в 3,4 раза и достиг 152,1 млн т

в 2015 г. (181,5 млн т в 2017 г.), в том числе коксующегося в 2,4 раза, что выше темпов роста мировой торговли твердым топливом. Таким образом, Россия увеличила свою долю на мировом угольном рынке на 4,5%, а по коксующимся углям на 2,2% (табл. 1). Крупнейшими импор-

Таблица 1

Динамика экспорта российского угля, млн т

Показатели 2000 2005 2010 2015

Всего: 44,3 80,1 96,5 152,1

для коксования 8,1 10 10,8 19,3

дальнее зарубежье 38,2 73,3 88,4 139,7

доля России в мировой торговле углем, % 7,1 9,8 9 11,6

доля России в мировой торговле коксующимся углем, % 4,3 4,9 3,9 6,5

Источник: ЦДУ ТЭК, МЭА [5].

терами российского угля в настоящее время являются Республика Корея, Великобритания, Китай и Япония.

Основным поставщиком угля на мировой рынок является Сибирский ФО (в 2015 г. - 90% экспорта), в том числе Кузбасс - 76%. В дальнее зарубежье поставлялось 90-92% общего объема российского экспорта, причем большая часть экспорта отгружалась через морские порты (около 70% в 2015 г.), в том числе около 50% через восточные. Крупнейшими экспортерами угля являются АО «СУЭК», ОАО УК «Кузбас-сразрезуголь», АО ХК «СДС-Уголь» и ОАО «Мечел-Майнинг» (рис. 4).

Столь впечатляющие успехи России на мировом рынке угля объясняются его благоприятной конъюнктурой. Цены на уголь начали стремительный рост в 2003 г. и достигли максимума в 2011 г. (229 долл./т для коксующихся и

136 долл./т для энергетических углей, С1Р Япония), после чего снизились в 1,7 раза для энергетических и в 2,4 раза для коксующихся углей в 2015 г. (рис. 5). Всего за рассматриваемый период цены С1Р Северо-Западная Европа выросли в 1,6 раза, С1Р Япония (энергетический уголь) в 2,3 раза и С1Р Япония (коксующийся уголь) в 2,4 раза. А на максимуме (в 2011 г. по сравнению с 2000 г.) соответственно в 3,4, 3,9 и 5,7 раза. С начала 2016 г. начался новый цикл роста мировых цен на уголь и к концу 2017 г. цены С1Р Северо-Западная Европа и С1Р Япония на энергетический уголь достигли 90 долл./т.

Логистика и ее роль в поставках угля

Логистика (железнодорожный транспорт и перевалка в порту) играет важную роль в угольном бизнесе, ее доля в конечной стоимости про-

Источник: журнал «Уголь».

Рис. 4. Крупнейшие экспортеры российского угля в 2015 г., млн т

Источник: БР.

Рис. 5. Динамика мировых цен на уголь, долл./т

дукта порой доходит до 50 и более процентов в международных поставках. Для сравнения: в нефтяной отрасли затраты на транспорт составляют менее 10%, алюминиевой - 10-20%, металлургии - чуть менее 20%. Анализ показывает, что доля транспорта в цене приобретения энергетического угля в 2015 г. составила 25-35% и значительно меньше в конечной стоимости коксующегося угля - до 15% для потребителей внутреннего рынка (табл. 2).

Что касается внешнего рынка, то тут влияние логистики очень велико. При экспорте энергетического угля, затраты на логистику (железнодорожный транспорт и перевалку в порту) в 2015 г. составили до 55% цены РОВ, в том числе на железнодорожный транспорт - 34%. При экспорте коксующихся углей затраты на логистику были несколько меньше - до 37%, в том числе на железнодорожный транспорт - 23% (табл. 3).

