Научная статья на тему 'РОССИЯ И КИТАЙ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: УГРОЗА ДОМИНИРОВАНИЮ США ИЛИ ВЫГОДА ДЛЯ ВСЕХ?'

РОССИЯ И КИТАЙ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: УГРОЗА ДОМИНИРОВАНИЮ США ИЛИ ВЫГОДА ДЛЯ ВСЕХ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / РОССИЯ И КИТАЙ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ / ВЛИЯНИЕ США В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макарычева Анна Владимировна, Крюкова Елена Владимировна

Рассматриваются мотивы расширения присутствия Китая и России в регионе Латинской Америки - новом центре притяжения в мире. Проанализировано текущее состояние сотрудничества с региональными странами, перспективы этого сотрудничества, а также его возможного влияния на Соединенные Штаты Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND CHINA IN LATIN AMERICA: A THREAT FOR THE US DOMINANCE OR A BENEFIT FOR EVERYONE?

Latin America, given its economic growth, rapid technological development and enormous human resources, has historically been in the sphere of US influence. In recent years, the region has become a new center of gravity in the world. Russia and China in this regard are becoming increasingly active foreign policy players in the region, and are naturally extremely interested in the formation of long-term and sustainable relations with regional countries on the principles of mutually beneficial cooperation. Russia is actively developing trade and economic relations with Latin American countries. The indicators of trade turnover with various regional states are increasing, although Moscow has not yet become their key partner. A similar situation is observed in China's cooperation with Latin American countries, with its involvement in the region being much higher. China seeks to create a strategic partnership with Latin American states by constantly expanding its political and economic activities. The intensification of China's and Russia's engagement with Latin America is taking place against the backdrop of significant concerns about this situation on the part of the United States, which testifies to the relevance of the issue at hand. The aim of this study is to analyze the motives behind China's and Russia's expanding presence in the region, the current state of cooperation with regional countries, the prospects for this cooperation, and its possible impact on the United States. The analysis of competing hypotheses is used to achieve the authors' aim. If we assume that the main motive of China and Russia is to reduce US influence in the region and to use Latin America to create a counterbalance to the United States, as stated by many American researchers and politicians, then in reality we would see an intensification of cooperation in the military sphere, the desire of Russia and China to support anti-American domestic political players in the region, the construction of military bases and a number of other similar measures. The authors conclude that Russia and China do not pose a military threat to the United States in the region. For Russia and China, cooperation with Latin American countries is not aimed at confrontation with the United States, but is driven by domestic political motivation and economic interests. Cooperation with countries in the region is generally economic. Russia and China do not rule out cooperation with traditional US allies in the region - Colombia, Mexico and Brazil.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КИТАЙ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: УГРОЗА ДОМИНИРОВАНИЮ США ИЛИ ВЫГОДА ДЛЯ ВСЕХ?»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 83-90 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 486. рр. 83-90

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Научная статья УДК 327.5

аог 10.17223/15617793/486/9

Россия и Китай в Латинской Америке: угроза доминированию США

или выгода для всех?

Анна Владимировна Макарычева1, Елена Владимировна Крюкова2

12 Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Россия

1 [email protected] 2 [email protected]

Аннотация. Рассматриваются мотивы расширения присутствия Китая и России в регионе Латинской Америки - новом центре притяжения в мире. Проанализировано текущее состояние сотрудничества с региональными странами, перспективы этого сотрудничества, а также его возможного влияния на Соединенные Штаты Америки.

Ключевые слова: Латинская Америка, Россия и Китай в Латинской Америке, международное сотрудничество, политика великих держав, влияние США в Латинской Америке

Для цитирования: Макарычева А.В., Крюкова Е.В. Россия и Китай в Латинской Америке: угроза доминированию США или выгода для всех? // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 8390. аог 10.17223/15617793/486/9

Original article

doi: 10.17223/15617793/486/9

Russia and China in Latin America: A threat for the US dominance or a benefit for everyone?

Anna V. Makarycheva1, Elena V. Kryukova2

1,2 MGIMO University, Moscow, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]

Abstract. Latin America, given its economic growth, rapid technological development and enormous human resources, has historically been in the sphere of US influence. In recent years, the region has become a new center of gravity in the world. Russia and China in this regard are becoming increasingly active foreign policy players in the region, and are naturally extremely interested in the formation of long-term and sustainable relations with regional countries on the principles of mutually beneficial cooperation. Russia is actively developing trade and economic relations with Latin American countries. The indicators of trade turnover with various regional states are increasing, although Moscow has not yet become their key partner. A similar situation is observed in China's cooperation with Latin American countries, with its involvement in the region being much higher. China seeks to create a strategic partnership with Latin American states by constantly expanding its political and economic activities. The intensification of China's and Russia's engagement with Latin America is taking place against the backdrop of significant concerns about this situation on the part of the United States, which testifies to the relevance of the issue at hand. The aim of this study is to analyze the motives behind China's and Russia's expanding presence in the region, the current state of cooperation with regional countries, the prospects for this cooperation, and its possible impact on the United States. The analysis of competing hypotheses is used to achieve the authors' aim. If we assume that the main motive of China and Russia is to reduce US influence in the region and to use Latin America to create a counterbalance to the United States, as stated by many American researchers and politicians, then in reality we would see an intensification of cooperation in the military sphere, the desire of Russia and China to support anti-American domestic political players in the region, the construction of military bases and a number of other similar measures. The authors conclude that Russia and China do not pose a military threat to the United States in the region. For Russia and China, cooperation with Latin American countries is not aimed at confrontation with the United States, but is driven by domestic political motivation and economic interests. Cooperation with countries in the region is generally economic. Russia and China do not rule out cooperation with traditional US allies in the region - Colombia, Mexico and Brazil.

