УДК 338:[339.5+339.9]
А.В. Куприянов У8-584
Научный руководитель — д.э.н., профессор Виталий Алексеевич Тупчиенко Московский инженерно — физический институт (государственный университет)
РОССИЯ И ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключённого сразу после Второй мировой войны. Система ГАТТ просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). Последний раунд (1986- 1994 г.г.), так называемый «Уругвайский раунд», привёл к созданию ВТО, которая расширила сферу действия ГАТТ, распространив её на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.
Правовую основу ВТО составляют: Генеральное соглашение о торговле товарами в редакции 1994 года (ГАТТ- 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главные задачи ВТО:
1) либерализация международной торговли;
2) обеспечение справедливости и предсказуемости международной торговли;
3) способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
Страны- члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается 150, решают эти задачи путём контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, а также оказания помощи развивающимся странам.
Сегодня ВТО является единственной в мире организацией, в рамках которой согласуются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами.
На страны- члены ВТО приходится около 90% мирового товарооборота. ВТО превращается в глобальную экономическую организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой. Следовательно, не участвовать в работе такого форума Российская Федерация более не может.
Вступление в ВТО- один из центральных вопросов нынешней экономической и внешнеторговой политики России. Кроме проблем, связанных с выбором конкретных условий присоединения, этот вопрос включает также принятие Россией ряда серьёзных обязательств в области внутренней и внешней экономической политики, которые окажут комплексное воздействие на социально- экономическое развитие страны.
Переговоры по вступлению России в ВТО начались в 1995 г. и на сегодняшний день вступили в завершающую фазу.
Сравнительная характеристика внешнеэкономических отношений до и после вступления России в ВТО приведена в таблице 1.
Таблица 1
Современная ситуация Ситуация после присоединения
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта ухудшаются. Против России применяются более 90 мер дискриминационного характера, общий ущерб от этого порядка 3-4 млрд. долл. Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки и получит доступ к судебной системе разрешения споров.
Россия изолирована от участия в Россия сможет принять участие в
разработке новых правил международной торговли разработке новых правил международной.
Расширение ЕС за счёт государств Центральной и Восточной Европы и стран Прибалтики ухудшит условия доступа на рынки этих стран. ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесённый в случае расширения таможенного союза ЕС
Законодательство России противоречиво, что препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. Участие в ВТО предполагает стабильность законодательства. Это существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций.
Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, имеет противоречивый характер. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим международным правилам.
Наряду с положительными аспектами вступления России в систему международной торговли, существуют и спорные вопросы, широко обсуждаемые различными средствами массовой информации. Примеры некоторых из них приведены в таблице 2 Таблица 2
Аргументы против присоединения Контраргументы
Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей, т.к. тариф будет связан, а субсидии ограничены. Уровень «связывания» тарифа-вопрос переговоров. Запреты касаются экспортных субсидий в промышленности, которые в России практически не предоставляются. Для аграрного сектора все виды субсидирования пока разрешены ВТО.
Россия будет вынуждена открыть Это также вопрос переговоров. Ни
ключевые рынки услуг, в том числе финансовый, что нанесет ущерб национальным интересам. один партнёр пока не требует полной либерализации доступа на эти рынки.
Россия потеряет возможность проводить суверенную экономическую политику. На сегодня экономический суверенитет России ограничивается более чем 4000 международными договорами, в которых она участвует.
В 2006г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 468,4 млрд. долларов США (127,0% к 2005г.), в том числе экспорт - 304,5 млрд. долларов (125,0%), импорт- 163,9 млрд. долларов (130,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным: 140,7 млрд. долларов США (в 2005г. - 118,3 млрд. долларов).
На рисунке 1 отображена динамика экспорта и импорта России за период с 2004 по 2006 гг.
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта Российской Федерации
После присоединения России к ВТО не следует ожидать резкого увеличения объема экспорта и импорта товаров в связи с плавным и постепенным изменением тарифов. Следовательно, возможно сохранение имеющейся тенденции, отраженной на графике.
Отсутствие статистической и методологической базы не позволяет выполнить каких-либо количественных оценок последствий вступления России в ВТО. Качественный анализ, основанный на тенденциях развития отечественной экономики и опыте стран, вступивших в ВТО, позволяет сделать некоторые прогнозы последствий вступления России в ВТО..
1) Вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в большинстве отраслей промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться на ряде отдельных отраслей.
2) Металлургическая промышленность окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.
3) В химической промышленности возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы. Можно ожидать "войны цен" на рынке моторных масел и автокосметики, который российские нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.
4) В марте 2006 г. Правительство РФ предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет через роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО.
5) Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей. Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка.
6) Все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала.
7) Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают в условиях жесткой конкуренции. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих
рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.
8) В науке и научном обслуживании при 4-х- процентной доле иностранного капитала главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит.
9) Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых "рыночных услугах" (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
На основе проведенного анализа, можно предположить, что во всех секторах сохранится прирост выпуска продукции. При этом существует пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению таможенных ставок -мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Однако и в этих случаях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Различия проявляются только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае.
С точки зрения социальных аспектов, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что присоединение России к ВТО при любом из вариантов не оказывает какого-либо существенного воздействия на общий уровень занятости в промышленности.
В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации торговли услугами проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано, прежде всего, с тем, что производство и торговля услугами находятся еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.
Основной вывод исследования заключается в том, что после присоединения России к ВТО не ожидается каких-либо серьезных негативных последствий ни для экономического развития отраслей и регионов, ни для социального положения страны.
На мой взгляд, главные тенденции развития экономики будут определяться отнюдь не факторами, связанными с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом экономического развития.
Библиографический список
1 Стровский Л.Е., Цзян Цзин. Китай после вступления в ВТО. Адаптация китайской экономики к условиям мирового хозяйства. Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2 Трухачёв В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля. Финансы и статистика. — М., Ставрополь, АРГУС, 2006.
3. www.gks.ru - официальный сайт ГОСКОМСТАТа
4. www.rspp.ru и www.rgwto.ru - официальный сайт Российского Союза Промышленников и Предпринимателей
5. www.wto.ru - официальный сайт ВТО в России