Таблица 2

Структура цен приобретения угля на внутреннем рынке (июль 2015 г.), руб./т

Показатели Поставка энергетического угля в Омск Поставка энергетического угля в Тулу Поставка коксующегося угля в Заринск (Алтай) Поставка коксующегося угля в Екатеринбург

Цена приобретения угля 1890 3100 3810 5900

НДС 288 473 581 900

ЖД транспорт угля 480 1100 245 815

Цена БСЛ Кузбасс 1122 1527 2984 4185

Доля транспортных затрат в цене приобретения 25% 35% 6% 14%

Источники: Argus, Росстат, оценки автора.

Таблица 3

Структура цен экспортируемого из России угля (июль 2015 г.), руб./т

Показатели Экспорт энергетического угля в Европу Экспорт энергетического угля в АТР Экспорт коксующегося угля в АТР

Цена CIF ARA/Япония 3892 4278 6251

Фрахт 363 237 237

Цена FOB (расчет) 3529 4041 6014

Перевалка в порту 706/264* 838/330* 838/330*

ЖД транспорт по России 1193 1386 1386

Цена FCA Кузбасс 1630/2072* 1817/2325* 3790/4298*

Доля ЖД транспорта в цене FOB, % 34 34 23

Доля перевалки в цене FOB, % 20-8* 21-8* 14-6*

Доля затрат на логистику в цене FOB, % 54-42* 55-42* 37-29*

Примечание: *- перевалка на чужих/собственных терминалах.

Источники: Argus, Росстат, оценки автора.

По оценке АО «Росинформуголь», средний тариф на перевозку угля увеличился за 20002015 гг. в 5,5 раза, а в последние 5 лет на 40%. При этом доходы угольщиков от экспорта угля за 2000-2015 гг. увеличились в 26 раз, железнодорожников в 178 раз, а портовиков в 508 раз. Это привело к перераспределению доходов участников процесса экспорта угля от угольных компаний к организациям обеспечивающим его доставку. В результате из-за опережающего роста стоимости транспортировки и перевалки угля, доля угольных компаний в экспортной цене существенно снизилась и в данный момент составляет около ее половины. Высокие затраты

Структура цены FOB круг

на логистику снижают конкурентоспособность угля как на внутреннем (проигрывает природному газу в электроэнергетике), так и на внешнем рынке.

Определенный интерес представляет сравнение затрат на логистику в России и других странах. Анализ структуры цены FOB основных экспортеров угля позволяет выделить три группы стран. Первая группа - страны с низким удельным весом затрат на логистику. К ним относятся Колумбия и Индонезия (доля затрат на логистику 10-15%). При этом основная часть затрат FOB для этих стран приходится на добычу и обогащение угля (около 70%). Вторая группа

Таблица 4

;йших экспортеров угля, %

Страны/месторождения Добыча Обогащение Налоги Ж/д транспорт Загрузка в порту Итого FOB

Индонезия 40 10 19 24 7 100

ЮАР (откр.) 57 11 0 26 6 100

Колумбия 67 6 15 6 6 100

ЮАР (подзем.) 64 10 0 21 5 100

Индонезия 60 8 21 5 6 100

Австралия, Квинсленд (откр.) 58 4 10 21 7 100

США, МАРР (подзем.) 32 6 13 45 4 100

Австралия, Н. Южн. Уэльс (подзем.) 64 8 9 15 4 100

США, САРР (подзем.) 38 5 13 41 3 100

Россия 31 11 3 33 22 100

Источник: ИНП РАН.

Таблица 5

Анализ влияния курса рубля на рентабельность экспортных поставок российский углей, руб./т

Курс 45 руб./долл. 60 руб./долл. 80 руб./долл.

Добыча и обогащение угля 1200 1200 1200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж/д транспорт угля 1320 1320 1320

Перевалка угля (4 долл.) 180 240 320

Затраты FOB 2700 2760 2840

Цена FOB (80 долл.) 3600 4800 6400

Прибыль от экспорта угля 900 2040 3560

Рентабельность экспортных поставок 25% 43% 56%

Источник: расчеты автора.