Keywords: Latin America, Russia and China in Latin America, international cooperation, great power politics, US dominance in Latin America

© Макарычева А.В., Крюкова Е.В., 2023

For citation: Makarycheva, A.V. & Kryukova, E.V. (2023) Russia and China in Latin America: A threat for the US dominance or a benefit for everyone? Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 486. pp. 83-90. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/486/9

Латинская Америка является стремительно развивающимся и перспективным регионом, который начинает обращать на себя внимание внерегиональ-ных игроков, включая Россию и Китай. Постепенно происходит формирование политических и экономических курсов стран региона, зачастую не отвечающих амбициям и ожиданиям северного соседа, а саму Латинскую Америку с каждым годом становится все сложнее называть «задним двором» США. В этих условиях неизбежно возникают вопросы о том, насколько значимыми являются расширяющиеся связи с крупными глобальными державами и несут ли они в себе какую-либо угрозу для США, которые в данном случае «играют на своем поле».

И для России, и для Китая регион является привлекательным по ряду причин. Для Китая Латинская Америка представляет собой интерес, прежде всего, в качестве рынка сбыта продукции, а также источника энергоресурсов [1. С. 183]. При этом, несмотря на значимость того же нефтегазового сектора для экономики страны, было бы неверно говорить только о такой узкой направленности взаимодействия - повестка взаимоотношений Китая со странами региона постоянно расширяется и становится все более комплексной и сбалансированной [2]. Россия заинтересована в сотрудничестве с регионом на фоне общего осложнения международно-политической обстановки, связанного с охлаждением отношений с Европейским союзом и США, что послужило причиной более активного сотрудничества не только с Азиатско-Тихоокеанским регионом и странами СНГ, но и с гораздо более отдаленным латиноамериканским регионом. Кроме того, после введения Западом санкций у России появился долгосрочный интерес, касающийся поиска новых поставщиков продовольственных и иных товаров [3]. Наконец, существует давно сложившаяся традиция политического, экономического и иных видов сотрудничества между нашими странами.

Важно отметить, что активизация взаимодействия Китая и России с Латинской Америкой происходит на фоне значительной обеспокоенности подобной ситуацией со стороны США, что свидетельствует о высокой степени актуальности затрагиваемой проблематики. Ключевой целью настоящего исследования является анализ мотивов расширения присутствия Китая и России в регионе, текущего состояния сотрудничества с региональными странами, перспектив этого сотрудничества, а также его возможного влияния на США.

Для достижения поставленной цели в статье используется анализ конкурирующих гипотез. Если предположить, что основным мотивом Китая и России является снижение влияния США в регионе и использование Латинской Америки для создания контрбаланса США, как об этом заявляют многие американские исследователи и политики, то в реальности мы бы наблюдали интенсификацию сотрудни-

чества в военной сфере, стремление России и Китая поддерживать антиамерикански настроенных внутриполитических игроков в странах региона, строительство военных баз и ряд других аналогичных мер.

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что Россия и Китай не представляют для США военной угрозы в регионе. Сотрудничество со странами Латинской Америки для России и для Китая не направлено на противостояние с Соединенными Штатами, а обусловлено внутриполитической мотивацией и экономическими интересами. Исходя из данной гипотезы вытекает, что сотрудничество со странами региона в целом носит экономический характер, рост взаимодействия России и Китая с Латинской Америкой происходит в условиях политического кризиса и необходимости поиска новых рынков и партнеров. Наконец, Россия и Китай не исключают в том числе сотрудничество и с традиционными союзниками США в регионе - Колумбией, Мексикой, Бразилией.

Исходя из анализа литературы по данной проблематике, следует отметить, что на Западе широко распространено мнение о том, что Россия и Китай представляют собой серьезную угрозу для США в западном полушарии. Такие заявления звучат на разных уровнях - в официальных правительственных документах, из уст высокопоставленных американских чиновников и политологов. Так, в Стратегии национальной безопасности США от 2017 г., определявшей приоритеты внешней политики экс-президента Дональда Трампа, напрямую говорится о том, что в условиях политического, экономического и военного противостояния Россия и Китай представляют собой особую для Соединенных Штатов угрозу в регионе, оспаривая их силу, влияние и интересы, а также подрывая систему национальной безопасности [4. Р. 2]. С аналогичными заявлениями выступили начальник штаба воздушных сил США Дэвид Л. Гольдфейн [5], глава Южного командования Вооруженных сил США адмирал Крэйг Фоллер [6].

В марте 2021 г. администрация президента Бай-дена в Промежуточных стратегических наставлениях по национальной безопасности США особое внимание уделяет необходимости противостоять изменению расстановки сил в мире, которое обусловлено якобы растущей агрессивностью Китая и «решимостью России усилить свое глобальное влияние на мировой арене» [7].

Еще до кризиса 2014 г. многие американские исследователи заявляли о том, что Россия намерена закрепиться в Латинской Америке для того, чтобы самоутвердиться в качестве глобальной державы. И ее действия направлены на то, чтобы подорвать влияние США [8. Р. 4]. Россия преследует данную стратегию, чтобы претендовать на равноправный с США статус и заставить последних учитывать ее интересы для достижения целей в других регионах

мира. Именно по этим причинам присутствие Москвы в странах Латинской Америки постоянно наращивается [9. Р. 159-173].

Некоторые испаноязычные авторы утверждают, что усилению присутствия в регионе России способствовал так называемый левый поворот, произошедший в начале 2000-х гг. Москва использует связи с региональными странами для того, чтобы показать, что глобальное лидерство России становится таким же мощным, как и СССР. Подобная значимость региона обусловливается также и близостью к США, ведь Россия, по словам этих авторов, благодаря своему присутствию в регионе сможет взять реванш и «отомстить» за расширение НАТО на восток [10. Р. 79-91].

