Научная статья на тему 'Россия и Польша в тени Катыни: роль исторической памяти в современных международных отношениях'

Россия и Польша в тени Катыни: роль исторической памяти в современных международных отношениях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
973
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КАТЫНСКИЙ РАССТРЕЛ / МЯГКАЯ СИЛА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MEMORIAL DIPLOMACY / THE KATYN MASSACRE / SOFT POWER / INTERNATIONAL RELATIONS / FOREIGN POLICY / RUSSIAN-POLISH RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сусоева А. С., Нагорная О. С.

На примере мемориальной традиции вокруг катынской трагедии как одного из ярких примеров взаимозависимости исторической памяти и современных межгосударственных отношений в статье рассматриваются перспективы применения механизмов «soft power», а именно мемориальной дипломатии в целях регулирования межгосударственных отношений и формирования имиджа государства на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND POLAND IN THE SHADOW OF KATYN: HISTORICAL MEMORY IN CONTEMPORARY INTERNATIONAL RELATIONS

The article discusses the potential of memorial diplomacy in the management of foreign policy, the opportunities and limits in the using of historical memories in the relations of two neighboring countries Russia and Poland.

Текст научной работы на тему «Россия и Польша в тени Катыни: роль исторической памяти в современных международных отношениях»

УДК 93/94

РОССИЯ И ПОЛЬША В ТЕНИ КАТЫНИ: РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

А.С. СУСОЕВА, ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

e-mail: [email protected] О.С. НАГОРНАЯ, д.и.н., проректор по научной работе ОУ ВО «Южно-Уральский институт

управления и экономики», e-mail: [email protected]

Аннотация

На примере мемориальной традиции вокруг катынской трагедии как одного из ярких примеров взаимозависимости исторической памяти и современных межгосударственных отношений в статье рассматриваются перспективы применения механизмов «soft power», а именно мемориальной дипломатии в целях регулирования межгосударственных отношений и формирования имиджа государства на международной арене.

Ключевые слова: мемориальная дипломатия, катынский расстрел, мягкая сила, международные отношения, внешняя политика, российско-польские отношения.

В современном мире ключевыми факторами, определяющими суть и динамику развития международных отношений, выступают глобализация и медийная революция. Обязательное преломление экономической, политической и культурных сфер функционирования государств в разнородной медийной среде, повышение роли визуального в политике поставили под вопрос действенность приемов традиционной «кабинетной» и даже «форумной» дипломатии и вынудили менеджеров от внешней политики диверсифицировать набор инструментов влияния. Одной из перспективных концепций на сегодняшний день признается «soft power» (англ. - «мягкая сила»), подразумевающая использование неформальных каналов коммуникации, сотрудничества в сфере образования и культуры, активности общественных организаций. Возможным и пока слабо изученным полем применения «мягкой силы» является совместная историческая память народов, использование которой в целях управления внешней политикой может быть обозначено как «мемориальная дипломатия»1.

Целью данного исследования является изучение потенциала и границ применения мемориальной дипломатии как инструмента управления взаимоотношениями двух стран-соседей - России и Польши, на которые наложили свой отпечаток неоднозначные события прошлого, в том числе расстрел польских офицеров в 1940 г.

Катынская трагедия является одним из ярких примеров взаимозависимости исторической памяти и современных межгосударственных отношений. Поводом для начала длительной и весьма запутанной истории расследований, взаимных обвинений и мемориальных практик послужило массовое уничтожение сотрудниками НКВД СССР польских граждан на территории СССР весной 1940 г. Обозначение небольшого близлежащего к месту трагедии поселка Катынь, в 14 километрах к западу от Смоленска, дало название событию, которое вошло в пространство публичной политики и до сих пор определяет характер межгосударственных контактов. В задачи нашего исследования не входит установление истинного хода исторических событий, прежде всего, оно посвящено анализу «коммеморативного эха» расстрела - его использования различными сторонами в качестве инструмента мемориальной дипломатии.