- страны со средними значениями затрат на логистику (20-30%) и относительно высокими затратами на добычу и обогащение угля (ЮАР и Австралия). И, наконец, третья группа, в которую входят Россия и США, характеризуется высокими затратами на логистику (45-55%) и средними значениями затрат на добычу и обогащение угля. Причем для России характерно экстремально высокое значение затрат на перевалку угля (до 21%) при средней величине в мире около 6% и очень низкая доля налогов (табл. 4).

Рассмотрим теперь эффективность поставок угля на внутренний и внешний рынок. Как показывают проведенные расчеты (июль 2015 г.), цена FCA Кузбасс при поставках на внешний рынок была выше, чем на внутренний для энергетических углей, а для коксующихся - примерно такая же. Причем эффективность экспорта энергетических углей на рынок АТР была выше, чем на европейский (примерно на 12%), а эффективность экспорта в Европу превышала эффективность внутрироссийских поставок (табл. 2, 3).

Несмотря на то что себестоимость добычи угля на российских месторождениях сопоставима с себестоимостью добычи в других странах-экспортерах угля, FOB цена российского угля была весьма высокой. Как следует из анализа МЭА, российский энергетический уголь по своей FOB цене являлся в период высоких цен самым дорогим, превосходя южноафриканский в 1,5 раза, а индонезийский в 2 раза. Положение резко изменилось в последние четыре года. После падения курса рубля к доллару США, российский энергетический уголь в 2015-2017 гг. (по данным МЭА) по своей FOB цене был на

уровне южноафриканского и индонезийского угля. Что касается российских коксующихся углей, то они были и остаются достаточно конкурентоспособными, особенно на рынке АТР, учитывая то обстоятельство, что маржинальная надбавка на коксующийся уголь выше, чем на энергетический.

Девальвация рубля привела к снижению затрат на добычу и транспорт угля в долларовом исчислении, тогда как выручка в рублевом эквиваленте выросла. В табл. 5 показано влияние курса рубля для условий поставок 2015 г. на рентабельность экспорта российского угля. Совокупные средние затраты на добычу, обогащение и доставку в порт составляют 2520 руб./т - все они номинированы в рублях и не завесят от курса. Перевалка в порту и цена угля FOB номинированы в долларах, поэтому в зависимости от курса рубля к доллару изменяется и их рублевые значения. Это и создает разницу в прибыли и рентабельности экспорта российского угля: она тем выше, чем больше мировые цены угля и курс руб./долл.

Перспективы экспорта российского угля и связанные с этим проблемы

По данным ведущих институтов и агентств (МЭА, Exxon Mobil, British Petroleum [6-8] и др.), в среднесрочной перспективе вешний спрос на уголь будет относительно стабильным. Причем если спрос на уголь на рынках стран OECD и Китая будет снижаться, то в странах Южной Азии расти. Причем драйвером роста будет прежде всего Индия. Прогнозы основываются

в первую очередь на уменьшении энергоемкости промышленного производства и расширении использования альтернативных источников энергии: природного газа, возобновляемых источников, а также на широком распространении электромобилей в свете тенденций сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Перспективы развития угольной отрасли в мире (и производства, и потребления) в первую очередь будут определяться климатическим регулированием. На энергетический сектор приходится две трети выбросов парниковых газов. Наиболее значительные выбросы СО2 в мире образуются при сжигании угольного топлива. Поэтому основные усилия, связанные с уменьшением выбросов парниковых газов, будут направлены на уменьшение потребления угля.

В декабре 2015 г. в Париже страны-члены ООН заключили новое соглашение (после Киот-ского протокола) по сокращению выбросов парниковых газов. Парижское соглашение уже начало оказывать влияние на угольную сферу, так как множество инвесторов приняли решение ограничить свои вложения в угольные проекты. Это касается как новых проектов по добыче или использованию угля, так и инвестирования в ценные бумаги компаний, занимающихся или связанных с угольным бизнесом. Это сигнал, который будет учитываться при формировании стратегий стран-экспортеров и корпораций по добыче и экспорту угля.