Что касается Китая, то выдвижение концепции «мирного возвышения» привело к ряду дискуссий относительно изменений на мировой политической арене, особенно в контексте снижения влияния США [11]. Если обратиться к истории вопроса, то нельзя не отметить, что в предыдущие десятилетия стратегические интересы и идеологические соображения Пекина явно доминировали над экономическими. Так, вплоть до 1990-х гг., объемы двусторонней торговли и инвестиций в страны Латинской Америки были минимальными [12. Р. 3-19]. Впоследствии ситуация начала меняться: с одной стороны, государства региона стали постепенно рассматривать Восточную Азию, в частности Китай, в качестве возможных партнеров. А для Китая интересы в регионе на сегодняшний день в значительной степени обусловлены необходимостью постоянно наращивать приток сырья и сырьевых товаров для поддержания экономического роста [12. Р. 5-10].

Несмотря на подобный сдвиг в подходе к региону Латинской Америки, многие аналитики всерьез рассматривают Китай в качестве альтернативного партнера для Латинской Америки в экономической и политической областях в противовес Вашингтону [13].

Исходя из анализа зарубежных источников, стоит отметить, что США по инерции воспринимают Россию как страну, продолжающую политический курс СССР, в то время как современные политические реалии существенно изменились. Россия постепенно начинает по-новому осмысливать свое взаимодействие с регионом [14. Р. 213-228], что объясняется стремлением страны расширять политическое и экономическое взаимодействие в условиях санкций, приобретать новых торговых партнеров, реализовывать крупные инфраструктурные проекты [3].

Отправной точкой расширения сотрудничества России с регионом стоит считать конец 1990-х гг., когда Е.М. Примаков в качестве министра иностранных дел в ходе поездки в регион заключил серию соглашений с Мексикой, Кубой, Венесуэлой, Колумбией, Аргентиной и Бразилией. Уже тогда было объявлено о том, что отношения с регионом являются частью внешней политики России, и выбор партнеров не зависит от идеологических критериев [15].

В последние годы торгово-экономическое сотрудничество между государствами развивается активны-

ми темпами. Так, если в 1992 г. товарооборот с регионом составлял порядка 1,5 млрд долл., то в 2013 г. этот показатель превысил 19 млрд долл. [16]. В период кризиса 2014 г. показатели по импорту и экспорту товаров снизились, а начиная с 2016 г. динамика роста взаимной торговли остается стабильной, в 2019 г. объем товарооборота составил около 12 млрд долл. США, что на фоне падения курса рубля является неплохим показателем [17]. В 2021 г. товарооборот между Россией и странами Латинской Америки увеличился на 54% и составил 1,84 млрд долл. [18].

К основным торговым партнерам России в регионе относятся Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили и Эквадор [19. С. 41]. При этом сама Россия пока не является ключевым внерегиональным торговым партнером для перечисленных государств.

В рамках двустороннего сотрудничества в области энергетики было заключено значительное число соглашений, касающихся добычи нефти и газа, а также строительства гидроэлектростанций (ГЭС) и атомных электростанций (АЭС) [1. С. 186]. В регионе в целях реализации совместных проектов активно работают многие российские компании: «Ростехнологии» в Бразилии, Аргентине, Уругвае, на Кубе, в Венесуэле [16]; «Роснефть» в Бразилии и Венесуэле, с которой в 2019 г. было подписано соглашение о предоставлении компании налоговых льгот, что в перспективе позволит ей стать крупнейшим поставщиком природного газа в регионе [20]. Кроме того, в регионе активны авиастроительные и машиностроительные российские компании. Например, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) планирует осуществлять поставки самолетов МС-21 для мексиканской авиакомпании Шеце! в эксплуатации которой уже находятся российские самолеты 881-100 [21]. Наблюдается устойчивый рост спроса на продукцию российского вертолетостроительного комплекса «Вертолеты России» [22]. Развивается сотрудничество в энергетической сфере, например, с 2005 г. «Газпром» сотрудничает с Венесуэлой в разработке месторождений природного газа [23]. Таким образом, российские компании все более активно вовлекаются в сотрудничество с большинством латиноамериканских государств, вне зависимости от их политических предпочтений и союзнических отношений.

Укрепляются контакты России со многими интеграционными объединениями в регионе. Россия имеет статус наблюдателя на площадке Организации американских государств (ОАГ). Кроме того, не первое десятилетие ведется сотрудничество с Группой РИО, касающееся вопросов противодействия терроризму и обороту наркотиков [1. С. 186]. В 2016 г. Россия и Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) подписали «дорожную карту» о сотрудничестве. Важно подчеркнуть, что на тот момент во многих странах региона произошла смена руководства, что не сказалось негативным образом на отношениях с Россией за счет того, что страна выбрала прагматичный подход, опирающийся на реализацию конкретных проектов и расширение сотрудничества в различных отраслях. Также Россия укрепляет

взаимодействие с такими региональными объединениями, как Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР - Mercado Común del Sur, MERCOSUR), Карибское сообщество (Caribbean Community, CARICOM) и Андское сообщество наций Comunidad andina, CAN). Со странами Боливарианского альянса для народов нашей Америки (Alternativa Bolivariana para Nuestros Pueblos de América, ALBA) Россию связывают тесные экономические отношения, а поставки российского вооружения в эти страны составляет около 90% от всего импорта военной техники этих государств [24].

Осуществляется активный обмен официальными визитами, в том числе на самом высоком уровне. Только в двухтысячные годы президент России осуществлял визиты в страны региона шесть раз, а министры иностранных дел - десять раз. В 2014 г. было реализовано масштабное турне президента России по странам региона, включая Кубу, Аргентину, Бразилию, Никарагуа, во время которого был подписан ряд двусторонних соглашений. Только в 2019 г. с официальными визитами в Москве побывали президенты Боливии, Венесуэлы и Кубы.