В сентябре 1939 г., в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа, советские войска вошли на территорию восточной Польши2. В плен были взяты, по разным источникам, от 180 до 250 тыс. польских военнослужащих, многие из которых впоследствии были

освобождены. Формально правительства Советского Союза и Польши не объявляли войны друг другу, в состоянии войны с Польшей находилась лишь Германия, однако, согласно Секретному протоколу к Пакту о ненападении, советское правительство обязывалось удерживать военнослужащих польской армии в положении пленных, пока война между Германией и Польшей не будет окончена. Тем не менее, большинство рядовых солдат после разоружения были освобождены, принудительному же задержанию подверглись преимущественно офицеры, которые были направлены в три лагеря интернированных в Смоленской области: Осташковский, Козельский, Старобельский3. В ноябре 1939 г. Польское правительство официально объявило войну СССР, что повлекло за собой изменение статуса задержанных польских офицеров на территории Советского Союза, и они стали считаться военнопленными. 13 апреля 1943 г. появились сообщения на «Радио Берлина» о гибели польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском. В сообщении содержалась информация, что поляки были уничтожены ГПУ, то есть НКВД4.

И уже 28-30 апреля 1943 г. в Катыни начала работать Международная комиссия в составе 12 специалистов судебной медицины из ряда европейских государств, объявивших о своем нейтралитете или находившихся на тот момент под немецкой оккупацией (Бельгии, Болгарии, Финляндии, Италии, Хорватии, Голландии, Словакии, Румынии, Швейцарии, Венгрии, Франции, Чехии). В итоге, эксперты дали заключение о причастности органов НКВД к расстрелу пленных польских офицеров5.

В январе 1944 г., после освобождения Смоленска, свои работы проводила советская «Специальная комиссия по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров», которую возглавил главный хирург Красной Армии, академик Николай Бурденко. В процессе эксгумации, вскрытия трупов и осмотра вещественных доказательств, комиссия установила, что расстрелы производились немцами не ранее 1941 г., в период, когда они оккупировали этот район Смоленской области. Так комиссия Бурденко обвинила в расстреле польских офицеров немецкую сторону6. На этой версии руководство СССР настаивало вплоть до начала перестройки.

Размах политики гласности и стремление улучшить взаимоотношения со странами социалистического лагеря привели в 1987 гг. к подписанию советско-польской Декларации о сотрудничестве в области идеологии, науки и культуры, на основании которой была создана советско-польская польская комиссия для расследования Катынского вопроса. Одновременно прокуратуры обеих стран начали собственные следственные действия.

14 апреля 1990 г. руководитель советского государства М.С. Горбачев публично признал вину СССР перед Польшей за «катынский расстрел». Этот шаг несомненно осложнил и без того исторически обремененные взаимоотношения соседей и заложил несколько траекторий взаимного преодоления негативного опыта прошлого:

- следственные действия и судебная практика, в том числе, на европейском и международном уровнях (1);

- обмен архивными документами, касающимися исторических событий и следственных действий (2);

- культурная (мемориальная) дипломатия: возведение мемориалов, формирование памятных ритуалов, использование определенной политической риторики (2).

Рассмотрим развитие этих траекторий и их эффективность в деле достижения взаимопонимания народов Европы.

1. После публичного признания советского президента, к сентябрю 1990 г., прокуратурой Харькова и Калининской области были открыты следственные дела о судьбе польских военнопленных. Позже Главная военная прокуратура СССР объединила их в одно делопроизводство7, а 21 сентября 2004 г. уже Главная военная прокуратура РФ окончательно прекратила уголовное дело № 159 на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных)8. Однако в марте 2005 г. Сейм Польши потребовал от России признания массовых расстрелов польских граждан в Катынском лесу в

1940 г. геноцидом, к этому требованию присоединились родственники погибших. Российская же сторона данного состава в деле не усматривает и отвечает, что «действия ряда конкретных высокопоставленных должностных лиц СССР квалифицированы по пункту "б" статьи 193 17 УК РСФСР (1926 г.), как превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств, 21.09.2004 г. уголовное дело в их отношении прекращено на основании п. 4 ч. 1. ст. 24 УПК РФ за смертью виновных»9.