Представляется, что по мере развития климатического регулирования для ряда стран, выступающих конкурентами России в поставках угля на мировой рынок, могут осложниться условия реализации новых проектов в угледобыче. Для развитых стран (США, Канады, Австралии) это может быть выражено в общественном давлении и решениях регулирующих органов по ограничению добычи угля с целью более быстрого перехода к безуглеродной экономике. Для ряда развивающихся стран со слабой собственной финансовой системой крупные объекты в добыче угля могут встретить сложности с финансированием со стороны международных финансовых структур и банков из-за их негативного отношения к углю.

В таких условиях российские экспортные проекты окажутся одними из наиболее конку-

рентоспособных, поскольку они могут быть профинансированы либо за счет средств самих российских угледобывающих компаний, либо с помощью российской финансовой системы. Кроме того, в отрасли существует возможность контроля текущих издержек, которые в существенной части номинированы в рублях.

На основании выполненного анализа и произведенных расчетов на имитационной модели было сформировано целевое видение развития угольной промышленности на среднесрочный период (до 2025 года). Рассмотрены два сценария экспорта угля из России. В сценарии высоких цен на уголь и ослабления рубля можно ожидать более быстрых темпов наращивания внешних поставок твердого топлива за счет улучшения показателей выручки и рентабельности угольной промышленности в целом. В сценарии крепкого рубля и более низких цен рост экспорта угля продолжится, но меньшими темпами. В этом случае прирост внешних поставок будет осуществляться, в том числе, за счет перераспределения объемов угля с внутреннего рынка.

С учетом динамики развития международной торговли углем и поддержания конкурентоспособности экспорта твердого топлива за счет дальнейшего ослабления курса рубля к доллару, можно прогнозировать продолжение тенденции роста российского угольного экспорта. При этом атлантическое направление российского угольного экспорта будет подвержено большему влиянию возможных рисков и потребует более гибкой ценовой политики к основным потребителям для сохранения существующей ниши на этом рынке. Основной прирост потребности в российском угле на внешние рынки обеспечит АТР. В целом экспорт российских углей может возрасти в 2018-2025 гг. на 21-38% и составить в 2025 г. 220-250 млн т. При этом доля восточного направления в экспорте угля возрастет до 60%. Увеличение поставок в АТР будет обеспечено путем частичного замещения индонезийского угля на традиционном для России рынке стран Северо-Восточной Азии, а также существенного расширения его поставок в Индию.

Для увеличения роли России на мировом рынке угля необходимо решить ряд проблем.

Первая - синхронизация мероприятий по развитию объектов добычи угля и логистики (железнодорожной и портовой инфраструктуры) для обеспечения устойчивого экспорта твердого топлива. При этом необходимо создание условий для опережающего роста объемов экспорта угля на рынок АТР, где прогнозируются более высокие темпы роста потребления угля. Для этого необходимо обеспечить в рассматриваемый период реализацию ряда крупных инвестиционных проектов по добыче и обогащению угля:

• освоение Эльгинского угольного месторождения в Республике Саха (Якутия), которое реализует ПАО «Мечел». В соответствии с проектом комплекс в 2021 г. должен добывать 27 млн т угля в год, а обогатительная фабрика выпускать до 23 млн т концентрата;

• развитие комплекса ООО «УК «Кол-мар», строящего две шахты в рамках ГОК «Денисовский», а также обогатительную фабрику «Денисовская». Добыча и обогащение угля в среднесрочной перспективе составит здесь 6 млн т;

• строительство ГОКа «Инаглинский» (ООО «УК «Колмар») по добыче коксующегося угля и производству высококачественного концентрата мощностью 14 млн т;

• освоение проекта Апсатского каменноугольного месторождения АО «СУЭК» мощностью 3 млн т.