В сложное время пандемии коронавируса страны Латинской Америки, оказавшись в катастрофической ситуации, оставив позади все сомнения, выразили доверие российской вакцине «Спутник V». В 2020 г. Россия начала поставки в такие страны региона, как Аргентина, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Чили, Эквадор. Президент Аргентины Альберто Фернандес и на тот момент вице-президент Кристина Фернандес де Киршнер сделали прививку российской вакциной зимой 2021 г., а уже летом этого года в Аргентине запустили производство вакцины, разработанной Национальным исследовательским центром имени Н.Ф. Гамалеи [25].

У России нет военных баз в регионе [26], что должно развеять у США всякий повод для беспокойства. Если говорить про поставки военной техники, то необходимо сделать несколько оговорок: во-первых, Россия осуществляет поставки техники в ограниченное число стран в регионе, речь идет прежде всего о Венесуэле и Бразилии. Во-вторых, несмотря на то что с 2020 г. Россия начала расширять сотрудничество с Венесуэлой1 в данной сфере, Каракас не ограничивается выбором только одного поставщика, взаимодействуя в области поставок вооружений, например, и с Европейским союзом [27]. Наконец, в Бразилию Россия ограниченно поставляет только зенитные ракетные комплексы и вертолеты. Таким образом, в обе страны техника поставляется не самого новейшего образца - о системах ПРО или новейших моделях танков речи пока нет. Ведутся переговоры с другими региональными странами, Москва участвует в крупнейших региональных выставках военной техники, например в ежегодной Латиноамериканской выставке и конференции по авиакосмическим и оборонным технологиям (Latin America Aero & Defence, LAAD).

Таким образом, как двустороннее, так и многостороннее сотрудничество осуществляется не из идеологических соображений и не с целью противодействия

США, а на основании взаимной заинтересованности в развитии торговли, экономического взаимодействия и укрепления сотрудничества с большинством региональных государств. Доказательством данного тезиса может служить тесное взаимодействие России и с традиционными союзниками США в регионе, включая такие страны, как Мексика (основные направления сотрудничества сосредоточены на автомобилестроении, судостроении, проектах в области энергетики, сельскохозяйственной отрасли и др.), Колумбия, с которой у НАТО подписано соглашение о партнерстве, Бразилия, Аргентина и др. Не последнее значение имеет стремление России к налаживанию поставок сельскохозяйственной продукции из региона в связи с ограничением на ввоз ряда категорий сельскохозяйственного сырья из США, Канады, Австралии, некоторых стран Европейского союза.

Многие латиноамериканские и китайские авторы едины во мнении о том, что внешнеполитические инициативы Китая в целом продиктованы не идеологическими, а прагматическими целями [28. Р. 27-34], в основе его повестки дня в регионе лежат преимущественно экономические интересы и стремление интенсифицировать дипломатические контакты [28. Р. 16]. Пекин не позиционирует себя как угрозу, основной предпосылкой его деятельности в регионе является получение существенных экономических выгод [29]. Вместе с тем открытое «заигрывание» Китая в экономической и политической плоскостях с ключевыми партнерами в латиноамериканском регионе вызывает обеспокоенность США. Обозначим основные направления присутствия Пекина в регионе и дадим оценку обоснованности опасений со стороны Вашингтона.

Торговля азиатского гиганта с регионом развивается очень активными темпами: для сравнения в 2000 г. этот показатель был на уровне 13 млрд долл. США [30. Р. 47-88], в 2010 г. показатели товарооборота достигли отметки в 180 млрд долл. США, а к 2020 г. товарооборот составил 307,4 млрд долл. [31]. Соглашения о зоне свободной торговли Китай заключил с тремя региональными государствами: Чили (2006 г.), Перу (2010 г.) и Коста-Рика (2011 г.). Однако пока правительства многих государств региона, особенно обладающих развитым промышленным комплексом (например, Мексики или стран МЕРКОСУР), все же с настороженностью относятся к инициативам Китая, касающимся подписания аналогичных соглашений. Из стран региона Китай экспортирует преимущественно сельскохозяйственную продукцию (соя, мясо, тростниковый сахар, фрукты), и природные ресурсы (медная руда, нефть, целлюлоза) [32. Р. 42]. Доля экспорта сельскохозяйственной продукции из латиноамериканского региона в Китай составляет 30%, основные страны-экспортеры - это Бразилия, Аргентина, Уругвай и Чили [33]. Что касается объема китайских инвестиций в регион, то в последние годы наблюдается их падение: если в 2017 г. совокупный объем инвестиций в регион составлял 17,5 млрд долл. США, то в 2018 г. этот показатель оказался на уровне 7,6 млрд. Кроме того, их основной объем сосредото-

чен в определенной группе наиболее ресурсообеспе-ченных государств [34. P. 7].

Китай крайне заинтересован и в ресурсном потенциале региона. Одной из первых компаний, пришедших в регион, стала Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation, CNPC). В целом китайские государственные корпорации, такие как, например, PetroChina, Sinopec, приобретают доли в латиноамериканских нефтяных компаниях и корпорациях, занимающихся разработкой полезных ископаемых [34. P. 3-19]. Основная цель аналогичных компаний в регионе - это увеличение запасов нефти, диверсификация поставок и обеспечение энергетической безопасности Китая [35. P. 34]. Подобный акцент на сфере энергоресурсов свидетельствует о коммерческом характере сотрудничества Китая со странами региона.

С экономической точки зрения присутствие в регионе выгодно для Китая в связи с рядом обстоятельств: во-первых, страна обеспечивает себе доступ к бесперебойным поставкам энергоресурсов, во-вторых, регион Латинской Америки представляет собой новый рынок сбыта для китайских товаров, не сильно пострадавший от мирового экономического кризиса 2008 г. А для региональных стран появляется возможность диверсификации внешних связей.