С одной стороны, аргументация прокуратуры логична: согласно пункту «б» статьи 193 17 УК РСФСР (1926 г.), лица, которые превысили власть, что в дальнейшем привело к тяжелым последствиям, при наличии отягчающих обязательств, приговариваются к высшим мерам социальной защиты, то есть к расстрелу10. С другой - важно отметить, что имена виновных так и не были оглашены в связи с секретностью делопроизводства (было заявлено, что в деле содержатся документы, составляющие государственную тайну). Поэтому, не ставя вопрос о правомерности действий прокуратуры, следует все-таки говорить об их нецелесообразной непрозрачности, усложнившей межгосударственные взаимоотношения.

С другой стороны, сложно согласиться с требованиями Польши о признании Катынского расстрела геноцидом, поскольку нельзя исключать из внимания того факта, что из всех польских военнослужащих, задержанных войсками СССР, расстреляны были лишь офицеры, а рядовые солдаты были освобождены. Геноцид же, согласно автору данного понятия - польскому юристу Рафаэлю Лемкину, подразумевает действия, направленные на полное или частичное уничтожение, т. е. на прекращение существования, какой-либо национальной, этнической, расовой, религиозной или иной исторически сложившейся культурно-этнической группы11. Отсюда следует, что расстрел польских офицеров не является геноцидом, поскольку не нес в себе подобных намерений. Целью современных действий польской стороны скорее всего является упрочение своего международного имиджа как вековой жертвы восточного соседа. Еще одним возможным следствием подобного признания явилось бы предъявление исков о компенсационных выплатах, выдвинутых на основании опыта граждан Израиля, пострадавших от национал-социализма, и Германии.

Активность на уровне следственных действий и судебных разбирательств проявляют не только государственные органы двух стран, но и общественные организации и отдельные граждане. На протяжении двух лет с 2005 по 2006 гг. родственники польских офицеров и российский фонд «Мемориал» подали в ГВП РФ ряд заявлений о реабилитации расстрелянных как жертв политических репрессий, однако, получили отказ. Данное решение было обжаловано в 2007 г. в Хамовническом суде, который признал правомерной позицию первичной судебной инстанции12. Спустя год, в октябре Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобу двух граждан Польши - потомков расстрелянных в 1940 г. польских офицеров - на российские правовые инстанции. Обращение в Страсбург польские граждане обосновывают тем, что Россия нарушает Европейскую конвенцию по правам человека, обязывающую страны обеспечивать защиту жизни и объяснять каждый случай смерти. И в декабре 2009 г. ЕСПЧ принял решение о рассмотрении данного дела в приоритетном порядке, а также направил ряд запросов РФ13. В 2012 г. Страсбургский суд частично удовлетворил иск, признав Россию виновной в нарушении указанных ранее статей14. Суд также признал массовый расстрел военнопленных польских офицеров военным преступлением, не имеющим срока давности, и, таким образом, возложил ответственность за это событие на СССР и на Россию, как его правопреемника. Принятое решение имеет отрицательное влияние на международный имидж России, т.к. ставит под вопрос ее статус как государства-освободителя европейских народов от преступлений нацизма во Второй мировой войне 1939-1945 гг., фактически приравнивая действия советских органов к политике преступного режима Третьего рейха.

2. Обмен архивными и следственными материалами является важным инструментом сближения двух стран в оценке и преодолении исторического прошлого. В апреле 1990 г. В. Ярузельский, президент Польши, прибыл в СССР с рабочим визитом и получил от

советского коллеги списки польских военнопленных и некоторые документы НКВД, касающиеся этой трагедии. В 1992 г. личный представитель президента России Б. Ельцина передал президенту Польши Л. Валенсе копии архивных документов, где содержалась информация о судьбе польских офицеров, погибших на территории СССР15. В ряду переданных документов был и протокол заседания Политбюро ЦК ВКП/б/ от 5 марта 1940 г., содержавший решение предложить НКВД рассмотреть дела польских граждан и применить к ним высшую меру наказания - расстрел16.