Требуется также развитие сети железных дорог и портовой инфраструктуры для экспорта угля. В части железнодорожного транспорта:

1) модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей;

2) комплексное развитие участка Междуре-ченск - Тайшет Красноярской железной дороги;

3) комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймари - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива;

4) комплексная реконструкция участка М. Горький - Котельниково - Тихорецкая - Ко-реновск - Тимашевская - Крымская с обходом краснодарского узла.

5) комплексная реконструкция линий Таманского полуострова.

В части развития портовой инфраструктуры предполагается:

1) комплексное развитие мурманского транспортного узла;

2) развитие транспортного узла Восточный -Находка;

3) создание сухогрузного района морского порта Тамань;

4) строительство транспортно-перегрузочно-го комплекса в бухте Мучке (Хабаровский край);

5) строительство угольного перегрузочного терминала морского порта Ванино в районе мыса Бурный (Хабаровский край);

6) строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса общего пользования в районе мыса Открытый в Приморском крае;

7) строительство третьей очереди угольного терминала в порту Восточный.

Решение второй важной проблемы, необходимой для увеличения экспорта угля - это увеличение в экспорте продуктов переработки угля, что обеспечит повышение его эффективности. Доведение качества твердого топлива до мирового уровня и создание на его основе продуктов с высокой добавленной стоимостью снизит также транспортную составляющую в конечной цене угля. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о введении дифференцированных тарифов на перевозку и перевалку угля (в зависимости от цен на внешних рынках). Это позволит снизить риски убытков угольных компаний при снижении мировых цен на уголь и увеличит расходы на логистику при высоких ценах на энергоресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яновский А.Б. Основные тенденции и перспективы развития угольной промышленности России // Уголь, 2017, № 8. С. 10-14.

2. Плакиткина Л.С., Плакиткин Ю.А. Угольная промышленность мира и России: анализ, тенденции и перспективы развития. М.: Лит-терра, 2017.

3. Краснянский Г.Л., Зейденварг В.Е., Коваль-чук А.Б., Скрыль А.И. Уголь в экономике России. М.: Экономика, 2010.

4. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности России за январь-декабрь 2015 года // Уголь, 2016, № 3. С. 58-72.

5. Coal Information: Overview 2017. OECD /IEA.

6. Макаров А.А., Григорьев Л.М., Митрова Т. А., Прогноз развития энергетики мира и России 2016/ИНЭИ РАН - АЦ при Правительстве РФ. М., 2016.

7. BP Energy Outlook 2018 edition / BP, 2018.

8. Exxon Mobil2017 Outlook for Energy: A View to 2040.

REFERENCES

1. Yanovsky A.B. Major trends and prospects for the development of the coal industry in Russia // Coal, 2017, No. 8. P. 10-14 (in Russian).

2. Plakitkina L.S., Plakitkin Yu.A. The coal industry of the world and Russia: analysis, trends and development prospects. Moscow: Litterra, 2017 (in Russian).

3. Krasnyansky G.L., Zeidenvarg V.E., Kovalchuk A.B., Skryl A.I. Coal in the Russian economy. Moscow: Economy, 2010 (in Russian).

4. Tarazanov I.G. The results of the work of the coal industry in Russia in January-December 2015 // Coal, 2016, No. 3. P. 58-72 (in Russian).

5. Coal Information: Overview 2017. OECD/ IEA.

6. Makarov A.A., Grigoriev L.M., Mitrova T.A. World Energy Development Forecast and Russia 2016/ERI RAS - Analytical center under the Government of the Russian Federation. Moscow, 2016 (in Russian).

7. BP Energy Outlook 2018 edition / BP, 2018.

8. Exxon Mobil 2017 Outlook for Energy: A View to 2040.

Поступила в редакцию 19.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.