Если говорить о политическом аспекте взаимодействия, то в Китае еще в 2008 г. вышел в свет стратегический документ, посвященный взаимодействию со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, где оговариваются основные направления взаимовыгодного сотрудничества [36. P. 138]. Сотрудничество развивается и по линии многосторонних соглашений и проектов, начиная с ежегодных форумов в рамках БРИКС и Организации американских государств и заканчивая стремлением Китая вовлечь региональные страны в проект «Один пояс - один путь». В рамках механизма Китай-СЕЛАК, существующего с 2014 г., было проведено значительное количество форумов по политической и экономической повестке дня. Кроме того, вовлечение Китая в регион выражается в налаживании так называемых стратегических партнерств с рядом латиноамериканских государств.

Наращивание присутствия Китая в регионе происходит и в военной сфере. Так, Китай и ряд латиноамериканских стран проводят совместные военные учения [37]. Начиная с 2005 г. КНР является одним из ключевых поставщиков оружия в регион. При этом важно отметить, что поставки осуществляются и союзникам США, но ограничиваются только обычными видами вооружений. Например, многомиллионные сделки на поставки оружия были заключены с Венесуэлой, Аргентиной, странами Боливарианского альянса (АЛБА), а также с Перу - одним из главных торговых партнеров США в регионе.

Исходя из вышесказанного, может показаться, что Пекин задействует торговые, экономические, дипломатические и иные инструменты для того, чтобы служить противовесом региональному доминированию

США. Такая неореалистская точка зрения подталкивает к выводу о том, что Китай пользуется вакуумом власти в регионе, сложившимся в результате снижения влияния США [38. Р. 195-214].

Необходимо обратить внимание на следующие моменты: во-первых, Китай мог бы гораздо активнее взаимодействовать с социалистическими, левыми режимами для снижения влияния США в регионе (например с Венесуэлой, где присутствует значительный потенциал для политического сотрудничества), однако он до сих пор не был заинтересован в использовании этого потенциала. Во-вторых, сами региональные страны понимают определенные угрозы от чрезмерного присутствия азиатской державы в регионе, начиная с того, что китайские товары вытесняют местных производителей в силу их дешевизны, заканчивая тем, что инвестиции в отдельные отрасли промышленности, прежде всего в энергетическую и добывающую, могут в конечном счете привести к тому, что богатые ресурсами региональные страны превратятся в «сырьевой придаток» Китая. Этими факторами обусловлена сдержанность региональных государств, особенно в области заключения соглашений о зоне свободной торговли.

Благодаря проведенному анализу можно сделать вывод, что Россия и Китай являются активными внешнеполитическими игроками в регионе, крайне заинтересованными в формировании долгосрочных и устойчивых связей с региональными странами на принципах взаимовыгодного сотрудничества. При этом оба государства делают ставку на экономическое и торговое взаимодействие, в то время как политический компонент также остается значимой, но не первостепенной задачей.

У России активно развиваются торгово-экономические связи со странами Латинской Америки, повышаются показатели товарооборота с различными региональными государствами, хотя Москва пока и не стала их ключевым партнером. Присутствует много проектов в области энергетики как на межгосударственном уровне, так и на уровне частных компаний, укрепляются контакты со многими интеграционными объединениями в Латинской Америке.

Аналогичная ситуация наблюдается в сотрудничестве Китая с региональными странами, при этом его вовлеченность в регион значительно выше. Китай стремится к созданию стратегического партнерства с латиноамериканскими государствами путем постоянного расширения своей политической и экономической активности в Латинской Америке.

Сотрудничество с региональными странами для России и для Китая обусловлено внутриполитическими и, прежде всего, экономическими причинами и не нацелено на то, чтобы открыто противостоять США в регионе. Для России важна возможность поиска новых партнеров в условиях санкций и диверсификация внешних связей, а для Китая - доступ к новым рынкам сбыта и источникам энергоресурсов. Таким образом, по мнению авторов, о прямом противостоянии США в регионе речи не идет.

Примечание

1 Поставки включают в себя самолеты семейства Су-30, боевые машины пехоты БМП-3, танки Т-72Б1В, самоходные артиллерийские установки.

Список источников

1. Микуленко Д.Г. Противостояние Китая и России в Латинской Америке: миф или реальность? // Актуальные проблемы современных

международных отношений. 2015. № 6. C. 182-188.

2. Разумовский Д. Китайская экспансия в Латинской Америке: что рекомендует Атлантический совет? // Российский совет по международ-

ным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kitayskaya-ekspansiya-v-latinskoy-amerike-chto-rekomenduet-atlanticheskiy-sovet/ (дата обращения: 06.01.2022).

3. Чернышев А. Россия и Латинская Америка на фоне санкций: от идеологии к прагматизму // Российский совет по международным делам.

URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-latinskaya-amerika-na-fone-sanktsiy-ot-ideologii-k/ (дата обращения: 05.01.2022).

4. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. A Competitive World. // White House. URL:

https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 27.12.2021).

5. Seligman L. U.S. Military Targets Growing Russian and Chinese Influence in Latin America // Foreing Policy. URL:

https://foreignpolicy.com/2018/11/19/us-military-targets-growing-russian-and-chinese-influence-in-latin-america/ (дата обращения:

30.12.2021).

6. Blasco E. El Comando Sur de EE.UU. eleva la amenaza de Rusia, China e Irán en la región // ABC Internacional. URL:

https://www.abc.es/internacional/abci-comando-eeuu-eleva-amenaza-rusia-china-iran-region-

201902120145_noticia.html?ref=https%3A%2F%2Frussian.rt. com%2Finotv %2F2019-02-12%2FABC-S SHA-vidyat-v-Rossii (дата обращения: 30.12.2021).