В конце апреля 2010 г. Росархив по указанию президента РФ Д. Медведева впервые разместил на своем сайте электронные варианты подлинников документов о расстрелянных сотрудниками НКВД в Катыни в 1940 г. польских граждан. В этом же году 8 мая президент РФ Дмитрий Медведев добровольно передал Польше 67 томов уголовного дела №159 по расстрелу польских офицеров в Катыни. Их передача состоялась на встрече Медведева с Брониславом Коморовским, президентом Польши, в Кремле. Президент РФ также передал перечень материалов по отдельным томам. В сентябре Генеральная прокуратура передала полякам еще 20 томов материалов уголовного дела, связанного с Катынским расстрелом, в рамках исполнения запроса об оказании правовой помощи. Подобные жесты можно оценивать, как инструмент мемориальной дипломатии - попытку России смягчить многолетний конфликт с Польшей, связанный с историческим прошлым. Передача данных польской стороне продолжалась до 2011 г., по состоянию на 16 мая польской стороне было передано 148 томов дела из 18317

3. Направление мемориальной дипломатии представляется наиболее плодотворным

путем улучшения межгосударственных отношений. Первым шагом на этом пути стало

подписание 22 февраля 1994 г. в г. Кракове российско-польского соглашения «О

захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий». Согласно этому документу,

российская и польская стороны обязались сообща устанавливать мемориалы, производить

эксгумацию тел, а также организовывать мероприятия для посетителей мемориальных мест.

Страны брали на себя функцию охраны памятников и извещения партнера о всех случаях 18

вандализма18.

4 июня 1995 г. в Катынском лесу польской стороной был установлен памятный знак, в целом, 1995 г. был объявлен в Польше «Годом Катыни»19. Тогда же между Украиной, Россией, Белоруссией и Польшей был подписан протокол о самостоятельном расследовании странами преступлений, совершенных на их территории. Соответственно, Белоруссия и Украина предоставили российской стороне свои данные, которые были использованы при подведении итогов расследования Главной военной прокуратуры РФ.

Через пять лет состоялось открытие Государственного мемориального комплекса «Катынь», первый в России международный памятник жертвам политического произвола сталинского государства. Комплекс расположился в так называемом Катынском лесу - на месте трагических событий 1930-40-х гг. В его состав входят совокупность зданий центрального входа, польское военное кладбище и территория российских захоронений. Польскую и российскую стороны объединяет Аллея Памяти, которая символизирует общую память и единение двух народов перед случившейся трагедией. В комплекс интегрированы

знаки различных религиозных конфессий, что говорит не столько о том, что в Катыни

"20

захоронены люди разной веры, сколько о веротерпимости, принятой в современном мире20. На месте расстрела и захоронений польских офицеров расположено польское военное кладбище - шесть братских могил. Католический крест, колокол и алтарь со стеной памяти составляют единый мемориальный комплекс. Именно в этом месте проходят ежегодные траурные церемонии.

7 апреля 2010 г. церемонию посетили Дональд Туск, премьер-министр Польши, и Владимир Путин, на тот момент премьер-министр России. Они возложили венки к монументам и произнесли речи, основным посылом которых было единство Польши и России перед лицом случившейся трагедией. Виновником произошедшего была объявлена сталинская система террора и репрессий: Владимир Путин особо подчеркнул, что

возложение вины на российский народ - такое же преступление, как и сокрытие правды о

21

произошедшем .

В этом же году рядом с мемориальным комплексом началось строительство Церкви, которая совместила в себе православные иконы, почитаемые в России, и католические, почитаемые в Польше. Такое решение несомненно можно рассматривать как попытку примирения, сглаживания конфликта между странами. Сами лидеры Польши и России назвали встречу на траурной церемонии переломным моментом для двух стран, а также заявили о том, что необходима активизация двусторонних отношений между странами, что выразилось в договоренности в ближайшее время заключить долгосрочные контракты об увеличении поставок газа в Польшу.

Логическим завершением коммеморативных мероприятий, нацеленных на перекодирование катынского расстрела с факта уничтожения советскими органами цвета польской нации на трагедию двух наций, является заявление Государственной думы РФ от 26 ноября 2010 г. «О Катынской трагедии», в котором отмечалось, что расстрел тысяч польских граждан, содержавшихся в лагерях для военнопленных НКВД СССР и тюрьмах западных областей Украинской и Белорусской республик, является трагедией и для России. Согласно данному документу, в начале 1990-х гг. Россия совершила важные шаги на пути к установлению истины в Катынской трагедии. Было признано, что массовое уничтожение польских граждан на территории СССР во время Второй мировой войны стало актом произвола тоталитарного государства, подвергшего репрессиям в том числе сотни тысяч

советских людей за политические и религиозные убеждения, по социальным и иным

22

признакам22.

***

При анализе успехов и неудачных шагов по улучшению взаимных отношений Польши и России нельзя обойти стороной гибель польского правительства, в том числе польского президента Леха Качиньского 10 апреля 2010 г. под Смоленском. В этот день в Катынском лесу планировалось проведение траурных мероприятий, посвящённых 70-й годовщине «катынского расстрела», для участия в которых высокопоставленная делегация вылетела из Польши. При непонятных обстоятельствах самолет потерпел крушение, все пассажиры погибли. Значимость трагедии как фактора межгосударственных отношений подчеркивалась тем фактом, что созданную для расследования причин катастрофы правительственную комиссию возглавил премьер-министр России Владимир Путин23.

12 января 2011 г. Межгосударственный авиационный комитет, занимавшийся проведением технического расследования обстоятельств авиакатастрофы, представил окончательный доклад о расследовании произошедшей трагедии. Согласно ему, причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа и психологическое давление на него. Однако польская сторона была не согласна с такой версией еще в процессе осуществления расследования, утверждая, что Россия виновата в гибели польских лидеров, а также обвиняя ее в предоставлении польской стороне неполных и недостоверных отчетов, неверности методов ведения расследования российскими экспертами24. На протяжении следующих лет Польша пыталась доказать вину России, и 24 марта 2015 г. Главная военная прокуратура Польши предъявила обвинения в совершении преступления двум российским военным — членам группы управления полётами аэродрома «Смоленск-Северный». Один из них обвиняется в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе, другой — в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве.

Показательно, что произошедшею трагедию стали называть «Второй Катынью», что не только обострило непростые отношения между польским и российским народами, но и продемонстрировало, что негативная историческая память первой Катыни еще долгое время будет определять взаимные представления двух народов. Следовательно, встает вопрос о необходимости дальнейшего продолжения деятельности официальной и неформальной дипломатии в сфере исторической политики. Проведение подобных мероприятий следует планировать под знаком общей трагической памяти о человеческих жертвах репрессий

середины ХХ столетия, в которых пострадали многие народы, представляется наиболее удачной стратегией мемориальной политики. Важным ее направлением, на наш взгляд, является целенаправленное пресечение публикаций в СМИ, нацеленных на пересмотр горбачевского признания и возложение вины на соединения Третьего рейха. Кроме того, значительные компенсаторные усилия следует приложить в сфере судебной и следственной практики, сделать ее более прозрачной и открытой, предпринять определенные шаги по работе с потомками погибших. Строительство разноконфессиональных культовых сооружений, памятников, использование определенной риторики, жестов и визуального ряда должно подчеркивать, что Польша и Россия равны перед лицом исторического прошлого, Катынь следует постулировать как общее место памяти двух наций.