7. Промежуточные стратегические наставления по национальной безопасности США // PENTAGONUS. URL:

http://pentagonus.ru/publ/po_rodam_vojsk/obshhevojskovye_voprosy/promezhutochnye_strategicheskie_nastavlenija_po_nacionalnoj_bezopasn osti_ssha_2021/146-1-0-3060 (дата обращения: 06.01.2022).

8. Blank S. Russia in Latin America: Geopolitical games in the US's neighborhood // Russie. Nei. Visions. 2009. Vol. 38. P. 1-23.

9. Blank S., Kim Y. Russia and Latin America: the new frontier for geopolitics, arms sales and energy // Problems of Post-Communism. 2015. Vol.

62, № 3. P. 159-173.

10. Detsch C. Escaramuzas geoestratégicas en el «patio trasero»: China y Rusia en América Latina // Nueva Sociedad. 2018. Vol. 275. P. 79-91.

11. Bijan Zh. China's peaceful rise to great-power status // Foreign Affairs. 2005. Vol. 84. P. 18-24.

12. Dosch Jorn, David SG Goodman. China and Latin America: Complementarity, competition, and globalization // Journal of Current Chinese Affairs. 2012. Vol. 41, № 1. P. 3-19.

13. Lanteigne M. Chinese foreign policy: an introduction. Routledge, 2019.

14. Jeifets V., Khadorich L., Leksyutina Y. Russia and Latin America: Renewal versus continuity // Portuguese Journal of Social Science. 2018. Vol. 17 (2). P. 213-228.

15. Jeifets V. Russia is coming back to Latin America: perspectives and obstacles // América Latina y el Caribe y el nuevo sistema internacional: Miradas desde el Sur. 2015. 90 p.

16. Латинская Америка оценивает. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/press/news/281020142110 (дата обращения: 27.12.2021).

17. О состоянии и перспективах развития сотрудничества России с государствами Латинской Америки // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/problemy-vzaimootnosenij-so-stranami-latinskoj-ameriki-i-karibskogo-bassejna (дата обращения: 27.12.2021).

18. 54%: настолько вырос товарооборот между Москвой и странами Латинской Америки в 2021 году // Рамблер/финансы. URL: https://finance.rambler.ru/markets/47249254-54-nastolko-vyros-tovarooborot-mezhdu-moskvoy-i-stranami-latinskoy-ameriki-v-2021-godu/ (дата обращения: 06.01.2022).

19. Иванова В.А. Современные масштабы торгово-экономических связей России со странами Латинской Америки // Хроноэкономика. 2019. № 6 (19). С. 39-42.

20. «Роснефть» превращается в крупного СПГ-поставщика в Южной Америке // НЕФТЬ Капитал. URL: https://oilcapital.ru/news/abroad/25-06-2019/rosneft-prevraschaetsya-v-krupnogo-spg-postavschika-v-yuzhnoy-amerike (дата обращения: 31.03.2020).

21. ОАК после 2021 года планирует начать поставки самолетов МС-21 мексиканской Interjet // ТАСС. 24.10.2017. URL: https://tass.ru/ekonomika/4670660 (дата обращения: 04.12.2021).

22. Карпенко А.В. Парк вертолетов российского производства в Латинской Америке демонстрирует уверенный рост // Оружие Отечества. URL: http://bastion-opk.ru/vr-la-140326/ (дата обращения: 07.12.2021).

23. Сотрудничество с Венесуэлой // Газпром. URL: http://www.gazprom-international.com/ru/operations/country/venesuela (дата обращения: 07.12.2021).

24. Шевченко С. Венесуэльский гамбит. Зачем России военная база в Латинской Америке // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/370795-venesuelskiy-gambit-zachem-rossiya-voennaya-baza-v-latinskoy-amerike (дата обращения: 10.12.2021).

25. Производство «Спутника V» запустили в первой стране Латинской Америки // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/607f06409a79474d96a01ab3. (дата обращения: 06.01.2022).

26. Tirado A., Escalante F.C. Rusia en América Latina: ¿amenaza para EE. UU.? // Centro Estratégico Latinoamericano de Geopolítica. URL: https://www.celag.org/rusia-en-america-latina-amenaza-para-eeuu/ (дата обращения: 14.04.2020).

27. Российские вооружения для Латинской Америки // Военное обозрение. 06.06.2012. URL: https://topwar.ru/15083-rossiyskie-vooruzheniya-dlya-latinskoy-ameriki.html (дата обращения: 22.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Roett R., Paz G. (eds.) China's expansion into the western hemisphere: Implications for Latin America and the United States. Brookings Institution Press, 2008. 276 p.

29. Yu L. China's strategic partnership with Latin America: a fulcrum in China's rise // International Affairs. 2015. Vol. 91, №. 5. P. 1047-1068.

30. Caetano G. Los nuevos rumbos del MERCOSUR el cambio de modelo y las consecuenciasde la crisis Brasileña // Foro internacional. 2019. Vol. 59, № 1. P. 47-88.

31. Elmer K. Latin America trade grows as China and US tussle for influence // South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3020246/latin-america-trade-grows-china-and-us-tussle-influence (дата обращения: 23.12.2021).

32. CEPAL, NU. Exploring new forms of cooperation between China and Latin America and the Caribbean. 2018. 100 р.

33. Pérez Ludeña M. Chinese Investments in Latin America: Opportunities for growth and diversification. 2017. 27 р.

34. Dosch J., Goodman D.S.G. China and Latin America: Complementarity, competition, and globalization // Journal of Current Chinese Affairs. 2012. Vol. 41, № 1. P. 3-19.

35. Wu W. Chinese Oil Investments in Latin America: Evolution, Behavior, and Motivations. Chinese Oil Enterprises in Latin America. Palgrave Macmillan, Cham, 2019. C. 17-46.

36. Creutzfeldt B. Overcoming the Greatest Distance: China in Latin America. New Perspectives on China's Relations with the World. 2019.

37. Zhu Z. China's new diplomacy: Rationale, strategies and significance. Routledge, 2016.

38. Li He. Latin America and China's Growing Interest // Zhao Quansheng, Liu Guoli (eds.) Managing the China Challenge. Global Perspectives.

London ; New York : Routledge, 2008. P. 195-214.

References

1. Mikulenko, D.G. (2015) Protivostoyanie Kitaya i Rossii v Latinskoy Amerike: mif ili real'nost'? [Confrontation between China and Russia in Latin

America: Myth or Reality?]. Aktual'nyeproblemy sovremennykh mezhdunarodnykh otnosheniy. 6. pp. 182-188.

2. Razumovskiy, D. (2018) Kitayskaya ekspansiya v Latinskoy Amerike: chto rekomenduet Atlanticheskiy sovet? [Chinese expansion in Latin Ameri-

ca: what does the Atlantic Council recommend?]. [Online] Available from: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kitayskaya-ekspansiya-v-latinskoy-amerike-chto-rekomenduet-atlanticheskiy-sovet/ (Accessed: 06.01.2022).

3. Chernyshev, A. (2014) Rossiya i Latinskaya Amerika nafone sanktsiy: ot ideologii kpragmatizmu [Russia and Latin America against the backdrop

of sanctions: from ideology to pragmatism]. [Online] Available from: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-latinskaya-amerika-na-fone-sanktsiy-ot-ideologii-k/ (Accessed: 05.01.2022).

4. White House. (2017) National Security Strategy of the United States of America. December 2017. A Competitive World. [Online] Available from:

https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (Accessed: 27.12.2021).

5. Seligman, L. (2018) U.S. Military Targets Growing Russian and Chinese Influence in Latin America. Foreing Policy. [Online] Available from:

https://foreignpolicy.com/2018/11/19/us-military-targets-growing-russian-and-chinese-influence-in-latin-america/ (Accessed: 30.12.2021).

6. Blasco, E. (2019) El Comando Sur de EE.UU. eleva la amenaza de Rusia, China e Irán en la región. ABC Internacional. [Online] Available from:

https://www.abc.es/internacional/abci-comando-eeuu-eleva-amenaza-rusia-china-iran-region-

201902120145_noticia.html?ref=https%3A%2F%2Frussian.rt.com%2Finotv%2F2019-02-12%2FABC-SSHA-vidyat-v-Rossii (Accessed:

30.12.2021).

7. PENTAGONUS. (2021) Promezhutochnye strategicheskie nastavleniyapo natsional'noy bezopasnosti SShA [Interim Strategic Instructions for US

National Security]. [Online] Available from:

http://pentagonus.ru/publ/po_rodam_vojsk/obshhevojskovye_voprosy/promezhutochnye_strategicheskie_nastavlenija_po_nacionalnoj_bezopasn osti_ssha_2021/146-1-0-3060 (Accessed: 06.01.2022).

8. Blank, S. (2009) Russia in Latin America: Geopolitical games in the US's neighborhood. Russie. Nei. Visions. 38. pp. 1-23.

9. Blank, S. & Kim, Y. (2015) Russia and Latin America: the new frontier for geopolitics, arms sales and energy. Problems of Post-Communism. 62

(3). pp. 159-173.

10. Detsch, C. (2018) Escaramuzas geoestratégicas en el "patio trasero": China y Rusia en América Latina. Nueva Sociedad. 275. pp. 79-91.

11. Bijan, Zh. (2005) China's peaceful rise to great-power status. Foreign Affairs. 84. pp. 18-24.

12. Jorn, D. & Goodman, D.S.G. (2012) China and Latin America: Complementarity, competition, and globalization. Journal of Current Chinese Affairs. 41 (1). pp. 3-19.

13. Lanteigne, M. (2019) Chinese foreign policy: an introduction. Routledge.

14. Jeifets, V., Khadorich, L. & Leksyutina, Y. (2018) Russia and Latin America: Renewal versus continuity. Portuguese Journal of Social Science.

17 (2). pp. 213-228.

15. Jeifets, V. (2015) Russia is coming back to Latin America: perspectives and obstacles. In: Serbin, A., Martínez, L. & Ramanzini Jr., H. (2015). América Latina y el Caribe y el nuevo sistema internacional: Miradas desde el Sur. América Latina y el Caribe y el nuevo sistema internacional: Miradas desde el Sur. [Online] Available from: https://www.researchgate.net/publication/293815749_America_Latina_y_el_Caribe_y_el_nuevo_sistema_internacional_Miradas_desde_el_Sur

16. Old.economy.gov.ru. (2021) Latinskaya Amerika otsenivaet [Latin America evaluates]. [Online] Available from: http://old.economy.gov.ru/minec/press/news/281020142110 (Accessed: 27.12.2021).

17. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (2016) O sostoyanii i perspektivakh razvitiya sotrudnichestva Rossii s gosudarstvami Latinskoy Ameriki [On the state and prospects for the development of cooperation between Russia and the states of Latin America]. [Online] Available from: https://www.mid.ru/problemy-vzaimootnosenij-so-stranami-latinskoj-ameriki-i-karibskogo-bassejna (Accessed: 27.12.2021).

18. Finance.rambler.ru. (2021) 54%: nastol'ko vyros tovarooborot mezhdu Moskvoy i stranami Latinskoy Ameriki v 2021 godu [54%: this is how trade between Moscow and Latin American countries grew in 2021]. [Online] Available from: https://finance.rambler.ru/markets/47249254-54-nastolko-vyros-tovarooborot-mezhdu-moskvoy-i-stranami-latinskoy-ameriki-v-2021-godu/ (Accessed: 06.01.2022).