Примечания

1 Koustova, Е. In Search of a Lost War: World War I in the Russian Memory and Historic Policies. Note from the Observatoire franco-russe. 2014. № 7. Р. 1-19.

2 Яжборовская, И.С. Катынское дело: на пути к правде // Вопросы истории. — 2011. — № 5. — С. 22.

3 Швед В. Катынь. Что дальше? Российская Федерация сегодня. - 2008. - №2 - С. 61.

4 Там же.

5 Чернова. А. История Катынского дела // Опубликовано на сайте РИАНовости 16.04.2012. - URL: http://ria.ru (дата обращения 01.12.15)

6 Пичугина Т. Вторая Катынь. Наука и технологии РФ от 12.04.2010 г. - URL: http://www.strf.ru (дата обращения: 26.11.15)

7 Яжборовская, И.С. Катынское дело: на пути к правде. Вопросы истории. — 2011. — № 5. — С. 22-35.

8 Плотников А. «Катынский расстрел»: факты, которые невозможно игнорировать // Русская народная линия. — URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/06/23/katynskij_rasstrel_fakty_kotorye_nevozmozhno_ignorirovat/ (дата обращения: 06.12.2015)

9 Яжборовская, И.С. Катынское дело: на пути к правде. Вопросы истории. — 2011. — № 5. — С. 22-35.

10 Уголовный Кодекс РСФСР, редакции 1926 г. Опубликован на сайте Кодекс. - URL: www.docs.cntd.ru (дата обращения: 20.12.2015 г.)

11 Швед В. Катынь. Что дальше? Российская Федерация сегодня. - 2008. - №2 - С. 61-63.

12 Яжборовская, И.С. Катынское дело: на пути к правде. Вопросы истории. — 2011. — № 5. — С. 22-35.

13 Швед В. Вновь о Катыни. Наш современник. — 2010. — № 2. — С. 174.

14 Швед В. Катынское дело: как Россия проиграла в Страсбурге //Опубликовано на сайте Столетие.Ки - URL: www.stoletie.ru (дата обращения: 24.12.2015)

15 Швед В. Вновь о Катыни. Наш современник. — 2010. — № 2. — С. 173-203.

16 Яжборовская, И.С. Катынское дело: на пути к правде. Вопросы истории. — 2011. — № 5. — С. 22-35.

17 Там же.

18 Постановление от 23.02.94 n 145 о подписании соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий - URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_383/doc383a720x582.htm (дата обращения 06.12.2015)

19 Дзасохов А. Большое противостояние. М., 2002. С. 152.

20 Официальный сайт мемориального комплекса «Катынь» - URL: www.memorial-katyn.ru (дата обращения 27.12.2015).

21 Видеорепортаж Путин и Туск почтили память жертв Катыни, от 07.04.2010 г. // Опубликовано на сайте Вести - URL: www.vesti.ru (дата обращения 27.12.2015)

22 Яжборовская, И.С. Катынское дело: на пути к правде. Вопросы истории. — 2011. — № 5. — С. 22-35.

23 Самолет с президентом Польши задел деревья и развалился. 10.04.2011 г. // Опубликовано на сайте Вести. -URL: www.vesti.ru (дата обращения 27.01.2015)

24 Иллюхин В. Последнее письмо президенту // Наш современник. — 2011. — № 9. URL: http://nash-sovremennik.ru (дата обращения 28.01.2015)

RUSSIA AND POLAND IN THE SHADOW OF KATYN: HISTORICAL MEMORY IN CONTEMPORARY INTERNATIONAL RELATIONS

A.S. SUSOEVA, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected] O.S. NAGORNAJA, professor, South-Ural Institute of Management and Economics,

e-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the potential of memorial diplomacy in the management of foreign policy, the opportunities and limits in the using of historical memories in the relations of two neighboring countries - Russia and Poland.

Keywords: memorial diplomacy, the Katyn massacre, soft power, international relations, foreign policy, Russian-Polish relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.