19. Ivanova, V.A. (2019) Sovremennye masshtaby torgovo-ekonomicheskikh svyazey Rossii so stranami Latinskoy Ameriki [Modern scale of trade and economic relations between Russia and the countries of Latin America]. Khronoekonomika. 6 (19). pp. 39-42.

20. NEFT'' Kapital. (2019) "Rosneft'" prevrashchaetsya v krupnogo SPG-postavshchika v Yuzhnoy Amerike [Rosneft is turning into a major LNG supplier in South America]. [Online] Available from: https://oilcapital.ru/news/abroad/25-06-2019/rosneft-prevraschaetsya-v-krupnogo-spg-postavschika-v-yuzhnoy-amerike (Accessed: 31.03.2020).

21. TASS. (2017) OAK posle 2021 goda planiruet nachat' postavki samoletov MS-21 meksikanskoy Interjet [UAC plans to start deliveries of MC-21 aircraft to the Mexican Interjet after 2021]. 24 October. [Online] Available from: https://tass.ru/ekonomika/4670660 (Accessed: 04.12.2021).

22. Karpenko, A.V. (2021) Park vertoletov rossiyskogo proizvodstva v Latinskoy Amerike demonstriruet uverennyy rost [The fleet of Russian-made helicopters in Latin America shows steady growth]. Oruzhie Otechestva. [Online] Available from: http://bastion-opk.ru/vr-la-140326/ (Accessed: 07.12.2021).

23. Gazprom. (2021) Sotrudnichestvo s Venesueloy [Cooperation with Venezuela]. [Online] Available from: http://www.gazprom-international.com/ru/operations/country/venesuela (Accessed: 07.12.2021).

24. Shevchenko, S. (2021) Venesuel'skiy gambit. Zachem Rossii voennaya baza v Latinskoy Amerike [Venezuelan Gambit. Why Russia needs a military base in Latin America]. Forbes. [Online] Available from: https://www.forbes.ru/obshchestvo/370795-venesuelskiy-gambit-zachem-rossiya-voennaya-baza-v-latinskoy-amerike (Accessed: 10.12.2021).

25. RBC. (2021) Proizvodstvo "Sputnika V" zapustili v pervoy strane Latinskoy Ameriki [Production of Sputnik V was launched in the first country in Latin America]. [Online] Available from: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/607f06409a79474d96a01ab3. (Accessed: 06.01.2022).

26. Tirado, A. & Escalante, F.C. Rusia en América Latina: ¿amenaza para EE. UU.? Centro Estratégico Latinoamericano de Geopolítica. [Online] Available from: https://www.celag.org/rusia-en-america-latina-amenaza-para-eeuu/ (Accessed: 14.04.2020).

27. Voennoe obozrenie. (2012) Rossiyskie vooruzheniya dlya Latinskoy Ameriki [Russian weapons for Latin America]. 06 June. [Online] Available from: https://topwar.ru/15083-rossiyskie-vooruzheniya-dlya-latinskoy-ameriki.html (Accessed: 22.04.2020).

28. Roett, R. & Paz, G. (eds) (2008) China's expansion into the western hemisphere: Implications for Latin America and the United States. Brookings Institution Press.

29. Yu, L. (2015) China's strategic partnership with Latin America: a fulcrum in China's rise. International Affairs. 91 (5). pp. 1047-1068.

30. Caetano, G. (2019) Los nuevos rumbos del MERCOSUR el cambio de modelo y las consecuenciasde la crisis Brasileña. Foro internacional. 59 (1). pp. 47-88.

31. Elmer, K. (2019) Latin America trade grows as China and US tussle for influence. South China Morning Post. [Online] Available from: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3020246/latin-america-trade-grows-china-and-us-tussle-influence (Accessed: 23.12.2021).

32. Nu Cepal (2018) Exploring new forms of cooperation between China and Latin America and the Caribbean. [Online] Available from: https://hdl.handle.net/11362/43213

33. Pérez Ludeña, M. (2017) Chinese Investments in Latin America: Opportunities for growth and diversification. ECLAC.

34. Dosch, J. & Goodman, D.S.G. (2012) China and Latin America: Complementarity, competition, and globalization. Journal of Current Chinese Affairs. 4 (1). pp. 3-19.

35. Wu, W. (2019) Chinese Oil Investments in Latin America: Evolution, Behavior, and Motivations. Chinese Oil Enterprises in Latin America. Palgrave Macmillan; Cham. pp. 17-46.

36. Creutzfeldt, B. (2019) Overcoming the Greatest Distance: China in Latin America. New Perspectives on China's Relations with the World. [Online] Available from: https://www.e-ir.info/2019/02/27/overcoming-the-greatest-distance-china-in-latin-america/

37. Zhu, Z. (2016) China's new diplomacy: Rationale, strategies and significance. Routledge.

38. Li He. (2008) Latin America and China's Growing Interest. In: Zhao Quansheng & Liu Guoli (eds) Managing the China Challenge. Global Perspectives. London; New York: Routledge. pp. 195-214.

Информация об авторах:

Макарычева А. В. - канд. полит. наук, старший преподаватель кафедры испанского языка Московского государственного института международных отношений МИД России (Москва, Россия). E-mail: [email protected] Крюкова Е.В. - канд. полит. наук, доцент кафедры испанского языка Московского государственного института международных отношений МИД России (Москва, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

A.V. Makarycheva, Cand. Sci. (Political Science), senior lecturer, MGIMO University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

E.V. Kryukova, Cand. Sci. (Political Science), associate professor, MGIMO University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 31.01.2023.

The article was submitted 13.01.2022; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 31.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.